Свойства личности в психологии. Что это такое, примеры: психические, волевые, эмоциональные, индивидуальные, динамические, классификация

Основы психологии личности человека: что является основой, основные стороны

Содержание

Зачем нужна психология личности?

Психология личности человека давно вышла за рамки «узкого направления», и интересует как специалиста-психолога, так и простого человека. Причина в том, что человек хочет изучать себя и общество, хочет уметь взаимодействовать с разными социальными группами, понимать себя, окружающих людей — ведь это одно из центральных понятий в жизни, залог достижения душевного и социального комфорта.

Поэтому с давних времен учёные стремились изучать психологию личности человека и её влияние на общество. Можно сказать, что те выводы, те открытия, к которым пришли ученые сегодня — это пример роста, взросления человеческой личности в течение веков.

Познавая себя, человек познает окружающий мир и общество. Существует множество способов найти себя:

Психология личности изучает поведение, эмоции, чувства человека в некоторых ситуациях. По сути, каждый индивид — «сам себе психолог», поскольку ежедневно анализирует поведение окружающих и собственное.

Определение

Сам термин «личность» возник в античные времена. Тогда повсеместно были распространены театры, в которых каждый актер для своей роли имел собственную маску, отражающую его суть. Она называлась латинским словом persono, «говорить через отверстие». Тем самым, персона — определенный тип человека, персонаж, обладающий собственными характеристиками и действиями.

Позднее в Древнем Риме термин персона использовался уже более широко и означал лицо, отвечающее перед законом. Кстати, рабы не были «персонами» и не считались личностью.Свойства личности в психологии. Что это такое, примеры: психические, волевые, эмоциональные, индивидуальные, динамические, классификация

С точки зрения различных подходов и исследований даются совершенно разные определения личности и её свойств. Например, биологический или медицинский подход подразумевает, что личность это генетические предпосылки, филогенетические и онтогенетические особенности в сочетании с приобретенным в течение жизни опытом и поведенческими особенностями.

Социальный подход рассматривает личность, как продукт влияния культуры, социальной среды, определенной социальной роли и их влияния на развитие. И психометрические и экспериментальные исследования говорят о личности только после изучения различных её свойств, отражающих её структуру, измерения различных показателей и наблюдений.

Личность в психологии

Пожалуй, в этом случае нет универсального определения личности в психологии. Само по себе существование личности — сложный и многогранный феномен. Поэтому каждое определение заслуживает того, чтобы быть дополненным — это объясняет обилие научных подходов к понятию того, что такое личность. Более того, в разные времена и этапы развития психологии ученые выдвигали разные доминирующие теории.

К примеру, в советской психологии в начале двадцатого века личность воспринималась как набор определенных психологических функций. С 30-х годов двадцатого века личность трансформировалась в «опыт жизни и деятельности». В 50-е появилось понятие о личности в психологии: «темперамент и возраст», а с 60-х личность стала обозначаться как совокупность отношений человека, которая проявляется в разных направлениях его деятельности.

Понятие личности в философии

Этимология слова «личность» в русском языке связана с терминами «лицо» и «лик».

Нужна помощь преподавателя?Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!Описать задание

В то же время понимание сущности личности связано с рядом ее структурных качеств – деятельностью, психической направленностью, сознательной ориентированностью, индивидуальной культурой (знаниями, умениями и установками).

Под личностью понимают человека, который оценивается не только с позиции его базовых свойств (качеств), но и со стороны его духовных, социальных и физиологических особенностей.

Т.е. в данном контексте мы можем рассуждать о мере самой личности, проявляющейся в ее свойствах и особенностях и выражающейся в деятельности и различных общественных позициях. Наиболее часто встречается сочетание достоинств и скрытых наклонностей человека, что прямо и косвенно определяет протекание разных общественных явлений и процессов. Если мы говорим о мере личности, то можно связать и охарактеризовать такие социальные явления как диктатура и гуманизм, конформизм и авантюризм, революция и террор и т.д. Также в этом случае можно определить и классификацию личности. Например, с данной целью методологически возможно использовать персоны В.И. Ленина и императора Николая II, Фрунзе и Врангеля, Гитлера и Сталина, Ельцина и Хрущева и др.

Самое важное качество человека как личности – это его целеполагающая деятельность. Личность – это активно действующий социальный субъект, который может изменить среду своего обитания. Также личностью является мыслящий (обладающий интеллектом и функциональным сознанием) и психически здоровый человек, у которого есть своя культура. Данные качества неразрывно связаны между собой. Поэтому личностью является не только носитель общественных отношений, но и человек, оказывающий обратное влияние на них в соответствии со своими индивидуальными свойствами, особенностями и способностями, интеллектом и опытом, профессионализмом и организованностью, а также своей собственной культурой.

Вне зависимости от того, следует ли индивид мнению большинства или же предпочитает выяснять все самостоятельно эмпирически, в каждом отдельном случае он демонстрирует персональную позицию человека, которая соответствует его пониманию реальности вместе с условиями бытия.

Личность является общественно и социально-деятельным и индивидуально неповторимым человеком.

Становление личности

девочка
Становление человеческой натуры происходит при строго определенных условиях. Требования общества зачастую определяют модель поведения человека . И то, что на самом деле выступает в качестве естественных характеристик сущности человека, на самом деле представлено закреплением общественных требований к поведению. Ниже будет рассмотрено, какие этапы проходит человек в процессе становления.
Основная движущая сила – это внутренние противоречия, которые возникают между потребностями, которые постоянно растут, и возможностью их удовлетворения. Сущность, формирующаяся в нормальных условиях, постоянно растет и развивает свои возможности, при этом формируя новые потребности. Основная проблема личности рассматривается в психологии и философии и включает в себя ее определение как таковой.

Как определить уровень развития личности

То, на каком уровне находится проблема личности, ее развитие, может определяться ее отношениями. Как правило, неразвитые лица ограничиваются меркантильными интересами. Если она является высокоразвитой, то это говорит о том, что в ней преобладают отношения общественной значимости, а также наблюдаются многочисленные способности личности как к общественным отношениям, также и к саморазвитию. Каждый индивид на протяжении жизни занимается решением достаточно сложных задач, и сущность во многом проявляется в том, каким образом он решает эти самые задачи. Ведь каждый человек решает трудности с помощью различных способов.
Понять индивида – означает разобраться в том, какие жизненные ценности у него приоритетные, какими принципами он руководствуется при решении задач. Проблема личности заключается в самосознании и в самосовершенствовании, которые должны быть непрерывными.

Виды

Свойства личности в психологии имеют множество классификаций. Все они отражают личность с разных сторон и важны для её единого понимания.

Эмоциональные свойства

Если какие-либо особенности эмоционального реагирования и ответа наблюдаются у человека постоянно, они являются его эмоциональными свойствами.

Эти свойства имеют несколько разновидностей (по Е.П. Ильину):

  1. Эмоциональная возбудимость, простым языком называемая вспыльчивостью. Это эмоциональный ответ человека на действие значимых именно для него раздражителей и факторов. Каждый человек склонен к возникновению определенного набора эмоциональных реакций, наиболее характерных для него. Для кого-то это будет гнев, для другого обида и слезы, для третьего восторг и удивление. Реже бывают случаи, когда человек способен выдавать полный спектр эмоционального ответа даже при легком воздействии. Наибольшая эмоциональная возбудимость наблюдается у подростков 11-13 лет, и более сильна она у девочек. Также во взрослой жизни повышенная эмоциональная возбудимость часто бывает у артистических и творческих натур.
  2. Глубина переживания эмоций. Чем длительнее время действия очага возбуждения в головном мозге, тем переживание глубже, как и его воздействие на психику человека. Это может проявляться в физиологических функциях человека, работе его органов и систем, а также в поведении и отношениях с окружающими. Если очаги возбуждения быстро затухают, то эмоции скоротечны и неглубоки.
  3. Эмоциональная отзывчивость, она же впечатлительность. Это способность остро, быстро и сильно реагировать на самые различные воздействия внешнего мира. Например, на слова людей, красоту природы, творчество, бытовые происшествия, чужие эмоции. Впечатлительность наиболее сильно развита у людей со слабой или лабильной нервной системой. Нередко у них эмоциональная составляющая превалирует над познанием, что может его ограничивать.
  4. Эмоциональные лабильность и ригидность. Ригидность — застревание на какой-либо эмоции, несмотря даже на то, что факторы, её вызвавшие, уже не действуют. Подобная эмоциональная «вязкость» часто возникает в отношение наиболее травмирующих и значимых событий, неудач. Лабильность — это переключаемость с одной эмоции на другую, в том числе полярно противоположную.
    Эмоциональная лабильность в психологии
  5. Эмоциональная устойчивость. Это свойство психики даже в ответ на сильные воздействия не выдавать сильных эмоций, таких людей называют эмоционально стабильными. Их сложно «вывести из себя» и добиться сильного эффекта практически нереально. Это нередко случается у людей со сниженной чувствительностью.
  6. Экспрессивность. Это умение проявлять внешне свои эмоции, с помощью мимики, жестов, движений, голоса, смысла слов и поведения в целом. Повышенную экспрессию называют гипермимия и ценят в области актерского мастерства. Также она бывает признаком аутизма. Обеднение мимики и жестов — гипомимия, часто сопровождает такие патологии, как шизофрения, депрессия и др.
  7. Оптимизм и пессимизм. Это устойчивая склонность, мировоззрение, направление мыслей либо в позитивное русло, либо в негативное. При этом любые события человек может рассматривать в удобном ему направлении.

Волевые свойства

Свойства личности в психологии нельзя рассматривать без влияния такой важной психической характеристики как воля. Воля направляет мысли и действия человека в направлении, необходимым для достижения целей. Она может как активизировать человека, так и тормозить его, если это необходимо. Поэтому волевые свойства обусловлены либо побуждением к действию, либо торможением.

  1. Самостоятельность. Это способность ставить перед собой цели, выбирать средства для этого и преодолевать препятствия на своем пути независимо от чужого мнения. Самостоятельный человек уверен в своих силах, но может и прислушиваться к мнениям окружающих, если они служат на благо его целям. Противоположными качествами являются внушаемость (подверженность идейным влияниям извне, недостаточно ясное видение собственных целей, безволие) и негативизм (свойство отвергать все разумные мысли, советы и доводы только с целью непослушания и самостоятельного выбора).
  2. Решительность/нерешительность — волевое свойство, проявляющееся при выборе человеком цели и средств. Решительный человек изучает вопрос всесторонне, обдуманно выбирает цель и обдуманно идет к её достижению, отвергая сомнения и страхи. Нерешительный может столкнуться с тревогами и страхом и отступить от большой цели, сменив её чем-то более простым и доступным.
  3. Настойчивость — важнейшее проявление воли. Именно она позволяет преодолевать преграды на пути к цели, переживать падения и разочарования, но при этом не отступать от цели, а планомерно её добиваться. Иногда на достижение цели уходит много времени, но настойчивый человек не отступает. Также, своей решимостью он может влиять и на окружающих, которых тоже мотивирует к цели.
  4. Упорство — способность преодолевать любые препятствия на своем пути, решать проблемы или обходить их. При этом, если достижение цели перестает быть целесообразным, упорный человек может отказаться от него, в отличие от упрямого человека.
  5. Выдержка — тормозящая функция психики. Она позволяет выдерживать серьезные нагрузки без перегруза, при этом вызывая напряжение воли. Особенно важна бывает в экстремальных ситуациях, катаклизмах, спорте. Сдержанный человек способен трезво оценить обстановку и принять взвешенное решение о дальнейших действиях.
  6. Самообладание — помогает держать контроль над собственными физическими и психическими проявлениями в любых условиях. Оно помогает сдержать страх, панику и другие опасные эмоции и при этом мобилизовать все свои ресурсы для выхода из рискованной ситуации.

Индивидуальные свойства

Индивидуальными свойствами психики называют темперамент, характер и способности.

В психологии темперамент — динамическая характеристика психических процессов человека и часть его личностных свойств. Она проявляется при формировании целей и средств для их достижения, а также непосредственно при деятельности.

Видимым проявлением темперамента можно считать поведение и внешний облик человека. Темперамент чаще всего закладывается в раннем детском возрасте, а окончательно формируется и шлифуется в подростковом, при установке ценностей, целей и задач.

При определении темперамента пользуются такими характеристиками:

  • сензитивность — повышенная чувствительность, определяется невысоким пороговым уровнем воздействия внешних факторов до получения психической реакции,
  • реактивность — это степень эмоционального ответа человека на раздражители извне либо внутри себя,
  • пластичность — гибкость при взаимодействии с окружающим миром, либо её противоположность — ригидность,
  • резистентность — способность поддерживать устойчивость своего внутреннего мира в ответ на негативные влияния,
  • экстра- или интраверсия — отражают приоритетность влияния на человека внешних или внутренних факторов.

В настоящее время описанная Гиппократом типология 4 темпераментов не потеряла своей актуальности. Но при этом И.П. Павлов провел параллели типологии Гиппократа с различными типами высшей нервной деятельности. Он доказал, что в разных зонах коры головного мозга постоянно возникают очаги возбуждения, после чего оно затухает под влиянием обратного процесса — торможения.

Степень соотношения возбуждения и торможения, их сила, а также способность личности переносить длительное возбуждение без глубокого торможения, быстрота переключения очагов — именно эти характеристики и формируют типы темперамента. Сильный тип, по И.П. Павлову, соответствует сангвиникам, безудержный — холерикам, инертный — флегматикам, а слабый — меланхоликам.

Характером называют совокупность таких индивидуальных черт, как привычки, мировоззрение, поведение, интересы, интеллектуальные, эмоциональные и волевые характеристики и восприятие окружающего мира.

Характер зависит от темперамента и типа нервной деятельности, воспитания, социально-бытовой и семейной среды. Он может иметь множество описаний — сильный/слабый, легкий/тяжелый, приятный или не очень.

Если отдельные черты характера проявляются намного ярче и сильнее, можно говорить о наличии акцентуации (К. Леонгард, А. Личко, П. Ганушкин и др.).

Способности — это генетически заложенные особенности человека, позволяющие ему быстро приобретать и усваивать новые практические или теоретические знания и умения.

Способности могут быть общими — хорошие речь, память, координация, гибкость, коммуникабельность в общении; либо специальными — в узконаправленных областях. Например, в математике, музыке, изобразительном искусстве, лингвистике и др.

Функции и роль

Свойства личности в психологии определяют основную функциональную составляющую, а именно направленность психики. Она играет важнейшую роль в жизни человека.

Направленность — это динамическая характеристика, проявляющаяся в действиях, поступках и поведении человека.

Направленность личности- это жизненные цели человека, мировоззрение, смысл его деятельности, мотивы, потребности и способы их достижения/удовлетворения.

  • Потребности обычно формируются средой существования, уровнем развития и жизненной ситуацией. Они могут быть биологическими (обычно более приоритетны) и социальными. Потребности физиологического характера часто появляются и быстро исчезают после их удовлетворения. Например, это жилье, еда, одежда, сон и др. Социальные потребности более разнообразны. Сюда включается не только потребность во внимании, признании, самореализации, но и различные материальные блага. При переходе потребности в мотивацию в организме активизируются необходимые для неё зоны коры головного мозга и подкорковые структуры.
  • Мотивация — побуждение к действию различными стимулами, это первый шаг к цели. Это побуждение проявляется широким спектром позитивных и негативных эмоций, напряжением, переживаниями. Мотивы также бывают биологическими и социальными. Они видоизменяются в течение всей жизни человека, в каждом возрасте имеются свои особенности и свойства. При существовании различных потребностей, согласно А.А. Ухтомскому, запускается принцип доминанты. То есть запускается обычно та мотивация, потребность в которой наиболее актуальная и создавшая наибольшее количество возбужденных нейронных сетей. Мотивации и потребности человека зависят от его интересов. Свойства личности в психологии. Что это такое, примеры: психические, волевые, эмоциональные, индивидуальные, динамические, классификация
    Структура направленности (свойства личности) в психологии
  • Интерес — устойчивая склонность к какому-либо виду деятельности, стремление к познанию определенных областей знаний или умений. При длительной деятельности в области своих интересов, особенно переживая что-то новое, человек испытывает моральное удовлетворение и положительные эмоции. Очень часто направленность интересов человека совпадает с его склонностями и способностями. Интересы можно подразделять по их области, слабости/силе, активном/неактивном интересе, глубине и актуальности. При широких интересах, а также способности постоянно изучать новые области очень меняется мировоззрение человека.
  • Мировоззрение — это устойчивая система взглядов человека на внешний мир, социальные связи, науку и религию, собственные отношение. На мировоззрение очень влияет время и место жительства человека, его место в обществе, окружение и взаимоотношения с людьми.
  • Жизненные цели — это направленная во внешний мир психическая и физическая энергии человека, смысл его существования. Они напрямую зависят от мировоззрения и интересов. При отсутствии в жизни человека жизненной цели, его вектор развития постоянно меняет направление, возникают и быстро сменяются приоритеты. Это может приводить к перегоранию и истощению личности, а также депрессии.

Что делает личность сильной

Сильную личность от слабой отличают правильные настройки. Представьте, что ваша личность – это сложный электронный прибор. Какими бы полезными функциями он ни обладал, без правильных настроек они не будут работать нормально.

Основные настройки личности – это самооценка, локус контроля и границы. Над каждой из них нужно серьезно работать.

Адекватная самооценка

Самооценка – ядро личности. Это рабочий инструмент, который помогает нам выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром и добиваться поставленных целей. Она отвечает за формирование у человека образа самого себя.

Хорошая самооценка адекватна и стабильна. Она в целом совпадает с оценкой других людей и при этом отражает различия в восприятии в зависимости от контекста ситуации. Например, для любящего вас человека – вы почти бог, а для человека незнакомого – пустое место. Самооценка учитывает эти различия и позволяет вам выстраивать правильную линию поведения.

Человека с неадекватной самооценкой, особенно завышенной, видно сразу. Все его поведение выглядит нелепо. Он общается свысока с теми, кто его в грош не ставит, позволяет себе лишнее, пытается командовать, не имея реального авторитета. Понятно, что эффективность такого общения стремится к нулю.

Мужчину с завышенной самооценкой видно сразу

Иногда у человека с завышенной самооценкой бывают проблески трезвой рефлексии, и он видит реальную картину. Эти проблески сопровождаются сильным стрессом, и он стремится нахлобучить свою корону обратно и подкормить свою самооценку хоть чем-нибудь.

Неудивительно, что почти все люди, у которых самооценка завышена, считают ее заниженной. Они жалуются, что не могут полюбить себя и навязать свой сильный и прекрасный образ другим людям.

Совсем иначе выглядит заниженная самооценка. Человек боится и шагу сам ступить – всюду его преследует тревожность и неуверенность в себе. Он не чувствует себя достойным уважения и любви, из-за этого не вылезает из фрустрации. Все его способности и таланты остаются нереализованными.

Чтобы не впадать в эти две крайности, нужно сформировать у себя здоровую, стабильную и независимую самооценку. Наши советы помогут вам в этом.

  • Спокойно реагируйте на критику и похвалу

Если вы впадаете в эйфорию от каждого комплимента, сказанного в ваш адрес, а от критики падаете в обморок – самооценка у вас очень зависимая. Начните постепенно слезать с иглы чужого одобрения, не кормите самооценку чужой похвалой и дифирамбами.

Вы должны чувствовать подъем самооценки только от реальных результатов и достижений. Тогда и резких спадов у вас не будет. Самооценка придет в стабильное и ровное состояние, а вы обретете моральную устойчивость.

  • Ставьте реальные цели

Ваши жизненные цели должны быть достижимыми. Завышая планку притязаний, вы рискуете погрязнуть в неудачах и провалах, а для самооценки это смерти подобно. Если маленькие цели вас не мотивируют, воспринимайте их как шаги на пути к глобальным.

  • Меньше мечтайте

Привычка постоянно витать в облаках может быть не только вредной, но и опасной. Она сбивает все настройки личности и вызывает дезадаптацию. Дело в том, что наш мозг не отличает вымышленные картины от реальных. Классический трюк с воображаемым лимоном все знают.

Возможность абстрагироваться от реальности и представить будущий результат позволяет нам получить энергию в кредит для достижения цели. Если использовать этот механизм для получения халявного удовольствия и снятия стресса, в мозгу происходит диссоциация, которая может впоследствии привести к расщеплению личности.

Избавляйтесь от привычки строить воздушные замки. Старайтесь как можно реже мыслями лезть в будущее – сконцентрируйтесь на текущем моменте.

  • Занимайтесь саморазвитием

Чтобы повысить самооценку, не обязательно добиваться каких-то запредельных результатов. Достаточно каждый день становиться немного лучше. Работайте над собой, совершенствуйтесь во всех сферах – и ваша самооценка будет расти и укрепляться.

  • Перестаньте сравнивать себя с другими

Бессмысленно сравнивать себя с кем-то – все люди развиваются в разных условиях и обладают индивидуальным набором особенностей. Сравнивать себя сегодняшнего можно только с собой вчерашним.

Перестаньте сравнивать себя с другими людьми

Внутренний локус контроля

Локус контроля – это место в пространстве, куда вы направляете запрос на решение вашей личной проблемы. Если вы привыкли опираться на себя и свои ресурсы, то локус контроля у вас внутренний. Если же вы считаете, что все вокруг вам должны, и ищете, к кому бы присосаться – ваш локус контроля внешний.

Положение локуса контроля во многом определяют успешность и эффективность человека в жизни. Внешний локус очень сильно тормозит развитие личности. Пока вы ищете доброго волшебника, который исполнит ваши мечты, и козла отпущения, на которого можно свалить все беды, ваша энергия утекает в никуда, а собственные ресурсы деградируют.

К сожалению, внешний локус у женщин встречается гораздо чаще, чем у мужчин. Мужчины с детства привыкают опираться на себя и не ищут шею, на которую можно взгромоздиться. Поэтому они в целом более самодостаточны и независимы.

Следующие советы помогут вам направить свой локус контроля внутрь.

  • Не гонитесь за халявой

Все, что вы получаете, не прилагая ни малейших усилий, не может в полной степени считаться вашим. Представьте двух людей – один выиграл миллион рублей в лотерею, а другой заработал собственным трудом. Как вы думаете, кто сумеет эффективнее распорядиться деньгами?

Как показывает практика, везунчики, на которых богатство обрушивается внезапно, очень быстро все просаживают. А люди, которые сколотили состояние потом и кровью, с каждым годом преумножают его. У этих людей уже есть положительный опыт зарабатывания денег – даже в случае банкротства они смогут пройти этот путь снова.

Все, что человек получает на халяву, мешает формироваться его внутренним ресурсам. В эту ловушку часто попадают дети богатых родителей. Когда в твоем распоряжении миллионы, очень сложно начинать трудовой путь молодого специалиста с зарплатой 20 тысяч рублей в месяц. Поэтому многие из них вообще не беспокоятся по поводу будущей карьеры и ведут легкомысленный образ жизни.

Получая что-то за просто так, воспринимайте это как аванс, который вам все равно придется отработать. Ставьте своей целью не заполучить богатство любой ценой, а научиться зарабатывать его самому.

  • Становитесь самостоятельным

Моральная, психологическая и материальная независимость – залог сильной, здоровой и цельной личности. Только когда человек становится самостоятельным, у него появляется шанс построить успешную и счастливую жизнь. Начните сами делать то, что раньше перекладывали на других. И выберитесь, наконец, из-под опеки родителей. Из людей, которым все помогают, пора превращаться в тех, кто помогает сам.

Если процесс перехода к автономной жизни вызывает у вас затруднения, читайте нашу статью “Как стать самостоятельным”.

  • Возьмите ответственность за свою жизнь на себя

Перестаньте искать виноватых в своих неудачах. Пока вы, например, сидите на политических форумах и ругаете правительство за свое неблагополучие, жизнь проходит мимо, и вы лишаетесь возможности из этого неблагополучия вылезти.

Хорошие границы

Границы личности – это восприятие своего “Я” отдельным от остального мира. Тема границ в психологии сегодня активно обсуждается, но для многих людей так и остается слепым пятном. А все потому, что человек является продуктом общественных отношений, и на протяжении миллионов лет его индивидуальное самосознание было частью коллективного сознания.

Наши предки привыкли воспринимать себя частью чего-то большего – общины, рода, племени, а людей из ближайшего окружения – буквально продолжением их самих. Такое тесное единение обеспечивало лучшую выживаемость, поэтому закрепилось эволюцией.

Человек является частью общности

Общинный строй остался в далеком прошлом, а его отголоски до сих пор доносятся до нас из глубин подсознания. Люди продолжают проецировать свои мысли и чувства на окружающих, часто живут в слиянии со своими близкими и не хотят принимать факт своего экзистенциального одиночества.

Понимание своей отдельности как в физическом, так и в психологическом, духовном плане, сегодня дает серьезное эволюционное преимущество. Научившись видеть свои границы, вы сможете эффективно расходовать энергию, выстраивать гармоничные отношения с людьми, обретете устойчивость и избавитесь от страхов и фобий.

  • Очертите свою территорию

Чтобы понять, где проходят границы, нужно отделить свою территорию от чужой. Ваша территория там, где вы полноправный хозяин и обладаете всеми рычагами управления. Например, ваше тело – это ваша территория, вы управляете им единолично. Ваше имущество, закрепленное за вами документально, тоже находится внутри ваших границ. Если кто-то посягнет на него, то вас защитит закон.

Гораздо сложнее определить, где кончается ваша психологическая территория. Я приведу вам тезисы, которые приблизят вас к пониманию этого важного вопроса.

  1. Мысли, чувства, поступки других людей находятся вне ваших границ, бесполезно пытаться влиять на них напрямую.
  2. Планы и цели, которые включают чужую волю, тоже находятся вне ваших границ. Вы можете сколько угодно планировать отпуск с любимым, но если он ехать не захочет, вы останетесь ни с чем.
  3. Ваша территория в отношениях с другими людьми определяется вашей ценностью и значимостью для них. Например, для своих родителей вы всегда будете дорогим и любимым человеком, поэтому и позволить себе можете многое: прийти в дом без приглашения, попросить денег, излить свои проблемы.
  4. Учеба, саморазвитие, работа над собственными ресурсами находится внутри ваших границ. Более того – это позволяет вам постепенно увеличивать свою территорию, поэтому основные силы стоит направлять туда.

Для лучшего понимания темы границ посмотрите видео.

  • Учитесь удерживать внимание внутри своих границ

Психическая энергия, которую мы ощущаем как побуждение к действию, мотивация, жизненные силы – все это управляется нашим вниманием. Направляя его за пределы границ, мы сливаем энергию в пустоту. Можно, например, сколько угодно злиться и сетовать на погоду, но она от этого не изменится.

Внимание нужно направлять туда, где вы можете что-то сделать сами и получить результат. Например, вам надоело жить в бардаке, вы собрались с силами и сделали генеральную уборку. Кажется, что энергию вы потратили, так как чувствуете усталость и упадок сил.

На самом деле, мозг, получив положительный результат и оценив вашу деятельность как успешную, в следующий раз отпустит вам энергии побольше. Именно так происходит накопление энергии и прокачка личности. Сильная личность – это личность, обладающая высоким запасом энергии.

Кстати, научившись эффективно управлять своим вниманием, люди избавляются от многих фобий. Они перестают подкармливать свои страхи, и те отпадают сами собой.

Основные типы личности

Одну из самых популярных типологий личности разработал психолог-аналитик из Швейцарии Карл Густав Юнг. В своей деятельности практикующего психолога Юнг выделяет два основных личностных типа: экстраверты и интроверты. Типология отличается в зависимости от того, на чём больше сфокусирован человек в течение своей жизни: на внешних объектах или на внутренних переживаниях. Часто можно ошибочно причислять себя к противоположному типу из-за существующей особой тенденции, которая нацелена компенсировать односторонность действий.

Следует учитывать и тот факт, что в каждом человеке заложены качества и экстраверта, и интроверта, определённое сочетание которых представляет конкретный тип личности. «Жизнь определяет сознание» — именно так можно сказать в случае с экстравертным типом личности. «Сознание определяет жизнь» — более актуальный принцип для интровертов.

Логичным было бы стремление к уравновешиванию обоих типов, но в реальной жизни этого не происходит: всегда существует определённый «перекос» в мировосприятии и самоотождествлении. Вследствие этого выделяется определённый тип по способу преобладания того или иного механизма взаимодействия с окружающим миром.

Что нужно знать об экстраверте?

Экстравертный тип личности ориентирован на объекты внешнего мира, он более эмоционален внешне, открыт для общения. Внешние события представляют для него большой интерес и, как правило, его моральные законы совпадают с законами и требованиями общества, в котором он находится.

Людям-экстравертам легче приспосабливаться к окружающей среде, заниматься деятельностью, предоставляющей надёжные гарантии. Опасность для них кроется в чрезмерном увлечении своим делом, что может вести к ухудшению здоровья.

Ещё один риск состоит в том, что такая личность теряет своё внутреннее «Я». Из-за этого люди-экстраверты часто подвержены функциональным телесным расстройствам, приводящим к временной изоляции. Например, у певца, тратившего слишком много времени и энергии на развитие своего мастерства, перестают звучать высокие ноты.

Истерия — это частая болезнь экстравертного типа, и связана она с привлечением внимания к своей персоне. Эти люди активно используют социальные сети, различные реалити-шоу для демонстрации себя всему миру. Яркий пример выраженных экстравертов — участники скандального «Дома 2».

Люди этого типа стремятся подчинять мораль определённой доктрине, в которой исключениям нет места. Многие легко скатываются до критиканства и брюзжания. Многие сферы жизни, связанные с чувственным проявлением, подавляются такими людьми. Иногда они прибегают ко лжи ради спасения всего человечества. Их кредо «Цель оправдывает средства».

Среди экстравертов очень много маклеров, биржевых спекулянтов, политиков, продюсеров, основателей каких-либо стилей и направлений.

Особенности интроверта

Особенности интроверта

Интровертный тип ориентирован на субъективные мысли, чувства, переживания. Любой объект или событие в его случае обязательно проходит через призму личностного воззрения. Иногда такое самопогружение развивает эгоцентричность. Из-за необходимости держать постоянную внутреннюю оборону часто развивается психастения, связанная с истощением психических процессов. Такие люди боятся открыто выражать свои мнения, у них проявляются всякие навязчивые страхи.

«Как сердцу высказать себя, другому как понять тебя?» — это про интровертов. Такие люди остаются одиночками даже в браке, кстати, женщины интровертного склада, с их отрешённостью и внешней отстранённостью, очень сильно привлекают мужчин-экстравертов.

Интроверты избегают резких перемен, бурных проявлений чувств. Внешне они создают впечатление холодных людей, но на самом деле их чувства более зрелые, не выставляемые напоказ. Им тяжело конкурировать с пробивными экстравертами. Но там, где необходимо полное погружение для изучения или созидания чего-либо, интроверты находятся на своём месте.
Психологически люди действительно делятся на типы, поэтому знание и принятие основных отличий между личностями помогает строить отношения и лучше принимать друг друга

Личность по устройству психики

В зависимости от психического устройства личности делятся на следующие подтипы:

Взрывной — с бурной реакцией на слова другого человека или события жизни. Основные качества: жестокость, импульсивность, возбудимость.

Истеричный — с глубоким чувством привязанности, стремлением к заметности в толпе. Главное для такого человека — самодемонстрация, непостоянство, экстравагантность, напускное, почти театральное поведение с откровенной «игрой на публику».

Астеник. В эту категорию входят люди, которых принято называть формулировкой «с тонкой душевной организацией». Их легко ранить, потому что они склонны «накручивать» проблемы, преувеличивать проблемность жизненных ситуаций.

Психастенический тип имеет выраженную тревожность. Поведение выделяется нерешительностью, частыми сожалениями, педантичностью.

Шизоидный человек полностью закрыт. Он не любит налаживать социальные связи, общаться с другими людьми. Склонен сбегать от реального мира и существовать в своём, творческом. Таких людей можно узнать по стеснительности, неловкости в коммуникации, боязни всего нового и, тем более, неизвестного.

Классификация личности по отношению к конфликтной ситуации

Классификация личности по отношению к конфликтной ситуации

При возникновении конфликта между людьми каждый человек демонстрирует окружающему миру свою особенную реакцию. В зависимости от поведения в сложных жизненных обстоятельствах личности бывают:

Демонстративные. Такие люди обожают быть в центре толпы, поэтому конфликт для них — лишь инструмент для привлечения внимания. Они не любят быть в стороне, зато комплименты и похвалы для демонстраторов — настоящий бальзам на душу и средство успокоения.

Ригидные. Это обидчивые личности, которые живут в иллюзии вечной недооценённости. Люди принимают каждое замечание исключительно в виде «камня в свой огород», не любят проигрывать и всегда отстаивают правду. Человека ригидного лучше не злить и не подстрекать на провокации, ведь конструктивную беседу провести будет практически нереально.

Неуправляемые. Это эмоциональные личности, привыкшие ярко и экспрессивно отстаивать своё мнение, например, посредством крика. Поэтому человек такого психологического склада «загорается» так же быстро, как и «отходит». Договориться ним при определённом подходе не составит труда — он лёгок на подъём и всегда идёт на уступки.

Сверхточные. Люди этого типа — преданные хранители собственной безопасности. Им присуща душевная мнительность, частое чувство тревоги. При этом человек предъявляет достаточно высокие требования к себе и окружающему миру, может придираться к людям без особого повода. Зато на чужие претензии или замечания нередко реагирует болезненно, поэтому избегает публичных отношений и контактов в социуме.

Бесконфликтные. Несмотря на оптимистичное определение, этот тип личности можно с уверенностью назвать одним из самых неприятных. Человек не любит споры, скрывается от них, идя на поводу у обстоятельств и чужого мнения. Его легко принудить, переманить на другую сторону из-за полного отсутствия жизненных принципов.

Конфликтные. Такие люди с лёгкостью справляются с самым противоречивым спором. Могут даже специально его создать — только с той целью, чтобы продемонстрировать всему миру собственную самоуверенность.

Типы личности по Холланду

По типологии Холланда человек может быть:

Реалистичным — зацикленным на реальной жизни. Он хорошо имеет природную способность хорошо ориентироваться в пространстве, здраво мыслит и имеет развитые моторные навыки.

Интеллектуальным — нацеленным на совершенствование умственных способностей. Такому человеку присуща активность и состояние полной вовлечённости в рабочий процесс.

Социальным. Это человек с хорошей общительностью и коммуникацией, а также выраженными лидерскими качествами при нахождении в коллективе других людей.

Конвенциальным — типичным консерватором с откровенно старомодными взглядами на жизнь. Личность с таким складом ума предпочитает при любых обстоятельствах следовать традициям и верить стереотипам, которые навязаны извне.

Предприимчивым. Человек обладает природной изобретательностью, поэтому его можно смело назвать настоящим «генератором идей». Такой человек любит обращать внимание на детали и активничать.

Артистичным. Это человек с яркой фантазией и работающей интуицией, обожающий творческую работу.

Качества личности

Психологическая структура личности

Это набор психологических, биологических и социальных свойств. Подобное «выстраивание» позволяет объективно анализировать личность, рассматривая отдельно каждую группу.

Свойства личности в психологии стоит рассматривать в отдельных направлениях:

Психические свойства

Здесь стоит рассмотреть:

Темперамент

Темперамент — это набор свойств, которые отражают динамику психических процессов человека. Особенности темперамента заключаются к склонности к определенным вариантам поведения в разных условиях. Именно от него зависит, насколько сильно и быстро человек реагирует на разные события. Можно сказать, что темперамент находится в самой тесной связи с характером, формируя поведение человека.

Принятое деление темпераментов принадлежит Гиппократу. Древнегреческий философ, живший в 5 веке до н. э., выделил следующие типы темперамента:

  1. Меланхолический. Данный тип характерен для людей ранимых, со сложной внутренней жизнью. Меланхолики быстро устают, так как обладают небольшим энергетическим запасом, и нуждаются в частом отдыхе и уединении, поскольку придают большое значение всем событиям, которые с ними происходят.
  2. Холерический. Этот тип отличается вспыльчивостью и несдержанностью, а также стабильными устойчивыми интересами. Холерики быстро возбуждаются, но так же быстро успокаиваются, если ситуация исправилась в их пользу.
  3. Флегматический. Характерен для хладнокровных личностей, терпеливых, склонных к пассивности. Флегматики не отличаются вспыльчивостью, но им гораздо труднее прийти в равновесие после конфликта. Личностям данного типа свойственно медленное приспосабливание к новым условиям, но при этом они отличаются высокой работоспособностью.
  4. Сангвинический. Сангвиники — наиболее легкий тип, поскольку без проблем сходятся с остальными в силу оптимистичного настроя и склонности к юмору. Такая личность всегда обладает массой энергии и неутомимо реализовывает свои планы, легко подстраиваясь под новые условия.

В настоящее время существует множество способов, позволяющих определить свой темперамент. Знание особенностей своего темперамента позволяет достичь комфорта в жизни.

Характер

Характер — единство индивидуальных черт, характеризующих поведение индивида. Характер выражает отношение к жизни.

Группы черт характера:

  1. Первооснова личности. Например, искренность, скрытность, смелость и неуверенность.
  2. Отношение по направлению к окружающим: почтение, неуважение, злость, забота и пренебрежение.
  3. Черты, определяющие отношение к самому себе, — заносчивость, кротость, самолюбие, самокритичность и т. д.
  4. Восприятие трудовой деятельности. Например, трудовая активность или лень, чувство ответственности или его отсутствие, пассивность.

Также выделяют нормальные свойства — это все вышеперечисленные свойства, которые являются естественными, и аномальные — характерны для психических заболеваний. Например, чрезмерная подозрительность, переходящая в паранойю. Или ревность, приводящая к возникновению «синдрома Отелло».

Направленность

Направленность — это сложившаяся система мотивов, которая характеризуется уровнем зрелости и определяет поведение индивида.

Особенностями данного свойства являются социальная значимость отношений личности (уровень их общественной ценности), целеустремлённость (разнообразие потребностей), цельность (степень устойчивости).

Направленность определяет поведение личности.

Способности

Способности — это задатки, которые могут быть развиты в каком-то конкретном направлении. Как правило, измеряются понятиями одарённости, таланта и гениальности.

Одарённость — наличие задатков, которые присутствуют у человека с рождения.

Талант — потенциал, раскрывающийся благодаря одарённости и труду над способностями.

Гениальность — высшая ступень развития таланта, означающая полное овладение  способностью.

Способности делятся на:

  1. Элементарные — например, способность различать цвета, слышать звуки.
  2. Сложные — связаны с деятельностью в той или иной сфере. Например, математические (умение решать сложные задачи), художественные, музыкальные и так далее. Способности социально обусловлены. Это означает, что человек не рождается с наличием данных способностей, но с наличием задатков, которые может развить.

Также способности делятся по следующим признакам:

  1. Общие — двигательные или умственные. Эти способности разные у каждого человека.
  2. Специальные — для реализации необходимы задатки (спортивные, актерские и т. д.). Эти способности помогают реализоваться человеку в той или иной сфере деятельности.

Воля

Это способность личности сознательно контролировать свои психические состояния и действия. Она непосредственно связана с потенциалом индивида к принятию рациональных, взвешенных решений, его склонности к самоограничению и способности преодолевать препятствия на пути к достижению цели. Само волевое усилие не сопровождается чувством удовлетворения. Оно возникает после получения желаемого результата, который без сверхусилия был бы невозможен.
психология личности изучает

Эмоции

Это переживания с позитивной или негативной окраской, которые сопровождают удовлетворение жизненно важных потребностей. Существует несколько наиболее значимых эмоциональных групп:

  • простейшие (связаны с органикой и физиологией);
  • аффекты (кратковременные, бурные всплески);
  • настроение (общее состояние индивида в конкретный момент времени);
  • чувства (направлены на определенный объект);
  • стресс (совокупность процесса внутреннего возбуждения и физического самочувствия);
  • страсть (неуправляемые проявления эмоциональности).

Мотивация

Так называют причины, побуждающие человека на совершение того или иного поступка. Мотивы могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми, но это всегда внутренний порыв, который зависит от:

  • потребностей (нужды индивида);
  • стимула (фактора, обозначающего необходимость действий);
  • намерения (обдуманного решения);
  • побуждений (неосознанных стремлений).
    психология личности является

Психические процессы

Это устойчивые образования, формирующиеся под влиянием внешних условий жизнедеятельности.

Делятся на:

  1. Познавательные. Это процесс чувственного (с помощью восприятия ощущений) и абстрактно-логического (с помощью мышления, воображения) отражения действительности.
  2. Эмоциональные. Эмоции — это индивидуальные переживания приятного или неприятного характера.

Виды эмоций:

  1. Одним из ключевых понятий, характеризующих свойство, является настроение, отражающее состояние человека в определённый период.
  2. Ещё одно понятие — чувства, которые заключают в себе спектр эмоций и направлены на какой-либо объект.
  3. Аффекты — бурные, но недолгие эмоции, активно проявляются внешне в жестах и мимике человека.
  4. Страсть — яркие эмоции, управлять которыми чаще всего невозможно.
  5. Простые эмоции — вызванные удовлетворением простейших потребностей. Например, удовольствие от вкусной пищи.
  6. Стресс — сочетание эмоций с особым физическим состоянием организма.

Эмоции являются важной частью личности, и различаются у разных по темпераменту и характеру людей. Они способны оказывать сильное влияние на жизнь человека, который зачастую принимает решение под воздействием определенных чувств. Отличительная особенность эмоций — их непостоянство и частая смена.

Воля – умение личности управлять своей психикой и действиями.

Особенность данного свойства в том, что для его проявления требуется приложить усилие и преодолеть какие-либо препятствия, поскольку сила воли связана с принятием разумных решений.

Под этим подразумевается умение ограничить себя для достижения определенной цели, в результате чего человек получает не эмоциональное, но моральное удовлетворение (в конечном итоге) от проявления свойства.

Сила воли помогает управлять своими слабостями и избавляться от них. Но для обладания данным свойством сначала требуется выработать его путём тренировок: постановки целей и их достижения.

Понятие воли неразрывно связано с понятием мотивации.

Мотивация — совокупность физиологических либо психологических позывов, которые определяют поведение индивида.

Это свойство побудительного характера, отвечающее за активность и направленность поведения. Сильное значение здесь имеют социальные установки, поскольку в первую очередь воспринимаются социумом.

На мотивацию влияют следующие факторы:

  • потребность — состояние, в котором человек нуждается в том, что может обеспечить существование и развитие;
  • стимул — фактор (внешний или внутренний), программирующий на достижение цели;
  • намерение — решение, которое принимается осознанно, с желанием достичь намеченной цели;
  • побуждение — неосознанное стремление, побуждающее человека к срочным действиям.

Психические образования

Это психические явления, с помощью которых происходит формирование жизненного и профессионального опыта.

В содержание психических образований входят:

  1. Знания — полученная в результате исторического опыта информация. Знания имеют практическое и теоретическое значения. Знания также делятся на «донаучные» — неточные, построенные на предположениях, «вненаучные» — те, которые наукой необоснованы, и «научные» — доказанные и подтверждённые наукой. Также различаются теоретические знания, состоящие из сведений о состоянии окружающего мира, и практические — сведения о способах использования объектов окружающего мира.
  2. Навыки — действия, сформировавшиеся в процессе повторения и являющиеся результатом освоения. Как правило, может вырабатываться при отсутствии сознательной регуляции процесса в результате тренировок и упражнений. К примеру, выработка навыка быстрого чтения.

Существуют перцептивные (ощущения), интеллектуальные (анализ ощущений) и двигательные навыки.

  • Умения. Отработанные и эффективные способы выполнения действий, основанные на приобретенных навыках и знаниях. Для формирования умений необязательно выполнение упражнений и тренировок.
  • Привычки. Устоявшийся способ поведения, заученное действие, приобретающее характер потребности.

Рассмотрев психическую сторону структуры, перейдём к изучению её социальной стороны.

Основные теории личности, которые являются базой психологии (кратко)

В психологической науке существует целый ряд концепций, направленных на изучение различных проявлений личностных особенностей.

Глубинная или психодинамическая теория личности

Эта концепция изучения психических особенностей субъекта основывается на теории бессознательного З. Фрейда. Автор убежден, что движущей силой развития являются инстинкты жизни и смерти. В структуре индивидуальности З. Фрейд выделяет 3 категории: Оно (стремление к наслаждению), Я (сознательный компонент, принимающий решения) и Сверх-Я (моральный компонент). Если Я не может уравновесить желания Оно и Сверх-Я, возникает внутренний конфликт.

Последователями этого подхода стали А. Адлер и К. Юнг. Они в качестве движущих сил развития видели желание гражданина стать лучше в глазах окружающих и жизненные силы организма.

Феноменологическая теория

Она говорит об индивидууме как о самостоятельном в принятии решений субъекте, который полностью несет ответственность за свою жизнь. То есть индивид – это не тотально подчиненная общественным процессам единица, а самоценная развивающаяся структура. Исследователь К. Роджерс считал, что важнейшим побудителем внутриличностного развития является стремление к самосовершенствованию.

Диспозициональная концепция

Последователи этой идеи: Г .Айзенк, Г. Олпорт, Р. Кэттэлл. Ученые полагали, что каждый человек есть не что иное, как носитель совокупности уникальных характеристик (диспозиций, то есть предрасположенностей к восприятию и реагированию на проблему тем или иным способом). Они неизменны и не зависят от пережитого опыта, воспоминаний, обстоятельств. Таким образом, личность можно описать с помощью ряда присущих ей характерных черт. Например, индивид может иметь склонность к алкоголизму или преступной деятельности, что раскроется при стечении определенных обстоятельств и условий. Расположенности могут быть как негативными, так и позитивными.
личность определение в психологии

Поведенческие теории

Представители этих направлений определяют идентичность в виде объединения жизненного опыта индивидуума, а ее развитие связывают с непосредственным контактированием с внешним миром посредством рефлективных реакций и социальных навыков. В рамках этой точки зрения выделяют еще два вектора:

  • Бихевиористический. Последователи этой концепции понимают поведение как данность, определенную средой.
  • Когнитивистский. Характеризует личностную систему как структуру, по большей части зависящую от внутренних установок, парадигм, требований и оценок.

Когнитивные теории

За основу исследователи этого направления берут поведенческую психологию. Это учение предполагает, что формирование внутриличностных особенностей возникает в процессе познания и самостоятельного определения путей развития. Для этого человек использует определенные модели-конструкты, благодаря которым сходится с другими людьми (с аналогичными конструктами).
психология личности человека

Психологические теории и школы

Свойства личности в психологии изучали практически все психологические школы и направления. Одних больше интересовала биологическая природа различий, другие изучали сами различия с помощью наблюдения, общения, тестирования и пытались создать классификацию свойств.

Школа, подход Что именно изучали
Экспериментальная психология, рефлексологический подход. Изучал И.П. Павлов и В.М. Бехтерев Создали учение о высшей нервной деятельности и условных рефлексах. При наличии в организме какой-либо потребности в головном мозге формируется очаг возбуждения. Если формируется условно-рефлекторная реакция, которая соответствует потребности человека, то происходит закрепление. Так организм приспосабливается к внешним условиям.
Психодинамический подход З. Фрейда Считал, что мотивы поступков человека находятся в бессознательном, которое в обычном состоянии неподвластно ему. Структура личности представлена 3 частями — бессознательным, сознанием и предсознанием, каждая из которых имеет свои свойства.
Когнитивная психология, кибернетика в психологии. У. Найсер, Ж, Пиаже, Дж. Келли Свойства личности рассматриваются с позиции кибернетики — управления и передачи информации. Предполагается, что при развитии человека у него формируются познавательные схемы — «когнитивные карты». Именно они определяют поведение человека и отношения с окружающими. Психические процессы соответствуют компьютерным — память, мышление, аффект.
Бихевиоризм. Дж. Уотсон Предполагали, что психика устроена очень просто. В ответ на внешние стимулы происходит условная или безусловная реакция на них, что и определяет поведение. Сознательная деятельность отрицается. Стимул, снижающий потребность человека, подкрепляет его.
Гештальтпсихология Гештальты — вспышки возбуждения в головном мозге, возникающие в ответ на стимулы. Цель человека — устанавливать связи между гештальтами, так как психика уже изначально — целостное образование, вместе со своими свойствами.

Сильная личность – это кто
Существуют конкретные характеристики сильной личности. Однако важно помнить, что быть сильным не означает быть счастливым. Поэтому не стоит огорчаться, если какой-то из перечисленных признаков не будет выявлен у себя. Всё решает генетическая предрасположенность и собственное желание. Поэтому не стоит ломать себя, пытаясь соответствовать определённому идеалу:

  • уверенность в себе и своих силах;
  • сильный, волевой характер;
  • управляет своими действиями, контролирует эмоции;
  • легко подстраивается под любые изменения обстоятельств, в том числе и негативные;
  • ставит цели и делает всё возможное, чтобы их достигнуть;
  • мыслит рационально, эффективно взаимодействует с окружающим миром;
  • всегда сохраняет самообладание, не кричит даже в стрессовых ситуациях;
  • позитивно относится к конструктивной критике, так как это способствует собственному развитию;
  • не боится высказывать свою точку зрения;
  • самоотверженный человек, который никогда ничего не ждёт от окружающих;
  • вежливо и решительно даёт знать другим о собственных границах и не даёт их переходить;
  • совершив ошибку, прощает себя, чтобы двигаться дальше;
  • чувствует предел своих возможностей;
  • не обижается, а ищет решение проблемы;
  • никогда не откладывает текущие дела на потом;
  • разумно распоряжается финансами;
  • имеет большую силу воли, проявляет настойчивость во всём;
  • заботится о своём здоровье;
  • ищет способы для самосовершенствования;
  • не приемлет пустую трату времени.

Диагностика

Методами исследования свойств психики и личности занимается психодиагностика.

Основных направления два — тестовое и проективное.

Тестовое заключается в формировании шкалы, образующейся при ответе на вопросы. Эта шкала отражает определенные черты характера, направленность личности, ее волевые, эмоциональные или поведенческие особенности.Свойства личности в психологии. Что это такое, примеры: психические, волевые, эмоциональные, индивидуальные, динамические, классификация

Сюда относятся тест на уровень интеллекта Бине-Стэнфорда, цветовой тест Люшера (эмоции), шкала экстра — и интраверсии, тест типов темперамента и множество других. Часть из них для получения результатов обрабатывается на компьютере.

Проективные методики — рисунки, ролевые игры или рассказы. Их смысл в проекции своих психических черт и отношений на задание. Родоначальником их был К. Юнг, предложивший психодиагностические беседы, затем свой тест «чернильных пятен» создал Роршах и фрустрационный тест — Розенцвейг.

Позднее возникло множество вариаций с заданием описать расплывчатые картинки, нарисовать человека, дерево, семью и т.п.

В психологии классифицировано множество различных свойств личности. Благодаря разным подходам и методикам, само понятие личности тоже значительно обогатилось. Практическое применение этого знания актуально для самопознания, в работе психологов, а также в психотерапии и психиатрии с целью уточнения диагноза и лечения.

Сложности понимания человека как личности

Сложность четкого представления и описания феномена личности состоит в неоднозначности теории. Можно выделить следующие проблемные позиции:

  • Нередко личность отождествляется с индивидом.
  • Иногда личностью называют часть внутреннего мира или особенности психической структуры.
  • Личность расценивает как некий компонент, включающий в себя и что-то данное от рождения, и какой-то недостижимый идеал, и совокупность общественных отношений.
  • Сколько существует наук, изучающих человека, и исследователей, задающихся этим вопросом, столько и существует определений термина «личность».

Личность характеризуется системой ее сознательных отношений. В последнее время стало популярно говорить не только о влиянии социального и биологического фактора, но и о роли ситуации как сдерживающего элемента личности.

Примеры сильных, выдающихся и исторических личностей

На самом деле, таких людей очень много. Просто не всем посчастливилось войти в историю. Это происходит только, если сильная личность проявляется себя на очень высоком уровне (государственном, мировом) или если в силу каких-то обстоятельств становится о них известно широкому кругу людей.

  1. Чингиз-хан — монгольский кочевник, завоевавший полмира. Без выдающихся личностных качеств даже помыслить об этом было бы сложно.
  2. Александр Македонский — в свое время тоже завоевал полмира, правда, он шел с запада на восток, а Чингиз-хан — с востока на запад, но не суть.
  3. Наполеон — свидетельств о масштабе его личности много больше, чем о предыдущих двух фигурантах. Путь от лейтенанта до императора он прошел за 20 лет, покоряя людей силой своего духа и уверенности в себе. Чуть-чуть не стал императором всего мира (и кто же ему помешал в этом?).
  4. Минин и Пожарский — эти два человека, благодаря своим личным качествам, возглавили ополчение в начале семнадцатого века и изгнали польских оккупантов из Москвы.
  5. Петр Первый — очень одиозная личность, за срок своей не очень продолжительной жизни сделавшая Россию морской (великой) державой. Столько энергии и уверенности исходило от него, что позволяло совершать невозможное.
  6. Екатерина Вторая — коренная немка, которая, став нашей императрицей благодаря своей неуемной энергии и железной воле, сделала Россию по-настоящему Великой.
  7. Путин Владимир Владимирович — кто скажет, что это не самая сильная личность в текущей мировой политике. Конечно же, судить о его деяниях будут потомки, но оно и сейчас уже ясно, что в историю он войдет наравне с вышеперечисленными товарищами.

Есть люди, которых считают сильными не за то, чего они достигли в жизни, а за то, что они смогли остаться верными себе на пороге смерти:

  1. Иван Сусанин — заставил польских оккупантов потерять время водя их по болотам, при этом зная, что за это будет казнен.
  2. Алексей Маресьев — летчик, был сбит во время ВОВ и много дней добирался до своих с раздробленными ногами. После этого вернулся в строй и летал на протезах, поразив всех современников и потомков силой своего характера.
  3. Магомед Нурбагандов — полицейский из Дагестана, который перед лицом смерти не потерял выдержки и не отказался от своих принципов. Он был казнен перед объективом видеокамеры группой бандитов. Но он не был сломлен.
Источники

  • https://ProPanika.ru/psihologiya/psihologiya-i-struktura-lichnosti-cheloveka/
  • https://healthperfect.ru/svoystva-lichnosti-v-psihologii.html
  • https://Zaochnik.com/spravochnik/filosofija/problemy-filosofii/chelovek-kak-lichnost/
  • https://HeadLife.ru/lichnost/
  • https://vsvoemdome.ru/psihologiya/kak-stat-lichnostyu
  • https://iNormal.ru/psihologiya/chto-takoe-lichnost
  • https://damienmilay.com/basis/psihologiya-lichnosti-opredelenie-chto-izuchaet-klyuchevye-svojstva-i-osobennosti/
  • https://srazu.pro/lichnost/psixologiya-lichnosti-cheloveka.html
  • https://lifeoflove.ru/2020/09/13/lichnost-eto/
  • https://psychologist.tips/731-ponyatie-lichnosti-v-psihologii-sushhnost-i-struktura.html
  • https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/lichnost-chto-ehto-takoe-kakie-kachestva-harakterizuyut-primery-silnyh-lichnostej.html
[свернуть]
Поделиться:
Нет комментариев
Adblock
detector