Что такое интеллект

Интеллект – это умственная способность организма, выражающаяся в умении решать различные задачи, справляться с проблемами, осуществлять познавательную деятельность, приспосабливаться к изменяющимся условиям среды и управлять ею.

Интеллект проявляется в учебной, исследовательской, трудовой деятельности, общении и социальной жизни в целом. Данное понятие объединяет отдельные познавательные способности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, воображение, волю, рефлексию, внимание.

Понятие об интеллекте возникло относительно недавно – только в конце девятнадцатого века. В то время высокими темпами развивалась психология, исследователи изучали умственные способности человека и животных. Иногда при этом они допускали серьёзные ошибки. Так, в то время господствовало убеждение, что человек использует свой мозг только на несколько процентов, тогда как остальная его часть остаётся незадействованной. В обыденной жизни такое представление сохраняется до сих пор, однако оно в корне неверно и давным-давно опровергнуто наукой. Но как вообще могло возникнуть такое предположение? Дело в том, что в конце девятнадцатого века функции значительной части отделов головного мозга были ещё не изучены, и исследователи не могли понять, для чего они нужны. Кроме того, некоторые процессы в мозге протекают как бы в автоматическом режиме, без участия сознания человека. То есть нам кажется, что какая-то часть мозга неактивна, но на самом деле она незаметно для нас проводит чрезвычайно важную работу, без которой, наверное, сам интеллект стал бы невозможен.

Однако вопрос взаимоотношения интеллекта и мозга достаточно сложный. Есть ли интеллект у человека? Разумеется, есть. Но есть ли он у кошки? Наверное, тоже есть. А у ящерицы? Можно думать, что и у неё есть. А у муравья, микроба, растения? С первого взгляда кажется, что чем более развит организм, тем в большей степени можно говорить о наличии у него интеллекта. Но и здесь не всё так просто.

Муравьи, как и все остальные насекомые, головного мозга не имеют вообще. Их «мозг», рассредоточенный по всему телу, представляет собой примитивное нервное скопление. Да и всё строение муравьиного организма весьма примитивное. Между тем интеллектуальные способности муравьёв некоторые даже на полном серьёзе сравнивают с человеческими. Муравьи могут накапливать и передавать информацию, общаться, обучаться, у них существует сложная иерархия. Они могут ориентироваться на местности; последние исследования показывают, что они, по-видимому, умеют даже считать. В муравьином обществе имеется множество «профессий», разнообразие которых различно у каждого вида. В самом деле, жизнь муравейника очень напоминает человеческое общество.

Ящерица – организм совсем другого рода. Её общее развитие в десятки раз сложнее и организованнее, чем у муравья. И полноценный головной мозг имеется, притом достаточно развитый. Но вот интеллектуальные способности ящерицы весьма скромные и не идут ни в какое сравнение с интеллектом муравья (и уж тем более человека).

Получается, что интеллект – скорее функция, чем некая материальная структура. Реализовать интеллектуальную деятельность можно различными способами.

Как же реализуется эта функция? Реализация интеллектуальной функции происходит посредством работы его составляющих: это умение находить связи между разрозненными данными, синтезировать и анализировать, сравнивать, классифицировать, строить ассоциации и т. д. Каждая такая способность по отдельности не формирует интеллект, о нём можно говорить только в совокупности этих способностей.

Особенности интеллектуальной системы человека состоят из нескольких параметров:

  • Объём рабочей памяти, способность к предсказыванию, использованию орудий, логике;
  • Многоуровневая иерархия отбора ценной информации – в этом задействованы шесть слоёв нейронов;
  • Сознание;
  • Память.

Интеллект не возникает внезапно и сам по себе, а развивается с течением времени. Интеллектуальный уровень человека можно повышать посредством специальных методик; он же может и понижаться в силу различных обстоятельств (пожилой возраст, травмы головы, психические заболевания и т. д.).

Какие бывают виды интеллекта

Крупный исследователь в области интеллектуального развития Раймонд Кэттелл считал, что интеллект следует разделять на два вида – подвижный и кристаллизовавшийся. Первый основан на логических операциях, умении решать задачи, выходящие за пределы имеющегося опыта. Второй основан на накопленном опыте и умении использовать имеющиеся знания и навыки.

Существует также деление на эмоциональный и социальный интеллект. Первый состоит в умении осознавать и понимать собственные эмоции и эмоции окружающих людей. Второй вид – это способность понимать поведение людей. Социальный интеллект – важнейшая часть общественной жизни человека, она позволяет взаимодействовать с другими людьми, строить различные отношения. Исследователи подчёркивают, что целью работы такого интеллекта является не глубина понимания, а социальное приспособление.

О разнообразии видов и форм интеллекта можно судить, к примеру, по культурным особенностям разных народов. Скажем, у негроидной расы сильнее всего развито конкретно-наглядное и пластическое мышление. Жители Африки – хорошие художники и отличные танцоры; они от руки могут изобразить то, что европейцы привыкли изображать только с помощью компьютерной графики. Рисование и танец в Африке играют роль своеобразных «алфавитов», из которых составляются особые языки. Европейское мышление – абстрактное. Живопись и танец в европейской культуре считаются искусством, то есть умением, доступным немногим; вместе с тем развиты звуко-буквенный алфавит, рассуждение абстрактными категориями, понимание таких феноменов, как закон, право, порядок и др. Азиатские народы монголоидной расы являются носителями «символьного» мышления. У них высокого развития достигли символьный (иероглифический) алфавит, система иносказаний; культура изобилует символами, лишёнными практического смысла и выражающими сложные идеи, а в поведении существенная роль отводится ритуалам и церемониям.

Имеются и другие способы деления интеллекта. Так, выделяют логический интеллект и пространственный, а последний подразделяется на физический, социальный, духовный, творческий, эмоциональный.

Физический интеллект

«В здоровом теле – здоровый дух». Это способность (умственный навык) поддерживать свой организм в прекрасной, как физической форме, так и обладать отличным здоровьем. Анекдотический пример: про «качка», который знает, как правильно жать штангу в 260кг, но при этом думает, что голова ему дана – чтоб через нее есть.

Пространственный интеллект

Какое точное расстояние от вашего дома до ближайшей заправки? За эти знания и умения ориентироваться в пространстве, способность визуально реконструировать у себя в воображении любую объёмные сцену – отвечает пространственный интеллект. Показательный пример, у кого лучше всего развит: водители -дальнобойщики, футболисты, архитекторы….

Математический интеллект

Как у вас было с математикой в школе? Ваша оценка по этому предмету точно соответствует вашей умности в этом. Данный случай, я думаю, не нуждается в примерах.

Сексуальный интеллект

Ему посвящены все курсы по пикапу (соблазнению), многие тренинги уверенности в себе. Это умение «договорится» с противоположным полом. Думаю вам известны случаи, когда девушка или парень, весьма умны и хороши собой, но выбирают не ту пару. Да все просто: у тех, кого они «выбрали», хорошо развит сексуальный интеллект, они знают как увлечь собой.

Личностный интеллект

Самопознание – вот ключевая характеристика этого интеллекта. Отвечает за то, насколько вы себя знаете, уверенны в себе. Ведь верно и объективно смотреть на цели в жизни, и на свои способности их реализовать – определяющий фактор успеха! (Удачливые люди берут тяжёлые цели, а неудачники берут — неосуществимые).

Чувственный интеллект

Этот интеллект до недавней поры игнорировался. Это способность пользоваться всеми пятью физическими чувствами (плюс «шестое чувство» — интуиция). Примеры: успешный музыкант, художник, кулинар… Если хотим добиться успеха в том, что можно ощутить нашими органами обаяния – нужно развивать именно этот интеллект. Интересно то, что ученые установили – это не просто данность природы – видеть, слышать, и т.д., а настоящее умение которое развивается. Теперь понятно, почему у древних индейцев всего было 8 оттенков цвета, другие цвета – они просто не видели! (у эскимосов более 20 характеристик снега, но мы даже  не догадываемся, что снег бывает разный)

Духовный интеллект

Гуманизм в высшее ее степени – характеризует людей с высоким духовным интеллектом. Без разнице к какой вере принадлежит человек или к какой конфекции – главная цель таких людей: чтоб наши дела были всем во благо! Духовный интеллект развит в каждом – это наше внутреннее понимание добра и зла, что правильно, а что нет.

Творческий интеллект

Отвечает за умение изобретать новое, или находить другое примените традиционному. Хорошая новость в том, что его можно улучшить. Обычно, все гении наделенный очень высоким творческим интелектом.

Статья основана (и переведена) на переосмыслении трудов Tony Buzan «Head First. 10 ways to tap into natural genius».(Тони Бьюз «Думай головой. 10 способов развить в себе гения»)

Речевой интеллект

Оценки по языкам и ваши способности к иностранным –  выражают этот вид интеллекта. Часто тесты проверки как умственных способностей, так и другие психологические тесты, основаны  с речевым интеллектом. Другими словами – если вам тяжело составлять речевые конструкции или даже чтение дается с трудом – стандартные псих. тесты – для вас не точны. (тест на IQ заведомо даст ложный результат). К счастью, он легко развивается, было бы только желание.

Интеллект ребенка

У малыша в 10-месячном возрасте количество нейронных связей, отвечающих за обработку информации, в разы превышает ресурс взрослого человека. Если к 5 годам интеллектуальные способности целенаправленно развивать, вы добьетесь уникальных результатов.

Детям необходимо тренировать:

  • осознанность процесса обучения;
  • память;
  • внимание.

Почему интеллект разный

Само понятие «интеллект» стало популярным в начале XX века. Именно тогда же появились и первые тесты. И одновременно с этим многие психологи заговорили о невозможности сравнения интеллекта людей исключительно количественным способом.

Интеллект – это совокупность качеств и свойств личности, определяющих способности к мыслительной деятельности. И как в любых других способностях, недостаток одних качеств может компенсироваться высоким уровнем развития других. Например, в общении с людьми не очень хорошее развитие речи может компенсироваться умением слушать, способностью сопереживать, сочувствовать, готовностью помочь и т. д.

Умственные способности, как и любые другие, проявляются в деятельности. Нельзя определить уровень интеллекта человека, если он просто лежит на диване. Известный психолог Дж. Гилфорд выделяет более 100 первичных мыслительных способностей, связанных с разными аспектами деятельности человека. И те, что определяют высокий уровень интеллекта в одной области, совершенно не нужны в другой, поэтому и не развиваются, а их низкий уровень даже незаметен. Так, вербальные способности, необходимые для педагога или писателя, малозначимы для математика. Для него важнее умение оперировать цифрами и логическое мышление.

К тому же люди отличаются не только уровнем умственных способностей, но и характером мышления. Мышление математика и художника разное, не хуже или лучше, а просто разное.

Есть еще и творческое мышление – совершено особый тип мыслительной активности, который считается высшим уровнем познавательных процессов и высоко ценится в любом виде деятельности. Но оно не вписывается ни в один тест интеллекта. Потому что тесты стандартизированы, а творческое мышление нестандартное, оригинальное, и человек, наделенный им, не может дать однозначного ответа на многие задания теста.

Структура

Процессы в нашей голове настолько сложны и многообразны, что не подвергаются структурированию по нескольким критериям. Сравнивать талантливого математика с гениальным композитором сложно и непродуктивно.

Дж. П. Гилфорд представил трехмерную кубическую модель, в которой выделил 120 умственных способностей (память, анализ, оценка, выражение мыслей и пр.) и структурировал их по трем составляющим:

  1. Содержание (о чем мы думаем).
  2. Операция (как мы мыслим).
  3. Результат (к чему приводит процесс).

Некоторые люди умеют быстро делать выводы и принимать решения, другим близки вспышки озарений с моментальным пониманием сути (помните Архимеда с его «эврикой»), третьи зацикливаются на пришедшем первым предположении. Интеллектуально развитый человек может всю жизнь прожить счастливо, при этом мыслить бессистемно и импульсивно, не выходить за рамки стандартов и стереотипов.

Основная функция

Ценность умственных способностей в том, что они помогают продуктивно мыслить. Благодаря им люди:

  • самореализуются и самоутверждаются;
  • достигают успеха и проявляют таланты;
  • осваивают новые умения и получают знания;
  • занимают положение в обществе.

Список может быть продолжен тем, что разум и прозорливость с давних времен до сегодняшних дней помогают выжить, устроиться, создать семью и воспитать детей. Поэтому главное из того, за что они отвечают – это умение встроиться в общество, адаптироваться и найти свое место, причем сделать это выгодно и быстро. Разум защищает нас от опасностей. Уровни интеллекта в психологии делят на:

  • Низкий. Люди, находящиеся в этой категории слабые и зависимые, пассивные и покорные. Им обязательно нужна опека и поддержка, окружающий мир кажется им сложным и агрессивным, а проявление инициативы и собственных талантов бессмысленным и трудоемким делом.
  • Средний. Свойственен тем, кто обладает хорошими умственными способностями, самостоятельностью и активностью. Они легко адаптируются в обществе, не боятся житейских проблем, применяют свои знания и навыки, находят круг общения и возможность самовыражения.
  • Высокий. Особенная каста «революционеров и волшебников», которая выше того, чтобы приспосабливаться к миру. Для них проще и понятнее изменить среду обитания под себя, чем поменять собственные ценности. Безусловно, их меньшинство.

виды интеллекта

Типы интеллекта по Гарденеру:

  • натуралистический
  • музыкальный
  • логико-математический
  • экзистенциональный
  • межличностный
  • телесно-кинестетический
  • лингвистический
  • внутриличностный
  • пространственный
  • морально-этический

Языково-вербальный (лингвистический)

Этот вид определяет изучение языков, владение письменной речью, использование слов. Люди с этим передовым интеллектом свободно владеют как вербальными, так и невербальными навыками общения, легко изучают иностранные языки. Способность использовать речь должна развиваться, поддерживаться на практике, потому что человеку свойственная способность забывать.

Книга

Наиболее подходящая форма тренировки:

  • чтение;
  • разговор;
  • обсуждение;
  • тренировка с применением фактов, имен, названий, характеристик;
  • анализ различных мнений, заключений;
  • написание диктантов;
  • аргументация по конкретной теме.

Примеры деятельностей, в которых можно достичь успеха:

  • писатель;
  • переводчик;
  • политик;
  • журналист.

Звуко-музыкальный

Это также творческий интеллект, отвечающий за умение создавать, воспринимать, интерпретировать музыку. Музыкально талантливые люди успешны в сочинении, пении, игре, дирижировании, танцах. Музыка – это важная часть их жизни, необходимый фон для повседневной деятельности. Этот интеллект исходит из нескольких мозговых центров:

  • 1-й – регулирует музыкальное творение;
  • 2-й – интерпретацию;
  • 3-й – различение мелодий, тонов;
  • 4-й – отвечает за чувство ритма.

Наиболее подходящая форма развития творческого интеллекта:

  • занятия в музыкальной школе, консерватории (возможно, в форме домашнего обучения);
  • участие в школьных концертах;
  • сольные выступления;
  • создание собственной музыкальной группы.

Музыка

В какой деятельности можно добиться успеха:

  • музыкант;
  • композитор;
  • виртуоз на сольном инструменте;
  • дирижер;
  • ди-джей;
  • звукорежиссер;
  • музыкальный критик;
  • диктор на радио;
  • музыкальный редактор.

Телесно-двигательный (кинестетический)

Этот вид обеспечивает человеку возможность выполнять сложные или требовательные физические упражнения. Развитый интеллект этого типа предопределяет его отношение к спорту, танцам, актерству, пантомиме; важен для успеха в хирургии, тонкой механике и других профессиях, требующих идеальной координации движений. Помимо скорости, гибкости, балансировки, силы, телесно-двигательный интеллект также включает координацию глаз и конечностей вместе с пространственной ориентацией. Его нарушение влияет на все указанные свойства, т.е. препятствует нормальному функционированию организма человека.

Дети

Наиболее подходящие действия для формирования и развития:

  • спортивные мероприятия;
  • танцы;
  • музыкальный, хореографический, драматический кружок.

Детям, имеющим потенциал к этому виду интеллекта, нужна сцена, возможность участвовать в школьных мероприятия, ​​дебатах.

Сферы, в которых можно добиться успеха:

  • актерская и цирковая области;
  • спорт;
  • хирургия;
  • механика;
  • модельная сфера.

Визуально-пространственный

Он определяет умение воспринимать и различать цвета, формы, размеры, расстояния между предметами. Люди с доминирующим визуально-пространственным (также художественным, изобретательным) интеллектом способны распознавать и запоминать изображения, имеют трехмерное воображение, хорошо ориентируются в пространстве.

Наиболее подходящая форма тренировки:

  • рисование вымышленных предметов, пейзажей, фантастических героев;
  • поиск различных решений одной задачи, разных ответов на один вопрос.

Скульптор

Деятельности, в которых можно преуспеть:

  • дизайнерская и художественная сфера;
  • инженерская деятельность.

Внутренний (внутриличностный)

Служит для понимания самих себя. С его помощью человек определяет, какие ситуации, действия вызывают у него определенные эмоции, что побуждает к действию. Высокоразвитый внутренний интеллект позволяет управлять болезненными эмоциями, быстро справляться со стрессом.

Наиболее подходящая форма развития:

  • возможность интерпретировать свои мысли и высказать детали своего мнения;
  • общение;
  • возможность предложить собственные теории, прогнозы;
  • способность планирования своих задач;
  • возможность проявления разных эмоций.

Улыбка

Человек с развитым личностным интеллектом может преуспеть в следующих профессиях:

  • психолог;
  • психиатр;
  • педагог;
  • философ;
  • духовный наставник;
  • политик.

Социальный (межличностный)

Этот тип определяет социальную интеграцию, общение с людьми. Он включает распознавание чужих эмоций, мотивов, намерений, способность адаптироваться к состоянию других, побуждать других к адаптации к собственному настроению. Высокий социальный интеллект позволяет людям легко вписываться в общество, привлекать окружающих на свою сторону, убеждать их в правильности своих требований, действий. Такой человек способен очаровывать, управлять своим окружением.

Люди

Наиболее подходящая форма тренировки:

  • чтение;
  • оценочные дискуссии;
  • написание личных работ;
  • школьное (студенческое) самоуправление;
  • различные конкурсы.

Сферы, предполагающие успешность:

  • политик;
  • учитель;
  • спикер;
  • переговорщик, посредник;
  • менеджер;
  • начальник;
  • бизнес-тренер.

Логико-математический

Математический и логический интеллект обеспечивают возможность работать с числами, решать математические задачи, оценивать ситуации, делать выводы в любой сфере деятельности. Этот вид находится под контролем двух зон мозга.

  • 1-я зона контролирует чувство количества, позволяет выполнять математические операции, такие как сложение, вычитание;
  • 2-я зона отвечает за различение чисел и других математических символов, преобразование их в слова. С помощью этой зоны человек использует более сложные операции, такие как деление, процентные вычисления, схемы, частично основанные на словах.

Высокий разум этого вида помогает быстро оценить выгоду, сосчитать, какая политическая партия имеет наибольшие шансы на победу на выборах. Люди, наделенные этим интеллектом, успешны в профессиях, требующих знаний математики, физики, химии (т.е. преуспевают в научно-технических дисциплинах). Они часто занимаются логическими играми (например, шахматами), требующими вычислительных и комбинаторных навыков.

Формулы

Наиболее подходящая форма тренировки:

  • логические задачи;
  • подсчет;
  • использование расчетов с практической целью (расчет денег, необходимых для покупки какого-либо оборудования, проведения праздника, определение, сколько обоев потребуется для поклейки всей комнаты и т.д.).

В какой деятельности человека ожидает успех:

  • деятельности, связанные с применением математических навыков;
  • программист;
  • детектив;
  • врач.

✅ Натуралистический интеллект

Человек с таким типом интеллекта способен хорошо разбираться в живых организмах (растениях, животных), быть чувствительным к другим особенностям естественного мира (облакам, конфигурации скал, рельефу). Эта способность была бесценной в нашем эволюционном прошлом для охотников, собирателей и фермеров.

Он продолжает занимать центральное место в таких профессиях как: как ботаник, ихтиолог, биолог, врач, повар.

Классификация по Т. Бьюзену

Структура и виды интеллекта были представлены также Т. Бьюзеном. Его классификация подобна делению по Гарднеру, и выглядит следующим образом.

  • Логико-математический. Осмысливание аргументов.
  • Лингвистический. Понимание и выражение речи.
  • Пространственный. Визуализация изображения в сознании.
  • Музыкальный. Четкое чувство ритма, гармонии, тона звука.
  • Телесно-кинестетический. Координация рук, глаз, изучение вещей посредством движений тела.
  • Социальный. Взаимодействие с другими людьми как в качестве лидера, так и последователя.
  • Эмоциональный. Понимание как собственных, так и чужих эмоций.
  • Интуитивный. Разум, влияющий на интуицию.
  • Перспективный. Понимание другой точки зрения без её высказывания.
  • Стационарный. Понимание чего-то без каких-либо предубеждений.

Некоторые модели подходят к проблеме даже с точки зрения общей функции ЦНС. Согласно Гарднеру, общий интеллект должен включать в себя 8 отдельных видов. Несмотря на то, что теория Гарднера не имеет реальной научной основы, не подтверждена фактами, не достаточно описывает реальное функционирование человеческого мозга и ума, его классификация используется наиболее часто. Подобная теория Бьюзена применяется в качестве дополняющей.

 

Уровни интеллектуальной активности

Существует в психологии и такое понятие, как уровни интеллектуальной активности.

Исследователи выделяют три таких уровня:

  • Стимульно-продуктивный – когда умственная деятельность обусловлена лишь воздействием внешних факторов.
  • Эвристический – это спонтанная познавательная деятельность, которая приводит к открытию ряда закономерностей.
  • Креативный – высший уровень умственной деятельности, при котором происходит полноценное проникновение в суть изучаемых вещей, решение имеющихся проблем и постановка новых задач.

На первом уровне интеллектуальная деятельность ограничена заданным или первоначально найденным путём. Человек может исследовать различные явления и решать разные задачи, но лишь как частные, не имеющие связи друг с другом. На этом уровне, однако, интеллектуал может выдвигать достаточно смелые гипотезы.

На втором уровне исследователь может сопоставлять разрозненные явления и проблемы и находить в них нечто общее, выявлять новые закономерности. Познание в этом случае происходит эмпирическим путём.

На третьем уровне сопоставление разных явлений и нахождение у них общего становится не просто отдельным приёмом, а само по себе является проблемой, требующей глубокого проникновения в суть вещей. В данном случае исследователь задействует теоретический путь познания.

Интеллектуальные действия личности подразделяются на уровни и другим способом.

В этом случае выделяются два уровня:

  • Действия личности на уровне социального индивида, при этом деятельность человека обусловлена поставленной задачей и желаемыми результатами.
  • Действия творческой личности; в этом случае результат оказывается шире поставленной цели и порождает новые задачи.

Деятельность индивида постепенно перестаёт быть ответом на изначально поставленную задачу и принимает созидательный характер.

Деление работы интеллекта на уровни отражает и историю развития умственной деятельности у человека. То есть первые люди пассивно решали стоящие перед ними задачи, сформированные самой природой, и стремились к биологическому выживанию, познание носило скорее приспособительный характер. Впоследствии появилась первобытная «научная» деятельность, когда путём поисков, проб и ошибок (эмпирическим путём) люди находили новые закономерности в строении окружающего мира и пытались использовать их в своей практике. Наконец, в самое позднее время сформировалась теоретическая наука, имеющая развитый методологический аппарат и глубокие критерии познания истины.

Для наглядности можно использовать также знаменитую пирамиду Маслоу, которая отражает иерархию потребностей человека. По ней видно, что потребность в творчестве и духовном развитии является высшей, и для её достижения нужно пройти более низшие уровни. В соответствии с этим и работает интеллект: вначале он направлен на то, чтобы достигать насущных целей и решать конкретные задачи (поиск еды, жилья, достижение материального благополучия), затем появляются возможности для познания чего-то нового, а на самом высоком уровне возникает возможность для творческой деятельности.

Понятие коэффициента интеллекта в психологии

Количественный показатель введен в практику в начале 20 века В. Штерном. Чтобы определить свой интеллектуальный уровень, нужно пройти тестирование. Средний результат большинства землян колеблется в диапазоне 80-120, есть представители с IQ около 200. Умственной отсталостью считаются показания менее 70.

Формула для расчета простая:

IQ= Умственный возраст/физический х 100p

Диагностика

Исследования интеллектуальности проводятся на основе разных методик и техник. Все они основаны на двух принципах: тестирование и эксперимент.Например, логическое мышление и навыки определения закономерностей выявляются с помощью прогрессивных матриц Равена. Тесты по Амтхауэру специализируются на ориентации в профессиональной деятельности. И первая, и вторая технологии разработаны для людей разных лет. Чтобы оценить ребенка, подойдет метод Гудинаф-Харриса, который дает оценку по детскому рисунку. Всем этим разработкам исполнился не один десяток лет, они унифицированы и дают усредненные показания.

что такое интеллект человека

Индивидуальные особенности

Традиционная концепция в психологии выделяет классификацию по трем видам интеллекта:

  1. Врожденный, который нельзя заучить и привить.
  2. Социально-поведенческий, который прослеживается в поступках и высказываниях
  3. Оцениваемый, он поддается измерению с помощью психологических тестов.

Люди отличаются не только по наличию способностей, но и по их качественным характеристикам, набору, который свойственен личности. Однозначно сказать, что талантливый художник будет таким же  в танцах, нельзя. А вот то, что различия в уровне мыслительной деятельности заметны почти с рождения – можно.

Персональная консультация

Если ребенок проявляет любопытство к окружающему миру, доставляет массу хлопот, разматывая туалетную бумагу, опрокидывая еду, таская за хвост домашнюю кошку –  будьте уверены, это признак высокого интеллекта. А вот тихоня, с которым, по мнению родителей, им повезло, вряд ли будет выделяться высоким уровнем IQ. Чтобы правильно его оценить используют техники оценки в виде тестов с отличающимися заданиями для разных возрастных категорий.

Мышление и интеллект

Механизм, с помощью которого мы получаем новые знания и делаем выводы, познаем себя и окружающий мир – это мыслительная активность. Она является высшей ступенью развития, потому что дает возможность постичь те явления и объекты, которые невозможно воспринять на уровне других чувств.

Интеллект – это способность пользоваться мышлением в полной мере. Чем лучше он развит, тем больше мы способны понять и постичь.

Какие факторы влияют на умственные способности человека

У разных людей уровень интеллекта может существенно различаться. Среди нас есть интеллектуалы, тугодумы, люди со средними способностями и те, которых принято называть умственно отсталыми. Но отчего люди бывают столь разными в умственном отношении?

Различные исследования показали, что на формирование умственных способностей человека оказывает влияние в первую очередь генетический фактор. Воспитание, воздействие окружающей среды и случайные внешние воздействия играют гораздо меньшую роль.

Однако и внешняя среда имеет определённое значение для формирования интеллекта. Это такие факторы, как уровень жизни семьи, уровень образования родителей, характер воспитания, доступность школьного образования для детей (в американских исследованиях ученики хороших городских школ оказались более интеллектуальными, чем ученики скромных сельских школ). Исследованиями установлено даже влияние таких отдельных факторов, как годовой доход семьи, размер дома и его стоимость, взаимоотношения между родителями и др.

Нельзя исключать и роль питания. Мозг – достаточно прожорливая структура, и недостаток питательных элементов может привести к снижению его способности обрабатывать информацию.

От чего зависит интеллектуальный уровень

Определенный набор качеств мы получаем с рождения, по наследству. На них невозможно влиять. Но речь идет только о половине навыков. Другая –  приобретается в течение взросления и зависит не только от природных данных: подвижность нейронов, быстрота реакции, характер нервной системы, но и от социального окружения, в котором развивается личность.

Особое значение для становления умственных способностей имеет эмоциональная связь ребенка и матери. Дети, которые окружены любовью, лаской и заботой показывают лучшие результаты по оценочным intellectus тестам.

интеллект это в психологии

Возрастные различия

Измерение интеллекта у одного и того же человека в разном возрасте даст взаимосвязанные результаты. То есть, если малыш в 5 лет отличался умом и сообразительностью, показатели мозговой активности. скорее всего, останутся высокими и в 20, и в 40 лет. Однако, 100% гарантии дать нельзя.

Например, Паскаль, будучи 13-летним, участвовал в заседаниях ученого совета по математике, а Эйнштейн в 15 лет был исключен из школы за неуспеваемость.

Сравнивая показатели разных возрастных групп, мы увидим определенные закономерности:

  • коэффициент растет до 17-18 лет, замедляя движение в переходные периоды, когда мозг «занят» решением других вопросов;
  • после 20 лет развитие значительно замедляется;
  • логический, аналитический и арифметический потенциал раскрываются к 30 годам;
  • медицина проще дается к 40 -45 годам, психология – после 50;
  • искусству покорны все годы, ограничения исследователями не установлены.

Интересен тот факт, что обязательного регресса интеллектуальной активности не происходит. Конечно, у пожилых людей нарушаются физиологические процессы, влияющие на кору головного мозга, зато человек приобретает важный жизненный опыт, который помогает ему применять те знания, которые он накопил.

Различия в интеллектуальном развитии мужчин и женщин

С древних времён в обществе господствовал взгляд на женщин как на существ неполноценных и менее развитых, чем мужчины. Традиции и законы, не позволяющие женщинам заниматься определёнными видами деятельности, привели к появлению мифа о том, что женский интеллект развит существенно ниже мужского. Из-за этого считалось, что женщина должна «знать своё место» и не вмешиваться в «мужские дела», иначе ничего хорошего из этого не выйдет.

Облегчение положения женщин и их уравнение в правах с мужчинами показали, что женский интеллект ничуть не уступает мужскому. Больше того, с некоторыми видами умственной деятельности женщины справляются заметно успешнее, чем мужчины.

Но до сих пор во многих странах господствуют прежние установки: в народном сознании женщины предстают более глупыми и неразвитыми, и им отводится второстепенная и подчинённая роль. Женщина не может быть главой семьи, она не может наследовать родительское имущество, кое-где женщинам даже запрещается водить автомобиль. Представления о неполноценности интеллекта у женщин имеются и в низовых слоях населения развитых стран. Как правило, такие люди склонны принимать желаемое за действительное. Они руководствуются сильно устаревшей научной информацией, а также мифами и легендами, религиозными догмами. Более актуальную информацию они предпочитают не признавать, поскольку она не соответствует их личным представлениям.

Исследования соотношения пола и развития мозга ведутся уже давно. Имеющиеся результаты показывают, что различия в строении головного мозга у мужчин и женщин имеются, но они не являются определяющими в плане интеллекта: мужчины и женщины могут одинаково успешно выполнять одинаковые задачи.

Так, было показано, что объём и масса мозга у мужчин несколько больше, чем у женщин. Однако существенного влияния на умственные способности это не имело. Результаты изучения влияния гормонов на интеллект были спорными; было показано, что высокий уровень определённых гормонов может как повысить, так и понизить умственные способности.

Другие исследования показали, что хотя мужской мозг и имеет несколько большие размеры, он заметно более уязвим к нарушениям внутриутробного развития. Так, плохое питание матери в период беременности во многих случаях снижает умственные способности родившихся мальчиков, но на девочек это никак не влияет.

Отдельные исследования проводились над восприятием стереотипов. И они показали, что в обществах, где на женщин оказывают неблагоприятное психологическое воздействие, их уровень интеллекта действительно оказывался ниже, чем там, где женщин воспринимают как равных с мужчинами и относятся к ним уважительно. Всё дело в том, что в условиях постоянных унижений женщины в большей степени задействуют те участки мозга, которые отвечают за эмоциональные реакции, а те участки, которые отвечают за решение тех или иных задач, остаются невостребованными и не получают развития.

Стереотипы влияют и другими способами; например – через воспитание детей. С самого детства в традиционных обществах девочек приучают к одним видам деятельности, а мальчиков – к другим. Зачастую девочкам не позволяют заниматься физикой, математикой и другими науками, поскольку считается, что им это не пригодится в жизни. Из-за этого мозг мальчиков и девочек тренируется в разной степени и по-разному, в результате чего их способности к определённому возрасту действительно сильно различаются.

Можно ли совершенствовать интеллектуальные навыки

Влиять на умение управлять процессами головного мозга и использовать потенциал по максимуму учиться надо с раннего детства. Будучи взрослыми, существенно улучшать свои умственные способности будет непросто, но возможно. Они зависят от пластичности психики, скорости реакций и количества нейронных связей. Тренажерами для их развития являются анализ, обработка и структурирование информации. Другими словами, чем больше вы будете думать, тем умнее станете.

Как повысить уровень интеллекта

Как уже было сказано, интеллектуальное развитие – величина непостоянная. Умственные способности можно развивать, причём в любом возрасте. Известно много случаев, когда даже глубокие старики сохраняли «здравый рассудок», потому что постоянно тренировали свой мозг.

Тренировка умственных способностей очень напоминает занятия физической культурой. В спортзале мы занимаемся тем, что даём нашему телу искусственную нагрузку, не связанную с практическими задачами, и от этого делаемся сильнее и здоровее. А когда приходит время выполнять какую-то практическую работу, требующую физических усилий, наше тело уже готово к этому.

Так же и мозг. Для развития интеллектуальных способностей необходимо постоянно решать задачи, требующие умственного напряжения, учиться чему-то новому – даже если эти знания и не пригодятся на практике.

В этом отношении становится понятной польза школьного образования. Большинство тех знаний, которые ученик получает в школе, не пригодятся ему в дальнейшей жизни; но это не значит, что необходимо упразднять такие дисциплины, как алгебра, геометрия, физика, химия. Ведь в процессе их изучения в мозгу формируются нейронные связи, которые влияют на общее умственное развитие. Умение думать, полученное, скажем, на уроках физики, обязательно пригодится, даже если в будущем человек будет всего лишь владельцем продуктового магазина.

На уровень интеллектуальных способностей влияют и другие факторы. Например – занятия спортом. Действительно, физическая активность стимулирует и улучшает кровообращение, и кровью гораздо лучше начинает снабжаться мозг. Правильное питание – также необходимое средство повысить свои умственные способности.

Пять типов мышления

Пять типов мышления — это не то же самое, что семь-восемь интеллектов человека.
Они не являются отдельными мыслительными способностями, а скорее представляют собой обширную когнитивную деятельность, умения, которые можно развивать в школе, в ходе профессионального обучения, на рабочем месте.
Пять типов мышления задействуют все наши интеллекты.

Дисциплинарный тип мышления

Дисциплинарный тип предполагает, что человек освоил по крайней мере одну модель мышления – способ восприятия, который необходим для конкретной учебной дисциплины, ремесла или профессии.
Дисциплинарный тип мышления помогает человеку постоянно совершенствовать навыки и углублять понимание дисциплины.
Использует методы мышления, которые применяются в основных научных дисциплинах (истории, математике, естественных и гуманитарных науках и т. д.) и основных профессиях (юриспруденции, медицине, управлении, финансах и т. д., а также ремеслах и торговле). Для данного типа характерны постоянное совершенствование, а также то, что освоение данного типа продолжается и после получения формального образования.

Примеры (образование). Освоение истории, математики, естественных наук и других ключевых предметов, получение профессионального образования.
Примеры (работа). Непрерывное развитие профессиональных навыков, в том числе получение дополнительных дисциплинарных и междисциплинарных знаний.

Синтезирующий тип мышления

Синтезирующий тип позволяет извлекать информацию из самых разных источников, понимать и оценивать ее объективно, и главное – сводить ее воедино так, чтобы результат имел самостоятельную ценность и принес затем пользу.
Способность синтезировать, ценная и в прошлом, становится все важнее, поскольку количество информации растет с головокружительной скоростью.
Выбор необходимой информации из всего множества фактов, выстраивание этой информации так, чтобы результат был полезным для самого человека и для других людей.

Примеры (образование). Подготовка к занятиям и экзаменам, организация материала в оптимальном порядке (особенно в школе).
Примеры (работа). Умение разобраться в том, какая новая информация/навыки важны, включение их в свой профессиональный комплекс знаний.

Креативный тип мышления

Выходит за рамки дисциплинарных знаний и синтеза, ставит новые вопросы, предлагает новые решения. Он предполагает рождение новых идей и ставит вопросы, ответы на которые до сих пор неизвестны.
Творчество является надстройкой над одной или несколькими дисциплинами и требует компетентного «окружения», которое сможет судить о его инновационности и приемлемости.

Примеры (образование). Мышление, более широкое, чем требует школьная программа. Новые, неожиданные решения учебных задач.
Примеры (работа). Решение проблем необычными методами – развитие, продвижение и внедрение новые идей и продуктов. Для руководителя означает умение формулировать и претворять в жизнь новое виґдение компании.

Респектологический тип мышления

Признает и принимает различия между людьми и группами. Это больше, чем обычная толерантность и политкорректность.
Границы нашего взаимодействия с миром постоянно расширяются. Поэтому человек, овладевший респектологическим типом мышления, признает и приветствует различия между людьми и их группами, пытается понять других и эффективно работать вместе с ними.
Респектологическая модель предполагает, что человек избегает стереотипов или карикатурности во всем, что бы он ни делал – писал, исследовал или управлял. Он должен понять людей такими, как они есть, демонстрировать доверие к ним, стремиться к взаимопониманию и быть достойным их доверия. Это не значит, что он не следует собственным убеждениям или что он безоговорочно принимает все, с чем сталкивается (респектологическая модель не предполагает оправдания, например, террористам). Однако он должен попытаться понять другого, а не пребывать в уверенности, что его взгляд на то или иное явление единственно правильный.

Примеры (образование). Стремление понять сверстников, учителей, других людей и эффективно работать с ними, каковы бы ни были их происхождение и культурная принадлежность.
Примеры (работа). Умение эффективно взаимодействовать с коллегами, руководителями, сотрудниками, независимо от их происхождения и статуса, умение прощать.

Этический тип мышления

Предусматривает последовательную реализацию нравственных установок в работе и жизни, а также стремление достойно трудиться и быть настоящим гражданином.
Поднявшись на более высокий уровень, человек овладевает этическим типом мышления – размышляет о природе людей, потребностях и желаниях общества, в котором живет. Этот тип формирует представление о том, как сотрудники компаний могут служить целям, выходящим за рамки их собственных интересов, и как граждане могут трудиться на благо всех окружающих, а не только ради себя.

Примеры (образование). Размышление о своей роли как студента и будущего профессионала и стремление выполнить эту роль должным образом и с необходимой ответственностью.
Примеры (работа). Знание основных ценностей профессии и стремление поддерживать и продвигать их даже во времена быстрых и непредсказуемых перемен. Чувство ответственности за профессию, готовность высказывать свое мнение даже в ущерб себе. Признание и выполнение обязанностей гражданина сообщества, региона, страны и мира.

«Все перечисленные типы мышления существуют одновременно, актуализируясь в определенные периоды развития человека. И все они взаимосвязаны. Так, невозможно творить, не овладев соответствующей дисциплиной, а дисциплина без творчества — лишь мертвый груз практических знаний» Говард Гарднер

Говард Гарднер отмечает, что хотя описанные виды мышления были важны и в прошлом, но именно сейчас они приобретают решающее значение. В недалеком будущем рутинные операции будут выполнять компьютеры и роботы, а контактов между людьми будет все больше. И преуспевать будут именно те люди, которые успешно разовьют в себе эти пять типов мышления.
«Развивать различные типы мышления, а затем гармонично их сочетать — сложная задача, — пишет Гарднер. — Однако лучше ставить перед собой сложные задачи, чем простые».

[spoiler title=»Источники»]

  • https://PsyLogik.ru/195-intellekt.html
  • http://www.iaim.ru/intellekt-vidy-intellekta/
  • https://damienmilay.com/basis/intellekt-chto-eto-takoe-vidy-klassifikacziya-i-urovni-v-psihologii-cheloveka/
  • https://psychologist.tips/1310-vidy-intellekta-klassifikatsiya-v-psihologii.html
  • http://psihologiyaiya.ru/9-tipov-intellekta/
  • https://vsepromozg.ru/razvitie/vidy-intellekta
  • https://infoselection.ru/infokatalog/obuchenie-i-znaniya/vybor-professii/item/629-7-tipov-intellekta-i-5-sposobov-myshleniya

[/spoiler]

От mother