Научите меня читать

    Многие родители задаются вопросом: как научить ребенка читать и в каком возрасте начать это делать? Одни начинают осваивать с младенцем грамоту буквально с пеленок, другие отводят малыша в специальные обучающие и развивающие группы, третьи доверяют это нелегкое дело детскому саду или курсам подготовки к школе. Энтузиасты создают развивающую среду дома, проштудировав множество специальных пособий и накупив кучу красочных таблиц. Но мало выучить буквы, научиться складывать их в слоги и даже запоминать слова и целые предложения. С твердой уверенностью сказать, что ребенок умеет читать, можно лишь в том случае, когда он понимает прочитанное и усваивает текст.

    Когда учить?

    Родители стремятся начать обучение как можно раньше, но при этом порой не учитывают особенности физического и интеллектуального развития малыша. Человеческий мозг созревает постепенно, и, интенсивно развивая те его отделы, которые еще не могут работать в полную силу, мы перегружаем ребенка, создаем психологические проблемы, такие, как недостаточная концентрация, возбудимость, и отбиваем желание учиться. Так как же понять, что маленький человечек физиологически готов к освоению навыков чтения? Ориентирами могут служить следующие показатели. У малыша должен проявиться интерес к буквам и звукам, он должен легко запоминать и повторять новые слова, интересоваться их смыслом, пытаться придумывать названия окружающим предметам, описывать их детали и особенности. Большое значение имеет развитие фонематического слуха. Карапуз должен легко выделять первый и последний звук в слове, определять место заданного звука — в начале, середине или конце слова, вспоминать несколько слов, которые начинались или заканчивались бы на названный звук, слог или содержали его.

    У дошкольника должен быть соответствующий возрасту довольно большой активный словарный запас. Рассказывать о чем бы то ни было он должен правильными распространенными предложениями, а не фразами вроде «дай это вот», «ну, он того этого самого». Его терпения должно хватать на то, чтобы в течение 10-20 минут с увлечением заниматься развивающими играми, 5-10 минут рассматривать картинку, игрушку, животное, пейзаж, при этом замечать детали и говорить о них. Нужно, чтобы кроха мог собрать целое из частей, сложить пазл или головоломку, осознавать ближайшие последствия привычных повседневных действий. Психологи подчеркивают: чтобы учение было успешным, ребенок должен уметь справляться с трудностями, хотя бы небольшими, и достойно принимать свои неудачи. Облегчат процесс освоения нелегкой науки хорошо развитые мелкая моторика, глазомер, а также умение ориентироваться на листе бумаги. И, конечно же, обязательна любовь к книге. Это очень важно: когда малышу много читают, ему тоже хочется начать читать самостоятельно. В процессе обучения только с таким ребенком срабатывает хитрость: «Ой, мне надо срочно сделать то-то и то-то. Ты пока прочитай этот абзац сам!»

    Подготовительный этап

    Как быстро научить ребенка читать? Не торопитесь сразу брать быка за рога и наседать на азбуки и буквари. Посвятите пару месяцев словарным и разговорным играм. Это и «Съедобное-несъедобное», «Я знаю пять…», «Скажи наоборот», «Назови то, что начинается (заканчивается) на…», игры в слова и ассоциации. Ими можно развлекаться по дороге в садик, поликлинику или магазин.

    Гуляя с малышом, придумывайте рассказы обо всем, что попадается на глаза: листьях, птицах, насекомых, ручейке, машинах. В процессе беседы дополняйте друг друга и постепенно передавайте «бразды правления» сыну или дочке. Так вы обогатите словарный запас, разовьете ассоциативное мышление и логику ребенка, без чего научиться читать совершенно невозможно. Читая с карапузом книги, обязательно обсуждайте их. При этом важно, чтобы высказывался именно ребенок, чтобы он свободно мог сказать, что ему понравилось, почему, какие мысли о сюжете и его поворотах, о героях возникли в процессе слушания. Так вы научите маленького человечка вступать в диалог с текстом, быть внимательным слушателем и читателем, обдумывать текст и критически относиться к нему. И, наконец, нужно выбрать, по какой методике учить ребенка читать. Их сегодня существует больше двух десятков. Нельзя сказать, что какая-то из них удобнее и позволяет проще и быстрее освоить нужный навык. Любая потребует и от родителей, и от ребенка довольно больших умственных и физических затрат. Ориентируйтесь на индивидуальные особенности «учителя» и «ученика», подвижность, усидчивость, внимательность ребенка, готовность взрослого к игре или к более «серьезным», «академичным» занятиям. Чтобы получить представление о разных методиках, не поленитесь бегло ознакомиться с ними, хотя бы сходите в книжный магазин и полистайте методические указания и книжки, обучающие чтению.

    Поделиться:
    1 Комментарий
    • Антонина Кострова says:

      Спасибо, хорошая короткая статья. Всё по делу. Мы часто хотим от детей того, чего не делаем сами. если ребёнок с рождения не видит, что родители читают, скорее всего и у него интереса не будет. Нужно читать не только ребёнку, но и самим себе.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: