Понятие личности в обществознании

В обществознании при исследовании сущности человека школьники в 6 классе изучают такие важные понятия, как: «человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность».

Понятие «человек» отражает общие черты (биологические черты, сознание, способность трудиться и т. д.), присущие всему человеческому роду.

Понятие «индивид» определяет человека как единичного представителя человеческого рода, обобщенный образ конкретного человека, включая его анатомические, генетические, физиологические характеристики.

Индивидуальность характеризует неповторимость, самобытность, оригинальность индивида, то есть отличительные качества конкретного человека (интеллект, характер, темперамент, социальные отличия и т. д). Каждый человек обладает особенной биологической и социально-психологической индивидуальностью.

Личность (от латинского — персона, особа) — это индивид как субъект отношений и сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, характеризующих его как члена того или иного общества (взгляды, моральные убеждения, способности и др.). 

По мнению психологов, личность является вершиной всех человеческих качеств, потому что только личность обладает сознанием.

Основные признаки личности:

  • это индивид с определенной системой ценностей, с совокупностью значимых социальных черт;
  • это носитель индивидуальных особенностей, проявляющихся в процессе социальных отношений, общения, труда;
  • участвует в жизни общества в качестве субъекта социальной и культурной жизни (активная жизненная позиция, воздействие на других людей);
  • понимает (осознает) свою социальную роль (значимость), индивидуальные свойства и качества, которые реализует в общественной жизни.

По своей природе человек — это биосоциальное существо. С одной стороны он является частью природы и обладает признаками животного, а с другой неразрывно связан с обществом, должен выполнять социальные функции. Биологическая природа человека проявляется в его физиологии, анатомии, генофонде, то есть передается по наследству.

Под социальным в человеке принято понимать такие свойства, как разум, сознание, способность практически действовать, гражданская позиция, свобода и ответственность др. Таким образом, социальная сущность проявляется только в процессе жизнедеятельности людей в обществе.

Поэтому, человек, воспитанный, например, волками, не может считаться полноценным членом общества. Новорожденный ребенок также не является личностью, так как общество еще не повлияло на его развитие. На данном этапе он пока только индивид.

Итак, человек не рождается личностью, а становится в процессе активной деятельности. Формирование личности происходит в процессе усвоения определенных знаний, норм, ценностей, приобретения опыта и необходимых навыков в процессе жизни и взаимодействия с другими членами общества. Этот процесс, который начинается с детства и продолжается в течении всей жизни человека, называется социализациейличности. 

Душевнобольной человек является аномальной (патологической) личностью. 

Примером асоциальной личности является преступник. 

Что влияет на формирование личности

На формирование личности влияют следующие факторы:

  • историческая эпоха;
  • среда обитания: природно-географические условия проживания;
  • наследственность — способность организмов передавать от родителей к детям генетическую информацию: анатомо-физиологические особенности, характерные черты;
  • социальные условия жизни (реальная действительность, макро и микро среда): трудовая деятельность; общение; воспитание — целенаправленное воздействие на человека, на его духовное и физическое развитие с целью формирования у него необходимых психических и личностных качеств; самовоспитание, самокритичность — личное стремление к самосовершенствованию.

Общее и индивидуальное в психике человека

Есть такая поговорка: «Чужая душа – потемки». Это верно только в отношении тех, кто совсем не знает психологию. А эта наука довольно точная, и она утверждает, что существуют незыблемые общие принципы, которым подчиняются психические процессы любого человека. Не только сходство физиологического строения, но и общность особенностей психической сферы позволяет отнести всех людей к одному виду Homo sapiens. Даже этапы своего развития мы проходим схожие и все переживаем одинаковые возрастные кризисы и трудности взросления.

В психологии есть понятие нормы, хоть и достаточно зыбкое. Слишком сильное отклонение от психической нормы считается патологией, признается психическим заболеванием и требует вмешательства психотерапевта или психиатра.

Однако все же люди разные, и это заметно, можно сказать, невооруженным глазом даже неискушенному в психологии человеку. Мы по-разному ведем себя в схожих ситуациях, по-разному проявляем эмоции. Есть различия и в протекании познавательных процессов, и в уровне интеллекта, и в волевой сфере, и в моторике.

Эти особенности проявляются в рамках общих закономерностей, но они играют важную роль в создании неповторимого образа личности. И в то же время помогают понять ее мотивы, желания, прогнозировать поведение. То есть индивидуальное проявляется в общем, причем не только через особенности поведения, внешней деятельности, но и на внутреннем уровне сознания.

Несмотря на разнообразие проявления нашей психики, когда говорят о индивидуально-психологических особенностях, имеют в виду в первую очередь три сферы: темперамент, характер и способности. И если, например, в познавательных процессах индивидуальное лишь надстройка, дополнение к общим закономерностям, то темперамент, характер и способности можно рассматривать как проявление неповторимой уникальности каждого человека.

Темперамент

Природной предпосылкой индивидуальных различий являются особенности нервной системы и, в первую очередь, темперамент. Сам этот термин в переводе с латыни означает «смесь элементов». И действительно, темперамент представляет собой комплекс качеств человека. Различные их сочетания порождают разнообразие психической деятельности людей, которое проявляется в четырех основных типах темперамента.

Типы темперамента по Гиппократу

Впервые разные виды темперамента описал древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ. Он считал, что различие в поведении людей связано с преобладающей в их теле жидкостью.

  • Сангва – кровь дает человеку силу, активность, упорство в достижении цели, общительность и качества воина и лидера.
  • Флегма (слизь) проявляется в спокойствии, медлительности и невозмутимости.
  • Холи (желчь) делает человека подвижным, даже суетливым, подверженным частым сменам настроения и общительным до навязчивости.
  • Мелан холи (черная желчь) порождает мрачность, настроение упадка и нерешительности; люди, у которых преобладает эта жидкость, угрюмые неудачники.

Типы темперамента, описанные древнегреческим ученым (сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик), и до сих пор являются самыми популярными, хоть, конечно, в их характеристики были внесены коррективы. И сейчас никто не связывает особенности темперамента с преобладающей в теле жидкостью.

Темперамент в современной психологии

На самом деле, темперамент – это динамическая характеристика психики, и различие его типов связано с подвижностью и силой двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Эта связь была открыта и описана русским физиологом И. П. Павловым. Он предложил свою классификацию темпераментов, которая в основном совпадает с гиппократовской.

Для сангвиника характерна высокая скорость и сила нервных процессов, а также равновесие возбуждения и торможения. Это делает сангвиников активными, но без суетливости. У них высокая работоспособность и устойчивое настроение при довольно ярких и сильных эмоциях. Они общительны, но разборчивы в выборе друзей и прагматичны. Дело для них превыше всего.

Флегматику при силе и возбуждения, и торможения свойственна низкая скорость нервных процессов с преобладанием торможения, то есть инертность. Это, в прямом смысле слова, тормозной тип. Флегматики не любят смены деятельности, они неэмоциональны и необщительны. Это тугодумы, но упорные труженики.

Холерикам свойственна высокая скорость и сила нервных процессов, но чрезмерная их подвижность, неустойчивость. Это очень активные люди с переменчивым настроением, у них много друзей, но сами они непостоянны и не могут долго заниматься чем-то одним.

Меланхолики отличаются слабостью как процессов возбуждения, так и торможения, поэтому смены настроения у них не выражены, и кажется, что они постоянно пребывают в состоянии уныния.

Свойства темперамента

В чистом виде этих типов не встречается, потому что темперамент – это сложное сочетание свойств и качеств, и он оказывает влияние на все сферы психики. Для удобства изучения индивидуально-психологических особенностей выделяют несколько наиболее важных характеристик, составляющих темперамент.

  • Сензитивность – чувствительность нервной системы к раздражителям.
  • Активность – степень работоспособности и способность к поддержанию состояния возбуждения.
  • Темп реакций или скорость психических процессов проявляется в скорости смены настроения, речи, мышления и т. д.
  • Экстраверсия и интроверсия – уровень общительности, коммуникативной открытости или замкнутости.
  • Пластичность – легкость смены видов деятельности и быстрая адаптация к изменяющимся условиям.
  • Ригидность – устойчивость к изменениям, верность привычкам, упрямство.

Темперамент в значительной степени обусловлен врожденными факторами и в течение жизни практически не изменяется. Правда, какие-то наиболее яркие в молодости черты с возрастом могут сглаживаться, маскироваться и адаптироваться к обстановке.

Характер

Характер – это комплекс приобретенных свойств личности. Не верьте тем, кто говорит: «Такой у меня характер» или «Не сошлись характерами». В отличие от темперамента, характер можно изменить.

Для начала дадим определение понятию. Характер – это комплекс устойчивых свойств личности, которые определяют поведение и реакции человека и его отношение к другим людям и себе. А теперь разберем несколько классификаций характеров.

Классификации

Фрейд

З. Фрейд в рамках своей теории о психосексуальном развитии личности выделил такие типы характера:

  1. Оральный. Это раздражительный человек, склонный к перееданию, злоупотреблению алкоголем, курению и другим зависимостям. Среди людей этого типа встречаются представители двух подвидов: пассивно-оральные и орально-агрессивные. Первые отличаются наивностью, внушаемостью, ведомостью. Вторые отличаются цинизмом, часто проявляют агрессию, жаждут власти, склонны манипулировать людьми.
  2. Анальный. Это чрезмерно педантичные, скрытные люди, склонные к накопительству. Как и в случае с оральным характером, здесь существуют два подтипа: анально-удерживающий и анально-выталкивающий. Люди первого типа отличаются жадностью, упрямством. Люди второго типа отличаются эмоциональной нестабильностью и агрессивной тягой к лидерству.
  3. Фаллический. Люди этого типа стараются максимально во всем продемонстрировать свою мужественность/женственность. Причем не в лучших формах: дерзость, стервозность, развратность. Это люди крайностей. Они или ненавидят себя, или обожают; или хранят верность, или регулярно вступают в случайные связи; или чрезмерно осторожны, или ведут разгульный и опасный образ жизни и т.д.
  4. Генитальный. По мнению Фрейда, это оптимальный, здоровый тип характера. Ему присущ высокий уровень стрессоустойчивости, развитые адаптационные способности, общительность, открытость, активность. Такие люди добиваются успеха во всех сферах жизни и умеют расположить к себе.

Другой психоаналитик Александр Лоуэн назвал такие типы характеров:

  1. Оральный. Это люди, которые зависят от чужого мнения, боятся быть отвергнутыми, брошенными. Каждую минуту они требуют внимания к себе, ждут слов любви. Однако отдавать тепло они не умеют.
  2. Мазохистский. Это скрытные, недоверчивые и злопамятные люди, склонные к самонаказанию и самобичеванию. Они привыкли играть роль жертвы, страдать. Те, кто оказываются рядом с ними, становятся невольными участниками каких-то драм.
  3. Истерический. Это очень артистичные люди. Они не живут, а играют на сцене. Каждое их слово, реакция, жест четко выверены и отрепетированы. Однако чрезмерная эмоциональность мешает строить и осуществлять долгосрочные планы. Таким людям нужны эмоции, поэтому они постоянно попадают в какие-то неприятности, становятся участниками или зачинщиками скандалов, драк.
  4. Нарциссический. Это люди, которые руководствуются исключительно личными интересами. Люди для них – инструменты, средство достижения личных целей. Нарцисс не умеет сопереживать, сочувствовать. Он самоутверждается за счет других. Не переносит одиночества, так как ему нужно видеть, слышать и чувствовать восхищение собственной персоной.
  5. Шизоидный. Люди, которые живут в своем мире. Внешне кажется, что они холодные, черствые, равнодушные. Но это не так. Во внутреннем мире шизоида кипят страсти, он умеет любить, увлекаться чем-то. Но он не терпит «воды» и чего-то поверхностного. Тщательно выбирает друзей, увлечения, работу.

Полагаю, вы обратили внимание, что характеры получают свои названия по набору отдельных, ведущих качеств. Поэтому иногда типы характеров называют типами акцентуаций. Но давайте разберем это отдельно.

Обратите внимание! Не бывает плохих или хороших характеров. У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.

Акцентуации

Акцентуации – это заостренные черты характера. То есть это некоторая дисгармоничность, при которой одни черты слабо выражены, а другие чрезмерно развиты.

В психологии принято ориентироваться на типологию акцентуаций, предложенную А.Е. Личко:

  1. Гипертимный тип. Это находчивые, активные и общительные люди. Они везде пробьют себе дорогу, правда, с долгосрочным планированием возникают проблемы. Склоны к риску, редко думают о последствиях своих действий.
  2. Циклоидный тип. Жизнь таких людей состоит из циклов: то хорошее настроение, то плохое, активность сменяется пассивностью, период повышения работоспособности переходит в период упадка сил и т.д. Если общаться с этим человеком изредка, то может сложиться впечатление, что вы имеете дело с разными людьми. Одна фаза цикла длится 2–4 недели.
  3. Лабильный тип. Непредсказуемый и эмоционально нестабильный тип. Отношение к себе, другим людям и миру напрямую связано с настроением. Заметна повышенная чувствительность к внешним раздражителям.
  4. Астеноневротический тип. Тревожный, капризный, вялый тип, склонный к ипохондрии – чрезмерной озабоченности собственным здоровьем. Такие люди быстро устают от работы, общения и другой активности.
  5. Сензитивный тип. Это чувствительные и впечатлительные люди. Предпочитают уединение, спокойные и тихие игры, увлечения «на одного». В присутствии близких людей ведут себя раскованно, но в кругу малознакомых лиц отличаются замкнутостью, нерешительностью.
  6. Психастенический тип. Это тревожные, мнительные, нерешительные люди, склонные к философствованию. Быстро устают, страдают перепадами настроения. Часто уходят в себя.
  7. Шизоидный тип. Эти люди выстраивают между собой и миром невидимую стену. У них не выражена потребность в социальных контактах, им хорошо в одиночестве. Это упрямые и целеустремленные люди, которые не любят лить воду. Им важна суть вещей, а не форма. Словам предпочитают поступки.
  8. Эпилептоидный тип. Это пассивный, негибкий тип, который склонен к аффективным вспышкам. Причем в данном случае аффект длится достаточно долго – до нескольких дней. Все это время человек пребывает в подавленном настроении и ищет того, на кого можно сорвать злобу. Эпилептоиды бывают опасными для окружающих, в период вспышки способны на насилие.
  9. Истероидный тип. Таких людей отличает эгоцентризм. Они равнодушны к проблемам и интересам других, жаждут постоянного внимания к своей персоне. Склонны к манипуляциям и шантажу, в том числе демонстративным попыткам суицида.
  10. Неустойчивый тип. Люди этого типа не любят работать, пытаются убежать от реальности и ответственности в мир развлечений, игр. Не могут находиться в одиночестве. В компаниях занимают положение ведомых.
  11. Конформный тип. Люди этого типа боятся новизны, не воспринимают ее ни в каких формах. Они привязываются к вещам, людям, работе, порядку и т.д. Долго осваиваются в новой обстановке и с трудом адаптируются к любым изменениям в жизни. В группе чаще оказываются ведомыми, чем ведущими.

Возможно, вас смутили некоторые названия, уж очень они похожи на названия психических расстройств. Не пугайтесь. Акцентуация это не патология. Однако и к норме ее отнести нельзя. Это пограничное состояние между нормой (гармоничным характером, в котором все черты уравновешены, компенсируют друг друга) и патологией (психопатией). Акцентуации нужно контролировать и по возможности корректировать, так как при влиянии неблагоприятных факторов они могут перейти в патологию.

Структура

решительность

Структура характера – это группы ведущих черт. В психологии нет общепринятой классификации, но условно можно выделить такую структуру характера:

  • эмоциональные черты – жизнерадостность или угрюмость, чувствительность или черствость;
  • волевые черты – решительность и нерешительность, самостоятельность и зависимость, инициативность и пассивность;/li>
  • моральные черты – доброта и жестокость, отзывчивость и равнодушие, искренность и лживость;
  • интеллектуальные черты – любознательность или безразличие, сообразительность или тупость, находчивость или растерянность.

В быту встречается много неофициальных названий характеров: слабохарактерный (тряпка), стальной характер (человек со стержнем), никакой характер (человек «ни рыба ни мясо»). Все это имеет отношение к структуре характера. То есть окружающие замечают, какая группа черт выражена сильнее или слабее и на основе этого дают название всему характеру. Например, под стержнем подразумеваются развитые волевые качества.

Как проявляются индивидуально психологические особенности личности

Как проявляются индивидуально психологические особенности личности

Психология изучает общие и индивидуальные законы формирования, развития психики. К слову, их изучает не только психология, но и философия, социология. К первому (общим закономерностям), например, относится теория о возрастных кризисах, концепция о психологических механизмах защиты. Ко второму – представления о становлении индивидуально-психологических характеристик. Что относится к ним? К индивидуально-психологическим особенностям личности относятся темперамент, характер и его отдельные черты, способности, эмоционально-волевая сфера.

Как и в чем проявляются индивидуально-психологические особенности? Да во всем. Например, то, как мы реагируем на какие-то события или как рассказываем какую-то историю, напрямую связано с темпераментом. Холерики поддаются эмоциям, много жестикулируют. Флегматики сдержанны, обращают внимание на мелочи, объективно оценивают ситуацию. Впрочем, мы уже забежали немного вперед. Давайте разберем каждую из основных индивидуальных характеристик подробнее, в том числе темперамент.

Интересно! Изучением индивидуально-психологических особенностей занимается специальных раздел психологии – дифференциальная психология, или психология индивидуальных различий. Она объясняет, почему в одних и тех же ситуациях люди ведут себя по-разному, почему в одних и тех же условиях вырастают дети с совершенно разным будущем и т.д.

Понятие способностей

Психологические особенности индивида во многом зависят от генетически обусловленного аспекта. Именно он влияет на врожденные особенности личности, имеющиеся у нее задатки.

Способности отличают одного человека от другого. Они касаются успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности, но не сводятся только к тем знаниям, умениям, которыми обладает человек. Способности  —  это всегда результат развития.

Основа для формирования способностей  —  врожденные задатки. Человек появляется на свет с определенным набором генетических, анатомо-физиологических свойств, на базе которых при определенных условиях в процессе общения, деятельности формируются способности.

Существует несколько классификаций способностей. Наибольшее значение имеет такая:

  • естественные (природные) —  биологически обусловленные способности, сформированные на базе задатков и при условии необходимого научения, жизненного опыта. Такие способности присущи не только людям, но и животным;
  • специфические —  формируются в процессе эволюции, обеспечивают выживание и способность адаптироваться в среде.

К специфическим способностям человека относится речь, логика, а также творческие, практические, теоретические, учебные способности. Способности развиваются поэтапно. Они переходят от простого уровня (репродуктивного), на котором ребенок усваивает уже готовые знания, к творческому, связанному с освоением имеющихся знаний и созданием оригинальных, новых продуктов.

Общие и специальные способности

Часто под понятием “способности” имеется в виду особенность, которая позволяет человеку успешно заниматься какими-либо определенными видами деятельности. Например, музыкой, математикой, рисованием или другими. Такие способности в психологии называют специальными.

Те способности, которые человек может проявить и реализовать во всех сферах, называют общими. К ним относится хорошо развитая мелкая и крупная моторика, речь, память, другие.

индивидуально психологические особенности развития

Чувства и эмоции

Проявления индивидуально-психологических качеств личности связаны с переживанием человеком чувств и эмоций. Эти два явления взаимосвязаны, но имеют некоторые различия.

Эмоции  —  это специфическая форма взаимодействия человека с окружающим миром. Она направлена на понимание мира и своего места в нем через познание себя. В зависимости от контекста ситуации у человека возникают эмоции, диапазон которых может варьировать от позитивного до негативного полюса.

Эмоции возникают непосредственно в момент взаимодействия с каким-либо предметом, человеком и связаны с первым впечатлением.

Чувства  —  более сложные конструкции, они отражают уже сложившееся представление о какой-либо ситуации, человеке, предмете, потребности. Чувства от эмоций отличаются длительностью и устойчивостью.

Виды чувств — моральные, интеллектуальные, эстетические

По содержанию выделяют чувства:

  • нравственные (моральные) —  в них отражается отношение индивидуума к поведению своему и других людей;
  • интеллектуальные (когнитивные) —  они формируются в результате умственной переработки ситуаций. В когнитивных чувствах отражается личностное отношение к собственным мыслям, к познанию, достижениям и неудачам. Любопытство, сомнения, удивление, недоумение  —  все эти чувства из когорты когнитивных;
  • эстетические —  их человек переживает на фоне восприятия природных явлений, предметов искусства и окружающего мира. К числу эстетических чувств относится переживание гармонии (дисгармонии), красоты.

Основное свойство чувств  —  определение вектора активности человека по отношению к объекту, который вызывает эти чувства. В них отображается стойкое обобщенное отношение к предмету, людям, явлениям. Это отношение заставляет действовать определенным образом относительно них. Например, любить  —  значит быть готовым к защите и бережному, нежному отношению к предмету любви.

Проявление чувств реализуется через включение воли. Волевые акты и чувства создают определенный уровень проявлений наиболее характерных для личности черт.

Что учитывается при определении качеств?

Чтобы определить психологические характеристики, необходимо учитывать способности, таланты, интересы, особенности характера, тип темперамента. Только при обобщении этих данных можно составить характеристику личности.

Интересы индивида

Интерес — внимание индивида к объекту. Зависимо от заинтересованности, определяется положение индивидов, отдельных социальных групп в обществе.

Интересы классифицируются по нескольким факторам:

  • по направленности они делятся на духовные, политические, социальные, экономические;
  • по носителю делятся на групповые, индивидуальные, общественные.

Многие путают понятие интереса со склонностью. Склонность — это направленность к действиям, а заинтересованность — к предмету.

Способности и таланты

Способности — свойства личности, позволяющие субъекту постигать какой-либо вид деятельности. Образуются способности из задатков, развиваются благодаря обучению. Задатки обуславливаются генами, способности — развитием.

Виды способностей:

  1. Интеллектуальные — возможность получать, сохранять информацию, применять полученные знания на практике.
  2. Логико-математические — способности людей к познанию точных наук. Актуальны для экономистов, математиков, физиков, программистов, профессиональных игроков в азартные игры, бухгалтеров.
  3. Конструктивно-технические — присущи субъектам, которые умеют развивать новые технологии, улучшать старые механизмы для упрощения жизни новых поколений.
  4. Творческие — зависят от развитости фантазии. Люди с творческие способностями умеют визуализировать эмоции, мысли, переживания.
  5. Межличностно-коммуникативные — позволяют быстро налаживать контакты с людьми. Выражаются высоким уровнем эмпатии. Присущи психологам, бизнесменам, журналистам, политикам.
  6. Физические — люди с такими способностями умеют использовать возможности собственного тела. Становятся выдающимися спортсменами, военными, танцорами.
  7. Музыкальные — позволяют чувствовать ритм, самостоятельно воспроизводить мелодии, составлять собственные произведения.
  8. Литературные — творческие способности, позволяющие людям охватывать сочинять оригинальные сообщения, произведения.

Талант — способности, которые проявляются у личности ярче всего. Для реализации талантов, нужна совокупность удачного стечения обстоятельств, личное развитие, постоянная практика.

Виды талантов:

  • слуховые — присущи лингвистам, музыкантам;
  • телесно-кинетические — свойственны танцорам, спортсменам;
  • межличностные — проявляются у политиков, актеров;
  • математические, логические — свойственны программистам, аналитикам, ученым, математикам;
  • пространственные — присущи художникам, дизайнерам;
  • лингвистические — свойственны журналистам, ораторам, писателям;
  • эмоциональные — характерны для философов;
  • взаимодействия с природой, животными — свойственны фермерам, дрессировщикам, земледельцам, ветеринарам.

Характер и темперамент

Характер — совокупность качеств, которые проявляются у субъекта по отношению объектам, явлениям внешнего мира. Изменяется, формируется в процессе жизни.

За время развития психологической науки многие ученые пытались классифицировать особенности характера. Самым известным разделением на виды является классификация Карла Юнга:

  1. Интровертированный тип. Такие люди сконцентрированы на собственных переживаниях, интересах. Мнение других не учитывают. Замкнутые, необщительные, умеют проводить самоанализ. Плохо адаптируются к изменяющимся ситуациям окружающего мира.
  2. Экстравертированный тип. Личности, которые уделяют большее внимание окружающим. Коммуникабельные, импульсивные, инициативные, не могут длительное время удерживаться от общения с окружающими. Быстро привыкают в изменяющимся жизненным обстоятельствам.

Темперамент — совокупность психических свойств, которые оказывают воздействие на деятельность, поведение личности. Зависит от работы нервной системы. Гиппократ выделил 4 типа темперамента:

  1. Сангвиники — жизнерадостные, уравновешенные люди, которые оптимистично относятся к любым жизненным ситуациям. Общительные, умеют поднять настроение окружающим. Легко приспосабливаются к изменениям, легко переносят сложности.
  2. Флегматики — сдержанные, спокойные, рассудительные люди. Не любят изменений, тяжело переживают смену обстановки, негативно относятся к нарушениям зоны комфорта. Во время сложных ситуаций, проявляют излишнюю пассивность, вялость. Сдерживают себя при стрессе и общении с другими индивидами, не любят пустословия.
  3. Холерики — смелые, агрессивные, несдержанные, азартные. Любят активную, интересную работу, проявляют трудоголизм, если в этом заинтересованы. Не умеют ждать, нетерпеливы. Прирожденные лидеры, которые склонны к агрессивным действиям для достижения собственных интересов.
  4. Меланхолики — чувствительные люди, которые болезненно переносят любые неудачи. Не умеют адаптироваться к изменениям. Постоянно проявляют пессимизм, ревнивы, подозрительны. Любят творческую работу, превыше всего ставят собственные интересы. Не любят общаться, больше времени проводят в одиночестве.

Характер связан с темпераментом, но это разные понятия.
Характер изменяется, формируется на протяжении жизни, темперамент дается людям от природы и подвержен лишь незначительным изменениям

Основные теории исследований личности

Основные направления в исследованиях личности можно выделить, начиная примерно с середины XX века. Далее мы рассмотрим некоторые из них, а для самых популярных (Фрейд, Юнг) приведём примеры.

Психологическая теория Зигмунда Фрейда

Психологическая теория Зигмунда Фрейда
Это психодинамический подход к изучению личности. Развитие личности рассматривалось Фрейдом в психосексуальном плане, и им была предложена трёхкомпонентная структура личности:

  • Ид – «оно» в нём содержится всё унаследованное и заложенное в конституции человека. Каждый индивид обладает базовыми инстинктами: жизни, смерти и сексуальными, важнейшим из которых является третий.
  • Эго – «я» это часть психического аппарата, находящаяся в контакте с окружающей реальностью. Основная задача на этом уровне – самосохранение и защита.
  • Супер эго – «сверх я» это так называемый судья деятельности и мыслей эго. Здесь выполняются 3 функции: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

Теория Фрейда, пожалуй, самая популярная из всех теорий психологии. Она широкоизвестна, потому что раскрывает глубинные особенности и стимулы человеческого поведения, в частности сильное влияние сексуального влечения на человека. Основное положение психоанализа заключается в том, что человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями, и эти влечения преимущественно бессознательны.

Один из методов психологической теории Фрейда, при её подробном изучении, говорит о том, что нужно научиться использовать свою избыточную энергию и сублимировать её, т.е. перенаправлять на достижение определённых целей. Например, если вы отмечаете, что ваш ребёнок чрезмерно активен, то эту активность можно направить в нужное русло – отправить ребёнка в спортивную секцию. В качестве ещё одного примера сублимации можно привести такую ситуацию: вы стояли в очереди налоговой инспекции и столкнулись с наглым, грубым и негативным человеком. В процессе он накричал на вас, оскорбил, тем самым вызвав бурю негативных эмоций – переизбыток энергии, которую нужно куда-то выплеснуть. Для этого можно пойти в спортзал или бассейн. Вы сами не заметите, как вся злость уйдёт, и вы вновь будете в бодром расположении духа. Это, конечно, совсем тривиальный пример сублимации, но суть метода в нём можно уловить.

Для того, чтобы ознакомиться с методом сублимации детальнее, посетите эту страницу.

Знания о теории Фрейда можно использовать и в другом аспекте – толковании сновидений. По Фрейду, сон – это отражение чего-то, что находится в душе человека, о чём он сам может даже и не догадываться. Подумайте о том, какие причины могли привести к тому, что вам приснился тот или иной сон. То, что вам первое придёт в голову в качестве ответа и будет иметь наибольший смысл. И уже, исходя из этого, следует толковать свой сон в качестве реакции вашего бессознательного на внешние обстоятельства. С работой Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений» можно ознакомиться здесь.

Применяйте знания Фрейда и в личной жизни: в исследовании своих отношений с любимым человеком вы можете применить на практике понятия «трансфер» и «контр-трансфер». Трансфером называется перенос чувств и привязанностей двух людей друг на друга. Контр-трансфер – это обратный процесс. Если разобраться в этой теме более подробно, то можно выяснить, почему в отношениях возникают те или иные проблемы, что делает возможным их скорейшее разрешение. Очень подробно об этом написано здесь.

Аналитическая теория Карла Густава Юнга

Аналитическая теория Карла Густава ЮнгаЮнг ввёл понятие «Я», как стремление индивида к единству и целостности. А в классификацию типов личности положил направленность человека на себя и объект – разделил людей на экстравертов и интровертов. В аналитической психологии Юнга личность описывается как результат взаимодействия устремлённости в будущее и индивидуально врождённой предрасположенности. Также особое значение придаётся движению личности по пути самореализации с помощью уравновешивания и интегрирования различных элементов личности.

Юнг считал, что каждый человек рождается с набором определённых личностных характеристик и что внешняя среда не даёт возможности человеку стать личностью, но выявляет уже заложенные в ней характеристики. Также он выделил несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное.

Согласно Юнгу, есть определённая система психики, которую наследует человек при рождении. Она развивалась сотни тысячелетий и заставляет людей переживать и реализовывать весь жизненный опыт вполне конкретным образом. И конкретность эта выражается в том, что Юнг называл архетипами, влияющими на мысли, чувства и поступки людей.

Типологию Юнга на практике можно применить для определения своего типа установки или типов установки окружающих. Если, к примеру, вы замечаете за собой/другими нерешительность, замкнутость, остроту реакций, преобладающее состояние защиты от внешнего, недоверчивость, это говорит о том, что ваша установка/установка других относится к интровертированному типу. Если же вы/другие открыты, легко идёте на контакт, доверчивы, включаетесь в незнакомые ситуации, пренебрегаете осторожностью и т.п., то установка относится к экстравертированному типу. Знание своего типа установки (по Юнгу) даёт возможность глубже понять себя и других, мотивы действий и реакции, а это, в свою очередь, позволит повысить свою эффективность в жизни и выстраивать отношения с людьми наиболее продуктивно.

Аналитический метод Юнга можно использовать и для анализа своего поведения и поведения окружающих. Исходя из классификации сознательного и бессознательного, можно научиться выявлять те мотивы, которым руководствуетесь в поведении вы сами и окружающие вас люди.

Ещё пример: если вы замечаете, что ваш ребёнок по достижении определённого возраста начинает вести себя враждебно по отношению к вам и старается абстрагироваться от людей и окружающего мира, то можно с большой долей уверенности заявить, что начался процесс индивидуации – становления индивидуальности. Это происходит, как правило, в юношеском возрасте. Согласно Юнгу, есть и вторая часть становления индивидуальности – когда человек «возвращается» в мир и становится его неотъемлемой частью, не стараясь себя от мира отделить. Для выявления подобных процессов прекрасно подходит метод наблюдения.

Теория личности Уильяма Джемса

Он подразделяет анализ личности 3 части:

  • Составные элементы личности (которые сгруппированы по трем уровням)
  • Чувства и эмоции, вызываемые составными элементами (самооценка)
  • Поступки, вызываемые составными элементами (самосохранение и забота о самом себе).

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Адлер ввёл понятие «стиль жизни» он проявляется в установках и поведении конкретной личности и формируется под влиянием общества. Согласно Адлеру, структура личности едина, а главным в её развитии является стремление к превосходству. Адлер различал 4 типа установок, которые сопутствуют стилю жизни:

  • Управляющий тип
  • Получающий тип
  • Избегающий тип
  • Социально полезный тип

Также он предложил теорию, целью которой является оказание помощи людям в понимании самих себя и окружающих. Идеи Адлера явились предвестниками феноменологической и гуманистической психологии.

Психосинтез Роберто Ассаджоли

Ассаджоли выделил 8 зон (подструктур) в основной структуре психического:

  1. Низшее бессознательное
  2. Среднее бессознательное
  3. Высшее бессознательное
  4. Поле сознания
  5. Личное «я»
  6. Высшее «я»
  7. Коллективное бессознательное
  8. Субличность (подличность)

Смысл психического развития, согласно Ассаджоли, заключался в увеличении единства психики, т.е. в синтезе всего в человеке: тела, психики, сознательного и бессознательного.

Развитие личности — выход из зоны комфорта

Развитие личности всегда предусматривает выход за пределы зоны комфорта. Чтобы освоить новый навык, нужно пройти через определенные неудобства, даже первые шаги у малыша не получаются сразу. Личность, которая стремится к активному развитию, готова выйти из зоны своего комфорта ради самосовершенствования. У такой личности есть свои характерные черты:

  • Большое количество разноплановых желаний.
  • Интерес к множеству вещей.
  • Интерес к собственному будущему.
  • Стремление сделать свое будущее ярким.
  • Видение реалистичных перспектив.

Люди, которые стремятся к развитию своей личности, считаются психологически здоровыми, они пребывают в гармонии со своим «я» и могут строить свою жизнь так, как они хотят. Качественные изменения личности не падают с неба и не самозарождаются внутри — они создаются учителями, тренерами или самим человеком, который решил поменять себя и достичь определенной цели. Коучинг обучение — отличный способ развивать личность, вырабатывать новые навыки для достижения поставленных целей и улучшать качество своей жизни.