Что такое когнитивные способности?

По сути, это то, что делает нас человеком и отличает от обезьянок. К когнитивным способностям относят речь, мышление, способность рассуждать, обучение, вычисление, внимание, концентрацию, воображение, действие, принятие решений. Я хотела бы обратить внимание на слово «способности», ещё называют когнитивные «возможности» или «навыки». Можно легко догадаться, что способности необходимо тренировать, а, значит, без тренировки качество навыков может ухудшаться.

Снижению когнитивных способностей способствуют внешние и внутренние факторы. К внешним можно причислить образ жизни, неправильное питание, стрессовые ситуации, а к внутренним, например, неправильное кровообращение и плохо поступающий кислород к клеткам мозга.

Есть хорошие новости, невнимательность, слабая память и отсутствие фокуса — не приговор. Это такие же навыки, которые можно улучшать. И дальше мы разберём один из способов — управление информацией. В тексте я буду сразу приводить примеры, задания, поэтому отнеситесь к этой статье как к пинку для действия.

Разновидности высшей нервной деятельности

Прежде чем улучшать способности мозга, нужно понять, о чем идет речь. Медики составили список того, что делает человека умным и способным.

Виды когнитивных функций:

Когнитивные функции интеллект

  • Уровень мышления или интеллект – способность человека объективно воспринимать и осмысленно взаимодействовать с окружающим миром. Умение анализировать информацию, выносить суждения и умозаключения.
  • Обучаемость и память обеспечивают регистрацию, фиксацию и последующее воспроизведение полученной когда-либо информации.
  • Способность концентрировать внимание, познавательная деятельность. Ценные качества: устойчивость внимания, умение воспринимать информацию из двух и больше ее источников.
  • Речь – присущая человеку функция, с помощью которой мы звуками кодируем информацию. Передаем слушателям объективные и абстрактные образы, выражаем свои мысли и суждения, информацию. Осознанная речь отличает человека от представителей животного мира. Функция крайне сложная, развилась одной из последних. Формирование речевого навыка происходит в первые годы жизни под влиянием средовых, социальных, семейных и физиологических факторов. Целенаправленно развивая речь, изучая риторику, человек одновременно тренирует и другие высшие психические функции.
  • Гнозис означает познание мира. Это способность познавать и узнавать внешние объекты посредством органов чувств: осязания, слуха, обоняния, зрения, вкуса. Здесь критическое значение имеет память. Сохранение информации о явлениях мира, обеспечивает их последующую узнаваемость.
  • Праксис позволяет человеку ориентироваться в трехмерном пространстве. Благодаря этой функции мы пользуемся ножом и вилкой, что-либо мастерим, обслуживаем себя в быту. Праксис вырабатывается в процессе взросления и обучения человека на протяжении всей жизни.
  • Функции управления. Отвечают за умение планировать действия и принимать решения, находить ошибки и их исправлять, проявлять интеллектуальную гибкость.
  • Социальный интеллект дает возможность понимать эмоции других людей, видеть мотивы их поступков.

Когнитивные функции обмен информацией

Базовыми считается память и обучаемость. От их уровня функционирования зависит работа других функций мозга. Современные методы помогают не только предотвратить ухудшение памяти, сохранив ясный ум, но и значительно улучшить ее.

Полноценное использование когнитивно-мнестических (связанных с памятью) функций требует соответствующего уровня деятельности центральной нервной системы. Колебания появляются от внешних обстоятельств: стресса, плохого сна.

Разновидности когнитивных способностей

К этой группе относятся следующие навыки:

  1. Внимание и концентрация – умение сосредотачиваться на конкретном занятии, не отвлекаясь на внешние факторы.
  2. Гнозис, или восприятие – способность получать информацию извне.
  3. Память – запоминание, хранение и вспоминание данных в нужный момент.
  4. Праксис, или действие – умение применить знание, а не только запоминание теории.
  5. Мышление, или логика – обработка информации, создание собственных выводов, обобщение, сравнение и другие процессы.
  6. Воображение – способность представлять, фантазировать, мечтать, то есть строить свои образы.
  7. Принятие решений – выбор правильного варианта из нескольких альтернативных.

Теперь давайте представим человека, у которого развиты все эти навыки. Он легко запоминает большой объем информации либо отсеивает то, что не нужно помнить. Умеет концентрироваться, не теряет нить разговора и всегда понимает смысл текста, который только что прочитал, потому что не отвлекается. Самостоятельно делает выводы, обладает творческими способностями.

Все эти навыки связаны между собой. И если знать, как их развить, любой человек станет таким. Если вы развиваете концентрацию, то улучшается и ваша память. А если запомните много информации, то сможете лучше делать выводы и выбирать. Также в этом вам помогут специальные методы, о них я писала в статье о том, как принимать решения.

Примеры когнитивных навыков

Когнитивные навыки можно разделить на 9 разных категорий, каждая из которых отображает метод, который использует ваш мозг для интерпретации и использования информации.

  1. Поддерживаемое внимание
  2. Фокусированное внимание
  3. Распределённое внимание
  4. Долговременная память
  5. Рабочая память
  6. Логическое мышление
  7. Слуховое восприятие
  8. Зрительное восприятие
  9. Скорость обработки информации

Поддерживаемое внимание

Поддерживаемое (или постоянное, неослабное) внимание — это способность удерживать фокус внимания на какой либо задаче в течение длительного периода времени, необходимого для её выполнения, даже несмотря на наличие отвлекающих факторов. Обычно оно делится на наблюдение (обнаружить появление стимула) и концентрацию (сфокусировать внимание на стимуле или деятельности).

Фокусированное внимание

Фокусированное внимание можно определить как способность нашего мозга концентрировать внимания на определенной задаче, даже если вокруг много отвлекающих факторов, и вне зависимости от времени, в течение которого мы сосредотачиваемся на ней. Эта когнитивный навык очень важен, поскольку он позволяет нам быть эффективными в повседневной жизни.

Распределённое внимание

Распределённое внимание — это способность нашего мозга реагировать на различные стимулы или задачи одновременно, отвечая таким образом, на многочисленные запросы окружающей среды. Распределённое внимание является своего рода одновременным вниманием, которое позволяет нам обрабатывать различные источники информации и успешно выполнять более одной задачи в одно и то же время. Эта когнитивный навык также очень важен в нашей повседневной жизни.

Долговременная память

Долговременная память — это способность мозга, с помощью которой мы можем хранить огромный объём информации в течение длительного периода времени. Этот тип памяти помогает мозгу хранить факты, знания, навыки, а также восстанавливать в дальнейшем эти воспоминания. Срок хранения воспоминаний в долговременной памяти может варьироваться от нескольких секунд до нескольких лет. Долговременная память очень важна для безошибочного и самостоятельного выполнения ежедневных задач. Долговременная память — это сложная комплексная способность, за которую отвечает большое количество отделов головного мозга.

Рабочая память

Рабочая или оперативная память — это совокупность процессов в мозге, позволяющих нам хранить и временно использовать информацию с целью осуществления таких комплексных когнитивных задач, как понимание речи, чтение, применение математических способностей, обучение или рассуждение. Самый простой пример рабочей памяти, это когда нам нужно удержать в памяти какую-либо информацию, например, номер телефона, до того как записать его.

Логическое мышление

Логическое мышление — это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, и которому свойственна доказательность и рассудительность, чтобы решать проблемы и генерировать идеи.

Слуховое восприятие

Слуховое (аудиальное) восприятие — это способность получать и интерпретировать информацию, которая достигает наших ушей через волны звуковых частот, передаваемые по воздуху или иным образом. Звуковое восприятие постоянно присутствует в нашей повседневной жизни и помогает нам адекватно реагировать на изменения окружающей среды. Оно позволяет нам общаться, предупреждает об опасности и дает возможность наслаждаться музыкой.

Зрительное восприятие

Зрительное или визуальное восприятие — это способность истолковывать информацию, достигающую глаз через свет видимой области спектра. Результатом этой интерпретации, которую выполняет наш мозг на основе поступающей информации, является то, что известно как способность видеть или зрение.

Скорость обработки информации

Скорость познавательной (когнитивной) обработки информации — это способность, которая может быть определена как время, необходимое человеку для решения умственной задачи. Этот навык связан со скоростью, с которой человек улавливает информацию и реагирует на неё, как с помощью зрения (через буквы и цифры), так и с помощью слуха (речь) или движения. Т.е. скорость обработки информации — это время между получением стимула и ответом на него.

Таким образом, скорость или быстрота когнитивной обработки информации — это время, которое длится с момента получения информации до момента её осознания и ответной реакции.

Скорость или быстрота обработки информации это один из важнейших компонентов когнитивного процесса для обучения, успеваемости, интеллектуального развития, мышления и получения опыта.

Когнитивные способности и психология

Каждый клиент, обращаясь к психотерапевту, получает персональный план работы над собой. Одно из направлений, широко применяемое для решения разнообразных проблем – это когнитивно-поведенческая терапия.

Практики, пользующиеся инструментами этого направления, утверждают, что причина любой проблемы кроется в мышлении человека.

Психолог старается изучить клиента, выявить его установки, «зашитые» в память и вынуждающие действовать определенным образом. Затем специалист показывает эту установку человеку и учит его мыслить более эффективно, то есть помогает ему изменить свое мышление.

Это наглядно показывает, насколько тесно связаны между собой когнитивные способности. Сначала человек получает определенный опыт (в детстве или уже во взрослой жизни). Его мозг обрабатывает эту информацию и делает определенный вывод – установку. В дальнейшем человек принимает решения в соответствии с подведенным итогом. Если вывод сделан неправильный, и формируется установка, мешающая жить, личность страдает от психологических проблем.

Не попасть в эту ловушку вам помогут методы, о которых я расскажу ниже.

Когнитивные нарушения у молодых людей − причины

Стереотип «когнитивные нарушения бывают только у пожилых» − ошибочен. Так, множество молодых людей сталкиваются с легкими нарушениями:

· Быстрая утомляемость

· Низкая концентрация внимания

· Рассеянность, забывчивость

· Общее снижение трудоспособности

Почему это происходит?

Наш мозг обладает довольно большим запасом прочности.

В науке для этого используется термин «когнитивный резерв» − это способность нашего мозга нормально функционировать даже в условиях сильного стресса, травм и возрастных дегенеративных изменений.

Но и этот резерв не вечен. Под воздействием ряда факторов объем белого вещества мозга уменьшается – бороды и извилины разглаживаются, а нейроны становятся меньше и тоньше, не могут активно связываться друг с другом.

Наиболее распространенные факторы риска:

Вредные привычки

Курение, прием алкоголя и других психотропных веществ негативно влияют на сосуды и нарушают здоровое кровообращение в головном мозге, приводят к кислородному голоданию и отмиранию нейронов мозга.

Из практики доктора:

Большая часть пациентов нашей клиники, зависимых от никотина, алкоголя и наркотиков, имеют нарушения когнитивных способностей. Этому фактору приходится уделять дополнительное внимание в процессе лечения.

Неправильное питание

Обилие жирной и сладкой пищи нарушает здоровый обмен веществ, что сказывается на состоянии клеток мозга.

Хроническое недосыпание

Сон – важнейший процесс для поддержания здоровья нервной системы и когнитивных функций. Во время сна происходит восстановление мозгового гомеостаза – активизируются процессы регенерации клеток, стимулируется обмен веществ. Кроме того, во время медленной фазы сна мозг обрабатывает и лучше запоминает полученную за день информацию, а быстрая фаза помогает восстановить эмоциональное равновесие и восстановить объем кратковременной памяти.

О том, как и сколько нужно спать для поддержания здоровья, мы писали здесь.

Малоподвижный образ жизни

Постоянное нахождение в закрытых пространствах и пренебрежение физическими нагрузками приводит к недостатку кислорода и нарушениям клеточного метаболизма.

Недостаток умственных нагрузок

Без регулярной умеренной умственной нагрузки нашему мозгу становится все сложнее образовывать новые нейронные связи. Он становится менее «пластичным» и уже не может быстро адаптироваться к меняющимся условиям, активно воспринимать новую информацию.

Психические и соматические заболевания

Нарушение когнитивных функций также могут быть вызваны болезнями.

Так, наиболее распространенный пример разрушительных для когнитивной сферы ментальных нарушений – депрессия и тревожное расстройство .

А среди соматических (физиологических) заболеваний отдельно можно выделить патологии сердечно-сосудистой системы, легких, органов ЖКТ и эндокринной системы. Эти системы и органы играют важную роль в поддержании здорового обмена веществ в клетках мозга.

Наиболее важные для профессионального успеха когнитивные способности

Для нашей повседневной жизни важны все когнитивные способности, однако некоторые из них в наибольшей степени влияют на нашу профессиональную сферу и работоспособность. Речь идёт об  исполнительных функциях .

Людям, которые стремятся “усилить” свой мозг с целью достижения профессиональных успехов, в первую очень должны работать над следующими когнитивными областями:

Планирование:

Планирование  — важнейший когнитивный навык для достижения целей и профессионального успеха. Планирование можно определить как способность “предвидеть будущее”, заранее продумать наиболее эффективный способ выполнения задачи или достижения определённой цели.

Эта способность помогает нам разработать конкретные шаги для реализации задуманного. Данный навык позволяет установить порядок выполнения действий и определить необходимое количество когнитивных ресурсов для каждой задачи, а также составить план действий в целом.

Ингибиция:

Ингибиция  — это способность человека контролировать импульсивные реакции и давать ответы посредством рассуждения. Этот навык относится к прогнозированию, планированию и постановке целей. Ингибиция или ингибиторный контроль тормозят наше поведение и помогают наиболее рассудительно и адекватным образом отреагировать на ситуацию.

Мониторинг:

Когнитивный мониторинг  можно определить как способность контролировать своё поведение и обеспечивать его соответствие подготовленному плану действий. Эта способность позволяет нам удостовериться в том, что наши действия направлены на достижение запланированной цели. Когда мы обнаруживаем, что отклонились от плана, мы должны исправить это. Эта когнитивная функция очень важна для повседневной жизни, особенно в профессиональной сфере.

Принятие решений:

Принятие решений — это процесс, посредством которого определяется курс действий в ответ на проблему, которую мы решаем.

Рабочая или оперативная память:

Рабочая или оперативная память  позволяет нам временно хранить информацию и управлять ею для выполнения более сложных когнитивных задач. В профессиональной сфере мы используем эту способность для понимания речи, обучения, рассуждения, математических навыков. Рабочая память — это разновидность кратковременной памяти.

Когнитивная гибкость:

Благодаря  когнитивной гибкости  мы способны адаптироваться к меняющимся условиям и модифицировать наши схемы поведения в соответствии с возникающими требованиями.

Также она позволяет нам принимать во внимание мнения других людей.

Решение проблем:

Умение использовать полученные знания, организовывать их и связывать с поиском решений. Безусловно, эта способность включает в себя навыки прогнозирования и планирования, которые позволят нам разработать соответствующие планы и действия для достижения наших целей.

Таким образом, с учётом того, что вышеуказанные навыки играют важнейшую роль для нашей карьеры, мы должны знать, какие из этих способностей у нас наименее развиты, и укреплять их. Узнайте, какие существуют упражнения для укрепления исполнительных функций.

Когнитивные процессы в образовании: применение и примеры

В психологии умственные процессы анализируются с целью содействия в улучшении нашего качества жизни. Важно, чтобы мы учились развиваться и управлять собой с рождения. На занятиях мы сталкиваемся с различными видами деятельности, которые испытывают наши способности усваивать знания, слушать наших товарищей или решать непредвиденные задачи.

Когнитивные процессы при обучении

Существуют различные теории обучения. Однако, за исключением ряда защитников теории ассоциативного обучения, ни одна из них не игнориует умственные процессы. С другой стороны, при обучении ни один познавательный процесс не происходит независимо от других. Мы прилагаем усилие и используем все наши ресурсы, чтобы улучшить наши учебные навыки и достичь осмысленного обучения.

Когнитивные процессы при чтении

Когда мы раскрываем книгу мы должны распознать буквы, не отвлекаться, вспомнить слова, которые мы читаем, соотнести прочитанное с тем, что мы узнали ранее и т.д.

Однако мы обрабатываем информацию по-разному в зависимости от того, хотим ли мы просто найти какой-то интересующий нас отрывок, готовимся ли мы к экзамену или просто хотим насладиться какой-либо историей.

Когнитивные процессы при письме

Что касается умственных процессов, задействованных в письме, здесь происходит то же самое, что и при чтении. Мы должны игнорировать шумы, которые мешают нам писать, следить за тем, чтобы почерк был разборчивым, помнить о том, что мы написали ранее, следить за орфографией и т.д.

Кроме того, необходимо, чтобы мы должным образом планировали то, о чём мы намерены написать. Это выражение является слишком бытовым? Поймут ли другие то, что я хочу передать? Этот ноль похож на букву «о»?

Как улучшить работу мозга?

Чтобы улучшить когнитивные функции, например, силу памяти, ее цепкость, предлагаем соблюдать такие советы:

  • откажитесь от вредных привычек;
  • высыпайтесь, соблюдайте режим отдыха и бодрствования;
  • перейдите на здоровое питание, исключающее преобладание жирных и сладких продуктов;
  • ежедневно обеспечивайте себе хотя бы минимальные физические нагрузки;
  • тренируйте высшие психологические функции: общайтесь, изучайте новую информацию, развивайте память и внимание с помощью игр и упражнений.

Если вы хотите увеличить собственные, возможно, ослабевшие, умственные способности, то обращайтесь к квалифицированным неврологам.

Опытные доктора подберут действенные, для решения ваших задач, методы тренировки и воздействия на мозг.

Упражнения развития когнитивных функций

В комплекс входят аппаратные процедуры, доказавшие свою пользу ноотропы и обучение специальным психологическим приемам.

Развитие когнитивных способностей у детей

Когнитивные навыки важно развивать с самого младенчества. Современный выбор развивающих игрушек для детей огромен, но и не стоит пренебрегать подручными средствами, которые есть в каждом доме. Когнитивные способности у маленьких детей можно развивать следующими способами:

  • игры с крупами и пуговицами (под строгим присмотром взрослых) – пересыпание из контейнера в контейнер);
  • разнообразные пальчиковые игры с потешками и прибаутками («сорока-ворона», «пальчик-пальчик где ты был»);
  • игры с водой (разливание по емкостям).

Постепенно игры и занятия усложняются и направлены на развитие моторных навыков и речи:

  • рисование и раскрашивание;
  • составление пазлов, мозаики;
  • вырезание изображения по контуру;
  • конструирование;
  • заучивание стихов;
  • чтение и пересказ;
  • нахождение отличий в двух одинаковых изображениях;
  • сочинение историй.

Упражнения для развития когнитивных способностей

Тренировка когнитивных способностей — залог продуктивного долголетия и ясного ума даже в преклонном возрасте. Для мозга нужна такая же зарядка, как для тела, важно уделять 15 – 20 минут в день на несложные, но очень полезные для мозговой активности упражнения:

Синхронное рисование. Потребуется лист бумаги и 2 карандаша. Одновременно двумя руками рисовать геометрические фигуры. Можно начать с одинаковых фигур для каждой руки, затем усложнить упражнение, например, левой рукой рисовать квадрат, а правой — треугольник. Упражнение балансирует работу обоих полушарий мозга, развивает когнитивные способности, моторику.

Слова наоборот. Несколько раз в течение дня пробовать услышанные от других людей слова произносить про себя наоборот.

Вычисление. Всё, что подлежит подсчету, важно выполнить путем устных умственных вычислений. Калькулятор убрать подальше.

Автобиография. Существует 2 варианта упражнения. В первом человек начинает вспоминать и писать, отталкиваясь от настоящего момента, и углубляется год за годом к своему раннему детству. Во втором варианте – вначале описываются детские годы.

Спасибо, что прочитали эту статью. Как обычно, мы будем рады вашим вопросам и комментариям.

Подпишитесь на канал,чтобы не пропустить новые публикацииНе пропустите новыепубликацииПодписаться

10 необычных способов повысить свои когнитивные способности

Итак, можно назвать несколько довольно необычных способов повысить свои когнитивные способности.

Способ №1: Следите за своим питанием

В первую очередь, вы должны уяснить для себя, что употреблять в пищу какие-либо продукты, имеющие статус или просто названные кем-то «лучшими», ещё недостаточно. Если подойти к этому вопросу более детально и взять в расчёт именно долгосрочную перспективу, то вы должны обеспечить свой основной орган – мозг – необходимым количеством витаминов и микроэлементов. Особое внимание нужно уделять достаточному количеству сахара, антиоксидантов, аминокислот и жирных кислот «Омега-3». А наиболее полезными для мозга продуктами можно назвать морепродукты, зерно, яйца, ягоды, орехи, листовые зелёные овощи и шоколад.

Способ №2: Употребляйте кофе

Конечно же, все мы слышали о том, что кофе можно назвать вредным для организма продуктом. Однако вредным он является лишь тогда, когда речь идёт о большом его количестве, ведь если в организм поступает много кофе, это отрицательно сказывается на работе сердечнососудистой и пищеварительной систем. Но умеренное употребление кофе способно не просто поддержать человека в состоянии бодрости. Кофе помогает сосредотачиваться на трудных задачах, активизирует умственную деятельность и улучшает реакцию. Сделать человека умнее он, естественно, не сможет, но в момент упадка сил или снижения мозговой активности станет отличной поддержкой.

Способ №3: На время откажитесь от пищи

Да, мы уже говорили, что для продуктивности работы мозга в долгосрочной перспективе правильное питание является незаменимым. Но, несмотря на этот факт, в некоторых случаях непродолжительный отказ от еды способен помочь в кротчайшие сроки улучшить работоспособность головного мозга. По мнению довольно большого количества специалистов в области питания и работоспособности, такое положение дел сложилось в эволюционном процессе – человек способен работать эффективнее, если его организм посылает мозгу сигналы о том, что ему не хватает питания. Мозг же в ответ посылает обратные импульсы, указывающие организму на то, что пришло время воспользоваться запасными резервами.

Способ №4: Пейте вино

Ни в коем случае не подумайте, что мы на стороне злоупотребления алкоголем. Но, согласитесь, пьянство и периодическое употребление «Напитка богов» — это разные вещи. По мнению учёных из Норвегии, люди, регулярно выпивающие немного вина, значительно лучше решают задачи когнитивного характера, нежели те, кто раз и навсегда запретил себе пить спиртное, что, предположительно, обусловлено наличием в вине антиоксидантов. Особенно интересно то, что данная тенденция наиболее ярко выражена среди представительниц прекрасного пола. Но каждый человек, не важно, мужчина это или женщина, должен понимать, что польза от вина может быть лишь тогда, когда оно употребляется лишь изредка.

Способ №5: Загорайте

Воздействие солнечных лучей на организм человека исследуется уже на протяжении долгого времени, и каждый раз результаты этих исследований дают интересные результаты. Так, например, по наиболее свежим данным, люди, в организме которых наблюдался высокий уровень витамина D, показали более лучшие результаты при работе с контрольными тестами, чем те люди, в организме которых был дефицит этого витамина. Учитывая то, что витамин D образуется посредством воздействия солнечного света, мы рекомендуем вам как можно чаще отправляться на пляж или, если поблизости такового нет, ездить на отдых на курорты. Заодно и время проведёте отлично (быть может, даже необычно)!

Способ №6: Отдыхайте

Мы живём в мире постоянных дел и забот, стрессов и давления. По этой причине, во множестве ситуаций человек встаёт перед необходимостью максимальной концентрации и работе без отдыха. Это, конечно, позволяет время от времени выполнять большие объёмы работы, но без отдыха и работоспособность и когнитивные способности человека сильно снижаются. Люди, делающие в рабочем процессе хотя бы небольшие перерывы, лучше воспринимают информацию, больше и лучше запоминают, лучше решают поставленные задачи. Запомните: если аврал и выходной устроить себе нельзя, позвольте себе периодически отвлекаться и немного отдыхать – результат будет гораздо выше, чем, если вы будете работать без перерывов.

Способ №7: Отдыхайте активно

Как часто, когда мы устали, нам хочется бросить всё, лечь на диван и пролежать несколько дней к ряду, чтобы восстановить силы. Но пассивный отдых способствует, по большей части, только восстановлению тела. Активный же отдых, в свою очередь, пробуждает жизненный тонус, поднимает настроение, прививает вкус к жизни. Но главное то, что он восстанавливает и повышает когнитивные способности, препятствует деградации мышления и развитию слабоумия, а также формирует у человека навык быстрого принятия решений.

Способ №8: Занимайтесь спортом

Продолжая тему активного отдыха, нельзя не сказать о занятиях спортом. Да, некоторые люди совершенно не видят себя в спорте, предпочитают интеллектуальное развитие или культурно-познавательные виды проведения досуга. Но физическая нагрузка должна быть всегда. Занятия спортом вовсе не обязаны быть профессиональными – здесь имеются в виду даже небольшие нагрузки, такие как гимнастика, отжимания и подтягивания, пробежки и прогулки на свежем воздухе. Если же вы намеритесь отправиться в тренажёрный зал или на фитнес, это будет ещё лучше, ведь спортсмены выполняют когнитивные задачи эффективнее тех, кто спортом не занимается. Кстати, даже часовая прогулка в парке повысит вашу работоспособность на 10%.

Способ №9: Играйте в логические игры

При помощи МРТ (магнитно-резонансной томографии) удалось выяснить, что простая игра в тетрис благоприятно сказывается на активности серого вещества (главном компоненте центральной нервной системы). Но, помимо тетриса, есть и ещё огромное количество интеллектуальных игр: игры на поиск предметов, логические игры и головоломки, те же кроссворды и сканворды – всё это развивает мозг и улучшает когнитивные способности. Помимо этого, ещё одна их прелесть заключается в том, что подобные занятия помогают людям отвлекаться от плохих событий и проблем.

Способ №10: Разговаривайте сами с собой

По результатам экспериментов по поиску вещей, выяснилось, что люди, которые заняты поиском какого-либо предмета или вещи, гораздо быстрее находят её, если вслух проговаривают название того, что ищут. Но это лишь «верхушка айсберга». Если время от времени разговаривать с собой, можно быстрее находить ответы на нужные вопросы, лучше концентрироваться на поставленных задачах, быстрее принимать решения и т.д. К тому же, разговоры с собой нередко помогают снять психическое напряжение.

Наверное, вы заметили, что все рассмотренные способы не только не создают дискомфортных ощущений в жизни, но и связаны с положительными эмоциями. Поэтому берите их себе на вооружение и повышайте свои когнитивные способности.

НАШ СПОСОБ: Но и у нас есть свой собственный способ повышения когнитивных способностей, причём он может не только повысить и улучшить мозговую активность человека, но и рассказать ему о самом себе массу уникальной и очень важной информации. Этот способ – наш курс по саморазвитию, в который включена как мощная теоретическая база, так и множество тестов и упражнений, целью которых является познание и развитие себя. Спешите познакомиться с нашим курсом – найти его можно по этой ссылке.

Тренажеры для развития когнитивных способностей

В интернете можно найти множество готовых сервисов для тренировки когнитивных функций. Давайте рассмотрим несколько самых популярных на сегодняшний день.

Викиум

Викиум – крупнейшая платформа для тренировки мозга, снискавшая любовь более 60 миллионов пользователей. На ней вы найдете огромное количество тренажеров для развития когнитивных функций, более десятка обучающих курсов, тесты для диагностики умственных способностей.

Когнитивные способности можно тренировать как по отдельности, так и в комплексе. Платформа подстраивается под ваши индивидуальные особенности и подбирает программу специально для вас.

Месяц занятий на платформе стоит 890 руб., год – 1 790 руб. Неограниченный доступ можно приобрести за 3 990 руб.

CogniFit

CogniFit – платформа для тренировки мозга с серьезной научной базой. Создатели утверждают, что с помощью нее можно не только улучшить работу когнитивных функций, но и вылечить легкие расстройства, такие как СДВГ и бессонницу.

Игры и тренажеры разработаны совместно с нейрофизиологами и многократно протестированы на разных группах населения. Эффективность их научно доказана.

Еще одно преимущество CogniFit – обширная база профессиональных когнитивных тестов. С помощью них можно достоверно оценить свои способности и составить программу развития.

Доступ к тренировочным программам на месяц стоит от 19,99 $ до 29,99 $, на год – от 119,99 $ до 169,99 $. Доступ к тестам приобретается отдельно.

Еще больше вариантов вы найдете в нашей подборке тренажеров для развития мозга.

Заключение

Теперь вы знаете, что такое когнитивные способности и для чего нужно их развивать. Каждый человек может стать умнее, независимо от возраста и исходных данных. Улучшив внимание, память, мышление, воображение вы сможете повысить эффективность во всех сферах жизни.