Обучение самостоятельному одеванию

Психологическое «созревание» и осознанные действия надевания на себя какой-либо одежды, как правило, происходят у ребенка ближе к трехлетнему возрасту. Конечно, и раньше малыш пробовал на себя что-то надеть. Но это скорее является элементом интуитивной игры, манипуляций с разными предметами и, как конечным результатом, встречей с родительской реакцией (радостью, раздражением, равнодушием).

Целенаправленно приступать к обучению самостоятельному одеванию можно примерно с двух лет. Как правило, в три года дети уже идут в детский сад, и очень важно, чтобы к этому возрасту они обладали элементарными навыками самостоятельного одевания. Если в это время малыш начинает постепенно самостоятельно надевать пижаму, носочки, застегивает ботиночки на липучке, то к четырем годам он, как правило, уже умеет сам надевать майку, трусики, кофту, куртку, брюки, юбку, платье, обувь (без шнурков). С каждым годом навыки увеличиваются, и к семи годам ребенок вполне может себя полностью одеть сам.

Снимите это немедленно!

Обучение детей одеванию, как это ни парадоксально, начинается с… раздевания. Крохе, которому исполнился годик, пробует стянуть с себя шапочку или варежки. Это очень важно, потому что является постепенным накоплением его внутреннего опыта для более осознанных действий в дальнейшем. Восхититесь новым умением, а потом — предложите попытаться надеть снятое. Вместо того чтобы неожиданно — потому что «время пришло» — учить его одеваться, не пресекайте эти пробы в раннем возрасте. Покрикиваниями, одергиваниями, обесценивающими фразами («я сама, времени мало», «у тебя плохо получается», «у тебя руки-крюки» и т.д.) можно надломить его инициативность и веру в себя. Чтобы пальчики хорошо работали, с грудничкового возраста практикуйте пальчиковые игры, с годовалыми -мните, давите, размазывайте пластилин. Приобретите или смастерите сами пособия, где есть шнурки, липучки, пуговицы разных размеров с петельками, чтобы ребенок учился манипулировать различными вариантами (сейчас существует много подобных игрушек-тренажеров).

Вспомнить всё

Как и любой другой навык, умение одеваться формируется у ребенка постепенно. Но быстрее это произойдет с вашей помощью.

ОБЕСПЕЧЬТЕ СВОБОДНЫЙ ДОСТУП К ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЕ. Ребенок должен не только уметь правильно одеться, но и содержать свою одежду в порядке: уметь складывать ее, сортировать по предметам, отличать грязную от чистой и т. п.

ПРОДУМАЙТЕ ГАРДЕРОБ. Прежде чем расплачиваться за выбранную в магазине детскую одежду, мысленно наденьте ее на свое чадо. Штанины брюк должны быть свободными, пояс — регулирующимся, а горловина у маек, футболок и свитеров — достаточно широкой. С трудными конструкциями и фасонами (множество «молний», пуговиц, крючков и липучек) лучше повременить.

РАССКАЖИТЕ О ПОРЯДКЕ НАДЕВАНИЯ ОДЕЖДЫ. Обязательно проговаривайте последовательность: сначала трусики и майка, потом носочки, следом -штанишки и т.д. Для того чтобы малыш быстрее запомнил ее, читайте книжки и рассматривайте картинки.

НАУЧИТЕ ОТЛИЧАТЬ ЛИЦЕВУЮ СТОРОНУ ОТ ИЗНАНОЧНОЙ. Также не забывайте о понятиях «перед» и «зад». Придумайте отличительные метки (например, на передней стороне однотонной футболки сделайте нашивку).

ПОДЕЛИТЕСЬ СЕКРЕТАМИ ОДЕВАНИЯ. Расскажите, почему свитера и футболки нужно начинать надевать с макушки (если попытаться пролезть в горловину лицом, можно застрять), а со штанами и колготками удобнее расправляться, сидя на краю дивана или кровати.

Не хочу, не буду!

«Почему он не хочет одеваться?» — вздыхаете вы, устав гоняться за малышом с охапкой одежды под мышкой. Самые распространенные причины такого нежелания следующие.

НЕУМЕНИЕ. Это самое просто объяснение и легко решаемое, если кроха еще просто мал для самостоятельного одевания. Ситуация же, когда раз за разом вы, экономя время, упаковывали ребенка в одежду сами, а потом вдруг решили, что «в пять лет пора бы самостоятельнее быть», может иметь неприятные последствия. Он может расплакаться, разозлиться, оцепенеть от ужаса, неожиданно захотеть в туалет, попить, то есть в целом будет сопротивляться тому, чего от него ждут.

СКУКА. Распознать эту причину довольно легко: как только вы приближаетесь к чаду с ворохом одежды, он пускается от вас наутек. Есть возможность — поддержите затею ребенка. Проигравший -одевается. Если время поджимает, сначала строго предупредите («Ровно через 10 минут выходим из дома!»), а затем начните демонстративно собираться. Еще один способ «оживить» одевание -рассказывать в процессе всевозможные стишки и считалочки.

НЕУДОБСТВО. Комфорт — одно из важнейших требований к одежде. Двух-и трехлетнему ребенку легче будет надевать на себя одежду с наименьшим количеством застежек и «молний», с достаточно свободной горловой частью у свитера, водолазки. Обувь желательно иметь не только со шнурками, но и на липучках. Дети любят удобную, комфортную, неколючую одежду. Так как на прогулке они постоянно играют, двигаются, принимают различные позы, то взрослым важно подбирать одежду, не стесняющую их движений. Все неудобства, связанные с одеждой, ребенок запоминает, и он, сам того не осознавая, может сопротивляться одеванию.

ПЛОХОЕ НАСТРОЕНИЕ. Иногда отказ малыша от выхода из дома может быть вообще никак не связан с одеванием: плохо спал ночью, в течение дня наказали, сломалась игрушка, начинает заболевать и т.п. Ведь для ребенка просто одеться -это приложить большое усилие, проявить терпение, удержать внимание. В подобных ситуациях на самостоятельное одевание не хватает сил. А плач — это самый быстрый способ снятия психического напряжения. Если у взрослого человека, как правило, срабатывает внутренний контроль над своим состоянием и настроением (он одевается и идет по своим делам, на работу), то у ребенка это отсутствует. Чем меньше малыш, тем сильнее его связь с собственным телом, с его реакциями. То есть в три-четыре года (и даже в пять лет) ребенку невозможно самому себе сказать: «Стоп, я должен собраться». Наверное, практически у всех бывают ситуации, когда ребенка нужно «быстро собрать». Найдите минутку, пока одеваете малыша (или пока вы находитесь в дороге), и расскажите, почему сегодня за него это делали вы. Эти объяснения нужны для того, чтобы у него тоже была целостная картина происходящего, а не обрывки.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Войти с помощью: