Интервальное повторение — что это?

Ещё в XIX веке немецкий психолог Герман Эббингауз доказал, что всего через час наш мозг забывает около 60 % новой полученной информации. За следующую неделю мы теряем ещё 20 %. Иными словами, забыть 80 % всего, что тебе объясняли на уроке две недели назад, — это не катастрофа, а норма жизни. Эббингауз назвал плод своих исследований кривой забывания, поскольку забывание сперва идёт очень быстро, но затем замедляется, и оставшиеся 20 % данных мы помним уже достаточно долго.

Главный принцип кривой: скорость забывания информации обратно пропорциональна времени с момента её запоминания. Чем больше прошло времени, тем медленнее мы забываем. Это привело Эббингауза к идее повторять информацию через постепенно увеличивающиеся промежутки времени, чтобы действительно запомнить всё и надолго. Важно не пропустить точку невозврата, поскольку лучше всего запоминается информация, повторённая на грани забывания. Если опоздать, часть данных мозг потеряет.

Интервалы установлены примерные, поскольку мозг и память каждого человека индивидуальны. Однако в общем виде цепочка выглядит так: первое повторение — сразу после получения информации, второе — спустя 20–30 минут, третье — через день, четвёртое повторение — через 2–3 недели после третьего, пятое повторение — спустя пару месяцев после четвёртого и т. д. 

Принцип работы методики интервальных повторений

Как известно, редко какое правило или слово запоминаются с первого раза, и чтобы они зафиксировались в памяти, важно повторять информацию, которую мы хотим запомнить.

Метод интервальных повторений - что это и как использоваться
В наш мозг постоянно поступает множество самых различных данных, и он находится в режиме постоянной фильтрации – на что можно вовсе не обращать внимания, что можно забыть практически сразу же, что нужно перенести в долговременную память и т.д. При заучивании нового материала вы создаете в мозгу новые нейронные связи, если эти связи не отработать, они очень быстро разрушатся. С другой стороны, по мере повторения и отработки они становятся крепче, а следовательно, материал надолго сохраняется в памяти.

Чтобы информация перешла в долгосрочную память и осталась в ней, требуется время – время, в течение которого запоминаемое необходимо повторять. Доказано, что существуют условно идеальные моменты для повторения – перед тем, как вы забудете выученное. Если начать повторение раньше или позже этого момента, оно будет не таким эффективным. Мозг каждого человека индивидуален, поэтому интервалы могут варьироваться, но в их основе лежит научно доказанный механизм забывания.

Спэйсинг-эффект (от англ. space – пространство) – феномен, доказывающий, что информация запоминается лучше, если повторять ее через увеличивающиеся по нарастающей временные интервалы.

Кривая забывания Эббингауза

Все началось с немецкого ученого Германа Эббингауза, который был одним из первых, кто начал проводить эксперименты, раскрывающие структуру человеческой памяти и ее устройство. Эббингауз провел серию тестов на себе, которые включали в себя запоминание и забывание трехбуквенных слов. Он начал запоминать различные бессмысленные слова такие как «WID», «ZOF и« KAF», а затем приступил к проверке того, как хорошо он будет их помнить через разные периоды времени. Полученные таким образом результаты были нанесены на график, который теперь называется «Кривой забывания».

Кривая забывания при традиционном обучении  Genius English

Результаты эксперимента получились весьма неожиданными. Эббингауз обнаружил, что около 60% информации забывается буквально в течение часа после изучения и постепенно процент забывания падает. Иными словами, кривая забывания изначально имеет очень крутой наклон и постепенно падает вниз. Эббингауз также обнаружил, что его память со временем «выровнялась». То есть на следующий день он смог вспомнить лишь несколько пунктов из списка, но он помнил их и много дней спустя.

Основные режимы повторения по методике Эббингауза

Существует два основных режима повторения, разработанного на основе кривой забывания Германа Эббингауза: краткосрочный и долгосрочный.

Краткосрочный режим повторения

Краткосрочный режим повторения подойдет вам в том случае, если на запоминание материала у вас есть 40-48 часов.

✔Первое повторение материала должно произойти сразу же после его прочтения.

✔Через 18-20 минут после первого повторения ознакомьтесь с информацией еще раз.

✔Третье повторение должно произойти через 7-8 часов после второго повторения.

✔Через 23-24 часа после третьего повторения повторите материал еще раз!

Повторяйте изученный материал как можно активнее. Делайте это осознанно. Любое повторение должно сопровождаться не просто воспроизведением информации, но и её осмыслением.

Чтобы активизировать данный процесс и начать осмысленно запоминать информацию, находите или придумывайте жизненные примеры на заданную тему. Эксперты утверждают, что активное и осмысленное повторение «заставляет» работать ассоциативную память и внимание, поэтому процесс запоминания становится более эффективным и качественным.

Специалисты советуют не переслушивать или перечитывать информацию, а извлекать её из памяти. Если во время извлечения из памяти тех или иных данных у вас возникнут какие-то трудности, то просто загляните в источник, найдите ту информацию, которую вы не можете вспомнить, а затем продолжайте самостоятельно пересказывать материал.

Долгосрочный режим повторения

Если на запоминание материала у вас есть больше времени, чем два дня, а информацию вам необходимо помнить очень долго, то вам подойдет долгосрочный режим повторения.

✔Первое повторение должно произойти сразу же после знакомства с материалом.

✔Через 25-30 минут после первого повторения повторите материал еще раз.

✔Третье повторение должно произойти через 23-24 часа после второго повторения.

✔Повторите материал в четвертый раз через 14-21 день после третьего повторения.

✔Через 60-90 дней после четвертого повторения еще раз повторите выученную ранее информацию.

Если вам необходимо изучить большой объем информации, то повторяйте её так, чтобы степень подробности каждый раз была разной. В первый раз повторите изученный материал в полном объеме, во время второго повторения вспоминайте только ключевые моменты, во время третьего повторения сгруппируйте всю информацию по-другому или вспоминайте её в совершенно другом порядке (от конца до начала, с середины до начала, с середины до конца, от конца до середины, только начало и только конец и т.д.). Чем основательнее и детальнее вы переработаете весь объем нужной вам информации, тем лучше вы её запомните.

Повторять информацию нужно не менее трех раз. Трехкратное повторение – это тот необходимый минимум, без которого вы никак не остановите действие кривой забывания. Разведчики-нелегалы, заучивая свою легенду, не только повторяют её не менее 100-120 раз, но и регулярно освежают её в памяти. И в этом нет ничего странного, ведь разведчик рискует своей жизнью, если забудет хоть малейшую деталь своей легенды или не сможет вспомнить её в нужный момент.

Правильное повторение материала не только улучшает его сохранение в долгосрочной памяти, но и делает его последующее воспроизведение более простым и легким.

Повторение Эббингауза

4 основных способа повторения

Существует несколько популярных и эффективных способов, благодаря которым вы сможете запомнить нужную вам информацию на долгое время. Для долгосрочного режима запоминания характерны следующие техники: вопросы и ответы, пересказ, создание специальных карточек, тестирование.

1. Вопросы и ответы

Ответы на вопросы по заданной теме – один из самых простых и действенных способов запомнить ранее изученный материал. Вопросы присутствуют практически в каждом учебнике, но многие люди их просто пропускают и не обращают на них никакого внимания. А зря, ведь данная техника реально помогает систематизировать прочитанную информацию, разложить её по полочкам в голове и запомнить ключевые моменты.

2. Пересказ

Пересказ – отличный способ запоминания материала в том случае, если перед вами не стоит задача воспроизводить полученную информацию дословно. Во время пересказа активизируется речевое мышление, которое не только положительно влияет на запоминание информации, но и помогает отложить в голове выбранный способ её воспроизведения.

Пересказывая кому-то прочитанный материал, вы не только лучше его запомните, но и поделитесь с другими людьми полезной информацией. Если же других людей поблизости нет или вы изучаете те темы, которые смогут понять только разбирающиеся в данной специализации коллеги, то встаньте перед зеркалом и перескажите материал самому себе. Можно включить фантазию и вообразить себя школьным учителем или университетским преподавателем, который готовится к открытому уроку или лекции.

3. Карточки

Специально созданные карточки для запоминания являются своеобразным планом повторения. Чтобы создать такую карточку, на одной стороне вам нужно написать формулу, термин или понятие, а на другой стороне – описание этой формулы, термина или понятия в виде тезиса.

Не стоит забывать, что карточка для запоминания – это помощник, а не источник информации. Во время повторения держите карточки поблизости, но старайтесь не слишком часто заглядывать в них, так как ваша задача заключается в том, чтобы как можно быстрее выучить нужную информацию и начать воспроизводить её самостоятельно.

4. Тестирование

Эффективность тестирования как способа повторения и запоминания информации доказана многими серьезными исследованиями. Те вопросы, которые попались в тесте, остаются в памяти человека практически навсегда.

Но не забывайте, что максимальную пользу от тестирования вы получите только в том случае, если сядете за выполнение теста сразу же после ознакомления с новой информацией.

Как запоминать информацию надолго

Эббингауз не только вывел кривую забывания, но и обозначил некоторые факторы, которые влияют на нашу память. Принимая их во внимание, можно выстраивать подачу информации так, чтобы студенты эффективнее усваивали материал.

1. Сделайте информацию осмысленной для слушателей

Если вы тщательно структурируете материал, который студентам нужно усвоить, так, чтобы он стал ясным, значимым и логично выстроенным, им будет намного проще его запомнить.

Проводите ассоциации между вашим предметом и тем, что учащиеся уже знают, помещайте изучаемую теорию в контекст. Это может быть массовая культура или быт, а в случае преподавания взрослым людям задача даже упрощается: у них уже накоплен собственный большой багаж знаний и опыта, который можно использовать. Постарайтесь объяснять сложные концепции на простых примерах.

2. Учитывайте важность повторений

С быстрым удалением свежей информации из памяти может бороться простое повторение. Самый оптимальный момент для того, чтобы начать повторять изученное, — уже через 20 минут после знакомства с этой информацией. Если мы взглянем на кривую забывания, увидим, что именно на этот момент приходится резкое падение линии в самом начале.

Да, после каждой сессии информация всё равно продолжит частично теряться, но забывание будет происходить медленнее. Эта техника запоминания заключается в повторении материала после определённых, постоянно возрастающих временных интервалов: например, через 20 минут, затем через час, после — через три часа, один день, три дня, неделю и так далее.

Тестирование гипотезы о пользе интервальных повторений в рамках когнитивной психологии началось в семидесятых годах прошлого века. Томас Ландауэр и Роберт Бьорк собрали группу студентов-психологов и проверили, насколько хорошо они запоминают связь «фотография человека + его имя». Гипотеза подтвердилась: постепенное увеличение интервалов действительно позволяло участникам эксперимента запоминать информацию надолго.

При этом важно понимать, что эта техника обычно изучается с точки зрения запоминания фактов, слов или формул. Насколько хорошо она работает в условиях усвоения более сложной информации, требующей размышлений, пока не ясно.

3. Давайте ученикам дополнительные упражнения

Существует термин «сверхобучение» (от английского слова overlearning), который описывает процесс отработки навыка даже после того, как человек уже отточил его до максимума. Например, если вы час практиковали на баскетбольной площадке трёхочковые броски, то лишние 15 минут занятий позволят вам лучше закрепить это умение.

Хорошо исследовано, как «сверхобучение» помогает тренировать моторные и зрительные навыки. С точки зрения усвоения информации это явление не так широко изучалось, однако учёные предполагают, что, например, при овладении иностранными языками или запоминании фактов оно работает даже лучше, так как здесь задействованы высшие когнитивные функции. Поэтому не будет лишним выделить больше времени для упражнений на закрепление пройденного материала.

Виды и методы повторения

Кроме самого процесса повторения, особое значение имеет частота и интенсивность этого процесса. За всю историю изучения запоминания путем повторений накопилось множество методик, которые можно разделить на те, что связаны с многократным повторением и те, которые предлагают распределенное во времени повторение.

Многократное повторение

На силе многократных повторений строится религиозное образование. Так, в индуизме многократные повторения мантры способствуют не только запоминанию информации, но и ее осмыслению и принятию на подсознательном уровне. Например, считается, что слушание, повторение или пение мантры «Харе Кришна» возвышает сознание практикующего на духовный уровень. Согласно кришнаитскому богословию, повторение мантры «Харе Кришна» позволяет достичь высшего совершенства жизни — чистой любви к Кришне.

Кроме того, закон большого количества повторений составляют основу традиционного восточного образования. Например, традиционная китайская система образования сводилась к заучиванию наизусть огромного количества иероглифов, хорошему знанию классических сочинений, умению свободно оперировать цитатами из изречений мудрецов. Такой объем информации можно запомнить только путем многократных и постоянных повторений.

Распределенное во времени повторение

Многие исследования (первые из которых были проведены еще в конце XIX века) показывают, что распределенное определенным образом во времени повторение оказывается эффективнее многократного воспроизведения. Этот вид повторения позволяет экономить силы и время, способствуя прочному усвоению информации.

Среди выявленных эффектов использования распределенного во времени повторения можно назвать следующие:

  • Временные регрессы. Установлено, что заучивание материала протекает неравномерно. Вслед за хорошим запоминанием может наступить регресс, другими словами, провал в памяти. Но такой провал часто имеет временный характер, и память снова воссоздает забытую информацию.
  • Скачки памяти. Запоминание информации происходит скачками, и каждое новое повторение может иметь различный результат, как более, так и менее эффективный по сравнению с предыдущим.
  • Быстрый старт. Когда вы изучаете материал легкий для запоминания, то первые повторения дают больший результат, чем последующие. Каждое новое повторение приводит к незначительному увеличению объема запомненного материала.
  • Быстрый финиш. При запоминании сложного материала процесс протекает сначала медленно, а потом быстро. Эффект от первых повторений часто бывает недостаточным, а объем запоминаемого материала увеличивается лишь при многократных воспроизведениях.
  • Реминисценция – это эффект, который заключается в том, что через некоторое время после изучения материала вспоминаются некоторые дополнительные детали, которым вы сразу не уделили свое внимание. Таким образом, программа запоминания с отсроченным воспроизведением может быть продуктивнее, чем несколько повторений сразу же после запоминания. Это происходит потому, что в промежутках между запоминанием и воспроизведением осуществляется дополнительное неосознаваемое закрепление информации в нашей голове.

Эти эффекты запоминания были выведены путем многочисленных опытов и наблюдений. Изучения проблемы повторений запоминаемой информации привело к появлению методик, позволяющих довольно точно определить, когда повторения оказываются наиболее эффективными. Одна из самых популярных подобных методик описана в концепции Германа Эббингауза, о которой написано ниже.

Где и как применять методику?

Такой метод стали применять в  изучении иностранных языков многие языковые курсы, которые славятся своей эффективностью.

Ученый обнаружил, что запоминается лучше начало и конец любой информации. Назвали это “эффектом края”. Такое свойство мозга стали использовать не только для запоминания текстовой информации, но и в разведке при разговоре.

Повторение во времени позволяет сохранить надолго полученную информацию.

Начинают и заканчивают разговором ни о чём, а в середине, о важной информации мало кто вспоминает. Но это не всегда срабатывает. Т.к. если вы затронете “больную” тему для собеседника, он ее точно запомнит.

Чтоб запомнить больше и лучше, необходимо знать еще некоторые особенности памяти.

Хорошо запоминается материал, когда изучается осмысленно. Не стоит бессмысленно зазубривать информацию, эффективней будет сначала понять, а потом выучить. Эббингауз определил, что скорость осмысленного заучивания в 9 раз больше.

Новые знания уже в известной области, запоминаются намного быстрее. Новая полученная дополнительная информация связывается с имеющейся, путем образования логических связей и надолго откладывается в памяти.

Запоминать лучше данные целиком. Например, чтоб выучить стихотворение его читать необходимо целиком, а не по строфам. Вспомните, как выучивают любимые длинные стихотворения дети.

Они просят читать его постоянно из раза в раз, когда вы хотите ребенку что-то почитать. И потом легко выдают вам через какое-то время полное стихотворение без ошибочки. Да и вы, прочитав много раз уже сами знаете стих хорошо, не ставя перед собой этой цели.

Если человек знает, что та информация, которую он пытается запомнить ему пригодиться в будущем, то она лучше откладывается в памяти.

Мешает запоминанию схожая информация

Мешает запоминанию схожая информация. Если у вас есть в памяти подобная информация она будет смешиваться с новой (такое свойство называется интерференция), и запоминание будет происходить медленнее.

Похожие воспоминания влияют друг на друга и чем больше они похожи, сложнее будет их разделить в памяти. Например, вы решили поменять пароль, который долго использовали для входа в почтовую программу, и в следующий раз будете автоматически вводить старый пароль, пока не запомните новый. Поэтому лучше разносить во времени изучение похожих сведений.

Это свойство памяти можно использовать при общении, если вы наоборот, не хотите, чтоб запомнилась информация. Когда собеседник пытается вспомнить события, а вы не хотите, чтоб он вспомнил, начните ему подсказывать.

Близкие по смыслу, но неверные данные создадут интерференцию и тем самым помешают вспоминанию. Такую уловку часто используют адвокаты, заставляя человека сомневаться в том, что он помнит.

При общении, если вы не хотите, что собеседник помнил о чем вы говорили, создайте ту же интерференцию, говорите о схожих темах, вещах, событиях, спросите мнения оппонента. Тогда в памяти создается путаница и человек уже не будет уверен в том, что он точно помнит о чем шла речь.

Часто получается так, что вы собеседнику пытаетесь через подсказки, помочь вспомнить какую-то информацию, а на самом деле получается вы только его путаете.

Режимы повторения

Чтобы не попасть под влияние кривой Эббингауза, а также усвоить максимальное количество информации, можно использовать проверенный метод обучения. Интересным фактом является то, что его разработал этот же ученый. Он был уверен, что информацию обязательно нужно повторять именно в тот момент, когда мозг уже собирается ее забыть.

Использовать данный метод можно тогда, когда человек имеет в запасе еще пару дней. Весь процесс условно можно поделить на четыре этапа, последовательность которых важно соблюдать. Информация может быть повторена сразу после того, как ее прочитали. Дальше повторение выполняется через 20 минут. Третий раз повторять материал стоит спустя примерно 8-10 часов. Еще через сутки выполняется четвертое повторение.

Когда человек имеет достаточное количество времени, более эффективным станет долгосрочный метод обучения. В таком случае повторение материала выполняется даже через несколько недель и месяцев. А чтобы память не подводила, необходимо постоянно ее развивать. Для этого отлично подходят тренажеры Викиум.

Метод сторителлинга

Если верить исследованиям, то наш мозг настолько любит истории, что хорошее повествование может вызвать высвобождение окситоцина — гормона, который усиливает эмпатию у людей.

Истории охватывают все качества информации, которые заставляют наш мозг любить и запоминать ее: яркие и красочные образы, привлекательные сюжетные линии. Рекламная индустрия постоянно эксплуатирует эти возможности, но вы тоже можете использовать метод сторителлинга для запоминания важной информации. Тем более что он довольно прост.

Смысл метода заключается в том, что вы создаете различные сюжетные линии, которые включают в себя элементы, необходимые для запоминания. В результате эти элементы соединяются в последовательности, и создаются истории, которые мозг лучше усваивает и воспринимает.

Точность повествования имеет мало значения в этом случае. Как и в методе локусов, в случае со сторителлингом важно органично вписать информацию, которая вас интересует, в нить повествования.

Ноотропы для улучшения памяти

Вы уже наверняка десятки раз слышали про то, что для того, чтобы извилины исправно делали свою работу нужно хорошо питаться, пить много воды и принимать витаминки. Избавлю вас от этих банальных истин и сразу перейду к списку того, что и в каких комбинациях принимать для максимальной прокачки памяти. Перечисляю только то, что разрешено и продается в России.

Прамирацетам. Данное вещество завоевало репутацию в сообществе ноотропов как средство для прокачки памяти. Исследователи обнаружили, что он в 30 раз сильнее своего «прародителя» — пирацетама.

Блокаторы кальциевых каналов. Путем воздействия на внутриклеточную концентрацию кальция, можно существенно улучшить мозговой кровоток. Одним из популярных вариантов — это циннаризин (стугерон).

Кофеин + L-Теанин. Сам по себе кофеин не способен существенно улучшить умственные способности. Однако комбинация с аминокислотой L-Теанин, которая содержится в листьях зелёного чая, способна прокачать рабочую память.

Бакопа монье. Вещества содержащиеся в данной траве взаимодействуют с дофаминовой и серотонинергической системами. Если простыми словами — от неё поднимается настроение и появляется всплеск мотивации. Благодаря этому нейроны растут быстрее и тем самым активнее формируют ячейки нашей памяти.

Alpha GPC + Гуперзин. «Альфа» – это самый простой способ поднять в организме концентрацию нейромедиатора ацетилхолина, играющего одну из ключевых ролей в таких процессах, как память и обучение. Гуперзин же — это вещество, которое не дает ацетилхолину распадаться слишком быстро. Это позволяет тратить меньше ресурсов на поддержание нужного уровня нейромедиатора. Вместе они дают максимальный результат.

Для старта этих пяти вариантов будет более чем достаточно. Главное не спешите скупать всё и смешивать всё это в один коктейль. Несмотря на то, что нет данных об их несовместимости, последствия могут быть непредсказуемые. И не забывайте про индивидуальную непереносимость.

Если всё же хотите протестить почти всё из вышеперечисленного за один заход, то советую обратить внимание на Clear Focus от Vivaherb. Это ноотропный комплекс, в котором скомбинированы 11 компонентов, в том числе и добрая половина того, что я перечислил выше. Протестирован и зарегистрирован как в Европе, так и в РФ.

Я рассказывал уже несколько раз у себя в телеграме и в в статье «Рутина и ноотропы». Прочтите, если пропустили. Там много интересного помимо мнения о «Фокусе». Сам активно принимаю его с лета, отзывы от подписчиков тоже сплошь положительные.

Спасибо за внимание, надеюсь, что благодаря этому посту ваш процесс обучения станет чуточку эффективнее, а настрой на достижение результата более боевым.

Напоследок тройка банальных истин:

Поспешишь — людей насмешишь. Невозможно выучить программирование или даже Microsoft Word за один месяц. Даже с супер-пупер системой, самым дорогим софтом и полным шкафом ноотропов придется потратить на обучение тысячи часов. Благо, что с помощью вышеописанного пройти этот путь будет намного проще.

Знать всё на свете нереально. Но я, мечту свою лелея, решил проблему гениально — я расставляю приоритеты. Не стоит забивать себе голову тем, что не нужно в данный момент или тем, что так сильно манит себя своими перспективами. Особенно если это реклама каких-нибудь онлайн-курсов, которые обещают вам золотые горы и светлое будущее.

Успех — это секс информации и действия. Практика намного важнее теории, знать и уметь — это две больших разницы. Первым до воды в пустыне доберется тот, кто первым возьмет в руки лопату и начнет копать, а не тот, кто потратит десять тысяч часов на понимание принципов устройства черенка, аэродинамики штыка и химического состава почвы.

Больше интересного и полезного про биохимию мозга, обучение и то, как настраивать себя на продуктивные будни можно найти на моём телеграм-канале. Подписывайтесь! Буду рад увидеть вас среди своих читателей.