Что такое память и запоминание

Запоминание — это процесс сохранения в памяти новой информации. Память включает в себя и процесс запоминания, и воспроизведения, и систему повторения. Запоминаем мы абсолютно все без исключений, вот только воспроизвести это самое «все» можем далеко не всегда.

Фоновое запоминание предполагает запоминание естественным образом. Оно не требует ни сил, ни осознанных усилий и хорошо хранится в том объеме, в каком у нас натренирован этот механизм. Фоновое запоминание тренируется попытками  восстановить происходящее детально и подробно. Для этого как можно чаще вспоминайте ту информацию, с которой работали.

Старайтесь вспоминать, что конкретно было написано в электронных письмах. Если вы помните, что письмо было структурированным, попытайтесь вспомнить, сколько там пунктов и о чем они.

Так вы настроите фильтры восприятия мозга на то, что любая информация может потребоваться для воспроизведения. И, соответственно, хранение и доступ к этой информации будет организован на более высоком уровне.  

Чтобы тренировать этот вид запоминания, советуем вести дневник и практиковать упражнение «Перепросмотр». Для этого перед сном потратьте время не на пролистывание ленты в соцсетях, а на восстановление прожитого дня в мельчайших подробностях (например, завтрак, варка кофе, звонок родителям, поиск ключей от машины). Не пропускайте элементы дня, даже если сначала будете тратить много времени. Как только процесс пойдет быстрее, усложните задачу: вспоминайте день наоборот. 

Зубрежка — еще один способ запоминания, при котором мы нарабатываем нейронные связи за счет многократного повторения материала. Зубрить эффективнее, чем надеяться  на фоновое запоминание. Вот только зубрежка — очень скучное занятие и плодит негативные эмоции, поэтому тренировать этот способ мы не рекомендуем ни в каком виде. К счастью, есть более интересные способы для тренировки запоминания. 

Ассоциативное запоминание — осознанное формирование ассоциаций или мнемотехника. Этот способ мы рекомендуем и практикуем с нашими студентами. Запоминание через ассоциации полезно для развития памяти, тренирует воображение и позволяет тренироваться быстро и интересно. Об этом будем говорить дальше.

photo

Виды памяти

Что такое память и, где хранятся наши знания? Итак, мозг использует память, чтобы хранить накопленные знания и в нужный момент предоставлять их владельцу. Бывает, что плохо работает именно кратковременная память. Вы можете помнить, как звали первую учительницу, но совершенно забыть о том, что ели на завтрак вчера.

Память бывает:

  1. Долговременная
  2. Кратковременная
  3. Оперативная

Долговременная память отвечает за информацию, которую мы получили однажды, чтобы она была актуальной всю жизнь: как зовут наших родителей, кто был нашим другом детства — эта информация нужна нам пожизненно. Кратковременная память важна для событий, которые произошли недавно или вот-вот произойдут. Не пропустить прием у стоматолога или помнить, что нам надо выпить таблетку с утра помогает кратковременная память. Оперативная память нужна в определенном моменте, она обслуживает действия, которые человек совершает прямо сейчас.

Все виды памяти взаимосвязаны, долговременная не могла бы существовать без кратковременной, а кратковременная без оперативной. Кроме того бывает двигательная, образная, тактильная память.

Мы помним, что запах роз приятен, что песня, которая звучала на первом свидании с возлюбленным может вызывать радость и боль, а при виде домашних пирожков всегда вспоминаем теплые руки любимой бабушки.

Как же удержать в памяти всю нужную информацию, если ее так много? Ведь с возрастом знания накапливаются, это становится все тяжелее!

Что делать, если я ничего не помню?

  1. Самое главное — успокоиться. Ведь именно стресс может быть причиной ухудшения памяти. Занятый работой по подавлению тревоги мозг не может тратить свои силы на запоминание такой «ерунды», как ваше ежедневное расписание. Он находится в режиме SOS, ему не до ежедневных рутинных дел!
  2. Посетить невролога. Ухудшение памяти, особенно резкое, может свидетельствовать о ряде заболеваний. Не стоит паниковать, современная медицина позволяет помочь даже в сложных ситуациях.
  3. Если медицинские исследования не выявили никаких отклонений, постарайтесь наладить режим работы и отдыха. При перегрузках тренировки памяти станут только дополнительной нагрузкой.
  4. Приступайте к работе по развитию памяти.

Как развивать память взрослому человеку

Начинать лучше с развития не памяти, а воображения (они тесно связаны). Советую использовать простые упражнения.

Упражнение «Подиум»: выберите объект, внимательно разглядите его и закройте глаза. Мысленно поместите этот объект на подиум и вращайте его в разные стороны так, чтобы рассмотреть с разных сторон. 

Можно попытаться вспомнить предмет во всех подробностях и деталях, а еще лучше – нарисовать его. Очень важно видеть и переносить на бумагу линии, образующие форму и контур. Уметь рисовать не нужно, пусть рисунки будут неказистыми, но это будет отличная тренировка для мозга. 

Как развить память у ребенка

Занимаясь с ребенком, нужно учитывать его возраст. До 12 лет все упражнения должны проходить в игровой форме. Например, можно играть в подбор ассоциаций: устроить соревнование, кто подберет больше разных образов и ассоциаций к одному слову. Еще можно воспроизводить сложные цепочки (например, из 20 слов) на скорость.

Желательно, чтобы один из родителей показывал приемы запоминания на собственном примере, поясняя, как именно он это запомнил, (через какие ассоциации). Особенно полезно, если объекты сложны для запоминания (например, цифры). Нужно составить на цифры образный алфавит (понять, на что, по-вашему, похоже каждое число от 0 до 9). Например:

  • 0 напоминает пончик;
  • 1 — подъемный кран;
  • 2 — лебедь;
  • 3 — лук с натянутой тетивой;
  • 4 — перевернутый стул;
  • 5 — морской конек;
  • 6 — замок;
  • 7 — коса;
  • 8 — снеговик;
  • 9 — воздушный шарик. 

Создав свой собственный образный алфавит, можно учить даты, составляя цепочку и придумывая историю. Например, дату Ледового побоища (1242 год) можно запомнить так: представьте большой подъемный кран, в кабине которого сидит лебедь. Он цепляет на крюк стулья и сбрасывает вниз, где их ловит другой лебедь.

Чтобы различать двух лебедей, можете надеть на них разные свитера или кепки. По мере тренировки можно будет опускать единицу, потому как большинство дат начинаются одинаково. Цепочку можно сократить до трех элементов. В результате ребенок сам начнет придумывать ассоциации и запоминать намного быстрее. 

photo

Универсальные способы совершенствования памяти

Как запомнить большой объем информации
Обладателям хорошей памяти завидуют многие люди, а представителям человечества с феноменальной памятью завидуют все. Люди на зависть тратят столько времени, которое можно использовать в своих интересах – для развития памяти.

Причем это не так уж и сложно. Важно уяснить, что эта способность, как и любая способность человека, развивается и тренируется в ответ на запрос, то есть, если способность запоминания востребована жизнью, то она развивается.

Холотропное дыхание – и расслабление, и тренировка

Психотерапевт С. Гроф разработал метод, при помощи которого человек может расширить свое сознание и подключиться к внешним потокам информации, после чего происходит развитие скрытых возможностей человека.

Эта методика позволяет улучшить физическую форму, снизить нервное напряжение, вспомнить то, что происходило с человеком много лет назад, и расширить возможности памяти до желаемых размеров. Чем не метод для развития памяти?

Человек ложится на маты, расслабляется, включается ритмичная трансовая музыка, и он начинает дышать глубже и чаще. Мозг при холотропном дыхании перенасыщается кислородом, вследствие чего наступает состояние, когда мозг прекращает ограничивать поток информации, поступающей извне.

Еще глубоко в древности шаманы пользовались такой методикой дыхания для расширения сознания и путешествий в прошлое или будущее.

Зубрежка – опыт прошлых лет


В царской гимназии обязательным предметом был древнегреческий язык, который потом так никто толком и не знал, но о том, как укрепить память, не задумывался.

Это была фактически зубрежка, при которой упражнялся мозг учащихся. Факт того, что мозг, как и любой другой орган, не развиваясь, атрофируется, остается фактом.

Нет, изучать древнегреческий язык молодому поколению или престарелым людям никто не предлагает, но заучивая стихи, прозы, отрывки из произведений для развития памяти − отличный способ. И если вы хотите запомнить не пять слов или цифр в последовательности, а например, тридцать и более, то ежедневные тренировки запоминания четверостиший приведут к удивительным результатам не только развития памяти, но и быстрого запоминания информации.

Не всем зубрежка дается легко. И к вопросу о том, как развивать память должен быть индивидуальный подход. Кто-то может запоминать информацию, представляя ее на мысленном экране, а кому-то удобней представить цветовой ряд или запомнить на ощупь.

Приемов запоминания много, и каждый может найти такой способ, к которому он больше склонен. Мозг человека анатомически разделен на области, которые отвечают за разные процессы, у каждого человека какая-то область развита больше другой. Ваши симпатии к тому или другому способу развития памяти зависят от того, что лучше у вас получается.

Мнемотехника – эффективно и увлекательно

Эксперты утверждают, что мозг тренируется не тогда, когда запоминается информация, а при попытке осуществить воспоминания.

Мнемотехника – методика развития памяти, которая включает в себя два направления (цепочки и Цицерона), позволяющие развить именно процессы воспоминания. Вся техника запоминания основывается на работе с образами.

Например, для того чтобы запомнить несколько слов, их нужно связать с хорошо известными вам предметами, находящимися в вашей комнате. Вспоминая последовательно эти предметы, в мозге всплывают и связанные с ними слова. Этот прием запоминания превосходно действует на развитие памяти и внимания.

Если вам необходимо связать группу слов, то методом цепочки, то есть фантастическими связями можно осуществить запоминание. Например, слова зонтик, лодка, конь, велосипед, легко запомнить, связав их в воображении таким образом: зонтик прикрывал лодку, в которой сидел конь на велосипеде. Нереально, но запоминается легко.

При использовании мнемотехники очень важно соблюдать ритм и единообразие, то есть ассоциативный ряд выстраивается в абсурдной последовательности для всех слов одинаково.

Попробуйте проверить память, используя этот метод. Если такой способ вам понравился и увлек, то вопрос о том, как укрепить память, уже решен. Укрепляйте таким способом, с каждым разом увеличивая количество слов.

Эйдетика – для маленьких и взрослых

Игра
О том, как развить феноменальную память, прекрасно разъясняется эйдетикой.

Этот способ запоминания продемонстрировал эйдетик Стивен Вилтшер, который способен в деталях нарисовать всю линию горизонта незнакомого ему города, увидев его однажды.

Эта методика применяется в школах Соединенных Штатов и Европы, где слабые ученики за несколько занятий становятся отличниками.

Секрет такого способа заключается в позитивном воображении и фантазии. Чем ярче у ребенка или взрослого развито образное мышление, тем легче запоминается и воспроизводится информация.

Прежде всего, этот способ развивает ту область головного мозга, которая отвечает за образное мышление, несомненно, имеющего прямое отношение к развитию памяти и внимания.

Применяются специально разработанные упражнения. Например, игра «Кулак, палец». Вытянутые вперед две руки, правая зажата в кулак, а левая показывает, что все хорошо. После хлопка руками, следует показать, что все хорошо с правой рукой. После каждого хлопка меняется положение рук, при этом следует частоту хлопков увеличивать.

Таких упражнений, направленных на развитие фотографической памяти или статической, которые относятся к кратковременному запоминанию, много, а после некоторых манипуляций, можно запомнить информацию надолго.

Упражнения рассчитаны на развитие внимания и памяти, что немаловажно, так как развить память и внимание – это прекрасный способ тренировать мозговую деятельность. Эйдетика объединяет в себе и мнемотехнику, и пиктограммы, и физические упражнения, и еще множество техник.

Учимся запоминать музыку

Развитие музыкальной памяти
О том, как развить музыкальную память, можно было бы спросить у Моцарта, который умудрялся не только сыграть однажды услышанную музыку, но и перенести ее на ноты. Возможности такой нет, но специалисты разработали технику запоминания звуков.

Начинается она простыми упражнениями отстукивания карандашом по столу определенного ритма. Любая музыка основывается на ритме. Поэтому, начиная с несложных отстукиваний, и заканчивая целыми произведениями, можно отработать чувство ритма у любого человека.

Желающим продолжить музыкальное образование прекрасно помогает технология XIX века по слогописи Белецкого. Кстати, развивая музыкальные способности, не будет необходимости задумываться над тем, как укрепить память, все происходит на автоматическом уровне.

Школа запоминания Самвела Гарибяна

Книга
Самвел Гарибян стал мировым рекордсменом по запоминанию и написал книгу о том, как быстро развить память любому человеку. По его методу можно стать ходячей энциклопедией, быстро изучить иностранные языки и сделать карьеру.

В восьмидесятых годах прошлого века Самвел создал свою школу запоминания, карьера многих его учеников пережила фантастический взлет. Самвел разработал свою методику, и дает гарантии, что она годится для всех без исключения.

Запоминание по Гарибяну основано на создании каждому слову образа, несущего личную эмоцию для человека.

Самвел знает не понаслышке, как быстро развить память путем запоминания иностранных слов. Например, на иврите кондиционер звучит как «мозган». Для Самвела это слово легко запомнить, если представить, что в мозгах необходимо кондиционирование. После этого мы все уже знаем, что кондиционер на иврите звучит как «мозган».

Вот как развить феноменальную память, не совершая титанических усилий. Попробуйте проверить память, вспомнив это слово завтра и через месяц. Запоминание двадцати слов в день, позволит изучить иностранный язык за удивительно короткое время. Кроме того, такие приемы позволяют быстрее запоминать информацию любого характера.

Невероятной способностью запоминания обладал Александр Македонский, он знал всех своих воинов по именам, Адольф Гитлер обладал феноменальной фотографической памятью, что позволяло ему запоминать лица всех, встречавшихся ему людей, о Моцарте мы уже говорили, и таких людей много даже сегодня. Скорей всего, они знают секреты того, как развивать свою память.

Техники запоминания

Кроме общих рекомендаций существуют специальные техники запоминания, благодаря которым можно загрузить в долгосрочную память даже самые сложные термины и формулировки.

Мнемотехника — это совокупность приёмов, которые облегчают запоминание любой информации. Всё, что представлено визуально, задействует огромное количество нейронов и создаёт крепкие долгоживущие нейронные связи. Подробнее о том, как это работает, смотрите в этом видео.

Майнд-карты

Майнд-карта — это своеобразная схема, на которой информация закодирована в виде символов. Этот универсальный инструмент помогает оптимально структурировать данные и максимально быстро загрузить их в память. Чтобы создать майнд-карту, следует придерживаться следующего алгоритма.

1. Подготовьтесь

Вам понадобится горизонтально расположенный лист бумаги формата А4 и цветные карандаши или ручки. Важно: цветов должно быть как минимум четыре, чтобы вы смогли выделять ключевые моменты разными цветами. Яркое изображение активизирует работу правого полушария мозга, которое отвечает за творчество, тем самым способствуя генерации идей. Рисуйте от руки — так информация запомнится лучше.

2. Выделите главную мысль и ключевые моменты

Нарисуйте подходящий символ или напишите главную мысль в центре и обведите кругом. Затем определитесь с основными тезисами по этой теме, проведите к ним смысловые ветки от центра и также обведите кругом.

От основных тезисов направьте ветки к подтемам. Важно: сохраняйте пространство между тезисами, располагая их равномерно — это поможет не запутаться и чётко запомнить расположение всех пунктов.

3. Подберите символы

Каждую тему и подтему необходимо закодировать, подобрав подходящие символы. Их следует рисовать с одного и того же места, проводя ветки по часовой стрелке, чтобы точно знать, с какого места читать майнд-карту.

Выбирая символ и рисуя его, мы концентрируем внимание на процессе. Отчасти это и способствует запоминанию информации. Символы должны быть яркими и запоминающимися, чтобы они прочно закрепились у вас в голове.

4. Завершите рисунок

Символы последнего уровня, где заканчивается ваша мысль, кругом обводить уже не надо — на этом этапе будет и так понятно, какой символ к какой ветке относится. Несколько минут уделите на то, чтобы изучить рисунок. Важно, чтобы вы понимали, о чём говорит тот или иной символ.

5. Озвучьте майнд-карту

Проговаривайте вслух: начните с основной темы, двигайтесь по часовой стрелке к подтемам, вспоминая, что вы имели в виду под изображёнными символами.

6. Воспроизведите по памяти

Отложите оригинал майнд-карты и попробуйте нарисовать её на чистом листе бумаги. Восстанавливая рисунок по памяти, можно пользоваться одним цветом, так как в этом случае важна скорость воспроизведения. Если на каком то тезисе вы затормозили — пропустите его.

С помощью майнд-карты легко двигаться от основной мысли к заключительной и запоминать главы книг, дипломов или даже учебники целиком. Подробнее о том, как правильно рисовать майнд-карты, смотрите в этом ролике.

Метод Цицерона

Он подойдёт в случае, когда надо запомнить большой объём информации. Суть метода Цицерона или, как еще его называют, метода лоций, или дворца памяти, в том, чтобы создать непрерывную цепочку из опорных образов, связанных с нужными данными.

Алгоритм по методу Цицерона следующий:

  1. Задайте опорную систему — пространство, связанное с информацией для запоминания. Например: комната, квартира, офис или любое помещение со знакомой вам обстановкой.
  2. Выберите последовательность, с которой вы будете мысленно ходить по этому пространству. Например, по часовой стрелке.
  3. Свяжите нужные данные для запоминания с расположением статичных предметов в этом пространстве. Желательно соблюдать определённую последовательность — это поможет вам легче ориентироваться. Если вам надо запомнить текст для лекции, начните со вступления: свяжите основные его тезисы с предметом, который расположен в начале пути, например, вешалка в прихожей. Переходя к основе доклада, ассоциируйте каждую следующую мысль со следующим предметом интерьера. Связь должна быть крепкой, эмоциональной, физической. Подробнее о «дворце памяти» смотрите в этом видео.
  4. Закрепите связь, повторив мысленную прогулку 2-3 раза.

Метод пиктограмм

Пиктограммы отлично подходят для заучивания стихотворений, литературных отрывков или докладов. Метод основывается на том, чтобы запомнить текст в виде небольших рисунков, каждый из которых визуально отражает смысл написанного.

Для примера возьмём отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Осень». Читаем и рисуем:

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса → осенний моросящий дождь.

Люблю я пышное природы увяданье → завядший цветок.

В багрец и в золото одетые леса → деревья с багряными и золотыми листьями.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье → деревянный домик, ветер.

И мглой волнистою покрыты небеса → серое небо с волнистым рисунком.

И редкий солнца луч, и первые морозы → через серое небо прорывается солнечный луч и снежинки.

И отдалённые седой зимы угрозы → зима в виде бабушки, которая грозит всем кулаком.

Создав такое графическое письмо, положите его перед собой и попробуйте воспроизвести текст. Наверняка вы сможете вспомнить больше, чем при зубрёжке.

Использование рифм

Этим методом можно пользоваться при изучении иностранного и русского языков, а также когда надо запомнить имена, фамилии или географические названия.

Наш мозг запоминает рифмы куда быстрее и прочнее, чем обычные тексты. Именно на этом эффекте и основаны многие рекламные лозунги: «Миринда. Жизнь хороша, когда пьёшь не спеша» или «Свежее дыхание облегчает понимание!».

Ещё в школе на уроках русского языка мы учили глаголы-исключения второго спряжения с помощью стихов:

Гнать, дышать, держать, обидеть.
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и терпеть,
А ещё смотреть, вертеть.

Для изучения английских глаголов также есть целая поэма, написанная педагогом Александром Пыльцыным:

Я кирпичик throw-threw-thrown, (бросать)
Он в окошко fly-flew-flown, (летать)
Меня дядя catch-caught-caught, (ловить)
К папе с мамой bring-brought-brought. (приводить)
До сих пор я удивлен —
Fling-flung-flung откуда он? (выскакивать)

Срифмовать можно практически любой материал для запоминания. Причём большинство информации останется в памяти уже в процессе сочинения.

Сочинение аббревиатур

Закодировать информацию можно не только с помощью образов, но и слов, начинающихся с тех же самых букв, что и нужные данные. Ярким примером является известная фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», в которой зашифрованы цвета радуги — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. С помощью аббревиатур можно закодировать любую последовательность.

Напишите список слов, которые хотите запомнить. Например, названия планет солнечной системы. Выпишите первые буквы названий: М В З М Ю С У Н П.

Теперь включите фантазию и попробуйте придумать какое-то связное предложение, слова которого начинаются с этих букв. Вариантов может быть много. Например: «Морозным вечером залез на мачту юнга, стремясь увидеть незнакомый порт».

С помощью аббревиатур можно не только запомнить нужный материал, но и развить творческие навыки.

Метод ассоциаций

Существует два вида ассоциаций:

  • прямая (смысловая) — когда мы представляем образы, непосредственно связанные с объектом: Америка = Статуя Свободы;
  • фонетическая — когда мы подбираем слова по схожести звучания: Венеция = венок.

С помощью этого метода можно эффективно запоминать парную информацию, например:

  • страны и их столицы. Столица Италии — Рим. Италия ассоциируется у многих со спагетти, а Рим — с гладиаторами. Представьте себе накачанного гладиатора в доспехах, который плывёт по реке из спагетти.
  • некоторые исторические факты. Например, писатель Александр Дюма родился во Франции. Автор ассоциируется с его произведением — «Три мушкетёра», а Франция — с Эйфелевой башней. Представьте, как писатель в большой шляпе мушкетёра карабкается по Эйфелевой башне.
  • запоминание иностранных слов и их перевода. Часто в этом случае подходит именно фонетическая ассоциация. Разберём эту технологию на примере английского слова wolf (волк).

Чтобы создать образ, следуйте алгоритму:

  1. Представьте себе образ русского слова — огромного серого волка.
  2. Закодируйте слово wolf, подобрав созвучное русское. Например, вулкан.
  3. Соедините эти два образа в одну яркую картинку — представьте, что волк в страхе убегает подальше от извергающегося вулкана. Чтобы закрепить связь, проговорите иностранное слово вслух несколько раз.

Эффект края

Это явление открыл немецкий психолог-экспериментатор Герман Эббингауз. Суть его в том, что человек быстрее запоминает и точно воспроизводит информацию, расположенную в начале и в конце текста.

Попробуйте пройти наш небольшой тест на внимательность и запоминание. Посмотрите на ряд слов и постарайтесь их запомнить:

Поезд, книга, радиоволны, стройка, ручка, бутылка, радость, журнал, машина, радуга, подушка.

Наверняка, первыми из списка вы вспомнили слова поезд и подушка. А на середине списка, скорее всего, вы затормозили. Как же тогда помогает эффект края в запоминании информации, если мы можем воспроизвести только начало и конец?

Этот принцип предлагает сначала прочесть текст, который вам надо запомнить, а затем выделить самые сложные его части, начав заучивать их в первую либо в последнюю очередь. Не всегда эффект края срабатывает на 100% — всё зависит от изучаемой информации, но в большинстве случаев он и правда работает.

Метод Фейнмана

Физик-теоретик Ричард Фейнман создал специальный алгоритм обучения, который поможет быстрее и тщательнее изучать любую тему. Суть метода в том, чтобы объяснять новый и сложный материал понятным и простым языком, облегчающим запоминание.

Для начала следует тезисно выписать всё, что вы знаете по теме, которую надо выучить. Затем выделите «пробелы» в знаниях и заполните их, выписывая новые данные максимально простым языком, избегая сложных терминов и длинных формулировок. После этого объедините всю информацию в одну простую историю, запишите её на бумаге и перескажите. Важно, чтобы ваш рассказ был понятен даже младшекласснику.

В истории используйте визуализацию и сравнения, сопровождая их рисунками, графиками и понятными схемами — ведь 90% информации мы воспринимаем посредством зрения.

Для удобства можно записать себя на диктофон — это поможет вам обнаружить «белые пятна» во время пересказа и поработать над ними снова.

С помощью метода Фейнмана даже самый скучный и неинтересный материал может стать интересной и увлекательной историей, которую легче понять и запомнить.

Метод массированного запоминания

Этот метод подразумевает конспектирование материала, который вы хотите запомнить. Вам необходимо выписывать основные тезисы от руки, используя списки и нумерацию, а также перефразировать сложные формулировки более понятным языком. Если у вас есть возможность выделять главные пункты прямо в учебнике, то используйте для этого цветные маркеры. Такое минимальное конспектирование поможет вам не только углубиться в материал и запомнить его, но и быстро освежить в памяти основные тезисы.

Интерференция

Суть интерференции в том, что схожие воспоминания со временем смешиваются: новые данные накладываются на похожие старые, что усложняет процесс запоминания.

Например, для разблокировки смартфона вы годами используете один и тот же пин-код или графический символ. Со временем он вам надоедает, и вы меняете его. В первое время при каждой разблокировке, ваша память будет выдавать старый вариант пароля, и вы будете прилагать немного усилий, чтобы вспомнить новый код. Спустя несколько дней или недель вы будете вспоминать уже новую комбинацию, тогда как старый постепенно забудете.

Чтобы уменьшить негативное влияние от интерференции, рекомендуется изучать похожую информацию в разные временные промежутки или разбивать материал на блоки. Важно организовать процесс запоминания так, чтобы изучаемые друг за другом части информации были максимально непохожи.

Полезный лайфхак: если надо выучить большой объём информации, полезно не только разделить материал на блоки, но и изучать их в разных помещениях: в разных частях квартиры, на улице, в транспорте. Такая смена обстановки поможет избежать перемешивания информации при запоминании отдельных частей материала.

Попробуйте воспользоваться каждым из вышеперечисленных методов, когда соберётесь изучать какой-то материал. Так вы поймёте, какой из них подходит вам больше всего, и научитесь запоминать любую информацию быстро и надолго.

7 советов от Forbes

Смотрите на кучу визитных карточек, и не можете связать их ни с одним лицом? В последние месяцы вы встретили так много людей, что сейчас не знаете, кто есть кто? Знакомая ситуация? Нельсон Деллис – профессиональный консультант из Майами, занимающийся вопросами тренировки памяти. Несколько лет назад он стал чемпионом США по запоминанию. На это действо съезжаются люди, ежедневно тренирующие мыслительные способности. Участники конкурса должны запомнить 99 имен, которые они услышали впервые в жизни или стихотворение, которое никогда раньше не читали, или именно упомянутый выше набор визитных карточек.

Нельсон Деллис раскрыл журналу Forbes несколько техник, которые он использует. Они основаны на научных исследованиях. Над способами улучшения памяти он работает с нейробиологом Университета Джона Хопкинса Маджидом Фотухи.

Как запомнить имена и лица

Согласно доктору Фотухи, для людей наиболее характерна именно проблема запоминания имен. Первый шаг в ее устранении – сосредоточение на том, когда кто-то называет свое имя в первый раз. При необходимости переспросите, уточните, как правильно произносится имя. Так вы его повторите впервые. Можно также спросить, что означает имя, откуда происходит (если звучит экзотично). Лучше всего вы запомните имя, если представите нового знакомого кому-то другому. Или, если будете называть его по имени. Это проявление вежливости, способ разрушения личного барьера, и метод запоминания.

Имена

Также хорошо представить себе известного человека с тем же именем. Например, Александр – Александр Пушкин, Алла – Алла Пугачева и т.д.

Как лучше запомнить вещи в долгосрочной перспективе

Если вам кажется, что не помните столько вещей, как раньше, возможно, речь идет о физиологической особенности. Мозговые способности ежегодно уменьшаются примерно на 0,5%. Это связано не только с возрастом, но и с напряжением, ожирением, отсутствием витаминов, многими другими факторами. Но этот процесс не одинаковый у всех людей. Существует простой способ его предотвратить.

«Наиболее эффективный метод поддержки и развития ментальной памяти – физическая активность», – говорит Маджид Фотухи. Сам он ходит в горы, занимается спортом не реже 5 раз в неделю, спит 8 часов в сутки. Кроме того, д-р Фотухи соблюдает «мозговую» диету, употребляя много свежих фруктов и овощей, содержащих антиоксиданты (например, клубника). Также его рацион включают большое количество ненасыщенных жирных кислот (в особенности, рыба).

Как запомнить, где оставлены ключи

О ключах или очках человек забывает, потому что кладет их куда-то неосознанно, говорит чемпион по памяти Нельсон Деллис. Сам он, ложа ключи в определенное место, пытается активировать свой мозг. «Я пытаюсь сделать что-то, что полностью выходит за рамки повседневной деятельности. Я говорю что-то глупое, стучу себя по лбу, выдаю странный звук», – говорит м-р Деллис.

Помогает движение, например, топанье ногами. Если при этом вы издадите странный звук, произнесете необычное слово, мозг создаст ассоциацию, которую вы не забудете. Вы, конечно, будете выглядеть несколько глупо, но в домашней обстановке это не имеет значения. «Чем больше чувств вы задействуете, тем больше шансов на запоминание», – говорит д-р Фотухи.

Рассмотрим еще несколько советов от Forbes и неврологов, направленных на управление мышлением и развитие памяти. Они очень просты, подходят для повседневного применения.

Преобразование информации в визуальную форму

Большинство сведений, таких как различные имена или цифры, являются абстрактными. Но если вы ассоциируете их с соответствующим изображением, мозг лучше их запомнит. Например, если вы паркуете автомобиль в секторе N13, можете представить себе торт на день рождения с 13 свечами.

Ключи

Храните информацию во «дворце памяти»

Информацию, уже содержащуюся мозгу, нужно также быстро и легко найти. Один из методов – создать «дворец памяти», представленный как некоторое пространство, например, ваш дом. Заполняйте его изображениями, связанными с определенной информацией. Проходя по «дворцу», вы сможете легко найти информацию там, куда она была помещена.

Учитесь постепенно

Совет психологов: если предстоит большое событие, на котором вам надо будет запомнить много вещей (речь или презентация), не пытайтесь поглотить всю информацию сразу. При постепенном повторении, с паузами, она сохранится в коре – части мозга, где размещается долговременная память.

Почему ухудшается память

Ухудшение памяти с возрастом – это естественный процесс, который сложно предотвратить. И надо сказать, наш мозг начинает стареть намного раньше, чем многие предполагают. Поэтому, чтобы замедлить процесс ухудшения памяти, надо понимать, что происходит с мозгом в разном возрасте и как реагировать на эти процессы.

Дети и подростки

Детский и подростковый возраст – это период интенсивного развития головного мозга и памяти. Например, из-за так называемой «младенческой амнезии» большинство из нас не могут ничего вспомнить из своего самого раннего детства. На сегодня у специалистов есть несколько версий, почему так происходит. Согласно одной из теорий, по мере развития головного мозга информация в нем «перезаписывается». В младенчестве орган развивается очень интенсивно, новые нейроны появляются намного быстрее, чем у взрослых. А с появлением новых нейронов образовываются и новые связи между ними, из-за чего ранее «записанная» информация теряется. Это объясняет, почему во взрослом возрасте немногие могут вспомнить хоть что-то из происходящего с ними до 2-3 лет, а воспоминания о событиях, случившихся в возрасте от 2 до 7 лет, как правило, очень размытые. С другой стороны, память у маленьких детей развита еще слабо, поэтому им трудно запоминать происходящее с ними в младенчестве.

В подростковом возрасте активно развивается префронтальная кора, которая отвечает за так называемую рабочую память, принятие решений и способность к планированию. Благодаря этому мозг подростка способен лучше усваивать информацию, то есть по мере взросления ребенка его способность к запоминанию улучшается.

20-25 лет

По наблюдениям специалистов, именно в этот период жизни человека его головной мозг работает с максимальной скоростью и продуктивностью. Кстати, весит мозг в этом возрасте также максимально – в пределах 1,4 кг. В возрасте 20-25 лет людям легче всего дается запоминать новую информацию, в том числе в виде телефонных номеров и имен, они могут с легкостью считать в уме. А все благодаря хорошему взаимодействию между разными частями мозга.

Тем не менее ученые подсчитали: даже в этом продуктивном возрасте примерно каждый седьмой плохо запоминает информацию. В большинстве случаев причина этого – одновременное выполнение нескольких задач. Специалисты из Калифорнийского университета обнаружили, если молодые люди при выполнении определенной задачи отвлекаются на компьютер или смартфон, их гиппокамп (отдел мозга, отвечающий за формирование новых воспоминаний) работает хуже. То есть мозг не запоминает информацию в том объеме, в котором бы запомнил без отвлечений на другие объекты. А вот обычная рассеянность, когда человек, например, забыл выключить утюг, случается в любом возрасте, в том числе и у 20-летних. У молодых такое может бывать до 6 раз в неделю, но, как правило, это не является признаком серьезного нарушения памяти.

30 лет

Несмотря на то, что мозг у 30-летних работает весьма активно, его способности к запоминанию уже начинают ухудшаться. В этом возрасте люди могут впервые замечать за собой забывчивость. Начиная с этого времени, с каждым последующим десятилетием объем головного мозга уменьшается примерно на 2%, связь между нейронами ослабевает, начинают отмирать клетки коры, отвечающие за память и способность к обучению. В этом возрасте людям уже труднее учиться и запоминать новое, нежели 10 лет тому назад.

У женщин этой возрастной группы ухудшение памяти часто связано с рождением ребенка. Многие матери сталкиваются с феноменом, который специалисты называют энцефалопатией беременных. Иными словами, это частичное «глупение» женщины, связанное с нарушениями памяти. Это состояние объясняют изменением гормонального фона, вызванного беременностью и лактацией, что, скорее всего, и является причиной этих изменений. Например, гормон окситоцин, который отвечает за эмоциональную связь между матерью и ее малышом, также способен ухудшать когнитивные способности мозга. Специалисты из университета Брэдфорда обнаружили, что такое ухудшение памяти у женщины сохраняется в период беременности, а также в первые 3 месяца после родов. Затем, когда гормональный фон восстанавливается, качество памяти также приходит в норму. Специалисты считают, что такое временное «глупение» молодой матери не должно пугать – таким способом природа позаботилась, чтобы сосредоточить все внимание женщины на ребенке.

Очень важно 30-летним для сохранения когнитивных способностей на прежнем уровне продолжать учиться и регулярно читать, осваивать новые знания и навыки.

Также полезно в этом возрасте играть в логические и развивающие игры. Замедлить старение мозга поможет и правильная диета.

40 лет

Это возраст первых “провалов” в памяти. После 40 лет человек, стоя у банкомата, неожиданно для себя может понять, что забыл пин-код карты, или не помнит, что мгновение назад хотел сказать или сделать. Но, как утверждают специалисты, если такое состояние повторяется не часто, то оно не должно пугать. Дело в том, что после 40 лет связь между нейронами головного мозга, которые регулируют обмен информацией, несколько ослабевает, а некоторые и вовсе разрушаются. Гиппокамп продолжает уменьшаться в объемах, и этот процесс будет длиться приблизительно до 65-летнего возраста.

Но есть и приятная новость. В этот период у человека развивается гибкость мышления, которую принято называть жизненной мудростью. Кроме того, мозг подстраивается под изменения, из-за чего у людей среднего возраста более эффективно используются оба полушария.

Кстати, специалисты британской Королевской коллегии врачей обнаружили, что во многих случаях провалы в памяти у 40-летних – это не дегенеративные нарушения в мозге, а результат рассеянности. По большому счету, такое случается из-за желания запомнить как можно больше из информационных потоков вокруг себя (новости, книги, информация, полученная на работе, от друзей и родственников), а в результате – вылетает из памяти самое элементарное.

Самый простой способ бороться с провалами памяти в 40-летнем возрасте – записывать важную для себя информацию. Причем делать это лучше «от руки», а не путем набора на смартфоне или компьютере. Норвежские исследователи обнаружили связь между памятью и мелкой моторикой. А еще, по наблюдениям ученых, если записываемую информацию проговорить вслух, шансы не забыть ее возрастают в несколько раз.

Еще один хороший способ избежать неловкостей, связанных с провалами памяти в 40-летнем возрасте – выработать привычку и придерживаться ее. Например, если человек постоянно забывает, куда подевались ключи, ему стоит всегда класть их в одно и то же место. Тогда и не придется запоминать новую информацию.

50 лет

После 50 лет кровоснабжение клеток головного мозга ухудшается и уменьшается префронтальная кора, которая ответственна за хранение информации, необходимой на короткое время.

В этот период краткосрочная память еще больше ослабевает, но при этом человек с легкостью может вспоминать информацию, изученную в юности. Поэтому часто люди после 50-ти без проблем отвечают на вопросы из школьной программы, могут быстро решать кроссворды, многие с успехом принимают участие в интеллектуальных викторинах. Кстати, пик такой интеллектуальной активности у представителей разных полов приходится на разное время. Так, у мужчин – это возраст 50-55 лет, у женщин почти в 60.

60 лет

В этот период заметно ослабевают связи между разными частями мозга. Отсюда и частая забывчивость. Человеку бывает трудно вспоминать имена знакомых, слова из своего словарного запаса. И такое может повторяться по несколько раз в день. И кстати, если такое случается с людьми после 60 лет, то не стоит сразу же приписывать им болезнь Альцгеймера. Это заболевание диагностируют только у одного из тысячи человек 65-летнего возраста. В большинстве случаев провалы памяти в этом возрасте – результат естественного ослабления нейронных связей.

Для людей этого возраста очень важно, чтобы во время разговора их не перебивали, так им легче собраться с мыслями и не забыть, что хотели сказать. Человеку после 60-ти необходимо больше времени, чем молодым для того, чтобы сосредоточиться.

70 лет

Лондонские специалисты обнаружили, если 25-летнему и пожилому человеку за 70 дать список из 10 слов, несвязанных между собой, то молодой, скорее всего, сможет повторить их все, в то время как пожилой – не более 5-ти.

В 70-летнем возрасте сильно ослабевает визуальная память, поэтому пожилые водители чаще пользуются навигатором, даже если едут по знакомой дороге. Также в этом возрасте людям бывает легче вспомнить события 25-летней давности, чем случившееся вчера. Специалисты объясняют этот феномен эмоциональной памятью: человек дольше помнит те события, которые вызвали у него яркие переживания. Такие воспоминания очень прочно закрепляются в долгосрочной памяти. Как показывают исследования, больше всего таких воспоминаний пожилые люди относят к возрасту 20-30 лет.

80 лет

Несмотря на то, что память в этот период страдает все сильнее, это еще не значит, что 80-летний обречен заболеть деменцией или болезнью Альцгеймера. По подсчетам специалистов старческое слабоумие диагностируют только у каждого шестого человека старше 80 лет. В остальных случаях провалы в памяти – результат характерных возрастных изменений в головном мозге.

Музыка для работы мозга

Для улучшения памяти и, в целом работы мозга, можно прослушивать музыку. Доказано, что классические и расслабляющие мелодии способствуют формированию стабильного эмоционального фона, при этом стимулируют память, мышление и внимание.

В середине ХХ в миру был открыт эффект бинауральных ритмов — пустой звук, который наш мозг воспринимает как естественные биения низкой частоты. Прослушивание данных звуков как самих по себе, так и в фоновом с классической музыкой режиме, позволит лучше запоминать изучаемую информацию и с большим успехом решать различные умственные задачи.

ТОП-10 препаратов для улучшения памяти и работы мозга

Бывают ситуации, когда нужно быстро запомнить большой объем информации. В таких случаях помогут стимуляторы мозга или ноотропы.  Ниже предлагаем рассмотреть данные препараты, предназначенные для улучшения работы мозга и памяти:

Глиатилин

Активирует умственную деятельность, повышает работоспособность мозга, положительно воздействует на центральную нервную систему. Курс лечения 1-2 месяца.
Глиатилин
Препарат Глиатилин (Gliatilin) – итальянский оригинальный препарат на основе уникальной фосфатной формы холина альфосцерата. Эта формула позволяет быстро проникать в клетки головного мозга и усваиваться лучше. Снижение работоспособности мозга имеет ряд неприятных последствий, которые негативно сказываются на жизнедеятельности человека: общая слабость, повышенная утомляемость, ухудшение памяти, эмоциональное расстройство и т.п. Курсовое применение препарата улучшает состояние клеток мозга при интенсивных умственных нагрузках. Это позволяет добиться благотворного влияния на память, мышление, внимание и восстановить другие функции повседневной деятельности. Глиатилин улучшает мозговую активность, положительно воздействует на передачу нервных импульсов и защищает клетки центральной нервной системы от перегрузок. Препарат хорошо переносится пациентами, противопоказан к применению беременными, кормящими женщинами и людьми с повышенной чувствительностью к холина альфосцерату.—>

Глицин

Усиливает умственную работоспособность, нормализует сон, благотворно сказывается на психо-эмоциональном состоянии. Применять препарат следует не меньше месяца.

Глицин

Фенибут

Положительно влияет на мозговое кровообращение и нормализует метаболизм тканей мыслительного органа. Улучшает внимание, память, скорость и точность сенсорномоторных реакций.

Фенибут

Тенотен

Нормализует процессы обучения и памяти в ЦНС, улучшает переносимость психоэмоциональных нагрузок.

Тенотен

Пирацетам

Оказывает положительное влияние на обменные процессы и кровообращение мозга. В результате чего человеку легче дается запоминание и воспроизведение информации.

Пирацетам

Пантогам

Сироп, в составе которого содержатся аминокислоты, активирующие умственную и физическую работоспособность.

Пантогама

Кортексин

Показан при нарушении памяти, мышления, снижении способности к обучению.

Кортексин

Пикамилон

Расширяет сосуды головного мозга. Улучшает переносимость физических и умственных нагрузок.

Пикамилон

Ноотропил

Распространен среди людей старшего возраста, и имеющих проблемы с запоминанием, а также страдающим головокружениями, рассеиванием внимания и т.д.

Ноотропил

Ноопепт

Способствует укреплению интеллектуальной продуктивности.

Ноопепт

Важно! Перед приемом ноотропов, проконсультируйтесь с врачом.

Витамины для мозговой активности

Развитию памяти, внимательности и мышления у взрослого способствуют витамины, прежде всего, группы В. Данные вещества относятся к антиоксидантам и способны поддерживать работу центральной нервной системы.

Витамины для улучшения памяти:

  • В1 — отвечает за способность быстро усваивать новый материал;
  • В2 — способен ускорять умственные процессы;
  • В3 — влияет на быстроту воспоминаний, сосредоточенность. Необходим тем, кого беспокоит вопрос, как развить внимательность;
  • В5 — отвечает за долгосрочные воспоминания;
  • В6 — ускоряет мыслительные процессы и повышает интеллект;
  • В9 — отвечает за устойчивость запоминания, повышает работоспособность;
  • В12 — помогает перекодировке информации из кратковременной памяти в долговременную, в период сна.

Недостаток витаминов группы В подавляет процесс синтеза аминокислот, что приводит к ухудшению памяти. Помимо группы В, существуют другие витамины, способные стимулировать работу мозга:

  • Витамин С способствует лучшему усвоению полезных веществ В-группы, предотвращает умственные перегрузки.
  • Витамин D – защищает клетки мозга от преждевременного старения.
  • Витамин Е– противостоит вредному влиянию токсинов, помогает легче воспринимать новую информацию.
  • Витамин Р – улучшает концентрацию и внимание.

Стоит сдать анализ крови на состав гормонов и микроэлементов в организме. Если каких-либо веществ не хватает, врач подскажет, как их восполнить.

Важно! Применять витамины, стимулирующие мозговую деятельность, следует в комплексе.

Витамины для мозговой активности

Незаметная тренировка в повседневной жизни

В этом разделе я собрала для вас самые простые, но от этого не менее эффективные рекомендации, которые вы без труда сможете выполнять в домашних условиях, что называется, на фоне:

  1. Чаще работайте левой рукой (если вы левша, то правой). Чистите зубы, мойте посуду, пишите записки, застегивайте пуговицы, держите столовые приборы, чистите ванную и т. д. Этим вы поможете менее активному правому полушарию стать лучше, а в качестве бонуса разовьете творческие способности и нестандартное мышление.
  2. Развить сенсорные навыки помогут занятия с закрытыми глазами. Ходите по квартире, принимайте душ, трогайте предметы, но не смотрите на них. Это упражнение можно выполнять даже в общественном транспорте: перебирайте монетки в своем кармане и пробуйте определять их достоинство.
  3. Чтобы проверить работу мозга, составляйте список продуктов перед походом в магазин, но держите его в кармане, а сами покупки набирайте в корзину по памяти. Дома вы сможете сверить, насколько содержание пакетов соответствует изначальному плану.
  4. Все привычное утомляет и угнетает мозг. Старайтесь вносить в свою жизнь даже самые маленькие изменения. Переставьте мебель или переложите вещи с их привычных мест, приготовьте новое блюдо с необычным вкусом, походите по дому в разной обуви (на правую ногу наденьте тапок, а на левую – туфлю на каблуке). А еще очень полезно периодически менять свои привычные маршруты. К примеру, дойдите до ближайшего магазина другой дорогой или воспользуйтесь лестницей вместо лифта.
  5. Для тренировки памяти и речи попробуйте придумать как можно больше разнообразных ответов на вопрос о том, как у вас дела. Потом при случае обязательно вспоминайте и используйте оригинальные ответы в общении.