Понятие и виды действий в деятельности человека. Классификация

Человек действия и человек бездействия

Действие

Действие может породить последствия. И страх действовать – это естественный инстинктивный страх перед негативными последствиями, которые могут возникнуть в результате действия. Мы можем действовать, но если наше действие явилось результатом размышлений, это означает, что мы не вышли в действие спонтанно.
Истинное действие – это спонтанность, это тотальный отклик, когда мы отвечаем на ситуацию, не опираясь на ум, всей своей тотальностью. Тогда это действие является истинным, оно немедленно… Психология личности Личность и индивидуальные процессы Действие

Что является действием

Я дам вам свое определение этому понятию. Действие – это высвобождение энергии, при котором человек оказывает влияние на существующую реальность. Когда мы действуем, мы что-то меняем, либо в своем внутреннем мире, либо во внешнем. Чаще всего я связываю действия с воздействием на внешний материальный мир, после которого в нем происходят хоть какие-то изменения. Идеологическое влияние на людей тоже попадает под это понятие. То есть, когда мы что-то делаем руками, что-то говорим, пишем или даже думаем – это все действия. Действия являются противоположностью наблюдению или, говоря иначе, безучастию человека в процессе жизни. То есть, мы либо оказываем влияние на реальность, тогда мы действуем, либо просто наблюдаем за ней, тогда мы просто существуем. Правда, в физике, даже наблюдение может считаться действием, есть в ней теория, которая называется «эффект наблюдателя», которая говорит, что даже самое обычное наблюдение явления неизбежно изменяет его. Но в нашем с вами случае, наблюдение – это не действие. Даже мышление, как я считаю – это тоже не совсем действие. А наш случай – это работа с психологическими проблемами. При такой работе наблюдение и мышление не попадает под определение действия. В моей, по крайней мере, методике. Таким образом, действовать – это значит оказывать влияние на материальный мир, менять его. Только такие действия могут привести нас к хорошему результату, как психологическому, так и материальному.

Смысл действий

Исходя из представленного мною определения понятию действие, мы можем понять, как с его помощью можно менять свое состояние. Основной смысл тут в том, чтобы загрузить свое сознание теми мыслями, которые будут связаны с предпринимаемыми нами действиями. Я, работая с людьми, часто призываю их к таким действиям, которые подразумевают довольно серьезное воздействие с их стороны на внешний мир, чтобы у них появилось чувство, что от них в этой жизни многое зависит, что они не пассивные наблюдатели, вынужденные мириться со всем, что их не устраивает. Человеку очень важно видеть, что он может менять реальность, что это в его власти. Видя это, он обретает веру в себя и все его мысли сосредотачиваются на том, как бы еще что-то такое сделать, от чего произойдут какие-то важные изменения в его жизни. И даже если что-то не получается, важно не останавливаться, не опускать рук, а продолжать действовать, чтобы мозг не прекращал работу над решением поставленных перед ним задач, иначе он начнет снова загружаться негативными мыслями, связанными в том числе и с неудачами в делах, которые в свою очередь вызовут у него негативные чувства.

Когда человек переходит от размышлений и слов к делу, когда начинает оказывать влияние на материальный мир, чтобы что-то поменять в своей жизни, его мозг успокаивается, все вредные тревожащие мысли исчезают, уходят страх и неуверенность. Это происходит потому, что начался процесс изменений, в котором человек принимает самое непосредственное участие, поэтому его сознание погружается в этот процесс и места для всякого рода болезненных мыслей просто не остается. Как видите, базовая логика в принципе очень простая, которая объясняет смысл лечебного эффекта, вызываемого действиями. Надо каким-то делом занять свою голову, чтобы мозг занялся обработкой мыслей, связанных с этим делом, а не занимался накручиванием одних негативных мыслей на другие, ухудшая таким образом наше душевное состояние. Но есть тут и другие важные моменты, объясняющие пользу действий. Дайте и их рассмотрим.

Действие как элемент деятельности

Слово «элемент» часто ассоциируется с чем-то мелким, незначительным. Но если учесть, что все состоит из взаимосвязанных частиц, то очевидной становится значимость каждой из них в общей структуре объекта. Неравноценная замена, перестановка, выпадение одного элемента может привести к изменению свойств и качеств предмета в целом (не всегда в лучшую сторону).

деятельность виды действий

Любая работа — продуктивная или непродуктивная — состоит из ряда единичных действий, выстроенных в определенной последовательности. Для получения задуманного результата человек должен поступать планомерно, рационально, используя необходимый инструмент, приспособления, материалы и пр. То есть, такие элементарные части деятельности, как действия, определяют ее успех, если их подбор правильный и последовательность логична. Хаотичность, избыточность или их недостаточность — причина бесполезной работы, в чем бы она ни заключалась.

Что такое человеческая деятельность

Как и многие представители животного мира, человек является деятелем. Он способен изменять, совершенствовать собственную среду обитания и условия своей жизни в результате труда, присущего ему преобразовательного отношения к окружающему.

В природе нет такого объекта (живого или не живого) как «деятельность»: ее нельзя нарисовать или сфотографировать. Тем не менее деятельность и человек не существуют по отдельности.

основные виды действий

Видимые сознательные изменения условий жизни — один из ее результатов, она продуктивна. Другой — это изменения внутренние, самосовершенствование. Человек, трудясь, открыл, познал и изобрел новые способы развития собственных мыслительных, физиологических, психических процессов. То есть, являясь активным субъектом, он имеет объектом своих преобразований не только весь мир, но и себя, свой социум.

Предмет деятельности

Деятельность всегда опредмечена. Предмет – то, на что она направлена. Он может существовать независимо или создаваться в процессе самой деятельности.

Принципы деятельности

Деятельность опирается на принцип функциональности и принцип системности.

  • Первый предполагает опору на уже развитые психические элементы, мобилизующиеся для достижения цели.
  • Принцип системности предполагает включенность индивидуальных качеств личности, на основе которых можно выделить несколько блоков в структуре.

Структура деятельности

Можно выделить шесть блоков. Каждый из элементов взаимосвязан с другими, взаимопроникаем.

Компоненты деятельности

Мотивы

Деятельность всегда имеет внутренний план и внешнее проявление, между которыми существует неразрывная связь. От внешних операций с предметами (предметное мышление) информация, трансформируясь психикой, превращается во внутренние образы, идеалы (образное мышление). Процесс такого перехода называется интериоризацией.

Обратное действие (создание чего-то материально посредством внутренних представлений) – экстериоризация.

Активность

Действия связаны с общей активностью человека в жизни. Чем человек активнее, тем больше действий он производит. И такие люди обычно чувствуют себя намного лучше пассивных людей, они более жизнерадостные и оптимистичные, и, разумеется, чаще добиваются успеха в жизни, в самых разных делах. Сама по себе активность обладает хорошим терапевтическим эффектом. Она говорит о любви человека к жизни, которая есть постоянное движение, постоянный процесс изменений. Человек должен жить, чтобы чувствовать себя хорошо. А жить, значит быть активным, значит действовать.

Жизнь невозможна, если в ней ничего не происходит и ничего не меняется. Это всегда какой-то процесс изменений, какое-то движение. Человек тем больше живет, чем выше его активность. А чем больше он живет, чем он, скажем так, живее, тем лучше себя чувствует. И что самое интересное, через активность человек познает себя. Когда он совершает какие-то действия, он видит, на что способен, в чем он силен, а в чем слаб. Удачные действия говорят нам о том, что мы уже умеем делать, а неудачные указывают на то, чему нам нужно научиться. А учеба – это опять действие, с помощью которого мы себя улучшаем. Такой процесс улучшения можем быть непрерывным. Постоянно чему-то обучаясь, мы даем себе понять, что нет в этой жизни тупиковых ситуаций, всегда есть выход, в какой бы ситуации мы не оказались. Просто надо чему-то научиться, чего мы пока еще не знаем. То есть, всегда можно что-то сделать, чтобы что-то изменить. Мириться с тем, что нас не устраивает, необязательно. Действие – это прекрасный ключик ко многим дверям возможностей. Чем больше мы всего делаем, тем сильнее расширяем свои возможности. А чем большими возможностями мы обладаем, тем спокойнее и увереннее себя чувствуем, потому что знаем, что на многое в этом мире способны повлиять, чтобы что-то получить или от чего-то себя уберечь. Так что я считаю, что действия, не только на уровне мыслей положительно на нас влияют, но и на уровне инстинктов. Когда мы к ним переходим, мы настраиваем свой ум на борьбу, из которой состоит вся наша жизнь. Мы на самом базовом, животном уровне доказываем себе, что заслуживаем жизни и не абы какой, а достойной, качественной жизни. Потому что активный человек всегда достоин большего, ведь он готов ради этого большего и лучшего бороться, преодолевать трудности, конкурировать с другими, чтобы побеждать.

Мотивы и виды деятельности

Что толкает людей действовать? Это мотив, причина, необходимость удовлетворить какую-то собственную потребность (физиологическую, духовную, общественную), толкающая человека к активным поступкам. Они формируются под влиянием воспитания, социальных отношений, культуры, обычаев.

Чем занимается индивид в течение жизни? Игрой, учебой, трудом — это и есть основные виды его деятельности. Они осваиваются постепенно, по мере его психофизиологического развития. Один из видов становится преобладающим, который удовлетворяет основные потребности человека и соответствует его возможностям. Так игра, будучи основным видом активности для ребенка, сменяется учебной (школа, профобразование), а затем трудовой.

Своеобразными видами человеческой деятельности являются творчество и общение.

понятие и виды действия. Творчество

Результат творчества — новое в науке, искусстве, производстве материальных ценностей. Стремление к общению объясняется потребностью человека в удовлетворении как материальных, так и духовных запросов.

Общение

Общение – первая деятельность, в которой участвует человек (интимно-личностное общение с матерью). В этой форме активности происходит первое развитие личности.

Цель общения – установление взаимопонимания, личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи, учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.

Стоит отметить, что некоторые исследователи не считают общение самостоятельной деятельностью, а называют его скорее средством для реализации другой активности, достижения целей другой деятельности. Однако в младенческом возрасте именно этот вид ведущий.

Труд

Труд – деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта. Труд – основа существования человека, его психического, личностного развития.

Существуют другие виды деятельности, но все они выстраиваются в рамках одного из четырех названных или на стыке нескольких видов. Выбор зависит от силы, количества, своеобразия потребностей конкретного человека.

Однако в каждом возрасте человек выполняет сразу несколько видов деятельности, притом ведущим остается только один. Например, для взрослого человека – это труд.

Ответственность

Но враждебные нам идеи пассивности приживаются в головах людей и по их собственной воле. Мы сами часто рады сослаться на кого угодно и что угодно, объясняя свои неудачи и пассивность, лишь бы только самим ничего не делать. Но при этом многие из нас не понимают, что обманываем мы ни кого-то другого, а самих себя, отказываясь вести активный образ жизни. Вот это стремление все свои проблемы и заботы на кого-то переложить – это абсолютно ложное чувство легкости. Жизнь от такой позиции человека в лучшую сторону точно не изменится. Как жизнь может быть легкой, если ты не являешься в ней хозяином? Ну не будет человек ничего делать, что он с этого получит? Силы сохранит, сам чуть лучше сохранится, а для чего? Вечно мы все жить не будем, сколько бы мы не бездельничали. А здоровье наше зависит ни от того, сколько мы всего делаем, а от того, что именно мы делаем.

Нет, никаких оправданий пассивности и лени нет и быть не может. Когда мы ленимся, мы просто не понимаем, как устроена жизнь, для чего она нам дана. Один из смыслов жизни в том, чтобы что-то делать. Ждать чего-то или просто наблюдать, значит отказываться от полноценной жизни. Поэтому, разумеется, при таком несоответствии внутреннего настроя человека самой идее жизни, он будет чувствовать себя плохо. Так и депрессия может прийти и разного рода саморазрушительные мысли, как, например, стремление получить удовольствие от таких вредных для здоровья вещей, как алкоголь и наркотики. Пассивность – это губительное состояние. И им людей часто заражают специально, чтобы получить над ними власть. А сами люди выбирают пассивную жизнь из-за своего ее непонимания. Надо не отказываться от ответственности, а принимать ее и даже стремиться к ней, чтобы жить полной жизнью и иметь власть хотя бы над собой. Тогда человек будет чувствовать себя намного счастливее. Ведь ответственность за свою жизнь – это путь к свободной жизни. А свободная жизнь – это путь к счастью.

Психологическая классификация действий.

Эта классификация попроще. Любая деятельность человека состоит из действий, которые бывают четырех видов:

  1. Инстинктивные действия. Они заложены генетически и практически не имеют отношения к сознательной деятельности, например, хватательный и сосательный импульсы у новорожденного. Однако они могут повлиять на сознательные действия, например, инстинкт самосохранения или инстинкт размножения может вызвать цепочку осознанных действий.
  2. Рефлекторные действия. Также не имеют отношения к сознательной деятельности и больше представляют интерес для биологии. Все знают, что чихание – это ответная реакция на раздражение носовой полости, не контролируемая человеком осознанно; но это не имеет ценности для обществознания.
  3. Импульсивные действия. Они бывают двух типов – бессознательного и частично-сознательного характера. Пример: испугавшись чего-либо (нестандартный раздражитель), человек может отреагировать возгласом, восклицанием в виде междометия, или же нецензурно охарактеризовать (причем иногда – очень детально) причину своего испуга. Второй вариант – это реакция частично осознанного характера; примеры приводить не буду по причине цензуры, но вы уже и так мысленно себе их нарисовали.
  4. Волевые действия. Это действия полностью осознанны, основные действия, изучаемые науками об обществе. Примеров море: от «почистить зубы» до «перевести старушку через дорогу». Интересен тот факт, что волевые действия могут переходить в импульсивные. Например, вы долго слушали как на вас кричит начальник, сдерживались (волевое действие), а потом не выдержали и сказали все, что о нем думаете (импульсивное).

Социологическая классификация действий.

В социологической классификации действий ключевое понятие – социальное действие. Социальное действие – это действие человека или группы людей, которое ориентируется на другого человека (или группу людей). Проще говоря, это действие имеет какое-нибудь отношение к действию других людей. Решение выйти на митинг с какой-то группой – это социальное действие, которое имеет связь с их решением организовать митинг.

Наибольший интерес для обществознания представляют классификации действия немецкого социолога Макса Вебера и немецкого социолога-философа Юргена Хабермаса.

Социология: классификация действий по М. Веберу

Человек ежедневно производит так называемые социальные действия, которые имеют цель так или иначе повлиять на других людей.

виды правовых действий

По классификации М. Вебера (социолог, 1865-1920 гг., Германия), существуют такие виды действий:

  1. Целерациональные, то есть, имеющие практичную цель и продуманные средства ее достижения. Такие действия организует, например, врач при лечении больного, предусматривая, какие осложнения могут возникнуть, какие средства лечения и профилактики следует использовать.
  2. Ценностно-рациональные действия вызываются морально-нравственными установками личности. Действия многих героев ВОВ продиктованы чувствами патриотизма, долга по защите Отечества.
  3. Аффективные — вызываются сильными чувствами (страх, любовь). Например, молодой человек, чтобы доказать свои чувства девушке, прыгает с обрыва.
  4. Традиционные действия повторяются в похожих ситуациях, когда следует соблюдать обычаи (похороны, свадьба, чествование героев, организация и проведение праздников).

По Веберу, действия человека диктуются его личными мотивами и его ожиданием реакции окружающих (одобрение, осуждение).

Классификация по Хабермасу

Юрген Хабермас изучил классификацию Вебера, переосмыслил ее и обозначил четыре своих типа социальных действий.

  1. Стратегическое действие. Личные или эгоистические действия с субъективной мотивацией. Эгоистические, в данном случае, не означает негативные по отношению к другим, так как эти действия могут не иметь отношения к другим членам общества. Например, желание сделать себе утром кофе, чтобы привести мысли в порядок, не делает вас эгоистом.
  2. Нормативное действие. Действие, опирающиеся на систему правил и ценностей, действующих в каком-то конкретном сообществе. По сути – то же, что и ценностно-рациональное действие у Макса Вебера.
  3. Драматургическое действие. Главная цель этого действия – самовыражение, раскрытие своей индивидуальности, самопрезентация, то есть, попросту говоря, — это создание собственного имиджа или авторитета. Когда утром девушка открывает шкаф и начинает выбирать платье, подбирая под него сумочку и обувь – это драматургическое действие. Такой тип действия направлен на других членов общества и имеет момент ожидания.
  4. Коммуникативное действие. Это совместное действие двух и более субъектов, направленное на достижение какой-либо общей цели. К коммуникативным действиям относятся и обычное общение, и работа целого предприятия. Главный инструмент этого действия – язык и речь.

Социальное действие является системой поступков, направленных на изменение действий, поступков, мнения или взглядов другого человека или социальной группы.

Поступок как форма действия

В поступках, как в зеркале, отражается нравственная сущность человека, поскольку они диктуются сознательным выбором между «хорошо» и «плохо». Эта форма действия — компонент поведения, соответствующего или не соответствующего принятым в обществе правилам и нормам.

Любой поступок имеет свою цель и план реализации, диктуется намерениями человека. Не всегда его последствия совпадают с ожидаемыми, и он характеризуется как необдуманный, легкомысленный.

Поступок может быть выражен:

  • непосредственно в действии физическом (поднять упавший предмет и отдать уронившему его человеку);
  • словесном (поддержать словом, одобрить или осудить кого-то);
  • в демонстрации отношения к событиям, к другим лицам, к их поступкам, словам (ирония, жест, телодвижения, взгляд);
  • бездействием (невыполнение распоряжения начальника, неоказание помощи терпящему бедствие).

виды действий. Поступок

Поступок неизбежно оценивается со стороны в соответствии с принятыми в обществе (или группе) моральными нормами. Даже воровство, например, может быть одобрено в асоциальной среде, как признак ловкости и бесстрашия.

За любую деятельность, за свои поступки человек непременно несет ответственность, даже если ее перспектива кажется неясной или отдаленной.

Виды действий в учебной деятельности

Каждое поколение вынуждено овладевать опытом, знаниями, умениями, навыками, которые ушли с предыдущим, то есть оно должно учиться. С развитием науки и техники, с обновлением социальных процессов видоизменяются содержание, формы, методы обучения, появляются новые виды учебных действий.

В современном обществе очень ценится добротное общее и специальное образование. Для человека оно является открытой дверью в интереснейший мир профессионалов, а обществу гарантирует появление высококвалифицированных и творческих кадров, способных вести его по дороге к прогрессу.

Учебная деятельность и виды действий преподавателей и обучающихся различаются, поскольку разнятся их функции: первые дают знания, а вторые — получают. Воспитатель, учитель, родители, лектор преподают, то есть являются активными субъектами этого процесса. Объекты обучения — ученики, студенты, слушатели различных курсов — усваивают данные им понятия и виды действий (умственных, практических).

Образование — сложный, долговременный процесс, требующий не только качественного обучения, но и постепенного и сознательного овладения учебными действиями, навыками работы с информацией.

виды учебных действий

Решению познавательных задач непременно сопутствует развитие личностных качеств обучающихся. То есть к концу обучения они должны в достаточном объеме овладеть действиями, направленными на самовоспитание, саморазвитие, установление коммуникативных связей и определение своего места в обществе. Подробный их перечень представлен в ФГОСе.

Человек и другие люди

Социальная арена
Конечно же, вы не в театре и не в цирке. Вы не актер и тем более не клоун. Вы – это Вы. И о себе вы знаете (интересно, откуда?), что вы – такой и такой, считаете, что у вас такие-то принципы и ваше усмотрение – мировоззрение рисует вам мир таким и таким.
И все это так, но только до тех пор, пока перед вами не появляются зрители. На вас падает свет — и вас видно, ваш голос звучит – и вас слышно, за вашими движениями наблюдают… Неужели вы на сцене? Кто вы? И кто зрители? Где… Социальная психология Социально-психологическое мышление Человек Другой Люди

Источники

  • https://www.SunHome.ru/psychology/deystviya-cheloveka
  • https://psichel.ru/dejstvie/
  • https://FB.ru/article/459014/ponyatie-i-vidyi-deystviy-v-deyatelnosti-cheloveka
  • https://psychologist.tips/712-deyatelnost-cheloveka-chto-eto-v-psihologii-vidy-deyatelnosti-i-ih-harakteristika.html
  • https://www.calc.ru/Ponyatiye-I-Klassifikatsiya-Deystviy-Cheloveka.html
[свернуть]
Поделиться:
Нет комментариев
Adblock
detector