Дедовский способ научить читать ребенка

    Большинство пособий для детских садов, азбук для подготовки к школе и букварей («Букварь» Н.С. Жуковой, пособия О.В. Узоровой и Е.А. Нефедовой, О.Л. Соболевой, Л.В. Занкова и т. д.) основаны на буквенно-звуковом анализе слов. Этот метод существует с середины XIX века. По нему учились и сегодняшние взрослые, и их прабабушки-прадедушки. Занимающимся по методу звукового анализа предстоит пройти по следующим ступенькам. Как научить читать по слогам? Прежде всего ребенок знакомится со звуками и буквами и учится вычленять различные звуки в словах, узнает, что звуки бывают твердыми и мягкими, гласными и согласными, глухими и звонкими, что у каждого звука есть обозначение — буква. Затем он осваивает слияние звуков в слоги — складывает «м» и «а» в «ма» и т. д. Сложность постепенно возрастает: от слогов из двух звуков малыш переходит к состоящим из трех и четырех звуков, потом в них появляются мягкий и твердый знаки, стечение гласных или согласных.

    После чтения по слогам ребенок учится составлять из слогов слова — сначала короткие, затем все более сложные. Постепенно «ученик» переходит к чтению предложений и текстов. На последнем этапе он уже пытается осознавать текст, улавливать логику повествования, выделять и запоминать сюжет, его хитросплетения, характеры, поступки, цели героев и т. д.

    Преимущества

    Буквенно-звуковой метод прекрасно совместим со структурой русского языка. Более того, ученые считают, что чаще всего мы по-русски читаем именно по буквам. Просто у взрослых этот процесс происходит настолько быстро и автоматически, что мы его не замечаем. Эта методика развивает фонематический слух, что помогает решать имеющиеся у малыша логопедические проблемы, а также учит чувствовать состав слова, родственность однокоренных слов. И так как большинство взрослых россиян обучалось именно по этому методу, родителям, которым не хватает времени, сил, воображения, игровой мотивации для изобретения собственного подхода к обучению, работать по буквенно-звуковой методике проще всего.

    Недостатки

    Подходит для обучения детей старше 4,5 года; чтобы понять, как буквы объединяются в слоги, а слоги — в слова, ребенку требуется много времени; малыш тратит так много сил на «нанизывание» букв и слов друг на друга, что понять смысл слова или предложения уже не может. Отсюда вытекает и главный минус: кроха слишком долго не может увидеть результат своего обучения и теряет к нему интерес. И в самом деле: вроде старательно и давно занимается, а читать, как мама или бабушка, все равно не получается. Это и неудивительно: методика требует от ребенка хорошего развития логических, аналитических и синтетических навыков и именно на них опирается. По этой причине «правополушарным» детям, тем, кто склонен к фантазированию, творчеству, игре, учиться тяжело и скучно.

    Поделиться:
    1 Комментарий
    • Антонина Кострова says:

      А зачем учить читать ребёнка раньше четырёх лет? Если он не проявляет интереса, нет и смысла. Научится в школе. Если ему интересно, такие дети тоже есть, он и по буквам выучится.
      Статья неполная. Наверное хотели сравнить с методикой Зайцева или Глена Домана?

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: