Задачи. Накапливать опыт восприятия мировой музыкальной культуры, формировать тезаурус (сокровищницу впечатлений). Развивать воображение детей средствами музыки и изобразительного искусства.
Ход занятия
Дети заходят в зал. Их приветствует музыкальный руководитель
М. р. Здравствуйте, ребята! А какие вы сюда пришли — добрые, весёлые или хмурые, злые и сердитые? (Добрые, весёлые, дружные.) Предлагаю потрать в одну игру: покажите с помощью мимики всё то, о чём я вам сейчас расскажу (Читает стихи, дети разыгрывают мимический этюд.)
Жила на свете девочка С пушистою косой.
Прекрасна, как принцесса Была она собой.
Но лишь тогда, когда была Она послушна и мила.
Когда ж вертелась, как юла.
И слёзы просто так лила,
Тогда она, Была ужасна и страшна!
(Англ. пар. песенка)
Предлагаю добавить краски — передать голосом и мимикой характер кота в песенке. (Поёт вместе с детыми, дети выполняют задание.)
Чёрных! кот у ворот грозно песенки поёт,
Рыжий кот у ворот нежно песенки поёт.
Молодцы! Вы сумели передать два разных характера голосом и мимикой. А что, по-вашему, помогает передать настроение и характер художницу? (Краски.) Правильно! Приглашаю вас в картинную галерею, а иначе — на вы-ставку картин. Здесь находятся репродукции и оригиналы картин разных художников» давайте внимательно их рассмотрим.
Дети самостоятельно определяют жанр картин — натюрморт, портрет, пейзаж. Затем исполняют «Песню о картинах», муз. Гр. Гладкова, сл.
М. р. Я думаю, что вы уже многое знаете и сможете ответить на мой следующий вопрос: чем передаются характер и настроение в балете? (Танцем и музы-ко1х.) А в опере? (Пением и музыкой.) Скажите, а что помогает композитору передать характер и настроение в музыке? ( тембр, динамика.) Вы ещё забыли назвать самое главное в музыке.
А что именно, вы узнаете, если отгадаете мою загадку
Их нельзя увидеть.
Не возьмёшь их в руки,
Можно только слышать -Что же это? (Звуки.)
Из всего, что вы назвали, и состоит музыка. Ещё один вопрос: можно ли увидеть музыку? А потрогать? (Нет, её можно только слушать.)
(Музыкальный руководитель обращает внимание на портрет М. П. Му-сорского). Посмотрите, чей-то портрет. Так это же портрет великого русского композитора Модеста Петровича Мусорского, который написал знакомые нам «Картинки с выставки»!
Ребята, а вы хоть что-нибудь знаете о гномах? (Ответы детей.) Герой пьесы «Гном» Мусоргского . не очень-то похож на весёлых и милых , бородатых гномов, о которых пишут 1л сказочники. Я предлагаю вам послушать отрывок из пьесы «Шом». Но у меня два условия. Первое — будем слушать музыку, как всегда, в тишине. И второе условие — слушать ещё и в темноте. Вы сол’ласны? (Дети соглашаются.) А не испугаетесь? Дети отвечают: нет!) Дети, все бросайте игры,
Прослушайте отрывок из пьесы Мусоргского и определите, какое у гнома настроение, какой характер.
Выключается свет, освещается натянутое на большую раму полотно. Звучат «Гном » М. Мусоргского. На полотне появляется тень гнома, который исполняет движения под музыку. По окончании музыки включается свет.
М. р. Ребята, музыка оживила картину! Мы с вами видели, как маленький человечек, переваливаясь, пробежал немножко и остановился — трудно ведь бегать на таких коротких ножках. Потом он, уставший, пошёл медленнее, так же неуклюже. Вот оно — волшебство музыки! Может быть, послушаем отрывок из этого произведения ещё раз, при свете? (Дети соглашаются.)
Звучит музыка, неожиданно из-за рамы выходит хмурый Гном (воспитатель).
М. р. Милостивый сударь, здравствуйте! Мы с детьми хотим стать вашими друзьями, а вы такой сердитый. Чтобы у вас было хорошее настроение, мы вам споём песню — может, она вас хоть немного развеселит. Хотите послушать?
Дети исполняют песню «Пёстрый колпачок», муз. Г. Струве, сп. Н. Саповъёвой//Г. Струве. Пёстрый катанок. Песни для детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 1997. Гном начинает пританцовывать, а потом и подпевает детям. После окончания песни благодарит их.
Гном (радостно). Какая забавная песенка! Побегу-ка я к себе, пока слова не забыл — спою своим знакомым гномам. (Быстро направляется к выходу)
М. р. (детям). Ваша песенка буквально преобразила Гнома! (Размышляет вспух). Так! Мы слушали музыку’ про гнома, и он появился у нас в зале. А это значит, что музыка действительно волшебная. А что, если прослушать другую пьесу? Может, и Баба Яга здесь появится? (Детям.) Ну что, попробуем ещё раз проверить силу волшебства музыки? (Дети соглашаются.) Условия остаются прежними — слушать в тишине и темноте.
Гаснет свет. Освещается полотно. Звучит «Баба Яга» М. Мусоргского. Появляется тень Бабы Яги, которая исполняет движения под музыку. По окончании музыки свет включается. Музыкальный руководитель с детьми описывают характер, настроение Бабы Яги, переданные в музыке.
М. р. А давайте ещё раз прослушаем — совсем чуть-чуть!
Звучит пьеса «Баба Яга» (фрагмент), уже при свете. Из-за рамы — то с одной стороны, то с другой — выглядывает Баба Яга (воспитатель). Под музыку, пританцовывая, она появляется в зале.
Баба Яга (останавливается перед детьми). Чую незнакомый запах! Фуг ты, ну ты! Что вам здесь надобно?
М. р. Добрый день, госпожа!
Баба Яга. Никто ещё меня так не величал! Чего вам надобно от меня? Приворотного зелья? А может, травушки от простуды?
М. р. Нет, нет! Ничего нам от вас не надо! Мы с детьми хотим с вами просто поиграть.
Баба Яга. Поиграть, говорите? Ой, давненько я не играла… (Оглядывает детей.) Вижу, ребятки вы хорошие, весёлые. Так и быть, поиграю с вами. Только чур не кричать, а то у меня голова от крика раскалывается. Старость не радость. Эх! (Тя-жепо вздыхает.)
Баба Яга и дети играют в игру «Бабка Ёжка». Дети берутся за руки, идут по кругу, внутри которого находится Бабка Ежка.
Дети (выполняют движения по тексту).
М. р. (смотрит на часы). Как время бежит незаметно! Вот и закончилась наша экскурсия по | выставке. Много интересного ещё осталось не I увиденным и не услышанным.
Дети исполняют *Песню волшебных красок*, муз. и сп. Л. Олифировой
Дети разбегаются, а Бабка Ёжка их ловит.
Баба Яга (запыхавшись). Ой! Всё! Хватит! Больше не могу!
М. р. Спасибо Вам, наша драгоценнейшая! Нам было очень приятно с вами познакомиться и поиграть.
Баба Яга. И вам спасибочки! Мне пора в свой лес дремучий возвращаться. (Пройдется и уходит.)
Просто замечательная игра для наших деток. Особенно радует, что Баба Ёжка в этой игре положительный персонаж. Много музыки, игра развивает образность мышления, да и достаточно подвижная. Было бы хорошо если бы с детьми с детских садах играли в такие игры, а не оставляли их наедине с собой.