Что такое житейская психология

Житейская психология – факты, полученные путем личных наблюдений. Это субъективное понимание психологических закономерностей и особенностей мира. По-другому житейскую психологию называют мудростью.

Источники житейской психологии:

  • повседневное общение и взаимодействие;
  • совместная деятельность;
  • люди, которые встречаются на жизненном пути.

Примеры житейское психологии: обряды, традиции, народные сказки, поговорки, пословицы, легенды, поверья и другое народное творчество. Многие паблики в соцсети ВКонтакте или сайты в интернете – результат житейской психологии. То есть это чей-то личный опыт, бытовые наблюдения, история жизни или успеха конкретно этого человека. Сейчас модно разбираться в психологии, говорить о самосовершенствовании.

Житейская психология имеет арсенал инструментов. Например, искусство. Через картины, музыку, книги мы узнаем внутренний мир других людей. У каждого зрителя формируется свое субъективное представление об авторе и его жизни. Никаких терминов и теорий – только житейская психология и личное восприятие. Но главный метод житейской психологии – «проб и ошибок».

Житейская психология – личный опыт и способы жизни, подошедшие одному человеку. Это как раз тот случай, когда мы говорим «я делаю так-то, но не факт, что тебе это подойдет».

Благодаря житейской психологии человек знает, как общаться с собственными родителями, друзьями, сестрами и братьями. Однако без определенных научных знаний человеку неизвестно, как вести себя с новым знакомым. Так, например, дети, привыкшие с помощью слез манипулировать родителями, оказываются в растерянности, когда этот прием не работает на другом взрослом.

Хорошие житейские психологи – водители, охранники, бармены. Они ежедневно общаются с большим количеством людей, выслушивают их проблемы и делают соответствующие выводы.

Научная психология: что это

Это данные, которые накапливаются при помощи исследований, а используются как в теории, так и на практике, то есть в жизни. Дисциплина возникла в XIX веке, но жизненная мудрость накапливалась вместе с развитием общества.

Специфика научной (академической) психологии, ее отличие от житейской:

  1. Первая – это наука. Вторая – это чьи-то взгляды, итоги размышлений, анализа, самоанализа, социального взаимодействия.
  2. Научная информация тесно связаны со статистикой, математическими вычислениями, опытами, экспериментами.
  3. Научные данные всегда рационально обобщены, объяснены. Они тщательно выверены, подтверждены, не зависят от эмоций, настроений отдельного субъекта или общества. Они объективны, беспристрастны. Как правило, они отличаются более высоким культурным, интеллектуальным уровнем.
  4. Факты из науки актуальны для всего социума, они учитывают специфику тех или иных условий, отличия индивидов.

Далее рассмотрим характеристику житейской и научной психологии в сравнении.

Сравнение житейской и научной психологии

«Послушай мой совет», – говорит ваш приятель. «Я хочу поделиться своим опытом, помочь другим преодолеть эту трудную ситуацию», – говорит блогер. В обоих случаях мы имеем дело с любителями, а не профессионалами. Ключевое отличие житейской и научной психологии в том, что первая является частной, конкретной. То, что помогло одному человеку может оказаться совершенно бесполезным другому, а третьему и вовсе может навредить. Это не единственное отличие направлений. Рассмотрим их подробнее, а также поговорим о связи направлений.

Различия житейской и научной психологии

Научный эксперимент

Анализом сходства и отличий двух видов психологии занимается научный тип. Но среди исследований нельзя найти единый список отличий. Однако можно выделить общие пункты:

  1. Объект изучения. Научная психология изучает психически процессы, житейская – конкретного человека или условия. Например, житейская психология говорит, что все люди разные, а научная психология это же объясняет особенностями психической системы (темперамент).
  2. Обобщение. Житейская психология описывает конкретных людей и конкретные условия. Нередко это носит абстрактный и образный характер или представлено стереотипом. Научная психология обобщает, классифицирует, систематизирует.
  3. Способ получения знаний. Житейская психология пользуется только неорганизованным наблюдением и самонаблюдением. Научная психология использует массу инструментов: специально организованное наблюдение, эксперимент, тесты, опросы, диагностики и другое.
  4. Способ передачи знаний. Житейская психология передается в основном устно, например, от бабушек к внукам. Или через народное творчество. Научная психология передается с помощью специальной литературы, учебников, университетов.
  5. Факты, аргументы, осознание. Житейская психология не дает объяснений по пунктам. Человек просто говорит, что он резко что-то осознал или просто знает, что это работает. Научная психология объяснит, почему это работает: какие гормоны включаются, какие доли мозга задействованы, какое свойство психики используется.
  6. Язык. Научная психология оперирует терминами и понятиями. Житейская психология объясняет что-то «своими словами», по-простому.

Поверхностность — глубина

Что происходит, когда кто-то жалуется другому человеку на жизнь? Скорее всего, тот, к кому обращались, несмотря на его зрелость, опыт и особенности личности будет давать советы, как следует поступить.

Может быть, поделится своей похожей историей. Это позволит ощутить, что я не один в этом мире, мне сопереживают и когда-то тоже сталкивались с такой ситуацией.

Такое единение порой важно, да, как и прямое руководство к действию, но саму проблему не решает.

Оно поможет только если основная потребность – выпустить пар, снять напряжение, освободиться от накопившихся мыслей и чувств, понять, что не один в этом мире. Но человек вряд ли осознает, в какой момент происходит сбой.

Или что такого он делает, что приводит к подобному результату. Соответственно, немного позже он столкнется с похожей ситуацией. Как говорится в народе «наступит на те же грабли».

Например, девушкой постоянно пользуются мужчины, отношения не складываются и она в отчаянье после очередного разрыва, разочарования.

Опытная подруга может, допустим, посоветовать быть более внимательной, осторожной в выборе. Ценить себя и пользоваться противоположным полом. Предложит познакомить с каким-то своим хорошим другом, которому также не удаётся семейная жизнь и прочее.

И какой-то из советов даже может помочь, но через время, скорее всего она опять придёт, жалуясь на неподходящих мужчин.

Психотерапевт не будет раздавать советы. Он постарается вместе с клиенткой исследовать, что служит причиной таких неудач в отношениях.

В ходе работы, учась осознавать свои чувства и удовлетворяя вытесненные потребности, девушка начнёт меняться. Что, конечно же, повлечёт за собой изменения и в её повседневной жизни.

Ответственность – безответственность

Когда человек даёт совет, пусть даже очень хороший, который помог многим людям – он берёт ответственность за последствия на себя. Даже если не понимает этого.

Например, мужчина, узнав об измене жены, не зная как быть, обращается к другу. Тот рекомендует развестись, ведь как можно простить после такого? Он бы сам наверняка так бы поступил.

Но вот проходит время и он оказывается виноватым в том, что вмешался и испортил жизнь своему другу. Так как тот от страданий не в силах жить дальше и жалеет, что послушал совета.

Мужчина на приеме у психолога
Практический психолог бы был рядом, наводящими вопросами помогая ему самостоятельно решить, готов он простить или нет. Но точно не брал бы ответственность на себя, исходя из идеи, что лучше знает, даже если это так.

Каждый человек, чтобы что-то понять, должен самостоятельно прийти к какому-то выводу, только тогда полученный опыт ассимилируется и будет встроенным в структуру его личности. Что в дальнейшем избавит от попадания на «те же грабли».

На самом деле принимать решения, пытаться понять и принять свои несовершенства – достаточно непростая работа. Очень много сил и прочих ресурсов необходимо порой приложить, чтобы, наконец, осознать что-то.

Некоторым годами приходится тяжело трудиться, чтобы справиться с травмой, сталкиваясь с непростыми переживаниями раз за разом.

Именно по этой причине большинство людей, испытывая трудности, предпочитают обращаться ко всяким магам, знахарям или даже друзьям, чтобы они сказали, как быть. Чтобы успокоили, что всё будет хорошо.

Это очень лёгкий путь, когда кто-то другой сделает за меня мою работу и я заживу прекрасно. Достаточно инфантильная идея, которая порой приводит к крайне неприятным последствиям.

Опыт из жизни – экспериментальные данные

Отличие научной психологии в том, что она опирается на данные, полученные путём проведения исследований, анализа, синтеза, тестирования и прочих методов. Которые вполне можно обосновать, доказать. В то время как человек, считающий себя специалистом в этой области, вынужден ограничиваться собственными наблюдениями и умозаключениями.

Достаточно часто можно слышать фразу: «А вот у моей знакомой было также. Она сделала то-то и ей помогло».

Что за знакомая? Существует ли она на самом деле или советчик просто решил придать весомости своим словам? Действительно ли она поступила, как он рассказывает? И правда ли было столь идеальное сходство в ситуациях двух незнакомых людей, что одна рекомендация приведёт к идентичным результатам?

В общем, как вы поняли, у человека, который критически относится к подобным, случайно совпавшим историям, вопросов может быть масса.

Девушка и таксист

Интуиция – рационализация

Житейские специалисты в общей сложности руководствуются интуицией. У них есть внутреннее знание, в какой момент лучше промолчать, а в какой высказать своё мнение. С каким человеком как себя вести. Когда стоит посочувствовать, а когда более эффективной будет словесная «взбучка».

В случае с дипломированными специалистами, даже если у них прекрасно развита интуиция и они всецело могут на неё полагаться – догадки и идеи строят в большей степени, опираясь на рационализацию и результаты различных экспериментов, научных теорий.

Да, они могут высказать свои предположения, уточняя у клиента, так ли это. Потому что каждый человек индивидуален и важно в работе замечать его особенности и отличия. Но «навешивать» ярлыки и ставить диагнозы, руководствуясь только интуицией – не будут.

Сходство научной и житейской психологии

Сходство научной и житейской психологии в том, что они помогают людям понимать друг друга. Результат объединения двух направлений психологии – практическая психология.

Как выглядит объединение научной и житейской психологии:

  • Изучение влияния группы на человека и личности на группу (психология управления и лидерства).
  • Определение особенностей взаимодействия двух групп или двух людей.
  • Изучение уникальности человека, особенностей поведения (психология личности).

Практическая психология начинается с житейского наблюдения, а заканчивается научным изучением. И третьим этапом, наоборот, выдвинутая теоретическая гипотеза проверяется на частных случаях в быту, отмечается широта ее применения.

Житейская и научная психология важны друг для друга. Это взаимно дополняемые виды. Житейская психология – личный опыт каждого. Научная психология – обобщенный опыт всего социума. Но разве можно делать общие выводы о закономерностях общества, не зная психику каждого отдельного индивида. И так же нельзя понять систематические знания, не прочувствовав их лично на практике. Разве может учитель следовать только написанному в учебнике материалу, игнорируя условия среды и особенности именно тех детей, с которыми он взаимодействует. Так что, по сути, речь идет о теоретической и практической психологии.

Соотношение житейской и научной психологии (кратко)

Вероятно, вы уже догадались, что оба типа тесно взаимосвязаны. Примеры связи и соотношения:

  • профессиональные исследования основаны на жизненном опыте (кто-то что-то заметил и решил обосновать, выявить общие закономерности, найти методы решения);
  • психологическая наука берет свои задачи из житейского опыта;
  • последняя проверка научных знаний – проверка жизненным опытом.

А влияет ли наука на жизнь? Безусловно. Это то, что мы обычно называем практической психологией. Речь идет обо всех техниках, методиках, тренингах, которые мы используем в жизни для ее улучшения. Все научные психологические исследования возникают на фоне актуальных проблем общества. Люди подсказывают, что им нужно – психологи стараются помочь. Согласно этому можно условно выделить три типа: житейская, научная и практическая психология. Последняя объединяет в себе два других типа.

Большинство психологов, которые получили соответствующее образование, имеют отношение к обоим типам. Кто-то выбирает только теоретическую часть, но и в этом случае он сталкивается с бытовыми проблемами людей, потому что без этого нельзя выдвинуть и проверить гипотезу. Для этого используется житейское наблюдение. В психологии это один из методов, подразумевающий проверку гипотезы или результатов исследования в реальных условиях (не лабораторных).

Таким образом, специфика научной и житейской психологии в следующем: наблюдается необходимость житейских психологических знаний для развития психологии как науки.

Реальное соотношение житейской и научной психологии

Понятие «житейской психологии» включает в себя приобретение психологических знаний путем самонаблюдения, просмотра различных жизненных ситуаций или во время взаимодействия с окружающими людьми или средой. Восприятие мира человеком в донаучной психологии было обусловлено его повседневными занятиями и накапливанием опыта. О психических особенностях и характерах других людей было можно догадаться по их поведению и поступкам.

Противопоставление житейской и научной психологии в получении психологических знаний открыто демонстрирует основные различия между дисциплинами. В житейской психологии это было связано с размышлениями над конкретными событиями. Выводы можно было сделать довольно простые, так как найти причину происходящего казалось не так уж и сложно. Они нашли отражение в народных пословицах. Например: «Не зная броду, не лезь в воду», «Чужая душа — потемки» или «Умный не говорит все, что знает, а глупый не все знает, что говорит».

Житейская психология ограничивалась объяснениями отдельных фрагментов бытия, поэтому в психологических знаниях людей отсутствовала системность. На их мировоззрение оказывало существенное влияние отсутствие целесообразных способов изучения окружающей действительности. Но даже, несмотря на топоцентрическое содержание знаний, привязанных к месту, где обитало человеческое сообщество — род или племя, они могли быть весьма актуальными и значительными.

Их зарождение, по мнению современных психологов, было обусловлено следующими проявлениями психики:

  • эмоциональными состояниями — аффектом, страхом, фрустрацией;
  • сновидениями;
  • чертами характера — трудолюбием, самостоятельностью, правдивостью или жадностью, эгоизмом.

Идея души, возникшая еще у первобытных людей, до сих пор актуальна и жива в общественном сознании. Это первая научная гипотеза и огромное достижение мысли.

В отличие от житейской научная психология более всего настроена на изучение и понимание общих закономерностей жизни, учитывает факты, полученные опытным путем, занимается разработкой методов систематизированных наблюдений, моделирования, анализом документов. В научной психологии есть способы измерения психических явлений, результаты которых могут быть проверены.

Житейская и научная психология: кратко связь и различия

Еще раз обобщим все вышесказанное в виде таблицы. Итак, вот чем житейская психология отличается от научной:

Критерий Любительская Академическая
Абстрактность/точность знаний Всегда конкретные, связаны с определенными ситуациями, людьми. Выражаются в законах, понятиях и определениях, заметно стремление к обобщению.
Характер знаний Основаны на интуиции, пробах, ошибках. Всегда научно оправданы, подтверждены экспериментально, рациональные и осознанные знания.
Систематизация, накопление, передача информации Знания умирают вместе с человеком, живут в народном творчестве. Передаются из поколения в поколение через книги, записи, видео материалы, университеты и прочее.
Как поступает информация Через личные наблюдения, размышления. В ходе наблюдений, размышлений, экспериментов.
Объем информации, точность понятий Знания ограничены, понятия размыты и многозначны. Материал объемный, понятия точно определены.

Типы имеют кое-что общее, но вместе с этим у них немало отличий. Любительский тип – это опыт человека или целого общества. Научный тип – это дисциплина, наука как она есть.

Актуальны две проблемы сравнения житейской и научной психологии. Во-первых, нередко наблюдается подмена понятий, люди пытаются выдавать свои наблюдения за научные законы и учить других жизни (блогеры, инстаграмщики, графоманы и т.д.). Во-вторых, профессиональные психологи теряют огромную часть тем для изучения. Научное рассмотрение ограничивает возможности изучения предметов и явлений, понятия создают жесткие рамки, за которые нельзя выходить.

Обыденное или житейское знание

Обыденное или житейское знание основывается на ежедневном опыте. Оно находится в полном согласии со здравым смыслом и по многим направлением с ним совпадает. Обыденное знание подразумевает утверждение и описание фактов. Сфера обыденного постоянно расширяется, это происходит волнообразно за счёт неравномерного развития науки, философии, искусства, посредством расширения круга известных фактов. Житейское знание имеет особый смысл на фоне того, что оно является основой для всех остальных знаний. Именно поэтому не стоит уменьшать его роль в обществе и бытие человека.

Личный опыт или житейская психология?

Есть такое понятие «житейская психология». Грубо говоря, все люди обладают определенным набором психологических знаний. Т.е. все мы, кто больше, кто меньше, но разбираемся в отношениях между людьми и имеем собственный взгляд на мир.

Я хочу это подчеркнуть особо: каждый человек в разной степени является психологом. И чем богаче его личный жизненный опыт как человека, тем лучшим психологом он является! То же самое относится и профессиональным психологам.

Обычный жизненный опыт играет в практике огромную роль. Во многих странах лицензию психотерапевта не может получить человек, не достигший тридцатилетнего возраста. И не случайно обучение на психотерапевта длится в течение 7 лет.

Но важно заметить, что личный опыт одного человека в разы отличается от опыта другого.

Можно встретить старика, который остановился в своем развитии около 16 лет и с тех пор не почерпнул их жизни ничего нового.

Становится понятно, что биологический возраст хотя и важен, но имеет не первостепенное значение. Основным критерием развития будет открытость человека новому опыту и полное доверие к своему организму.

Это когда начинаете замечать, что ваш собственный организм заслуживает доверия, что он – подходящий инструмент для нахождения наиболее соответствующего поведения в каждой непосредственной ситуации.

Представьте себе, что вы стоите перед выбором: «Провести ли мне отпуск одному или с семьей?», «Выпить ли мне предложенный третий коктейль?», «Тот ли это человек, которого я хочу видеть в качестве партнера в жизни или в любви?».

Как же вы поведете себя, если будете действовать автоматически? Вы поведете себя так, как требует социальное окружение! А как поведет себя человек, доверяющий себе? Правильно! Он поведет себя так, как нужно именно ему.

Конечно, такие люди в природе встречаются. Но крайне редко! В основном, приходится сталкиваться с людьми, которые всего лишь декларируют собственную искренность и непосредственность.

А реально находятся в плену сотни социальных стереотипов.

Основная масса действует по сложившимся стереотипам «хорошо» или «плохо» и редко принимает решения осмысленно. Т.е., конечно, вы думаете, что приняли осмысленное самостоятельное решение… А на самом деле 99% людей поступили бы так же. Просто потому, что так принято в обществе.

Вот смотрите, что получается. Если каждый человек у нас от природы психолог, естественно у него есть своя житейская психология. Она абсолютно субъективна у каждого из нас. А это значит, что мы думаем, что я всегда прав, а другие просто ничего не понимают.

Сейчас вы подумали: «Ничего подобного! Я всегда могу стать на место другого и понять его точку зрения!». Молодцы. Так тоже бывает. Но ведь бывает и так, что вы просто беситесь от злости, обиды и чувства несправедливости? Да просто вспомните сегодняшний день и поездку в общественном транспорте.

Те, у кого есть автомобиль, вспоминайте очередного козла, который подрезал вас на повороте. И такие ситуации преследуют нас в жизни без конца. И наша житейская психология подводит нас раз за разом. Вот тут мы и подошли к главному.

Так что же такое знают психологи, что помогает им не только в работе, но и в собственной жизни?

Главное в этом вопросе кроется в представлении себя. А это ничто иное, как процесс самораскрытия и самопонимания.

Для начала немного теории. Совсем чуть-чуть. Наиболее эффективной моделью самораскрытия является «окно Джогари», названное так в честь его изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Инграма. В соответствии с моделью «Джогари» можно представить, что каждый человек содержит в себе четыре зоны личности: «арену», «видимое», «слепое пятно» и «неизвестное».

«Арена» – это зона нашего «Я», о которой знаю я и знают другие. Это пространство личности, открытое для меня и для других.

«Видимое» – это то, что я о себе знаю, а другие нет (любовный роман, страх перед начальником и т.п.).

«Слепое пятно» – это то, что другие знают обо мне, но я сам за собой не замечаю. Если же мне на это указывают, я, как правило, не согласен и сильно злюсь или обижаюсь.

«Неизвестное» – это то, что скрыто от меня и других. Сюда же включаются и скрытые потенциалы любой личности. Условно эта зона совпадает с зоной бессознательного.

Я не стану вдаваться в дебри, а просто укажу на ряд моментов, которые вы сможете применять по отдельности или в связке друг с другом для того, чтобы объективно разобраться в любой сложной ситуации в своей жизни.

Исходя из моей практики, могу сделать вывод, что больше всего нам досаждают в жизни зоны «слепое пятно» и «неизвестное».

От них большинство неприятностей, и, значит, именно с ними нужно разбираться в первую очередь.

Другими словами: чем больше правды вы будете знать о себе любимом, тем лучше вы будете себя чувствовать в этой жизни и тем быстрее станете адаптироваться в абсолютно любой жизненной ситуации.

Как же попасть в эти зоны? Ну, хотя бы в «слепое пятно» для начала? За подсознание я пока вообще молчу…

Самый простой способ – спросить у кого-нибудь! Оглянемся вокруг, возьмем за шкирку ближайшего родственника или друга и зададим ему такой вопрос: «А скажи-ка, родимый, что ты обо мне думаешь на самом деле? Да всю правду давай, я не обижусь!» Как думаете, скажет? Как бы не так! Ему еще пока дорога собственная жизнь, да и отношения с вами он портить не собирается. Вы же ему нравитесь, иначе бы он с вами и не общался вовсе…

Потому что если вы услышите, что он о вас на самом деле думает, вы не только обидитесь, вы еще и разозлитесь и будете сетовать на несправедливость и неблагодарных людей. Так что же делать? Как же все-таки узнать о себе то, что мешает нормально жить? Ответ прост – от посторонних людей. И от психолога в том числе.

Эти два источника можно объединить в один. Вы же не будете бегать по улице и приставать к людям? Хотя это верный способ услышать правду, он может закончиться травматологией. Так что не будем рисковать и обратимся к проверенным способам изучения себя.

Этот способ называется «психологическая группа» и постоянно используется профессиональными психологами для изучения глубин собственной личности. Но такая форма работы доступна и всем желающим.

Это такое место, где собираются люди, горящие желанием понять себя для того, чтобы разобраться со своей жизнью.

Они готовы к тому, что им придется услышать о своих недостатках, чтобы с ними распрощаться раз и навсегда.

Такой группой можно пользоваться как инструментом для разрешения абсолютно любых проблем в своей жизни. Для этого достаточно всего лишь провести в ней немного времени. Как правило, это занимает от шести месяцев до нескольких лет, в зависимости от запущенности, при частоте занятий один раз в неделю. Опять-таки, при возникновении проблем другого рода можно снова начинать ходить в группу.

Как вы помните, проблемы не заканчиваются. Просто если вы научились справляться с определенными трудностями, они больше не кажутся вам проблемой! А на первый план выходит что-нибудь другое, на что вы раньше не обращали внимания.

И процесс этот абсолютно естественный. Вы же постоянно учитесь чему-то новому: водить машину, готовить новую еду, осваиваете компьютер и т.д. Так и здесь: вы можете постоянно учиться решать собственные трудности вместо того, чтобы ныть по поводу неблагодарных людей, сложных обстоятельств и плохой экономики.

Видео-лекция о житейской и научной психологии

[spoiler title=»Источники»]

  • https://psychologist.tips/3262-zhitejskaya-i-nauchnaya-psihologiya-primery-shodstva-i-razlichiya-vzaimosvyaz.html
  • https://onona.online/psihologiya/zhitejskaya-i-nauchnaya
  • https://Qvilon.ru/psihologiya/zhitejskaya-psihologiya.html
  • https://mind-control.ru/lichnost-i-obshhestvo/zhiteyskaya-i-nauchnaya-psikhologiya/
  • https://Zaochnik.com/spravochnik/filosofija/filosofija-nauki/vidy-znanija/
  • https://obu4ayka.ru/stati/zhitejskaya-psihologiya-psihologiya.html

[/spoiler]

От mother