Понятие и суть

Фото 1
Изучением психологии эмоций и эмоционального интеллекта ученые занимаются с 1990 года. Тогда Питером Саловеем и Джоном Майером для научного журнала была напечатана статья под названием Emotional Intelligence.

В этой работе впервые был упомянут термин «эмоциональный интеллект». Исследователи выразили свое мнение относительно этой способности, расписали ее особенности.

Через 5 лет известный журналист Дэниел Гоулман, работавший на New York Times, издал книгу «Эмоциональный интеллект», которая продержалась на первых позициях бестселлеров 1,5 года. С этого момента исследователи начали активно изучить способность, предлагать различные теории, модели развития.

Эмоциональный интеллект (ЭИ) — совокупность навыков, способностей, с помощью которых человек может понимать собственные и чужие чувства, учиться управлять ими.

Эмоции — кратковременные психические проявления, которые возникают под воздействием внешних или внутренних раздражителей. Зарождаются они просто — из окружающего мира приходит сигнал, который активизирует работу определенных отделов головного мозга.

ЭИ важен для любого человека, поскольку влияет на разные сферы жизни:

  1. Физическое здоровье. Если человек не научится управлять собственными эмоциями, он будет испытывать стрессы, апатию, депрессию. Такие проявления могут серьезно повлиять на физическое здоровье. Чтобы улучшить общее состояние, нужно научиться переключать внимание с негативных моментов на что-то другое.
  2. Отношения с другими людьми. Если не контролировать собственные эмоции, это может привести к возникновению ссор, конфликтов, спорных ситуаций, что негативно отразится на рабочем, учебном процессе, построении дружеских отношений.
  3. Психологическое здоровье. От неконтролируемых эмоций, стрессов, апатий, депрессий страдает психика человека. Если не получается чувствовать себя комфортно, спокойно, повышается уязвимость перед психическими нарушениями, тревожными проявлениями.
  4. Успеваемость. Это касается процессов обучения или работы. Если эмоциональный интеллект хорошо развит, человек сможет быстро освоиться на любом рабочем месте, заслужить уважение коллег, возглавить коллектив. Это же касается успехов в школе, техникуме и т. д.

Основные навыки эмоционального интеллекта:

  1. Умение управлять эмоциями. Такой навык доступен только на высшем уровне развития ЭИ. Если человек умеет управлять эмоциями, его трудно разозлить, вывести из себя, спровоцировать на конфликт. Он сможет погасить агрессию, негативную энергию других людей, разрешить спорную или конфликтную ситуацию без применения силы.
  2. Эмпатия. Помогает комфортно ощущать себя в любой большой социальной группе. При этом легко улавливать эмоциональные сигналы отдельных участников группы.
  3. Знание собственных сильных и слабых сторон. Если человек знает, как проявляются его эмоции, от чего они зависят, ему будет комфортнее жить.
  4. Умение общаться. Без общения с социумом начинается ассоциализация, которая может привести к развитию психологических отклонений. С помощью навыков общения человек может не только обмениваться информацией, опытом, но и воздействовать на других людей, побуждать их к действиям, успокаивать при агрессивном поведении.

Краткая история

В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом.
В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно.
Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ». Однако люди, видевшие тот самый первый экземпляр, утверждают, что ни о чем таком там речи не идет. Так или иначе малоизвестный в России Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области эмоционального интеллекта в мире.

Модель Майера-Саловея

Модель Рувена Бар-Она

Модель Гоулмана


Все модели перекликаются друг с другом, содержат в своей основе одни и те же компоненты, но каждый из психологов привнес что-то свое.

Теории ЭИ

Рассмотрим две теории ЭИ, предложенные психологами Люсиным и Холлом.

Гипотеза Люсина

Психолог Люсин Д.В. (Россия) в 2004 году предложил модель эмоционального интеллекта, выделив в ее структуре две составляющие:

  • Способность к идентификации и управлению эмоцией. Человек осознает свое чувство, дает ему название, видит причину его возникновения. При этом эмоция личностью управляема – она может быть снижена по накалу, устранена или не выражена внешне.
  • Направленность к эмоциям своим или других людей.

Автор на основании указанных компонентов выделяет два типа ЭИ:

  • Внутриличностный – понимание и управление своими чувствами.
  • Межличностный – осознание и управление эмоциями окружающих.

На основе своей теории Люсиным Д.В. разработан опросник ЭмИн – методика, позволяющая оценить уровень эмоционального интеллекта. Опросник состоит из 46 вопросов, на которые испытуемый дает ответы, коррелирующие степень его согласия с предложенными утверждениями по 4х-бальной шкале.

Теория Холла

Альтернативная методика тестирования уровня ЭИ разработана Холлом. В данном случае опросник состоит из 30 позиций и ответы оцениваются по шестибалльной шкале.

Прохождение анкетирования позволит тестируемому понять:

  1. Осознает ли он испытываемые эмоции и причину их появления.

  2. Может ли он контролировать чувства.

  3. Имеет ли влияние на других людей.

  4. Каков его уровень эмпатии.

  5. Возможности к самомотивации.

Обе методики применяются в психологии и широко представлены в сети интернет для прохождения в онлайн режиме.

Применение эмоционального интеллекта в жизни

Хотите вы того или нет, но вы испытываете эмоции в любой ситуации: при общении с человеком, в картинной галерее, супермаркете. Поэтому вы каждый день применяете эмоциональный интеллект, разница только в том, насколько высок его уровень.

Вы, и только вы решаете, какие эмоции и чувства испытывать в любой момент. Хотите испытывать обиду и раздражение — пожалуйста. Желаете радоваться жизни и с оптимизмом смотреть в будущее — этого вы тоже можете достичь. Вы будете спокойны и уравновешены, если будете разбираться в своих эмоциях и начнете их контролировать.

Но зачем тогда понимать эмоции других людей? Разве недостаточно разбираться в своих и научиться ими управлять? Мы общаемся с людьми каждый день в той или иной форме, поэтому понимать, что человек чувствует и почему — это ключевой момент в построении хороших, гармоничных отношений. Вы можете быть не особо талантливым человеком и обладать не выдающимся интеллектом, но если вы умеете общаться с людьми и они уважают и ценят вас, то добьетесь огромного успеха.

Составляющие эмоционального интеллекта

Исследуя природу эмоционального интеллекта, ученые пришли к выводу, что он состоит из нескольких составляющих. Были предложены разные способы разделения, но наиболее точной и правильной на сегодняшний день считается модель Майера-Саловея-Карузо. Согласно данной модели, эмоциональный интеллект состоит из 4 составляющих:

1. Осознанность. Понимание собственных эмоций – ключ к тому, чтобы суметь взять их под контроль, значительно развить силу воли и избавиться от лени.

2. Самооценка. Адекватное восприятие своих способностей помогает стать более решительным, перестать зависеть от окружающих и научиться лучше контролировать собственное поведение.

3. Мотивация. Человек с высоким EQ всегда стремится к саморазвитию и самоактуализации. Здесь присутствует и обратная связь – непрерывно развивающийся человек повышает собственный EQ.

4. Адаптивность. Развитый эмоциональный интеллект позволяет человеку быстрее вливаться в новый коллектив, легче переносить стресс, принимать правильные решения, находясь под давлением обстоятельств.

№ 1. Самосознание

Это способность распознавать эмоции, поскольку именно они «происходят», выплескиваются во внешний мир и являются основой нашего психологического состояния. Развитие самосознания требует поиска ключей к вашим истинным чувствам. Если вы можете дать оценку своим эмоциям, назвать их, то вы сможете ими управлять.
Девятиклассница Кристина внезапно расплакалась на перемене между русским языком и химией. Одноклассники пытаются понять, что стало причиной резкого ухудшения состояния.
— Крис, тебе грустно? — сочувственно вздыхает Женя.
— Не зна-а-а-ю, — всхлипывает девочка.
— Может быть, у тебя что-то болит? — интересуется реалистка Маша.
— Нет, ничего у меня не болит! — огрызается сквозь слезы Кристина.
— Ну а что тогда?..
Может оказаться, что это чувство никак не связано с грустью, а напрямую со страхом. Девочка чувствует себя очень неуверенно на химии, в этот раз она совсем не успела подготовиться к уроку, и теперь ей стыдно за упущенную возможность, страшно, что ее спросят — она опозорится перед классом и учителем, и обидно, что все так получилось.
Методы работы со страхом совсем иные, чем с грустью. Умение понять, что именно не так — залог успешной борьбы с причинами явления и их последствиями.
Основные элементы самосознания:

  • Эмоциональное сознание. Ваша способность распознавать собственные эмоции и их проявления-эффекты. Например, если вам страшно — начинают потеть ладони, перед истерикой поднимается температура, если вы неуверенно себя чувствуете — постоянно мнете руки, а когда вы близки к тому, чтобы сорваться и накричать на кого-то — хмурите лоб и напрягаете скулы.
  • Уверенность в себе. Адекватная самооценка и понимание своих возможностей.

№ 2. Саморегулирование

Вы всегда контролируете свои эмоции, даже если кажется, что это не так. Какими бы сильными не были переживания, вы можете продлить или сократить время их действия, используя некоторые методы. Гнев «лечится» анализом ситуации, беспокойство — составлением плана, грусть — тем же пересмотром ситуации в позитивном ключе, прогулкой, медитацией.
Стоило бы научить наших учеников и детей, что со страхом неудачи и неудовольствием не справиться обыкновенным «Есть такое слово НАДО». Приказ взять себя в руки не решает проблему, он усиливает неуверенность в себе.
Куда полезнее сесть, обсудить все в формате активного слушания (об этом мы писали в одном из материалов) и предложить составить план. Вы наверняка замечали, что страх перед задачей постепенно отступает, если у вас перед глазами есть лист с четко прописанными пунктами действий. Ребенок боится экзаменов? Составьте план подготовки к ним. Вы не знаете, как подступиться к отчету? Разделите задачу на множество мелких. Управляйте эмоциями и будьте с собой честны, поймите, почему именно ВАМ важно сделать эту работу. Не можете написать статью? Главное преодолеть «страх чистого листа» — начинайте записывать все мысли, которые приходят вам в голову, составьте структуру будущего материала.
Основные элементы саморегулирования:

  • Самоконтроль. Управлять разрушительными импульсами.
  • Достоверность. Поддерживать стандарты честности с самим собой
  • Добросовестность. Принимать на себя ответственность за собственную работу.
  • Адаптивность. Быстро «давать себе отчет» об эмоциональных изменениях и проявлять гибкость.
  • Инновации. Быть открытым для новых идей.

№ 3. Мотивация

Чтобы мотивировать себя на любое достижение, нужны четкие цели и позитивное отношение к задаче. У всех людей разная предрасположенность к восприятию действительности — более или менее позитивная, но позитивному отношению можно и нужно научиться. Если вы обнаруживаете и «берете в работу» негативные мысли по мере их возникновения, вы можете оперативно пересмотреть их в более позитивном свете, что поможет вам достичь ваших целей.
— Мам, я не хочу учить весь этот бред! — Коля переходит на крик и швыряет тетрадь с определениями по обществознанию на пол.
— Какой бред, сын? — поднимая брови, но не тетрадь, спрашивает мама.
— Вот эти все сенаты, советы, дебеты и кредиты…
— Тогда не учи, — спокойно отвечает Елена Леонидовна, — если они тебе не нужны.
— Но они нужны… — протяжно выдыхает Николай.
— А для чего они нужны? — якобы непонимающе спрашивает мама.
— Ну они входят в задания на ЕГЭ, потом, я же хочу поступить в вуз.
— А зачем в вуз? — раскрывает идею мама.
— Чтобы потом работать, как я хотел, адвокатом, и защищать людей, которые не виноваты.
— Получается, определения — начало пути, даже уже середина, ведь ты такой молодец и столько всего уже выучил, пути к мечте, Коля, — улыбается Елена Леонидовна, — я тебя не заставляю, просто пойми, хочешь ли ты сам.
— Да, хочу.
Если учение не понимает ДЛЯ ЧЕГО ему знания, он объективно не сможет заставить себя их выучить, если нет изначальной предрасположенности к учебе и поглощению знаний.
Основные элементы мотивации:

  • Достижение. Ваше постоянное стремление улучшить или соответствовать стандартам передового опыта.
  • Приверженность. Согласование с целями группы или организации.
  • Инициатива. Приготовьтесь действовать, исходя из своих возможностей.
  • Оптимизм. Преследуйте цель, несмотря на неудачи и сложности.

Социальные навыки

Способность выстраивать эффективные коммуникации с другими людьми, умение общаться, вызывать нужные реакции. Человек с развитыми социальными навыками приветлив, желанен в любом обществе, может найти общий язык с людьми различных профессий и социальных слоев.

№ 4. Ориентация вовне (отчасти эмпатия)

Способность распознавать (а не угадывать), как люди себя чувствуют и в каком состоянии находятся, — крайне важно для успеха в жизни и в карьере. Чем лучше вы разбираетесь в чувствах и сигналах других, тем лучше контролируете сигналы, которые отправляете сами.
Педагогическая история, которая позволит подвести даже младшеклассников к обсуждению темы вербальных и невербальных сигналов:
Оставшись как-то раз одна дома, Женя решила помочь маме помыть посуду и нечаянно разбила мамину любимую чашку. Очень ей стало стыдно и маму жалко, расстроилась Женя, забилась в уголок между диваном и шкафом. Пришла мама, увидела разбитую чашку, стала искать Женю, раскричалась: «Ни стыда у тебя, ни совести, Женя! Мало того, что чашку разбила, так еще и прячешься, уходишь от ответа». Расплакалась тут Женя. А мама еще больше рассердилась: «Ах, так ты еще плачешь, еще себя жалеешь?!»
Какие ошибки совершила мама, а какие Женя?
Основные элементы

  • Ориентация вовне. Если мы говорим о взрослой жизни, то это способность понимать ожидания клиентов и отвечать на их потребности.
  • Помощь другим в развитии. Вы чувствуете, что и другие люди тоже должны двигаться и укреплять свои способности.
  • Разнообразие. Вы можете помочь разным людям открыть новые возможности. Пример: вы как учитель можете работать и с активными, и с пассивными детьми, предлагая им материал в разной форме и общаясь с ними, используя разные фразы и мотивацию.
  • Социальная осведомленность. Ее еще называют осведомленностью политической. Вы способны читать эмоциональные течения и считывать «силы» внутри группы.
  • Понимание других. Самый понятный пункт — умение отслеживать чувства, которые стоят за потребностями и желаниями других. Как в случае с Женей, которая разбила чашку и спряталась не из страха и желания «скрыться с места преступления», а из-за стыда, но не смогла это выразить.

Зачем нужен эмоциональный интеллект

По данным Brighton School of Business and Management, EQ на работе в два раза важнее hard skills, а 44% опрошенных сотрудников считают именно этот показатель отличительной чертой эффективных лидеров. С высоким уровнем EQ вы сможете:

  • справляться с давлением и стрессом от работы;
  • эффективно управлять собой и другими во время переговоров;
  • добиваться от коллег того, что вам нужно;
  • заслужить уважение других;
  • мотивировать команду;
  • решать конфликты.

«Уровень эмоционального интеллекта влияет на то, насколько успешно человек выстраивает свои рабочие отношения. Сейчас все сотрудники, даже на начальных позициях, много общаются с коллегами: появляются проекты, в которых результат во многом зависит от коммуникации. Если работник не контролирует себя, то становится токсичным или просто неосознанно портит настроение окружающим. Почти в каждом коллективе есть такие люди, которые всегда чем-то недовольны, ноют или раздражаются. А человек с высоким эмоциональным интеллектом отдает себе отчет, каким образом он воздействует на других, и ориентируется на то, какое эмоциональное состояние соответствует его целям и задачам», ― говорит Алена Алешина.

Обладатель высокого EQ редко попадает в конфликтные ситуации, а если попадает, то быстро из них выбирается. Он может четко объяснить свои чувства и, кажется, знает названия всех эмоций и даже их оттенков. Вам хочется попросить у него совета и поддержки, и вы точно знаете, что он найдет нужные слова. Подчинив себе эмоции, вы не только быстрее построите успешную карьеру, но и и получите больше удовольствия от работы.

«Огромное количество сложных задач из разных сфер, необходимость постоянно обучаться и расти ― это норма сегодняшнего дня. Все это вызывает столько эмоций, что мы не знаем, как себя вести, поэтому чаще всего просто подавляем их. Тогда мы приходим к эмоциональному выгоранию, апатии и депрессии.

Эмоциональные и интеллектуальные процессы очень взаимосвязаны. Если я в хорошем настроении, то я и работаю хорошо. Если у меня апатия или тревога, то мне сложно придумывать новые ходы и решения. В этом многозадачном мире достаточно трудно жить, а эмоциональный интеллект позволяет управлять своим состоянием так, чтобы, несмотря на всю эту сложность, получать много удовольствия», ― рассказывает Алена Алешина.

Механизм формирования и функции

Эмоциональный интеллект и эмоциональная сфера личности — два связанных понятия. Они формируются и развиваются одновременно. При изучении какого-либо из этих аспектов нужно учитывать другой.

Формироваться эмоциональный интеллект начинает с самого рождения. Активность развития зависит от влияния сторонних раздражителей, контактов с социумом. Без них развитие будет заторможено.

Самые значительные этапы укрепления ЭИ — школьный, подростковый возраст.

Ученые доказали, что у детей до 6 месяцев проявление эмоций связано с удовлетворением физических потребностей. После полугода темпы психического развития ускоряются, расширяется спектр чувств.

Фото 3
Функции эмоционального интеллекта:

  1. Самоуправление. Человек может контролировать свое поведение, чувства. При необходимости он способен взять инициативу в свои руки, изменить ситуацию для достижения результата. Индивид может изменять поведение, чтобы адаптироваться к сложившимся обстоятельствам, следовать обязательствам.
  2. Управление взаимоотношениями. Личность знает, как поддерживать общение с окружающими, проявлять искренность, успешно работать в коллективе, направлять других, вдохновлять, мотивировать на достижение цели.
  3. Общественное сознание. Чтобы наладить контакт с другими людьми, человек должен научиться понимать потребности, желания окружающих, уметь отвечать на эмоциональные сигналы.
  4. Самосознание. Человек осознает собственные эмоции, понимает, как они влияют на его поведение, ход мыслей. Оставаться уверенным в себе проще, если известны собственные сильные, слабые стороны.

Уровни и виды

Развиваться эмоциональный интеллект начинает с рождения. Ребенок может различать улыбку, слезы матери, проявляя разные чувства. Становление эмоционального интеллекта происходит в 4 уровня:

  1. Выражение и распознавание эмоций. Сначала человек начинает различать эмоции на лицах окружающих — радость, боль, восторг. Постепенно личность учится находить различия между разными видами чувств, начинает понимать, как распознать фальшивую или искреннюю улыбку.
  2. Оценка эмоций. Индивид начинает сравнивать эмоции, которые проявляют другие люди с ранее усвоенными знаниями. Так человек учится проводить соотношение между отдельными чувствами.
  3. Использование чувств в рассуждениях. В этот период личность начинает понимать эмоции изнутри. Человек анализирует их, узнает, откуда они берутся, при каких условиях. Приходит понимание того, что настойчивое выражение радости может скрывать внутреннюю боль, за злостью может прятаться страх, а гнев возникает на фоне предательств, обманов, несправедливостей.
  4. Высший уровень развития эмоционального интеллекта. На этом этапе формируется возможность контролировать, управлять чувствами. С помощью саморегуляции можно изменять эмоциональное состояние других индивидов. Например, подобные умения полезны в конфликтных ситуациях, когда нужно успокоить спорящего человека, остудить его злость, агрессию.

Психологи утверждают, что развитие эмоционального интеллекта не обуславливается процессом взросления.

ВЫСОКИЙ

  • Человек искренне интересуется другими людьми, их заботами и проблемами, пытается оказать посильную помощь. Он буквально считывает мимику и эмоции окружающих.
  • Индивид осознает причину своего плохого настроения, он понимает почему в данный момент расстроен, злится или испытывает чувство вины.
  • Находит силы и методы справляться с трудностями и неудачами. Любой человек может оказаться в состоянии стресса и определенный период переживать его последствия, но индивид с высоком эмо-интеллектом справляется с таким состоянием эффективно, без значительных психологических потерь.
  • Эмоционально развитые люди осознают сильные и слабые стороны, стараются развивать первые и искоренять (минимизировать) вторые.
  • Человек умеет отказывать в просьбах, которые ведут к ущемлению его собственных интересов.
  • Высокий уровень эмоционального развития не дружит с перфекционизмом. Человек уверен в себе и ничего доказывать другим не станет.
  • Человек умеет слышать собеседника, проникаться его словами, читать между строк. Формальное слушание не для него.

НИЗКИЙ

Людей с низким ЭИ можно опознать по следующим признакам:

  1. Они всегда готовы вступить в жаркий спор, требуя от собеседника серьезной аргументации. Остановится, подумать, проиграть такие личности не в состоянии.

  2. Человек часто обвиняет других в чрезмерной чувствительности. Это связано с привычкой неуместно шутить, критиковать, подкалывать, а ответ на просьбу прекратить эмоциональное насилие, возлагать вину за конфликт на другого.

  3. Человек с пониженным ЭИ абсолютно не понимает чувства другой личности. Он не видит, что собеседник расстроен, озадачен или смущен и не желает дальнейшего общения.

  4. Вина за все неудачи и трудности возлагается такими людьми на окружающих или обстоятельства. На себя ответственность принимать они не хотят, выступая в роли вечной жертвы.

  5. Переживает частые неконтролируемые эмоциональные вспышки. Человек не умеет, да и не считает нужным сдерживать свои эмоции, даже если они не уместны либо нарушают комфорт других людей.

Люди с низким ЭИ пасуют перед неудачами, тяжело переживают их, впадают в депрессию, но менять ситуацию, действовать не хотят. Они редко имеют друзей и широкий круг общения.

Модели эмоционального интеллекта

Разделяют 3 разновидности, которые отличаются составляющими.

Модель способностей Майера ― Сэловея ― Карузо

Считается основной на сегодняшний день.

Элементы:

  • восприятие эмоций: за счет жестов, мимики, голоса, поведения, внешнего вида, походки;
  • понимание впечатлений: определение причин их появления, рассмотрение связи мысли и эмоций, сложные чувства;
  • эмоциональность, как стимул мышления: способность к активизации креативности как фактора мотивации;
  • управление переживаниями: их пробуждение, направление, укрощение, построение логических цепочек.

Модель Гоулмана смешанная

На основании нее создано три теста: ECI, ESCI, ESCI-U.

В основе концепции лежат следующие элементы:

  1. Самоконтроль ― управление своими чувствами, приспособление к изменениям в обстоятельствах.
  2. Самопознание ― признание личной эмоциональности. Понимание того, как чувства влияют на поведение и мысли.
  3. Социальность― понятие чувствительности других людей и комфортное общение.
  4. Эмпатия ― приятное влияние, заключающееся в направлении и вдохновении, поддержке хороших отношений.
  5. Мотивация ― знание цели, плана, четкое следование к ним на каждом этапе.

Модель Рувена Бар-Она

Данная социально-эмоциональная модель отличается большим числом показателей.

К ним относят:

  • осознанность: распознавание своих переживаний в конкретный миг, их различение и понимание;
  • независимость: отсутствие моральной зависимости от других людей;
  • стрессоустойчивость: укрощение переживаний и видение быстрого выхода из трудных ситуаций;
  • гибкость: возможность корректирования эмоций в изменяющихся обстоятельствах;
  • оптимизм: сохранение положительного настроя и надежды на благополучное разрешение проблем;
  • счастье: удовлетворенность всеми жизненными аспектами;
  • эмпатия: понимание ощущений окружающих;
  • самоуважение: способность рациональной оценки возможностей;
  • самовыражение: ясность в выражении чувств и мыслей, твердость убеждений;
  • социальная ответственность: способность проявлять заботу и управление над другими людьми;
  • межличностные отношения: комфортное общение и социальные контакты;
  • контролирование импульсов: управление соблазнами, преодоление их;
  • оценка действительности: объективное соотношение мыслей и чувств во внешнем мире;
  • решение проблем: способность нахождения потенциального решения в эффективной форме;
  • самоактуализация: реализация индивидуального потенциала.

Признаки высоко уровня EQ

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта:

  • обладают богатым эмоциональным словарем;
  • интересуются другими людьми;
  • открыты изменениям;
  • умеют отказывать;
  • умеют отдавать, не ожидая награды;
  • наслаждаются своей жизнью;
  • высыпаются;
  • никому не позволяют портить себе настроение;
  • умеют переключаться;
  • не стремятся к совершенству.

Особенности индивидов с высоким уровнем EQ

Людей с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта можно отличить по ряду признаков:

  1. Они щедрые, могут отдать последнее, не ожидая получить что-то взамен.
  2. Умеют переключаться с одного объекта, события, переживания на другие. Это помогает расходовать энергию правильно, не концентрировать внимание на неудачах, двигаться дальше.
  3. Постоянно интересуются окружающими. Могут поддержать любой разговор.
  4. Получают наслаждение от жизни, умеют радоваться мелочам.
  5. Умеют отказываться от соблазнов.
  6. Контролируют свое поведение в обществе. От такого индивида сложно услышать ругательство. Его сложно представить провокатором в конфликтной ситуации.
  7. Такие индивиды не стремятся к совершенству.
  8. Часто изменяются, если этого требует ситуация, обстоятельства. Без труда покидают зону комфорта.

С такими людьми приятно общаться. Они обладают знаниями в разных тематиках, большим словарным запасом.

Способы определения

Спустя многие десятилетия изучения человеческого интеллекта, ученые пришли к выводу, что уровень IQ не влияет на достижение успеха в жизни, карьере, любви, отношении с другими людьми. Поэтому появилось новое ответвление — эмоциональный интеллект.

Чтобы определить уровень развития ЭИ, ученые используют разные тесты, способы самодиагностики.

Для оценки уровня развития ЭИ необязательно самостоятельно пользоваться тестами. Провести их могут знакомые, друзья, родственники. Наиболее результативные методики:

  1. SREIT. Метод, разработанный Н. Шуте. Психолог предлагает пациенту ответить на 33 утверждения. Для ответа можно использовать 5 вариантов значимости. Самый низкий — совершенно не относится ко мне, высокий — сказанное указывает на меня.
  2. Методика Эмин. Ее основатель Д. Люсина. Представляет собой большой тест из 40 вопросов. Для ответа на каждый из них предлагается четырехбалльная шкала.
  3. ЭМ-IQ Создатель этой методики — Е. А. Орел. Сам метод включает 66 вопросов. Для ответа на них пациент может выбрать 1 из 5 возможных вариантов.

После проведения тестов психолог изучает полученные результаты, делает вывод. Методики могут комбинироваться для увеличения охвата эмоционального спектра.

Как измерить свой EQ

Чтобы определить свой уровень эмоционального интеллекта, нужно проанализировать поведение. Стоит задуматься о низком EQ, если вы:

  • постоянно обижаетесь и не умеете прощать других;
  • часто думаете, что вас не так поняли;
  • не можете справиться со стрессом;
  • не понимаете, что чувствуете и почему;
  • критикуете других и безрезультатно спорите;
  • боитесь перемен и долго адаптируетесь к новому.

Это общие признаки, и узнать в них себя может практически любой человек, поэтому психологи пытаются придумать, как оцифровать эмоции человека и создать максимально объективный тест, как это сделали с IQ. На данный момент самый популярный способ изменить EQ ― это методика MSCEIT (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence). Она помогает измерить эмоциональные навыки и состоит из 141 вопроса. Испытуемому показывают картинки с эмоциями, которые нужно не только идентифицировать, но и объяснить. Если у вас нет времени на серьезные исследования, пройдите наш пятиминутный тест. Объективный результат не обещаем, зато будет смешно.

Методы развития

Если при изучении уровня развития ЭИ психолог отметил задержки, нарушения формирования чувств, он может назначить ряд методик для устранения дефектов. Выбор способа коррекции зависит от возраста пациента.

У взрослых

Для развития ЭИ у взрослых применяются другие методики. Пациентам нужно:

  1. Чаще ставить себя на место других. Сначала необходимо хорошо изучить индивида, место которого хочется занять. Так будет проще понять, почему индивид ведет себя таким образом.
  2. Постоянно расширять кругозор. Нарушения развития ЭИ свойственны индивидам, которые перестают заниматься саморазвитием.
  3. Научиться называть свои эмоции. Например, многие путают гнев со страхом, разочарование с обидами. Поэтому нарушается восприятие окружающего мира, действий других индивидов.
  4. Просчитывать любые ситуации заранее, чтобы опередить других на несколько шагов. Нужно рассмотреть возможные способы решения проблемы, чтобы найти лучший.

У детей

Методики для развития ЭИ у детей:

  1. Компас. Это полноценная игра, в которую играет несколько детей. Каждому ребенку раздают по 8 карточек, на которых указаны отдельные чувства. Одни из игроков должен загадать ситуацию, выбрать карточку с эмоцией, которую он связывает с придуманным. Эту карту он должен положить обратной стороной в круг участников так, чтобы никто не знал, что на ней написано. Остальные дети должны пытаться угадать, какие чувства связывают ведущего игрока с загаданной ситуацией.
  2. Составление эмоционального фотоальбома. Для этого ребенку понадобится фотоаппарат. Можно фотографировать его самостоятельно, но искренние эмоции проще выражать в одиночестве. Нужно попросить ребенка фотографироваться в разных ситуациях. Он должен своим видом показать, какие чувства ощущает. Родителям нужно рассмотреть снимки с ребенком, спросить какие ему больше нравятся, а какие вызывают смущение.
  3. Что я чувствую сегодня. Это игра, в которой ребенок должен ежедневно выбирать одну из многочисленных эмоций. Для упрощения задачи рекомендуется распечатать слова с разными чувствами на отдельных листах, попросить ребенка разукрасить их карандашами или фломастерами.
  4. Коробочка эмоций. Нужно предложить ребенку мысленно создать коробку, в которую он сможет поместить все эмоции, ассоциирующиеся со счастьем. При добавлении карточек в коробочку нужно обсуждать ее с ребенком, чтобы узнать, почему он сделал такой выбор.
  5. Эмоции в красках. Чтобы малыш лучше понимал, что такое эмоции, можно предложить ему сделать собственную настенную галерею, где каждая картинка будет сравниваться с определенным чувством. Лучше, чтобы каждая из них была нарисована ребенком.
  6. Язык эмоций. Родителям нужно чаще выражать свои чувства.

Проблематика

Нарушения развитие эмоционального интеллекта могут происходить по разным причинам — психологические заболевания, детские страхи, проблемы с физическим здоровьем, нервные срывы, недостаток знаний. Если не определить первоисточник проблем, они могут перерасти в серьезные нарушения.

От уровня развития эмоционального интеллекта зависят основные аспекты человеческой жизни. Индивиды, которые научились контролировать свои чувства, достигают больших высот в саморазвитии, карьере, отношениях. Чтобы достичь этого уровня, нужно анализировать свое состояние, учиться контролировать желания, жить без соблазнов.

Навыки эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект предполагает 4 категории навыков:

  • Умение общаться, слушать, вдохновлять, предугадывать и оправдывать ожидания, решать конфликты, работать в команде, быть лидером.
  • Эмпатия и комфортное нахождение в большой социальной группе, улавливание эмоциональных сигналов участников, нахождение взаимопонимания.
  • Знание собственных достоинств и недостатков, сильных и слабых сторон. Мирное сосуществование с ними, знание своих эмоций и их влияния на жизнь.
  • Умение управлять эмоциями, ограничивать негатив и разрушительное воздействие отрицательных чувств. Способность нести ответственность и соблюдать обязанности, адаптироваться к условиям среды, строить длительные отношения.

Методы развития эмоционального интеллекта

Учитывая, что высокий эмоциональный интеллект положительно влияет на качество жизни, его нужно развивать. Расскажем, как это сделать.

1. Развивайте осознанность

Чтобы развить свою осознанность, которая является одним из четырех основных элементов эмоционального интеллекта, вам необходимо регулярно (1−2 раза в неделю) выполнять специальное упражнение.

Закройте руками уши, а все свое внимание сконцентрируйте на той обстановке, которая вас окружает. Рассматривайте отдельные детали окружающей обстановки до тех пор, пока картинка не станет четче и вы не начнете замечать те мелочи, о существовании которых раньше и не подозревали.

После этого закройте глаза, а все свое внимание сконцентрируйте на звуках окружающей обстановки. Среднестатистический человек на подсознательном уровне концентрирует свое внимание на звуках, которые входят в полутораметровую зону вокруг него. Как только вы начнете при помощи волевого усилия расширять эту зону, то практически сразу же заметите нюансы механических и природных звуков, ранее неинтересных вашим ушам.

Теперь одновременно закройте и уши, и глаза. Оставайтесь в таком состоянии до тех пор, пока не почувствуете, как ваше тело начинает взаимодействовать с окружающей средой и реагировать на малейшее её изменение!

2. Анализируйте собственные эмоциональные реакции

Чтобы научиться анализировать собственные эмоциональные реакции, вам необходимо выработать в себе привычку обращать внимание на то, что в тот или иной момент времени происходит не только вокруг вас, но и с вами. Как только вы стали участником жизненной ситуации, которая вызывает у вас ту или иную эмоцию, вам нужно сразу же постараться понять и четко осознать эту эмоцию. Почему вы отреагировали на данную ситуацию именно так, а не иначе? Что именно в сложившейся ситуации вызвало у вас данную эмоцию?

Специалисты настоятельно рекомендуют не игнорировать и не подавлять возникающие эмоции, а рассматривать их со всех сторон и делать определенные выводы. Если вы будете игнорировать или подавлять свои эмоции, то не только потеряете важнейшую часть поступающей к вам извне информации, но и не сможете быстро принять правильное решение.

3. Развивайте адаптивность

Купите или найдите в интернете и распечатайте специальные карточки «Эмоции». Отыщите укромное место, где вас никто не побеспокоит, примите удобную позу, перетасуйте карточки и вытяните одну из них. Постарайтесь как можно правдивее изобразить ту эмоцию (гнев, радость, печаль, интерес и т.д.), которая вам выпала. Во время выполнения данного упражнения смотрите на себя в зеркало.

Благодаря этому упражнению вы не только повысите уровень своего эмоционального интеллекта, но и сможете намного эффективнее находить общий язык с любым собеседником.

Как развить эмоциональный интеллект у взрослого

4. Прислушивайтесь к своему физическому телу

Многие люди открыто игнорируют любые физические проявления чувств. А зря, ведь физическое тело тесно связано с нашим умом. Оно всегда посылает нам сигналы, но очень часто мы не прислушиваемся к ним! А ведь человек, который прекрасно понимает язык тела, сможет легко «прочитать» и понять другого человека.

Когда вы полностью примите тот факт, что между вашим физическим телом и разумом существует крепкая связь, то начнете фокусировать свое внимание на посылаемых физическим телом сигналах, и будете анализировать их. Так вы очень скоро научитесь намного лучше понимать не только себя, но и своих собеседников.

5. Повышайте самооценку

Чтобы повысить самооценку, специалисты советуют освоить те позы, которые активизируют выработку дофамина.

Выровняйте спину, поднимите руки и голову вверх. Замрите в таком положении и не меняйте его в течение 60 – 80 секунд. За это время организм активизирует выработку дофамина, а вы почувствуете себя уверенным и целеустремленным человеком.

6. Следите за связью между эмоциями и поведением

Испытываемые нами эмоции и наше поведение тесно связаны между собой. Испытывающий гнев человек то и дело повышает голос, смущающийся человек начинает невнятно говорить и т.д.

Чтобы научиться контролировать свои эмоции, вам необходимо постоянно отслеживать связь между переживаниями и поведением, причиной которого они и становятся. Не зря ведь многие специалисты сравнивают эмоции с лошадями. Если вы не будете управлять ими, то они начнут нести вас совершенно не в ту сторону!

Повышая уровень своего эмоционального интеллекта при помощи этого способа, вы не только сможете без особого труда управлять своими эмоциями, но и начнете использовать их в своих интересах!

7. Развивайте мотивацию

Возьмите листок бумаги и напишите на нем 10 дел, занятие которыми доставляет вам удовольствие и дарит массу положительных эмоций. Каждое дело перефразируйте так, чтобы остался только глагол. Глаголы должны полностью соответствовать тому, чем вы любите заниматься. Если вам доставляют удовольствие журналы и газеты, то подходящие глаголы к этому занятию – «читать», «познавать», если вы любите свободное время проводить с друзьями или родственниками, то подходящими глаголами будут глаголы «общаться» и «взаимодействовать», если вы являетесь гурманом и обожаете пробовать новые блюда, то вашим глаголом будет глагол «дегустировать» и т.д.

На основе глаголов составьте личный план действий. На каждый глагол выделяйте по 10 – 12 дней, которые вам нужно будет прожить под влиянием этого слова. Глагол «дегустировать» должен вас мотивировать на посещение недавно открывшегося ресторана, поход в новый продуктовый магазин, встречу с друзьями в любимом кафе и т.д.

Упражнения на развитие эмоционального интеллекта

8. Не игнорируйте и не подавляйте свои эмоции

И негативные, и позитивные эмоции являются частью нашей жизни. Жизнь любого человека состоит не только из хороших, но и из плохих моментов. Ничего с этим поделать нельзя, ведь мы не можем изменить основоположные законы нашего мироздания.

Зато мы можем изменить наше отношение к той или иной ситуации. Адекватная реакция на происходящие в вашей жизни события может быть как положительной, так и отрицательной, и в этом нет ничего страшного.

Поэтому анализируйте свои эмоции, делайте определенные выводы и двигайтесь дальше, а не копите в себе негативные чувства и не прячьте обиды внутри себя, ведь ни к чему хорошему это не приведет. Доказано, что люди, которые игнорируют или подавляют свои эмоции, в отличие от людей с высоким уровнем эмоционального интеллекта, чаще имеют проблемы со здоровьем.

9. Тренируйте эмоциональную память

Эмоциональная память, которая приобретается благодаря пережитым ранее позитивным или негативным ощущениям, имеет определенное влияние на EQ. Человеку с развитой эмоциональной памятью намного проще и легче развить свой эмоциональный интеллект.

Чтобы заняться тренировкой эмоциональной памяти, достаточно всего лишь завести специальный блокнот или дневник и записывать туда все пережитые за день эмоциональные реакции. Раз в месяц перечитывайте написанное, чтобы посмотреть на себя и свое поведение со стороны, объективно оценить ту или иную ситуацию, сделать определенные выводы и понять, в каком направлении вам нужно двигаться дальше, чтобы достичь желаемых результатов!

10. Признайтесь себе в своих слабостях

Чтобы признаться самому себе в своих же слабостях, вам необходимо для начала научиться принимать и осознавать все те негативные, неудобные и неприятные эмоции, которые вам приходится испытывать в той или иной ситуации.

Если вы обижаетесь, когда во время разговора вас перебивают, то скажите себе: «Когда мой собеседник меня перебивает, я начинаю обижаться, так как воспринимаю его поведение как личное оскорбление. Когда меня оскорбляют, я становлюсь злым и замкнутым, начинаю грубить и хамить. Я прекрасно понимаю, что это моя слабость. Я принимаю эту слабость и осознаю, что она является частью меня. Я буду работать над собой и со временем научусь правильно реагировать на неё».

11. Практикуйте правильные реакции на сложившуюся ситуацию

Мы не можем заставить себя испытывать какую-то эмоцию или же сделать так, чтобы испытываемая нами эмоция просто взяла и исчезла без следа. Что же остается делать в этом случае? Нужно научиться правильно реагировать на ту или иную ситуацию! От вас потребуется железная сила воли и особое упорство, но оно того реально стоит!

Став участником какой-то не совсем приятной ситуации, вы начинаете выяснять отношения на повышенных тонах, так как вами управляет такая деструктивная эмоция, как гнев. Когда вы сможете мыслить трезво и объективно, посмотрите на себя со стороны, оцените свое поведение и сделайте соответствующие выводы. Подумайте, как вам было нужно реагировать в данной ситуации? Вместо того чтобы отдать гневу власть над собой, вам следовало взять себя в руки и давать своему оппоненту хладнокровные, лаконичные и четкие ответы.

В следующий раз, когда вы окажитесь в похожей ситуации, вспомните сделанные вами выводы и начните реагировать так, как вы планировали. С первого раза может ничего и не получиться, и в этом нет ничего удивительного, ведь давно сформированные нейронные связи в вашем мозгу «заставят» вас вести себя так, как вы привыкли себя вести! Со временем вы обязательно научитесь правильно реагировать на все те негативные события, которые иногда происходит в жизни любого человека!

12. Развивайте эмпатию

Чувство эмпатии поможет намного лучше понять эмоции и мысли других людей. Эмпаты легко делятся с окружающими людьми своими эмоциями, благодаря чему им удается без особого труда найти общий язык с самым закрытым и негативно настроенным собеседником.

Относитесь к другим людям дружелюбно и открыто. Не ставьте себя выше других людей и не думайте, что все вокруг хуже вас или пытаются вас обмануть. Чем дружелюбнее вы будете относиться к окружающим, тем проще вам будет развить ваш эмоциональный интеллект.

13. Учитесь не только слышать, но и слушать

Чаще всего во время общения с тем или иным человеком мы слышим его слова, но игнорируем язык тела, тон, контекст, интонации, выражения лица и т.д. Когда мы просто слышим человека, но не слушаем его, то упускаем часть важной информации, которая могла бы помочь нам сделать правильные выводы и отыскать оптимальное решение.

Общаясь с собеседником, старайтесь оценивать его объективно и обращайте внимание на мелочи, ведь чаще всего целостная картина состоит именно из мелких деталей!

14. Культивируйте в себе эмоциональную честность

Очень важно быть честным не только перед окружающими людьми, но и перед самим собой. Не стоит на вопрос о том, как у вас дела, отвечать, что у вас все прекрасно, если это не так. Точно так же не нужно убеждать себя в том, что с вашим настроением все в полном порядке, если вы испытываете разочарование, гнев, страх, печаль и т.д.

Эмоционально честные люди не делают вид, что у них все хорошо и не заглушают свои эмоции, а анализируют их и делают определенные выводы!

Эмоциональный интеллект руководителя: как развивать и применять. Эмоциональный интеллект в бизнесе

Лидерские качества человека напрямую зависят от его эмоционального интеллекта.

Руководитель обязан обладать:

  • точным восприятием и управление собственными и чужими эмоциями;
  • знанием и понятием причин переживаний и впечатлений;
  • использованием эмоциональной составляющей для решения задач.

Эмоциональный интеллект руководителя позволяет выстраивать долгосрочные взаимоотношения, набирать и поддерживать сильную команду, создавать положительную обстановку в коллективе, принимать четкие решения, управлять стрессовыми ситуациями.

Лучшими и успешными руководителями признаются те, кто в полной мере обладает характеристиками высокого ЭИ. Этот человек точно знает эмоции, умеет с ними обращаться и строить взаимосвязь с мыслительным центром.

Развитие ЭИ руководителя производится как в общем плане, так и в лидерском направлении. Ранее было рассмотрено повышение уровня ЭИ для каждого человека. Помимо этих советов руководитель должен придерживаться также следующих правил:

  1. Смотреть на успех в долгосрочной перспективе.
  2. Вдохновлять людей.
  3. Стойко проходить все испытания.
  4. Строить вокруг себя только сильную команду.

Применение этих навыков позволяет повысить качество взаимодействия как внутри себя, так и среди окружающих людей.

Наиболее подробно об ЭИ руководителя можно прочитать в одноименной книге Дэвида Карузо и Питера Сэловея.

Практические выводы для лидеров

В какой степени эмоциональный интеллект влияет на эффективность лидера? Несомненно, он играет ключевую роль в успехе трансформационных и харизматических руководителей. Харизматические лидеры, как правило, прибегают к убеждению через эмоции и обращаются к чувствам подчиненных. Трансформационные лидеры создают образ будущего и мотивируют сотрудников воплотить мечты в реальность, что требует использования компонентов эмоционального интеллекта. В самых разнообразных ситуациях харизматические и трансформационные лидеры проявляют уверенность в себе, решительность и настойчивость.

Высокий уровень самосознания в сочетании со способностью управлять своими эмоциями позволяет лидеру демонстрировать уверенность в себе и вызывать доверие и уважение подчиненных. Кроме того, умение управлять эмоциями других людей или сдерживать эти эмоции помогает лидеру объективно оценить потребности подчиненных, которые могут скрываться за непосредственным проявлением чувств. Сильный гнев или депрессия, например, способны усилить эгоцентричность руководителя и помешать ему понять нужды окружающих. Такой человек не может рассмотреть ситуацию с различных точек зрения.

Эмоциональное состояние лидера влияет на обстановку в группе, отделе или организации. Эмоции передаются от человека к человеку. Если мы находимся в обществе жизнерадостных и энергичных людей, их эмоции передаются и нам. И напротив, грустный человек способен вселить в нас уныние. Эта эмоциональная заразительность лидера, сохраняющего уравновешенность и внутреннюю мотивацию, служит примером для подчиненных, вдохновляет их и передает им его чувства. Оптимистичный и энергичный руководитель способен повысить активность всей организации. Чуткость и умение наладить взаимодействие помогают мотивировать, вдохновлять и объединять сотрудников.

Наверное, главное, что эмоциональный интеллект позволяет лидеру, — это возможность относиться к подчиненному как к целостной личности со своими чувствами, мнениями, идеями, потребностями, способностями и мечтами. Именно эмоциональный интеллект помогает руководителю развивать персонал и поддерживать высокую самооценку каждого сотрудника.

Эмоционально интеллектуальный лидер создает атмосферу доверия и уважения, наполняет смыслом работу подчиненных, так что они стремятся не только удовлетворить личные потребности, но и принести максимальную пользу организации

Как развить EQ за три шага

Психологи считают, что эмоциональный интеллект, как и IQ, заложен генетически. Но в отличие от уровня интеллекта EQ гораздо проще развить. Можно заплатить деньги и пойти на курсы, а можно бесплатно следовать этим трем шагам:

  • Записывайте эмоции. Заведите рукописный дневник или заметку в телефоне, куда вы будете записывать свое состояние в течение дня. Фокусируйтесь на каких-то конкретных событиях: анализируйте свое состояние после важных встреч, новых знакомств и значимых событий. Найдите триггеры, которые заставляют вас испытывать разные эмоции, и запишите их. Так вы поймете, как и на что реагируете, но пока не задавайтесь вопросом, почему так происходит.

«Самая простая практика ― это поставить по три напоминалки в день с вопросом “Что ты сейчас чувствуешь?”.Когда люди начинают осознавать, что они чувствуют на протяжении дня, то делают для себя очень много открытий — часто неприятных. Например, человек замечает, что на работе он испытывает либо страх, либо раздражение. И тогда он понимает, что нужно начать что-то делать, чтобы испытывать больше спокойствия. То есть прежде всего нужно осознавать эмоции, чтобы начать с ними работать», ― говорит Алена Алешина.

  • Найдите источник. Когда вы поняли, что и когда чувствуете, разберитесь, почему так происходит. Что именно заставляет вас злиться? А радоваться? Надо понять настоящую причину ваших эмоций. Не осуждайте себя, просто разберитесь в источниках.
  • Управляйте своими эмоциями. Когда вы поняли, что вы чувствуете и почему, переходите к контролю над эмоциями. Подумайте, как вы можете вернуть себе состояние спокойствия, когда начинаете злиться. Найдите то, что будет радовать вас в моменты грусти. Подберите механизм, который будет приводить вас в нужное состояние, и постоянно используйте его.

«Надо выработать привычки. Вы можете использовать длинный выдох, минимальную физическую активность или упражнения, связанные с расслаблением и напряжением. Часто мы используем не самые конструктивные способы управления эмоциями: съесть торт, выпить пару бокалов или покурить. Найдите то, что вас реально будет быстро успокаивать или, наоборот, заряжать энергией», ― говорит Алена Алешина.

Книги и фильмы про эмоциональный интеллект

Для развития личного ЭИ следует обратиться к самым эффективным книгам.

К ним относят:

  • «Эмоциональный интеллект» Д. Гоулман;
  • «Укрощение Амигдалы» Д. Арден;
  • «Сила эмпатии» Д.Эбенштейн;
  • «Эмоциональный интеллект руководителя» Д. Карузо, П. Сэловей;
  • «Эмоциональный интеллект в переговорах» Р.Фишер;
  • «Эмоциональное лидерство» Д.Гоулман, Р.Бояцис, Э.МакКи.

Для повышения уровня ЭИ можно применять не только литературу, но и кинематографию. К действенным и полезным фильмам относят:

  • Шоу Трумана 1998;
  • Побег из Шоушенка 1994;
  • Жизнь прекрасна 1997;
  • В погоне за счастьем 2006;
  • Планета Ка-Пэкс 2001;
  • Двухсотлетний человек 1999.

Интересные факты об эмоциональном интеллекте

  1. При отсутствии должного контроля над происходящим человеческий мозг способен находить несуществующие закономерности, искать связь между не соотносящимися друг другу картинками, и даже верить в теорию заговора.
  2. Существует определенная связь между эмоциональным состоянием человека и одеждой. Так женщины, находящиеся в подавленном настроении, предпочитают мешковатую одежду, джинсы. При положительном настрое они выбирают красивые платья, украшения и выглядят изящнее.
  3. Эмоции заразительны. Так отрицательные эмоции более воздействуют на окружающих и способны ими перениматься. Нейтральные и положительные в этом смысле им значительно уступают.

Эмоциональный интеллект играет значительную роль во всех сферах человека. Повышение его уровня способствует личному благополучию и удовлетворенности. Для повышения навыков ЭИ нужно постоянно самосовершенствоваться с помощью книг, фильмов, живого общения и наблюдения за окружающими.

Послесловие

Эмоциональный интеллект, особенно его высший уровень, требует активной работы личности над собой. Радует, что запросы типа «как побороть страх» или «как избавиться от обиды» популярны среди людей. Высокий уровень EQ обеспечивает счастливые и крепкие любовные, дружеские и профессиональные отношения, а что еще важнее – дружбу с самим собой.

[spoiler title=»Источники»]

  • https://mystroimmir.ru/psihologiya/emotsionalnyj-intellekt.html
  • https://rosuchebnik.ru/material/emotsionalnyy-intellekt-i-sposoby-ego-razvitiya-article/
  • https://PsyLogik.ru/71-jemocionalnyj-intellekt.html
  • https://4brain.ru/emotion/
  • https://dnevnik-znaniy.ru/samosovershenstvovanie/emocionalnyj-intellekt-chto-eto.html
  • https://rosuchebnik.ru/material/5-sostavlyayushchikh-emotsionalnogo-intellekta/
  • https://changellenge.com/article/eq-vs-iq-chto-takoe-emotsionalnyy-intellekt-i-kak-ego-razvivat/
  • https://promdevelop.ru/rabota/emotsionalnyj-intellekt/
  • https://psychologist.tips/3081-emotsionalnyj-intellekt-chto-takoe-ego-urovni-testy-diagnostiki.html
  • https://BestLavka.ru/14-sposobov-razvit-ehmocionalnyj-intellekt-eq/
  • https://www.topobzor.com/slagaemye-emocionalnogo-intellekta/.html

[/spoiler]

От mother