Что такое память и запоминание?
Память – это одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная для сохранения, накапливания и воспроизведения информации.
Таким образом, под памятью понимается система, состоящая из нескольких элементов:
1 | Запоминание– процесс памяти, посредством которого происходит восприятие новой информации и запись этой информации в общую систему мышления и ассоциативных связей. Ключевой функцией запоминания является создание смысловых связей как результата работы нашего мышления и интеллекта над содержанием запоминаемого материала. Запоминание – очень важный процесс, развитию которого будет уделено ключевое внимание в нашем курсе. Однако этот процесс не является единственным. |
2 | Хранение– процесс системного накапливания информации в памяти, включающий переработку и усвоение этой информации. Без хранения информации в памяти невозможно обучение человека. Кроме того, именно от этого процесса напрямую зависят такие важнейшие способности, как мышление и речь. |
3 | Воспроизведение– это процесс репрезентации и узнавания хранимой в памяти информации, которая также называется воспоминаниями. Воспроизведение бывает непроизвольным и произвольным. В нашем курсе будет уделено особое внимание произвольному (специальному, осознанному) воспроизведению. |
Также можно выделить забывание. Оно тоже является процессом памяти, а точнее проблемой ее развития. Потеря возможности воспроизводить выученную информацию может быть частичной (воспроизведение не полностью или с искажением) или полной (невозможность воспроизведения и узнавания). Подробнее о решении проблемы забывания вы тоже узнаете из этого курса.
Зачем это нужно
Каждый человек должен понимать, почему необходимо развивать память. Во-первых, чтобы быстро запоминать и воспроизводить нужную информацию. Это позволит избавиться от многочисленных списков и записей и держать всё в голове. Во-вторых, чтобы предупредить раннее старение и такие возрастные заболевания, как Альцгеймера или Паркинсона. В-третьих, чтобы попутно улучшить другие когнитивные способности.
Развить внимание
Оно позволяет быстро и легко сосредотачиваться на самых важных проблемах, замечать мелочи. Это упорядочивает и организует жизнь.
Развить мышление
Большинство методик позволяет одновременно улучшить работу мозга и развить память, тем самым повышая интеллект. Развивается сразу несколько видов мышления: ассоциативное, наглядно-образное, логическое. Это позволяет оперативно решать задачи, отсеивая всё ненужное и быстро отбирая только важную информацию.
Развить воображение
Появляется возможность решать проблемы нестандартными, но весьма эффективными способами.
Замедлить процессы старения
При активном использовании мозга и постоянных нагрузках на него с возрастом его состояние не ухудшается.
Память в психологии
Память в психологии — это определение возможностей человека запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать информацию собственного опыта. Это свойство помогает человеку перемещаться в пространстве и времени. Существуют разные психологические теории, в которых есть собственный взгляд на данное понятие.
В ассоциативной теории ключевым понятием есть ассоциация. В памяти она осуществляет соединение частей воспринятого материала. Когда человек что-то воспоминает, он начинает искать связь между этими материалами и теми, которые нужно воспроизвести. Образование ассоциаций имеет закономерности: схожесть, смежность и контраст. Схожесть проявляется в том, что материал, который запоминается, потом воспроизводится через связь со сходным материалом. Смежность происходит, когда поступающий материал запоминается в связи с предыдущим материалом. Контраст выражается в том, что материал, который должен запомниться отличается от того, который сохраняется.
Согласно бихевиорестической теории, запоминанию материала способствуют специальные упражнения. Такие упражнения помогают лучше и быстрее фиксировать внимание на предметах, эпизодах. На качественное запоминание имеют влияние несколько факторов: возраст, индивидуальные характеристики, интервал между упражнениями, объем материала и другие.
В когнитивной теории данный процесс характеризуется, как некоторая совокупность блоков и процессов трансформации информационного материала. Одними блоками обеспечивается распознавание выразительных черт материала, другими создается когнитивная ориентировочная карта информации, с помощью третьих удерживается информация, четвертый блок преобразовывает материал в конкретную форму.
Деятельностная теория рассматривает этот процесс, как активный компонент связи между человеком и миром. Это происходит через процессы анализа, синтеза, группирования, повторения и выделения признаков, с их помощью также создается мнемический образ, своеобразная форма материала, в котором заключается личностное отношение человека. На запоминание также влияют внешние знаки-стимулы, которые позже становятся внутренними и человек, руководствуясь ими, управляет этим процессом.
Виды памяти: что мы запоминаем
В своей жизни мы сталкиваемся с необходимостью запоминать очень разнообразную информацию, поступающую к нам в головной мозг через разные каналы и различными способами. В зависимости от того, какие психические процессы задействованы, различают и виды памяти.
Образная память
Самый большой объем информации в нашей памяти хранится в виде чувственных образов. Можно сказать, что на нашу память работают все органы чувств:
- зрительные рецепторы поставляют визуальные образы, в том числе и информацию в виде печатного текста;
- слуховые – звуки, в том числе музыки и человеческой речи;
- осязательные – тактильные ощущения;
- обонятельные – запахи;
- вкусовые – разнообразные вкусы.
Образы в мозгу начинают накапливаться буквально с рождения. Этот вид памяти не только самое большое хранилище информации, она может отличаться и буквально феноменальной точностью. Известна так называемая эйдетическая память – фотографически точное, детальное запоминание образов. Наиболее изучены случаи такого запоминания в области зрительного. Эйдетики встречаются крайне редко и обычно имеют какие-то отклонения в психике, например:
- аутизм;
- шизофрению;
- склонность к суициду.
Моторная или двигательная память
Это очень древний вид запоминания, возникший на заре эволюции. Но память на движения и сейчас играет огромную роль, причем не только в спортивной деятельности. Вот мы идем к столу, берем кружку, наливаем в нее чай, записываем что-то в блокноте, разговариваем – все это движения, и они невозможны без моторной памяти. Что уж говорить о значении двигательных навыков в труде или спорте. Без моторной памяти невозможно:
- обучение детей письму;
- овладение навыками вязания, вышивки, рисования;
- даже обучение малышей ходьбе требует активности двигательной памяти.
Эмоциональная память
Память на чувства менее заметна в повседневной жизни людей и кажется менее значимой. Но это не так. Эмоциями пропитана вся наша жизнь, и без них она бы утратила свой смысл, да и привлекательность тоже. Лучше всего, конечно, запоминаются яркие эмоционально окрашенные события. Но мы способны помнить не только горечь обиды или фейерверк первой любви, но и нежность общения с матерью, радость от встречи с друзьями или от полученной в школе пятерки.
Эмоциональная память имеет ярко выраженный ассоциативный характер, то есть воспоминания активизируется в процессе установления связи – ассоциации с каким-то явлением или событием. Нередко достаточно какой-то незначительной детали, чтобы на нас вновь хлынул водопад чувств, которые мы переживали когда-то. Правда, чувства-воспоминания никогда не достигают той силы и энергии, которая была присуща им впервые.
Эмоциональная память важна еще и потому, что лучше всего запоминается и дольше хранится эмоционально окрашенная информация, связанная с яркими чувствами.
Словесно-логическая память
Этот вид памяти считается исключительно человеческим. Любители домашних питомцев могут возразить, что животные, например, собаки и кошки тоже могут хорошо запоминать слова. Да, это так. Но слова для них просто сочетания звуков, связанных с тем или иным зрительным, слуховым, обонятельным образом. У человека же словесно-логическая память носит смысловой, осознанный характер.
То есть мы запоминаем слова и их сочетания не как звуковые образы, а как некие смыслы. И ярким примером такого смыслового запоминания может служить рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия». В нем человек запомнил фамилию по смыслу, а потом долго вспоминал эту «лошадиную» фамилию. А она оказалась Овсов. То есть сработало именно ассоциативно-смысловое запоминание.
Кстати, лучше работает словесно-логическая память, когда нужно запомнить не отдельно взятые слова, а их осмысленные конструкции – предложения, объединенные в текст, имеющий более развернутый смысл. Словесно-логическая память не только самый молодой вид, но и требующий осознанного, целенаправленного развития, то есть связанная с приемами запоминания и произвольной психической деятельностью.
Виды памяти: как мы запоминаем
Обилие поступающей в мозг информации требует ее сортировки, и не все, что мы получаем по сенсорным каналам, запоминается само по себе. Бывает, что для запоминания требуется приложить усилия. В зависимости от степени активности психической деятельности память делится на непроизвольную и произвольную.
Непроизвольная память
Мечта каждого школьника и студента, чтобы знания запоминались сами по себе безо всяких усилий. Действительно, очень много информации так и запоминается – непроизвольно, то есть без волевых усилий. Но чтобы включился механизм непроизвольной памяти, необходимо важное условие. Запоминается непроизвольно то, что привлекло наше непроизвольное внимание:
- яркая, сильная и необычная информация (громкие звуки, сильные вспышки, фантастические картины);
- жизненно важная информация (ситуации связанные с угрозой для жизни и здоровья самого человека и его близких, важные, ключевые события в жизни и т. д.);
- данные, связанные с интересами, увлечениями и потребностями человека;
- эмоционально окрашенная информация;
- то, что непосредственно связано с профессиональной или включается в трудовую, творческую деятельность.
Другая информация сама собой не сохраняется, разве что умный студент сможет увлечь себя и заинтересоваться учебным материалом. Тогда для его запоминания придется приложить минимум усилий.
Произвольная память
Любое обучение, будь то школьные занятия или овладение профессиональной деятельностью, содержит не только яркую, увлекательную информацию, но и просто нужную. Она необходима, хоть и не слишком интересна, и ее следует запомнить. Для этого-то и служит произвольная память.
Это не только и даже не столько простое убеждение себя, что «вот это надо обязательно сохранить у себя в голове». Произвольная память — это прежде всего специальные приемы запоминания. Их еще называют приемами мнемотехники по имени древнегреческой музы памяти Мнемозины.
Первые приемы мнемотехники были и разработаны в Древней Греции, но они и сейчас эффективно используются, а также создано много новых методик, облегчающих запоминание сложной информации. К сожалению, большинство людей с ними мало знакомо и используют просто многократное повторение информации. Это, конечно, самый простой, но и наименее эффективный прием запоминания. В нем теряется до 60 % информации, а усилий и времени он требует много.
Вы познакомились с основными видами памяти, которые изучает психология и которые имеют принципиальное значение в жизни человека, в овладении знаниями и профессиональными умениями. Но в различных областях науки можно встретиться еще и с другими видами этого психического процесса. Например, есть генетическая, автобиографическая, реконструктивная, репродуктивная, эпизодическая и другие виды памяти.
Особенности
Как утверждает психология, память — это динамичная нейропсихологическая система, которая может и улучшаться, и разрушаться. Её развитие может идти в двух направлениях:
- Филогенетическое, естественное развитие в соответствии с возрастом по мере накопления жизненного опыта под влиянием бытовых факторов.
- Онтогенетическое, искусственное развитие у каждого отдельного человека, заранее организованное и продуманное, осуществляемое через различные эксперименты.
В психологии выделяют следующие особенности развития в филогенезе:
- изобретение и совершенствование мнемотехник;
- создание и улучшение способов фиксации, сохранения и воспроизведения информации;
- обмен информацией, обмен опытом между поколениями и странами, чтобы развивать коллективную память;
- изучение языков;
- создание дидактик и методик образования;
- переход от механической памяти к смысловой, от непосредственной к опосредованной, от непроизвольной к сознательной.
Что касается онтогенеза, здесь уже каждый отдельный индивидуум самостоятельно задумывается над тем, как он будет развивать свои способности. Психологи выделяют в данном вопросе несколько направлений, по которым можно двигаться:
- полный контроль над собственными психическими функциями (в том числе мнемоническими способностями), волевое регулирование ими;
- переход от внешних приёмов их развития к внутренним;
- включение интеллекта в процессы фиксации, сохранения и воспроизведения информации;
- целенаправленное овладение мнемотехникой.
В. Я. Ляудис (доктор психологических наук) выделила 4 уровня развития памяти в онтогенезе:
- Низший уровень — непосредственная, непроизвольная.
- I уровень — опосредованная внешне, произвольная.
- II уровень — опосредованная внутренне, произвольная.
- Высший уровень — феноменальная.
Более подробно изучить вопрос, как развивается память в филогенезе и онтогенезе, можно, прочитав труды таких психологов, как А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко, П. П. Блонский, З. М. Истомина, А. А. Смирнов, Л. С. Выготский.
Советы для улучшения работы мозга
Именно в мозге хранится вся информация. От его работы зависит, как быстро мы сможем запомнить нужные сведения и как легко потом воспроизведем их.
Чтобы улучшить память, я советую делать следующее:
- Включить в рацион продукты, улучшающие работу мозга. В ходе научных исследований были выявлены продукты, стимулирующие память. Лидером здесь оказался зеленый чай. Такими же свойствами обладают омега-3 жирные кислоты, содержащиеся в морской рыбе, оливковом масле и орехах. Кроме того, большую пользу для работы мозга приносят куркума, шалфей, ваниль и розмарин.
- Периодически употреблять жевательную резинку. В процессе активного жевания улучшается приток крови к мозгу, а это активизирует его работу и помогает вспомнить забытую информацию.
- Спать не менее семи часов. Хронический недосып очень плохо отражается не только на общем самочувствии человека, но и на работе мозга. Человек, который не высыпается, становится рассеянным и забывчивым. А ведь именно во сне мозг анализирует полученную за день информацию и фильтрует ее. Поэтому полноценный и здоровый сон – залог хорошей памяти.
- Медитировать. Медитация помогает расслабиться, успокоиться, снять стресс. В таком состоянии гораздо проще вынимать нужные воспоминания из своей памяти. Если вам нужно что-то срочно вспомнить, сядьте в удобное положение, закройте глаза, глубоко дышите. Вокруг не должно быть никакого постороннего шума и прочих отвлекающих факторов. Так вы сможете извлечь необходимую информацию даже из самых глубинных слоев памяти. Регулярные занятия медитацией улучшают общее настроение и заряжают энергией.
- Разбавлять серые будни. Мы очень хорошо запоминаем те события, которые происходят неожиданно, внезапно и не вписываются в картину нашего обычного дня. Поэтому меняйте маршрут, когда идете на работу или в магазин. Позавтракайте в кафе вместо привычной домашней кухни. Вносите разнообразие в свою жизнь. Мозг отреагирует на это интенсивной работой.
Развитие памяти: методики
Тренируйте процесс запоминания
Придумайте образы, которые помогут вам запомнить ту или иную информацию или действие. Например, номер телефона может быть связан с вашим возрастом, а процесс включения пароварки это «красненькая кнопка, потом синенькая кнопка, как мое платье на выход». Придумывайте ассоциации, которые помогут вам воспроизвести в памяти нужные знания.
Воспроизводите детали
Вы не можете найти телефон? Куда вы собирались? На пробежку. Значит, надевали спортивный костюм. Но в спортивных брюках нет карманов, наверное, вы хотели положить его в куртку. Пока вы надевали куртку, телефон пришлось бы куда-то положить. Вот же он, на полке! Примерно так можно найти много потерянных вещей. Если не можете вспомнить событие, вспомните как можно больше деталей, которые его сопровождали.
Повторяйте себе нужную информацию
Иногда помогает элементарно произнести что-то вслух: «завтра в 10 часов утра у меня совещание». Повторите это несколько раз, велик шанс, что вы запомните это даже лучше, чем, если бы просто записали.
Все время считайте
Даже, если со времен школы вам больше не нужен курс арифметики, и вы считаете только сдачу в магазине, попытайтесь давать себе несложные задачи на вычисление. Арифметика очень хорошо тренирует мозг. Пять человек ждут автобус на остановке, в автобусе всего тридцать посадочных мест, там уже едет двадцать семь человек, скольким людям придется стоять? Это поможет не только скоротать время, но и развить память.
Учите иностранные языки
Даже, если вам никогда не пригодятся хинди и китайский — изучение иностранных языков положительно влияет на способность запоминать то, что действительно важно. И, потом, кто знает, куда вы отправитесь в путешествие? Недаром программы по активному долголетию всегда включают в себя языковые курсы.
Упражнения для улучшения мозговой активности
Тренировать память можно и нужно в любом возрасте. Даже после 50, 60, 70 лет можно легко запоминать информацию, если постоянно развивать свой мозг.
Упражнение “Целлюлярный токинг”
Это очень простое и в то же время эффективное упражнение, которое поможет увеличить скорость мышления и заставить нейроны мозга работать в полную силу.
Суть в следующем. Вам нужно быстро называть предметы, расположенные в комнате: стол, телевизор, люстра, занавески, карандаш, мобильник, шкаф и т. д. Можно просто перечислять названия, а можно описывать их вместе со свойствами. Например, красная лампа, деревянная неприметная шкатулка, бежевый линолеум в клетку и т. п.
Вскоре вы увидите, что паузы между словами становятся все длиннее, в ход пошли жесты, вы начинаете запинаться и путаться. Будьте уверены, со временем вас хватит на более продолжительное время. Получаться будет все лучше и лучше.
Упражнение “Слова наоборот”
Этот метод поможет совместить развитие памяти и внимания. Придумывайте слова и произносите их наоборот. Например, “магазин – низагам”, “капитан – натипак” и т. п.
Важно не записывать и читать с листочка, а именно представлять слова в уме. Для начала можно брать простые слова (нос, лис, кит, том), а дальше переходить на более сложные.
Чтобы было проще, делите длинные слова на слоги, а уже потом мысленно переворачивайте:
- картина: “кар-ти-на” – “ан-ит-рак”;
- колонка: “ко-лон-ка” – “ак-нол-ок”.
Упражнение “Склад памяти”
Очень хорошая тренировка. Вам нужно назвать фамилии всех известных вам поэтов или писателей.
Здесь можно экспериментировать как угодно. Вместо имен можно перечислять, например, животных саванны, растения, города, реки, прочитанные вами книги, посещенные места, бывших одноклассников, расписание уроков ребенка и т. п.
Упражнение с картами
Вам понадобится колода игральных карт. Смешайте их и вытяните последовательность из 6 карт (число можно постепенно увеличивать). Внимательно посмотрите на них в течение 30 секунд, а затем переверните рубашкой вверх. Попробуйте вспомнить все карты в той последовательности, в которой они лежали перед вами.
Уверена, вам интересно будет узнать, как можно научиться лучше запоминать информацию. Специально для вас мы подобрали эффективные мнемотехники и рекомендации психологов по быстрому запоминанию.
Упражнение “Как прошел день”
Выполнять его полезно перед сном. Когда вы лежите в кровати, постарайтесь вспомнить все детали прошедшего дня: где вы были, с кем разговаривали и о чем, в какой одежде пришла на работу ваша коллега, кто звонил вам на мобильный и в какое время, какая музыка играла в маршрутке, на что вы обращали внимание в продуктовом магазине и т. д.
Важно! Такая тренировка должна походить на перебирание бусин в четках: первое событие, затем второе, а за ним идет третье. Это исключительно процесс вспоминания. Если вы начнете выполнять работу над ошибками и вовлекать эмоциональную оценку, упражнение по тренировке памяти превратится в ритуал сожаления и вместо пользы вы рискуете получить бессонницу.
А если вам нужно запомнить какой-либо материал, лучше всего воспользоваться методом Фейнмана.
Упражнения для развития памяти
Каждый вечер вспоминайте события дня
Перед сном воспроизводите события дня в мельчайших деталях. Вспомните, во что были одеты ваши коллеги, что стоит на столе у начальника. Ваш мозг научиться выдавать нужную информацию по вашему запросу.
Записывайте сны
У снов нет сакрального значения, но вести дневник снов стоит не для того, чтобы смотреть в антинаучных книгах тайные знаки их содержания, а для того, чтобы тренировать свою память. Это правда работает!
Скачайте на телефон игры для развития памяти
Развлекательных приложений для развития памяти действительно очень много. Некоторые, например, предлагают запомнить порядок картинок и цифр и воспроизвести его.
Запоминайте ценники на продукты
Запоминая информацию, которую обычно не держат в голове, вы натренируете свой мозг держать в памяти и нужное. К тому же, вы сможете поддержать любой разговор о ценах на достойном уровне: «как подорожала картошка!».
Приготовьте еду, не заглядывая в рецепт
Прочитайте рецепт один раз и начинайте готовить. Даже, если в этот раз выяснится, что вы не добавили начинку в пирог — в следующий мозг усвоит, что ему надо было быть внимательнее, и вы запомните больше, что тоже — неплохая тренировка.
Картинки найди 10 различий
Может показаться, что картинки с поиском различий — развлечение для детей, но это совсем не так. Такие упражнения на тренировку памяти полезны и взрослым.
«>
Незаметная тренировка в повседневной жизни
В этом разделе я собрала для вас самые простые, но от этого не менее эффективные рекомендации, которые вы без труда сможете выполнять в домашних условиях, что называется, на фоне:
- Чаще работайте левой рукой (если вы левша, то правой). Чистите зубы, мойте посуду, пишите записки, застегивайте пуговицы, держите столовые приборы, чистите ванную и т. д. Этим вы поможете менее активному правому полушарию стать лучше, а в качестве бонуса разовьете творческие способности и нестандартное мышление.
- Развить сенсорные навыки помогут занятия с закрытыми глазами. Ходите по квартире, принимайте душ, трогайте предметы, но не смотрите на них. Это упражнение можно выполнять даже в общественном транспорте: перебирайте монетки в своем кармане и пробуйте определять их достоинство.
- Чтобы проверить работу мозга, составляйте список продуктов перед походом в магазин, но держите его в кармане, а сами покупки набирайте в корзину по памяти. Дома вы сможете сверить, насколько содержание пакетов соответствует изначальному плану.
- Все привычное утомляет и угнетает мозг. Старайтесь вносить в свою жизнь даже самые маленькие изменения. Переставьте мебель или переложите вещи с их привычных мест, приготовьте новое блюдо с необычным вкусом, походите по дому в разной обуви (на правую ногу наденьте тапок, а на левую – туфлю на каблуке). А еще очень полезно периодически менять свои привычные маршруты. К примеру, дойдите до ближайшего магазина другой дорогой или воспользуйтесь лестницей вместо лифта.
- Для тренировки памяти и речи попробуйте придумать как можно больше разнообразных ответов на вопрос о том, как у вас дела. Потом при случае обязательно вспоминайте и используйте оригинальные ответы в общении.
Развитие памяти у детей
С раннего детства развитие памяти реализовывается в нескольких направлениях. Первый путь предполагает, что механическая память постепенно начинает изменяться, дополнятся, а потом совсем замещается логической. Второе направление предполагает непосредственное запоминание информации, постепенно превращаясь в опосредованное, которое применяется в запоминании и отражении разных мнемических средств. Третий путь заключается в непроизвольном запоминании, которое доминирует в детстве, но с возрастом становится произвольным.
Создание внутренних способов запоминания зависит от развития речи. Запоминание, которое переключается с внешне опосредованного на внутреннее, связанное с метаморфозами речи из внешней во внутреннюю.
Развитие памяти у детей дошкольного возраста, в частности, процесс непосредственного запоминания идет немного скорее формирования опосредованного запоминания. И вместе с этим становится больше разрыв в производительности этих видов запоминания на пользу первого.
Развитие памяти у детей младшего школьного возраста выражается одновременным развитием прямого запоминания и опосредованного, но быстрым вырабатыванием опосредованной памяти. Развиваясь большими темпами, опосредованное запоминание догоняет по продуктивности непосредственное.
Развитие данного процесса у детей дошкольного возраста выражается постепенным переходом ненамеренного запоминания к произвольному. У детей среднего дошкольного периода, примерно к четырехлетнему возрасту, запоминание и воспроизведение, какие еще не поддавались обучению мнемическим функциям и в природных условиях развития, являются непроизвольными.
Старшим дошкольникам в таких же условиях свойствен постепенный переход невольного к произвольному запоминанию материала. Одновременно, в соответствующих процессах начинается практически самостоятельный процесс развития специальных перцептивных действий, развитие опосредствующих мнемических процессов, направленных на улучшение запоминания и отображения материалов.
Не все эти процессы развиваются одинаково у всех детей с возрастом, одни имеют свойство опережать других. Так, произвольное воспроизведение развивается быстрее за произвольное запоминание и перегоняет его в развитии. Развитие памяти зависит от заинтересованности и мотивации ребенка в выполняемой им деятельности.
Развитие памяти у детей дошкольного возраста характеризуется преобладанием непроизвольной, зрительно-эмоциональной памяти. В младшем – среднем дошкольном периоде, хорошо развитые механическая память и непосредственная.
Развитие памяти у детей младшего школьного возраста проистекает достаточно хорошо, особенно это касается механического запоминания и его прогрессирования за период трех-четырех лет обучения, которое осуществляется очень быстро. Немного в развитии отстает логическая и опосредованная память, но это нормальный процесс. Детям в их обучении, работе, игре и коммуникации вполне хватает механической памяти. Но специальное обучение мнемическим приемам детей с первых их лет обучения, существенно улучшает продуктивность логической памяти. Неприменение этих приемов, или неумелое их применения на практике, может быть причиной слабого развития произвольной памяти детей раннего возраста. Хорошему развитию данного процесса детей способствует применение специальных мнемических заданий, они ставятся перед детьми соответственно к их деятельности.
Продукты для укрепления памяти
Помочь мозгу правильно функционировать способна диета. Самые полезные продукты для памяти те, что обогащены витаминами A, B6, B9, B12, D, E, Омега-3.
Специалисты рекомендуют употреблять больше фруктов, свежих овощей и продуктов из цельнозерновой муки. Также полезно добавлять в пищу куркуму, ведь эта специя способствует поддержанию памяти и профилактике болезни Альцгеймера, что особенно актуально для пожилого человека.
А вот топ-10 самых полезных продуктов для улучшения памяти:
- Морская рыба. Она является одним из лучших источников Омега-3 жирных кислот. Регулярное употребление тунца, лосося и других жирных морских рыб поможет сохранить ясность ума до глубокой старости.
- Яйца. Легкоусвояемый и незаменимый белок для работы головного мозга. Помимо этого, в яичном желтке имеется холин, который очень полезен для памяти.
- Орехи и цельные зерна. Любые орехи содержат витамин E, который защищает клетки мозга от разрушения. А цельные зерна – прекрасный источник углеводов и витаминов группы B.
- Овсянка. Овсяная каша полезна и детям, и взрослым. Она не только улучшает работу мозга, но и благотворно влияет на весь организм.
- Ягоды.Особенно полезна черника, клубника, ежевика и смородина. Больше питательных веществ в ягодах темного цвета.
- Бобы. Это источники ценных минералов, клетчатки, сложных углеводов и большого количества белка.
- Рыбий жир. Он ценится за уникальное соотношение омега-3 жирных кислот. Исследователи выяснили, что если регулярно пить рыбий жир, можно значительно улучшить показатели своей памяти.
- Молочная пища.Особую пользу она приносит детям благодаря содержанию в ней белка и витаминов группы B. А вот витамин D, которым тоже богаты молочные продукты, жизненно необходим людям любого возраста. Ученые выяснили, что падение уровня содержания этого витамина ниже 20 нанограмм на 1 мл крови приводит к более стремительному ухудшению памяти.
- Мясо. Говядина, баранина и другие виды красного мяса богаты железом и цинком. Эти элементы поддерживают память в тонусе. Также полезно мясо птицы без кожи.
- Продукты, богатые правильными жирами.Вся наша нервная система и мозг на 80 % состоят из жиров. Источники хороших жиров – это молодой сыр, авокадо, оливки, топленое масло, яичный желток.
А вот те продукты, которые способны нанести вред здоровью мозга и состоянию памяти:
- алкоголь;
- сахар;
- рафинированные углеводы – лапша, рис, фастфуд, сладкие хлопья.
Говоря о правильном питании, нельзя не упомянуть о лишнем весе. Исследователи выяснили, что ожирение пагубно влияет на память и на здоровье в целом.
Способы развития долговременной памяти
Чтобы что-то запомнить, на этом нужно сконцентрироваться. Поскольку детям сложно удерживать внимание, то развивать память ребенка лучше всего в игровой форме. Например, разучивать стишки, песенки, просить рассказать любимую сказку. Выложить перед ним 4 игрушки, а затем спрятать одну и спросить, какой не хватает.
У взрослых людей и подростков удерживать внимание получается гораздо лучше, чем у маленьких детей. Поэтому для развития памяти подойдут специальные методы и упражнения.
Изучение иностранных языков
Оказывается, изучение иностранных языков полезно не только потому, что позволяет нам общаться в путешествиях, но и развивает память, улучшая работу мозга. Причем лучше знать несколько языков на уровне обывателя, чем досконально изучить только один.
Во время изучения иностранного языка ваш мозг растет. Объем серого вещества в буквальном смысле увеличивается. К тому же такая зарядка для мозга – лучшая профилактика развития синдрома Альцгеймера. Она гораздо эффективнее, чем лекарственная терапия этого заболевания.
У детей, выросших в многоязыковых семьях, память гораздо лучше, чем у тех, кто с рождения слышал исключительно родную речь. Им проще дается решение примеров в уме, освоение навыков чтения. А еще они лучше запоминают последовательность событий, предметов и дел, которые необходимо сделать. Все это помогает им увереннее ориентироваться в незнакомом пространстве.
Поэтому рекомендую каждый день понемногу изучать иностранные языки. Лучше сразу несколько. Смотрите фильмы без перевода, читайте газеты или книги в оригинале.
Чтение книг и заучивание стихов
Во время чтения книг наш мозг максимально сконцентрирован на том, чтобы запомнить героев, детали, события, которые описываются. Так мы лучше понимаем сюжет, и нам не приходится перечитывать один и тот же отрывок несколько раз. Чем сильнее человек сосредоточен на чтении, тем проще ему оценить само произведение. Умение сконцентрироваться также помогает и в жизни, когда необходимо быстро оценить ситуацию и принять важное решение. Поэтому чтение отлично помогает развить внимание и мышление.
К тому же, чтение помогает расслабиться и включить фантазию, погружая нас в другую реальность. Если вы не знаете, как развить воображение – читайте больше книг. Чтение помогает пополнить словарный запас, повысить грамотность, улучшить свою речь и в целом стать личностью. Начитанному человеку гораздо проще правильно сформулировать мысль и доступно донести ее до собеседника.
Учеными доказано, что во время чтения мозг активно работает. Такая активная работа мозга является отличной профилактикой болезни Альцгеймера. Как только активность снижается, человек начинает стареть гораздо быстрее. Поэтому читайте по несколько страниц в день, желательно на иностранном языке. Так, вы не только память натренируете, но и старость отодвинете.
Быстро развить память поможет и систематическое запоминание различных стихотворений и отрывков из книг. Ежедневно заучивайте наизусть небольшие отрывки и периодически их повторяйте в течение нескольких недель. Со временем вы заметите, что помните абсолютно все, что выучили, и теперь проблем с запоминанием нет. Идеально, если для заучивания вы выберите стихи на иностранном языке.
Арифметика
Когда стоите в пробке или длинной очереди, не теряйте время даром, а считайте. Например, сложите сумму цифр на номерах впереди стоящих автомобилей. Или посчитайте количество шоколадок, продающихся на кассе. Или перемножьте количество людей, стоящих в очереди впереди вас, на среднее время обслуживания одного человека. Заодно сможете вычислить, через какое примерно время очередь дойдет до вас. Так, вы не только подтянете свои вычислительные навыки, но и здорово потренируете память.
Воспроизведение дня
Ежедневно перед сном старайтесь вспомнить прожитый день в деталях. Для начала постарайтесь воспроизвести в памяти, что вы делали каждый час. Затем усложните задачу и постарайтесь вспомнить ваши действия каждые полчаса, 10 минут. А потом прокрутите день в обратном направлении – от настоящего момента до пробуждения. Это непросто. В любом случае, прикладывайте максимум усилий, чтобы вспомнить все в деталях. Постепенно у вас это будет получаться все лучше и лучше. Вы начнете более внимательно относиться к тому, что делаете в течение дня.
Таблицы Шульте
Таблицы Шульте представляют квадрат, в котором в хаотичном порядке расположены цифры или буквы. С помощью этих таблиц проверяется быстрота нахождения нужных символов в определенном порядке. Самый простой пример таблицы Шульте – это квадрат, условно разделенный на 25 одинаковых ячеек (по 5 в каждом ряду), где случайным образом расположены цифры от 1 до 25. Задача состоит в том, чтобы как можно быстрее найти все цифры по порядку.
Такое упражнение является отличной тренировкой не только для памяти, но и для периферийного зрения, скорочтения и внимательности. В каждой новой тренировке необходимо использовать таблицу с измененным расположением чисел.
Метод Айвазовского
Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти. Художник обладал уникальной фотографической памятью. Он в мельчайших деталях воспроизводил движение волн на картинах.
Для развития зрительной памяти выполняйте следующее упражнение:
- Выберите объект для запоминания.
- В течение нескольких минут (не дольше 5) внимательно изучайте его, отмечая все мельчайшие детали и нюансы.
- Закройте глаза и мысленно воспроизведите предмет в деталях.
Постепенно усложняйте задачу. Для начала можете выбирать простые объекты, например, мебель в комнате. Затем переходите к более сложным и рельефным, таким, как исторические здания или природный ландшафт.
Что еще поможет поддержать молодость мозга
Мы с вами усвоили упражнения и взяли на заметку полезные продукты, а теперь перейдем к изучению дополнительных способов и рекомендаций, которые помогут вам улучшить память и сохранить ее на долгие годы.
Высыпайтесь
Специалисты в области исследований сна давно установили прямую его взаимосвязь с памятью. Наш мозг устроен так, что для запоминания новой информации ему нужно пройти определенную фазу сна.
Наверняка вы замечали, что выученный к школьному уроку стих лучше всего помнится на утро следующего дня. Вчера вы его пытались запомнить, а ночью во сне мозг получил возможность обработать и отсортировать новые данные.
Кстати, рекомендую почитать статью о том, как высыпаться. Советы психологов помогут вам грамотно организовать свой сон.
Тренируйте мозг
Есть много способов тренировки памяти и мозговой активности:
- запоминание стихов, телефонных номеров;
- изучение иностранных языков;
- собирание пазлов;
- рукоделие;
- разгадывание кроссвордов, сканвордов и судоку;
- игра в шахматы, шашки и т. д.
Можно скачать на смартфон различные приложения с головоломками и тренироваться в автобусе по пути на работу или в очереди в супермаркете.
Если хотите более подробно узнать о том, как тренировать свой мозг, рекомендую заглянуть в нашу публикацию. Также на блоге есть подборка лучших онлайн-тренажеров для развития мозга.
Поддерживайте физическую активность
Американские исследования помогли установить, что в процессе движения растут новые клетки участка мозга под названием гиппокамп. Он отвечает за фильтрацию поступающих данных и сортирует то, что нужно отправить в долговременную память, а что зафиксировать в кратковременной. Благодаря двигательной активности не только растут новые клетки, но и защищаются от разрушения старые.
Только представьте: легкая получасовая пробежка или тренировка может в 2-3 раза повысить умственные способности и концентрацию, облегчить процесс запоминания.
Практикуйте осознанность
Быть здесь и сейчас весьма непросто. Чаще всего мы находимся в своих мыслях: пережевываем неприятные ситуации, ведем внутренние диалоги, планируем грядущие события, волнуемся из-за них. Находясь в своей голове, мы на автопилоте совершаем привычные действия, а потом не можем вспомнить детали. Положили очки не туда, закрыли входную дверь и забыли, не можем вспомнить, выключен ли утюг.
Усилить концентрацию и память поможет осознанность. Вернитесь из головы в тело, совершайте все действия, осознавая их, чувствуйте, как соприкасаетесь с предметами, вслушивайтесь в звуки.
Прокачать кратковременную память помогут медитации. У тех, кто регулярно занимается медитативными практиками, память значительно лучше.
Как развить память и внимание ребенку
От того, насколько развитым и натренированным будет мозг человека в детстве, во многом зависят когнитивные функции во взрослом возрасте. Для правильного развития памяти ребенка специалисты рекомендуют следующее:
- Подбирайте развивающие и интеллектуальные игры, которые будут интересны малышу. Сейчас детские магазины не испытывают дефицита в ассортименте, поэтому найти подходящие развивашки не составит труда.
- Избегайте многозадачности. Ребенок должен учиться сосредотачиваться на одном объекте. Следите за тем, чтобы изучение стихотворения не совмещалось с фоновым прослушиванием телевизора.
- Тренируйте визуализацию. Можно озвучить ребенку вымышленную ситуацию, чтобы он описал ее детали. К примеру, скажите: “По лесной дороге едет велосипедист”. Пусть малыш представит и расскажет, какого цвета велосипед, что видит человек по пути, во что он одет, насколько широка дорога и т. п. Также можно попросить нарисовать эту ситуацию.
- Предлагайте ребенку рассказывать в деталях разные события из его жизни: как прошел день в школе, о чем был прочитанный рассказ, по каким правилам нужно играть в его игру на компьютере и т. п.
- Следите за тем, чтобы сон ребенка был полноценным и здоровым. Не позволяйте засыпать под телевизор или телефон, ведь голубой свет экрана делает сон неглубоким и неспокойным, что не дает мозгу как следует отдохнуть.
- Еще пара важных компонентов для здоровья мозга – это физическая активность и полноценное питание. Корректное поступление витаминов и прогулки на свежем воздухе способствуют развитию внимания и облегчают усвоение новой информации.
Книги по развитию памяти
- Андреев О. А. Техника развития памяти. Самоучитель.
- Арден Д. Б. Развитие памяти для чайников.
- Букин Д. Развитие памяти по методикам спецслужб.
- Бьюзен Т. Руководство по развитию памяти и интеллекта.
- Грэйс Н. Как Помочь Себе Самому (КПСС). Приемы развития памяти, внимания и речи.
- Думчев А. Помнить всё. Практическое руководство по развитию памяти.
- Лорейн Г. Развитие памяти и способности концентрироваться.
- Наварро А. Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти.
- Пугач Ю. К. Развитие памяти. Система приёмов.
- Хорошевский Н. И. Современные методы развития памяти и мышления.
Существует множество методик, как эффективно и быстро развить память, чтобы запоминать максимум информации и безошибочно воспроизводить её. Нужны лишь систематические занятия и чёткое следование цели. Поверьте: подобные тренировки не только в корне изменят качество жизни к лучшему, но и обезопасят вас в старости от множества проблем.
[spoiler title=»Источники»]
- https://4brain.ru/memory/
- https://ponervam.ru/kak-razvit-pamyat.html
- https://psihomed.com/pamyat/
- https://psychologist.tips/646-vidy-pamyati-v-psihologii.html
- https://vsvoemdome.ru/psihologiya/kak-razvit-pamyat
- https://www.pravmir.ru/razvitie-pamyati-i-vnimaniya/
- https://iklife.ru/samorazvitie/kak-uluchshit-pamyat.html
[/spoiler]