Устанавливая код счётчика на сайт, вы соглашаетесь со всеми условиями Пользовательского соглашения. Календарь развития ребенка: чему учится ваш малыш каждый месяц

Развитие ребенка до года по месяцам: календарь развития и таблица

развитие ребенка по месяцам

Содержание

Показатели развития ребенка

В первую очередь оценивают физическое развитие малыша, показателями которого являются:

  1. Вес ребенка. Этот показатель очень важен для младенца. В первые дни после родов кроха немного теряет в весе в норме, но потом должен лишь прибавлять. Обычно вес ребенка становится вдвое больше массы при рождении к 6-месячному возрасту и втрое больше – к 12 месяцам.
  2. Рост малыша, показатели окружности головы и грудной клетки. За первый год ребенок вырастает в длину примерно на 25-27 сантиметров, при этом в первые месяцы кроха растет особенно активно, прибавляя по 3 см роста, а во втором полугодии – только по 1-2 см ежемесячно.
  3. Статические и двигательные функции. Оценивают способность ребенка держать голову, хватать и держать предметы, переворачиваться, сидеть, ползать, становиться на ножки, ходить и другие.
  4. Наличие зубов. Первые зубки (резцы внизу) обычно появляются к 6-месячному возрасту. Нормальное количество зубов для крохи рассчитывают, отнимая от возраста в месяцах цифру 4. К годику у большинства малышей прорезается 8 зубов.

Эмоционально-психическое развитие крохи оценивают по таким показателям:

  1. Эмоции малыша. Месячный ребенок начинает улыбаться, а в 3-месячном возрасте оживляется при обращении взрослого. Подросший карапуз проявляет все больше эмоций, как отрицательных, так и положительных.
  2. Речевое развитие. Первыми звуками, которые издает кроха, являются кряхтение и сопение, но уже к концу первого месяца малыш начинает гулить. По мере роста кроха сначала начинает лепетать, а затем произносит свои первые слова. К году в речи младенца насчитывают в среднем около десяти слов.
  3. Манипуляции с игрушками и игры. Сначала малыш хватает игрушки рефлекторно, но позже начинает захватывать их целенаправленно. Подрастая, карапуз изучает их свойства и учится разным способам игр.
  4. Понимание слов и интонации речи взрослых – начинается с 6-месячного возраста. Ребенок начинает реагировать на слова взрослого, если они сопровождаются жестами, узнает свое имя, находит взглядом знакомые предметы в ответ на вопрос взрослого.

Малыш улыбается, 2 зуба

Календарь развития по месяцам

Новорожденный

Сразу после рождения младенец начинает адаптироваться к новым условиям жизни, а его родители – к своим новым обязанностям. Основной потребностью крохи в этот период является телесный контакт с мамой.

Новорожденный ребенок

  • Большую часть времени кроха проводит во сне. Сон у малыша бывает глубоким, когда тело крохи полностью расслабленно и глаза закрыты, а также неглубоким, при котором конечности малютки могут двигаться, а дыхание неровное. При кормлении новорожденный может дремать.
  • На холод, чувство голода, боли, мокрый подгузник, жару и другие раздражители младенец отвечает плачем.
  • У ребенка отмечают безусловные рефлексы хватания, поиска, плавания, ходьбы и сосания. Их наличие обязательно проверяется педиатрами. Часть этих рефлексов исчезает со временем.
  • В этот период очень важно питание крохи, лучшим вариантом которого будет молоко матери. Малютка ест очень часто (обычно с промежутком 1-2 часа), в том числе и ночью.
  • Если положить кроху на животик, то младенец будет пытаться поднять голову. Некоторым малышам это удается на несколько секунд.
  • Ребенок может задерживать взгляд на неподвижном предмете, а также реагировать на появление резкого звука.

Первый месяц

ребенок-развитие-1-месяц

Сложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 20 часов в сутки он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см.), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования  хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в коленях ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать недолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушка, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.

Педиатры считают важным прикладывание ребенка к груди в первые минуты жизни ребенка. Как они полагают, в это время между ребеночком и мамой создается “эмоциональный контакт”. Также первое молоко (молозиво) очень полезно для новорожденного ребенка. Читаем почему – В чем важность раннего прикладывания новорожденного к груди (прикладывание сразу после родов)

Немало важным в этот период жизни ребенка является питание. В среднем, за первый месяц ребенок набирает в весе около 600 – 700 гр. Ни в коем случаи не стоит во время кормления торопить ребенка. Когда малыш у груди, он также наслаждается в этот момент теплой и заботой матери.

При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется к окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть рефлексов пропадает. К таким рефлексам относятся:

  • Сосательный;
  • Плавательный (если положить кроху животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
  • Хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
  • Поисковый (поиск груди матери);
  • Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.

Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.

Именно по рефлексам педиатры и детские психологи определяют состояние и развитие нервной системы ребенка.

А мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить его не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму день-ночь.

В первые две недели не забывайте обрабатывать малышу пупочную ранку: смотрите как правильно ее обрабатывать.

  • Прибавка в весе примерно 600-700 грамм, в росте – 2-3 см.
  • Ест каждые 2 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
  • Много спит, бодрствует 2-4 часа в сутки.
  • Действия пока рефлекторны.
  • Движения хаотичны, кулачки сжаты.
  • Когда ребенок лежит на животе, он старается поднимать голову.
  • Главный способ общения с миром – плач. Так ребенок дает понять, что голоден, что у него мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто хочет внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
  • Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах – мамином лице или подвесной игрушке.
  • Реагирует на громкие и резкие звуки – звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
  • Узнает мамин голос и запах, реагирует на них.
  • Если с ребенком все время общаются, то к концу 1 месяца начнет появляться его собственная “речь” – гуление, или агуканье.

Второй месяц

ребенок-развитие-2-месяц

Второй месяц развития ребенка иногда еще именуют «месяцем оживления». Ваш малыш теперь меньше спит, может бодрствовать до 50 минут.

У ребенка улучшаются зрение и слух, кроха способен разглядывать предметы с расстояния от 30 сантиметров до полуметра. Около 15 минут малыш может провести в своей кроватке, глядя на мобиль или другие игрушки.

  1. В двухмесячном возрасте детки уже поднимают головку и некоторое время удерживают ее в вертикальном положении.
  2. Некоторые младенцы уже умеют переворачиваться с бочка на спину. Подробнее о том, когда ребенок начинает переворачиваться>>>
  3. Ребенок изучает свои ручки – может подносить кулачки ко рту и обсасывать их;
  4. Младенческие рефлексы пока сохраняются, но начинают понемногу угасать;
  5. Развивается и эмоциональная сфера. В два месяца формируется так называемый «комплекс оживления». Этот навык занимает почетное место в таблице развития ребенка; это одна из важнейших вех до года, подтверждающих нормальное функционирование нервной системы;
  6. Малыш уже может узнать своих родителей, радуется им. Когда вы склоняетесь над кроваткой, кроха начинает быстро-быстро дергать ручками и ножками;
  7. Во второй месяц жизни ваше чадо, скорее всего, подарит вам свою первую осознанную улыбку.  Если этого не произойдет, ничего страшного; значит, это радостное событие случится чуть позже. Узнайте, когда ребенок начинает улыбаться>>>
  8. В два месяца ребенок умеет гулить – издает певучие гласные звуки, иногда даже может произносить «агу», «ага», «абу». Деткам нравится собственная «речь», они с удовольствием прислушиваются к ней. В статье информация о том, когда кроха начинает агукать>>>

Чаще общайтесь с ребенком, пойте ему, вы увидите, что кроха будет вам подпевать!

Третий месяц

ребенок-развитие-3-месяц

На третий месяц ребенок уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это поможет крохе избавиться от образовавшихся газов в животе и поможет укрепить мышцы шеи и спины. А также не позволяйте малышу подолгу лежать на боку, это может привести к искривлению позвоночника.

В этот период ребенок уже более сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Может разговаривать с собой, издавать не только единичные гласные звуки, но также согласные. Становится более любопытным к окружающим его вещам и событиям. Сам высовывает соску изо рта, а потом пытается ее обратно засунуть.

К концу третьего месяца ребенок должен прибавить еще около 800 гр в весе и 3 см в росте. Период между сном может составлять 1-1,5 часа. Обязательно окружайте его заботой и теплом. Чаще разговаривайте с малюткой, обнимайте, целуйте, берите на ручки и гуляйте с ним по комнате.

  • Рост – прибавка 3-3.5 см. Вес – прибавка 750 гр.
  • Удлиняется ночной сон, укорачивается дневной.
  • Лежа на животе, ребенок удерживает голову в течение 20-25 секунд, в вертикальном положении – до 15 секунд, легко поворачивает ее в разные стороны.
  • Поворачивается со спины набок, в положении на животе старается опираться на локти.
  • Улыбается, узнает близких, гулит, «поет» во время общения.
  • Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей.
  • Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания. Наблюдательные родители могут даже заметить первые проявления характера своего крохи.
  • Легко распознает источник света и звука.
  • Если мама держит ребенка над твердой поверхностью, он отталкивается от опоры и как бы “подпрыгивает” и сучит ножками.
  • Ладошки уже расправлены, малыш тянет ручки к предложенной игрушке и пытается ее схватить, пытается ударить по находящейся над ним погремушки. Попавшую в руки игрушку он обязательно потянет в рот.
  • Малыш уже нашел свои ноги, а руками старается исследовать личико.
  • Движения в целом приобретают произвольный характер.

Четвертый месяц

ребенок-развитие-4-месяц

На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать голову. Реагирует и оборачивается на звук. Лежа на животике, может опираться на свои руки и выпрямлять их. Может самостоятельно тянуться к игрушке, хватать ее, близко рассматривать, пробовать ее на вкус. Определить свою маму от других людей.

  • Рост + 2.5 см, вес + 700 гр.
  • Переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и вертит ею в стороны, уверенно поддерживает тело на локтях, когда лежит на животе.
  • Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища.
  • Ползает на животе в кроватке или на коврике.
  • Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус.
  • У ребенка появляются любимые игрушки.
  • Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает.
  • При кормлении поддерживает грудь или бутылочку.
  • На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, появляются первые слоги – «ма», «ба», «па».
  • Фиксирует взгляд и пристально следит за движущимися объектами.
  • Разглядывает свое отражение в зеркале.
  • Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго.
  • Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга.
  • Реагирует на музыку – затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается.
  • Реагирует, когда произносят его имя.

Пятый месяц

ребенок-развитие-5-месяц

В пятый месяц своей жизни ребенок оттачивает физические навыки:

  • может уверенно переворачиваться в разные стороны;
  • лежа на животе, поднимается на локти или ладони;
  • занимает позу «подготовки к сидению»: полулежа на бедре, опираясь на одну из ручек;
  • пытается дотянуться до интересующего предмета;
  • может стоять, если его поддерживать за подмышки;
  • захватывает себя за ступни, тянет их в рот, облизывает.

В пятый месяц развития ребенка у него появляется важный социальный навык: он начинает отделять своих от чужих. Малыш с удовольствием сидит на ручках у родителей, но может нахмуриться или даже заплакать, если к нему обратится или попробует взять другой человек.

В 5 месяцев ребенок умеет сам играть с различными предметами: брать их в ручки, бросать, стучать, облизывать и т. д. На пятом месяце жизни малыша может заинтересовать книжка с картинками. Детки любят разглядывать лица, особенно с различными выражениями. Интересуются цветными журналами.

Рассказывайте, что изображено на страницах, читайте простые стишки. Так вы не только надолго займете свое чадо, но и поспособствуете развитию речи малыша.

В этом возрасте уже можно учить ребенка простым словам: «мама», «папа», «баба». Некоторые малыши в пятимесячном возрасте уже повторяют их.

В 5 месяцев детки вовсю выражают свою радость улыбкой, умеют заливисто хохотать, сердиться и грустить; продолжают осваивать весь спектр эмоций. Если ему не хватает внимания взрослых, ребенок может закапризничать.

Шестой месяц

ребенок-развитие-6-месяц

В этом возрасте ребенок уже может отличить свое имя от другого имени. Может без помощи сидеть на попе. Уверенно держит игрушки в руках, перекладывает их из одной руки в другую. Лежа на животике, может подтягивать ножки и пытаться встать на четвереньки. Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма.

Многие в этом возрасте начинают кормить ребенка прикормом. Только старайтесь не давать ему соленую и сладкую пищу, т.к. почки и кишечник для этого еще не достаточно развиты. Проконсультируйтесь с врачом, какую пищу можно давать ребеночку в этом возрасте.

  • Рост +2.5 см, вес +700 гр.
  • Самостоятельно садится и сидит некоторое время.
  • Ползает “по-пластунски”, способен доползти до игрушки, лежащей в 10-20 см от него.
  • Встает на четвереньки и покачивается взад-вперед. Это важный показатель – так ребенок готовится к полноценному ползанию.
  • Наклоняется и поворачивается в разные стороны.
  • Пьет из кружки, если ее придерживать, играет с едой.
  • Поднимает упавшие предметы, перекладывает игрушку из руки в руку или из одной коробки в другую.
  • С интересом изучает и может ломать предметы.
  • Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет – он упал, нажал на кнопку – включилась музыка.
  • Находит взглядом крупный объект, о котором говорит мама.
  • Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.
  • С удовольствием играет в «ку-ку», может хлопать в ладоши.
  • Внимательно слушает человеческую речь и воспроизводит звуки и слоги, активно лепечет. Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Седьмой месяц

ребенок-развитие-7-месяц

На седьмой месяц ребенок уже становится непоседой. Он с легкостью может самостоятельно перекатываться со спины на животик или на бок. Различает предметы и если его попросить, к примеру, сказать, где находятся часы, он, немного покрутив головой по сторонам, покажет их. С помощью поддержки может ходить, самостоятельно ползать преимущественно назад. Бьет игрушки друг об друга, бросает их и сосредоточенно смотрит, как они падают на пол или бьются об стену, часто при этом улыбается.

Дети в этом возрасте любят купаться, так как уже уверенно сидят и могут играть игрушками.

В плане рациона будет полезно давать ребенку в этом возрасте немного творога и мяса, чтобы восполнить запас кальция в организме, для дальнейшего его роста и ускорить процесс прорезывания зубиков. Калия, для нормальной работы сердца и белка, для роста мышц.

Старайтесь следить в этом возрасте за чистотой пола, игрушек и тех предметов, которые ребенок может схватить. Потому что в этом возрасте он будет их пробовать на вкус, т.е. все что попадется, будет засовывать в рот.

К концу седьмого месяца ребенок должен прибавить в весе в среднем около 550-600 гр и росте 2 см.

  • Рост +2 см, вес + 600 гр.
  • Уверенно сидит, прямо держит спину, иногда опирается на руку.
  • Появляется или совершенствуется навык ползания, некоторые дети ползают задом.
  • Снимает пищу с ложки, пьет из кружки с поддержкой.
  • Сам встает у опоры, способен простоять некоторое время.
  • Любит «ходить», когда мама поддерживает его под мышки или за руки.
  • Совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика рук. Ребенок в восторге от пальчиковых игр – «Сорока-ворона», «Ладушки».
  • С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими друг о друга.
  • Показывает, где у него находятся глаза, нос, рот, уши, изучает себя руками и при помощи рта.
  • Начинает копировать поведение взрослых.
  • Активно лепечет, пропевает звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», появляются звукоподражания «ав-ав», «ква-ква» и другие.
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках, листает страницы.
  • Определяет по тону голоса, что значит «нет».

Восьмой месяц

ребенок-развитие-8-месяц

Восьмой месяц развития ребенка знаменуется настойчивыми попытками встать.

  1. Кроха доползает до любой опоры и пытается придать телу вертикальное положение. Пока этот маневр удается далеко не всем деткам. Если поставить ребенка рядом с опорой, он будет стоять;
  2. Самые активные детки уже умеют ходить вдоль опоры, а также перебирают ногами, когда взрослый держит их за обе руки или подмышки;
  3. Восьмимесячный ребенок умеет ползать на четвереньках, изучает помещение, где он живет, знает расположение комнат, сам передвигается по квартире;
  4. Ребенок умеет сидеть, садится сам из положения «стоя на четвереньках»;
  5. Игры маленького человечка становятся все более осмысленными. Кроха умеет складывать игрушки в коробку или какую-нибудь емкость. Некоторые детки уже могут надевать кольца на основание пирамидки и снимать их, пытаются вкладывать стаканчики один в другой.

В это время ваше чадо может захотеть есть ложкой самостоятельно. Это желание нужно поощрять, тогда впоследствии вам не придется прививать ребенку этот навык.

  1. Ребеночек уже освоил несложные игры: «ку-ку» (прячется за своими ручками, прячет лицо у мамы на груди или, например, в одеяле на кровати), «ладушки» (хлопает в ладоши), показывает «фонарики». С удовольствием слушает музыку, может «подпевать» и даже пританцовывать, особенно если видел, как это делают родители;
  2. Ребенок понимает простые просьбы: принести игрушку, показать люстру. Многие детки уже умеют показывать какие-то части своего тела;
  3. Постоянно совершенствуется речь. Кроха пытается повторять слова за взрослыми, получаются новые слоги. Возможно, именно сейчас ребеночек произнесет свое первое осмысленное слово.

Девятый месяц

ребенок-развитие-9-месяц

Хватаясь за рядом стоящий стул, диван или манеж, ребенок может самостоятельно подняться и передвигаться, держась за них. Падает, плачет и встает обратно. В этот период ребенок учиться ходить самостоятельно. Любит повторять слова за взрослыми, точнее слоги. Уже может пить из чашки, которую придерживает взрослый.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Встает из положения сидя, садится из положения лежа, стоит и ходит с опорой. Пытается залезть на диван, стул, кресло, открывать ящики.
  • Разворачивается во время ползания.
  • Знает, куда класть игрушки и куда мама убрала тот или иной предмет. Хочет достать все, что его окружает.
  • Активно проявляет эмоции по отношению к родителям – недоволен и вырывается, когда мама чистит ему уши или стрижет ногти, пугается, если потерял маму из вида.
  • Пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача.
  • Пробует сам есть ложкой и проявляет первую самостоятельность в одевании.
  • Совершенствуется мелкая моторика – ребенок может брать мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки. Умеет мять кусочек пластилина и рвать бумагу.
  • Запоминает названия предметов, может показать их.
  • Повторяет действия взрослых и может выполнить некоторые поручения. Любит делать все публично, повторяет действие, если его попросят.
  • Знает значения слов «ложись», «дай», «иди», «сиди».
  • Активно развивается речь. Формируется собственный «язык» ребенка, понятный только близким людям.

Десятый месяц

ребенок-развитие-10-месяц
В десятый месяц развития ребенка его навыки продолжают совершенствоваться. Человечек уже может вставать и стоять без поддержки, пытается ходить. Умеет сесть из положения стоя. Проворно ползает по всей квартире.

В этом возрасте игры у детей совершенствуются:

  • Благодаря активному развитию мелкой моторики, ребенок уже может удержать в одной руке от двух до трех маленьких предметов. В 10 месяцев у крохи появляется ведущая рука;
  • Детки понимают, как играть в игрушки: умеют катать машинку, собирать и разбирать пирамидку (кольца ставят пока не по порядку). Знают, как играть с неваляшкой, умеют строить башенку из двух кубиков;
  • Ребенок может быть вовлечен в игру с детьми, если взрослые покажут ему, как это нужно делать;
  • Детки любят вкладывать стаканчики друг в друга;
  • Умеют катать, кидать мячик;
  • Открывают, закрывают дверцы шкафов, выдвигают и задвигают ящики. Могут положить игрушку в шкаф или ящик;
  • Перекладывают небольшие предметы в разные коробки и емкости;
  • Начинают совмещать предметы, например, толкают мячик палочкой;
  • С удовольствием играют с едой и водой;
  • Начинают интересоваться конструкторами из крупных деталей, только пока не собирают, а разбирают их;
  • Умеют перелистывать страницы картонных книжек.

Десятимесячные детки любят подражать взрослым, копируют их мимику. Используйте этот интерес маленького человечка, проговаривая с ним новые несложные слова. Кроха будет повторять их за вами.

В 10 месяцев дети хорошо запоминают названия животных, пародируют звуки, которые они произносят.

Ребенок может отреагировать на несложную просьбу: показать, спрятать, принести. Детки уже знают названия частей тела, показывают глазки, носик. Умеют обобщать понятия: например, показывают ручки у себя, у куклы, у папы, у девочки на картинке.

Одиннадцатый месяц

ребенок-развитие-11-месяц

  1. В одиннадцать месяцев ваш малыш достаточно окреп, чтобы начать делать первые шаги без поддержки. Ребенок может пройти небольшое расстояние от одного взрослого до другого, или от опоры до мамы. Кроха активно передвигается в любом помещении: ползает, садится, встает, ходит с опорой.
  2. Продолжают развиваться навыки самообслуживания. Человечек старается есть ложкой, пить из чашки, пытается сам надеть или снять свою одежду. Можно надолго занять кроху, если предложить ему ящик с одеждой. Самостоятельность чада необходимо поощрять, тем более детки в этом возрасте обожают, когда их хвалят.
  3. Одиннадцатый месяц развития ребенка – время появления первых осмысленный диалогов. Кроха прекрасно понимает значение слов «да», «нет», «нельзя» (узнайте из статьи, как объяснить ребенку, что нельзя>>>); умеет положительно кивать и отрицательно мотать головой.
  4. Кроме того, малыш смотрит и показывает пальцем на интересующий предмет. Таким образом происходит общение малыша со взрослыми, родители и ребенок начинают лучше понимать друг друга. Количество произносимых слогов растет. В это время в речи малыша могут появиться два-три четко произносимых слова (чаще всего это «мама», «папа», «баба» и какое-нибудь звукоподражание, например, «ав»).
  5. Одиннадцатимесячные детки начинают осваивать навыки вежливого общения: легко запоминают жесты «привет» и «пока», охотно машут ручкой.

На заметку! Хотя для них это пока что игра, родителям рекомендуется всегда просить ребенка поздороваться и попрощаться, чтобы закрепить эту положительную привычку.

В 11 месяцев малыши очень возбудимы, легко переходят от смеха к плачу. Настораживаются в незнакомом месте, пугаются при появлении нового человека. Эти проявления свидетельствуют о нормальном развитии психики ребенка и не должны расстраивать родителей.

Двенадцатый месяц

ребенок-развитие-12-месяц

Двенадцатый месяц развития ребенка – своеобразный переходный период от младенчества к детству. Хотя эта граница весьма условна, но психологически родители ожидают от годовалого ребенка куда больше, чем от одиннадцатимесячного.

  • В год малыш чаще всего начинает ходить.

Не беспокойтесь, если ваш ребенок пока этого не делает; дети имеют право ползать до полутора лет, и это не считается патологией.

Читайте в статье, что делать, если ребенок боится ходить самостоятельно>>>

  • Маленький человечек в этом возрасте уже умеет приседать, чтобы поднять игрушку; может положить один предмет и взять другой. Детки очень хорошо знают, где что лежит, и будут искать игрушку именно там, где ее оставили;
  • Малыши учатся перешагивать через препятствия: сначала держа за руку взрослого, а затем и самостоятельно;
  • Развиваются бытовые навыки: ребенок ест ложкой, пьет из чашки, надевает и снимает шапочки и носочки;
  • Если малыша приучали к горшку, в годик такие детки уже могут на него попроситься. Информация о том, с какого возраста приучать ребенка к горшку>>> В один год ребенок ест пищу кусочками, умеет жевать. Если жевательные зубки еще не выросли, детки жуют деснами (они довольно твердые);
  • Годовалый ребенок понимает все, что ему говорят, даже если родителям кажется, что это не так. Он отлично умеет считывать настроение и поддается ему: веселится и грустит вместе с мамой. Психологи очень не рекомендуют выяснять отношения и ссориться при ребенке. Так как малыш еще не умеет справляться со своими эмоциями, это может нанести ему тяжелую травму.

Кроха не только понимает все, что ему говорят, но и сам много лепечет и произносит отдельные слова.

Важно! Словами в этом возрасте педагоги считают все устойчивые звукосочетания, которые всегда обозначают одно и то же.

Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше.

  • На двенадцатом месяце жизни усложняются игры ребенка. Малыш выделяет некоторые игрушки, может кормить их, укачивать, сажать на горшок.

Приблизительные сроки появления навыков

В этой таблице — приблизительные нормы развития от 0 до 12 месяцев.

Возраст (мес.)Ключевые навыки

1игрушка — Ненадолго удерживает голову, лежа на животе;
— Реагирует на свет и звук;
— Улыбается
2 — Поднимает голову;
— Удерживает в руке легкие предметы;
— Смеется
3 — Уверенно держит голову;
— Пытается переворачиваться на живот;
— Захватывает предметы
— Гулит.
4игрушка — Опирается на ладони, лежа на животе;
— Переворачивается на живот;
— Произносит звуки б, п, м.
5 — Переворачивается на спину;
— Сидит с поддержкой;
— Различает своих и чужих.
6 — Сидит;
— Начинает ползать;
— Тянет ручки к взрослым;
— Первый прикорм
7игрушка — Ползает;
— Понимает речь;
— Пьет из чашки
8 — Самостояельно садится;
— Указывает на предметы;
— Катает мячик;
— Произносит слоги.
9 — Ходит вдоль опоры;
— Понимает просьбы.
игрушка
10игрушка — Встает;
— Приседает;
— Повторяет действия взрослых.
11 — Ходит с поддержкой;
— Строит башню из 2-4 кубиков;
— Ест ложкой;
— Танцует.
12 — Ходит;
— Залезает на диван;
— Собирает пирамидку.
игрушка

Приблизительные сроки появления навыков у младенца, по нормам российских педиатров.

Навык В каком возрасте появляется (мес.)

Держит голову, лежа на животе 1-2
Держит голову в вертикальном положении 2-3
Переворачивается со спины на живот 3-6
Переворачивается с живота на спину 5-8
Ползает на животе 5-7
Встает на четвереньки 5-9
Садится самостоятельно 7-10
Ползает на четвереньках 7-10
Стоит с поддержкой 8-11,5
Встает и стоит самостоятельно 10-12
Ходит самостоятельно 10-18

Чему научился малыш в первый годик жизни?

Календарь развития ребенка от рождения и до года заполнен множеством событий. К годовалому возрасту малыш умеет переворачиваться, ползать, сидеть, стоять, ходить. Ребенок залезает на кровати, диваны, слезает с них.

Детки умеют кушать ложкой, надевать и снимать шапочку и носочки, просятся на горшок.

Маленький человечек освоил игры: бросает и катает мячики, машинки, укачивает кукол. Играет в кубики, собирает пирамидку.
дети играются

Ребенок очень эмоционален, умеет улыбаться и хохотать, сердиться, грустить. Узнает родителей, предпочитает их общество компании других людей.

Если у вас еще остались вопросы, где взять понятные и простые шаги, что и как делать с ребенком до года, чтобы он рос спокойным счастливым и гармоничным, посмотрите курс Мой любимый малыш: главные секреты развития и воспитания ребенка до года.

Задаваясь вопросом о развитии крохи, не забывайте о том, что каждый человек индивидуален, даже если ему всего несколько месяцев от роду. Если ваш ребенок чего-то не умеет, это не повод для беспокойства; он обязательно приобретет этот навык позже.

Самое главное – это окружать малыша заботой и любовью, проводить с ним много времени, разговаривать с ним. Тогда будет и отдача, и очень скоро ребенок начнет радовать родителей все новыми и новыми умениями.

Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года

Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной “шпаргалкой” для молодых мам.

Возраст Речевое развитие Двигательное развитие Психическое развитие
1-1,5 месяца Тихое гуление Первые попытки приподнимания головы Кратковременно следит взглядом за погремушкой
2 месяца В хорошем настроении понемногу гулит Лучше координирует движения Удерживает взгляд на движущемся предмете
3 месяца Длительное гуление Уверенно держит голову Поворачивается к источникам звука
4 месяца На смену гулению приходит первый лепет Не отрывает взгляд от движущихся предметов Отличает маму от посторонних
5 месяцев Лепечет, произносит слоги “ма, “па” Самостоятельно переворачивается, ползает назад Настораживается при чужих голосах
6 месяцев Активный лепет, воспроизводит простые слоги Ползает “по-пластунски” Проявляет эмоции радости и недовольства
7 месяцев Лепет, появление слогов “та”, “на” “да” и др. Сидит с опорой, ползает вперед Понимает интонацию, слово “нет”
8 месяцев Первые односложные слова Встает и передвигается у опоры, самостоятельно сидит Расширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость)
9 месяцев Активное лепетание, новые слоги Стоит и ходит с опорой, ползает Понимает простые поручения
10 месяцев Произносит простые слова “ля-ля”, “ав-ав” Садится из положения стоя, пытается ходить Повторяет за мимикой взрослых
11 месяцев Выражает желания – “на,” “дай” Поднимает предметы с пола, встает, приседает Показывает по просьбе знакомые предметы, части тела
12 месяцев Много лепечет, осознанно произносит слова “мама”, “баба” Активно передвигается, ложится, встает, ходит Понимает взрослую речь, реагирует на просьбы и запреты

Короткое видео-резюме о развитии ребенка по месяцам:

Какие отличия в развитии мальчиков и девочек

Врачами-педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют.

Чаще отличия в развитие мальчиков и девочек бывают такими:

  • мальчики чаще рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;
  • говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница не всегда незаметна, и составляет не более 2-3 недель;
  • девочки миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.

Нормы роста, веса, окружности головы у мальчиков и девочек

Основные физические параметры у детей первого года жизни.

Таблица роста и веса

Психическое развитие

Адаптации малыша к внеутробной среде способствуют врожденные рефлексы. Некоторые из них исчезают в первые месяцы жизни, другие трансформируется в приобретенные рефлексы, выходя на уровень сознания. Такие врожденные рефлексы, как рефлекс чихания, вздрагивания, моргания, зевоты, коленные рефлексы сохраняются у малыша на всю жизнь. В период первого месяца жизни у ребенка выделяют семь основных рефлексов:

  • Хватательный — проявляется во время поглаживания или легкого касания ладошки ребенка. Рефлекторно малыш схватывает и удерживает все, что касается его ладони.
  • Поисковый — малыш поворачивает головку, если касаются или поглаживают его щёчку. Этот рефлекс является необходимой составляющей инстинкта поиска пищи и питания.
  • Сосательный — у малыша заметны сосательные движения губ, если провести вокруг рта пальцем или соской. Сосательный рефлекс так же, как и поисковый, прочно связан с инстинктом питания.
  • Рефлекс Бабинского — при проведении пальцем по внешнему краю стопы пальчики ноги расходятся в разные стороны вместе с поворотом стопы.
  • Рефлекс Мора — новорожденный разводит и сводит руки и ноги, реагируя на громкий и внезапный звук.
  • Рефлекс Бабкина — при надавливании малышу на ладонь он поворачивает голову и открывает рот.
  • Плавательный рефлекс — малыш совершает движения, подобные плавательным, если положить его на живот.
  • Рефлекс Ходьбы — новорожденный совершает движения, имитирующие ходьбу, если поддерживать его под руки так, чтобы он касался ножками какой-либо поверхности.

Этапы речевого развития ребенка до года (таблица)

ЭтапВозраст (в мес.)Пояснение

Крик 0-3 Слишком тихий, удобный ребенок, который в этом возрасте не кричит, – не есть хорошо. Нормальная реакция родителей на крик новорожденного – понять потребность ребенка и удовлетворить ее.
Комплекс оживления при виде взрослого 1-3 Ребенок активно шевелит ручками и ножками, издает звуки.
Гуление 3-5 Ребенок произносит слоги «агу», «гу-гу», «абу» и подобные.
Лепет 6-10 Лепет – это отдельные слоги и цепочки слогов, которые пока не связаны в осмысленные слова.
Указательный жест 8-12 Такой жест – не слово, но тоже важный способ общения и критерий нормального речевого и интеллектуального развития ребенка.
Понимание и выполнение простых просьб 8-12 «На игрушку», «дай пирамидку», «открой ротик», «пойдем»…
Появление социальных жестов 9-12 Ребенок машет ручкой («Пока-пока!»), когда провожает кого-то

Ребенок не вписывается в нормы: патология или индивидуальная особенность

Почти ежедневно мамы на детских площадках слышат о мегадостижениях других детей.

«Мой ребенок пополз в полгода, в 9 месяцев встал, а в 10 – пошел! В год он умеет говорить и повторяет отдельные слова из стихотворений. Кушает и засыпает самостоятельно, просится на горшок!»

счастливые мама и малышка

Такие заявления вызывают переживания у многих мам. Но если ребенок не умеет чего-то, что делает соседский мальчик, это не повод для паники. Развитие детей и сроки приобретения навыков зависят от разных факторов: течения беременности и родов, типа вскармливания, подхода родителей к воспитанию и обучению, и, в конце концов, наследственности.

Если малыш в год не ходит самостоятельно, то это нельзя считать отставанием в развитии. Важно оценивать все умения и навыки в комплексе. Иногда, действительно, есть повод для беспокойства. Но эти случаи обычно врачи выявляют гораздо раньше, чем мама начнет переживать.

Норма – что это

В течение первого года ребенка ежемесячно осматривает педиатр. Врач измеряет рост и вес, окружность головы и размер родничка, обращает внимание на рефлексы и навыки, учитывает количество зубов. По этим показателям доктор определяет, правильно ли развивается ребенок. В этом помогают нормы.

Нормы (таблицы роста и веса, параметры окружности головы и размера родничка, навыки и рефлексы) разрабатываются Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Они составляются, исходя из усредненных значений.

Оценка физического развития детей и сопоставление с нормами проводится с 1970 года. В 1993 году был проведен всесторонний обзор видов оценки и расшифровки антропометрических показателей детей первого года жизни. В результате ВОЗ пришла к мнению, что нужны новые нормы, поскольку прежние сильно устарели.

С 1997 по 2003 годы провели множество исследований основных показателей развития детей. На основании полученных данных составили новые кривые. Было обследовано более 8000 здоровых младенцев в возрасте от 0 до 24 месяцев. За норму приняли усредненные показатели их развития.

В год абсолютно все дети не могут весить 10 килограммов, а рост всех малышей не может быть 75 см. Если обратиться к нормам, рекомендованным ВОЗ, то можно обнаружить, что разбег широк. Например, в год дети весят от 7 до 13 кг. И тот и другой показатель является нормой. Если соседка говорит, что ее годовасик весит уже 12 кг, а Ваш малыш – всего 7, не надо беспокоиться.

Если есть подозрение, что у ребенка отклонения в развитии, следует записаться к педиатру и развеять свои сомнения. При необходимости врач назначит консультацию других специалистов.

Что влияет на физическое развитие ребенка

Шкала развития детей первого года жизни очень приблизительна. Нормы – это средние показатели развития здоровых детей. Но ваш ребенок может развиваться совсем по-другому. Например, средний срок прорезывания зубов 6-9 месяцев. Но у некоторых малышей зубки появляются в 3-4 месяца. Известны случаи, когда дети рождались уже с одним зубом. Коридор норм очень широк.

На развитие сильно влияет наследственность. Например, у высоких родителей высокие дети. У низкорослых мамы и папы, скорее всего, не родится высокий ребенок. Аналогичные правила с массой тела. Если родители склонны к полноте, то их малыш тоже может прибавлять быстрее сверстников. Сильно влияет питание. В первый год ребенок получает грудное молоко и прикорм, а вот после года он уже переходит на общий стол.

Между мамами детей первого года жизни не утихают споры по поводу ползания. Одни малыши встают на четвереньки, раскачиваются и пытаются ползти уже в 6 месяцев. Другие это делают только в 8 месяцев. Третьи вовсе пропускают этот этап. Безусловно, ползанье полезно для спины и опорно-двигательного аппарата. Но если малыш пропускает этот этап, то придется с этим смириться. Некоторые дети начинают ползать только после того, как сделают первые шаги.

Широк разброс возраста, когда дети начинают ходить. В норме это происходит с 9 до 18 месяцев. Если знакомая хвастается, что ее ребенок пошел в 8 месяцев, то это можно считать опережением в развитии. Значит, что ее малыш был готов к этому (если, конечно, мама не форсировала события). Врачи считают, чем дольше ползает ребенок, тем лучше для его спинки и мышц. Большинство детей делают первые шаги в год, но если Ваш малыш сделает это через несколько месяцев после года, это тоже будет считаться нормой.

Большую роль в психомоторном развитии ребенка играет состояние нервной системы. Родителям следует быть осведомленными хотя бы поверхностно в нормах и патологиях. Оценку развитию малыша дает педиатр, но врач всегда опирается на рассказы родителей.

Следить за развитием нервной системы ребенка первого года жизни – это обязанность не только врачей, но и родителей. На нервную систему влияет течение беременности, образ жизни и питание мамы во время вынашивания, роды, участие родителей в жизни малыша. Формирование нервной системы начинается еще в первые недели беременности и завершается к 10 годам. По показателям психомоторного развития врач определяет, есть ли повод для беспокойства.

Профилактика патологий

Большое уважение родителей вызывает доктор Комаровский. Он опирается на клинические рекомендации при обследовании детей, как и большинство отечественных специалистов. Сопоставление показателей развития ребенка с нормами позволяет оценить, правильно ли развивается младенец и обнаружить патологию на ранних стадиях.

Поэтому надо регулярно посещать доктора. В течение первого года проходит несколько осмотров узкопрофильными врачами. Ребенка обследует невролог, хирург, педиатр, кардиолог, эндокринолог, ортопед, травматолог, окулист и другие врачи.

У детей первого года жизни могут обнаружить проблемы, связанные с хромосомными аномалиями, заболеваниями нервной и эндокринной системы, недоношенностью, патологиями у матери во время беременности, влиянием негативных факторов во время пренатального и неонатального периодов. Некоторые проблемы, обнаруженные на ранних стадиях, можно легко устранить. Важно не пропускать визиты к врачу и самостоятельно наблюдать за развитием малыша, стимулировать его.

Советы родителям

  • В год у совершенствуется мелкая моторика. Необходимо продолжать занятия, которые помогают развиваться этой функции: лепка из пластилина, рисование восковыми карандашами и пальчиковыми красками, конструирование, собирание пирамидки и построение башни из кубиков.
  • Стимуляция когнитивного развития. Можно использовать карточки Домана, они стимулируют умственное развитие, память, внимание, интеллект.
  • Для стимуляции речи необходимо больше разговаривать с малышом, отчетливо и внятно произносить простые слова, читать и заучивать простые стихи.
  • Чтобы стимулировать ходьбу, надо создать цели. Можно положить на расстоянии нескольких шагов любимую игрушку и попросить взять ее. Кроме того, для обучения можно приобрести специальные каталки, они создают ощущение опоры, хотя на самом деле не удерживают ребенка.

Таблица роста и веса

В течение первых 12 месяцев жизни младенца рост здорового малыша увеличивается на 25 см (в совокупности за весь год). Более подробная информация об этом содержится в ниже приведенных таблицах.

Таблица роста и веса для ребенка

Прибавка роста новорожденного по месяцам:

  • По 3 см – в течение трех месяцев жизни;
  • По 2,5 см – в течение второго квартала;
  • По 2 см – за третий квартал;
  • По 1-1,5 см – за четвертый квартал.

То есть в первые полгода малыш вырастет на 5,5 см, во вторые – еще на 3-3,5 см. Примерная длина тела доношенного новорожденного ребенка составляет 50 см (варьируется в переделах 46-56 см).

На заметку. Центильные таблицы, в которых представлены нормы роста и веса детей, в большей степени предназначены для врачей. Самим родителям объективно оценить результаты измерений будет непросто и нецелесообразно.

Рост малышей оценивается таким образом:

  1. Крайне низкорослый. Означает существенное отставание в развитии. В ряде случаев приводит к ожирению. Требуются наблюдение у специалиста, выявление причины патологии и ее устранение.
  2. Низкорослый. Данная оценка говорит об отставании в росте. Также нередко приводит к избыточному весу. Необходим врачебный осмотр.
  3. Ниже среднего. Ребенок достаточно низкий, однако показатели не выходят за пределы нормы.
  4. Средний. Такой рост имеет большинство здоровых доношенных детей.
  5. Выше среднего. Малыш достаточно высокий. Параметр находится в пределах допустимых границ.
  6. Высокий. Данный показатель не слишком распространен, но при этом не свидетельствует о каких-либо заболеваниях и отклонениях. Высокий рост является нормой и в большинстве случаев наследуется от родителей.
  7. Очень (чрезмерно) высокий. Также определяется наследственностью, потому не представляет собой серьезное отклонение от нормы. Однако в определенных случаях данный показатель может быть симптомом эндокринной патологии. Чтобы исключить или подтвердить наличие заболевания, необходима консультация врача.

Интересно. Оценки «низкорослый» и «очень низкорослый» могут объясняться недоношенностью младенца, наличием определенных заболеваний, ведущих к отставанию в развитии. Высокий рост не так часто является следствием тех или иных патологий. Подозрение на патологию эндокринного характера может возникнуть при оценке роста «чрезвычайно высокий» и условии, что у такого ребенка оба родителя имеют обычные показатели роста.

Если по результатам измерений было установлено, что рост не соответствует возрасту, то, скорее всего, была допущена ошибка при указании возраста или роста малыша. Если отклонение действительно имеет место быть, необходимо пройти медицинское обследование.

Оценка роста получается более объективной при сравнении ее с показателями веса ребенка. Благодаря такому соотношению, формируется полное представление о гармоничности развития малыша. Параметр, который совмещает в себе показатели роста и веса, называется индексом массы тела (ИМТ).

На заметку. Во время взвешивания на ребенке должно быть минимум одежды, в противном случае полученный результат может быть некорректным.

Узнать, соответствуют ли параметры развития конкретного младенца, общеустановленным стандартам, можно с помощью центильных таблиц ИМТ либо специальной программы (калькулятора веса и роста новорожденного).

Чтобы верно оценить развитие малыша, нужно уметь правильно пользоваться таблицами ИМТ. В них представлены предельные значения, характеризующие вес, рост, индекс массы, окружность головы, прибавку роста и веса. Если полученные в результате измерений цифры ниже минимального или  больше максимально допустимого показателя, ребенку требуется консультация специалиста. Если данные равны нижнему пределу или больше минимального значения либо равны максимальному, то младенец развивается нормально. Для определения веса ребенка по месяцам существует таблица для мальчиков до года и для девочек до года в отдельности.

Таблица ИМТ для детей до года

Таблица ИМТ для детей до года

Причины, по которым рост ребенка кардинально превышает верхние границы общепринятых стандартов, могут быть следующими:

  • Генетические особенности, определяемые расой, этносом;
  • Наследование особенностей развития от родителей;
  • Ожирение;
  • Раннее половое созревание (более быстрый рост, по сравнению со сверстниками);
  • Нарушение работы гипофиза, вызванное образованием опухоли (в результате происходит усиленная выработка гормона роста, которая приводит к гигантизму);
  • Редкие заболевания (синдром Клайнфельтера, синдром Марфана).

К сведению. Если высокий рост определяется генетикой, повлиять на процесс развития ребенка невозможно. Сгладить проявление данной особенности помогут физические упражнения и правильное питание.

Если причина отклонений заключается в раннем половом созревании, то повода для паники нет. Процесс роста со временем останавливается. Чаще всего данный показатель у ребенка, который был слишком высоким в подростковом возрасте, при взрослении остается на среднем уровне. Если высокий рост вызван той или иной патологией, то проблему можно решить только при своевременной и грамотной диагностике.

Рост и вес мальчиков до года по месяцам

Таблица роста и веса детей до года помогает достаточно объективно оценить развитие малыша.

Таблица роста мальчиков до года

Таблица роста мальчиков до года

Рост и вес девочек до года по месяцам

Таблица значений веса и роста ребенка до 1 года имеет следующие актуальные для девочек показатели.

Таблица, как могут расти девочки до года

Таблица, как могут расти девочки до года

Факторы, влияющие на рост

На протяжении первого года жизни ребенка основными факторами, влияющими на рост и на то, сколько младенец будет прибавлять в весе, являются:

  • Время появления на свет (недоношенный младенец, то есть родившийся раньше срока, имеет несколько другие параметры развития);
  • Конституциональные особенности малыша, наследственность;
  • Пол новорожденного;
  • Тип вскармливания (искусственное или грудное);
  • Общее состояние детского здоровья.

Фильм: Развитие ребенка по месяцам: календарь физического и психического развития малыша до года

Источники
  • https://o-krohe.ru/razvitie-rebenka/po-mesyacam-do-goda/
  • https://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/razvitie-rebenka-do-goda-po-mesyatsam.html
  • https://uroki4mam.ru/razvitie-rebenka-po-mesyatsam-do-goda
  • https://ProGrudnoe.ru/osnovy/razvitie-rebenka-po-mesyacam-do-goda.html
  • https://rebenokmama.ru/razvitie-rebenka-do-1-goda/
  • https://yandex.ru/health/turbo/articles?id=5834
  • https://www.BabyBlog.ru/cr/cr0
  • https://kpoxa.info/uxod-razvitie/rost-rebenka-po-mesyacam.html
[свернуть]
Поделиться:
Нет комментариев