Оказывается, не все так страшно

Все дети любят мультики. И, хотим мы того или нет, через мультфильмы дети усваивают те или иные стереотипы поведения, в том числе гендерные. Девочки мечтают быть красивыми, как фея Винкс, а мальчики — храбрыми и ловкими, как Человек-паук. Чему же учат наших малышей забавные персонажи? Насколько это безопасно* для детей в плане формирования идеальной модели?

Феи, супермены и почтальон Печкин — какие мультфильмы смотрят наши дети

Сначала исследователи выяснили, какие мультфильмы чаще всего смотрят российские первоклассники. Получился такой рейтинг: на первом месте «Винкс» — суперпопулярный «девочковый» сериал о феях, модницах и кокетках. На втором месте два влиятельных отечественных мультсериала: «Смешарики» и «Маша и медведь». Далее: «Человек-паук», «Лунтик», «Мадагаскар», «Том и Джерри», «Спанч-боб», «Смурфики». Из старых отечественных мультфильмов в десятку самых популярных вошли только «Трое из Простоквашино».

Итак, современные дети смотрят современные мультфильмы, как отечественные, так и зарубежные; предпочитают мультсериалы и сиквелы завершенным полнометражным историям; некоторые мультфильмы имеют ярко выраженную гендерную окраску: «Винкс» — это «женский клуб», «Человек-паук» — мужской.

Какие образы формируют современные мультфильмы

Контент-анализ самых популярных мультиков показал, что подавляющее большинство женских и мужских мульт-образов находятся вне поля семейных отношений. Это либо независимые, самостоятельные женщины, либо женщины и мужчины-друзья. Значительная часть героинь — кокетки, то есть легкомысленные создания, стремящиеся понравиться персонажам противоположного пола и не играющие никакой иной роли в сюжете мультфильма (примерно 18% от общего числа рассматриваемых образов).

Реже всего встречался в мультфильмах образ главы семьи. Из женщин, кроме строгой мамы из «Простоквашино», и вспомнить некого. Вместо «отцов семейства» на экране немало старых мудрых дядюшек и дедушек. Это, скорее, старшие товарищи, но не члены семьи.

Социолог пришла к печальному выводу: «Мультфильмы нашего рейтинга не формируют в сознании детей в полной мере представления о правильной социальной роли мужчин».

Что касается транслируемой мультиками роли женщины, то это совсем не патриархальный, но вполне адекватный современный образ: независимая, самостоятельная героиня, отлично существующая вне семьи.

С чем сравнивать?

Допустим, транслируемые в мультфильмах мужские и женские образы вызывают неоднозначную реакцию — далеко не все хочется одобрить. Но чтобы назвать их правильными и неправильными, нужно выбрать сколько-нибудь объективную контрольную точку для сравнения. Для этого на заключительном этапе исследования социолог обращается к другим гендерным исследованиям.

Стереотипное представление об идеальной женщине выражается такими эпитетами: «Добрая, мягкая, мечтательная, слабая, женственная, кроткая, эмоциональная, нежная, сентиментальная, очаровательная, чувственная, покорная, спокойная, застенчивая, привлекательная, зависимая». Идеальный мужчина, согласно мнению масс: «активный, амбициозный, бесстрастный, властный, доминирующий, изобретательный, смелый, мужественный, инициативный, мудрый, логичный, трезвомыслящий, предприимчивый,убедительный, уверенный».

Очевидно,что этим социально психологическим портретам мультяшные герои мало соответствуют. Следовательно, наши дети любят персонажей, которые далеки от идеалов предыдущих поколений. Автор исследования беспокоится, что гендерные модели поведения, которые формируются у детей при просмотре современных мультсериалов, неприемлемы и оказывают негативное влияние на психику юных зрителей.

У страха глаза велики

Да, в современных мультфильмах встречаются не только традиционные, классические образы мужчин и женщин, но и новые, непривычные, такие как независимая и одинокая девушка. Угрожает ли это психике ребенка или его дальнейшей жизни? Вряд ли. Ведь эти же новые образы появляются в реальной жизни, постепенно становятся привычными. Для художников, мультипликаторов, писателей вполне естественно отражать в своих произведениях новые черты реальности.

Далее. Сам факт несовпадения мультипликационных образов с образами традиционной семьи еще ни о чем не говорит. Не стоит забывать, что мультфильм — это культурный артефакт, который не может и, наверное, не должен быть отражением схематического стереотипичного образа. Напротив, в книгах, мультфильмах дети ищут новое и непривычное, но это не значит, что они непременно будут воспроизводить оригинальные схемы в будущем.

Итак, получив данные о гендерных типах, встречающихся в современных мультиках, не обязательно паниковать и готовиться к худшему. Однако кое-что можно принять к сведению.

Прежде всего: согласно результатам исследования, гендерные роли современных мульт-героев достаточно разнообразны. Здесь есть и родители, и компании друзей, и волки-одиночки, и девушки-кокетки, и маменькины сынки. Следовательно, у детей есть все шансы, чтобы усвоить полную, красочную, богатую палитру гендерных отношений. Затем, обратим внимание на то, что в десятке самых популярных произведений есть и зарубежные, и отечественные мультсериалы. Значит, наши соотечественники наряду с гигантами мировой киноиндустрии участвуют в воспитании нового поколения.

Получается, родители могут быть спокойны? Почти. Но давайте все-таки сформулируем некоторые правила отношений между детьми, родителями и мультфильмами.

Три золотых правила
  1. Ликбез. Старайтесь объяснять ребенку, что такое мультфильм. Это не абсолютная реальность, не идеальная картинка, не руководство к действиям, а всего лишь произведение, с которым можно спорить, не соглашаться, что-то принимать — или не принимать.
  2. Разнообразие. Лучше всего, если ребенок смотрит разные мультфильмы, с разными образами, нормами и ценностями. «Зацикливание» на одном и том же мультике можно остановить совместным просмотром чего-то нового и увлекательного.
  3. Контакт. Старайтесь находить время, чтобы смотреть хотя бы некоторые мультфильмы вместе с ребенком. Не упускайте случая спросить ребенка, чем ему так нравится данный герой, какие черты персонажа хотелось бы перенять. Не мультфильмы, а именно родители остаются настоящими воспитателями своих детей.

От mother

Один комментарий к “О влиянии современных мультфильмов на детскую психику”
  1. Дети берут пример распределения ролей в семье из примера собственной семьи. Они не из мультиков учатся, а из жизни.
    К тому же, если вспомнить народные сказки, то на ум всегда приходит:»Жили-были дедушка и бабушка, и была у них внучка Машенька». Про мать с отцом нечасто.

Добавить комментарий