Что такое невроз?

Невроз – это заболевание, в основе которого лежат временные, обратимые нарушения нервной системы , возникающие под влиянием острых или длительных психотравмирующих моментов.

Неврозы отражают многие проблемы человеческих отношений – понимание друг друга, коммуникация, поиск своего “я”, оптимальные пути самовыражения, самоутверждения, признания и любви. Невроз – это неумение найти рациональный и продуктивный выход из переживаний, который влечёт за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности. Предрасполагающими факторами для развития неврозов является предрасположенность к проблемам нервной системы, унаследованная от родителей; психотравмирующие ситуации, катастрофы, стрессы .

С точки зрения психологической трактовки, в той или иной степени неврозы присущи всем людям. У каждого из нас есть определённое количество эмоций, которые мы не всегда можем правильно пережить. Взрослые в силу своего опыта находят способы, как справиться с эмоциями, а детям надо помочь. Узнайте, что такое самоконтроль и как управлять гневом .

Общие сведения

Неврозы — общая проблема для педиатрии и детской психиатрии, так как больной ребенок одновременно страдает физически и эмоционально. Иногда соматическая составляющая настолько сильна, что невроз сопровождается повышенной болезненностью, склонностью к возникновению патологий общего характера при нормальном органическом фоне. По данным статистики, доля детских неврозов среди всех нервно-психических заболеваний составляет 45%. Мальчики болеют в 1,5 раза чаще девочек. Пик заболеваемости приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст.

Неврозы у детей
Неврозы у детей

Симптоматика заболевания

Исследования в области психологии утверждают, что в неблагополучных семьях (в которых присутствуют скандалы, физическое насилие, неправильная модель воспитания) у ребят формируется враждебность, озлобленность, недоверие к людям.

Симптомами неврозов у детей являются:

  • новые черты характера;
  • возбудимость;
  • чрезмерная плаксивость;
  • тревожность;
  • замкнутость;
  • изменение мимики;
  • заторможенность;
  • депрессивные состояния;
  • бурная реакция на незначительные внешние раздражители;
  • ступор;
  • агрессия и т. п.

К изменениям, происходящим на уровне соматического здоровья, относятся: снижение памяти, плохая реакция на звуки, свет, сбой ритмов сна, тахикардия, потливость, рассеянное внимание, и т. п.

Если классифицировать симптомы по возрастным критериям, мы будем иметь следующую картину:

  • В первый год жизни и до трех лет наблюдаются сбои соматических и вегетативных функций.
  • В четыре — десять лет наблюдаются сбои психомоторных функций.
  • У ребят от семи до двенадцати лет — сбои аффективных функций.
  • Сбои эмоциональных функций бывает у подростков двенадцати — шестнадцати лет.

Почему возникают неврозы?

И малыши дошкольного возраста, и школьники, подростки обладают особо ранимой нервной системой в силу того, что она еще не полностью сформирована и незрелая, имеют мало жизненного опыта в стрессовых ситуациях, не могут адекватно, точно выразить свои эмоции.

Некоторые родители из-за занятости и прочих факторов, зачастую не обращают внимания на проявления нервных расстройств у детей, списывая изменения в поведении на возрастные особенности или капризы.

Но если при неврозе не помочь ребенку вовремя, ситуация может затягиваться, отражаться на физическом здоровье и проблемами в общении с окружающими, перерастая в невротические состояния у подростка. В итоге, невроз будет являться причиной уже необратимых психологических изменений в складе личности.

Самым значимым фактором увеличения сегодня неврозов у детей является рост числа патологии беременности и родов, при которых возникает гипоксия нервных тканей плода (см. последствия гипоксии плода).

Предрасполагающими факторами для развития неврозов служат:

  • предрасположенность к проблемам нервной системы, унаследованная от родителей
  • психотравмирующие ситуации, катастрофы, стрессы

Пусковым механизмом невроза могут служить:

  • перенесенные заболевания
  • частое недосыпание, напряжение физическое или психическое
  • тяжелые отношения в семье

Протекание заболевания и его выраженность зависит от:

  • пола и возраста ребенка
  • особенностей воспитания
  • тип конституции (астеники, гипер- и нормостеники)
  • особенности темперамента (холерики, флегматики и т.д.)

Вероятность возникновения и опасность невроза в детском возрасте

Невроз у детей
Распознать заболевание помогает выявление причины неврозов у детей и отнесение их к определенной группе риска. Сюда входят дети:

  1. с наследственной предрасположенностью к нарушениям в работе ЦНС;
  2. дети, у которых наблюдалась патология процесса внутриутробного развития (например, гипоксия) или родовая травма;
  3. находящиеся в естественных периодах становления личности;
  4. подверженные стрессам из-за внешних обстоятельств.

В первых трех случаях приходится бороться лишь с результатами имеющихся стрессовых или паталогических ситуаций. Четвертая же группа характеризуется тем, что невроз у детей симптомы и вероятность возникновения заболевания находятся в непосредственной связи с родительской заботой. В данном случае взрослые могут предупреждать возможные причины неврозов у детей дошкольного, школьного и подросткового возраста. Назовите фактор способствующий возникновению неврозов у детей чаще всего? Зачастую сюда включаются  неправильные действия родителей в процессе воспитания ребенка и в отношениях друг к другу, если их наблюдает ребенок, а также изменения в составе семьи. Кроме того изменения привычной обстановки при переездах и посещении образовательных учреждений могут явиться внешней причиной при появлении неврозов. Физическое и эмоциональное напряжение, заболевания, недосыпание и недоедание – все это также может запустить механизм возникновения невроза.

Усугубить положение вещей в более позднем детском возрасте может сложившийся устойчивый характер и особенности воспитания, а также астенический тип конституции.

Невроз у детей симптомы и причины возникновения стоит детально рассматривать в раннем возрасте, потому что это может плачевно сказаться на развитии высшей нервной системы в целом. Недолеченные неврозы повлияют на развитие характера ребенка, а во взрослом состоянии могут обернуться более тяжелыми психологическими проявлениями.

 

Возрастные особенности

Возрастные особенности неврозов у детей во многом обусловлены кризисами 3, 7 и 13 лет.

Особенности детского невроза

Неврозы у детей и подростков – самый распространённый вид нервно-психической патологии. Детские неврозыпервоначально представляют собой эмоциональные расстройства, которые возникают при нарушении семейных отношений. То есть невроз у ребёнка – это знак, что в семье что-то не так, причины детских неврозов следует искать в семье. Прежде всего, эти нарушения связаны с матерью, которая является наиболее близким человеком для ребёнка в первые годы его жизни. В последующие годы в формировании неврозов не меньшая роль отводится отцу, в том случае, если он не способен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей.

Протекание заболевания и его выраженность зависят от пола и возраста ребенка, особенностей воспитания, типа конституции (астеник, гиперстеник, нормостеник), а также от особенности темперамента (холерик, меланхолик и т.д.)

С помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на СДВГ проверьте прямо сейчас, присутствуют ли у вашего ребёнка когнитивные симптомы, которые могут указывать на наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё, или развитие когнитивных навыков соответствует норме. Получите результаты теста менее, чем за 30-40 минут!

Нейропсихологический тест CogniFit поможет выявить риск присутствия СДВГ у детей

Трудный возраст

У детей школьного возраста происхождение классических типов неврозов часто связано с чрезмерными нагрузками, чувством страха, давлением родителей, адаптацией в школе. Переживания чреваты заиканием и энурезом, нервическими тиками. Неврозы у подростков условно разделены на несколько нервических состояний:

  • истерия;
  • неврастения;
  • навязчивый невроз.

При более подробном рассмотрении, для истерии характерны следующие симптомы:

  • чувствительность;
  • впечатлительность;
  • эгоцентризм;
  • эгоизм;
  • внушаемость;
  • резкие перепады настроения.

Истерия, как форма неврозов, часто присуща избалованным детям 3-6 лет. Родители чересчур превозносят ребенка, лишая его самостоятельности. Для дошкольников младше 3-х лет характерны также такие симптомы, как аффективно-респираторные задержки дыхания. Когда ребенок плачет, он настолько подавлен, что ему не хватает воздуха. Выглядит это как припадок астмы.

С 7-11 лет припадки превращаются в театрализованное представление с обмороками и удушьем. Самое страшное, ребенок верит в правдивость своих поступков, что в дальнейшем чревато привыканием организма к подобным инсинуациям. Необходима психотерапия и лечение.

Симптомы неврастении:

  • раздражительность;
  • слабость;
  • утомляемость;
  • невнимательность;
  • головная боль по утрам;
  • нарушение сна;
  • ночные страхи;
  • пассивность;
  • бледность.

Неврастеники очень вспыльчивы и ранимы, во всем видят подвох. Недоверчивые, опасливые, в основном меланхоличные и депрессивные. Ночью переживают заново события дня, часто с криками просыпаются, испытывая озноб и холод.

Симптомы и признаки навязчивых неврозов:

  • неуверенность;
  • нерешительность;
  • мнительность;
  • опасения;
  • тревожность.

Дети, болеющие формой неврозов — навязчивых состояний, боятся микробов, общения, темноты, в общем, множества символик различных фобий. Для ребенка дошкольного и школьного возраста характерны ритуальные привычки, такие как:

  • частое мытье рук;
  • подпрыгивание;
  • похлопывание.

Причем делается это автоматически, как условные рефлексы. Показательным симптомом может быть тик. В 4-5 лет нервные подергивания носят временный характер, от нескольких недель до месяца. В дальнейшем этот симптом проходит, мгновенно проявляясь в стрессовых ситуациях.

У детей дошкольного возраста

2 года

В этом возрасте чаще всего диагностируется неврозоподобный синдром на фоне выявленного врождённого или приобретённого хронического заболевания. Что касается непосредственно самого невроза, то он в 2 года может быть обусловлен отлучением от груди или адаптацией к детскому саду.

3 года

Основная причина — возрастной кризис 3 лет. Чаще всего диагностируется истерический. Проявляется невротическим энурезом или заиканием.

4-5 лет

Относительно спокойный период, когда риск невротических реакций минимален. Основной причиной становится либо неблагополучная обстановка дома, либо не совсем удачный переход из младшей группы детсада в среднюю.

У детей младшего школьного возраста

7 лет

Основная причина — возрастной кризис 7 лет. Адаптация к школьной жизни, трудности в общении с одноклассниками, авторитаризм первого учителя, недостаточное внимание со стороны родителей приводят к тому, что ребёнок ничего не ест, плохо спит, часто плачет и отказывается ходить в школу.

8-9 лет

Детские невротические расстройства этого возраста чаще всего связаны с чрезмерными нагрузками. Во 2-3 классе многие родители записывают маленьких школьников в различные кружки и секции. К сожалению, нередко они не учитывают ни физические силы, ни интересы ребёнка.

У подростков

На фоне полового созревания, когда с гормонами справиться всё труднее, любая проблемная ситуация для подростка может обернуться психотравмой. Ощущение мнимой взрослости, неконтролируемые эмоции, первая любовь (часто неразделённая), категоричность суждений — всё это приводит к ежедневным нервным срывам и затяжным стрессам. Результат — невроз в виде анорексии, патологических движений (чаще всего трихотилломании), ипохондрии и астении. Именно невроз часто провоцирует вегетососудистые нарушения у подростков.

Возрастные особенности неврозов у детей и подростков помогают понять причины, спровоцировавшие развитие заболевания, и выбрать правильную тактику лечения.

Статья в тему: Кризисы детского возраста

Психотравмы

Психотравмы — изменение сознания ребенка из-за каких либо событий, которые его сильно беспокоят, подавляют или угнетают, влияют крайне отрицательно. Это могут быть как длительно воздействующие ситуации, к которым ребенок никак не может приспособиться без проблем, так и острые, сильные психические травмы. Зачастую психотравмы, полученные в детстве, даже если невроз прошел, оставляют свой отпечаток на взрослой жизни в виде фобий (боязнь замкнутых пространств, высоты и т.д).

  • Невроз может формироваться под воздействием одного неблагоприятного травмирующего факта: пожар, война, резкий переезд, авария, развод родителей и пр.
  • Иногда развитие невроза вызвано одновременно несколькими факторами.

Дети по-разному в силу темперамента и особенностей личности реагируют на события, для одних лающая на улице собака будет просто звуковым раздражителем, а у предрасположенного к неврозу ребенка может стать пусковым механизмом для формирования невроза. И уже повторные встречи с собаками после первого толчка, что запустил невроз, будут постепенно усугублять ситуацию и углублять невроз.

Вид психотравмы, которая может провоцировать неврозы у детей зависит от возраста ребенка.

  • В 2 года дети могут давать неврозы при разлуках с родителями или начале посещения детских коллективов.
  • Для детей старше может служить более серьезный фактор – развод родителей, физические наказания при воспитании, сильный страх.

Кризисными возрастами при развитии неврозов являются возраста трех и семи лет – когда происходит возрастной так называемый «кризис трехлетки» и «семилетки». В эти периоды происходит становление своего «я» и переоценка отношения к себе, и в эти периоды дети наиболее уязвимы к стрессовым факторам.

Причины неврозов у детей

На развитие невроза оказывает влияние всё то, что может осложнить процесс формирования личности ребёнка, а также всё, что способствует нарастанию нервно-психологического напряжения у родителей. Поэтому среди основных причин, которые влияют на формирование невроза, можно выделить:

— социально-психологические причины,

— социально-культурные причины,

— социально-экономические причины.

К социально-психологическим причинам можно отнести эмоциональную изоляцию одного из детей, если их несколько, или наоборот, гиперопёка и гиперответственность перед единственным ребёнком в семье; недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты между членами семьи; доминирование одного из взрослых в семейной жизни; изменение традиционных семейных ролей; отсутствие совместной деятельности; изоляция от внешних контактов.

Социально-культурные факторы – это проблемы, связанные с проживанием в большом городе; ускорением темпа нашей современной жизни; недостаточными условиями для полноценного отдыха детей, недостатком времени; безопасности.

Социально-экономические причины – это прежде всего неудовлетворительные жилищно-бытовые условия семьи; занятость родителей; ранний выход матери на работу, экономические проблемы в семье и т.д.

Отрицательно на развитие ребёнка влияет мать, которая стремится освободиться от семейных обязанностей и как можно больше посвятить времени карьере.

Также достаточно большое значение в возникновении неврозов имеют соматические заболевания, длительное переутомление, вызывающее ослабление нервной системы и этим способствующее её повышенной чувствительности к психогенным воздействиям. Неврозы могут возникать у всех людей, но чаще они развиваются у лиц с ослабленной нервной системой. К неврозам относят неврастению, истерию , невроз навязчивых состояний. Что такое навязчивые мысли и как с ними справиться, вы можете подробнее прочитать здесь .

Каковы причины неврозов у детей?

Действия взрослых

Одной из основных провоцирующих причин детских неврозов становятся действия взрослых, родительские воспитательные ошибки, которые дают невротические реакции, а в дальнейшем формирование психологической нестабильности личности уже взрослого. Особо негативными моделями воспитания будут:

  • модель неприятия, подсознательного нежелания воспитывать ребенка, в случае, когда, к примеру, хотели мальчика, а родилась девочка
  • модель гиперопеки с развитием нежелания учить ребенка самостоятельности и построению отношений в коллективе
  • авторитарная модель с требованиями постоянного подчинения старшим, принятием решений вместо ребенка, и не учитывая его мнения
  • модель вседозволенности с полным лишением ребенка контроля или помощи от родителей, с отсутствием каких-либо норм и порядка внутри семьи и коллектива.
  • разные подходы к воспитанию со стороны родителей
  • чрезмерная жесткость родителей
  • конфликты в семье — внутрисемейные неурядицы, разводы, ссоры.

Они ложатся на «благодатную почву» незрелости нервной системы детей, при этом ребенок переживает это, так как реально он не может влиять на ситуацию и менять ее.

Внешние факторы

  • изменения привычного образа жизни — переезды из города в деревню, в непривычную местность, в другую страну
  • посещение нового детского коллектива — начало посещения садика, смена садика, начало посещения школы, смена школы, а также конфликты в группе сада или школы
  • изменения внутри семьи — рождение ребенка, приемный ребенок, появление отчима или мачехи, развод родителей.

Чаще всего неврозы формируются при сочетанном влиянии сразу нескольких факторов, и детский невроз вряд ли разовьется у ребенка из благополучной семьи, даже после сильного страха или испуга. Родители в такой ситуации обычно помогают быстро справиться с проблемой без расстройства нервной системы.

Особенности характера ребенка

Дети с ярко выраженной эмоциональностью, чувствительностью — они особо нуждаются в любви и внимании близких, проявлении эмоций в отношении них. Если дети не получают от близких этих эмоций, они переживают страхи, что их не любят, не выражают к ним эмоций.

Дети с лидерскими качествами — также сложно с детьми самостоятельными и активно проявляющими собственное мнение, лидерские качества. У таких детей ярко выражено самомнение в поступках или действиях, собственный взгляд на все события. Они трудно переносят ограничения в своих действиях и родительскую диктатуру, им тяжела чрезмерная опека и ограничение самостоятельности с раннего возраста. Дети пытаются протестовать таким родительским действиям, упрямиться, за что получают ограничения и наказания со стороны родителей. Это будет способствовать развитию неврозов.

Ослабленные, часто болеющие дети — подвержены риску неврозов дети, часто болеющие и ослабленные, зачастую к ним относятся как к «хрустальной вазе», оберегая от всего выше меры. У таких детей формируется ощущение собственной беспомощности и слабости.

Дети из неблагополучных семей — также от неврозов страдают дети, находящиеся в сложных жизненных ситуациях: в асоциальных семьях, в интернатах и детских домах.

Виды неврозов у детей

Как проявляется невроз у детей? Существует достаточно много видов детских неврозов, разные психологические и неврологические школы приводят различные классификации. Рассмотрим наиболее простую классификацию неврозов по их клиническому проявлению.

Тревожный невроз или невроз страха

Данный невроз может себя проявлять в виде приступов страха , возникающего при засыпании, при нахождении ребёнка в одиночестве, иногда может сопровождаться видениями. Страхи у детей в разном возрасте могут быть различными. Так, среди дошкольников распространены страхи оставления одного в доме, боязнь темноты (никтофобия) , персонажей страшных мультфильмов или фильмов, видеоигр. У младших школьников это могут быть страхи школы или плохих оценок, строгого учителя или старших школьников. Иногда эти дети из-за страхов прогуливают уроки.

Зачастую такой невроз возникает у чувствительных домашних детей, мало общавшихся в дошкольном возрасте со сверстниками.

Невроз навязчивых состояний у детей

Часто родители не замечают первые признаки неврозов, сводя эти проявления или к вредной привычке, или принимая за повторяющуюся случайность. Хотя по сути любая вредная привычка – это навязчивые состояния, например, непроизвольные движения, которые возникают при эмоциональном напряжении вопреки желанию малыша. В этот момент ребёнок может моргать, морщить нос, вздрагивать, притопывать ногой, шмыгать носом и т.д.

Один из видов навязчивых состояний – это нервный тик, т.е непроизвольные подёргивания, возникающие как оправданная моторная реакция на заболевания, а затем – как навязчивые состояния. Например, при болезнях глаз могут закрепиться привычки к миганию, морганию, потиранию глаз. При частых простудах и воспалении верхних дыхательных путей могут закрепиться шмыганье носом или покашливание.

Такие навязчивые состояния обычно проявляются в период после 5 лет. Тики затрагивают лицевые мышцы, шею, верхние конечности, могут быть со стороны дыхательной системы, сочетаться с недержанием мочи или заиканием. Такие повторяющиеся однотипные действия могут доставлять ребенку дискомфорт, но чаще всего они становятся привычными, он их не замечает.

Депрессивные неврозы

К ним больше склонны дети в школьном возрасте, особенно в период полового созревания. При данном неврозе ребёнок стремится быть в одиночестве, отстраняется от окружающих, постоянно пребывает в подавленном настроении со слезливостью и снижением самооценки . Может снижаться физическая активность, возникать бессонница , ухудшается аппетит, речь становиться тихая и скудная, постоянно проявляется грусть на лице. Такое состояние требует особого внимания , так как может привести к тяжёлым последствиям.

Вы подозреваете у себя или близкого вам человека депрессию? Узнайте с помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на депрессию, присутствуют ли тревожные симптомы, которые могут указывать на депрессию. Получите подробный отчёт с рекомендациями менее, чем за 30-40 минут.

Нейропсихологический тест CogniFit на депрессию

Истерические неврозы

Истерические неврозы характерны для дошкольников, при расхождении желаемого с действительным. Яркий пример истерического невроза можно наблюдать в магазине, когда после отказа от покупки какой-либо игрушки ребёнок начинает кричать и падать. Причинами возникновения данного невроза, по мнению психологов, является непоследовательность в воспитании родителей и ближайшего окружения. Другой особенностью невроза данного вида является то, что он может возникнуть у детей, лишённых внимания родителей, и тогда тихий и спокойный ребенок становится неуправляемым.

Неврастения или астенический невроз

По-другому неврастению еще называют астенический невроз. Он возникает у школьников в результате чрезмерных нагрузок. Современные занятые дети имеют большую нагрузку в школах и в дополнительных кружках, а если это сочетается с общей ослабленностью организма из-за частых болезней или физической нетренированности, они легко могут заработать неврастению. Такие дети расторможены и неусидчивы, они быстро утомляются, раздражительны и часто плачут, могут плохо спать и есть.

Ипохондрия

Данный вид невроза характерен для подростков с мнительным характером, проявляется в озабоченности своим состоянием и здоровьем. У таких детей проявляются немотивированные страхи формирования разных заболеваний, они выискивают у себя симптомы и проявления различных недугов, переживая об этом, нервничая и расстраиваясь. Узнайте, как справиться с мнительностью .

Заикание или невротический логоневроз

Заикание, также известное как невротический логоневроз, возникает на фоне психологической травмы. Причинами могут быть скандалы в семье, разлука с близкими, испуг. Также причиной может быть переизбыток информации, необходимой, по мнению родителей, для более раннего интеллектуального развития ребенка и его речи. Подробнее о нарушениях речи.

Невротические расстройства сна

Данные виды расстройства могут возникать в виде долгого и трудного засыпания, беспокойного и тревожного сна с частыми просыпаниями, наличия кошмаров и ночных страхов, разговоров во сне и хождения по ночам. Эти расстройства связаны с особенностями сновидений и работой нервной системы. Дети утром могут не помнить, что ходили или говорили по ночам.

Частые ночные пробуждения

О частых пробуждениях идет речь, если они происходят более 6 раз за ночь. В это время ребенок требует внимания и заботы родителей. Исследования показывают, что больший процент дошкольников и младших школьников, просыпаясь ночью, переходят в постель родителей.

Обязательное условие успешного лечения – детальная диагностика, определение причины нарушения сна, сотрудничество семьи ребенка.

Кошмары

Это яркие сны со страшным содержанием. Они часто бывают реакцией на текущее бремя, соматическое заболевание. Если ночные кошмары повторяются слишком часто, являются интенсивными, они могут указывать на чрезмерный стресс или эмоциональную перегрузку.

Ужас

Чрезмерная сонливость

Часто упоминается как лень, отсутствие интереса или даже депрессия. В патогенезе расстройства присутствуют длительные проблемы со сном, здоровьем (напр., эпилепсия с ночными пароксизмами и т.д.), инфекции, астенический синдром, врожденные болезни.

Одна из причин – нарколепсия (ежедневные пароксизмальные сонные состояния) – это относительно редкое заболевание, требующее системного неврологического лечения.

Парасомния

Расстройство связано с фазой глубокого сна. Ребенок внезапно пробуждается с сильными криками, часто с открытыми глазами, не реагирует на окружение. После пробуждения он ничего не помнит.

В этих случаях лучше пройти неврологическое обследование. Парасомния может поддерживаться повышенной нагрузкой, внутренними и межличностными конфликтами. Расстройство также включает в себя сомнамбулизм (ходьба во сне) и сомнилоквию (разговор во сне). Эти состояния, в основном, являются проявлениями незрелости ЦНС и большой нагрузки на организм малыша.

Нервная анорексия

Нарушение пищевого поведения в детском возрасте явление частое. Оно наблюдается не только у дошкольников, но и у подростков. Обычно причинами являются перекормы или насильные кормления, совпадение приёмов пищи со скандалами и ссорами в семье, сильным стрессом.

Невротический энурез

Невротический энурез – это непроизвольное недержание мочи. Может быть следствием развода родителей, их конфликта, начала учёбы в школе, эмоционального отвержения ребёнка. Энурез может быть бессознательным проявлением протеста ребенка на отношения между членами семьи.

Невротический энкопрез

Невротический энкопрез – это расстройство, связанное с непроизвольным и бесконтрольным испражнением, которое характеризуется отсутствием патологии со стороны кишечника. Встречается намного реже, чем энурез. Оно проявляется в том, что ребенок с уже сформированными навыками самообслуживания непроизвольно в дневное время испражняется в белье. Ребёнок в этот момент не испытывает желание пойти в туалет, а после не сразу замечает, что произошло. Среди причин возникновения данного расстройства выделяют затяжные конфликты внутри семьи, крайне жёсткие требования к ребёнку, хроническая эмоциональная депривация, отсутствие тепла и ласки.

Общие проявления неврозов

  • изменение поведения детей
  • появление новых черт характера
  • повышенная чувствительность, частые слезы даже без видимых поводов
  • резкие реакции на незначительные психотравмы в виде отчаяния или агрессии
  • тревожность, ранимость.

Также происходят изменения на уровне соматического здоровья детей:

  • тахикардия и изменения АД
  • нарушения дыхания, потливость
  • расстройства пищеварения на стресс – «медвежья болезнь»
  • нарушение концентрации внимания
  • снижение памяти
  • дети плохо реагируют на громкие звуки и яркий свет
  • плохо спят, сон тревожный и некачественный утром их сложно разбудить.

Как поставить диагноз?

Прежде всего, стоит пойти на прием к педиатру или неврологу, поговорить с опытным психологом и психотерапевтом. Врачи обследуют и снимут органические причины нарушений, заболеваний, которые могли бы привести к подобному. Неврозы диагностируют в несколько этапов:

  • Диалог с родителями проводится детальный анализ психологической обстановки в семье, и здесь важно откровенно рассказывать специалисту все детали: взаимоотношения в семье между родителями и ребенком, самими родителями, а также отношения между ребенком и сверстниками, родственниками.
  • Обследования родителей и ближайших родственников, принимающих непосредственное участие в воспитании ребенка, изучение психологического климата семьи с выявлением ошибок в поведении и воспитании.
  • Беседы с ребенком — цикл бесед с ребенком в процессе игры и общения по заранее разработанным вопросам.
  • Наблюдение за ребенком — детальное наблюдение за игровой деятельностью ребенка, которая возникает спонтанно или организована заранее.
  • Рисование и детальный анализ рисунков, по которым зачастую можно понять переживания и чувства ребенка, его желания и эмоциональное состояние.

На основании всего этого делается заключение о наличии и типе невроза, затем разрабатывается детальный план лечения. Обычно терапией занимаются психотерапевты или психологи, лечение проводится амбулаторно и в домашних условиях, класть ребенка с неврозом в больницу не нужно.

К какому врачу обратиться

То, какой специалист будет заниматься лечением вашего малыша, напрямую зависит от причин, вызвавших невроз. В некоторых случаях имеет место комплексный подход и наблюдение сразу у нескольких специалистов.

  1. Вам потребуется невролог, если имеет место неврологическое нарушение. Могут назначать успокоительные препараты.
  2. Детский психолог поможет изменить микроклимат в семье крохи, подберет правильную модель воспитания.
  3. Психотерапевт поможет справиться с навязчивым состоянием, при необходимости проведет гипноз.
  4. Может понадобиться встреча с эндокринологом, иглотерапевтом, массажистом или рефлексотерапевтом.

Методы лечения невроза

В терапии неврозов у детей главным методом является психотерапия. Родителям важно понять, что самостоятельно, при помощи книг, интернета или игрушек они немного достигнут, а иногда могут и навредить, усугубив течение невроза. Психотерапия это сложное системное воздействие на психику ребенка и особенности его характера, в лечении неврозов она имеет несколько направлений:

  • групповая и индивидуальная терапия по изучению и коррекции психологического климата семьи
  • ролевые игры с участием ребенка, помогающие обучению его преодолевать сложные ситуации
  • применение арт-терапии (рисование) и составление по рисункам ребенка его психологического портрета, отслеживание динамики по изменению рисунков
  • гипноз — внушение (аутогенные тренировки)
  • лечение с помощью общения с животными — канистерапия (собаки), фелинотерапия (кошки), иппотерапия (лошади), дельфинотерапия.

Психотерапия направлена на то, чтобы нормализовать или существенно улучшить внутрисемейную обстановку и взаимоотношения, скорректировать воспитание. Дополнительно для коррекции психосоматического фона и достижения больших успехов в психотерапии применяют также медикаментозные препараты, рефлексотерапию и физиотерапию. Индивидуальный план лечения разрабатывается только специалистом для каждого ребенка отдельно, а при необходимости и для членов семьи.

Применение психотерапии

Используют как групповую, так и индивидуальную или семейную психотерапию. Особую важность в лечении неврозов представляет семейная форма психотерапии. При проведении сеансов врач непосредственно выявляет проблемы жизни ребенка и его семьи, помогает в устранении эмоциональных проблем, нормализует систему взаимоотношений и корректирует манеру воспитания. Особенно эффективной будет работа в семье у детей-дошкольников, когда ее эффект максимален и легче всего устранить негативное влияние основных ошибок в воспитании.

Индивидуальная психотерапия

Проводится с использованием многочисленных методик, имеющих комплексное влияние на ребенка. В ней используются методики:

  • Рациональная (разъясняющая)

Разъясняющую терапию врач проводит путем последовательного прохождения этапов. В доступной по возрасту для ребенка форме, после того, как установит с ним доверительный и эмоциональный контакт, он рассказывает – почему и что происходит с ребенком. Затем, в игровой форме или в форме беседы на следующем этапе он пытается определить источники переживаний малыша. Следующим этапом будет своего рода «домашнее задание» — это окончание начатого врачом рассказа или сказки, где разбирая разные варианты в окончании рассказа, делаются попытки разрешения трудных ситуаций, конфликтов или самим ребенком, или при помощи и при подсказке врача. Даже совсем небольшие успехи при владении ситуациями, с одобрения врача, могут способствовать дальнейшему улучшению отношений и коррекции патологических черт в характере.

  • Арт-терапия

Арт-терапия в виде рисования или лепки порой может дать гораздо больше информации о ребенке, чем все другие методы. При рисовании ребенок начинает разбираться в своих страхах и переживаниях, а наблюдение за ним в процессе может давать много нужной информации в плане характера, общительности, фантазии и потенциала. Информативно будет рисовать на темы семьи, отражения страхов, переживаний. Иногда вместо этого используют лепку или бумажные техники аппликации. Зачастую по данным картинок можно получить много скрытой информации, а также по рассказу о рисунке проработать с ребенком его страх.

  • Игровая терапия

Она используется у детей до 10-12 лет, когда они испытывают потребности в играх, но при этом игры организуются по особому плану и эмоциональному участию в них и психотерапевта, с учетом способности детей к перевоплощению. Могут использоваться как спонтанные игры-наблюдения, так направленные, без импровизаций. В играх можно отработать навыки общения, двигательного и эмоционального самовыражения, снятия напряжения и устранения страха. Врач во время игры создает ситуации стресса, спора, страха, обвинений и дает ребенку возможности самостоятельного выхода или с его помощью. Особенно хорошо неврозы лечатся при таком методе в возрасте до 7 лет.

Вариантом игровой терапии является сказкотерапия, в которой придумываются и рассказываются сказки с изготовлением особых персонажей, марионеток или кукол. Могут прослушиваться особые терапевтические сказки в форме медитации, под спокойную музыку в лежачем положении. Могут быть также и психо-динамические медитации-сказки с перевоплощением ребенка в животных и выполнением упражнений.

  • Аутогенные тренировки

Лечение аутогенными тренировками проводят у подростков – это методика мышечного расслабления, особенно эффективная при системных неврозах с заиканием, тиками, недержание мочи. Создание положительного настроя за счет речи и действий врача (к примеру, представить себя в самом приятном месте) приводит к мышечному расслаблению, уменьшению или даже полном исчезновению проявлений. По мере сеансов это состояние закрепляется в подсознании, повышается вера в то, что вполне можно выздороветь.

  • Суггестивная (метод внушения) психотерапия

Это внушение ребенку в состоянии бодрствования, под гипнозом или косвенным внушением определенных установок. Зачастую у детей хорошо получается внушение косвенное – к примеру, прием плацебо даст им выздоровление. При этом они будут думать, что принимают особо действенный препарат. Особенно хорош метод при ипохондрии, в школьном и подростковом возрасте.

  • Гипноз

Гипнотерапия применяется только в особо сложных случаях для того, чтобы мобилизовать психологические и физиологические ресурсы организма. Она быстро ликвидирует те или иные симптомы. Но метод имеет много противопоказаний и у детей применяется ограниченно.

Групповая психотерапия

Показана при особых случаях неврозов, к ней относят:

  • длительное течение невроза с неблагоприятными личностными изменениями — повышенный уровень требований к себе, эгоцентричность
  • трудности в общении и связанные с этим расстройства — стеснение, робость, застенчивость, мнительность
  • при трудных семейных конфликтах необходимость их разрешения.

Группы формируются по мере индивидуальной терапии по возрастам, детей в группе немного:

  • в возрасте до 5 лет — не более 4 человек
  • в возрасте от 6 до 10 лет — не более 6 человек
  • в возрасте 11-14 лет — до 8 человек.

Занятия длятся до 45 минут у дошкольников и до полутора часов у школьников. Это позволяет разыгрывать сложные сюжеты и вовлекать в них всех участников группы. Объединенные в группы дети посещают выставки и музеи, читают интересные книги, обсуждают все это, делятся своими увлечениями. Таким образом, достигают снятия напряжения ребенка, дети раскрываются и начинают общаться, делятся наболевшим и переживаниями.

В сравнении с индивидуальным, эффект от группового тренинга больше. Вводятся постепенно спонтанные и направляемые специалистом игры, начинается тренинг психических функций, подростков обучают самоконтролю. В качестве домашних заданий применяют разного рода тесты с рисунками, которые в последующем обсуждаются в группе.

На занятиях проводится релаксация и внушение положительных приобретаемых на занятии качеств личности. В конце курса проводится общее обсуждение и закрепление результатов, что помогает в дальнейшем уже самостоятельно работать ребенку над собой.

Медикаментозная коррекция

Медикаментозная терапия в лечении неврозов имеет второстепенное значение, при этом она воздействует на те или иные симптомы. Препараты снимают напряжение, излишнюю возбудимость или депрессию, уменьшают проявления астении. Лекарства обычно предваряет психотерапию, но возможно и комплексное лечение, когда психотерапия проводится совместно с физиотерапией и медикаментами. Особенно важно медикаментозное лечение неврозов на фоне энцефалопатии, астении, невропатии:

  • общеукрепляющие препараты — витамин С, группы В
  • дегидратационная фитотерапия — мочегонные сборы, почечный чай
  • ноотропные препараты — ноотропил, пирацетам
  • препараты, уменьшающие астению — в зависимости от причина и типа подберет врач
  • фитотерапия (см. успокоительные средства для детей), настойки из лекарственных трав могут назначаться длительностью до полутора месяцев. Большинство препаратов оказывает седативный эффект – пустырник, валериана.

При астенических проявлениях рекомендуется тонизирующее и общеукрепляющее лечение: препараты кальция, витамины, настойка китайского лимонника или заманихи, липоцербин, ноотропные (ноотропил, пантогам).

При субдепрессивных проявлениях могут быть показаны настойки женьшеня, аралии, элеутерококка.

При раздражительности и слабости хорошим эффектом обладают микстура Павлова и настойки пустырника и валерианы, применяют хвойные ванны, физиотерапию в виде электрофореза с препаратами кальция и магния, электросон.

С антидепрессантами и транквилизаторами будет сложнее, они могут затруднять психотерапию. Их применяют при гиперактивности и расторможенности исходя из особенностей ребенка и диагноза:

  • гиперстенический синдром – препараты с седативным действием (эуноктин, элениум)
  • при гипостении – препараты транквилизаторов с активирующим эффектом (триоксазин или седуксен).
  • при подпороговых депрессиях могут назначаться маленькие дозы антидепрессантов: амитриптилин, мелипрамин.
  • при сильной возбудимости может применяться сонопакс.

Все препараты назначаются исключительно врачом, и применяются строго под его контролем.

Физиотерапия

Применение физиолечения позволяет сократить курс медикаментозной нагрузки, снизить дозу препаратов до минимально эффективной. Различные техники ЛФК применяются с расслабляющей или тонизирующей целью. Проводится электрофорез воротниковой зоны с седативными или сосудистыми средствами. Из водных процедур при неврозе используются душ Шарко, хвойные ванны, ножные ванны. Также назначается массаж спины, шеи, конечностей.

Осложнения

На фоне нераспознанных неврозов развиваются тяжелые депрессии, нейрогенная анорексия, аффективные расстройства. При подобных осложнениях у детей возможны суицидальные попытки или оконченный суицид. По статистическим подсчетам, 70-75% подростков с попыткой самоубийства имеют психотравмирующий фактор в семье или в школе. Без своевременного оказания помощи при неврозах последние определяют устойчивые изменения личности и характера. Во взрослой жизни это приводит к проблемам социализации, нарушению взаимопонимания в браке и формированию неврозов у будущих детей.

Прогноз и профилактика

Невроз у детей — состояние обратимое, при своевременно начатом лечении прогноз для выздоровления благоприятен. К профилактическим мероприятиям относятся соблюдение режима сна и бодрствования, адекватные физические и эмоциональные нагрузки, соответствующие возрасту, темпераменту и возможностям ребенка. В предупреждении детской психотравмы большая роль принадлежит семье — важен комфортный климат и правильные расстановки ролей в отношениях.

Полезные советы

Очень часто системные неврозы проходят сами. Наша психика пластична, она сама находит способ избавиться от невроза. Например, невротический энурез практически у всех проходит к подростковому возрасту, и для этого есть несколько причин, одна из которых заключается в особенностях, характерных для данного вида невроза – это всплески эмоций. Подросток может “позволить” себе вести себя так, как не позволено вести себя младшему школьнику, т.е. речь идёт о хамстве и агрессии в адрес родителей.

Важно отметить, что за невроз нельзя наказывать или ругать ребенка. Невроз не должен быть удобен, т.е. для того, чтобы отказаться от чего-либо, это должно быть неудобно ребенку. Если ребёнок описался ночью, ругать его не стоит, но стоит попросить помочь устранить проблему. Пусть сам переоденется, поможет поменять бельё или отнесёт его в стиральную машину. Если не давать самостоятельности в решении этих проблем, а наоборот, потакать, например, одевать памперс на ночь, невротические проявления для ребёнка станут удобными. А если описывающегося ребенка положить на сухую родительскую кровать – то ребёнок получит возможность спать в ней. Также если подкреплять ситуацию, в которой ребёнок просыпается ночью и плачет, забиранием его в родительскую постель, то этот невроз не закончится. Поэтому на этот случай, если ребёнок проснулся, он должен иметь ритуал. И маме следует постепенно удаляться из этой ситуации – тогда невроз будет нивелироваться. Малыш должен справляться с этой проблемой сам, постепенно.

Когда стоит бить тревогу и обращаться за помощью к специалисту? Если у ребёнка присутствует один из неврозов, который действительно мешает, и семья не может справиться с его проявлением самостоятельно, то стоит обратиться к психологу или психотерапевту.

Спасибо, что прочитали эту статью! Как обычно, мы будем признательны за вопросы и комментарии.

Как помочь ребёнку при неврозе?

Как родители могут помочь ребёнку справиться с неврозом? Если родитель видит, что у ребёнка есть тот или иной невроз, то можно попробовать предложить два пути решения.

Первый путь для решения вопросов с неврозами – это попробовать “вытащить” из ребёнка эмоции, которые он спрятал за своим состоянием. При этом способе родители должны быть готовы, что это будет страх, тревога, агрессия по отношению к родителям. И если родители готовы увидеть их, то они должны подумать от чего именно ребёнок защищается данными эмоциями. Родители должны давать ребенку выражать свои эмоции, проговаривать их.

Второй путь – это замещающие задания с систематически повторяющимися действиями. Так, активное систематическое творчество, коллекционирование, активное систематическое выполнение своими руками различных поделок очень полезно для борьбы с неврозами.

Т.е. когда мы подменяем любое систематическое проявление другим систематическим проявлением, в котором ребёнок реализуется, мы наносим смертельный удар детскому неврозу. Также сюда можно отнести распорядок дня, ритуалы и обязанности по дому, которые ребёнок делает ежедневно. Так как любой невроз – это перевозбуждение организма, нам нужно научить ребенка контролировать себя. Хобби – истинное увлечение человека, которое и создаёт для него атмосферу спокойствия, удовлетворения и наслаждения. Поэтому очень полезно, что бы у ребенка появилось хобби.

Резюме для родителей

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос спокойным, жизнерадостным, адекватно реагирующим на любые жизненные ситуации, позаботьтесь о создании благоприятного эмоционального климата в семье. «Важней всего – погода в доме»: слова популярной песенки указывают на путь профилактики и лечения детских неврозов.

Топ 11 советов при неврозе у детей:

  1. Учитывать диагноз Невроз и иные неврологические заболевания в анамнезе ближайших родственников, обращая внимание на схожие симптомы и признаки у детей;
  2. Не игнорировать возможные проблемы и своевременно консультироваться с врачами для наиболее быстрого устранения неврозов и их возможных последствий;
  3. Необходимо выстраивать теплые и доверительные отношения в семье между взрослыми и с ребенком.. Это не только поспособствует лечению, но и поможет в принципе избежать невроз у детей симптомы и причины его появления;
  4. Кроме того, необходимо воспитывать ребенка без крайних проявления опеки, безразличия и агрессии;
  5. Также не нужно ставить перед ребенком завышенных планок, адекватно оценивая его возможности по достижению цели и предрасположенность к различным видам деятельности;
  6. Выстраивать временные рамки адаптационного периода в новых условиях необходимо исходя из характера ребенка и его реакции на происходящие изменения, а не с оглядкой на другие семьи;
  7. Соблюдать режима дня и рацион питания с нужным количеством витаминов и микроэлементов;
  8. Обеспечить достаточное количество часов для отдыха, в том числе ночного;
  9. Вводить новые занятия (без перегрузок), положительно влияющих на общий тонус организма и психологическое самочувствие, будь то посещение бассейна или арттерапию, игровую и музыкальную терапию, а также терапию с участием животных;
  10. Заниматься общим укреплением иммунитета с первых лет жизни, рационально используя различные методы закаливания;
  11. При возникновении возможных психотравмирующих ситуаций проводить с ребенком успокаивающие и ободряющие беседы, так как это хорошая профилактика неврозов у детей.

Подведем итог

В данном материале мы постарались наиболее полно рассказать о том, как лечить невроз у детей. Но приведенные нами примеры – достаточно общие, в то время как у каждого юного пациента симптомы и лечение невротического расстройства могут серьезно отличаться. Поэтому важно выбрать хорошего врача и четко следовать его советам и рекомендациям. Вовремя замеченные и вылеченные неврозы у детей– залог счастливого и здорового будущего, поэтому не стоит откладывать лечение и ждать, что «само рассосется». Случаи спонтанного выздоровления от невроза бывают достаточно редко, так что здоровье ваших детей (и психическое тоже!) – целиком в ваших руках.

Источник: и современные методы лечения неврозов у детей

Такое явление как неврозы у детей представляет собой реакцию маленькой личности на психическую травму.

Это ответная реакция детской психики на негативную ситуацию, которая длится достаточно долго. Только небольшое количество родителей понимают всю серьезность данной проблемы.

Заключение

Детально рассмотрев вопрос о том, что представляет собой невроз у детей симптомы и способы его лечения, можно сделать следующий вывод. Дети особо подвержены негативному влиянию окружающей среды из-за того, что их психика находится в стадии формирования. В любом случае родителям необходимо нести ответственность за воспитание ребенка и не списывать все ситуации на возрастные кризисы. Важно создание благоприятной атмосферы для нормального развития личности.

[spoiler title=»Источники»]

  • https://zen.yandex.ru/media/cognifit/detskii-nevroz-prichiny-simptomy-i-lechenie-kak-spravitsia-s-nevrozom-u-rebenka-5bc9b9148cff6400aae1de44
  • https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/neurosis
  • https://DeteyLechenie.ru/psihiatriya-nevrologiya-psihologiya/nevrozy-u-detej.html
  • http://zdravotvet.ru/nevrozy-u-detej-simptomy-lechenie-prichiny/
  • https://na-nervah.ru/nevroz/nevroz-u-detej-simptomy-11-sovetov
  • https://ponervam.ru/nevrozy-u-detej.html
  • https://mir-logiki.ru/nevroz-u-detej-priciny-simptomy-i-lecenie-zabolevania/
  • https://vsepromozg.ru/oslozhneniya/nevroz-u-detej
  • https://zdorovyemalisha.ru/zdorovye/nevrozy-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
  • http://lechenie-medic.ru/nevroz-u-rebenka-8-let-simptomy-i-lechenie.html

[/spoiler]

От mother