Тарантелла. У нас с вами нет таких красивых костюмов, но зато у нас есть бубны, украшенные ленточками. Почему7 бы ребятам подготовительной к школе группы не исполнить зажигательную «Тарантеллу»? (Дети подготовительной к школе группы беруш бубны и исполняют «Тарантеллу».)
Очень долгое время на бубне играли только обычные люди, он сопровождал их во время праздников. в повседневной жизни. Они играли на этом инструменте как умели, как чувствовали. Но вот лет двести тому назад на бубен обратили внимание профессиональные музыканты, и он вошёл в состав ансамблей и оркестров народной музыки. А чуть позже этот инструмент появился и симфоническом оркестре. Композиторы начали писать произведения, в которых звучал бубен.
Сейчас прозвучит музыка русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова — вы слышите фрагмент из его «Испанского каприччио». Вместе со скрипками, флейтами и другими инструментами симфонического оркестра будет звучать бубен — не с первых звуков музыкального произведения, а несколько позже. Когда вы услышите характерные звуки бубна, поднимите руку, когда же звуки бубна стихнут, опустите. Договорились? Итак, слушаем «Испанское каприччио» Римского-Корсакова. (Звучит в записи фрагмент произведения.)
Ребята, только что звучал симфонический оркестр. А кто, по-вашему, самый главный в оркестре, кого все музыканты слушаются беспрекословно? Верно, главный в оркестре — дирижёр {слайд № 13). Он слышит, как играет каждый инструмент оркестра, знает, как надо правильно исполнять то или иное музыкальное произведение. Если люди, пришедшие на концерт, говорят: «Как хорошо играют музыканты!» — это заслуга дирижёра, ведь у хорошего дирижёра оркестр всегда играет хорошо! А раз мы заговорили о дирижёре, самое время объявить новую музыкальную игру, которая так и называется — «Дирижёр». Сейчас ребята старшей группы возьмут из-под стульчиков музыкальные инструменты и встают в круг. Есть ли среди вас желающие попробовать себя в роли дирижёра? {Выбирается «дирижёр» — он встаёт в центр круга.) Во время исполнения любого произведения все музыканты смотрят на дирижёра, который взмахами рук управляет игрой оркестра. Итак, всё внимание на дирижёра! (Дети старшей группы берут колокольчики, барабаны и бубны -проводится игра «Оркестр», приложение 3-) Спасибо музыкантам и, конечно же, дирижёру! Проходите на свои места и оставьте у себя инструменты — они нам скоро снова понадобятся.
Глядя на вас, ребята, мне тоже захотелось попробовать себя в роли дирижёра. И если из меня выйдет хороший дирижёр, значит, и оркестр у меня замечательный! Оркестр наш сегодня довольно большой — это вы все, ребята. А произведение, которое мы попробуем исполнить, написал великий австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Назовите произведения Моцарта, которые вам известны. (Дети называют.) Сегодня вы услышите новое для вас произведение — небольшую пьесу иод названием «Марш». Давайте сначала её послушаем! (Звучит в записи произведение.)
Прежде чем самим исполнить это произведение, надо понять, что и как мы должны играть. Скажите, в каком темпе написано произведение? Какое настроение оно передаёт? Как вы думаете, в нашем оркестре все инструменты будут звучать одновременно или каждый в свой черёд? (Ответы детей.) Сначала каждая группа инструментов будет звучать отдельно, а в конце пьесы все инструменты заиграют одновременно. Чтобы у нас с вами это получилось и мы сыграли красиво и слажено, нужен… (Дирижёр.) Верно! Ну что ж, приготовьте свои инструменты. (Дети подготовительной к шкале группы берут дудочки.) Будьте внимательны и помните о том, что каждая группа инструментов должна вовремя вступить и в нужное время закончить своё исполнение. (Музыкальный руководитель берёт дирижёрскую палочку — дети в оркестре исполняют «Марш» В. Моцарта.) По-моему, у нас с вами хорошо получилось! Не хватает только аплодисментов, которыми одаривают музыкантов благодарные слушатели!
Сейчас можно убрать музыкальные инструменты — настало время для игры-викторины. Называется она «Правильно — неправильно». На все мои утверждения, которые не всегда будут верными, вам нужно будет отвечать «правильно» или «неправильно». Проверим, насколько хорошо вы запомнили то, о чём мы сегодня говорили! (После каждого утверждения педагог задаёт детям вопрос: правильно или неправильно?)
1. В разных странах мира музыкальный инструмент, о котором мы сегодня говорили, назывался одинаково — «бубен». Правильно это или неправильно? (Неправильно. У разных народов бубен назывался по-разному.)
2. На бубне всегда, во все времена играли только уличные бродячие музыканты. (Неправильно. Со временем на бубне стали играть и непрофессиональные музыканты.)
3. Исполняя «Тарантеллу», люди держат в руках бубенцы. (Неправильно. Они держат бубны, украшенные разноцветными ленточками.)
4. В наше время ни один оркестр народных инструментов не обходится без бубна. (Правильно. Сейчас бубен входит и в состав симфонических оркестров.)
5. Ни один композитор не писал музыку для бубна. (Неправильно. Музыку для бубна сочиняли многие композиторы.)
6. Одна из музыкальных игр, в которую мы сегодня играли, называлась «Фантазёр». (Неправильно. Игра называлась «Дирижёр».)
7. Дирижёр — это человек, продающий билеты на концерт. (Неправильно. Дирижёр отвечает за то. что и как играет оркестр.)
8. Симфоническое произведение «Испанское каприччио» написал известный испанский композитор Римский-Корсаков. (Неправильно. Римский-Корсаков — русский композитор.)
9. Произведение Моцарта, которое исполнял наш детский оркестр, называлось «Полька». Правильно это или неправильно? (Неправильно. Произведение называлось «Марш».)
Теперь вы много знаете о бубне и поделитесь этой информацией со своими близкими, с друзьями. Правильно это?
Дети. Правильно!
Наш рассказ о бубне подошёл к концу. Пройдёт ещё немало лет, а может и веков, а люди в самых разных странах мира всё так же будут любить этот простой, но замечательный инструмент — бубен.
Дети стоят в кругу. В центре крута — водящий с бубном.
1- я часть (такты 1-8). Водящий ритмично бьют в бубен — дети свободно танцуют.
2- я часть (такты 9-16). Дети присаживаются корточки и закрывают глаза. Водящий осторожно выходит из круга, проходит позади детей, кладёт за спиной одного из них бубен и возвращается в крут’.
С окончанием музыки дети встают, осматриваются; тот, у кого за спиной оказался бубен, меняется с водящим местами.
3-я часть (повтор музыки 1 -й части). Все дети хлопают, а новый водящий свободно танцует.
В первую очередь за счет подобных игр дети расширяют свой кругозор, знакомятся с классическими музыкальными произведениями известных композиторов. Также детям предоставляется возможность самим ощутить себя в роли музыкантов большого оркестра. А для закрепления полученных знаний викторина подходит как нельзя кстати. Побольше бы подобных игр и мир станет немного лучше.