Что такое социальный интеллект, из чего состоит, как развить эту способность? Виды и уровни SQ. 6 видов социальных навыков и для чего они нужны?

Социальный интеллект человека и его развитие

Содержание

Что это такое: определение

Важно. SQ представляет собой совокупность способностей, влияющих на успешность социального взаимодействия.

Состоит из способности понимать себя и поведение других людей, а также из умения действовать по ситуации, и является очень важным качеством, так как необходим для эффективного межличностного взаимодействия.
Термин введен для обозначения способности успешно действовать в социуме, вести себя наиболее эффективно в какой-либо ситуации. Это умение понимать настроение других и их черты личности, способность к самопрезентации в обществе и различным взаимодействиям, своего рода талант, позволяющий ладить с людьми, приспосабливаться к поведению других в социуме.

Это глобальная способность, основанная на совокупности других черт личности (интеллектуальных, поведенческих, коммуникативных и т.д.), обуславливает понимание сказанного и сделанного людьми, способность к:

  • социальному взаимодействию;
  • принятию решений;
  • прогнозированию развития событий в межличностном общении.

Личностная составляющая социального интеллекта достаточно велика, однако его можно подкорректировать извне (специальные методики и максимум тренировочного взаимодействия).

О том, в каком году Торндайк ввел термин социальный интеллект и какова история понятия SQ, также определения этого понятия и подходы к его пониманию, актуальность исследования в наши дни, методы изучения и измерения, исследования SQ, вы узнаете тут.

Виды социального интеллекта

Говард Гарднер, американский психолог, специалист в области нейролингвистики и клинической психологии, автор понятия «множественный интеллект», в одном из своих трудов пишет, что существует два вида социального интеллекта: внутриличностный и межличностный. Данные виды социального интеллекта по своей природе являются одновременно и личностными, и социальными.

Внутриличностный социальный интеллект – вид социального интеллекта, который можно рассматривать в качестве способности человека понимать самого себя, иметь неограниченный доступ к своему внутреннему существованию, осознавать свои желания, мотивы, возможности и стремления, правильно реагировать на тот или иной внешний или внутренний стимул.

Межличностный социальный интеллект – вид социального интеллекта, благодаря которому человек получает способность не только видеть, но и осознавать различия между другими людьми.

Отечественный психолог Валентина Николаевна Куницина делит социальный интеллект на 4 вида: коммуникативно-личностный социальный интеллект, социальный интеллект самосознания, социальный перцептивный интеллект, энергетический социальный интеллект.

Коммуникативно-личностный социальный интеллект включает в себя комплекс затрудняющих или облегчающих общение характеристик, на основе которых формулируются коммуникативная совместимость и психологическая контактность.

Социальный интеллект самосознания – вид социального интеллекта, который включает в себя чувство собственного достоинства и самоуважение, желание познавать новые идеи, свободу от подавленных или игнорируемых импульсов, предрассудков и комплексов.

Социальный перцептивный интеллект – вид социального интеллекта, который включает в себя мышление, представление, воображение, способность к осознанию и моделированию тех или иных жизненных ситуаций, способность к пониманию других людей и тех мотивов, которые ими движут.

Энергетический социальный интеллект – вид социального интеллекта, который включает в себя физическую и психическую активность и выносливость, низкий уровень физической и психической истощаемости.

Как развить социальный интеллект

Описание

Этим термином обозначают совокупность талантов и умений, с помощью которых индивиду удается стать успешным при взаимодействии с другими людьми, найти свое место в мире. Он включает в себя 3 основных навыка:

  1. Способность точно понимать поведение других, причины того или иного шага.
  2. Возможность осознавать собственные действия (зачем я веду себя так, какую цель преследую, могу ли я добиться желаемого результата).
  3. Умение действовать соответственно конкретной ситуации, учитывать все ее особенности и нюансы.

Во многом этот навык пересекается с так называемым эмоциональным интеллектом, позволяющим правильно определять и оценивать чувства окружающих. Одновременное развитие сразу двух этих способностей гарантированно повышает эффективность взаимодействия, но если для emotional intelligence крайне важен врожденный талант, то social прекрасно поддается тренировке.

социальный интеллект это в психологии определение

Подходы к определению

Все по-разному определяют природу появления умений. Отмечу три главные установки:

Социальный интеллект человека и его развитие

  1. Социальный интеллект – одна из познавательных способностей человека, стоящая в ряду с математическими талантами или навыками быстрого усваивания иностранных языков. В таком случае его можно считать врожденным.
  2. Social intelligence – скорее приобретенный опыт, достичь его при определенной тренировке может абсолютно каждый человек, независимо от первоначальных знаний.
  3. Это некая черта личности и характера, которая изначально либо существует у индивида, либо отсутствует в нем.

Торндайк ввел термин социальный интеллект еще в 1920 году, в котором активно развивались сразу несколько психологических школ – бихевиористская, советская, психоаналитическая. Каждый из трех перечисленных подходов – правдив и должен использоваться в качестве основы для развития знаний.

Историческая справка

История исследования социального интеллекта началась в начале 20 века, когда Эдвард Торндайк впервые обозначил этот термин для определения умений человека добиваться успеха и эффективности при взаимодействии с другими людьми в самых разных ситуациях. Несколько позднее его идею подхватил британец Филипп Вернон. Он расширил понятие, заключив, что индивиды обязаны ладить друг с другом.

В 1937 году американский психолог Гордон Олпорт, основываясь на суждениях своих коллег, обозначил social intelligence, как способность быстро и четко судить об окружающих людях и прогнозировать их вероятное поведение. В отличие от него, Огюст Конт и Ганс Айзенк верили в социальную природу явления, считая ее приспособлением индивида к жизни в обществе.

Попытку измерить уровень умственных процессов впервые сделал американский психолог Джой Гилфорд. Он разработал тест, который используется до сих пор. О нем мы поговорим подробно несколько позже, как и о модели Айзенка, которая тоже стала весьма популярной.

Уровни социального интеллекта

Существует пять уровней социального интеллекта: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий.

☑ Люди, обладающие высоким и выше среднего уровнем социального интеллекта, умеют правильно анализировать сложившуюся ситуацию и предвидеть дальнейшее её развитие. Они знают, как нужно себя вести в обществе, чтобы достигнуть поставленных целей, отлично разбираются в невербальных реакциях. Такие личности достаточно быстро становятся своими в любой компании, так как они могут молниеносно вникнуть в сложившуюся ситуацию и выбрать нужный для продуктивного и необременительного общения тон. Они прекрасно понимают и то, какие именно слова люди должны говорить друг другу в той или иной жизненной ситуации.

☑ Обладающие средним уровнем социального интеллекта люди неплохо разбираются в основных аспектах невербального общения, умеют получать необходимую информацию о поведении индивидов. Они обладают способностью прогнозировать поведение и реакции людей в той или иной предвиденной или непредвиденной жизненной ситуации, практически всегда высказывают правильные суждения о людях. В отношениях с другими индивидами люди со средним уровнем социального интеллекта проявляют предусмотрительность и тактичность, поэтому они очень часто становятся успешными и востребованными коммуникаторами.

☑ Люди с ниже среднего и низким уровнем социального интеллекта испытывают определенные трудности во время общения с другими индивидами. Они часто говорят невпопад, не умеют правильно интерпретировать слова того или иного собеседника (и незнакомого, и давно знакомого) и анализировать ключевые аспекты межличностного взаимодействия.

☑Таким людям очень часто не удается распознать те вербальные сообщения, смысл которых может меняться в зависимости от контекста конкретной ситуации и характера личностных отношений между теми или иными людьми. Людям с низким уровнем социального интеллекта очень трудно адаптироваться к семейным, дружеским, деловым и многих другим видам взаимоотношений между индивидами.

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что около 70 – 72% живущих на нашей планете людей обладают средним уровнем, около 11 – 12% людей — выше среднего и высоким уровнем, а около 19 – 20% людей – низким и ниже среднего уровнем социального интеллекта.

Наука психология

Как и любые другие таланты и навыки, умственная деятельность может быть вычислена с помощью тестов. При этом показатели ума фиксируются, с точки зрения развития разных способностей, главными среди которых можно назвать:

  1. Умение распознавать внутреннее состояние другого человека.
  2. Интерпретировать связь между ним и поведением.
  3. Гибко реагировать на происходящие изменения.
  4. Предсказывать варианты развития ситуации.
  5. Вести себя в соответствии с полученной и обработанной информацией.

Индивид, который обладает интеллектуальными качествами, может определять желания, потребности и эмоции своего собеседника и выстраивать собственное поведение так, чтобы партнеру было комфортно. В итоге складывается эффективная модель коммуникации и достигаются лучшие результаты.

социальный интеллект и социальная компетентность

Уровни social intelligence

Способность к пониманию окружающих людей можно развить, причем у кого-то это получается проще и быстрее из-за врожденных талантов, а кому-то требуется приложить немало усилий. В то же время умение можно измерить с помощью нескольких методик. Основные степени развития:

  1. Низкий социальный интеллект – предполагает, что человек не умеет эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Его поведение можно назвать неадекватным, а привлекательность в глазах других индивидов серьезно снижена.
  2. Средний – означает, что в большинстве ситуаций личность способна понять своего собеседника и подстроить свое поведение под его нужды, за редким исключением – когда необходимо находить общий язык с тем, кто не отвечает взаимностью.
  3. Высокий – предполагает, что индивид может установить контакт с абсолютно любым партнером, но такими навыками обладают не более 11% всех людей на Земле.

В любом случае развить в себе способности можно, хотя и придется приложить немало усилий.

социальный интеллект это в психологии определение

Методики

Я перечислю основные способы развития и измерения умственной деятельности в рамках самых популярных психологических концепций.

Модель структуры интеллекта Г. Айзенка

Этот британский психолог предположил, что любой человек обладает тремя разными видами интеллектуального формирования, которые и определяют его умения. Речь идет о:

  1. Биологических, то есть врожденных навыках обработки информации. Они зарождаются непосредственно в структурах головного мозга и составляют основу всех знаний, которые будут получены индивидом в процессе жизни.
  2. Психометрических, то есть тех самых показателей, которые измеряются при помощи тестов.
  3. Социальных – формирующихся во время социализации, развивающиеся постепенно и во многом определяемые окружающей средой и людьми.

Интеллектульные способности одновременно могут включать в себя развитие познавательных процессов, таких как память, внимание, умение рассуждать, приспосабливаться, взаимодействовать.

Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда

Эта концепция более сложная. Интеллектуальные проявления индивида в ней представлены в виде куба, состоящего из множества маленьких кубиков. Этот макет включает в себя более 100 факторов, определяющих степень развития умений человека, но все они основаны на трех переменных, которые позволяют определить, как происходит процесс обработки информации:

  1. Содержание данных.
  2. Умственные действия.
  3. Полученные результаты.

Важно отметить, что среди всех «кубиков», выделяемых методикой, умственная активность кроется лишь в одном небольшом столбике – умении познавать и понимать поведение. Этот маленький кусочек раскрывает 6 отдельных факторов:

  1. Способность выделять словесную и невербальную информацию собеседника.
  2. Воспринимать нечто общее во всем потоке данных.
  3. Понимать отношения.
  4. Видеть логику развития ситуаций.
  5. Замечать изменения.
  6. Прогнозировать возможные последствия.

Именно эти факторы замеряются с помощью тестовых методик и в конечном итоге определяют итоговый уровень развития социального интеллекта, узнать который вы сможете, если пройдете онлайн-тест Гилфорда.Социальный интеллект человека и его развитие

Генри Олпорт

Американец Г. Олпорт описывал явление несколько иначе. По его мнению, оно представляет собой одно из 8-ми личностных качеств, которые требуются для понимания других людей. Главной определяющей такого интеллекта, как считал Генри, является навык быстрого суждения об окружающих.

Г. Гарднер

Психолог Г. Гарднер выделил два дополнительных вида интеллекта, которые оказывают прямое влияние на социальный. Внутриличностный, под которым он подразумевал навык обращения к собственным психологическим процессам, понимание своих мыслей, действий, оценка возможностей, мотивации и чувств. Межличностный, отвечающий за способность понимания чувств, мыслей, желаний окружающих людей.

Исследования от отечественных психологов

Первой описать термин взялась Маргарита Бобнева, когда изучала формирование личности, как части общества, в 1979 году. Она полагала, что толчком к появлению умений служит социализация, которую проходит каждый индивиду, живущий в человеческом обществе.

Другой известный психолог, Юрий Емельянов, исследовал понятие в рамках психологии практической деятельности. Он полагал, что для развития коммуникационных способностей необходимо активно обучаться, причем этот процесс должен длиться постоянно и непрерывно.

Алла Южанинова в своих изысканиях пошла дальше и пришла к выводу, что social intelligence – всего лишь часть интеллектуальной структуры, в которую также входят практика и логика. Для улучшения навыков взаимодействия необходимо тренировать все 3 области.

Социальный интеллект человека и его развитие

М. И. Бобнева

Первым советским психологом, описавшим СИ, стала М. И. Бобнева. По ее мнению, связи между социальным и общим уровнем интеллекта нет. При этом даже высокоразвитые умственные способности не являются гарантией легкой и успешной адаптации в обществе, как и наличие способности полноценно общаться с людьми и вести себя достойным образом.

Диагностика социального интеллекта

Интерес специалистов к изучению взаимоотношений общества привел к тому, что уже в 1928 году был подготовлен первый многофакторный тест, призванный определить уровень развития ума у конкретного индивида. Его автором стал Т. Хан. Методика оценивает несколько компонентов:

  1. Суждения при участии в какой-либо ситуации.
  2. Память.
  3. Умение наблюдать за поведением.
  4. Распознавание внутренних состояний.

Метод позволит определить, умеет ли человек взаимодействовать с окружающими, и насколько эффективно это взаимодействие. Однако тест не стал популярным, но дал необходимую базу для подготовки другого метода исследования, гораздо более известного и точного. О нем мы поговорим несколько позже.

Методика выявления социального интеллекта от Гилфорда

Именно это тестирование быстро приобрело одобрение со стороны других специалистов, занимающихся изучением способностей общения. Оно используется и сейчас в качестве основного метода работы.

Измерение проводится с помощью 4-х отдельных субтестов, причем 3 из них выполнены с использованием невербального материала. Целью тестирования является определение наличия у индивида особых навыков:

  1. Познание классов и систем.
  2. Преобразования информации.
  3. Результатов поведения.

Протестироваться можно уже с 9-ти летнего возраста. При этом время на решение всех предлагаемых задач ограничено. В нашей стране используется не оригинальная, а адаптированная методика. Ее подготовила Е.С.Михайлова, основываясь не только на работе автора, но и на особенностях нашего менталитета.

Социальный интеллект человека и его развитие

Типы социальных навыков

Существуют различные способы группировки различных типов социальных навыков в соответствии с используемыми критериями классификации. В этом случае мы будем придерживаться классической классификации социальных навыков, в рамках которой, как мы увидим, существует 6 различных наборов.

Необходимо добавить, что все эти категории модулируются двумя основными установками при установлении межличностных отношений.. Эти навыки являются уверенность и сочувствие, которые имеют способность обуславливать остальные навыки, которые мы увидим ниже.

Социальные навыки и их место

Социальные навыки относятся к группе так называемых интерперсональных (межличностных) навыков, то есть отвечают за качество отношений человека с социумом. Мы используем их каждый день, когда общаемся и взаимодействуем с другими людьми: с глазу на глаз, маленькими группами или массово.
Учитывая особенности современного развития общества – информатизация, коннективизация – люди с сильными межличностными навыками часто более успешны не только в профессиональной, но и в личной жизни. Такие люди способны слушать и слышать, задавать вопросы, понимать язык тела, считывать социальные ситуации.. Они также обладают способностями, связанными с эмоциональным интеллектом, умением понимать и управлять своими и чужими эмоциями.
Люди с развитыми интерперсональными навыками, как правило, способны хорошо работать в команде или группе, могут эффективно общаться с другими, будь то семья, друзья, коллеги, клиенты. Поэтому навыки межличностного общения жизненно важны во всех сферах жизни на работе, в образовании и в обществе.

В школах дети обычно учатся индивидуально, и в конце учебного года школы удостоверяют их индивидуальные достижения. Но чем более взаимозависимым становится мир, тем больше нам нужны великие соавторы и организаторы. Инновации в настоящее время редко являются продуктом людей, работающих в одиночку; напротив, это результат того, как мы мобилизуем,

Элементы группы социальных навыков

Человек, не умеющий общаться с людьми, притягивает к себе тех, кого он не очень любит. Он занят вечными склоками и ссорами и на него обращают внимание такие же. С развитыми социальными навыками вы сможете вежливо избегать неприятных людей и станете притягивать приятных. Это повысит эффективность вашей жизни во многих областях. Каковы слагаемые социальных навыков?
В первую очередь, это навыки коммуникации, в которые входят:

  • навыки вербальной коммуникации – что мы говорим и как мы говорим.
  • навыки невербальной коммуникации – что мы говорим людям своими жестами, своей позой, тоном голоса
  • навыки слушанья – как мы воспринимаем и интерпретируем то, что нам говорят собеседники, в том числе невербально.

Во-вторых, это эмоциональный интеллект. В последние годы в России активно развивается тема эмоционального интеллекта – выпускаются курсы, книги и игра о его развитии, в некоторых исследованиях даже утверждается, что развитый эмоциональный интеллект важнее, чем развитый знаниевый интеллект (IQ). Коротко говоря, эмоциональный интеллект – это способность понимать и управлять своими собственными и чужими эмоциями.
В-третьих, это командная работа – способность работать с другими людьми, налаживать эффективное взаимодействие в группах временного (для подростков, например, это отношения в лагере) и постоянного (например, с классом или группой учащихся в кружке) состава. Важно заметить, что это способность не только грамотно взаимодействовать в формальных ситуациях, но так же и в неформальных (уметь принять групповое решение о досуге, в путешествии, в быту).
Четвертый элемент социальных навыков, это все, что касается переговоров, умения оказывать влияние и убеждать собеседника или аудиторию. Иначе говоря, человек-переговорщик способен в работе с людьми так выстраивать отношения, чтобы все участники процесса получали выгоду от этого общения. Кто-то скажет, что такие способности относятся к навыкам коммуникации (и будут правы! Вообще такое деление достаточно условно и вводится для удобства ориентации в структуре социальных навыков), однако мы уверены, что обозначить конкретную микрогруппу навыков – значит, сделать шаг к успешному их анализу и развитию.
И еще две важных подгруппы, на которые стоит обратить наше внимание, это способность управлять конфликтами, владеть приемами медиации, уметь принимать решения и решать проблемы. Последняя способность крайне важна и трудна для развития, потому что подразумевает высокую степень аналитичности и ответственности в групповом взаимодействии – какое решени
Выросшая в традиционной системе образования, как и многие её сверстники, Кейт считала, что коэффициент интеллекта (IQ) является единственным показателем успеха. Однако, наблюдая за своим старшим братом и теми проблемами, с которыми он сталкивался, она осознала важность развития социальных и эмоциональных навыков. В этом выступлении Кейт призывает нас осмыслить концепцию интеллекта более широко.
Кейт Карафотас – исследователь в области психологии, имеет американское и немецкое происхождение, живет в разных странах (Великобритания, Италия и Чехия).

Продвинутые социальные навыки

После того, как человек приобрел базовые социальные навыки, у него есть необходимая база для работы над продвинутыми социальными навыками, которые дают нам стратегии для удобного решения социальных отношений. Эта категория видов социальных навыков включает в себя следующие навыки:

  • Возможность высказать свое мнение.
  • Попросить помощи.
  • Возможность извиниться.
  • участие.
  • Предлагать и давать инструкции.
  • Следуйте инструкциям.
  • Осуждение способность.

Аффективные социальные навыки

Эти типы навыков связаны со способностью эффективно определять и управлять как нашими чувствами, так и чувствами других. Внутри этой категории есть:

  • Определить и узнать эмоции и чувства.
  • Понимать чувства других.
  • Емкость выражать чувства и эмоции.
  • Выражение аффектов.
  • Уважайте чувства других.
  • Емкость для столкнуться с гневом других.
  • Самостоятельная способность.
  • Управление страхом общения с людьми.
  • Способность вдохновлять других.
  • Емкость для утешать других.

Навыки ведения переговоров или альтернативы агрессии

Социальные навыки, связанные с ведением переговоров, позволяют нам избегать конфликтов или правильно управлять ими. Они заключаются в способности решать проблемы в межличностных отношениях без использования агрессии или насилия. Это:

  • Знать, как попросить разрешения.
  • Возможность поделиться.
  • Способность помогать другим.
  • Умение любить себя.
  • Умение терпеть и отвечать на шутки.
  • Навыки ведения переговоров.
  • Способность самоконтроля.
  • Умение защищать свои права.
  • Не вступайте в драки.
  • Возможность избежать проблем для других людей.

Навыки справиться со стрессом

Эти типы навыков необходимы для успешного разрешения конфликтов в условиях напряженности или стресса. В эту группу входят:

  • Способность управлять чувством стыда.
  • Умение защищать других.
  • Терпимость к провалу.
  • Способность отвечать на убеждения.
  • Способность ответить на обвинение.
  • Умение формулировать жалобы или претензии.
  • Способность отвечать на жалобы или претензии.
  • спортивность.
  • Знать, как противостоять давлению группы.
  • Управляйте сложным разговором.
  • Терпимость, которую следует игнорировать или игнорировать.
  • Способность противостоять противоречивым сообщениям.

Планирование навыков

В категории социальных навыков, связанных с планированием, мы можем найти:

  • Признание своих способностей.
  • Умение принимать решения.
  • Определение целей.
  • Определить причину проблем и решить их.
  • Сбор информации.
  • Умение сосредоточиться на задаче.

« 6 видов моббинга или домогательства на рабочем месте 6 типов огня, их характеристики и как они появляются »

Как развивать навыки?

Важно. Развитие навыков начинается с первого года жизни и продолжается до периода взрослости.

Затем время от времени происходит корректировка сформированного социального интеллекта, связанная с происходящими событиями.

Формирование SQ

Первоначальное формирование происходит в семье, затем добавляется влияние знакомых, родственников, дошкольных учреждений, школы, затем – учебных заведений плюс окружения, сопровождающего каждый из этапов.

Периоды развития

Существует пять этапов развития. На нулевой стадии (досоциальной) ребенок не осознает различий, но постепенно он начинает отделять эмоции, чувства других и собственные:

  • на первой стадии происходит становление умения анализировать слова и поведение;
  • на второй – эмпатических способностей, происходят попытки влиять на людей и ситуации;
  • на третьей – происходит понимание противоречивости поведения людей;
  • на четвертой – представление о взаимодействии людей структурируется;
  • на пятой – производится оттачивание навыков.

Как развить social intelligence

Для того чтобы научиться взаимодействовать с окружающими, нужно следовать нескольким правилам. Их нельзя назвать простыми и легко усваиваемыми. Наоборот, некоторые потребуют длительной работы, но в конечном итоге приведут к желаемому результату. Вот главные принципы:

  1. Учитесь быть более восприимчивым к другим людям. Для этого нужно постоянно вступать с ними в контакт, наблюдать за ними, пытаться понять их.
  2. Познакомьтесь с основами невербальной коммуникации и читайте эмоции других по лицу, жестам.
  3. Заставляйте себя слышать, о чем говорит собеседник.
  4. Замечайте настроение людей. Это сложно лишь, на первый взгляд, но на деле еще в детстве по случайным шагам, чуть более сильному хлопку двери и другим факторам отмечали настрой человека.
  5. Запишитесь на актерские курсы. Взаимодействие – это в некоторой степени игра, которая доступна не всем.
  6. Фиксируйте свои собственные чувства и управляйте ими.
  7. Чаще бывайте на публике и не стесняйтесь выступлений.
  8. Заведите привычку играть в настольные игры – Мафию.

Чем моложе человек, тем проще ему научиться понимать поведение других, поэтому начать работу следует как можно раньше.

Социальный интеллект человека и его развитие

Уровни

Сразу после того, как научное сообщество смогло дать описание социальному интеллекту, оно решило заняться разработкой шкалы его деления по уровням. Для этого Д. Гилфородом был создан психологический специальный тест. Он проверял скорость и оригинальность решения задач разной сложности. Это позволило дать точный ответ, насколько подкован испытуемый в социальной сфере. По результатам удалось выделить три уровня, каждый из которых описывает развитие разного социального интеллекта.

Ступеньки

В России распространение получила методика на базе теста Гилфорда, созданная Е. С. Михайловой.

Низкий

Люди, обладающие низким уровнем социального интеллекта, постоянно испытывают различные трудности. Как правило, они вызваны поведением человека, причем сам он того не понимает. Такие люди имеют девиантный характер поведения и всегда руководствуются инстинктами, а большинство их действий вызвано порывами. У них не получается сойтись с другими людьми, т.к. даже при хорошем развитии отношений любого плана в определенный момент проявляются их особенности, что полностью исключает продолжение общения с человеком и приводит к недопониманию или ссорам.

Злость

Самостоятельно решать такие проблемы у них не получается, из-за чего часто люди вынуждены прибегать к помощи близких.

Средний

Те, кто облает средним уровнем СИ, действуют шаблонным образом. В повседневных делах они практически всегда достигают поставленных целей. Общение с людьми не вызывает трудностей. Однако с непривычными или сложными задачами справиться такому человеку трудно, из-за чего он может просто отказаться от той или иной затеи и продолжить жить по привычному ему шаблону.

Толпа

Высокий

Интеллектуальный в социальном плане человек легко справляется с самыми трудными задачами. Они практически всегда выходят из неразрешимых ситуаций победителями. Им очень легко заводить знакомства, общаться с людьми и манипулировать ими, меняя их мысли, взгляды, желания. Такие люди – лидеры.

Марионетка

Проблемы измерения SQ

Первый тест для измерения SQ создан Т. Ханом. Позднее появился тест Д. Гилфорда, который используется до сих пор.

Внимание. Надо сказать, что тесты не являются точной оценкой этого вида интеллекта, способов, позволяющих полноценно «измерить» его, сегодня не существует.

Возрастные особенности

С возрастом он не претерпевает значительных изменений в отличие от общего, однако на начальном жизненном этапе (детство, юность) они существенны:

  • В детском возрасте SQ развивается посредством наблюдения за окружением, за взрослыми людьми с развитым социальным интеллектом, а также в процессе игр, при общении со сверстниками.
  • В подростковом возрасте наиболее активно развивается коммуникативный аспект, умение понимать себя и других, прогнозирование и т.д.
  • У взрослых развитие социального интеллекта обогащается опытом и приобретает форму мудрости.

Дети

Дошкольный или младший школьный возраст требуют регулярного участия в сюжетно-ролевых играх. Это позволит стимулировать рост уровня социального интеллекта. Не менее важно в этот период позволять ребенку проводить время со сверстниками. Если у него будет хотя бы несколько друзей, это полностью исключит социальную отсталость в будущем.

Ребята

Большое значение имеет и то, какой педагог занимается с ребенком в детсаде или школе. В первом случае необходимо, чтобы он стимулировал детей играть в те игры, которые требуют активного общения. Во втором же важно, чтобы он не ограничивал поведение детей на переменах и позволял бегать, общаться и максимально взаимодействовать друг с другом. Его компетентность – важнейший фактор развития ребенка. При неправильном подходе к воспитанию развитие СИ может быть очень низким. Проблемы в таком возрасте – главная причина асоциального поведения во взрослой жизни.

Подростки

Подростковый – самый тяжелый из возрастов. Родителям трудно справляться с детьми, начавшими взрослеть. Важно все не испортить, т.к. в этот период формируются склонность к общению, самосознание, понимание окружающих людей. Чтобы все прошло максимально благополучно, родители обязаны понять, что подросток должен самостоятельно решать, как и с кем общаться. Нарушение его личного пространства или желаний может привести к падению социального интеллекта. Если регулярно так поступать, то он будет невысоким.

Крик

Юноши

В юношеский период происходит формирование способности предвосхищения результатов своих действий и навыка предугадывания чужого поведения в различных ситуациях. В таком возрасте большое значение имеют гендерные различия между людьми.

Подросток

У юношей намного быстрее появляются навыки словесного общения, а у девушек развиваются чувствительность к взаимоотношениям с хорошим восприятием невербального общения, отчего вторые намного легче оценивают тон и окрас слов собеседника. Вызывать проблемы с коммуникацией в таком возрасте может неправильное воспитание в детстве, когда преподаватель ребенка излишне ограничивал его и лишал возможности улучшать интеллект как умственный, так и социальный. Неправильное влияние на детей старшего возраста редко приводит к серьезным отклонениям социального плана.

Зрелые

Взрослый человек продолжает развиваться в социальной сфере всегда. Он начинает осознавать свои ошибки, анализировать их, делать необходимые выводы. Лучшая характеристика такого возраста – мудрость. Именно она появляется у человека со зрелостью. При правильном социальном развитии особь понимает ограниченность знаний, а также учится своевременно выявлять всевозможные проблемы. Люди с развитой социальной мудростью гораздо более успешны на фоне остальных.

Парень

Основные нарушения

К основным нарушениям SQ относят:

  • макиавеллизм;
  • социофобию;
  • социальную ангедонию;
  • мизантропию;
  • неспособность к общению;
  • психопатию;
  • отсутствие социально значимых способностей.

В качестве заключения можно сказать, что социальный интеллект помогает человеку выжить в социуме, а некоторым и вовсе дает возможность неплохо устроиться в жизни, достичь гармонии с собой и окружением, поэтому нужно уделять внимание его развитию.

Что можно сделать уже сейчас

Начинать всегда стоит с опознавания.
Тут каждый выбирает способ, удобный для него.
Ниже приведем несколько вариантов, с чего начать.Анкета самодиагностики. Вопрос развития социальных навыков давным-давно обсуждается в психологии и педагогике, и можно найти достаточно тестов и материалов по этой теме. Мы собрали вопросы для стартовой анкеты самодиагностики. Скачайте её, распечатайте и заполните первые две страницы. Честные ответы помогут понять положение дел на данный момент и выбрать, с чего начать их сознательное развитие.
Скачать анкету «Социальные навыки»Практика ежедневных вопросов. Конечно, это бывает сложно – уследить самостоятельно за всем, что происходит в повседневности. Иногда кажется, что совсем ничего не происходит. Мы подготовили серию карточек для домашнего разговора «после школы», которые дадут идеи, о чем поговорить с подростком о прошедшем дне. Карточки можно использовать и для анализа недели.
Скачайте и распечатайте плакат, его можно повесить в домашнем пространстве и:
– выбирать каждый день новый вопрос для разговора;
– выбрать один-два вопроса на неделю и обсуждать их каждый день, чтобы проследить динамику.

Как развить социальный интеллект: несколько эффективных способов

Если вы хотите повысить уровень своего социального интеллекта, то вам необходимо запомнить в мельчайших деталях ту или иную неудачную с точки зрения социального опыта ситуацию, проанализировать её, сделать соответствующие выводы и продолжать двигаться дальше. Не стоит зацикливаться на том, что случилось, ведь данная ситуация произошла в вашей жизни лишь для того чтобы вы усвоили необходимые уроки, благодаря которым вы будете развиваться и совершенствоваться.

Существует множество способов, при помощи которых вы сможете повысить уровень своего социального интеллекта. Рассмотрим самые популярные и эффективные из них!

1. Развивайте свою социальную восприимчивость

Социальную восприимчивость или эмпатию по праву можно назвать основой социального интеллекта. Чтобы улучшить свою социальную восприимчивость, вам необходимо как можно чаще забывать о своем эгоизме и фокусировать внимание на потребностях других людей.

Когда у вас будет немного свободного времени, начните наблюдать за действиями того или иного человека. Это может быть как ваш близкий знакомый, родственник или коллега, так и совершенно незнакомая личность. Чем занят ваш «объект»? Что он делает? С какой целью он это делает? Почему он поступает именно так, а не иначе?

Затем займитесь анализом поведения «объекта» вашего наблюдения: куда он идет, какие мысли у него сейчас в голове, какие чувства он сейчас испытывает, радуется ли он или грустит, находится в спокойном состоянии или нервничает и т.д.

Можно наблюдать и за поведением тех людей, которые ведут диалог между собой. Попытайтесь угадать, о чем именно они разговаривают, какие эмоции испытывают, почему так ведут себя и т.д.

Как только вы повысите уровень своей социальной восприимчивости, то сможете без труда, как и главный герой сериала «Обмани меня», «считывать» информацию с лиц людей. Вы научитесь лучше понимать, с какими именно людьми вам предстоит иметь дело.

2. Учитесь разбираться в языке тела

Современный человек — существо довольно скрытное, поэтому для того, чтобы лучше разбираться в том, что человек чувствует и какие мысли у него в голове, неплохо научиться читать «язык тела». Тут можно не изобретать велосипед и прочитать книжку Алана Пиза. Ну или в качестве краткой «шпаргалки» — 75 признаков языка тела по Максу Эггерту.

3. Учитесь читать эмоции по лицу

Согласно анатомическому атласу, у нас на лице 57 мышц. Благодаря этому наше лицо само по себе является мощным инструментом для коммуникаций, причём язык мимики зародился ещё до того, как в результате эволюции развился речевой аппарат. Соответственно и навыки чтения по лицу лежат в нашей генетической памяти глубже, чем лингвистические «надстройки», что делает их более универсальными.

Если вы смотрели сериал, снятый по мотивам книги Пола Экмана «Обмани меня», или даже читали саму книгу, то через некоторое время вы начнёте замечать, что большая часть наблюдений профессора Калифорнийского университета очень похожа на правду.

4. Учитесь слышать

Слушать умеют большинство людей, однако вот слышать — далеко не все. Слушая собеседника, постарайтесь не просто выуживать только ценную для вас информацию (как вы это обычно делаете), а представлять через этот рассказ ту реальность, в которой живёт ваш визави. Не бойтесь задавать наводящие вопросы и дополнять эту реальность новыми деталями.

Через некоторое время вы будете удивлены тем, что в глазах собеседника ваш авторитет начнёт расти. Почему? Ведь вы ничего ему не рассказали, а только слушали и задавали наводящие вопросы!

5. Учитесь улавливать настроение

Настроение людей — очень полезный индикатор для определения своевременности того или иного социального воздействия, необходимого вам. И навык быстрого определения настроения другого человека по обрывочным, на первый взгляд, сведениям, поможет вам оперативно скорректировать ваше поведение.

Вспомните, как в детстве по громкому хлопку двери и недовольному покашливанию в коридоре вы узнавали, в каком настроении пришёл ваш отец. Вам хватало всего нескольких косвенных признаков, чтобы понять, стоит ли давать дневник с двойкой на подпись или подождать, пока родитель поужинает и подобреет.

Комбинация навыков, прокаченных в чтении эмоций и языка тела, умение слушать, позволят вам с высокой точностью определить настроение нужного вам человека.

6. Улавливайте настроение других людей

Если вы научитесь улавливать настроение других людей, то сможете легко и просто определить, стоит ли в данный момент начинать важный для вас разговор, обсуждать с человеком ту или иную проблему и т.д. Вы научитесь понимать, является ли ваше социальное воздействие своевременным или же с решением какого-то вопроса стоит повременить, так как нужный вам человек находится не в том расположении духа.

В детстве каждый из нас по хлопку входной двери и шагам мамы или папы прекрасно понимал, стоит ли именно сейчас рассказывать об очередной двойке по математике или же лучше немного подождать, пока родители не отдохнут после тяжелого рабочего дня, а их настроение не улучшится. В процессе взросления у многих людей это умение просто атрофировалось, так как они не занимались его развитием.

Человек, который хорошо разбирается в настроении других людей, может быстро и эффективно скорректировать свое поведение так, чтобы не попасть в неловкую ситуацию и сохранить собственное достоинство в глазах окружающих людей.

7. Управляйте своими эмоциями

Любая наша эмоция – это лошадь, запряженная в повозку под названием «повседневная жизнь». Если вы не будете управлять лошадьми, то они начнут вас везти не туда, куда вам нужно, а туда, куда им вздумается. Хорошо это или плохо? Каждый решает сам для себя, но не факт, что лошади завезут вас туда, где вы будете чувствовать себя счастливым, успешным, духовно развитым и самодостаточным человеком. Поэтому берите вожжи в руки и начинайте управлять своими эмоциями, иначе качество вашей жизни так никогда и не улучшится!

Как только вы почувствуете, что какая-то негативная эмоция (злость, грусть, печаль, гнев, ярость, скорбь и т.д.) берет над вами верх и заставляет вас чувствовать себя несчастным, оскорбленным, униженным и никчемным человеком, попробуйте посмотреть на себя и сложившуюся ситуацию объективно и как будто со стороны.

Посмотрите на себя в зеркало и расскажите самому себе, какую эмоцию вы сейчас испытываете и почему эта эмоция так важна для вас, что вы готовы тратить на неё свою внутреннюю энергию и личное время? Вам нагрубила продавщица в магазине? Хамоватый водитель не только подрезал вас, но и не поленился высунуть голову в окно и сказать вам несколько не очень приятных слов? Перескажите себе ту ситуацию, которая стала причиной возникновения негативной эмоции, а затем осознайте, что эти люди ничего общего с вами не имеют! У кого-то из них с самого утра не задался день, кто-то просто является токсичным нарциссом и т.д. Почему же вы должны тратить на этих людей свои ресурсы и испытывать из-за них негативные эмоции?

Если же негативную эмоцию вызвал у вас знакомый человек, то подумайте хорошенько о том, с какой целью он это сделал. Эмоции являются прекраснейшим инструментом для различных манипуляций. И если кто-то из родных, близких или знакомых людей постоянно устраивает вам эмоциональные «качели», то вам стоит задуматься о том, чтобы отказаться от общения с таким человеком или же свести общение с ним к абсолютному минимуму.

Не забывайте, что человек, который умеет контролировать свои эмоции, не только обладает высокоразвитым социальным интеллектом и никогда не станет жертвой манипулятора, но и всегда будет пребывать в гармони с собой и внешним миром.

8. Прокачивайте навыки публичных выступлений

Человек, который не постеснялся сделать доклад на конференции, произнести тост на свадьбе или задать неудобный вопрос на общем собрании дачного кооператива, как минимум, на какое-то время завладел вниманием нескольких слушателей. А как максимум — смог вложить в их головы нужные ему мысли.

Если вы боитесь выступать публично, то обязательно пройдите курсы «Искусство презентации» или «Ораторское искусство», которых сейчас полно (как групповых, так и индивидуальных). Только во время публичных выступлений можно увидеть, как волнами меняется настроение слушателей, какие слова вызывают сильные эмоции, как меняется внимание и так далее.

Даже если вам не придётся делать доклад перед Советом Федерации, полученные навыки обязательно пригодятся вам в повседневной жизни.

9. Играйте в «Мафию», «Монополию», покер и другие «социальные» настольные игры

Несмотря на кажущуюся «несерьёзность» этого метода прокачки социального интеллекта, именно в настольных играх характеры людей начинают «играть красками», а если игра проходит в непринуждённой обстановке и с некоторым (умеренным) количеством алкоголя, то кроме весёлого настроения вы получите ещё и целый набор социальных навыков по чтению эмоций, определению лжи по косвенным признакам, сокрытию собственных эмоций и так далее.

10. Развивайте актерские таланты

Человек, обладающий высоким уровнем социального интеллекта, умеет подстраиваться под окружающих его людей и быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям существования в социуме.

Рассмотрим данный способ развития социального интеллекта на примере брутального двухметрового бородача с татуировками по всему телу и потерявшегося в торговом центре маленького ребенка. Бородач с высокоразвитым социальным интеллектом, увидев потерявшегося ребенка, продемонстрирует свои актерские таланты, сыграет роль доброго и нестрашного дяденьки, который лично знаком с Дедом Морозом, а затем отведет ребенка к администратору. Бородач же с низким уровнем социального интеллекта, который будет с потерянным ребенком вести себя так же, как и с друзьями-байкерами, не только не поможет испуганному малышу, но еще и усугубит ситуацию.

Чтобы повысить уровень социального интеллекта, научиться находить общий язык с другими людьми и правильно взаимодействовать с ними, необходимо развивать собственные актерские таланты. Не зря ведь Генри Олпорт утверждал, что социальное приспособление (способность в зависимости от сложившейся ситуации правильно сыграть свою роль) является одним из основных элементов социального интеллекта!

Источники
  • https://inBrain.top/sq
  • https://BestLavka.ru/socialnyj-intellekt-chto-ehto-4-ehffektivnyh-sposoba-ego-razvit/
  • https://damienmilay.com/basis/socialnyj-intellekt-chto-eto-takoe-v-psihologii-testy-metodiki-diagnostiki-i-razvitie/
  • https://fiz-disp.ru/stroenie/sotsialnyj-intellekt-cheloveka-i-ego-razvitie.html
  • https://vsepromozg.ru/teoriya/sotsialnyj-intellekt
  • https://ru.sainte-anastasie.org/articles/psicologa/los-6-tipos-de-habilidades-sociales-y-para-qu-sirven.html
  • https://mvbulanov.com/socialskills
  • https://vc.ru/flood/6595-nine-steps-social
[свернуть]
 
 
Поделиться:
Нет комментариев
Adblock
detector