Сколько можно запомнить и почему человек забывает

Существуют два вида памяти: кратковременная и долговременная. Объем и той, и другой отличается от человека к человеку. В среднем информация в кратковременной памяти хранится не больше 30 секунд.

Срок хранения информации в долговременной памяти зависит от того, как часто человек обращается к тем или иным воспоминаниям. Если какая-то информация «пылится», то нейронные связи, отвечающие за это воспоминание, ослабевают и разрушаются, а данные забываются. Это естественный процесс.

У некоторых людей память совсем уж короткая, на это влияет ряд факторов:

  • Дефицит интеллектуальных тренировок;
  • Хаотичность поступающей информации;
  • Усталость и жизнь в условиях стресса;
  • Отсутствие личного интереса к получаемой информации;
  • Неуверенность в себе (говоря «У меня плохая память, что уж тут сделаешь», человек даже не пытается запомнить новый материал).

А теперь осветим несколько интересных фактов о памяти:

  1. За раз мы можем запомнить от 5 до 9 единиц информации: цифра, слово, образ и т.д. Правда, за 1 единицу принимается только то, что вам хорошо знакомо. Если какое-то слово вы слышите в первый раз, то на его запоминание уйдет намного больше ресурсов, то есть его можно рассматривать как несколько единиц. К такому выводу пришел гарвардский психолог Джордж Миллер (1957 год). Он проводил эксперимент по запоминанию цифр, слов и букв на студентах и выяснил, что за раз человек может запомнить 5 – 9 единиц.
  2. Забывание, как и запоминание, естественный процесс. Мы забываем то, что нам неинтересно, неважно для нас (нейробиолог НИЦ «Курчатовский институт» Ольга Ивашкина, 2019 год).
  3. Люди могут помнить от 1000 до 10 000 тыс. лиц, в среднем – 5 000. Это выяснили психологи из Йоркского университета в результате эксперимента (2018 год).
  4. Если сравнивать объем памяти человека с объемом памяти компьютера, то он равен миллиону гигабайт (данные из Института биологических исследований Дж. Солка, Калифорния, 2018 год). Выходит, что человек может помнить дословно тысячи книг, фильмов, событий, языков и т.д. Почему же тогда мы с таким трудом запоминаем номер телефона и забываем дни рождения друзей? Все дело в активности нейронов и количестве нейронных связей. Если набор нейронов у всех людей примерно одинаковый (около 100 млрд нейронов), то количество и качество связей отличается.
  5. Человеческий мозг способен концентрироваться одновременно на 4 задачах – не больше (Нельсон Кован, психолог из Университета Миссури-Коламбия, 2008 год).

Неужели возможности по запоминанию ограничены, и это нельзя исправить? Конечно, нет. Мы можем запоминать больше информации, если использовать все 4 канала восприятия: кинестетический, аудиальный, дигитальный и визуальный.

Притом важно учитывать, что на первые три приходится только 10% успеха, а 90% информации мы запоминаем за счет визуального представления. Поэтому так важно сопровождать текст наглядными материала: диаграммами, таблицами, картинками, схемами и т.д.

Однако вместе с этим важно делать скидку на индивидуальные особенности человека.

Наверняка, вы слышали, что по преобладающему типу восприятия люди делятся на кинестетиков, визуалов, аудиалов и дигиталов. Однако в чистом виде эти типы почти не встречаются, поэтому запоминание через образы и остается столь популярным.

Существует целая наука о запоминании, основанная на визуальном восприятии – мнемоника. Чуть ниже мы поговорим о мнемотехниках, а пока разберем общие способы по запоминанию информации.

Людей с выдающимися возможностями памяти называют гипермнемониками. Такие люди помнят каждую секунду своей жизни в мельчайших подробностях. Сам синдром называют гипермнезией и относят его к болезням, нарушениям памяти.

Что нужно знать об устройстве памяти

Память – сложная психическая функция, с помощью которой мы усваиваем новые знания и приобретаем практический опыт. Наш мир никогда бы не стал таким, каким мы его видим, без невероятных возможностей нашей памяти.

Ученые подсчитали, что объем человеческой памяти равен порядка тысячи терабайт. При этом на обработку всей информации мозгу требуется всего 20 Ватт энергии. Это делает его самым энергоэффективным местом для хранения информации.

Память включает в себя несколько взаимосвязанных процессов, в которых участвуют разные зоны мозга:

  1. Запоминание новой информации и интеграция ее в общую систему ассоциативных связей.
  2. Хранение в долговременной памяти.
  3. Воспроизведение материала в неизменном виде по мере необходимости.
  4. Забывание ненужной и неактуальной, по мнению мозга, информации.

Подробно все эти процессы мы рассмотрим в статье “Как развивать память”, а сейчас сосредоточимся на запоминании.

Запоминание – первое звено этой длинной цепочки. Любые ошибки и помехи на этом этапе сводят на нет всю последующую работу мозга. Как выглядит этот процесс изнутри?

Любая информация, воспринимаемая мозгом, вызывает отклик в нервной системе. Нейроны (специфические клетки мозга) возбуждаются и начинают обмениваться электронными импульсами. Проходя по нервным волокнам, эти импульсы оставляют следы и формируют нейронные пути. Большинство из них впоследствии разрушаются, остаются лишь те, что успели закрепиться.

Закрепление происходит в двух случаях: если стимул был очень сильный и если сигналы проходили по этому пути много раз подряд. В первом случае активизируется так называемое стрессовое запоминание, а во втором – запоминание посредством многократных повторов.

Наша задача – сделать так, чтобы нейронные пути закреплялись как можно быстрее и с наименьшими энергозатратами. Для этого необходимо знать некоторые особенности работы памяти и использовать их себе во благо.

Способы запоминания информации

Про виды памяти мы уже подробно рассказывали, поэтому сейчас разберёмся, из каких «мышц» она состоит и как работает.

Преднамеренное и непреднамеренное запоминание

Другими словами — произвольная или непроизвольная память. Разница лишь в том, что произвольная память подчиняется нашей воле, когда мы заставляем себя что-либо запомнить, а непроизвольная память записывает информацию автоматически, и вам не приходится прикладывать никаких усилий.

Особенно ярко работу непроизвольной памяти можно проследить на воспоминаниях детства — мы часто со всей отчётливостью помним какие-то незначительные эпизоды, но не помним действительно важных событий.

Чтобы ваша память работала бесперебойно, важно понять, как именно происходят все процессы запоминания, а также овладеть специальными техниками и правильно её тренировать.

Зачем нужна мнемотехника

Механическое, аналитическое и мнемоническое запоминание

Давайте разберём три основных способа запоминания информации.

Механическое

Это запоминание путём многократных повторений. Та самая зубрёжка, которая до сих пор широко используется в школе и которую мы автоматически применяем в дальнейшем обучении: в вузе или на курсах.

Несмотря на распространённость, этот метод — не самый действенный, так как отнимает неоправданно много времени и не даёт по-настоящему прочного запоминания.

Именно благодаря зубрёжке школьный опыт оставил нам в наследство негативное отношение к любой учёбе. Вспомните, например, с каким трудом приходилось учить иностранные слова, как сложно было их выводить в разговорную речь и как быстро они стёрлись из памяти без практики. Неудивительно, что идея выучить английский во взрослом возрасте, мягко говоря, не вызывает энтузиазма. Но стоит только заменить зубрёжку на более эффективный способ запоминания — мнемотехнику — и нам начинает нравится сам процесс.

Мнемоническое

Это запоминание с опорой уже на имеющуюся в голове информацию, преимущественно образную.

Чтобы запомнить новый термин мнемотехникой, нужно связать его с яркой запоминающейся картинкой, которая ассоциировалась бы по звучанию. То есть через визуализацию опосредовать название термина с его содержанием.

Например, чтобы выучить, что такое синоним и никогда не путать его с антонимами или омонимами, представьте, что СИнонимы — это подружки, которые СИдят рядом на стульчиках и держатся за руки. Слова, похожие по значению (дружат), но разные по звучанию.

АНТОнимы соедините с образом АНТОшки из детской песенки, который на предложение пойти копать картошку всё время сопротивляется. Так мы запомним, что это слова, противоположные по значению.

А ОМОНимы — это парни из ОМОНА, которые в камуфляже выглядят одинаково, хотя это разные люди. Слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению.

В отличие от зубрёжки, мнемотехническое запоминание увеличивает объёмы и скорость запоминания на порядки, то есть в десятки и даже сотни раз.

Аналитическое

Это запоминание, когда требуется вникнуть в содержание материала, проанализировать его.

Метод подразумевает, что нужно составить план, выделить микротемы, понять взаимосвязь логических блоков — это работа интеллекта при аналитическом запоминании. Так мы обычно учили теоретическую часть параграфов.

Запомнить всё: общие рекомендации

Если вы сталкиваетесь с большим потоком информации на учёбе или в работе и вам нужно постоянно держать данные в голове, есть способы добавить мозгу несколько гигабайтов памяти.

Поймите значения

Согласно «кривой забывания», составленной немецким психологом Германом Эббингаузом, срок хранения новой информации в мозге человека при механическом заучивании и без понимания не так высок. Через час можно вспомнить лишь 60% изученного, через 10 часов — 35%, а спустя неделю — не более 20%.

Осмысленная же информация загружается в долгосрочную память и, следовательно, хранится намного дольше, особенно если периодически правильно её повторять.

Повторяйте правильно

Есть универсальный алгоритм повторения информации, состоящий из 3 этапов:

  1. Загрузка. Цель этапа — создать максимально прочную нейронную связь, повторяя небольшой объём: в среднем 5 единиц информации подряд, пока следующее и предыдущее повторения не сравняются по скорости.
  2. Закрепление. Этап представляет собой регулярные повторения информации в течение недели. Задача — дойти до максимальной скорости и удерживать её 7 дней, каждый раз увеличивая время до следующего повторения. Повторять нужно таким же образом, как на этапе загрузки.
  3. Сохранение. Главная задача — периодически повторять информацию, чтобы скорость не снижалась.

Подробный алгоритм правильного повторения информации вы узнаете из этого видео.

Алгоритм «Воронка»

Когда вы повторяете информацию, разделите её на 2 типа:

  • легко вспоминается;
  • не вспоминается или вспоминается хуже.

По такому принципу удобно запоминать иностранные слова. Если вы используете карточки (подробный алгоритм описан в статье), при втором повторении разделите их на 2 стопки: те слова, которые вспомнились моментально, и те, что вспомнились чуть медленнее или не вспомнились вообще. С каждой группой нужно работать отдельно, чаще повторяя именно «сложные» карточки.

«Воронка» позволяет повторять легче и эффективнее, поэтому с большим объёмом информации рекомендуем поступать таким образом.

Интервальное повторение

При обычных интервальных повторениях мы вспоминаем материал по одному разу через конкретные промежутки времени. Но эти промежутки подходят далеко не всем — у каждого человека свои особенности памяти.

Представьте, что вам надо вскипятить воду. Вряд ли вы будете включать и выключать газ через определённые промежутки времени: через 2 минуты, потом через 10, потом через 15. Лучше вскипятить воду сразу и поддерживать температуру.

С нейронными связями ситуация аналогичная — интервалы лишь мешают им быстрее закрепиться. Когда нейронные связи прочные, информация забывается медленнее и быстрее воспроизводится в памяти. Почему мы помним известную строчку «Мороз и солнце, день чудесный!»? Всё это работа крепких нейронных связей.

Поэтому повторять следует до тех пор, пока скорость воспроизведения материала не перестанет расти, то есть темп последних 4–5 повторений будет примерно одинаковым. Промежутки между предыдущим и последующим повторениями нужно постепенно увеличивать, а скорость воспроизведения всегда доводить до максимума. Через некоторое время вы будете всё быстрее и быстрее вспоминать изученное.

Важно: при каждом новом цикле повторений следите за тем, чтобы скорость воспроизведения не падала.

Настройтесь на позитив

Как ни странно, наш настрой и мысли напрямую влияют на процесс. Если изначально вы будете постоянно говорить себе: «У меня никогда не получится выучить это» или «Я не справлюсь с этим никогда», то вряд ли вы достигнете цели. Старайтесь использовать лишь позитивные утверждения, чтобы программировать свой мозг на работу и отличный результат.

Скажите себе: «Я всё вспомню!», «У меня хорошая память, и я с лёгкостью перескажу этот сложный параграф». Дайте себе понять, что так или иначе у вас всё получится.

Что такое мнемотехника

Мнемотехника, или мнемоника, — это метод эффективного запоминания информации, основанный на построении ассоциаций. Например, не так легко наизусть зазубрить последовательность планет Солнечной системы. Но если выучить простую считалку, в которой каждое слово связано с конкретным небесным телом, задача становится не такой сложной.

«Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли», — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Существует много разных мнемонических приемов. Само слово «мнемоника» — древнегреческое (μνημονικόν — искусство запоминания), но впервые записали большинство методов запоминания римляне. До нас дошел анонимный трактат на латинском языке «Риторика для Геренния», созданный в 80-х годах до н. э. В нем читателя знакомят с методом чертог разума или дворца памяти, который использует герой Бенедикта Камбербэтча в сериале «Шерлок».

Шерлок Холмс погружается в чертоги разума, чтобы с помощью ассоциаций найти нужный ответ

Зачем нужна мнемотехника

Преподаватели мнемотехники считают, что ее удобно применять в повседневной жизни для быстрого и легкого запоминания номеров телефонов, банковских карт, списков покупок, имен и дат рождений друзей и знакомых.

Техники запоминания помогают в работе и профессиональном развитии. С ними легко получается держать в голове делегированные поручения и собственные задачи. Эти приемы позволяют отказаться от множества записей и органайзеров, используемых для хранения информации о проектах.

Кроме того, мнемоника хорошо подходит для освоения любых научных дисциплин, где требуется включать память, — от математики, физики и химии до истории, обществознания и иностранных языков.

Виды

Если вы планируете использовать мнемотехнику, учтите один важный момент. Это целая наука, которая развивалась в течение нескольких столетий. У неё богатая история становления и в ней есть множество направлений. В одних и тех же книгах, посвящённых данному искусству, часто они переплетаются между собой. Авторы предлагают комплексы упражнений, одни из которых относятся к народным приёмам, другие — к классике. Такая разношёрстность приводит к отсутствию системы.

Не наступайте на эти грабли. Выберите одно из направлений в соответствии со своими целями, задачами и индивидуальными особенностями и осваивайте сначала его. Если дело пойдёт хорошо, потом продолжите заниматься по другой методике.

Народная

Приёмы народной мнемоники знакомы большинству людей, так как прочно вошли в их жизнь, причём многие об этом даже не подозревают. Это те стишки с исключениями из правил, которые они учили в школе, набившая оскомину фраза про охотника и фазана с цветами радуги. Дорожные знаки на улице, символика на рабочем столе компьютера, алфавит — это всё коды для развития памяти, чтобы лучше запоминать и быстрее воспроизводить нужную информацию.


Акростих

Кто-то придумывает свои системы изучения иностранного языка или химических реакций, телефонных номеров или знаменательных дат — всё это отражает суть бытовой, или народной, мнемоники.

Классическая

Это самая первая система мнемотехники, которая дошла до нас в письменной форме. Датируется она 86 г. до н. э. В то время она была неотъемлемой частью риторики. Ораторы пользовались ею, чтобы безошибочно и без запинок произносить длинные речи.

Один из самых ярких примеров — метод Цицерона. Его противником был Квинтилиан, он выступал за тех людей, у которых была плохо развита зрительная и ассоциативная память и которые не могли воспользоваться приёмом Цицерона. Квинтилиан предлагал другие альтернативы запоминания информации, но не смог оформить их в отдельную систему. Однако именно они стали впоследствии основой для развития педагогической мнемотехники.

Педагогическая

Антипод классической мнемоники. Окончательно сложилась лишь в XVI веке, благодаря преподавателю Кембриджского университета П. Рамусу. Это направление было ближе простым людям, поэтому оно получило широкое распространение. Здесь не требовалось составлять сложные зрительные ассоциации. Её основными приёмами стали:

  • многократное чтение текста и повторение его вслух;
  • его конспектирование;
  • перерисовка иллюстраций;
  • игровая деятельность;
  • создание дидактики.

Методы педагогической мнемотехники используются в современной системе образования до сих пор.

Цирковая

Второе название — эстрадная. Узкий круг лиц (началось всё с цирковых трупп) создаёт свою систему кодирования материала. В ход может идти что угодно: язык, жесты, мимика, интонация. Задача — передать информацию от ассистента к исполнителю так хитро, чтобы этого никто не заметил. Данными приёмами сейчас активно пользуются мошенники, телепаты, экстрасенсы.

Спортивная

С 1997 года в Кембридже ежегодно проводятся соревнования по мнемотехнике. У этого направления — особая специфика. Каждый участник является гуру в какой-то определённой сфере. Кто-то воспроизводит на память двоичные цифры, кто-то читает наизусть поэмы длиной в 300 страниц. Как правило, победители попадают в Книгу рекордов Гиннесса. Лучшие в своём деле определяются по двум показателям: скорость запоминания и объём.

Современная

Главный представитель данного направления — мнемоническая система «Джордано». Она достаточно сложная, основана на научных изысканиях нейробиологии о головном мозге и памяти как высшей психической функции. Вот лишь некоторые её положения:

  • развитие электрической (нейронной) памяти;
  • мыслительная операция «Соединение образов»;
  • понятия «Смысл запоминания» и «Точная информация»;
  • ассоциации, состоящие из фундамента и вспомогательных элементов;
  • система внутренней стимуляции полушарий мозга;
  • многоуровневые схемы опорных образов;
  • постоянная тренировка навыка запоминания.


Мнемоническое правило для запоминания количества дней в месяце по костяшкам пальцев

Не помните, что было 5 минут назад? Виновата в этом наша кратковременная память. Что это такое и способы её улучшения — в нашей отдельной статье.

Методы

Так как мнемотехника появилась не вчера, она включает в себя различные методики, каждая из которых предлагает использовать свои приёмы запоминания информации и тренировки для памяти. Начинающим они могут показаться слишком сложными. На самом же деле, если понять их алгоритм и освоить хотя бы одну, это существенно упростит жизнь. Предлагаем вашему вниманию одни из самых известных мнемонистических систем.

Цифро-буквенный алфавит

Сокращённое название — ЦБА. Автор неизвестен.

Методика, согласно которой каждой цифре соответствует определённая буква посредством визуальной или слуховой ассоциации. Есть чётко прописанные алфавиты, которые нужно заучить наизусть и применять на практике. Можно создать свой собственный.

Методика мнемотехники Цифро-буквенный алфавит

Буквенно-цифровой код

Сокращённое название — БЦК. Автор — В. Козаренко, известный специалист по мнемотехнике, написавший много учебников по ней.

Система запоминания и развития памяти, предлагаемая Козаренко, похожа на предыдущую. Но здесь сначала нужно просто заучить соответствия цифр и парных согласных букв без всяких ассоциаций, а затем уже использовать их в жизни. Его БЦК выглядит следующим образом:

  • 0 — м/н;
  • 1 — г/ж;
  • 2 — д/т;
  • 3 — к/х;
  • 4 — ч/щ;
  • 5 — п/б;
  • 6 — ш/л;
  • 7 — с/з;
  • 8 — в/ф;
  • 9 — р/ц.

Как применять. Например, вы ведёте учёт своих доходов и расходов, потратили в магазине сумму в 2 056 рублей, и её нужно запомнить, чтобы дома зафиксировать. Придумываете слово, в котором есть согласная, соответствующая каждой цифре, и составляете предложение из них. 2 — дети, 0 — мороженое, 5 — пломбир, 6 — шоколад. Дети ели мороженое, оно было пломбирным и шоколадным. Не нужно ставить целью придумать что-то осознанное и логичное. Чем необычнее будет фраза, тем лучше она сохранится в памяти.

В мнемотехнике также используются другие методы:

  • Код дробных чисел (КДЧ) — для тех, кто имеет дело с математикой.
  • Развитие зрительной памяти посредством визуальных ассоциаций. Например, каждая строчка заучиваемого стихотворения (цифра в формуле) «прибивается» на тот или иной дом (или дерево) по дороге на работу или в магазин и повторяется каждый раз, когда вы по ней идёте.
  • Методика вспомогательных предметов: если приставить палец к Луне, можно понять, растущая она или стареющая, в зависимости от получившейся буквы (Р или С).
  • Развитие звуковой памяти: напевы (для заучивания морзянки), рифмы («Сто китайских фамилий», диалог Перельмана о кругах для запоминания числа Пи).

Систем запоминания в мнемотехнике — большое количество. Нужно выбрать то, что подходит именно вам. Если вы никак не связаны с математикой, КДЧ и диалог Перельмана вам ни к чему. Ищите те методики, что актуальны именно для вашей жизни. Ориентируйтесь также на тип своей памяти. Можно заняться сначала совершенством той, которая у вас преобладает, а затем уже развитием той, что похуже.

Упражнения для детей и подростков

До 14 лет у ребенка формируется абстрактно-логическое мышление и лучше всего запоминается то, что пережито лично. Мнемотехника позволяет связывать ассоциации из жизненного опыта с абстрактными понятиями из учебной программы. Тем самым процесс запоминания и обучения в целом упрощается.

Далее мы рассмотрим самые доступные и эффективные методики.

Метод историй

Эта техника подойдет, когда ребенку нужно запомнить ряд слов, которые абсолютно между собой не связаны. Для этого следует представить их значения в воображении и придумать историю с их использованием. Чем более смешным или фантастическим окажется рассказ, тем он проще и лучше отложится в памяти. Методика подойдет даже младшим школьникам.

Рассмотрим на примере. Возьмем список слов:

  1. Пчела.
  2. Дождь.
  3. Диван.
  4. Сковорода.
  5. Борщ.
  6. Тюльпан.
  7. Почтальон.
  8. Тигр.
  9. Кукуруза.
  10. Зубная щетка.

Давайте попробуем выдумать с этими словами историю.

Почтальон Печкин ехал верхом на тигре через кукурузное поле. Откуда ни возьмись вылетел рой пчел, но тут начался дождь и разогнал их всех до одной. Дождь был волшебным, и вместо кукурузы на поле начали расцветать тюльпаны. Тут Печкин заметил посреди поля шатер. В нем стоял диван, а на плите варился борщ прямо в сковороде. А из нее торчал не половник, а зубная щетка.

Таким образом можно составлять рассказ из списка продуктов, названий школьных предметов, планов на выходные и т. п.

Метод “Цепочка”

Задача – сложить несколько образов в единую цепочку. Важно следить, чтобы все слова шли последовательно.

Для примера возьмем следующие слова: конь, ромашки, бутерброд, шахматы, история, шимпанзе. Посмотрим, как из них можно создать цепочку.

Конь, купаясь в траве с ромашками, жевал бутерброд и смотрел, как играют в шахматы учитель истории и шимпанзе.

Как видите, слова нанизываются на предложение как бусины на нитку. Достаточно вспомнить первое слово. Остальные потянутся сами собой.

Метод Цицерона

Другие распространенные названия этой техники – “Метод римской комнаты” и “Мнемокомната”. Почему, собственно, Цицерон? Этот древнеримский политик и оратор никогда не пользовался шпаргалками и мог по памяти воспроизводить множество цитат, фактов, имен и исторических дат.

Когда Цицерон готовился к выступлениям, он прохаживался по дому и мысленно размещал на каждом предмете ключевые тезисы своей речи.

Итак, суть метода:

  1. Нужно выбрать помещение. Это может быть комната в вашей квартире или аудитория, в которой планируется выступление.
  2. Затем нужно к каждому предмету присоединить единицу информации: ключевое слово, предложение или целую мысль. Лучше это делать, двигаясь взглядом по часовой стрелке. Так будет проще вспоминать.
  3. Во время выступления достаточно вспомнить обстановку в репетиционной комнате. Нужная информация всплывет в памяти сама собой.

На одну и ту же локацию можно привязывать все новые и новые образы. Но время от времени лучше все-таки менять комнату, чтобы информация не путалась.

Метод Цицерона

В этой технике можно использовать не только комнаты, но и дорогу от дома до школы, например. Обращайте внимание на то, что вы видите: лавочку, урну, фонарь, магазин, три березы, ворота, клумбу и пр. К каждому объекту привязывайте образы из запоминаемой информации, а во время рассказа воссоздавайте в памяти весь путь.

Советы психологов

6 советов от психологов, о том, как улучшить и развить память.

Совет №1. Следите за питанием

Рацион должен быть сбалансированным и питательным. Особое внимание уделите тем продуктам, которые улучшают память.

Например, по мнению исследователей из американского Центра изучения болезни Альцгеймера, к ним относятся яйца, мята, рыба, грецкие орехи, горький шоколад, брокколи, шпинат, помидоры, авокадо, бананы, цельнозерновой хлеб.

Совет №2. Занимайтесь спортом

Спорт улучшает настроение и укрепляет память. Причем вдвойне полезно устраивать физические разминки непосредственно перед интеллектуальными нагрузками.

В 2013 году исследователи К. Л. Хоган, Ю. Мата и Л. Л. Карстенсен провели эксперимент, в ходе которого выяснили, что тренировки улучшают память как у молодых людей, так и у стариков.

Совет №3. Избегайте перегрузок

По данным портала Инвитро провалы в памяти, забывчивость и проблемы с усвоением информации могут быть связаны со стрессом, усталостью, психоэмоциональным, интеллектуальным или физическим перенапряжением.

Не лишайте себя полноценного сна, обеда, отдыха и пятиминуток для отдыха в процессе работы.

Обратите внимание, эти статьи могут быть вам интересны:

  • Законы Паркинсона (в Примерах) — Как их применять в жизни
  • Как улучшить память и внимание: 19+ способов, 17 упражнений и Советы психолога
  • Как снять нервное напряжение и успокоиться — 17 быстрых способов
  • Эффективные методы самоорганизации (в Примерах)
  • Что такое кайдзен (+примеры) — Суть и Философия японского метода

Совет №4. Заботьтесь о здоровье

Высыпайтесь и своевременно лечите соматические заболевания и избавляйтесь от психологических проблем.

Во сне мозг обрабатывает полученную за день информацию и «раскладывает ее по полочкам»: то, что не нужно, забывается, новое и нужное присоединяется к уже известному, а если базы нет, то кладется в новый «ящик».

Французские исследователи определили, что сон между тренировками по запоминанию информации способствует лучшему усвоению материала (2016 год).

Совет №5.Откажитесь от вредных привычек

В 2010 году Стивен Хейшман вместе с командой исследователей экспериментально доказал вред сигарет и наркотиков для работы памяти.

А в 2013 году ученые из Университетского колледжа Лондона выяснили, что курение и алкоголь разрушают мозг и ухудшают память.

Кроме этого, в процессе выполнения какой-либо когнитивной задачи мозг человека с вредной привычкой испытывает серьезные перегрузки.

Совет №6. Читайте бумажные книги

При чтении с монитора скорость снижается на 30%, а также материал хуже усваивается, глаза быстрее устают.

Кроме этого, в электронных изданиях зачастую не выражена структура. А если вы читаете бумажную книгу, то можете запоминать информацию еще и визуально: «Ага, третья строка сверху на 10 странице», «Это было где-то внизу и ближе к середине».

Онлайн-тренажеры для развития навыков запоминания

Напоследок я решила поделиться с вами сервисами для тренировки памяти. Их великое множество на просторах сети, новичок может запросто растеряться.

Викиум

Викиум – интернет-площадка, где собрано более 100 тренажеров для развития мозга, более 10 курсов разной направленности и несколько интересных тестов. Развивать можно память, внимание, мышление, логику, эмоциональный интеллект и многое другое.

Нам с вами в рамках работы над улучшением памяти будет интересен курс Мнемотехники. За 15 уроков вы освоите несколько эффективных методик запоминания, потренируетесь на специальных тренажерах и закрепите изученный материал на тестировании. Навыки, полученные на курсе, помогут вам запоминать до 100 объектов за час, держать в уме все пароли, легко учить иностранные языки и многое другое.

Битрейника

Битрейника – сервис с увлекательными играми для развития функций мозга. Если упражнения и тренажеры кажутся вам слишком скучными, то игры – это то, что надо. Они подойдут как детям, так и взрослым.

Расскажу про мои любимые:

  1. Нумизмат – игра для развития быстроты и точности памяти. Вам нужно будет запоминать и сравнивать монеты разного номинала из разных стран.
  2. Звукварь – задание аналогичное предыдущему, только сравнивать вам придется не монеты, а различные звуки. Слуховую память тоже нужно тренировать.
  3. Фразоскоп – помимо быстроты памяти, данная игра также поможет вам развить скорость чтения. На экране вы увидите строку, в которой некоторые слова откроются лишь на время. Ваша задача – заметить их и записать.

Битрейника

BrainApps

Сервис BrainApps – просто кладезь материалов по развитию мозга. Здесь есть тренажеры (аж целых 52 штуки!), развивающие курсы, интересные тесты, задачки, а также блог с научно-популярными статьями.

Потренируйтесь на тренажерах, пройдите Курс для развития памяти. На нем вы научитесь не только эффективно запоминать информацию, но и сохранять ее в памяти надолго.

BrainApps

4Brain

На платформе 4Brain, в отличие от трех предыдущих, нет никаких тренажеров. Зато там есть огромный выбор курсов – как платных, так и бесплатных. И целая куча умных статей и полезных книг.

Начните с курса Развитие памяти: уроки запоминания – он бесплатный и доступен даже без регистрации. На нем вы узнаете об устройстве памяти, освоите несколько техник и научитесь применять их на практике.

Если понравится, можете пройти продвинутый платный курс Мнемотехники. На нем много практики и хорошо структурированная нескучная теория.

Если вам нравится формат онлайн-курсов, можете заглянуть в нашу подборку курсов по улучшению памяти. Там вы точно найдете подходящий вариант.

4Brain

Лучшие книги по мнемотехнике

Напоследок небольшая подборка полезных книг по теме:

  • Джошуа Фоер “Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания”
  • Борис Николай Конрад “Как запомнить все! Секреты чемпиона мира по мнемотехнике”
  • Антон Могучий “Самая полная книга-тренажер для развития мозга! Новые тренинги для ума”
  • Илья Мельников “Лучшие способы запомнить”
  • Станислав Мюллер “Вспомни все: секреты суперпамяти. Книга-тренажер”
  • Антон Могучий “Используй свой мозг на 100 %! Книга-тренажер для развития ума и памяти”

Еще больше книг для развития памяти можно найти в нашей отдельной публикации.

Заключение

Преимущество всех рассмотренных упражнений в том, что их несложно выполнять одному, совершенно бесплатно и в домашних условиях. Но помните одну вещь: мнемотехника – это только лишь совокупность приемов и техник для запоминания. Да, вы тренируете память, воображение, развиваете креативное мышление, еще и получаете заряд положительных эмоций. Однако ваши способности даются от рождения.

Не стоит надеяться на то, что после изучения мнемотехники вы станете настоящим вундеркиндом. Ведь даже упомянутый Джошуа Фор в своем выступлении на TED Talks, рассказывая про Чемпионат по запоминанию, указывал на то, что все участники обладают совершенно заурядной памятью. А то, что они демонстрируют на соревновании, – всего лишь хорошо натренированный навык. Вот что важно в мнемонике – приобретение нового и полезного навыка, поэтому не жалейте времени и усилий, ведь они точно не будут потрачены зря.