Что такое креативное мышление?

Единого определения креативного мышления нет, но я считаю, что такая формулировка подходит лучше всего: креативное мышление — это способность создавать ряд необычных, интересных идей и затем использовать эти идеи для конкретного результата — создания нового продукта, услуги или улучшения существующих процессов. Креативное мышление особенно актуально для agile-команд, маркетологов, дизайнеров, HR-директоров и бизнес-партнеров.

Креативное мышление — это не хаос и непредсказуемость, с которыми часто ассоциируют творческих людей. Наоборот, оно помогает выстроить и систематизировать процесс генерации идеи. В основе большинства техник лежит 4 этапа:

  • Подготовка — сначала мы формулируем задачу/цель/проблему, собираем информацию о продукте, изучаем показатели, проводим интервью и попробуем сформулировать гипотезу, если она нужна.
  • Инкубация — созревание идеи. Опираясь на прошлый опыт или собранные материалы на этапе подготовки, наша идея уже начинает зарождаться. В то же время на этом этапе у участников часто начинается сопротивление, когда хочется уйти от проблемы, сделать вид, что ее нет.
  • Генерацияидей — только на третьем этапе начинается креативная часть, когда мы ищем необычные идеи. В это время участники «загораются» и начинают генерировать одну идею за другой. Главное здесь — не критиковать идеи преждевременно.
  • Проверка — необходимо верифицировать наши наработки, проверить гипотезы и посмотреть, как быстро мы придем к желаемому результату и изначально поставленной цели. Я считаю, что это самый главный этап.

Бывает, в компании по каким-то причинам не идет разработка нового продукта или нет идей, как улучшить определенную услугу или показатель. В таких случаях обращаются к креативным комнадам. Само по себе это не плохо. Но очень часто, я слышу от команд, что желаемого результата достичь не удалось. На одном из интенсивов, который я проводила, сотрудники компании поделились со мной историей. Была привлечена внешняя креативная команда для решение конкретной задачи. Команда «покреативила», собрала список идей, а что с этим делать дальше никто не знал. Поэтому очень важно проходить все описанные выше этапы и приходить к заявленному на старте результату или как минимум делать прототипы и проводить тестирование гипотез.

Творчество и креативность

Многие ошибочно полагают, что творчество и креативность — это одинаковые по значению понятия. В таком случае — зачем нужно было выдумывать какую-то креативность, если есть творчество? Дело в том, что творчество — это процесс, а креативность — это способность (врожденная или развитая), которая помогает творить. Если рассматривать на практике, творческие люди — это художники, фотографы, писатели, которые реализуют себя через творчество. Термин «креативный» в большей степени подойдет к профессиям бизнеса — маркетолог, дизайнер, бренд-менеджер.

Итак, творчество — больше духовное и возвышенное, а креативность тяготеет к материальному. Более того, понятие творческий в бизнесе звучит несерьезно и даже немного оскорбительно, а вот креативный — это похвала и высокая оценка результатов работы.

Важно! В современном мире слово креативный больше смещается в направлении оригинального, нестандартного и главное — созидания чего-то нового.

Доказано, что креативность напрямую зависит от того, как протекают психические процессы, соответственно, пристальное внимание этому явлению и понятию уделяют психологи.

Креативное мышление в психологии

Психологи описывают креативность как устойчивую характеристику, которая определяет степень одаренности человека. Креатив, по мнению психологов, внутренний потенциал, способный раскрываться и проявляться, когда требуется выполнить определенное задание.

Абрахам Маслоу отмечал, что креативность — универсальное человеческое качество, которым обладают люди, стремящиеся к абсолютному раскрытию личных возможностей. Творчество помогает человеку действовать не шаблонно, а креативно, значит, оригинально.

Психологи предлагают 10 критериев, которые помогают оценить степень креативности человека.

  1. Каждый человек креативен. Это утверждение психологи предлагают принять в качестве аксиомы. Все дети в душе художники, но по мере взросления быт и проза жизни накладывают свой отпечаток.
  2. Креативность — реакция человека на жесткие рамки и ограничения. Чем жестче ребенка контролировали в детстве, тем креативнее он окажется, повзрослев. Таким образом, человек выражает внутренний протест на запреты.
  3. Скука, однообразие бытия пробуждают креатив. Обратите внимание, чем неприметнее человек и его профессия, тем ярче может проявится его креативность. Мозг устает от однообразия, рутины, требует новых впечатлений.
  4. Креативность в соединении. Доказано, что у разных культур дети чаще вырастают креативными, так как им приходится приспосабливаться к разным нормам и правилам.
  5. Креативность появляется в пустоте, ведь ее требуется заполнить. Речь идет о пустоте в личной жизни, работе, эмоциях.

Интересный факт! Положите перед человеком белый лист, креативная личность обязательно что-то на нем нарисует или напишет, потому что белое полотно для него невыносимо.

  1. Обязательное условие креативности — общение с людьми. Этот факт подтверждают многие представители креативных профессий. Творить можно только под влиянием других людей, их таланта, опыта.
  2. Креативность многозадачная. По настоящему креативный человек способен удерживать в голове огромное количество информации и выполнять одновременно множество задач.
  3. Креативность — способность посмотреть на задачу, ситуацию под другим углом. Научитесь подвергать сомнению все, что видите, слышите, старайтесь переворачивать даже очевидные истины с ног на голову.
  4. Креативность — способность выйти за рамки. Решайтесь делать то, что никогда бы раньше не сделали, поскольку креативность начинается именно там, где заканчиваются рамки.
  5. Креативность сродни гипнозу. Настоящая креативность способна увлечь целые массы. Революции творят креативные люди, способные влиять на сознание других людей.

Важно! Отличительные свойства креативного человека — уровень IQ выше среднего, но не слишком высокий, гибкое мышление и основной жизненный принцип — творчество.

Зачем нужно креативное мышление

Психологи отмечают, что креативность — гибкость мышления, посредством которой человек может думать, видеть гораздо больше обычного человека, смелее проявлять идеи, не следовать условностям и правилам. Очевидно, что при стандартном мышлении важные решения принимаются шаблонно, под влиянием стереотипов. В ситуациях, где креативность поможет найти возможности, стандартное мышление увидит только препятствия.

Креативное мышление — своего рода феномен, особый спусковой крючок азарта. Чем нестандартнее мышление, тем интереснее человеку найти как можно больше решений, а не следовать первому пришедшему на ум плану.

В повседневной жизни нам приходится принимать огромное количество решений, некоторым людям этот процесс кажется увлекательным, интересным, но есть люди, которым определиться сложно. Если вы принадлежите ко второй категории людей, развивайте креативность и вскоре заметите, что ваше мышление становится гибким.

Важно! Креативность — не просто современная тенденция, а необходимая черта, с помощью которой вы будете проживать жизнь ярче, насыщеннее, станете смелее.

Креативность в современном мире

В современном мире часто происходит подмена понятий. Дело в том, что слово креатив используют слишком часто и в результате оно приобрело несколько искаженный смысл, означающий нелепость, несуразность

Необходимо отчетливо понимать, что подмена понятий в данной ситуации может сыграть с вами злую шутку. Например, одевшись в странный костюм, человек будет выглядеть странно, безвкусно. Возможно, оригинально, но это не будет иметь никакого отношения к креативу.

Важно! Часто креативом оправдывают неудавшийся комплект одежды, стрижку, макияж, подарок.

Структура креативности

Как и любая другая способность, креативность представляет собой совокупность качеств личности. Можно выделить три группы индивидуально-психологических особенностей, которые обеспечивают успех в творческой деятельности: когнитивные, эмоциональные и волевые.

Когнитивный компонент

Cognito с латинского переводится как «познание», а когнитивные способности связаны с развитием познавательных процессов, которые в структуре креативности занимают основное место. К ним в первую очередь относится особый тип мышления, характерный для творческих людей.

Творческое мышление

Дж. Гилфорд называл мышление, лежащее в основе творческих способностей, дивергентным (направленным в разные стороны), Э. де Боно – латеральным (боковым) или нешаблонным, Т. Бьюзен – радиантным. Несмотря на различие терминов, суть этого типа мышления одна – оно нелинейное, в отличие от однонаправленного, строгого и упорядоченного логического.

Творческое мышление отличается также рядом особенностей, которые позволяют обладающим им людям принимать нестандартные решения и рождать оригинальные идеи.

  • Оригинальность – не просто способность находить новые решения и создавать новые образы, но и потребность в этом, а также спонтанность нестандартного мышления.
  • Дивергентность – умение видеть разные варианты развития событий и пути решения задач.
  • Гибкость – способность переключаться с одной проблемы на другую, искать ответы в разных областях знания, тем самым делая мыслительный процесс более эффективным.
  • Быстрота – высокая скорость мышления и психических реакций в целом.
  • Ассоциативность – способность создавать связи-ассоциации между различными блоками информации и сферами знаний, включать в мыслительный процесс неожиданно возникающие образы и идеи.
  • Образность – преобладание и развитость образного мышления; в творчестве доминируют не логические понятия, а образы, именно в такой форме возникают новые идеи.

Сочетание этих качеств создает совершенно особый тип мышления, который присущ креативам. Оно кажется странным, нелогичным, но эффективно, когда стоит сложная проблема, требующая творческого подхода. Именно поэтому творческие люди часто затрудняются в решении тестовых заданий на уровень интеллекта, так как эти задания предполагают одно, единственно верное решения. А креатив видит несколько вариантов решения и сталкивается с проблемой выбора.

Воображение

Другим важным познавательным процессом в структуре когнитивного компонента творческих способностей является воображение. Как процесс создания новых образов, оно считается основой творчества, его внутренним ядром. Воображение позволяет человеку комбинировать элементы своего опыта, создавая совершенно новые конструкции, наделенные оригинальными свойствами и качествами. Ни один вид творческой деятельности невозможен без хорошо развитого воображения.

Восприятие, внимание и память

Самоуверенность

Другие познавательные процессы также играют важную роль, потому что они обеспечивают получение и сохранение информации – необходимого материала для творчества. Можно говорить даже об особом типе творческого восприятия, которое позволяет креативу видеть в окружающем мире то, что не замечают люди с низким уровнем креативности.

В психологии есть такое понятие, как сензитивность, то есть чувствительность к внешним раздражителям или воздействиям. Высокий уровень сензитивности является частью творческих способностей. Креативы способны почувствовать мельчайшие изменения в окружающем мире – они видят множество оттенков цвета, слышат нюансы звуков, замечают смену настроения окружающих людей. Творческие люди открыты любому новому знанию, поступающему из внешнего мира или рожденному собственным мышлением. Такая чувствительность во многом врожденная и связана с особенностями процессов высшей нервной деятельности. Но при желании сензитивность можно развить, если знать, что и как развивать.

Эмоциональный компонент

Творческие способности не ограничиваются познавательной сферой. Креативность – это не только творческое мышление, особое восприятие мира и развитое воображение. Когнитивные процессы создают потенциал, возможность для творчества, а вот добьется ли человек успеха в каком-то виде творческой деятельности, во многом зависит от его эмоциональных и волевых качеств.

С точки зрения эмоциональной сферы творческих людей отличают следующие индивидуальные особенности:

  • высокий эмоциональный тонус и позитивный настрой;
  • яркость и сила эмоций, что позволяет говорить о креативах как о людях с горящими сердцами;
  • принятие мира и себя в этом мире, что в свою очередь обуславливает высокую самооценку;
  • способность использовать творческую деятельность как «лекарство» от плохого настроения, хандры и упадка сил;
  • активная жизненная позиция, непримиримость в отстаивании своей точки зрения, упорство и даже упрямство.

Сильные эмоции поддерживают высокий уровень активности творческих личностей, позволяют им выделяться на фоне толпы, делают их жизнь яркой, живой, разнообразной. Но с другой стороны, постоянная высокая активность и накал эмоций создают опасность «выгорания», перегрузки нервной системы и своеобразного отката, который нередко выражается в апатии и даже депрессии. Такое, увы, случается с творческими личностями, если они не владеют методами релаксации, снятия эмоционального напряжения.

Очень важно и развитие волевых качеств, которые играют значительную роль в регуляции творческой активности.

Волевой компонент

Волевые качества личности в структуре креативности выполняю две функции: побуждающую и тормозящую. Побуждающая проявляется в поддержании активности, которая необходима для реализации творческого замысла. Недостаточно найти оригинальное решение, нужно его еще воплотить в жизнь.

Какой бы «шедевральной» ни была задумка художника или скульптора, она станет произведением искусства только в результате упорной работы творца. Гениальная книга рождается в голове, но она станет доступна читателям только после многих дней и ночей напряженной работы, после того, как писатель докажет издателю необходимость публикации своего шедевра и книга будет отредактирована, сверстана, а тираж отпечатан. Как бы ни было важно изобретение, оно не станет реальностью и не будет доступно людям, если ученый или конструктор не приложит к этому усилий.

Никто никогда не узнает, сколько великих изобретений и гениальных произведений искусства так и остались «на диване», не став реальностью, потому что их творец был для этого слишком ленив.

Вот для активизации продуктивной деятельности, направленной на реализацию замысла, и необходимы волевые качества:

  • самостоятельность;
  • инициативность;
  • решительность;
  • уверенность в себе;
  • упорство;
  • настойчивость.

Способность и желание идти к успеху, невзирая на трудности, недоверие и скептицизм окружающих – это то, что отличает креативов и без чего невозможна продуктивная творческая деятельность. Ведь творчество – это создание нового, а новое всегда воспринимается с недоверием. Такова консервативная природа общества, и этот консерватизм и косность вполне обоснованы, так как не всегда новое безопасно.

Природа креативности

Креативность – это характеристика мыслительной деятельности, генерирующей абсолютно новые, уникальные идеи. Креативное мышление – способность мыслить творчески, креативно.

Умение видеть проблемную ситуацию нестандартно, с новой стороны, под другим углом говорит о том, что человек использует креативный подход в мышлении. Креативное мышление – основа творческого процесса.

Если у человека есть врожденный талант, то креативность определена генетически и физиологически. Творческий человек всегда мыслит креативно. Креативность и творчество сочетаются в личности и обуславливают друг друга.

Традиционно способность мыслить нестандартно и творчески определяют как функцию правого полушария головного мозга. Если правое полушарие доминирует над левым, у человека правополушарный тип мышления, определяемый как «Художник».

В детстве, когда еще не усвоены нормы, правила, шаблоны и стандарты мышления, люди мыслят креативно. У детей хорошо развито внимание, воображение, смекалка. Они выдумщики и фантазеры. Во взрослом возрасте люди чаще копируют и воспроизводят уже имеющиеся идеи, отказываясь от собственных.

Взрослым людям нужно активизировать творческое мышление, которое часто подавляется логикой, чтобы открыть и реализовать скрытый личностный потенциал.

Креативность помогает в личной жизни справляться с трудностями и кризисными этапами, в профессии – стать успешным и востребованным специалистом.

Творческое мышление обязательно для специалистов сферы искусства и культуры и ценится в других сферах человеческой деятельности.

В сферах жизни, где присутствует конкуренция, креативность ценится как возможность выгодно выделиться, найти нужную нишу в обществе. Она прописывается в резюме, отзывах, рекомендациях, при составлении психологического портрета как важная личностная характеристика.

Творческая креативность прогрессивна, конструктивна и позитивна. Итогом творческого процесса становятся открытия, изобретения и рационализаторские предложения.

Как креативное мышление помогает бизнесу?

Продукт или услуга должны быть полезны для клиента. Креативное мышление, на мой взгляд, помогает посмотреть на вещи под другим углом, узнать мнения других людей и на основании этих мнений найти новое решение, создать продукт или услугу, которые будут учитывать потребности клиента или выйти на новой рынок с инновационным решением. Для этого есть разные методологии и техники.

Как развить креативность: советы и упражнения

Предлагаю вам простые советы и упражнения, которые помогут развить креативность и перейти на новый уровень восприятия реальности.

Будьте азартны

Я сейчас не про тот азарт, который вынуждает человека спускать все деньги в казино. Речь идет про позитивный азарт, который помогает относиться к жизни как к увлекательному квесту. Человек, обладающим этим видом азарта, воспринимает жизнь с интересом и любопытством, принимает все ее вызовы, не пасует перед препятствиями. Любая проблема для него – возможность испытать свои силы на прочность.

Вам нужно полюбить сам процесс поиска решения проблем, найти прелесть в этом. Не впадать в уныние от безысходности, а испытывать драйв и приятное возбуждение от возможности принять вызов. Именно такой настрой поможет раскрыться вашей креативности, которая будет расти от каждой встречи с проблемами.

Укротите внутреннего критика

Внутренний критик – главный убийца оригинальных нестандартных идей на пару с ленью и прокрастинацией. Если хотите развивать креативность, вам нужно научиться отключать его или хотя бы сделать менее строгим.

Запомните: любая новая идея поначалу может казаться абсурдной. Так уж устроен наш мозг! Он неисправимый консерватор. Он всегда старается идти путем наименьшего сопротивления и экономить энергию и время.

Первое время просто не обращайте внимания на его сварливое ворчание на каждую вашу попытку сделать что-то нестандартное. Со временем мозг убедится в том, что ваши идеи не так плохи и имеют право на жизнь, и станет ворчать гораздо меньше.

Укротите внутреннего критика

Ищите несколько способов решения проблем

Никогда не ограничивайтесь единственным вариантом решения задач, а старайтесь находить как минимум 2-3. Этот совет относится не только к каким-то интеллектуальным задачам, но и к повседневным бытовым.

Например, вам нужно расставить мебель в комнате так, чтобы было удобно и эстетично. Даже когда вы найдете идеальный, с вашей точки зрения, вариант, не спешите его воплощать. Попробуйте придумать еще несколько, чтобы вам было из чего выбирать.

Эта привычка будет отличным плацдармом для развития креативности. С каждым разом решения будут все более адекватными и продуманными. Ваш мозг избавится от оков критичности, а вы начнете больше доверять ему.

Ищите необычное в обыденных вещах

Научитесь всегда смотреть на мир свежим взглядом. Как будто вы маленький ребенок и только-только знакомитесь с ним. Подмечайте детали, которые раньше скрывались от вашего взгляда, заглядывайте за ширму привычных вещей и ищите в них маленькие секреты, о которых мало кто догадывается.

Не позволяйте рутине поглотить вас и превратить в робота. Прямо сейчас оторвите глаза от экрана и посмотрите вокруг. Остановите свой взор на каком-то конкретном предмете и внимательно осмотрите его. Что интересного вы можете сказать о нем? Может, у него необычная причудливая форма или интересный цвет? Или он напоминает вам какое-то экзотическое животное? Проявите искренний интерес и немного фантазии – вы обязательно найдете то, что зацепит ваш взгляд.

Расширяйте кругозор

Очень полезно наполнять мозг новой информацией. Знания – это своеобразная пища для креативности. Чтобы слепить что-то качественно новое, нужно иметь необходимый материал. Какими бы революционными ни были идеи и решения, они основываются на накопленном ранее опыте, который нужно обязательно брать в расчет.

Поэтому начните интересоваться чем-то новым. Это может быть информация, непосредственно связанная с вашей сферой деятельности, а могут быть просто знания, которые вам интересны. Читайте книги, смотрите познавательные передачи, общайтесь с умными, эрудированными людьми. Наполняйте свой интеллектуальный сосуд знаниями, и спустя время он начнет фонтанировать новыми идеями.

Упражнения на развитие креативности

Разработано большое количество упражнения для формирования креативного мышления. Мы расскажем о наиболее эффективных. Все они представлены в легкой игровой форме.

Сочинить историю из ограниченного количества слов

Выпишите на лист бумаги несколько слов, которые следует определить в произвольном порядке. Составляйте короткий рассказ, стихотворение, используя только эти слова. Ограничение ресурса позволит подсознанию искать нестандартные пути для применения слов. Если история получится мало похожей на реальную действительность, то это нормально и даже приветствуется.

Придумать нетипичное применение обычному предмету

Возьмите любую вещь. Представьте, как можно ее использовать помимо прямого назначения. К примеру, чайная чашка. Она может стать поварешкой для супа, подставкой под карандаши, кашпо для небольшого цветка. Открытой стороной чашки можно вырезать круги на тесте для лепки мантов, обвести ее для рисования ровного круга и т.д. Так мы учимся смотреть на предметы и явления с необычного ракурса.

Игра в слова-перевертыши

Находясь на открытом пространстве по ходу движения произносите название предметов, которые видите «задом-наперед». Так, «дерево» превратиться в «оверед», а «бабочка» в «акчобаб». Далее также можно произносить не отдельные слова, а целые фразы. Подсознание закрепит возможность оценки предметов с противоположной стороны.

Надевать выдуманные шляпы

Представьте, что у вас есть несколько шляп разных цветов. Сначала подумайте о какой-то проблеме или задаче. Представьте, что на вас белая шляпа – четко анализируйте проблему, включив логику и интеллект. Поменяйте головной убор на красный – можно дать волю эмоциям, которые связаны с рассматриваемым вопросом. В зеленой – продуцируйте новые идеи, в желтой – ищите только позитив, в черной – негатив. Таким образом, мы учимся исследовать вопрос с помощью различных методов.

Придумайте связь между словами

Определите два слова, которые не имеют прямой связи между собой. Например, кровать и лангуст. Подумайте, как связать их в одно предложение, что может быть общего. Учимся соединять вещи, которые на поверхностный взгляд, не соединимы. В данном примере можно предположить, что лангуст – это товарный знак мебельной фабрики, изготовившей кровать, а ее логотип размещен на боковой поверхности изделия для отдыха.

Ментальные карты

Суть метода заключается в том, что в центре листа бумаги помещается ключевое слово. Все ассоциации, которые с ним связаны, размещаются в виде отходящих от центра веточек. Это могут быть как слова, так и любые графические изображения: таблицы, схемы. От вторичных понятий также проводятся ассоциативные связи. Картинка надолго остается в памяти.

Мозговой штурм

Широко распространенный метод развития коллективной креативности. Его суть заключается в том, чтобы развести генерирование идей и процесс их анализа. Одни участники высказывают любые, самые смелые идеи по решению проблемы. Другие люди проводят анализ предложений, критикуют, предлагают изменения.

Разделение с последующим объединением

Исследуемая вещь или явление раскладываются на составляющие единицы. Каждому их этих компонентов даются отдельные характеристики, затем из них складывается новый объект. К примеру, из квадрата с двумя синими и двумя красными сторонами можно сложить разноцветный треугольник.

Вымышленный персонаж

Выбирая решение, мы действуем с учетом своих знаний и опыта, судим «со своей колокольни». Можно временно стать одним из любимых героев сказок или кинофильмов- Красной Шапочкой, или Д. Бондом и подумать, в каком направлении стали бы мыслить эти персонажи. Таким образом можно избавиться от имеющихся стереотипов мышления.

Перечисленные техники можно использовать без ограничений в любое свободное время. При регулярных тренировках уровень креативности значительно возрастает и человек сможет добиться серьезных успехов в своей деятельности.

Возрастные аспекты креативности

Согласно исследованиям, большая часть значимых открытий делается людьми молодого возраста, меньшие по значимости исследования принадлежат людям средних лет. К таким выводам специалисты пришли на основе анализа статистики в конце 60-х годов.

Означает ли это, что человек примерно за 30 уже не способен к созидательной, творческой продуктивной деятельности и получению качественного, общепризнанного результата? Разумеется, нет.

В данном случае нужно иметь в виду несколько моментов, касающихся возрастного смещения акцентов творческого потенциала человека, его креативности.

В молодые годы люди склонны в большей мере рисковать, импровизировать. По мере накопления опыта, склонность к экспериментам угасает, становится слабее. Достаточно чуть сместить волевой компонент, чтобы вновь вернуться на уровень «молодого» мышления. Сделать это может быть непросто, особенно в поздние годы. Вопрос индивидуального выбора и готовности, открытости ко всему новому.

В средние годы человек накапливает огромный опыт, однако он же может ему и помешать в определенном случае. Например, если необходимо решить определенную задачу, человек будет основываться на том, что уже знает, не пытаясь найти новые пути и подходы. У молодых в этом отношении есть преимущество. Потому лицам в зрелом возрасте необходимо научиться отбрасывать собственные шаблоны и паттерны мышления, смотреть на ситуацию под разными углами.

Возрастные аспекты креативности обуславливаются и волевым компонентом. Молодые люди больше мотивированы. Желают достичь больших результатов, чем лица в более старшие годы. Самостоятельно мотивировать себя можно в любой период, вопрос целесообразности и того, что реально хочется получить.

Потому можно сказать, что утверждения о постепенном снижении «градуса» креативности — не более чем миф. Интеллектуальные способности сохраняются и развиваются на протяжении всей жизни. Как и эмоционально-волевая сфера.

Как проверить собственный уровень креативности? Тестирования и методы самодиагностики

Креативность проявляется в способности решать, казалось бы, тривиальные задачи необычным способом. Также в возможности приходить к новым, оригинальным выводам по темам и определенным вопросам. Проверка таких способностей не может быть простой, сухих вопросов быть не может, поскольку они не оценивают огромный пласт способностей и личностных качеств.

Для диагностики креативности психологи используют ряд специализированных тестов. Тест на креативность мышления Торренса используется наиболее часто. Есть несколько вариаций такового. Основной формой является трехступенчатая проверка.

В первом тесте обследуемому предложена планиметрическая фигура. Овал, нарисованный на листе бумаги. Человек переносит простую форму на цветную бумагу (цвет произвольный, на усмотрение испытуемого). Вырезает ее. Далее необходимо составить полноценную композицию, дать ей название. Возможен и более простой вариант, фигура дополняется прямо на листе. Нужно дорисовать недостающие, по мнению обследуемого, составляющие.

Второй тест касается системности мышления. Предоставляется группа картинок. На каждой изображены линии, составляющие определенную последовательность. Задача заключается в дополнении этих последовательностей таким образом, чтобы получился целостный и узнаваемый образ.

В третьем тесте в качестве стимулирующего материала предлагается 30 параллельных вертикальных линий одного размера. Они расположены через равные промежутки. Задача обследуемого — каждую подобную линию использовать для небольшого рисунка. Важно, чтобы рисунки во всех 30 итерациях не повторялись. В противном случае конечный балл будет снижен.

Задания выполняются в строгом или удобном порядке, на усмотрение психолога, проводящего диагностику.

Интерпретация проводится специалистом. В конечном итоге выставляется балл за работу. Исходя из результатов, можно говорить о нескольких уровнях развития креативности:

  • крайне низкий;
  • низкий;
  • несколько ниже нормы;
  • средний (норма);
  • выше нормы;
  • высокий;
  • отличный.

Учитываются не только данные ответы, но и скорость выполнения заданий, уверенность при их выполнении.

Нужно иметь в виду, что неудовлетворительные результаты можно скорректировать, поскольку креативность является развиваемой способностью. Ее можно тренировать. Имеет смысл проделать некоторые упражнения для ее развития.

Особенности креативной личности в исследованиях различных психологов

Особенности творческой личности:

  1. Расфокусированность внимания – подразумевается, что креативная личность способна удерживать в поле своего внимания одновременно несколько элементов и при этом качественно и продуктивно работать с ними, комбинировать, сочетать и т.д.

  2. Наличие у человека одновременно нескольких противоположных характеристик. Например, крайняя дисциплинированность и игривость; безответственность и повышенная ответственность; скромность и гордость и т.п.

  3. Владение способами реорганизации и трансформации, которые взаимосвязаны с индивидуальными особенностями человека. В этой связи данные способы проявляются у каждого человека по своему, имеют свою специфику и ряд особенностей.

  4. Способность нестандартно изменять структуру поступающей извне информации, подвергать ее внутреннему анализу и переработке, посредством формирования аналогий и соединения выявленных концептуальных пробелов.

  5. Переформулировка проблемы. Креативная личность, получая определенное задание или попадая в проблемную ситуацию, не просто ее воспринимает, а переформулирует возникшую проблему с целью скорейшего и нестандартного решения.

  6. Использование для решения имеющихся знаний, образов и воспоминаний. Однако в данном случае креативная личность не просто использует имеющиеся знания и образы, в предварительно их перерабатывая и адаптируя под условия проблемной ситуации. Таким образом, создаются новые методы и средства, отличные от имеющихся стандартных.

  7. Использование невербальных моделей мышления в процессе выработки методов и средств, направленных на разрешение конкретной ситуации (проблемы, вопроса и т.д.).

В общем же процесс креативности требует внутреннего напряжения, которое может возникать тремя путями:

  • в конфликте между традиционным и новым в каждом шаге креативного процесса;
  • в самих идеях, в различных путях решения или предполагаемых продуктах;
  • оно может создаваться между хаосом неопределенности и стремлением перейти на более высокий уровень организации и эффективности внутри индивидуальности или общества в целом.

Возможно, все три вида напряжения возникают на разных этапах креативного процесса

Результат креативности

результат креативности

Конечным продуктом креативного мыслительного процесса является идея. Она может быть представлена в форме ответа, решения, гипотезы, допущения или предположения, но в не зависимости от ситуации, в которой задача возникла, а также от формы и содержания конечного результата, именно идея является основой для дальнейшей оценки ее актуальности для данной ситуации, анализа рисков и выгод и последующего воплощения.

В процессе генерирования идей, не обязательно, чтобы каждая из них была правильной. Креативность под призмой мозгового штурма ставит задачей выдвинуть за определенный промежуток времени максимально возможное количество идей в расчете на то, что среди них в конечном счете окажется подходящая. Необходимо также помнить, что хорошие идеи приходят в голову, как правило далеко не сразу, а значит процесс генерирования идей должен быть растянут во времени (день / неделя / месяц) и проходить в несколько этапов, как минимум в два, а лучше в три.

При этом стоит также понимать, что выдвижение максимального количества идей должно быть обдуманным и осознанным. Ассоциативное соединение нескольких абстрактных понятий без смысла и содержания является пустой тратой времени. Объединение понятий должно быть содержательно обоснованным, отражающим объективные и логически связанные взаимоотношения явлений, которые стоят за этими понятиями. Это соответствие и является одним из основных критериев отбора идей.

Еще один критерий отбора – это масштаб идеи, захватывающий и поясняющий множество разнообразных фактов. Нередко самыми оригинальными и плодотворными идеями оказываются те, которые описывают свойства сопрягаемых понятий с нового, не изученного до сих пор ракурса. Большую роль в оценке идеи играет и ее глубина. Этот показатель описывает отношения между объектами или их свойствами, которые не лежат на поверхности и не являются очевидными, а требуют для их выявления вникать в суть процессов. Идеи прошедшие данные критерии отбора, как правило и оказываются самыми уникальными, оригинальными и нестандартными, что в конечном счете и является поводом для их реализации.