Пальчиковая гимнастика: развиваем руки малыша. Пальчиковая гимнастика для детей младших групп

Пальчиковые игры для малышей

Содержание

Суть понятия

О том, что с раннего возраста у ребёнка нужно развивать мелкую моторику, знают даже те, кто только собирается стать родителями. И, конечно, основной аргумент в пользу её тренировки заключается не только в том, что в будущем у малыша будет красивый почерк. Ведь практика точных скоординированных движений пальчиками и ладошками помогает развивать:

  • виды мышления (образное, критическое, логическое);
  • речь;
  • внимание;
  • зрительно-пространственное восприятие;
  • воображение;
  • наблюдательность;
  • память (не только зрительную, но и двигательную).

Девочка пишет в тетради карандашом, от сосредоточенности высунула язык

Красивый почерк — один из показателей развития мелкой моторики на достаточном уровне

Наиболее продуктивной формой тренировки мелкой моторики у детей 5–6 лет является пальчиковая гимнастика, которая в разных источниках встречается под названиями «гимнастика для пальчиков», «пальчиковые игры» или «пальчиковые упражнения». Это упражнения в игровой форме, которые стимулируют процессы мышления, развитие речи, укрепляют костную и мышечную ткани (за счёт разных комбинаций сжатий, растяжений и расслаблений мышц рук), тем самым подготавливая руку к письму. Гимнастика может проводиться как отдельный этап занятий по развитию речи, письму и состоять из нескольких упражнений, а также в перерывах на других уроках (иногда это 1–2 упражнения в рамках физкультминутки).

 

Что такое мелкая моторика и для чего она нужна?

Понятие мелкой моторики включает разные действия. От простых жестов вроде захвата предмета до более сложных, точных движений, например, становление почерка. Другими словами, мелкая (тонкая) моторика – это скоординированное движение мелких мышц кистей и стоп.

Моторика вообще развивается постепенно. Начиная, с рождения активнее идет формирование крупной моторики. Если малыш здоровый и физически активный она прогрессирует без особых усилий со стороны родителей.

Ну а в развитии мелкой моторики есть некоторые нюансы. Она также начинает вырабатываться сама собою. Например, младенец крепко хватается за мамины пальцы.

Но в дальнейшем ее совершенствование требует работы с мелкими предметами. А поскольку маленьким деткам до определенного возраста давать их небезопасно, то без присмотра взрослых не обойтись.

Умение осуществлять четкие движения пальцами рук и ног дается малышу нелегко. Ведь способность манипулировать мелкими предметами требует одновременного включения костно-мышечной, нервной и зрительной систем. С целью помочь маленькому быстрее овладевать этими навыками ученые разработали специальные упражнения.

В них больше внимания уделяется ручкам потому, что проекция кистей занимает треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга. И получается, нервные окончания от кончиков пальцев как ручейки питают мозг, главный источник творческой мысли. К тому же зоны, отвечающие за речь и движения пальцев, расположены рядом. Следовательно, чем больше задействованы пальчики, тем лучше для развития речи.

Но мелкая моторика способствует не только развитию речи, а более того целостному становлению малыша. То есть благоприятствует интеллектуальному, творческому и психологическому совершенствованию.

  • Активно развиваются зрительная и двигательная системы.
  • Убираются зажимы, движения обретают целенаправленность.
  • Улучшается память, внимание, логическое мышление и воображение.
  • Совершенствуется пространственное восприятие, и координация.
  • Повышается тактильная чувствительность, подготавливаются ручки к письму.
  • Вырабатываются навыки самообслуживания.

Как говорят: руки учат голову, после поумневшая голова учит руки, а затем умелые ручки снова способствуют развитию мозга.

В результате получается, чем больше задействованы мелкие мышцы рук, тем выше будет творческий потенциал ребенка.

Прямая зависимость

Пальчиковая гимнастика – это различные виды массажа, игр, упражнений, направленных на развитие тонких движений рук ребенка. Ведь от того, насколько ловкие его пальчики, напрямую зависит степень развитости психических процессов. Еще наши прабабушки знали, что работа детских пальчиков влияет на развитие интеллекта ребенка, его речи. Вспомним хотя бы потешки про «Сороку-ворону», «Козу рогатую» или «Ладушки» — эти пальчиковые игры, пожалуй, известны каждому.

Итак, что они дают крохе?

  • Активируют зоны коры его головного мозга, отвечающие за речь.
  • Помогают формированию четкой, ритмичной речи.
  • Помогают научиться концентрировать и распределять внимание.
  • Снимают излишнее нервное напряжение (особенно возникающее во время говорения).
  • Улучшают память.
  • Способствуют овладению навыками письма, рисования.
  • Развивают фантазию, воображение.
  • Улучшают гибкость и подвижность кистей и пальцев рук ребенка.

Пальчиковые упражнения (или игры) подразделяются на несколько видов в зависимости от возраста.

  1. Упражнения для кистей рук, помогающие научиться расслаблению и напряжению мышц, переключаться с одного положения на другое, развивают подражание. Такие занятия можно проводить примерно с полутора лет, когда ребенок целенаправленно может повторять движения за взрослым и выполнять простые просьбы.
  2. Динамические упражнения учат детей сгибать-разгибать пальчики, координировать точность движений. Такие игры подойдут для младших дошкольников.
  3. Статические игры помогают закрепить уже полученные умения, требуют точности при выполнении. Могут выполняться в среднем и старшем дошкольном возрасте.
  4. Массаж. Развивает сенсорно-тактильные ощущения, помогает снизить тонус мышц и подготовить пальцы к более сложным упражнениям. Массаж можно делать уже с рождения.

Совет

В первые месяцы после рождения проводите пальчиковый массаж своими пальцами, поглаживая и осторожно разминая пальчики ребенка. Примерно с полугода в качестве массажеров можно использовать различные предметы, отличающиеся по текстуре, форме, размеру, весу. Это могут быть, например:

  • многогранные карандаши;
  • резиновые или пластмассовые игрушки;
  • мячи (в том числе рельефные);
  • камешки;
  • грецкие орехи (все эти предметы нужно прокатывать между ладошками малыша);
  • крупные бусы (ребенок должен перебирать нанизанные элементы по одному);
  • зубные щетки (массаж делают щетиной).

Если подобрать или придумать сопровождение к таким действам в стихах, ребенок будет проявлять к ним больший интерес:

Я орех качу-качу,

Свои пальчики учу:

Если будут слушаться,

Все у них получится!

Механизм воздействия пальчиковой гимнастики на головной мозг

Показатель сформированности речи ребенка всегда связан со степенью развития пальцевой моторики. Можно диагностировать уровень речевого развития лишь посмотрев на то, как ребенок выполняет пальчиковые упражнения. Известно, что у детей с отставанием в развитии речи пальчики рук слабые, малоподвижные, а их движения неточные и несогласованные.

При выполнении ребенком ритмических движений пальцами усиливается слаженная работа лобных (зона Брока) и височных (зона Вернике) отделов мозга, то есть речевые зоны развиваются благодаря импульсам, которые поступают от пальцев рук. Выполнение упражнений приводит к возбуждению в речевых зонах.

В коре головного мозга двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. При выполнении движений пальчиков и кистей возбуждение от двигательного центра переходит на речевые центры коры, что приводит к внезапному повышению работоспособности речевых зон.

Можно с уверенностью сказать, что тренировка при помощи пальчиковой гимнастики содействует речевому развитию детей.

Влияние на развитие речи

«А ваш ребёнок уже заговорил?», «Какое было его первое слово?»: молодая мама часто может услышать эти вопросы. Такие вопросы не всегда радуют, особенно если кроха всё ещё молчит. Если такая проблема имеет место, то нужно особое внимание уделить выполнению пальчиковой гимнастики.

Детские психологи уже давно взаимосвязали развитие речи и мелкой моторики рук.

В чём же состоит влияние развития рук на речь?

Уровень двигательного развития рук и пальцев непосредственно связан с функцией речи. Многие учёные, изучающие деятельность мозга детей и их психику, указывают на огромное значение рук, их стимулирующее действие. Учёные установили, что если пальцы рук развиты в соответствии с возрастом, то и речь — в норме. Если же развитие рук отстаёт от нормы, то у ребёнка можно наблюдать задержку речевого развития. Развитие речи происходит под влиянием импульсов, которые исходят от пальцев, и поступают в центр мозга, ответственный за речевую сферу. Эти данные и дали основание использовать различные стимулирующие методы развития речи посредством развития движений рук. Массаж, упражнения, игры, манипуляции с предметами, рукоделие, игра на музыкальных инструментах — всё это совершенствует руки и пальцы ребёнка, способствуя развитие речи.

Катание резинового мячика

«Совет. Подбирайте упражнения, учитывая возраст ребёнка. Для младенцев подойдёт массаж. Младшим дошкольникам – катание шариков разного диаметра. Детям постарше – конструирование, логические игры с применением счётных палочек, создание поделок».

Значение пальчиковой гимнастики в детском саду

Пальчиковая гимнастика – это комплекс упражнений для пальцев и кистей рук, который обычно преподносится детям в игровой форме. Пальцы – необыкновенно чувствительная часть нашего тела. Благодаря огромному количеству нервных окончаний, расположенных в их подушечках, стимуляция этих зон вызывает активную работу головного мозга. В первую очередь начинают функционировать участки, отвечающие за речь, письмо, осуществление целенаправленной деятельности, способность к восприятию, анализу, запоминанию информации.

Это интересно!

Согласно представлениям восточной медицины, на ладони человека сосредоточено большое количество энергетически активных зон, раздражение которых активирует работу внутренних органов и нормализует процессы обмена веществ в организме.

Кроме физиологического аспекта важна и психологическая составляющая процесса. Подобные игры и упражнения способны успокоить, отвлечь ребенка, помогают наладить взаимодействие между детьми в группе детского сада.

Готовим руку к письму

И мам и пап, и учителей тревожит вопрос о том, как хорошо подготовить ребёнка к школе. Педагоги заметили, что первоклассники сталкиваются с трудностями при овладении первыми навыками письма. Письмо — достаточно сложный навык для ребёнка, основанный на тонких движениях руки. Только слаженная работа мелких мышц кисти руки, развитое зрительное восприятия и произвольное внимание будут способствовать успеху при овладении техникой письма.

Дошкольники выполняют пальчиковую гимнастику

Учителя часто сталкиваются с тем, что первоклассники не могут правильно держать ручку, неправильно ею орудуют. Причина этого — в недостаточном развитии рук. В этом случае необходимо снова обратиться к пальчиковой гимнастике: простые упражнения помогут обеспечить нужную подготовку руки ребёнка к письму.

  1. Массируем пальцы. Это ребёнок может делать сам или с помощью взрослого. Необходимо тщательно массировать пальцы каждой из рук, начиная с кончиков. Делать это нужно поглаживающими, растирающими и круговыми движениями. Длительность такого массажа — не более 2-х минут. Массаж пальцев рекомендуется выполнять при письменной деятельности: перед началом, в середине, в конце.
  2. «Приветствие». Ребёнок дотрагивается большим пальцем до всех остальных, как бы здоровается: «Здравствуйте!».
  3. «Лебедь». Ребёнок делает движения кистями рук, имитируя полёт лебедя.
  4. «Крестик-нолик». Ребёнок скрещивает поочерёдно указательный и средний пальцы, безымянный и мизинец.
  5. «Колокольчик». Ребёнок трусит кистями рук в течение 30-40 секунд.
  6. «Змея». Ребёнок тянется каждым пальцем к основанию того же пальца. .
  7. «Пианино». Ребёнок изображает игру на пианино.
  8. «Режем ножницами». Ребёнок соединяет пальцы в пары, а потом разводит их.
  9. «Рисуем круги». Ребёнок рисует в воздухе круги с помощью каждого пальца каждой руки.
  10. В конце занятия повторяем упражнения №3 и №5. Заканчиваем массажем (самомассажем).

Как проводить пальчиковую гимнастику?

Непосредственно пальчиковые упражнения малыши могут воспроизводить примерно после года. С этого времени и можно начинать занятия. Чтобы они были интересными, обычно каждая игра сопровождается определенным ритмичным текстом – стихами, потешками, сказками, которые «инсценируются» при помощи пальцев и ладошек. Взрослый должен произносить слова игры обязательно ритмично и выразительно. Это помогает ребенку научиться правильно и красиво оформлять свою речь. Фантазия детей живо включается в игру, и они с удовольствием делают упражнения.

Основные правила при таких занятиях состоят в следующем.

  • Руки взрослого не должны быть холодными (ведь игры предполагают как демонстрацию движений, так и их коррекцию и взаимное участие).
  • Перед началом гимнастики нужно сделать общую разминку для кистей и пальчиков, чтобы они разогрелись, стали податливее (так же как спортсмену перед выступлением или матчем важно размять необходимые мышцы).
  • Во время игр важно контролировать, чтобы ребенок задействовал в упражнениях все пальчики.
  • При проведении такой гимнастики родители должны не только следить за тем, как ребенок выполняет упражнения, но и оказывать тактильное влияние на ручки малыша (гладить, щекотать).
  • Игры не должны проводиться в принудительной форме, иначе от них будет больше вреда, чем пользы.
  • Залог успеха – в систематических занятиях.

Совет

Для детей, которые уже могут делать выбор и имеют предпочтения, можно составить картотеку игр. Научите ребенка ориентироваться в изображениях на карточках, чтобы он мог выбрать, какие упражнения хочет делать сегодня. Проследите за его выбором несколько дней. Те упражнения, которые он отвергает систематически, постарайтесь как-то изменить: подобрать более живой текст, добавить эмоций, сменить картинку на карточке, разбавить игру, к примеру, ритмичным музыкальным сопровождением.

Если ребенок до 3 лет утратил интерес к пальчиковой гимнастике в «идеальном» виде, можно переключить его на другой вид таких упражнений — игры с предметами:

  • перекатывание по столу или полу круглых предметов (пластиковых шариков, мячей, мелких фруктов);
  • сортировка круп или мелких деталей конструктора;
  • сборка пирамидки;
  • постройка башни из кубиков;
  • собирание мозаики;
  • рисование пальцами (по муке, песку, крупе, рассыпанным тонким слоем);
  • исследование на ощупь материалов с разными фактурами (шелк, мех, полиэтилен, дерево, металл, перья, пластик, махровые или шерстяные вещи и т. д.).

Примерно с 2 лет можно перенести пальчиковые игры с детьми на бумагу. Из нее можно скатывать шарики или скручивать рулончики из тонких бумажных полосок. Прекрасно работают пальчики, если попросить ребенка отрывать небольшие кусочки от целого листа. Полученные обрывки пусть малыш складывает в небольшой стаканчик.
Занятие пальчиковой гимнастикой с ребенком

Правила и техника выполнения упражнений

При проведении пальчиковой гимнастики с детьми следует придерживаться конкретных правил:

  1. Включать в гимнастику все виды упражнений и отрабатывать последовательно все упражнения, начиная с первой группы.
  2. Игровые манипуляции должны постепенно усложняться.
  3. Для начала игры необходимо желание самого ребенка.
  4. Нельзя применять гимнастику, если вы сами утомлены и у ребенка плохое самочувствие.
  5. Непозволительно утомление ребенка в процессе игры.

Как и в любой деятельности, в проведении пальчиковой гимнастики для старшей группе детского сада имеется определенная последовательность этапов:

  1. Сначала воспитатель просто демонстрирует ребенку игру.
  2. Далее воспитатель показывает игру на пальцах ребенка.
  3. Педагог и ребенок выполняют движения вместе, при этом взрослый сам проговаривает текст сопровождения.
  4. Ребенок осуществляет действия самостоятельно при необходимой помощи со стороны воспитателя, который говорит слова.

Методика проведения пальчиковой гимнастики в этом возрасте также имеет свою специфику:

  • непосредственно перед гимнастикой нужно провести подготовительную работу с ребенком: обсудить тему и содержание, отработать требуемые жесты и композиции пальцев;
  • обязательно нужно проводить разогревающие манипуляции, например легкие поглаживания рук до ощущения ребенком тепла;
  • упражнения выполняются в неспешном темпе, от 3 до 5 раз, сперва каждой рукой по отдельности, а после чего двумя руками одновременно;
  • выполняя упражнения, необходимо использовать все пальцы руки;
  • важно во время игры следить за правильностью выполнения движений;
  • выполняемые упражнения должны приносить ребенку приятные ощущения и радость, а не доставлять дискомфорт;
  • инструкции и поправки в ходе выполнения гимнастики должны даваться спокойным, доброжелательным тоном, кратко, понятно и четко;
  • при необходимости нужно оказывать помощь отдельным детям.

Приёмы, используемые при проведении пальчиковых игр

Во многом выбор приёмов зависит от того, на каком этапе находится работа воспитателя группы над пальчиковой игрой в течение учебного года. Условно её можно разделить на три этапа:

  • Ознакомительный (сентябрь-ноябрь). Задача воспитателя на этом этапе: вызвать у детей интерес к пальчиковым играм и желание в них участвовать, обучить простейшим движениям пальцев и ладоней. Основной приём на этом этапе — непосредственный показ, когда воспитатель берёт руку ребёнка в свою и руководит действиями его пальчиков.
  • На втором этапе (декабрь-февраль) детям дают больше самостоятельности, они выполняют игровые действия, а педагог произносит текст потешки, стихотворения или сказки. Непосредственный показ нужен уже не всем малышам, поэтому вводят приёмы объяснения, напоминания, показа по образцу.
  • Третий этап (март-май) предполагает проявление активности и самостоятельности воспитанников: они не только выполняют сами движения, но и частично прговаривают текст игры. На третьем этапе важно поддержать стремление ребёнка к творчеству, импровизации. Для этого удачными приёмами будут вопросы к ребёнку, изменение и творческое разворачивание сюжета сказки, потешки, используемой во время игры: «Сорока-ворона много кашки наварила, всех накормила, потому что все пальчики наши работящие, молодцы! (поглаживание пальчиков). Колобок по дорожке катился-катился, да Олечке за спинку спрятался. Где Колобок? Не видно его, не съест Колобка лисичка (ребёнок прячет мячик или игрушку за спину)». Такие творческие приёмы, помимо повышения интереса к игре, создают предпосылки для формирования креативного и нестандартного мышления, что очень поможет ребёнку в дальнейшем.

Обязательными на всех этапах являются применение наглядных пособий (лучше предметов, игрушек, кукол-рукавичек), художественного слова, фольклора. Непременным условием является эмоциональная, правильная речь воспитателя. Без поощрения, похвалы, поддержки занятия с младшими дошкольниками невозможны. Даже самые маленькие дети должны почувствовать себя в «ситуации успеха». Это даст стимул, желание снова заниматься интересной деятельностью.

Где и как заниматься?

Пальчиковая гимнастика удобна тем, что заниматься ею можно когда угодно и где угодно: дома, на улице во время прогулки, по дороге в детский сад, в общественном транспорте, в садике. Довольно часто в детских дошкольных образовательных учреждениях элементы пальчиковой гимнастики сочетают с артикуляционной гимнастикой. Особенно это важно для дошкольников 4–5 лет и 6–7 лет — воспитанников старшей и подготовительной группы.

Пальчиковые упражнения широко распространены в программе детских образовательных студий и кружков, особенно школ и студий раннего развития, которые посещают ребята дошкольного возраста от младшей, средней до подготовительной групп. Для умственно отсталых детей, имеющих определенные диагнозы и стоящих на диспансерном учете у психиатра и невролога, занятия с элементами пальчиковых игр проводят коррекционные педагоги и специалисты ЛФК, но и мама вполне может играть с ребенком самостоятельно.

Для новорожденных пальчиковая гимнастика может ограничиваться развитием тактильных ощущений, которые малыш получает при соприкосновении с новыми предметами, игрушками, во время ежедневного массажа, если мама не забывает массировать пальчики и ладошки крохи.

Для детей раннего возраста от полугода до 2–3 лет особенно важна стимуляция речевых центров, а потому занятия имеют огромное развивающее значение.

Особого дидактического материала для такой гимнастики не требуется. Для того чтобы сделать занятия интересными и максимально полезными, потребуется все, что вы сможете обнаружить у себя в кладовке или на балконе: пуговицы, скорлупа от орехов, любые колючие и пупырчатые предметы, пробки, еловые шишки, сломанная клавиатура от компьютера, различные колпачки, пластилин, бельевые прищепки, веревка и так далее. Все, что имеет фактуру на ощупь, — отличный материал для занятий.

Начинать каждое занятие лучше с легкой разминки для кистей. Помассируйте ребенку ручки своими пальцами, погладьте каждый пальчик, круговыми движениями погладьте ладони. Ручки малыша должны быть теплыми, а нервные рецепторы — более восприимчивыми к последующим упражнениям. Если ребенку уже более 3 лет, он вполне может сделать самомассаж — размять свои пальчики и ладошки самостоятельно.

Пальчиковые упражнения можно делать сколько угодно раз в день. Противопоказаний гимнастика не имеет. Даже лежа в постели с температурой, ребенок вполне может захотеть вместе с мамой показать на пальчиках любую сказку или инсценировать стишок. Это поможет удержать его в постели, если доктор прописал постельный режим, а также развлечет чадо.

Подготовка и проведение занятия по пальчиковой гимнастике в ДОУ

Для проведения гимнастики пальцев и рук для детей не требуются специальные материалы.

  Как научить рисовать ребенка 4-5 лет

Обратите внимание! Специалист подбирает упражнения исходя из возраста и уровня развития группы.

Дети ясельной группы в возрасте от 2-3 лет играют в «животных», подражая взмахам крыльев птиц или повадкам знакомых зверей (собака, кошка, медведь, петушок, корова). При этом воспитатель показывает упражнения сначала индивидуально, исправляя и поправляя каждого. Когда этот этап пройден, весь изученный материал повторяется в подгруппах.

В возрасте 3-4 лет начинается изучение движений, укрепляющих кисти рук. Для этого даются задания изобразить знакомые предметы, такие как замок, молоток, цветочек.

4-5-летние дети (воспитанники средней группы) изучают упражнения как статические, так и динамические. Гимнастика для пальчиков в детском саду проводится по примеру воспитателя, а затем образ начинают видоизменять (ворота открылись — ворота закрылись).

В 5-6 лет (старшая группа) педагог уже не показывает движения, дети учатся воспринимать задания на слух и воспроизводить их.

Обратите внимание! К шестому году жизни малыши с удовольствием устраивают импровизированные «классы» для ребят помладше, на основе изученных упражнений.

К 6-7 годам занятия принимают формат игры на воображение. Занимая уже знакомую позицию, ребенок должен рассказать связанную с ней историю, а также видоизменять положение рук во время своей речи. В шесть лет ребенок, обладая недюжинной фантазией, способен не только пересказать знакомую ему историю, но и выстроить свою, полагаясь на наглядный материал.

Примерный временной план пальчиковой гимнастики в разных возрастных группах

Следуя правилам ФГОС, время проведения пальчиковой гимнастики в группах разного возраста отличается. Время занятий считается вместе с разогревом и заминкой:

  • 5 минут — для младших дошкольников (2-4 года). При этом: 1 минута на разминку, 2 — на разучивание новой игры, 1 — на повторение старой, 1 — на массаж специальными мячиками.
  • 7-9 минут — для старших дошкольников (5-7 лет). При этом: 1 минута на разминку, 1 — на выполнение упражнений статических, 2 — на проведение 2-х динамических игр, объединенных общей тематикой, от 3 до 5 минут на проведение «пальчикового театра».

Знаете с чего лучше всего начинать пальчиковые игры?

Пальчиковые игры нужно начинать с разминки. Касается это как малышей, которые только начинают знакомиться с такими играми и деток, которые уже в них играют.

Разминка включает в себя:

  • поглаживание ладошек;
  • поглаживание всех пальчиков;
  • загибание всех пальчиков;
  • лёгкие похлопывания ладошками;
  • соединение всех одинаковых пальчиков (мизинчики левой и правой руки, безымянные пальчики и т.д.).

Все действия при этом желательно проговаривать: «сейчас мы погладим твою ладошку»… А чтобы занятия стали ещё интересней и веселей используйте стишки, которые нужно произносить чётко и выразительно

После того, как разминку сделали, можно переходить к самим играм.

Здесь мама или другой взрослый, сначала показывает позу пальцев и кисти, проговаривает и медленно показывает нужные движения.

Если ребёнок сбивается, помогает ему своими руками. Через какое-то время, ребёнок сможет выполнять нужные действия самостоятельно, ориентируясь на словесные указания.

Начинать гладить ручки и делать лёгкий массаж можно с 3 месяцев.

Подключать простые стишки с 4 месяцев.

Играть в первые простые пальчиковые игры с 6 месяцев.

Не торопитесь, усложняйте игры постепенно и самое главное получайте от процесса удовольствие.

Советы для начинающих:

Если ребёнок смотрит и не повторяет – это тоже хорошо, процесс запоминания все равно идёт.

Начинайте с простого: поглаживания ручек, растирания пальчиков, катания колючих мячиков, палочек/карандашиков, наматывайте на пальчики ленточку/веревочку, сжимайте ладошки в кулачок и разжимайте. Идите от простого к сложному.

Если у ребёнка не получается, помогите своими руками.

Не гонитесь за разнообразием стишков, их цель привлечь внимание. Нашли 2-3 любимый отработайте, потом добавьте ещё 1, затем ещё 1.

Можно придумывать свои.

Польза от пальчиковых игр велика – развивается все, что тренируется. Главное позитивный настрой, немного терпения и все получится

Упражнение «Волшебный шарик» для разогрева кистей рук

Познакомимся с методом “Су-джок”, который используют специалисты в коррекционной работе.

Су-джок терапия пришла к нам из восточной медицины.

“Су-джок” шары – это маленькие,колючие, массажные шарики с двумя колечками внутри.

Шарики используются для стимуляции зон на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальцы и катаются вверх-вниз.

С помощью такого массажёра происходит:

  1. Развитие фонематического слуха и восприятия.
  2. Коррекция произношения.
  3. Развитие звукового и слогового анализа слов.
  4. Активизация словаря.
  5. Развитие общей и мелкой моторики.
  6. Развитие психических процессов.
  7. Развитие цветовосприятия.
  8. Развитие пространственно-временных представлений.

Вы представляете, сколько пользы от такого маленького “волшебного шарика” по очень приемлемой цене!

Обязательно попробуйте дома, а чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал:

Что зимой мы любим делать?
В снежки играть,
На лыжах бегать!
На коньках по льду кататься
И с горы на санках мчаться!

Упражнение «Фигуры из пальцев»

Самый классный вид упражнений для пальчиков – это театр теней!

Тут идёт сочетание статических упражнений и динамических.

Огромный плюс в том, что не просто объединяются движения, а задействованы именно две руки.

Начните с простых фигур.

  1. Зайчик – рука в кулачке, указательный и средний палец подняты вверх – знакомо?
  2. Гусь – большой палец внизу, остальные прижаты вместе, сверху . Усложняйте – собачка, кошка…..

Итак, пальчиковые игры – это уникальный способ развития ребенка. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног.

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.

Так же такие игры влияют на пластику пальцев, руки становятся более послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых при рисовании, а затем и при письме.

Развитие мелкой моторики до года

Развивайте пальчики младенца с первых дней. Чтобы упражнения принесли пользу, делайте их каждый день.

  • В начале займитесь массажем, так как он успокаивает и избавляет малыша от зажатий. В период бодрствования грудничка, пользуйтесь любым удобным моментом. Будет достаточно нескольких минут, чтобы погладить, растереть ручонки, нажать на активные точки.
  • Когда маленький начнет лучше управлять своими ручками давайте ему лоскутки тканей разной фактуры и цвета. Также нашейте на них разноцветные пуговки, бусины. Пусть малыш перебирает и одновременно рассматривает всю эту красоту.
  • Воспользуйтесь хватательным рефлексом и подкладывайте крохе под ладошки погремушки, а позже пищащие игрушки, мячики-ежики. Это делается для того, чтобы малыш, сжимая их, укреплял свои связки и мышцы.
  • Около трех месяцев кроха начинает активно интересоваться своими конечностями: рассматривает, тянет в рот. Как раз пришло время для пальчиковых упражнений. Начинайте с простых стишков, например: сорока-ворона, коза бодатая.
  • Ближе к годику уже можно порисовать пальчиком в манной крупе или муке. Для этого насыпьте что-нибудь в широкий лоток с низкими бортиками. А далее творите вместе с ребенком все, что душе угодно.
  • Если не хотите заморачиваться с самоделками, купите готовые мягкие или резиновые игрушки с наполнителями (шариками). Дети с ними хорошо играют.

Виды пальчиковой гимнастики для младшего возраста

Пальчиковую гимнастику в младшей группе проводят в виде пальчиковой игры, обыгрывания сказки или потешки, поскольку обычная гимнастика, состоящая из упражнений для пальцев и ладоней, малышам ещё неинтересна и непонятна.

Для детей третьего года жизни наиболее подходят такой вид игр, как имитация, в которой они подражают животным, персонажам сказок и их действиям. Например: «Колобок покатился по тропинке, весёлые человечки бегут по тропинке, зайчик скачет, птичка летит».

Также популярны игры-манипуляции с выполнением определённых действий. В них используют специально подготовленные пособия (шнуровки, прищепки, крышечки) с полями, на которые их прикрепляют. К манипуляциям относятся игры с небольшими предметами, такими как мячики, каштаны, а также закапывание и поиск предметов в контейнерах с сыпучими материалами, например, песком или крупой.

Существует ряд игр-манипуляций без предметов, в которых ребёнку необходимо выполнять действия только с пальчиками, ориентируясь на текст, произносимый педагогом: «Этот пальчик — дедушка», «Пальчики пошли гулять».

Со второй половины года может вводиться пальчиковый театр, обыгрывание небольшого произведения или фрагмента любимой сказки с помощью пальчиковых кукол, мелкой атрибутики. И пусть дети ещё не могут как следует владеть куклами, произносить слова ролей, но рассматривание кукол театра, выполнение простых действий с ними станет первой ступенью к овладению искусством драматизации.

девочка с пальчиковыми куклами

Пальчиковый театр по любимой сказке непременно вызовет большую заинтересованность малышей

Проведение пальчиковых игр в первой младшей группе

Пальчиковые игры с самыми маленькими дошкольниками имеют небольшую продолжительность, от 3 до 5 минут. Они могут использоваться как вспомогательная часть занятия (разминка рук перед рисованием, лепкой), а также стать основной частью занятия. В последнем случае к пальчиковой добавляют дидактическую игру, беседу, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, словесную игру-забаву, которые логически продолжают основную часть и соответствуют теме занятия.

Занятия с ребенком 2–3 лет

Самым популярным и всем знакомым упражнением для самых маленьких является та самая «Сорока-белобока», которая варила кашу, раздавала ее деткам и одного обделила. Выполняется оно очень просто: мама водит указательным пальчиком одной ручки малыша по центру ладошки второй, а затем (на раздаче каши) загибает попеременно пальцы («этому дала, этому дала, а этому не осталось»).

В раннем возрасте очень важно, чтобы упражнения не только были занимательными, но и развивали мышцы малыша. Есть ряд заданий, которые помогут в формировании эластичных мышц кисти, предплечья и плеча.

  • «Дождик». Возьмите небольшую игрушечную фигурку, подойдет игрушка из шоколадного яйца-сюрприза. Объясните ребенку, что его ручка — домик, в который может спрятаться игрушка, если начнется дождик. Попросите ребенка максимально растопырить пальчики, напрячь ладошку, установите в центр ладони игрушку. По команде: «Дождик!» ребенок закрывает ладонь, сжимает пальчики и прячет игрушку. Пальцами второй руки (ею управляет мама) начинаете постукивать по зажатому кулачку: «Кап-кап-кап стучит водичка, дождик целый день идет. В домик спрятались игрушки, дождь гулять им не дает. Завтра утром солнце встанет высоко-высоко!» Постепенно кулачок нужно разжать, растопырить пальчики как можно шире, имитируя лучи солнца и поднять ручку с пальцами-лучиками как можно выше.
  • «Мохнатые друзья». Можно использовать пальчиковый театр, а можно просто нарисовать на пальчиках ребенка мордашки зверей. Загибать пальцы начинают с мизинчика, перечисляя знакомых зверей: «Вот котенок, вот цыпленок, вот мышонок, вот тигренок». Когда остается лишь большой пальчик, им смешно шевелят из стороны в сторону при зажатых остальных, приговаривая: «Кто ж такой идет спросонок? Милый, добрый медвежонок!»
  • «Детки спят». Расскажите малышу, что его пальчики — это маленькие детки. Для наглядности можно «украсить» их бантиками или «чепчиками» из ткани или бумаги, подойдут на крайний случай и колпачки от пузырьков. Ребенок сжимает руку в кулачок. Мама читает: «Детки наши крепко спят. Мирно носики сопят. Мы их будем поднимать, чтобы деток подсчитать!» После этого вместе с малышом начинаете разгибать пальцы, начиная с большого, со счетом: «Раз, два, три, четыре, пять. Нужно деткам погулять». Поднимаете руку с разжатыми пальцами как можно выше над головой. Потом опускаете и начинаете снова загибать их в кулачок, начиная с большого пальца, со словами: «Тихо, мыши, не шумите, наших деток не будите. Будет солнышко вставать, будем с детками играть».
  • «Пироги». Малыш изображает, что лепит тесто, месит его. При этом все пальчики на обеих руках ритмично сжимаются и разжимаются, работают и кисти, и запястья. Мама читает: «Тесто лепим, тесто месим, будем печь мы пироги! И с малиной, и с калиной, и с капустой пироги». Ребенок изображает, сложив ладошки лодочками, форму пирожков, меняя руки. Мама читает: «Ароматный пирожок — самый лучший наш дружок. Не одни его съедим, всех на свете угостим!» Далее можно начать зажимать пальчики, перечисляя, кого бы малыш хотел угостить пирожками: папу, бабушку, дедушку, брата или сестру, друга из детского сада и т. д.

Сорока-белобока

В начале упражнения маме или педагогу необходимо поместить детскую кисть тыльной стороной вниз на свою ладонь. А затем зачитать потешку, сопровождая слова действиями.

Слова Действия
Сорока-белобока

Кашу варила,

Ребяток кормила

Указательным пальцем выполнить круговые движения по ладони ребенка
Этому дала Загнуть мизинец
Этому дала Повторить то же действие с безымянным
Этому дала Загнуть средний
Этому дала Задействовать указательный
А этому не дала Загнуть большой палец
Ты дров не носил, печку не топил,
Тебе кашу не дадим!
Покачать головой и пощекотать ребенка

Этот пальчик

В процессе выполнения этого упражнения детская ладонь сжимается в кулак. Затем поочередно разгибаются пальцы сначала правой, потом левой руки:

“Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – матушка,

Этот пальчик – батюшка,

Ну, а этим стану я,

Это вся моя семья”.

Есть и другой вариант такой потешки. В ряде случае она называется “Этот зайчик” или “Этот зайка”. Здесь взрослый может предложить ребенку энергично разжать ладонь при произношении слова “ура”:

“Этот зайчик (зайка, пальчик) хочет спать,

Этот зайчик – прыг в кровать,

Этот зайчик прикорнул,

Этот зайчик уж заснул,

Тише зайчик, не шуми,

Братиков не разбуди,

Встали зайчики. Ура!

В детский сад идти пора”.

Пальчиковая гимнастика: игры для детей 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет

Твоя ладошка

В начале упражнения родителю или педагогу нужно поместить кисть ребенка на свою ладонь тыльной стороной вниз.

Слова Движения
Твоя ладошка – это пруд,

По ней кораблики плывут

Взрослый сгибает указательный палец и водит им по детской ладони, рисуя волну
Твоя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок

Дотрагивается кончиками пальцев до ладони ребенка
Твоя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать

Рисует круг
Твоя ладошка, как окно,

Его помыть пора давно

Сжимает кулак и осторожно потирает детскую ладонь
Твоя ладошка, как дорожка,

А по дорожке ходят кошки

Медленно переступает пальцами по детской руке

Киска

В кухне нашей под столом
Стоит крынка с молоком.(складываем из большого и всех остальных пальцев левой руки кружок)
К крынке кошка подошла(“идем” указательным и средним пальцами правой руки)
Сверху сливки попила (указательным пальцем делаем “лакающие” движения в кружке, изображающем горшок)
Глубже сунулась в горшок:
— Молочка напьюсь я впрок! (засовываем палец глубже в кружок-горшок)
Что случилось? Ой-ой-ой!
Кошка крутит головой(крутим головой)
Налакалась молочка –
Не уйти ей из горшка!(пытаемся вытянуть палец из кружка)
С головы горшок не слез.
С ним и убежала в лес! (топоча пальцами обеих рук по столу, показываем как кошка убежала)

Народная потешка

Ивану-большаку — дрова рубить,
Ваське-указке — воду носить,
Мишке-среднему — печку топить,
Гришке-сиротке — кашу варить,
А крошке-Тимошке — песенки петь.
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать!

Считалочка

Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять.

Кружковая работа по пальчиковым играм с детьми третьего года жизни

Организация кружков пальчиковых игр позволяет более полно и систематически вести работу в этом направлении, используя разнообразные нетрадиционные виды упражнений и материалы. Это положительно сказывается на интеллектуальном и речевом развитии детей, обогащает представления о предметном мире, расширяет кругозор, способствует совершенствованию сенсорного и тактильного восприятия.

Создавая программу кружка, воспитатель в первую очередь должен продумать систему занятий с детворой на весь год, подобрать материалы, оборудование, наглядные пособия. Весь объём работы кружка содержится в его программе, которую педагог должен разработать и согласовать с руководством в начале учебного года.

Примерная схема программы кружка:

  • Пояснительная записка. В ней воспитатель раскрывает своё видение актуальности кружка пальчиковых игр, даёт пояснения, почему выбран именно этот вид дополнительной деятельности с детьми, чем он ценен и полезен для воспитанников.
  • Цели и задачи. Обычно они совпадают с целями и задачами основной деятельности, которой будут заниматься участники.
  • Организационные вопросы (частота проведения, количество участников, длительность занятий, форма организации деятельности).
  • Используемые материалы и оборудование.
  • Ожидаемые результаты, способы диагностики результатов.
  • Перспективный план работы кружка (указываются тема и задачи каждого занятия).

Рекомендуется выбирать темы занятий кружка, которые соответствуют общей теме недели или месяца в календарно-тематическом планировании.

Игровая гимнастика для 3–4 лет

Для детей в этом возрасте важно прорабатывать статические позиции и не спешить. Сами упражнения для этой возрастной категории становятся более сложными, например, можно просить ребенка показать руками, как распускается подснежник в сказке «Двенадцать месяцев», как распускается цветок тюльпан, как смешно торчит одуванчик. Это будет развивать не только кисти и моторику, но и образное мышление.

В 4 года ребенок вполне может сам устроить для мамы и младших братьев и сестер пальчиковый театр, задача взрослых — научить его этому. Инсценировать слишком сложные сказки в этом возрасте еще сложно, но вот отдельные их фрагменты или стихи — пожалуйста. Придумать можно что угодно. Рассмотрим несколько готовых решений.

  • «Обиженная кошка». Ребенок складывает руки по типу кошачьих лап: прячет «когти», поджимая пальцы внутрь кулачка. Мама читает: «Как на нашем на окошке целый день сидела кошка». Ребенок начинает мягко разжимать и сжимать кулачок. Это нужно делать как можно пластичнее, с кошачьей грацией. Мама продолжает: «Уходи скорее, кошка, мы хотим закрыть окошко!». На этих словах малых снова зажимает кулачки. «Кошечка обиделась — показала коготки!» На этих словах малыш должен разжать пальчики и изобразить когти кошки, напряженно сжимая пальцы с изгибом в каждой фаланге.

  • Возможно, это получится не сразу, но не стоит переживать — рано или поздно «когти» будут как настоящие.
    «Комарик». Попросите ребенка изобразить пальцами комара. Для этого сжимает кулачок, потом на стол опускается указательный палец. Это будет хоботок. Далее нужно разжать и опустить на стол мизинец и большой пальчик. Получится комарик, который сидит на столе. Задача малыша — передвигая пальцы по столу, догнать мамину руку и ужалить «хоботком». Мама может прятать руку и даже прихлопнуть «комарика». Это упражнение отлично развивает мышцы кисти, что поможет ребенку легче рисовать, лепить и осваивать письмо.
  • «Новый год». Показывать в этом стихе нужно каждое действие:
    • «Новый год идет неслышно (ребенок показывает идущий снег, пальчиками складывает снежинки).
    • Елку наряжать пора (малыш показывает шарики, создавая их из кистей и пальцев рук, и показывает, как их развешивают на елке).
    • И большие, и малышки ждут чудес и волшебства (ребенок показывает больших, маленьких и «волшебство»).
    • Дед Мороз спешит с подарком (ребенок показывает пальцами идущего человечка и потирает ладошки).
    • Будет Дедушке нежарко, мы подуем на него, новогоднего!» (ребенок дует на воображаемого Деда Мороза, машет руками быстро-быстро).

Имена для пальчиков

В ходе игры ребенку предлагается поочередно поднимать пальцы, сложенные в кулак, в соответствии с текстом:

“Пять пальцев на руке своей

Назвать по имени сумей.

Первый палец, боковой,

Называется большой.

Палец второй – указчик старательный,

И называют его указательным.

Третий твой палец как раз посередине,

Поэтому средний дано ему имя.

Этот, четвертый, зовут безымянный,

Неповоротливый он и упрямый.

Совсем как в семье братец младший – любимец,

По счету он пятый, зовется мизинец”.

Пальчиковая гимнастика: игры для детей 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет

На прогулку

Слова Движения
Пошли пальчики гулять Ладони сжимаются в кулаки, большие пальцы двух рук прыгают по поверхности ноги, от бедра к колену
А вторые догонять Указательные быстро перемещаются сверху вниз
Третьи пальчики бегом Средние ритмично передвигаются по ноге
А четвертые пешком Безымянные медленно двигаются от бедер к коленям
Пятый пальчик поскакал Мизинцами имитируются прыжки
И в конце пути упал Выполняются хлопки ладонями по коленям

Что я делала

Текст Действия
Топором дрова колю Ладони соединяются и имитируются действия с топором, руки резко поднимаются и опускаются
А потом пилой пилю Руки двигаются назад и вперед, ладони при этом сложены вместе
Отнесу их бабушке Ладони открываются
Чтобы испечь оладушки Ребенок хлопает в ладоши

Лодочка

При произношении первых четырех строчек потешки ладони нужно соединить лодочкой и выполнить движения, напоминающие прилив волны. Со словами “паруса подниму” следует расположить выпрямленные ладони над головой и изобразить движение волн и рыб, отдельно каждой рукой:

“Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, –

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там”.

Пальчиковая гимнастика: игры для детей 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет

Собираем листочки

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем («шагаем» по столу средним и указательным пальцем).

Золотая осень

Ветер по лесу летал, (делаем плавные, волнообразные движения кистями рук)
Ветер листики считал:
Вот дубовый (загибаем по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки (спокойно укладываем ладони на коленочки)
Ветер бросил на тропинку.

Вышли пальчики гулять

Вышли пальчики гулять (шагаем пальчиками по столу)
Стали листья собирать (собираем листики в ручку)
Красный листик,
Жёлтый листик,
Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши)
Сколько листиков собрали.
Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)
Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх , делаем «фонарики»).

Поздняя осень

Солнышко греет уже еле-еле (растопыриваем пальцы на обеих руках и соединяем ладошки вместе, затем соединяем пальчики)
Перелетные птицы на юг улетели (машем ручками, как крылышками)
Голы деревья, пустынны поля (разводим ручками)
Первым снежком принакрылась земля (плавно опускаем ручки вниз)
Река покрывается льдом в ноябре – (сжимаем ручки в замок)
Поздняя осень стоит на дворе (разводим руками перед собой).

Котятки

Все котятки мыли лапки:
Вот так! Вот так! (изображаем мытье рук)
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так! Вот так!
Сладко-сладко засыпали:
Вот так! Вот так! (имитируем все указанные в стихотворении движения)

Мишка в лесу

Ветер дует нам в лицо(руками машем себе в лицо)
Закачалось деревцо(руки вверх и качаемся)
Ветерок все тише, тише(медленно приседаем)
Деревцо все выше, выше(медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх)
Как на горке снег, снег(встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой(приседаем)
И на елке(встаем, руки в стороны)
И под елкой(обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь(пальчик к губам)
Тише, тише, не шуметь(шепотом, поворачиваясь в разные стороны)Пальчиковые игры для детей, пальчиковая гимнастика для детей, пальчиковые игры для детей 3 лет, пальчиковая гимнастика для детей 4 лет, пальчиковая гимнастика в стихах, пальчиковые стихи для детей

Овощи

1. Хозяйка однажды с базара пришла(«шагаем» указательным и средним пальцем по столу),
Хозяйка с базара домой принесла(загибаем по-очереди пальцы на руках):
Картошку,
   Капусту,
      Морковку,
         Горох,
            Петрушку и свёклу.
               Ох! .. (хлопок в ладоши)
2. Вот овощи спор завели на столе (сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы на обеих руках)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле (загибаем по-очереди пальцы на руках):
 Картошка?
   Капуста?
       Морковка?
          Горох?
            Петрушка иль свёкла?
               Ох!..(хлопок в ладоши)
3. Хозяйка тем временем ножик взяла (раскрытой ладонью, поставленной на ребро, делаем режущие движения по раскрытой ладони другой руки). 
И ножиком этим крошить начала(загибаем по-очереди пальцы на руках):

Картошку,
   Капусту,
      Морковку,
         Горох,
           Петрушку и свёклу.
              Ох!..(хлопок в ладоши)
4. Накрытые крышкой, в душном горшке ( накрываем раскрытой ладонью другую руку, сжатую в кулак — в ритм стихотворения меняем руки)
Кипели, кипели в крутом кипятке  (загибаем по-очереди пальцы на руках):

Картошка,
   Капуста,
      Морковка,
         Горох,
           Петрушка и свёкла.
              Ох!...(хлопок в ладоши)
  И суп овощной оказался неплох!(гладим себя ладошкой по животу)

Дождик

Закапали капли(постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Идет дождь(постучать четырьмя пальцами)
Он льет как из ведра!(стучим сильнее)
Пошел град(косточками пальцев выбиваем дробь)
Сверкает молния(шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе)
Гремит гром!(барабаним кулаками или хлопаем в ладошки)
Все быстро убегают домой(прячем руки за спину)
А утром снова ярко светит солнце!(описываем руками большой круг)

Торт

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем «крошку» пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай — 
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Клён

Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)

Белочка

Сидит белка на тележке (хлопаем в ладошки)Продает она орешки (ударяем кулачками друг о друга)Лисичке-сестричке, (загибаем пальчики, по одному, начиная с большого)Воробью, синичке,Мишке толстопятому,Заиньке ушастому. 

Козленок

Бу-бу, я рогатый (рожки из пальчиков)Бу-бу, я хвостатый (хвостик за спиной)Бу-бу, я ушастый (ушки из ладошек)Бу-бу, очень страшный, (рожки из пальчиков, бодаем)Бу-бу, испугаю,Бу-бу, забодаю.  

Новый год

Перед нами елочка (пальцы рук переплетены, из указательных пальчиков елочка)Шишечки, иголочки (указательные пальчики «в стороны» показываем иголочки)Шарики, фонарики (показываем круг большими и указательными пальчиками)Зайчики и свечки (показываем ушки)Звезды, человечки. (пальцы рук переплетены, из указательных пальчиков звездочка)

Улитка

Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка (тычет «рожками» в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука «открывает» калитку)
Пропусти домой улитку (правая рука «проползает»).

Зимний лес

Еж, медведь, барсук, енот,Спят зимою каждый год.Волка, зайца и лисуИ зимой найдешь  в лесу.(соединяем пальчики  по очереди друг с другом) 

Зернышко

Посадили зернышко, (кладем пальчиками в ладошку зернышко)Выглянуло солнышко. (сжимаем и разжимаем кулачки)Солнышко, свети — свети!Зернышко, расти —  расти!Появляются листочки, (пальцы по очереди соединяем с большим пальцем на двух руках одновременно)Распускаются цветочки. (сжимаем и разжимаем кулачки) 

Утята

Пять утят плывут вперёд,На берегу их мама ждёт,(Одна из рук — «мама утка» — стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука — утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к «утке». Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)Но только четверо утятВернулись к мамочке назад.(постепенно пальцы загибаются)Четверо утят плывут…Трое утят плывут…Двое утят плывут…Вот один плывёт вперёд,На берегу его мама ждёт,(На слова «На берегу их мама ждёт» «киваем» кистью руки («мамой-уткой»)И сразу пятеро утятВернулись к мамочке назад!

Упражнения для 4–6 лет

В этом возрасте пальчиковые упражнения потребуют не только сложных «конструкций» из пальчиков, но и заучивания стихов и считалок. Начинайте новое упражнение с медленного темпа, а когда ребенок запомнит все, постепенно убыстряйте выполнение упражнения. Предлагаем ознакомиться с несколькими интересными упражнениями для этого возраста.

  • «Ежик». Это очень известное упражнение, которое нравится детям за динамику и подвижность.
    • «Подушка с иголками лежала под елками (ребенок показывает подушку, складывая ладошки, а потом делает из пальцев замок, пальчики при этом статично торчат в стороны).
    • Подушка лежала и побежала» (ребенок собирает руки в открытый замок и быстро-быстро шевелит пальчиками).
  • «Гусеница». Историю про гусеницу можно инсценировать по словам, но для начала рекомендуется освоить базовые действия гусенички. Указательный пальчик ребенка — это гусеница. Ладошка второй руки – листик. Читаем стихи, а ребенок изображает движения гусенички по листику: «На листочке поселилась, грызла-грызла целый день, нашей гусеничке малый вкусный листик грызть не лень». Ребенок складывает из ладошек кокон, мама продолжает: «Кокон, белый и красивый, рано утром на листке появился, вот так диво — что за кокон вдалеке?» Ребенок складывает их ладоней бабочку и изображает ее быстрый полет, машет кистями: «Гусеница преобразилась — в бабочку прекратилась».


  • «Аквариум». Опустите в тазик с водой свои руки и руки ребенка. Попросите его изобразить рыбок, крабов, раков, осьминога и даже акулу. Просто мытье рук вполне можно превратить в забавную и полезную игру для развития моторики и мышления.
  • «Домик». Это упражнение потребует от ребенка быстроты реакции. Показывать нужно каждое слово стишка в темпе его прочтения. Постепенно стишок нужно читать все быстрее, чтобы движения также становились быстрыми. Дайте ребенку проявить фантазию в изображении отдельных слов. «Строим домик, так-так, ставим стены и крылечко, вот окошко, вот чердак, из трубы — дым колечком. Мы окошко отворим, всех соседей пригласим, приходите, приходите, мы вас чаем угостим. Чай горячий, ароматный, очень вкусный и приятный».

В дошкольном возрасте можно инсценировать целые истории. Средний и указательный пальцы рук создают образ человечка, можно нарисовать на руке его личико, придумать для него предметы одежды. Два руки — два человечка. Это дает возможность поставить самые разнообразные сказки. Если объединить усилия с друзьями, мамой, папой, бабушкой, то можно поставить большие сказки с большим количеством персонажей.

Главное — не только придумать для них интересные действия и движения, но и заучить роли. Будет хорошо, если ребенок научится запоминать как стихи, так и прозу. Это существенно облегчит ему обучение в школе.

Пальчиковая гимнастика для детей 6-7

Выполнение пальчиковых упражнений с детьми старшей группы положительно влияет:

  • на процесс подготовки кисти к письму;
  • на развитие творческих способностей ребенка;
  • на проявление способности быть целеустремленным, выполнять целенаправленные действия;
  • на стимуляцию процессов произвольного запоминания, вычленения главного и второстепенного.

Пальчиковая гимнастика: игры для детей 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет

Сколько птиц

Слова Действия
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?

Мы расскажем

Кулаки ритмично сжимаются и разжимаются
Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках

При произношении названия птиц поочередно загибаются пальцы
Всем хватило зернышек Кулаки снова сжимаются и разжимаются

Замок

Текст Действия
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Пальцы переплетены и сложены в замок. Во время прочтения строчек руки ритмично раскачиваются
Постучали Основания ладоней постукивают друг об друга
Покрутили Одна рука тянется к себе, другая от себя, и наоборот. Пальцы при этом не расцепляются
Потянули Руки тянутся в разные стороны. Пальцы выпрямляются, но замок не открывается
И открыли Замок резко открывается, а руки широко разводятся в стороны

Дом

Слова Движения
Я хочу построить дом Руки поднять над головой и сложить домиком, соединив пальцы двух рук
Чтобы окошко было в нем При помощи 10 пальцев создать круг
Чтобы у дома дверь была Соединить ладони
Рядом чтобы сосна росла Правую руку поднять над собой и растопырить пальцы
Чтобы вокруг забор стоял,

Пес ворота охранял

Соединить руки в замок и сделать круговое движение перед собой
Солнце было, дождик шел Поднять руки над головой. Растопырить, а затем согнуть пальцы и сделать движение, будто что-то стряхивается с кистей
И тюльпан в саду расцвел! Соединить ладони и медленно развести пальцы. Так изображается расцветающий бутон

Друзья-садоводы

Текст Действия
Палец толстый и большой

В сад за сливами пошел

Собрать ладонь в кулак, отогнуть большой палец, затем выпрямить и согнуть наполовину. Выполнить такое движение несколько раз
Указательный с порога

Указал ему дорогу

Отогнуть указательный палец, а потом согнуть и разогнуть несколько раз
Средний палец самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки

Выполнить аналогичное движение. При этом большой и указательный пальцы сгибаться не должны
Безымянный подбирает Повторить движение с безымянным пальцем
А мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает!

Задействовать мизинец

Пальчиковая гимнастика для начальных классов

Пальчиковые игры, которые так нравятся детям 7-8 лет – занятие, позволяющее значительно повысить навыки. Учеными было установлено, что движения рук напрямую связаны с корой головного мозга, что способствует развитию.

В начальной школе пальчиковые занятия – обязательное условие, которое позволяет детям отдохнуть от непривычной нагрузки, получить заряд энергии, расслабиться. Есть немало упражнений, которые дополняются веселыми стишками, даже песенками, имеющими определенное значение – способствуют развитию речи, чувства ритма, словарного запаса.

Несмотря на пользу упражнений для пальцев, злоупотреблять интересными играми также не стоит. Длительность одного занятия не должна превышать четверть часа, причем лучше начинать с непродолжительных уроков – всего по нескольку минут.

Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.

Две весёлые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони на парту. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять —

Начинаем разгибать.

Дети вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают. Повторяют упражнение несколько раз.

Кто из пальчиков ловчее?

Ручку кто держать умеет?

Пальцы дружно отвечают,

Головами все кивают.

Дети сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом, сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки.

Пальцы в гости приходили,

Тук, тук, тук — стучались в дверь.

Только дверь им не открыли:

Думали, там страшный зверь.

Дети постукивают по парте подушечками всех десяти пальцев одновременно. Четверостишие повторяют несколько раз.

Ножки вместе, ровно спину.

Мы сидим за пианино.

Мы разучиваем гамму.

Ножки вместе, спинку прямо.

Нетрадиционные пальчиковые игры

Для пальчиковой гимнастики нужны только кисти рук. Для эффективного сенсорного развития и создания мотивации к упражнениям привлекаются дополнительные материалы и оборудование. Пальчиковые игры с предметами считаются нетрадиционными. Их существует большое количество, постоянно возникают новые, потому что развивать мелкую моторику можно с помощью разнообразных вещей. От фантазии педагога зависит, сколько и какого качества будет тренажёров для пальчиков в сенсорном и игровом уголках.

Рассмотрим некоторые нетрадиционные упражнения для кистей и пальцев рук:

  • Самомассаж мячиками-«ёжиками», шариками су-джок, шишками, грецкими орехами. Корзинка массажными мячиками и подходящими природными материалами находится в свободном доступе для детей 6–7 лет. Ребята подготовительной группы много рисуют, в программу входят занятия по обучению письму. Детей приучают к необходимости снятия напряжения с кистей рук. Нет ничего проще — взять колючий мячик и покатать его между ладоней в течение минуты. И это простое упражнение успокоит мелкую мускулатуру и одновременно поддержит в тонусе центры головного мозга.
    Ребёнок делает самомассаж ладошек с помощью мячика

    Простой массаж может быть одновременно и тренировкой, и способом профилактики перенапряжения

  • Упражнения на сенсорных дорожках. Как правило, такие дорожки изготавливаются из фурнитуры и бросового материала. Кусочки фактурной ткани и фетра сшивают в дорожку. В качестве наполнителя используют песок, мелкие камешки, крупы. Сверху приклеивают или пришивают пуговицы, шероховатые бусины, пластиковые крышечки и т. п.

    Сенсорные дорожки дети используют в самостоятельных играх и как реквизит для постановок: пальчики «ходят», «бегают», «прыгают», «ползают».

    Сенсорная дорожка для пальцев

    Занятие на сенсорной дорожке — это и игра, и упражнение

  • Занятия с пальчиковыми тренажёрами. В младшем и среднем дошкольном возрасте дети самостоятельно изучали бизи-борды — доски с закреплёнными на них замочками, кнопками, элементарными застёжками, окошками. Для старших дошкольников используются тренажёры, занятия на которых предполагают определённую ловкость пальцев. Например, дети просовывают верёвочки в отверстия так, чтобы получился заданный узор, или тренируются в различных способах шнуровки. Такое оборудование можно изготовить своими руками.
    Тренажёр «Шнуровка»

    Будущий первоклассник должен уметь шнуровать ботинки, потренироваться всегда можно на картонном башмачке

  • Игры в сухом бассейне. Занятия по сенсорике проводились в детском саду с первой младшей группы. Дошкольники любят опускать руки в контейнеры с песком, ракушками, бисером. Испытываемые тактильные ощущения способствуют психическому спокойствию. Старшие дошкольники теряют интерес к сухим бассейнам как площадке для игр. Рекомендуется включать эти пальчиковые упражнения в занятия по познавательно-исследовательской деятельности. Например, дети изучают виды семян, воспитатель задаёт исследовать образцы в сухом бассейне (контейнер наполнен семечками, зёрнышками, орехами). Или на занятии «Виды камней» дошкольникам предлагается выловить из песчаного бассейна камни и определить их вид (находят гальку, гранит, кварц, мел, пемзу).
    Пальчиковый сухой бассейн

    Упражнения в пальчиковом бассейне для старших дошкольников содержат элементы поиска и исследования

  • Настольная игра «Пальчиковый твистер» (и аналоги). На игровом поле находятся разноцветные кружки. Дети вращают стрелку или бросают кубик и даётся указание, на кружок какого цвета и который палец игроку нужно поставить и удерживать. Игра в «Твистер» способствует растяжке сухожилий и разработке суставов. Дети тренируются в ловкости и выносливости.
    Дети играют в пальчиковый твистер

    Настольная игра для пальчиков развивает мускулатуру кистей рук

  • Пальчиковая игра в верёвочку («Колыбель для кошки»). В советское время это была известная дворовая игра, в неё играли парами и девочки, и мальчики. В наши дни игра вновь становится популярной. Суть «Колыбели для кошки» заключается в перехватывании верёвочки с рук напарника и надевания её на свои пальцы таким образом, чтобы получился узор: матрасик, корзинка, конфетка, колыбелька.

    Пальчиковая игра «Колыбель для кошки»

    Игра в верёвочку тренирует ловкость пальцев и развивает образное мышление

Что ж подведем итоги

Как видим, развивать мелкую моторику совсем несложно, но очень важно.

В дальнейшем приобретенные навыки сослужат ребенку хорошую службу, поскольку ловкость пальчиков важная составляющая целостного развития малыша.

Следовательно, не ленимся и беремся за дело. Всегда есть возможность воспользоваться фантазией и приспособить для упражнений подручные материалы. Да и заодно научить ребенка мыслить творчески.

В заключение, хочу сказать, что  одними занятиями на развитие мелкой моторики не вырулишь. Для полноценного формирования малыша нужен комплексный подход. Однако пренебрегать упражнениями не следует. Ведь игры на развитие мелкой моторики рук оказывают исключительно положительное воздействие на все системы организма.

Всего доброго мои дорогие читатели. Как всегда, ищите мои статьи в социальных сетях, читайте и делитесь с друзьями. Следите за новинками и обязательно подписывайтесь на обновления блога.

Выводы

Уделяя внимание развитию рук ребёнка, помните, что вы обеспечиваете его умственное развитие, совершенствуете речь, обеспечиваете подготовку к школе. Такой малыш будет развит в соответствии с возрастом, школьное обучение ему будет даваться легко.

Источники

  • https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/kartoteka-palchikovyih-igr-v-starshey-gruppe-po-fgos-s-tselyami.html
  • https://familystr.com/deti/deti-do-7-let/igry-dlya-melkoj-motoriki/
  • https://Razvivashka.online/metodiki/palchikovaya-gimnastika
  • https://FB.ru/article/387265/palchikovaya-gimnastika-dlya-starshey-gruppyi-vidyi-nazvaniya-tseli-zadachi-pravila-i-tehnika-vyipolneniya-uprajneniy-detmi
  • https://paidagogos.com/palchikovaya-gimnastika-razvivaem-ruki-malyisha.html
  • https://LfkPlus.ru/lfk-dlya-detej/cel-palchikovoj-gimnastiki-v-detskom-sadu.html
  • https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/palchikovaya-gimnastika-v-mladshey-gruppe.html
  • https://o-krohe.ru/zaryadka/palchikovaya-ot-2-do-6-let/
  • https://vospitanie.guru/doshkolniki/detskaya-palchikovaya-gimnastika-dlya-detskogo-sada
  • https://logoprav.ru/korrekciya-rechi/palchikovaya-gimnastika
  • https://medru.su/deti/palchikovaya-gimnastika.html
  • https://sibmama.ru/palchiki.htm
  • https://www.moirebenok.ua/infant/razvitie-infant/stihi-skorogovorki-pro-osen/
  • http://LogoPortal.ru/palchikovaya-gimnastika-po-teme-ovoshhi.html
  • https://sibmama.ru/palchikovie_igri.htm
  • https://prodetskiysad.ru/razvitie/gimnastika-dlya-palchikov-v-nachalnoj-shkole
  • https://infourok.ru/palchikovaya-gimnastika-klass-979443.html
  • https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/palchikovaya-gimnastika-v-podgotovitelnoy-gruppe-kartoteka.html
[свернуть]
 
 
Поделиться:
Нет комментариев
Adblock
detector