Суть понятия

Впервые интеллект и его составляющие описал немецкий ученый Вильгельм Штерн в начале XX века. Затем появилось множество шкал и методик для диагностики умственных способностей, знаменитый тест IQ, – в том числе.

Интеллект определяют как устойчивую совокупность мыслительных способностей человека, позволяющих ему адаптироваться в окружающей среде, познавать и изменять ее.

Нельзя приравнивать это понятие к познавательным, умственным способностям. Они являются лишь рабочим инструментом интеллекта.

Наиболее развернутую модель для этого термина предложил американский психолог Джой Пол Гилфорд. По его мнению, интеллект включает в себя 120 факторов.

Все они могут быть классифицированы по трем показателям:

  1. содержание (мыслительная работа человека);
  2. операции (способ переработки информации);
  3. результат.

Развитие интеллекта возможно, если осуществлять работу по всем этим пунктам. Однако в обычной жизни у человека может быть множество идей, которые он всячески анализирует, но в жизнь реализовать не может. Просто у него нет навыка для этого. Здесь очень важно знание как повысить свой интеллектуальный уровень по всем направлениям. Но об этом чуть позже.

Виды интеллекта

Существует множество всевозможных классификаций интеллекта. Самая известная принадлежит американскому психологу Говарду Гарднеру. Он выделял 8 видов интеллекта:

  • пространственный,
  • телесно-кинестетический,
  • музыкальный,
  • лингвистический,
  • логико-математический,
  • межличностный,
  • внутриличностный,
  • натуралистический.

Согласно теории Гарднера, у каждого есть преобладающий вид интеллекта, который определяет, в чем человек может быть успешен. Исходя из этого, стандартные тесты на определение IQ являются несостоятельными, так как измеряют только уровень логико-математического интеллекта.

Еще одна классификация разделяет интеллект на 4 составляющие:

  1. Ментальный интеллект отвечает за рациональное мышление. Он применим везде, где действуют законы логики.
  2. Физический или телесный интеллект контролирует процессы, связанные с управлением телом.
  3. Эмоциональный интеллект отвечает за эмоции и межличностное взаимодействие.
  4. Духовный интеллект связан с подсознанием, интуицией, этическими категориями.

Все компоненты интеллекта требуют развития. Если вы будете уделять внимание только чему-то одному, вам не достичь гармонии. Какие-то важные сферы жизни будут хромать.

Почему важно быть умным

Любой человек может задать вопрос: «Зачем развивать мышление и становиться умнее? Я и так не глуп, голова неплохо варит. Так почему же просто не поддерживать свой интеллект на текущем, пусть и не гениальном, уровне?» Ко всему прочему, есть и немало людей, совершенно не задумывающихся о развитии мышления, не говоря уже о тех, кто по своим собственным соображениям предпочитает никак не развиваться.

Безусловно, даже без развития ума можно вполне себе неплохо жить и даже умудряться зарабатывать немалые деньги; жить жизнью, в которой все устраивает, где нет особых проблем, где и так все дается без серьезных усилий. Но что будет, если мы копнем глубже и посмотрим, как на самом деле обстоит ситуация с теми, кто не желает интеллектуально расти.

Несколько слов о глупости

В жизни каждого из нас есть период, когда он живет, не используя свой ум. Этот период называется детством. Ничего не нужно решать, все делают родители, если есть какая-то проблема, достаточно порыдать и проблемы сразу же не станет. Затем человек взрослеет и, казалось бы, должен начать применять свой ум, но, как ни странно, не пересчитать тех, кто хочет, чтобы все оставалось так, как было в детские годы.

Не нужно ни о чем думать. Можно сделать так, чтобы за тебя думали другие. И сделать так очень просто – можно:

  • оставаться на родительской шее и озадачивать предков своими проблемами и заботами;
  • удачно выйти замуж или жениться и перевешивать все хлопоты на вторую половину;
  • найти могущественного покровителя и «позволить» ему заботиться о себе.

Практика показывает, что это в действительности работает, и для этого не нужно иметь большого ума. Это и говорит о том, что жить, словно паразит, присосавшись к чужому уму, можно. Но это чревато последствиями, ведь за все в этой жизни приходится платить. В случае с описанным подходом чаще всего расплачиваться приходится личной свободой.

Свобода же – один из самых ценных ресурсов, которыми обладает человек, вместе со здоровьем и временем. Это и приводит к первому очень важному выводу: развитие ума – это возможность сохранить личную свободу и неустанно расширять ее границы.

Ум как путь к свободе

Если человек адекватен, он будет дорожить своей свободой, ведь именно она позволяет наслаждаться жизнью, самостоятельно делая выбор и принимая решения, которые важны тебе. Получается, что наличие ума дает человеку возможность:

  • поступать так, как он считает нужным;
  • выбирать профессию;
  • выбирать, как зарабатывать на жизнь;
  • решать с кем, где и как жить;
  • управлять своим временем;
  • решать на что тратить свое время и т.д.

Согласитесь, если все это зависит исключительно от вас, живется намного лучше, легче и интереснее, чем если бы кто-то за вас это решал, не правда ли?! А это дарит и уверенность в себе, и душевное спокойствие, и ощущение радости от жизни. И все это – от ума! Но и это не исчерпывает всех преимуществ развитого интеллекта.

Ум как инструмент

Ум предлагает прекрасную возможность достигать поставленных целей и воплощать в жизнь мечты, и делать это с минимумом временных и энергетических затрат. Какими бы ни были желания и стремления человека, развитый интеллект позволяет реализовывать самые смелые м масштабные задумки и проекты.

Бытует мнение, что для достижения целей нужны связи, деньги, таланты… Но нет! Все, что нужно, – это ум и развитое мышление. Это является основополагающим фактором успеха. Конечно, в жизни полно трудностей, и порой приходится переживать неудачи и терпеть поражения, но и здесь на выручку приходит ум, ведь умный человек, несмотря на все «палки в колеса», всегда сможет подняться на ноги и продолжить свой путь.

Ум служит тем, что заставляет и помогает держать заданный курс. Не спорим, в жизни никогда нет никаких гарантий, что все пойдет, как по маслу, но развитое мышление во сто крат повышает шансы на успех, ведь, применяя его, человек задействует максимум своих возможностей и постоянно расширяет их.

Даже с сугубо практической точки зрения развитое мышление играет только на руку. Кем бы все мы были, если бы не могли мыслить? Наверное, человечество все так же оставалось бы на первой ступени своего развития. Однако именно наличие ума помогло неандертальцу стать тем, кем он является сегодня – высокоинтеллектуальным организмом с неисчерпаемым потенциалом. Посмотрите на мир вокруг, на науку и технологии – все сразу встанет на свои места.

Ум как возможность познания бытия

И чтобы завершить философствования на тему того, зачем нужно быть умным, стоит затронуть еще один вопрос – вопрос познания окружающего мира и самопознания. Недалекий человек, не способный видеть дальше собственного носа, никогда не задумается о том, кто он (в глубинном понимании), для чего он живет, каков смысл его жизни и жизни вообще; он не предпримет даже попытки ответить на вопросы о мире и вселенной.

Но если человек обладает умом и заботится о развитии своего мышления, все существующее, включая его самого, представляет для него загадку, требующую разгадки. И пусть далеко не все получится узнать, зато на этом пути умного человека ожидает множество интересных открытий, превращающих жизнь в увлекательное путешествие.

Интеллект – это созидательная энергия, направляющая человека на поиск ответов на важные вопросы, например:

  • В чем смысл жизни?
  • Что для меня главное в жизни?
  • Какова моя миссия?
  • В чем мое предназначение?
  • По каким законам живет вселенная?
  • Из чего складывается духовное развитие?
  • Как развиваться духовно?

И этот список можно продолжать еще очень и очень долго, но суть не в этом. Суть в том, что поиск ответов даже на пару предложенных вопросов наполняет человека – избавляет от внутренней пустоты, ощущения бренности и бессмысленности бытия, депрессий, которые так часто беспокоят современных людей.

Думаем, перечисленного достаточно, чтобы убедиться в необходимости развивать мышление и становиться умнее, хотя, как ни странно, к такому пониманию приходят далеко не все. Но давайте оставим это на совести тех, кто развиваться не хочет. Мы с вами становиться умнее хотим и это для нас более важно, поэтому начнем разбираться, как становиться умнее.

4 распространенных мифа об интеллекте

Не верьте всему, что вам говорят про интеллект! Многие постулаты давным-давно устарели и были опровергнуты, но до сих пор “гуляют” в массах. Например, миф о том, что человек использует лишь 3 % своего мозга. Ученые выяснили, что это не так, но людям так нравится эта идея, что они не готовы с ней расстаться.

Вот еще несколько распространенных заблуждений об интеллекте.

Миф 1. Если у вас хороший от природы интеллект, его не нужно развивать.

Люди рождаются с разными умственными способностями – это факт. Однако это не значит, что кто-то будет пахать как лошадь, а кто-то – всю жизнь пользоваться тем, что досталось ему случайно. Если интеллект не развивать, он очень быстро деградирует.

Хорошие интеллектуальные данные стоит рассматривать как аванс, который поможет вам быстрее достичь высоких результатов. Если, конечно, упорно работать и заниматься развитием. И уж точно нельзя использовать их как корм для тщеславия и высокомерия.

Миф 2. Чем старше человек становится, тем сложнее ему развивать интеллект.

В детстве, пока мозг человека еще не до конца сформирован, он очень восприимчив и гибок, как пластилин. Когда завершается формирование всех отделов и структур, мозг утрачивает свою первоначальную гибкость. Происходит это к 15–17 годам. Затем уже возраст не оказывает особого влияния на развитие интеллектуальных способностей. Имеет значение лишь то, занимался человек до этого или нет.

Миф 3. Можно эффективно развивать интеллект, углубляясь лишь в одну область.

Из этого мифа вытекает еще один, очень вредный, – “Школьные знания нам не пригодятся в жизни”. Вам наверняка приходилось слышать или читать рассуждения в духе “А зачем мне, вообще, математика? Что я буду делать с этими формулами?” Или “Мне не нужна биология, я не собираюсь быть ботаником”.

Они в корне неверны. Даже если сами знания вы не будете использовать в повседневной жизни, процесс их получения формирует ваш интеллект. В разных науках используются совершенно разные принципы, методы и подходы. Изучая их, вы формируете развернутую картину мира и учитесь смотреть на вещи с разных сторон.

Миф 4. Развив интеллект до максимально высокого уровня, можно расслабиться и больше им не заниматься.

Все сознательные психические функции и процессы требуют постоянной тренировки. Нельзя прийти в одну точку и остаться в ней навсегда. Можно либо идти вперед, либо катиться назад.

Да и человек вряд ли сможет остановиться, когда достигнет высокого уровня. Потому что эффект от такого развития просто ошеломительный и с лихвой окупает затраченные усилия. Так что если вы чувствуете, что хотите прекратить занятия, значит, до высокого уровня вам еще очень далеко.

Секреты развития интеллекта

Развитие интеллекта

Перед тем, как начать развивать свой интеллект, нужно усвоить одно правило: занятия должны быть комплексными, регулярными. В пример можно привести спорт. Для улучшения состояния здоровья нужно отказаться от вредных привычек, добавить физическую активность, например, купив абонемент в спортзал или бассейн. Так же происходит с развитием эмоционального интеллекта и умственных способностей. Не нужно думать, что для развития хватит редкого чтения или решения задач. Нужны комплексные действия, подразумевающее наличие теории и практики.

Многие понимают важность развития умственных способностей. Однако ничего не делают в этом направлении. Виной всему лень, нежелание менять привычки и покидать зону комфорта. К тому же, большинство людей хочет найти легкие пути решения проблем, а не напрягаться, работая над собой. Именно эта особенность человеческой натуры побуждает покупать разрекламированные средства или тренажеры для похудения.

Для достижения цели нужны усилия, дисциплина, сила воли. Только с помощью этих качеств можно заставить себя регулярно выделять время на развитие ума.

Уровень

Самым известным является тест Айзенка. Его проходят как дома, так и под наблюдением опытного психолога. Первый вариант более простой и быстрый, а второй позволяет получить объективные показатели.

Максимальный балл составляет 160 – это самый высокий интеллект. Средний показатель находится в пределах 100-110. Меньше 80 – низкий. Выше 130 имеют на планете только 2,2% людей. Можно ли повысить IQ? Это возможно с помощью различных эффективных методов.

История появления IQ- тестов

Кто же первым додумался измерять человеческий ум? Считается, что к созданию системы интеллектуального «сканирования» причастны трое ученых: британский психолог Ганс Айзенк, философ и психолог из Германии Уильям Штерн, а также Альфред Бине, юрист и психолог из Франции.

Появление метода определения умственных способностей с помощью тестов можно назвать курьезным. В начале 20 века во Франции уровень развития ребенка определяли по… размеру черепа. Основатель первой в стране лаборатории экспериментальной психологии Альфред Бине, который увлекался именно детской психологией, понимал, что параметры головы не имеют отношения к тому, насколько развит ребенок.

Бине разработал, а затем опробовал на своих дочерях-подростках придуманную им методику тестирования детского интеллекта. Для этого ученый выбрал два основных параметра — возраст и уровень образования. Вместе с коллегой Теодором Симоном, они создали первую в мире шкалу умственного развития, которой впоследствии было присвоено название «шкала Бине-Симона».

В 1912 году шкалу французских ученых усовершенствовал Уильям Штерн. Он же в 1916 году ввел термин IQ.

Штерн первый из психологов напрямую связал зависимость умственного развития ребенка от его способности к познанию. Ученый определил, что развитие каждого человека с раннего возраста происходит индивидуально и может быть разным в зависимости от возрастных периодов и методов умственного воспитания. Кстати, большое значение в повышении умственных показателей растущего ребенка Бине придавал играм.

Идеи Бине и Штерна подхватил Ганс Юрген Айзенк, который предложил использовать систему определения детских умственных способностей для интеллектуального тестирования взрослых. Позднее кроме IQ-тестов Айзенка появились и другие, но методика английского ученого считается самой эффективной и точной.

Споры вокруг IQ

Что такое IQ-тесты? Это набор из нескольких десятков заданий, которые нужно выполнить за отведенное время. Такую методику определения уровня умственных способностей многие до сих пор считают спорной.

Одни специалисты полагают, что ограничение по времени, как правило, мобилизует мозг, человек начинает лучше соображать и быстрее решать задачи. В обычных условиях этот же интеллектуал может начать «тупить» и не справиться с более простым тестом. А у некоторых все происходит с точностью наоборот.

Другие эксперты считают, что IQ демонстрирует не знания, а особую гибкость мышления, способность тестируемого логически мыслить, рассуждать, находить не ответы на поставленные вопросы, а пути поиска к ним. Но это дано не каждому. Айзенк сам признавал, что IQ-тесты требуют навыков и не рассчитаны на глубокие знания предмета. Если вы мыслите нестандартно, результаты вашего тестирования могут оказаться ниже среднего.

Третья категория ученых уверена, что неоднократное прохождение одного и того же теста позволяет освоить и запомнить принципы решения задач. Поэтому уже с третьего или четвертого раза можно дойти до уровня «гениальности». Такие тренинги рекомендуют проходить, например, перед важными собеседованиями, на которых нередко используются IQ-тесты.

Существуют также доводы о том, что уровень интеллекта — результат наследственности. Но противники этой теории возражают — врожденный ум со временем можно натренировать.

И, наконец, многие ученые обнаруживают прямую связь между уровнем интеллекта и социальным положением человека, его окружением, уровнем доходов, а также качеством здоровья и профессией, которой он владеет. Не последнюю роль в этом вопросе играет возраст. По некоторым данным пик интеллектуального развития приходится на 26-27 лет. Однако факт дальнейшего его снижения многие ученые считают неоднозначным.

В целом психологи и другие специалисты не рекомендуют для определения умственных способностей человека полагаться только на показатель IQ. Все-таки, объясняют они, интеллект такое широкое и глубокое понятие, что его невозможно ограничить рамками типовых тестов.

Как развить интеллект ребёнка-дошкольника?

Идеальная ситуация, когда вы решили целенаправленно развивать интеллектуальные способности дошкольника, скажем, в 4-6 лет. И не просто делегировали это занятие воспитателям или репетиторам, а нашли время, чтобы заниматься вместе с ребёнком.

Прежде чем хвататься за все возможности для дошкольного развития, давайте определимся с базовыми способностями, которые нужно развивать.

Базовые интеллектуальные способности, которые нужно развивать у детей

Развивайте практический и эмоциональный интеллект дошкольника, его творческое и логическое мышление осознанно, с пониманием, над чем предстоит поработать. Детям в возрасте пяти-семи лет крайне необходим тренинг:

  • восприятия – познавательного процесса (бывает простым, сложным и специальным в отношении абстрактных понятий – времени, движения, событий);
  • памяти – основы основ, без чего невозможно дальнейшее эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • внимания: увлекательные умственные активности помогают в формировании произвольного внимания; задача родителей – «переключить» ребенка с непроизвольного внимания в процессе игры на произвольное для лучшего восприятия и усвоения новой информации.

Попробуйте наши игры и упражнения на тренировку внимания и памяти.

Какой именно интеллект дошкольника будем развивать?

Вопросы развития эмоционального и социального интеллекта являются предметом отдельной статьи.

Мы же поговорим преимущественно о том, как развивать умственный интеллект (логико-математический и пространственный) и житейский интеллект (здравомыслие и сообразительность).

Интеллект, сила ума реализуются через ряд способностей, которые желательно развивать с раннего детства:

  • познавать и обучаться;
  • анализировать информацию для ее систематизации и качественного усвоения;
  • способность мыслить логически;
  • находить закономерности и отличия в получаемой информации, выстраивать ассоциации с усвоенными ранее фактами.

Засомневались, сможете ли справиться со всем этим самостоятельно? Но вы ведь не из тех, кто станет пасовать перед трудностями. Иначе не стали бы читать наш материал.

Направьте первые усилия на развитие образного мышления, логико-математических, аналитических способностей на базовом уровне.

С помощью ЛогикЛайк вы без труда сделаете занятия увлекательным совместным времяпровождением. Превратите развитие интеллектуально-творческих способностей в веселую игру, и ваш ребенок научится осваивать и усваивать тонны информации.

Задания и упражнения для развития интеллекта дошкольника

  • Загадки на логику и смекалку. Отгадывание загадок развивает логическое мышление, концентрацию внимания и память. Основная польза ребусов, шарад и прочих загадок – это эффективный тренинг для мозга. Такие упражнения на развитие интеллектуальных способностей станут чем-то наподобие разминки перед занятиями спортом (только качаться будут не мышцы, а мозг).
  • Логические задачи (5-6 лет, 6-7 лет). Если загадки – это тренировка в первую очередь, скорости мысли, то задачи – это уже занятия на выработку навыка глубоко и разносторонне анализировать ситуацию, на развитие гибкости мышления и сообразительности. Задачи на логику хорошо тренируют способность удерживать в уме сразу несколько условий и формируют навык выработки собственного подхода к поиску правильного или лучшего ответа.

Советы

Итак, мы с вами определились, что давать мозгу отдых нужно только во время сна, в остальное время его нужно больше нагружать разными задачами. Рассмотрим, как можно развить свой IQ.

Будите свою логику

Логическое мышление – важная составляющая интеллекта. Поэтому нужно не давать логике засыпать в повседневной суете. Для этого решайте логические загадки. Есть множество книг для развития логики начиная с 3-летнего возраста. Тренируйтесь сами и со своими детьми, решая интересные задания.

Запоминайте и не забывайте

Иначе говоря, старайтесь тренировать свою память – это лучший способ повысить свои интеллектуальные способности. Для этого ищите задания на запоминание расположения фигур, точек, слов и словосочетаний. Затем проверяйте себя сразу, через определенное время. Есть и другие способы развития памяти.

Общайтесь, отвечая на сложные вопросы

В формулировании ответов на сложные вопросы вы развиваете аналитику. Например, среди своих единомышленников вы можете организовать дискуссию на тему “зачем людям 2 глаза” или “как начать бизнес с маленьким капиталом”. Многие считают это пустой болтовней, но, как показывает практика, в такой болтовне люди находят много полезного и все-таки действительно начинают бизнес с нуля!

Полюбите математику

Вот что действительно помогает развивать IQ, так это занятия математикой. сопоставление чисел, понимание цифровых комбинаций, решение различных задач развивает стратегию, аналитику и логику.

Существует очень много правил математики, которые действуют в повседневной жизни, но мы о них и не догадываемся. Например, правило “оптимальной остановки” применимо, когда нужно сделать выбор из нескольких величин (предметов, человек и т. д.). По этому правилу следует сразу рассмотреть 36,8 % представленных величин, отвергнуть их и выбрать первый, который покажется лучше отвергнутых.

Как стать умнее и повысить уровень интеллекта: советы и упражнения для развития IQ
Математика для развития интеллекта

Игра на музыкальном инструменте

Проводилось множество исследований на тему, как музыка воздействует на мозг и развивает интеллект. Помимо того, что человек, который слушает и воспроизводит классическую музыку, становится добрым и спокойным, он еще и развивается.

IQ развивает не прослушивание музыки, а именно игра на инструменте. Особенно на таких инструментах, как фортепиано, скрипка, гитара, аккордеон, бандура и других, где руки выполняют разные движения.

Креативьте

Творческое, креативное мышление сейчас в цене. Старайтесь к решению разных задач подходить креативно. Например, при принятии решения нарисуйте проблему, изучите каждую закорючку и запишите все ассоциации, которые у вас возникают. Затем сопоставьте все слова, найдите решение, новый подход к проблеме.

Этот метод не новый. Так действовал еще Леонардо да Винчи. Именно он начал так делать зарисовки своих всемирно известных работ.

Начинайте учить иностранные языки

Это нужно делать не только, чтобы быть образованным, но также чтобы развивать свой мозг и интеллект. Читайте книги на иностранном языке, старайтесь разговаривать самыми простыми фразами. Идеально, если найдете носителя языка.

Банально просто – высыпайтесь

Давно известно, что для хорошей работы мозга ему нужно отдыхать, иметь время для переработки информации. Исследования головного мозга показали, что в фазе медленного сна орган осваивает задачи фактической памяти: даты, определения и другие учебные вопросы. В фазе быстрого сна мозг осваивает действия человека, поведения, отложенные в памяти.

Эти способы помогут легко развивать IQ, если вы зададитесь целью. Поэтому не теряйте времени и приступайте к улучшению когнитивных способностей!

Устраивайте мозговой штурм

Можно проводить в группе с друзьями, коллегами, родственниками или наедине с собой. Это упражнение развивает не только общие интеллектуальные способности, но и креативность.

Обращайтесь к нему, когда нужно решить непростую жизненную или рабочую ситуацию, и используйте просто как тренировку, решая абстрактные проблемы.

Как выполнять: сформулируйте проблему, запишите как можно больше вариантов ее решения (все, что приходит в голову, даже самое фантастическое), проанализируйте все варианты и найдите лучший. При отборе итогового варианта можно соединять части разных идей.

Танцуйте

Исследователи из Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна в Нью-Йорке определили, что танцы не только поддерживают тело в отличной форме и улучшают настроение, но и развивают интеллект. А также это отличная профилактика старения мозга и заболеваний типа болезни Альцгеймера или старческого слабоумия.

Психиатры отмечают, что от танцев мозг становится пластичнее, улучшается память.

Ежедневно занимайтесь спортом

Регулярные, умеренные физические нагрузки улучшают когнитивные функции. Исследователи, используя методы нейровизуализации, продемонстрировали влияние физических упражнений на работу мозга.

Активные движения улучшают кровоток, увеличивают потребление кислорода, нейтрализуют гормоны стресса, усиливают обмен нейромедиаторов.

Исследователь Л. Д. Назаренко отмечает, что высокий интеллект связан с успехами в спорте. Люди с высоким IQ достигают больших высот, потому что умеют ставить правильные цели, достигать их, поддерживать мотивацию и самодисциплину. Но справедливо и обратное — занятия спортом развивают интеллект.

  1. Во-первых, человек осваивает новое — техники упражнений.
  2. Во-вторых, он учится ставить цели и составлять план их достижения, анализировать, прогнозировать.

Выберите тот вид спорта или комплекс упражнений, который вам нравится. Не нужно принуждать себя к чему-то.

Читайте

Художественная литература развивает воображение, научная — расширяет кругозор. А в целом чтение улучшает память, расширяет словарный запас.

Если вы будете каждый день читать хотя бы по полчаса перед сном, то через 2-4 недели заметите, что вы стали быстрее и четче формулировать мысли. Ваша речь станет красивее и богаче, вы будете быстрее находить ответы на вопросы и решения проблем.

6 ФАКТОРОВ ОБРАЗА ЖИЗНИ, КОТОРЫЕ СНИЖАЮТ IQ

Нет особого смысла предпринимать меры по повышению IQ, о которых мы только что рассказали, если другие привычки образа жизни саботируют ваши усилия. Эти действия, нарушающие работу мозга, и со временем приводят к снижению IQ.

1. Не курите

Исследования показывают, что курение снижает ваш IQ на 7 пунктов. Курящие юноши имеют более низкий IQ, чем их некурящие сверстники. Исследование, опубликованное в 2010 году, показало, что средний IQ молодого некурящего мужчины составлял около 101, в то время как средний IQ молодого мужчины, который курил, составлял 94. Кроме того, количество выкуренных сигарет также имеет значение. У тех, кто выкуривал больше пачки сигарет в день, IQ составлял около 90 баллов.

2. Воостановите сон

Бессонница поражает примерно половину взрослого населения. Регулярное недосыпание подрывает здоровье и функции вашего мозга в долгосрочной перспективе. Она также снижает ваш IQ. По данным Центра исследования сна при Университете Лафборо, каждый час менее рекомендованных восьми часов в сутки может снизить ваш IQ на одно очко. Они выпустили беспощадный отчёт с шокирующим выводом: «Регулярная потеря двух часов сна за ночь может привести к тому, что человек со средним IQ станет погранично отсталым».

3. Пейте алкоголь в умеренном количестве

Умеренное употребление алкоголя способствует общему здоровью и долголетию. Он также может защитить ваш мозг и сохранить умственную работоспособность с возрастом.

Алкогольные напитки регулярно употребляют в трёх странах с наибольшим количеством долгожителей — во Франции, Италии и Японии. Умеренно пьющие пожилые люди снижают риск развития слабоумия до 60%.

Но при чрезмерном употреблении алкоголя наносится вред вашему мозгу и заметно снижается IQ.

4. Избегайте фтора.

Большинство зубных паст и ополаскивателей полости рта содержат добавленный фтор для предотвращения кариеса. Но это считается весьма спорной практикой, поскольку фтор — известный нейротоксин, связанный с расстройствами внимания, болезнью Альцгеймера, аутизмом, депрессией и дегенерацией нервной системы. Десятки исследований коррелируют фторид со снижением IQ как у взрослых, так и у детей.

Легко найти зубные пасты без фтора.

А также фтор могут добавлять в водоснабжении. Проверьте, добавляет ли ваше местное водоснабжение фтор, и если это так — рекомендую приобрести специализированный фильтр для его удаления. Обратите внимание, что большинство фильтров неэффективны для удаления фторида, даже те, которые уверяют, что они это делают.

5. Никакой многозадачности

Большинство людей берут на себя несколько задач одновременно, пытаясь сделать больше. Но многозадачность лишь снижает вашу продуктивность. Переключение между задачами приводит к снижению производительности на 40%.

Ведь прерывание одной задачи, чтобы мгновенно сосредоточиться на другой, приводит к снижению концентрации внимания, способности к обучению и умственной работоспособности.

Это утомительно для ума и увеличивает стресс и разочарование, из-за чего вы усерднее работаете, а в итоге делаете меньше.

Многозадачность временно снижает IQ на 15 баллов.

6. Избегайте одиночества.

Чем умнее люди становятся, тем более предпочтительнее относятся к одиночному времяпровождению. Особенно это касается интровертов. Но в одиночестве можно зайти слишком далеко. Обзор исследований доказал, что одиночество может иметь значительное негативное влияние на интеллект, в том числе на результаты тестов IQ. ( 46 )

Простые советы, если тебе кажется, что ты не слишком умён

Если вы задаетесь вопросом, достаточно ли умны и на этот счет расстраиваетесь, то ознакомьтесь с нижеприведенными рекомендациями:

  • Не сравнивать себя с остальными. В эпоху глобализации милая школьница Аня из 11 В класса может наткнуться в инстаграме на фото американской модели с большими губами и разочароваться, что у неё нет таких. Она устроит скандал родителям или, хуже того, в тихую накачает себе ботокс в салоне красоты. Пресса пестрит подобными историями. Сопоставления зачастую эмоциональны.
  • Не боготворить авторитетов. Обычно, учителя являются таковыми, ведь они порой могут оценить способности ученика точно. Однако, увы, преподаватели тоже ошибаются. То, что Аня плохо решает уравнения, ещё не значит, что она — неспособная пианистка.
  • Определить, тем ли я занимаюсь. Бывает так, что «не моё», и всё на этом. Не получается играть в шахматы? Возможно, получится в шашки.
  • Верить в себя. Гёте назвал веру в себя «волшебством», ибо только при её наличии можно воплотить мечты в реальность. Немецкий писатель доказал, что он прав.
  • Выяснить, что послужило причиной сомнений. Это заключительный пункт, потому что он взывает к прочтению предыдущих. Он — трюизм, однако очевидности не так просты в понимании, как кажутся. Не стоит тащить на себе бремя этого чувства или смиряться с ним. Его нельзя предать забвению. Оно не менее важно, чем любовь. Душевная рана требует лечения.

Парадокс в том, что умные люди обычно недооценивают свои способности. Так что само по себе сомнение в своём интеллекте может быть индикатором его развитости, но оно всё равно вредно, ибо затормаживает начинания человека. Кроме того, неуверенность прививается обществом, особенно юношам. Всякого учили быть скромнее и не претендовать на звание лучшего.

Гениями становятся. Это значит, что даже если человек не ощущает себя гением, то у него есть воистину привлекательная возможность им стать.

Заключение

Сегодня мы рассказали о множестве интересных вещей, но среди них нет ни одного упоминания того, что кто-то по какой-то причине не может стать умнее. Мы хотим сказать, что никакие обстоятельства, никакие мнения со стороны и даже никакие гены и научные исследования не должны быть для вас преградой к личностному и интеллектуальному росту.

Поверьте, любой человек может развиваться и становиться лучше. Решающую роль играет желание расти, расширять границы и познавать. И это не просто мотивация, а факт, которому можно найти массу подтверждений в истории. Знаете ли вы, что:

  • Уинстона Черчилля не перевели из шестого класса в седьмой, а став взрослым, он долго не мог занять ни одного политического поста.
  • Томасу Эдисону говорили, что он настолько туп, что ему нет смысла учиться, а прежде чем создать рабочую лампочку, он ошибся сотню раз.
  • Стивену Спилбергу трижды не удавалось поступить в университет, о котором он мечтал, и впоследствии он даже бросил учебу.
  • Уолта Диснея уволили с одной из первых работ, посчитав его человеком без воображения и толковых идей.
  • Альберт Эйнштейн произнес первое слово лишь в четыре года, писать начал в семь лет, а учителя называли его умственно отсталым.
  • Чарльз Дарвин ничем не выделялся в школе, и учителя считали его совершенно посредственным учеником.
  • Дика Чейни два раза отчисляли и Йели, но это не помешало ему позже занять пост вице-президента США.
  • Сидни Пуатье после первой кинопробы сказали, что он никудышный актер и его место у раковины с грязной посудой.
  • Харрисону Форду после его первых съемок сказали, что он ничего не добьется, и порекомендовали отказаться от актерства.
  • Джеймс Дайсон впервые создал работающий прототип пылесоса, но этот прототип был 5127 по счету – 5126 оказывались неудачными.

Перечисленные люди (их список, кстати, можно продолжать еще очень долго) служат прямым доказательством тому, что становиться умным и достигать целей можно и нужно, независимо не от чего. Хотите развивать мышление – все в ваших руках! Нет никаких препятствий, которые помешали бы вам, если вы на самом деле этого желаете!

Безусловно, в нашей статье мы не затронули массы других важных вопросов о развитии интеллекта, но этого и не требовалось, ведь у нас уже есть материалы, которые раскроют вам, если уж не все, то многие секреты того, как становиться умным.

Далее вы найдете ссылки на полезные материалы нашего сайта, посвященные развитию мышления, с огромным количеством советов, рекомендаций, техник и упражнений, которые позволят вам стать умнее. Но прежде мы хотим предложить вам пройти хотя бы одну (а еще лучше – обе) из наших обучающих программ по развитию мышления:

  • Нейробика – курс по тренировке и развитию мозга
  • Когнитивистика – курс по освоению более 20 техник мышления

И, конечно, для самых любознательных и дотошных – ссылки на все научные источники, информацию из которых мы использовали при написании статьи. Читайте и разбирайтесь во всем.