Что главное в занятиях — интерес или результат? абсолютный слух — с ним рождаются или его добиваются? как выбрать первый музыкальный инструмент? об этом нам рассказала Ирина Никитина, музыкант, победитель международных конкурсов в Женеве.

Ирина, давайте начнем с самого главного вопроса: что такое музыка и зачем она нам нужна?

Музыка — это очень высокая энергия, духовная, практически божественная. Она вносит в нашу жизнь гармонию, побуждает делать новые открытия и пробуждает какие-то желания. Другое дело, что сегодня мы часто спекулируем этим понятием, говорим, что всякая музыка нужна и всякая полезна. Сомнительное утверждение. Давно доказано, например, что есть музыка, которая действует разрушающе. Еще в 70-80-е годы американцы публиковали очень интересные исследования, которые свидетельствовали, что под громкую, жесткую, ритмичную рок-музыку хорошо пьется алкоголь… Бесспорно одно: музыка объединяет и не оставляет равнодушными. И вот туг мы подходим к проблеме воспитания слушателя. Ведь нужны не только потрясающие люди на сцене, но те, кто будут сидеть в зале. Конечно, чем раньше человек начнет слушать хорошую музыку, тем больше от нее возьмет.

То есть знакомить ребенка с музыкой нужно еще до рождения?

Прямых доказательств того, что дети, которым включали Моцарта, когда они находились в утробе матери, более музыкальны, нет. Но допускаю, что такое возможно, ведь эмбрион живет одними вибрациями с мамой, а наш организм — очень тонкая система. Если женщина слушает Шопена, то, скорее всего, будет чувствовать себя в эти моменты умиротворенно, безмятежно и спокойно. Разумеется, такое состояние укрепляет связь матери и малыша.

Но наверняка есть методики раннего обучения музыке?

Методик — миллион. Но здесь есть один нюанс! Нужно фазу расставить приоритеты: вы занимаетесь музыкальным образованием ребенка, чтобы он вырос многогранной личностью, или готовите его к профессиональной деятельности? Если вы просто хотите привить малышу любовь к музыке — замечательно. Это легче и проще. Потому что как только вы делаете выбор в пользу профессиональной стези, готовьтесь к серьезной, упорной работе. Ведь в нашей стране, как и в Китае, любят сделать ставку и «дрессировать» ребенка.

Как зажечь в ребенке музыкальную искорку?
Как зажечь в ребенке музыкальную искорку?

С чего посоветуете начать знакомство с музыкой?

С ритма. Ритм, который является основой музыки, заложен в каждом человеке. Вот ребенок ударил ложкой по тарелке: ему понравился звук, он бьет еще, еще и еще. Даже если он не Робертино Лоретта или ему вообще медведь на ухо наступил, он с удовольствием будет отбивать такт. Я, кстати, не считаю, что слух — это обязательное условие для обучения музыке. Его можно развить. Вряд ли получится сделать абсолютным, но развить можно. Но даже если у ребенка нет музыкального слуха, это не значит, что он не сможет научиться музыку любить, понимать, чувствовать.

Как же «приучать» малыша к хорошей музыке?

Дети сами по себе не станут музыкальными и талантливыми. Но они — великие подражатели. Если родители чем-то искренне увлечены, то и ребенок потянется. Чего я не советую, так это навязывать. Получится обратный эффект.

Тогда скажите, когда можно (или нужно) отдавать ребенка в музыкальную школу?

В советское время, бывало, что и в 3-4 года уже отдавали. Но тут все индивидуально: иные лети в три года умнее пятилеток. В принципе, если вы хотите, чтобы ваш малыш хорошо играл на фортепиано, до 7 лет лучше записаться в музыкальную школу. Но при этом нельзя сказать, что если ребенок начнет заниматься в 4 года, то непременно станет звездой, а если он пойдет в музыкальный класс в 6 лет, то не станет. Это как в спорте: если вы начнете играть в большой теннис в 15 лет, шансы выиграть крупный турнир будут ниже, чем если бы взяли ракетку в руки в семилетнем возрасте.

А определиться с выбором первого (и, возможно, единственного) инструмента?

Шестилетний ребенок сам определится! У детей прекрасно развита интуиция. Он ведь не будет думать о будущих достижениях, количестве концертов и денег, которые можно будет заработать. Он выберет то, что ему нравится и интересно.

С точки зрения музыканта, можете сказать, игрой на каком музыкальном инструменте проще всего овладеть? не будем забывать, что мы говорим о малышах.

На барабане! В этом смысле ударные универсальны: можно барабанить хоть по столу, и в определенном смысле это уже будет музыка. Но классически считается, что фортепиано — самый «понятный» инструмент для знакомства с нотной грамотой. Вот для меня большая загадка, как играют на струнных, хотя у меня папа — виолончелист…

Часто случается такая ситуация: хотел играть, хотел заниматься -и вдруг «перегорел». как мотивировать ребенка на результат?

Главное — не указывать ему на ошибки. Пусть придумывает, импровизирует, творит музыку. Пусть бьет по клавишам, щипает, ударяет — одним словом, извлекает звуки. Восхищайтесь! Спрашивайте: на что похожи эти звуки? Какие эмоции вызывают? Что ты представляешь: каких зверей? каких людей? какой остров? Это нужно для того, чтобы у ребенка развивалось воображение. С помощью музыки мы раздвигаем границы сознания маленького человечка, говорим ему: «Посмотри, какой большой мир!» Такая мотивация — одна из самых важных. Нужно вовремя сказать: «Не бойся!» Не бойся сделать ошибку или взять неправильную ноту. Серьезный музыкант — это не только громкое имя и виртуозная техника. Это человек, которому есть что сказать со сцены. Вы же идете на концерт не просто послушать этюды Шопена (это можно сделать и дома — достаточно просто включить диск). Вы приходите потому, что вам интересен именно этот музыкант, его воображение, его импровизация, его видение мира.

Добавить комментарий