Размышления о мышлении

Одни психологи считают, что интеллект — это отдельная способность, другие убеждены, что это сочетание разных талантов, навыков и способностей.

Впрочем, по большей части психологи согласны в том, что интеллект представляет собой способность мыслить логически и рационально, решать задачи, понимать социальные нормы, традиции и ценности, анализировать ситуации, учиться на своем опыте и преодолевать жизненные трудности.

Но они до сих пор не могут решить, можно ли точно оценить интеллект. Для решения этой задачи ученые пытаются ответить на следующие вопросы:

–Передается ли интеллект по наследству?

–Влияют ли на интеллект внешние факторы?

–Представляет ли интеллект наличие ряда навыков и способностей или какой-то одной конкретной способности?

–Следует ли считать тесты IQ (тесты на коэффициент умственного развития) предвзятыми?

–Можно ли с помощью этих тестов оценить интеллект?

Сегодня существует множество теорий, объясняющих, что такое интеллект. Перечислим некоторые из них — наиболее значимые.

Общий интеллект

Британский психолог Чарльз Спирмен предложил двухфакторную теорию интеллекта, согласно которой в структуре интеллекта можно выделить два фактора: g-фактор, то есть общую, или генеральную, способность, и s-фактор), или специфический для конкретной умственной деятельности. Таким образом, по мнению ученого, существует

некий общий интеллект, определяющий умственные способности человека в целом, или g-фактор; и его можно точно измерить посредством специального теста. Спирмен обнаружил, что люди, которые показывали хороший результат по одному когнитивному тесту, также успешно сдавали и другие тесты умственных способностей, а те, кто набирал мало баллов по одному тесту, не слишком преуспевали и при сдаче других. На основании этого психолог и сделал вывод, что интеллект представляет собой общую познавательную способность, которую можно измерить и выразить количественно.

Множественный интеллект

Согласно теории множественного интеллекта, предложенной психологом Говардом Гарднером, оценить интеллект количественно невозможно. Ученый утверждал, что существует восемь разных типов интеллекта, базирующихся на относительно независимых способностях и навыках, и что одни из этих способностей могут быть развиты у индивидуума лучше, чем другие.

Вначале он выделял семь независимых типов интеллекта:

— пространственный (способность воспринимать зрительную и пространственную информацию),

— вербальный (способность к речи),

— логико-математический (способность логически анализировать проблему, распознавать отношения между объектами и мыслить логически),

— телесно-кинестетический (способность двигаться и осуществлять физический контроль над собственным телом),

— музыкальный (способность воспринимать высоту, ритм и тембр звука и оперировать звуковыми паттернами),

— межличностный (способность понимать других людей и взаимодействовать с ними),

— внутриличностный (умение осознавать свои собственные чувства, эмоции и мотивы).

Впоследствии ученый включил в свою модель и натуралистический интеллект — способность человека жить в гармонии с природой, исследовать окружающую среду, учиться на примере других биологических видов.

Первичные интеллектуальные способности

По мнению психолога Луиса Тёрстоуна, существует семь «первичных интеллектуальных способностей», которые определяют интеллект человека: словесное понимание, речевая беглость, числовое, пространственное и индуктивное восприятие, скорость восприятия и ассоциативная память.

Триархическая теория интеллекта

Согласно теории интеллекта психолога Роберта Стернберга, существует три разных фактора интеллекта: аналитический, или компонентный (способность решать задачи), творческий, или опытный (способность справляться с новыми ситуациями, используя прошлый опыт и имеющиеся навыки), и практический, или контекстуальный (способность адаптироваться к изменениям окружающей среды).

Теория Чарльза Спирмена. Общий интеллект

Британский психолог Чарльз Спирмен (1863-1945) описал концепцию, которую назвал общим интеллектом, или фактором g. Использовав технику, известную как факторный анализ, Спирмен провёл ряд тестов умственных способностей и пришёл к выводу, что оценки по этим тестам были удивительно похожи. Люди, которые показали хорошие результаты в одном теста, как правило, хорошо проходили и другие. А те, кто набирал маленькое количество балов в одном тесте, как правило, получал плохие оценки в остальных. Он пришел к выводу, что интеллект представляет собой общую когнитивную способность, которая может быть измерена и выражена численно.

Интеллект и наследственность

Наследственность

Если вы родились у умных родителей, означает ли это, что вы тоже будете умным? Некоторые исследователи говорят, что да, некоторые отрицают. Верно то, что наследственность влияет на наш интеллектуальный фактор (IQ), который измеряет наши когнитивные способности по сравнению со сверстниками.

Но не стоит забывать и об окружающей среде, а также о роли культуры в формировании нашего интеллекта. Существуют ли гены интеллекта? Никто не знает наверняка, а информация различного рода исследований варьируется, говоря о наличии 40-80 процентов генов, ответственных за интеллект.

Гены против воспитания – это спорная область исследования, а проводимые сегодня эксперименты помогут понять не только функционирование нашего разума, но и особенности человеческого характера, поведения, и даже основу некоторых психических заболеваний.

В этой теории важным моментом является тот факт, что человеческий разум не зависит от расы, и что наследственность не является единственным фактором, определяющим интеллектуальный потенциал личности.

Краниометрия

Ученые 19 века полагали, что измерение черепа и лицевой структуры человека – это хороший способ измерить и его интеллект. Когда эта теория только появилась хирург Поль Брока (Paul Broca) предположил обратно пропорциональную связь: чем меньше отношение длины предплечья к длине плеча, тем выше уровень интеллекта.

Когда он не сумел доказать, что белые – это самая умная раса, основываясь только на длине руки, он обратился к измерению черепа и лицевых структур, чтобы определить сколько мозга могло бы поместиться внутри черепа человека. Это он посчитал более точным способом определения интеллекта.

Краниометрия говорила о том, что чем крупнее кости черепа, тем больше сам череп и мозг в нем расположенный, а, следовательно, и выше интеллект. Краниометрия умерла в начале 20 века, потому как ее постоянно критиковали за расовые предрассудки и отсутствие фактических оснований для подобного рода заявлений.

Однако, ученые, интересующиеся данной теорией, помогли обнаружить мозговые речевые центры, а также помогли выявить концепции интеллектуального фактора, известного нам сегодня как IQ.

Первичные умственные способности

В первой половине 20 века психолог Л. Терстоун (L. Thurstone) выдвинул идею о том, что основа человеческого интеллекта – это семь компонентов. Его теория отличалась от других бытовавших в то время и утверждавших, что интеллект человека основан на одном факторе, не определенном каком именно.

Среди задействованных компонентов психолог отмечал следующие – ассоциативная память, способность к счету, скорость восприятия, способность логически мыслить, пространственная визуализация, вербальное понимание и владение словом.

Читайте также:  Социальная фасилитация социальная ингибиция. Понятия фасилитация и ингибиция

В то время, как его теория об этих семи компонентах не выдержала испытание временем, работа крайне популярна в области психометрии (наука, занимающаяся количественным исследованием психологических измерений).

Порядок рождения

Исследователи уже давно изучают, каким образом порядок рождения влияет на все то, от чего зависит ум человека. Однако, одно из последних исследований, опубликованное Американской психологической ассоциацией, пришло к выводу, что нет прямой связи между уровнем интеллекта и порядком рождения в семье.

Ранее ученые полагали, что первенцы всегда набирают больше пунктов при прохождении тестов на IQ. Объяснялось все тем, что у них нет конкуренции за родительское внимание, поэтому у них больше времени узнавать новую и полезную информацию.

Дети, рожденные вторыми или последними, как полагалось, обладали меньшим количеством родительского внимания, а, следовательно, набирали более низкое количество баллов. В последнем исследовании специалисты сравнили братьев и сестер, но, не касаясь при этом вопроса очередности рождения. Они обнаружили, что действительно отсутствует значимая связь между очередностью рождения и уровнем интеллекта.

Единственный интеллект

Некоторые люди утверждают, что идея единственного интеллекта (концепция, на которой строятся многие теории, включая и концепцию общего интеллекта – фактор G) обязательно должна быть в этом списке. Другие говорят, что ей тут не место. Но вот почему данная идея находится в этом списке.

Недавнее исследование показало, что существует такая вещь, как интеллект вообще, но она не зависит от того, какие результаты человек показывает по тем или иным тестам по сравнению с населением в целом.

Получение информации о том, как работает человеческий интеллект (или не работает) до сих пор проходило через тип тестирования, называемый психометрией. Но теперь, новое исследование, опубликованное в американских «Трудах национальной академии наук», полагает, что конкретные области мозга и различные сетевые пути вовлечены в создание такой системы, как интеллект, и это является шагом к доказательству биологической основы интеллекта.

Табула Раса

Табула Раса – это теория о том, что люди изначально рождаются с «пустыми» умами. Философы и психологи активно выступают за эту теорию на протяжении уже многих веков. В рамках нее предполагается, что когда мы рождаемся, наш ум свеж и пуст, полон потенциала и ждет, чтобы наполниться личным жизненным опытом и эмоциями.

В наши дни по-прежнему спорят на тему того, что же играет более важную роль в формировании интеллекта – генетика или воспитание? Разве мы обычные творения природы? Какую роль играет наша окружающая среда?

Читайте также:  Синдром Саванта и люди, наделенные уникальными способностями

Исследования, проведенные в последние десятилетия, специально изучали близнецов, разлученных при рождении, потому как они являются носителями одинакового генетического материала, но окружающая среда, воздействующая на них, различная.

В итоге, ученые пришли к выводу, что человеческий разум, наряду с другими индивидуальными чертами, такими как, гендерная идентичность, — это комбинация генов, наследуемых нами, а также наш личный опыт и окружающая среда.

Луи Л. Тёрстоун. Первичные умственные способности

Психолог Луи Л. Тёрстоун (1887-1955) предложил отличную от предыдущей теорию интеллекта. Вместо того чтобы рассматривать интеллект как единую, общую способность, теория Тёрстоуна включает семь «первичных умственных способностей». Среди описанных им первичных способностей встречаются:

  • вербальное понимание;
  • индуктивное рассуждая;
  • беглость речи;
  • перцептивная скорость;
  • ассоциативная память;
  • вычислительная способность;
  • пространственная визуализация.

Другие определения этого понятия и подходы к его пониманию


Рассмотрим другие определения данного понятия.

  • Самое широкое и базовое определение для науки дал Вернон. Он определил социальный интеллект как умение человека находить общий язык с людьми в целом, умение с легкостью преподносить себя в обществе, понимание социальных вопросов, восприимчивость к раздражителям других членов группы, понимание переменчивых настроений и виденье скрытых сторон личности.
  • Через 17 лет, после первого упоминания, психолог Г. Оллпорт определил социальный интеллект как способность высказывать быстрые суждения о людях, прогнозируя их вероятны реакции. Оллпорт считал, что социальный интеллект сглаживает отношения между людьми.
  • Дж. Гилфорд определял SQ как способность понимать и прогнозировать поведение людей при разных обстоятельствах, понимать намерения, чувства, эмоциональное состояние на вербальном и невербальном уровнях.

Также этим вопросом задавались и российские психологи.

  • Так, Емельянов понимал под термином «социальный интеллект» – устойчивое, основанное на специфике мышления, эффективное реагирование и социальный опыт. Умение понимать себя и окружающих, их взаимоотношения и умение строить прогнозы относительно межличностных событий.
  • В.Н Куницына определяет социальный интеллект, как многомерную сложную структуру — глобальную способность, сформированную на основе комплексных интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих особенностей, включающих уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; в совокупности они обуславливают прогноз того, как будут развиваться межличностные ситуации, восприятие информации и поведению, готовность к социализации и принятию решений.
  • Ушаков определяет социальный интеллект следующим образом:
      Особенную способность, отличающуюся от остальных.
  • Социальную компетентность, совокупность знаний, умений, навыков, приобретенных человеком за всю жизнь.
  • Также Ушаков подчеркивает, что SQ определяет, насколько успешным будет социальное взаимодействие.

Говард Гарднер. Множественный интеллект

Одна из последних и наиболее интересных теорий — теория множественного интеллекта, разработанная Ховарда Гарднера. Вместо того, чтобы сосредоточиться на анализе результатов тестов, Гарднер заявил, что числовое выражение человеческого интеллекта не полно и не точно описывает способности человека. Его теория описывает восемь различных интеллектов, основанных на навыках и способностях, которые ценятся в разных культурах:

  • визуально-пространственный интеллект;
  • вербально-лингвистический интеллект;
  • телесно-кинестетический интеллект
  • логико-математический интеллект
  • межличностный интеллект;
  • внутриличностный интеллект;
  • музыкальный интеллект;
  • натуралистический интеллект.

Лингвистический или вербально-лингвистический интеллект

Лингвистический или вербально-лингвистический интеллект

Это способность использовать речь в разных ее проявлениях, устно и письменно. Люди, для которых характерен этот тип, прекрасные ораторы. Они умеют интересно рассказывать обо всем, удерживая внимание публики. Им легко запоминать тексты, писать сочинения.

Малыши с этим типом мышления легко учат стихи и с удовольствием их рассказывают. Им легко дается азбука. Они рано начинают читать и писать, любят книги. Такие дети быстро осваивают иностранные языки, любят словесные игры. Им нравится участвовать в спектаклях.

Обладатели этого типа интеллекта становятся писателями, политиками, журналистами, редакторами, переводчиками. Им также подходят профессии учителей словесности, тренеров, телеведущих, юристов.

Логико-математический интеллект

Логико-математический интеллект

Это проявление логического и абстрактного мышления, умение сопоставлять объекты мысленно, не имея их в поле зрения. Это любители математической точности и вычислений, метода дедукции и анализа, нахождения причинно-следственных связей.

Дети с логико-математическим типом быстро учатся классифицировать, понимать абстрактные понятия и делать выводы и умозаключения. Им нравятся логические задачки, головоломки, игры с цифрами и всяческие подсчеты. Они обожают научные эксперименты и книги с уклоном в науку.

Выбор будущей профессии также обычно связан с наукой. Такие люди становятся математиками, физиками, астрономами, инженерами, бухгалтерами, программистами.

В каком году Торндайк ввел термин и какова история понятия SQ?

Понятие интеллекта было введено еще Цицероном, как способность понимать. Затем его мысль продолжили Платон, Аристотель и другие. Определение социального интеллекта впервые было введено Э.Торндайком в 1920 году, так что такое понятие можно считать относительно молодым для психологии. Оно звучит как способность людей, поступать разумно в человеческих отношениях. Но такое определение было далеко не единственным.

Всего в истории можно выделить следующие временные периоды:

Временной период Расшифровка
1920-1924 Американский журнал «Психология и образование» собрал круглый стол, чтобы выяснить, что из себя представляет понятие «социальный интеллект».
1925-1938 Проведение психометрических исследований социального интеллекта. Термин был переведен в стандартные измерения индивидуальных различий.
С конца 1930-х до 1965 Исследования SQ прекращены и признаны бесперспективными.
1965-1969 SQ рассматривают в структуре интеллекта.

Методы изучения и измерения


Первое надежное измерение понятия социального измерения было предложено Гилфлодом. Она измеряет общий уровень социального интеллекта, а также то, насколько человек умеет предвидеть последствия своих поступков, отражать экспрессию поведения на вербальном и невербальном уровнях, и понимать логику развития событий в сложных ситуациях.
Кроме уровня IQ, есть также величина, которая называется коэффициентом интеллекта. Этот термин ввел немецкий ученый Штерн. Так называется количественный показатель уровня интеллектуального развития индивида. Так, Олигофрены имеют низкий интеллект, большинство населения планеты обладают средним уровнем. Средний уровень соотносит уровень интеллекта человека со среднестатистической личностью в одной возрастной категории.

Определить коэффициент помогает специальное тестирование. Каждый тест, призванный определить коэффициент интеллекта содержит комплекс задач, сложность которых постепенно возрастает. Задачи могут включать в себя вопросы, относительного логического, пространственного, абстрактного мышления и так далее.

На сегодня не предусмотрено единого стандарта измерения и определения IQ.

Иерархическая модель Вернона

Иерархическая модель интеллекта, в которой устанавливается существование ряда специфических способностей, которые, как правило, группируются под различными факторами. Вернон представил факторы трех типов:

-Общий фактор

-Основные групповые факторы. Он назвал эти факторы v: ed (словесный: образовательный) и k: m (пространственный: механический).

-Незначительные групповые факторы, которые делали ссылку на факторы, гораздо более непосредственно связанные со способностями или навыками, характерными для выполнения в определенных задачах.

Вклад Вернона в психологию был многочислен и разнообразен, его работа в области интеллекта была очень замечательной. Он был защитником теории интеллекта Хебба, которая делит интеллектуальные способности человека на две категории.

Он назвал «Интеллект А» биологическим субстратом познавательной способности, с помощью которого мы учимся и адаптируемся, и «Интеллект Б» к влиянию среды, которое соответствует уровню навыков, демонстрируемому в поведении..

Вернон включил «Интеллект С», который проявляется в тестах на когнитивные способности, квалификации или IQ, полученных в конкретном тесте..

Теория интеллектуальной структуры Гилфорда

Это рассматривается как непрерывность модели Терстоуна и начальных подходов Бине. Интеллект по Гилфорду приближается к когнитивным концепциям интеллектуального функционирования, хочет знать и описывать когнитивные процессы, а также их функции, которые влияют на интеллектуальные способности, подразумеваемые в работе людей..

Согласно этой теории, интеллект и умственные способности могут быть поняты как куб, который представляет пересечение трех измерений: операций (психические процессы), содержания (семантического, символического, визуального и поведенческого) и продуктов (требуемые типы ответов или форма принятия). обработанной информации), считая каждый из них с большим количеством подразделений.

Хотя эти факторы независимы, будучи взаимосвязанными, они могут стать психологически зависимыми.

Он также указывает, что интеллект — это «систематический набор навыков (индивидуальных различий) или функций, которые обрабатывают информацию по-разному».

Считается, что интеллект состоит из 120 способностей или независимых способностей, которые впоследствии Гилфорд расширил до 150. Кроме того, он не учитывает существование фактора «g» или общих факторов..

Описание методики Кеттелла

В чём состоит смысл фактора, что входит в это понятие? Кеттелл понимал под фактором совокупность нескольких поверхностных качеств индивида, которые возможно объединить под одним общим знаменателем. Опросник был опубликован его создателем в 1949 году. Первоначально он включал в себя форму А и форму В, которые позднее были дополнены следующими тестами:

  • Форма С и форма D, появившиеся в 1956 году;
  • Форма Е и форма F, увидевшие свет в 1961 году;
  • подростковый опросник на четырнадцать факторов;
  • детский тест на двенадцать факторов;
  • сокращённый вариант для взрослых, рассчитанный на 13 факторов.

Для того чтобы верно интерпретировать полученные результаты, используется несколько алгоритмов подсчёта:

  • специальные,
  • сокращённые,
  • упрощённые.

Текучий интеллект

Который имеет наследственный и биологический компонент, с физиологическим происхождением, способный действовать в любой ситуации, и который отражает способность, которую мы должны приспособиться к различным ситуациям или проблемам, которые возникают без необходимости иметь предыдущий опыт.

Он отражает основные способности человека в рассуждениях и высших психических процессах. Текучий интеллект может быть измерен с помощью тестов, чтобы получить способность человека к приобретению знаний.

Кристаллизованный интеллект

Завершите предыдущее с помощью полученных знаний, которые берут свое начало в опыте человека и охватывают когнитивные способности, в которых выкристаллизовалось предыдущее обучение. Этот интеллект оценивается с помощью школьных тестов и знаний, полученных в результате взаимодействия с социокультурной средой.

Он также связывает в своем нейропсихологическом аспекте различные отношения между полушариями головного мозга и типами способностей..

Этапы разработки методики опросника

При составлении опросника на первом этапе Кеттелл использовал труды психологов Одберта и Олпорта, занимавшихся тем, что они находили в английском языке слова, с помощью которых можно было описать отличительные черты характера и поведения личности. Поскольку таких слов было очень много (4,5 тысячи), то неудивительно, что Кеттелл решил уменьшить их число до разумного значения и использовал факторный анализ для решения этой задачи. Он разбил определения черт характера и поведения человека на группы исходя из их синонимичности, а затем выбирал какое-либо одно слово, которое, по его мнению, наиболее полно отражало сущность целой группы слов.

С помощью применения этого метода Кеттелл уменьшил число характеристик до 171 слова. Затем, заручившись помощью психологов-экспертов, Кеттеллу удалось осуществить взаимную корреляцию их оценок, на основе которой он смог отобрать тридцать шесть коррелирующих плеяд слов, являющихся биполярными или антонимами, например, «радостный — печальный».

В дальнейшем Кеттелл провёл несколько дополнительных исследований, установивших, что количество биполярных пар можно сократить до шестнадцати факторов. Значение полученных знаний очень велико, поскольку они способствовали подтверждению следующих психологических теорий: теория самоконтроля и теория интроверсии и экстраверсии.

Так как шестнадцать факторов были выделены только с помощью L-данных, то они являлись малопригодными для использования их на практике. Дело в том, что осуществить измерение личностных особенностей большого количества людей, применяя только L-данные, не представляется возможным, потому что экономически нецелесообразно обучать значительное число экспертов работе с испытуемыми.

Исходя из этого, Кеттелл сделал логический вывод: необходимо заняться исследованием Q-данных, что привело к появлению других, более поздних по времени, форм опросника.

Триархическая теория Стенберга

Разработанный Стенбергом, психологом, известным своими исследованиями интеллекта и творчества, среди других тем. Его теория одна из первых применила более когнитивный подход.

Определяет интеллект как «направленную умственную деятельность с целью адаптации к соответствующим условиям реальной жизни в своей жизни».

Его теория делится на три части: компонентный или аналитический интеллект, опытный или творческий интеллект и контекстный или практический интеллект.

Субкомпонентный компонент

Он связывал функционирование ума с рядом компонентов. Эти компоненты помечают их как метакомпоненты, компоненты производительности или исполнения и компоненты получения знаний. (Sternberg, 1985). И это связывает эту под теорию с аналитическим потенциалом, способностью отделять проблемы и видеть решения, которые не очевидны.

Экспериментальная под-теория

Это относится к правильному выполнению задач по отношению к предыдущему опыту работы с ним, разделяя роль опыта в автоматизации и новизне. Это связано с творчеством и интуицией, очень полезно для решения новых проблем и создания новых идей.

Контекстная или практическая под-теория

Это относится к умственной деятельности, которая позволяет нам адаптироваться к нашей среде. Даны три процесса, такие как адаптация, конформация или трансформация и отбор, производящие корректировку между ними и их окружением. Эффективность, с которой они это делают, определяет их интеллект.

Кроме того, он признает, что человек может достичь интеграции трех интеллектов, а не только показывая один из них.

Биоэкологическая теория Цеси

Цеси полагает, что существуют «множественные когнитивные потенциалы», в отличие от единой базовой интеллектуальной способности или фактора общего интеллекта д. Эти множественные способности или области интеллекта являются биологически обусловленными и накладывают ограничения на психические (умственные) процессы. Более того, они тесно связаны с проблемами и возможностями, заложенными в индивидуальном окружении или контексте. См.→

Три типа интеллекта

Стернберг разрабатывает теорию, согласно которой он рассматривает существование трех типов интеллекта, которые объясняют обработку информации внутри, снаружи и на уровне взаимодействия между ними.

Другими словами, рассмотрим существование три основные способности, которые определяют интеллектуальные способности , В частности, он устанавливает существование аналитического интеллекта, практического интеллекта и творческого интеллекта.

1. Аналитический или компонентный интеллект

Для триархической теории интеллекта Штернберга аналитический интеллект предполагает возможность собирать, хранить, изменять и работать с информацией , Это наиболее близко к унитарной концепции интеллекта, относящейся к способности составлять планы и управлять когнитивными ресурсами. Благодаря аналитическому интеллекту мы можем выполнять умственные операции, такие как определение, принятие решений и генерация решений.

В этом интеллекте мы можем найти элементарные компоненты или процессы, которые позволяют работать на когнитивных представлениях реальности , измените их и пропустите через обработку, которая позволяет получить ответ.

Эти компоненты могут быть разделены на метакомпоненты или процессы управления, которые позволяют принимать решения и отмечать, как думать и действовать, а также компоненты планирования, исполнения или исполнения, которые приводятся в действие, начиная с мета-компонентов, и позволяют выполнять указанные установленные планы. для них и компонентов приобретения, которые позволяют изучать и получать информацию .

2. Практический или контекстный интеллект

Этот тип интеллекта относится к способности людей адаптироваться к среде, в которой они живут. Во-первых, организм пытается выжить из того, что уже существует в окружающей среде, использование возможностей, предлагаемых для адаптации .

Однако, если это невозможно, человек должен установить другие механизмы для адаптации и выживания. Эти другие процессы представляют собой выбор среды и стимулов для улучшения их положения и / или формирования среды в тех случаях, когда невозможно изменить среду, в этом случае вносить изменения в окружающую среду чтобы лучше настроить свои возможности.

Например, голодный человек может выбрать окружающую среду и переехать в место, где есть много еды, или воспользоваться элементами, присутствующими в окружающей среде, которые ранее не были частью их рациона, чтобы прокормить себя, или может решить изменить окружающую среду, совершенствуясь в сад собственной пищи. Речь идет о применении когнитивных способностей с адаптивной целью.

3. Творческий или опытный интеллект

Этот тип интеллекта считается интеграция информации, полученной из-за рубежа, с нашей психикой , Другими словами, именно такой навык позволяет нам учиться на собственном опыте. Это также связано с творчеством и решением проблем, которые ранее не возникали.

В этом смысле Штернберг отмечает, что степень новизны важна из опыта и задачи. В идеале, задача может быть новой в умеренной степени, так что субъект может создавать и реагировать на новые стимулы, имея при этом какой-то инструмент, который позволяет ему справиться.

Другим важным аспектом является автоматизация способность воспроизводить поведение или знания, не требуя сознательных усилий. Повторение заданий в разных случаях позволяет освоить их и снизить уровень их новизны и необходимость внимания к каждому базовому элементу, который является их частью. Чем выше уровень автоматизации, тем выше уровень ресурсов, доступных для успешного решения других задач.

Диагностика интеллекта с помощью культурно свободного теста

Культурно свободный тест на интеллект CFIT (Culture Free Intellect Test) предложен Р. Кэттеллом для психодиагностики личности (не путать

с 16-факторным опросником Кеттела). Основная задача – оценить уровень интеллекта человека независимо от влияния внешних факторов

Процедура проведения теста

Прежде всего тестируемому предлагают прочитать инструкцию, подробно описывающую порядок действий при прохождении опросника. Затем специалисты предоставляют человеку, проходящему исследование, бланк, на котором он будет отмечать верные, с его точки зрения, варианты ответов. Обязательные условия прохождения теста: спокойная обстановка; испытуемый изолирован от других людей; максимальное время, выделяемое на все вопросы, – не более тридцати минут.

Примерная инструкция

С помощью вопросов, которые вы можете видеть в тесте, определяются отличительные черты вашей личности и характера. Любой из вариантов ответа является верным, поскольку существуют различные взгляды на одни и те же вещи. Вам нужно отвечать предельно точно и максимально искренне. Предварительно вам необходимо дать ответы на четыре предложенных вопроса. Исходя из этого, вы сможете осознать, требуется ли вам дополнительная помощь от организаторов исследования.

Имейте в виду, что периодически в опроснике встречаются вопросы, на которые есть только 1 правильный ответ. Вам нужно запомнить следующие 4 правила и неукоснительно пользоваться ими при прохождении теста:

  • вам нужно давать естественные ответы, те, которые молниеносно пришли вам на ум и не тратить время на размышления;
  • желательно давать как можно меньше ответов со средним значением или «не знаю»;
  • нельзя пропускать вопросы, если ни один из вариантов предложенных ответов не относится к вам. В таком случае нужно выбрать максимально близкий вам вариант. Если вопросы кажутся чересчур навязчивыми и вторгающимися в ваше личное пространство, учтите, что расшифровать результаты без применения ключа невозможно;
  • от вас требуется полная честность. При прохождении теста не думайте о том, какое впечатление вы производите и как, по вашему мнению, необходимо отвечать на вопросы, чтобы показать себя с выгодной стороны перед экспериментатором.

Обработка полученных результатов

Для расшифровки данных, которые используются в дальнейшем для интерпретации личностных характеристик тестируемого, применяется ключ. Если ответ испытуемого совпадает с ключом, ему начисляется определённое количество баллов, которые затем суммируются. В опроснике для оценки каждого фактора применяется несколько вопросов, разбросанных в произвольном порядке по тесту. Сумма баллов по таким вопросам в итоге даёт значение требуемого фактора.

Затем психолог-исследователь занимается тем, что трансформирует баллы в стандартные единицы или стены при помощи специальных таблиц. После этого специалист берёт биполярную шкалу и распределяет по ней стены на все шестнадцать факторов, которые в совокупности образуют то, что Кеттелл назвал профилем личности.

​Теории интеллекта: итоги

Несмотря на эти различия, все теории интеллекта имеют ряд общих черт. Все они пытаются принимать во внимание биологический базис интеллекта, будь то базовый механизм переработки или совокупность множественных интеллектуальных способностей, модулей или когнитивных потенциалов.

[spoiler title=»Источники»]

  • https://psixologiya.org/razdely/teorii/2276-teorii-intellekta.html
  • https://gabysheva.ru/samorazvitie/teoriya-razvitiya-intellekta.html
  • https://lifemotivation.ru/samorazvitie/teoriya-mnozhestvennyh-intellektov-gardnera
  • https://ru.thpanorama.com/articles/curiosidades/las-9-teoras-de-la-inteligencia-ms-conocidas-primarias-y-modernas.html
  • https://gabysheva.ru/samorazvitie/kettel-oprosnik.html
  • https://knyazhinskaya.ru/chelovek/teorii-intellekta-v-psihologii-2.html
  • https://ru.yestherapyhelps.com/the-triarchic-theory-of-intelligence-of-sternberg-12742
  • https://miss-runet.ru/samorazvitie/obshchaya-teoriya-intellekta.html

[/spoiler]

От mother