Что такое венчание

У обряда венчания существует определенная цель: вы даете клятву верности перед Богом и всеми присутствующими гостями, получаете благословение на свой священный союз, а также на рождение и воспитание детей.

Если вы желаете не только зарегистрировать свои отношения в отделе ЗАГСа, но и обвенчаться, нужно знать некоторые моменты: какие существуют требования для желающих обвенчаться в церкви, как этот обряд проходит, сколько по времени оно длится, что нужно сделать заранее и как надо вести себя в храме.

Смысл сакрального обряда

Православные христиане считают, что именно венчальный брак является единственным настоящим. Ведь именно благословение Бога способно помочь влюбленным прожить долгую и счастливую супружескую жизнь в любви и верности.

Люди верят в то, что их союз будет заключен не только на земле, но и на небесах, поэтому после смерти в Царствие Небесном они тоже останутся вместе. Во время такого сакрального ритуала семья соединяется священными узами, дав друг другу клятвы вечной любви. После обряда супруги оберегаются Всевышним.

Издавна на Руси признавали лишь венчанные пары. Теперь же все немного иначе, Таинство проходит после официальной росписи в органах ЗАГСа. Так что без соответствующего свидетельства, Вас навряд ли обвенчают.

Но бывают и исключения из этого правила, все зависит от Вашего желания, искренности чувств и от священника, так как именно он принимает окончательное решение в данном вопросе.

Для православных христиан есть смысл только в венчальном браке

Немного истории

Брачная церемония существовала с давних пор. В разных странах обычай заключать брак были разный. До Христа в Греции при заключении брака на голову жениха и невесты надевали венки из растений.

В Евангелии сказано, как Христос пришел в Канне на брачную церемонию. Там Он претворил воду в вино. Своим присутствием Христос освятил этот брак. Это значит, что супружеские отношения не могут являться грехом, как считают еретики.

В первые века христианства еще не был создан чин венчания. Обычай заключать брак оставался прежним. И только в пятом веке Таинство стало похожим на современное. Обручение существовало с давних пор, оно до сих пор сохранилось в иудаизме. Но в шестом веке венчание еще не воспринималось, как церковное Таинство, а просто как праздничная трапеза.

На Руси браки заключались только в церкви, с приходом Советской власти церковь отделилась от государства, и браки стали регистрироваться в ЗАГСе. Сейчас молодые люди могут зарегистрировать свой брак в ЗАГСе, а потом, если есть желание, можно повенчаться в храме.

Духовный смысл обряда

Церковь благословляет обрядом венчания молодых продолжать род человеческий, на рождение детей, направляет их на путь к Царствию Божьему. Христианский брак символизирует любовь Христа к Церкви, смиренную и самоотверженную. Так муж готов жертвовать собой во имя жены своей, а супруга — со смирением и любовью повиноваться и следовать за мужем. Но не как покорная рабыня, убоявшаяся господина. Ибо супруги равны в повиновении Господу.

Единственный страх, который приемлет церковный брак, — вызвать печаль в любимом человеке, осквернить грехопадением чистоту тела, вверенного жене или мужу, и единой на двоих души.

Венчание — это таинство слияния двух душ в одно целое и переход под покровительство Господа. Это серьезные изменения в жизни пары. По старой традиции, между обрядом обручения и венчанием выдерживали период, за который молодые люди принимали окончательное решение — идти ли вместе по жизни мирской и продолжить путь в Вечности или расстаться.

Для чего нужно венчание

В жизни христианина благословение Божие имеет большое значение. Мы молимся утром, перед сном, в воскресенье посвящаем день Богу, посещая храм. Мы берем благословение священника на всякое доброе дело. Смерть христианина тоже сопряжена с молитвой. Тем более верующие люди хотят получить благословение Бога на такое важное событие, как вступление в брак. Ведь православные отличаются целомудрием , и хотят иметь всего лишь одного спутника на всю жизнь.

Божие благословение на брак подается в Таинстве венчания, в котором читаются священником молитвы о взаимной любви и понимании супругов, о даровании детей. Для верующего человека гражданская регистрация не сможет в полноте восприниматься как вступление в брак. Ему необходимо Таинство, чтобы понять, что создана семья.

Зачем нужно для семьи: мнение церкви

Фото 2
Бездуховной жизни общества потребления церковь противопоставляет брак по традиции православия. Семья в жизни верующего человека — оплот, который дарует:

  • взаимную поддержку в бытовых тяготах;
  • совместное духовное развитие;
  • воспитание друг друга;
  • радость взаимной любви, благословленной Богом.

Венчанный супруг – спутник на всю жизнь. Духовные силы, полученные именно в семье, человек переносит затем в общественную и государственную деятельность.

Что дает и значит для супругов?

Православные христиане должны знать, что именно венчание скрепляет союз мужчины и женщины перед Богом. Церковь не проводит обряд, если пара юридически не зарегистрировала отношения. Но одной официальной регистрации недостаточно, чтобы союз считался узаконенным церковью: не повенчанная пара предстает перед Богом посторонними друг другу людьми.
Фото 4
Венчание дает особое благословение небес паре:

  • на жизнь по заветам Иисуса Христа;
  • на благополучную семейную жизнь в духовном единстве;
  • на рождение детей.

Нередки случаи, когда люди осознают важность скрепления союза именно церковью и приходят венчаться через несколько лет после обычного брака , чтобы не просто соблюсти красивую традицию, но постигнуть глубокий сакральный смысл обряда.

Как выбрать дату

Чаще всего официальная регистрация не совпадает с датой сакрального обряда. На это есть ряд причин, во-первых, большинство влюбленных предпочитают проверить свои отношения годами, а уже позже закрепить их перед Богом. Во-вторых, дни, когда Вас смогут обвенчать, редко совпадают с работой органов ЗАГСа. Так например, торжественная роспись почти всегда происходит в субботу, а вот Таинство в этот день запрещено. Также, согласно православным правилам, не проводят по вторникам и четвергам, в недели Пасхи и Масленицы, престольные и церковные празднества, в большие посты, Святки и ночное время суток.

А вот благоприятными датами, по мнению самих священнослужителей является:

  • первый день воскресенья после Рождества Христова или же по-другому «Красная Горка»;
  • дни Казанской и Иверской икон Божьей Матери;
  • день Николая Чудотворца.

Лучше всего обратиться к венчальному календарю, который составляется специально на каждый год, исходя из определенных дат. Также Вы можете посоветоваться с батюшкой, насчет желаемого числа и месяца.

В какие дни венчание не совершается

Канонические правила четко определяют дни, когда не совершаются обряды благословения:

  • на протяжении всех дней постов, а их четыре;
  • семь дней после Пасхи;
  • 20 дней от Рождества до Крещения;
  • по вторникам, четвергам, субботам;
  • перед великими храмовыми праздниками;
  • за день и в сам праздник Усекновение головы Иоанна Крестителя и Воздвижение Креста Господнего

Вторник, четверг, суббота

Церковный обряд не проводят перед постными днями — средой, пятницей и воскресеньем. Во вторник, четверг и субботу в супружеской жизни принято воздерживаться от телесной близости, поэтому и благословение на естественный брак будет противоречить благочестивому обычаю православной церкви.

Во время седмиц и Великих постов

По канону, запрещено венчание в церкви на сырной, пасхальной седмице. Обряд не проводится во время четырех постов — Рождественского, Великого, Петровского, Успенского.

От Рождества Христова до Богоявления

Святочная неделя — время гуляний и радостных празднеств, которому противоречит сдержанное застолье после венчания. По этой же причине браки не заключают на храмовые и церковные праздники.

Основные правила

Выбор церкви, общение со священником

Чтобы определиться, где венчаться, можно пройтись по разным храмам и выбрать ту церковь, где вы чувствуете себя наиболее уютно. Для пышной, торжественной церемонии подойдет большой собор, для тихого, уединенного обряда — маленькая церквушка. Поскольку священник является важным действующим лицом обряда, стоит ответственно подходить и к его выбору.

На церемонию венчания нужно записаться заранее (за несколько недель). Также заранее стоит обсудить с батюшкой все вопросы: длительность венчания, что нужно с собой принести, можно ли проводить фотосъемку, др. Стоит учесть, что это платный обряд, но в одних храмах установлена его точная стоимость, в других предусмотрены добровольные пожертвования. Этот вопрос также стоит обговорить со священником. Тем более, что часто предусмотрены «дополнительные услуги», к примеру, колокольный звон, церковный хор.

Выбор поручителей

Двоих поручителей (свидетелей) выбирают, как правило, из близких. Стоит учесть, что они должны обязательно быть крещеными. Не разрешается брать в поручители разведенных супругов, пару, живущую в незаконном, «гражданском» браке. Их духовные обязанности похожи на обязанности крестных: они должны духовно руководить создаваемой семьей. Поэтому в поручители не принято приглашать молодых, не знакомых с супружеской жизнью, людей. Если при поиске свидетелей возникли сложности, допускается проведение таинства венчания и без них.

Что надо знать свидетелям?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях — в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) — восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть — по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

Является ли присутствие свидетелей обязательным

До революции брак заключался только в храме и имел все гражданские и юридические права.

Православное бракосочетание осуществлялось только в присутствии поручителей, нынешних свидетелей, которые записывались в церковных книгах как восприемники.

В свидетели брали, как правило, людей, хорошо знавших семьи жениха и невесты. Поручители не только подтверждали своими подписями совершенное Таинство, но в дальнейшем становились попечителями молодой пары.

В то время в свидетели не брались люди неженатые, молодые, которые еще сами не знают сложностей семейной жизни. При исчезновении церковных записей эти люди выступали свидетелями совершенного Таинства.

Ныне в храме не требуется обязательного присутствия свидетелей при бракосочетании, но приветствует, когда с молодыми разделить Таинство приходят родные, близкие и друзья.

Свидетели, православные, держат венцы над головами брачующихся.

Невеста или свидетельница заранее должны позаботиться о белоснежных праздничных платочках для этого действия.

При отсутствии поручителей венцы надеваются на головы венчающихся, поэтому молодая предусмотрительно делает такую прическу, которая не будет мешать возлежанию венца.

Задача свидетелей на обряде венчания в церкви – что делают поручители?

Свидетели должны быть верующими и крещеными – друг жениха и подруга невесты, которые после венчания станут духовными наставниками данной пары и ее молитвенными хранителями.

Необходимые атрибуты

Молодым в день венчания будут нужны обручальные кольца из серебра или золота, венчальные иконы, рушник и церковные свечи. Что касается икон, их можно приобрести самостоятельно или получить в подарок от родителей. Чаще всего используются лики Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Именно этими иконами церковнослужитель благословит пару во время обряда.

Какие кольца для венчания нужны

Таинство венчания предваряется обручением жениха и невесты. В старину оно совершалось отдельно от венчания и являлось испытанием верности и любви, залогом которых являлись обручальные кольца.

Само слово “обручение”, как указывает толковый словарь В.И. Даля (Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля в 4-х тт., Русский язык, 1999, т.2, с.616.) происходит от слова “обруч”, или “кольцо”, являющееся древним символом вечности. А так как цель брака есть достижение нетленного образа вечности, то и непременным условием его совершения является обмен кольцами между женихом и невестой.

В прежние времена кольцо жениха было золотым в знак того, что он, как солнце, должен светить своей жене светом благоразумия и благочестия. Кольцо у невесты — серебряное, подобно луне, которая заимствует свой свет от мужа и должна покоряться ему.

Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Нательные крестики

При обряде венчания на молодоженах и свидетелях должны быть надеты нательные крестики. Эти предметы изготавливаются из золота, серебра и дерева.

Если крестик выполнен из дерева благородной породы, то его цена будет наравне с крестиком из серебра. Кресты из дерева и серебра стоят примерно 3000 рублей. Золото и платина обойдутся дороже – в 5000 рублей.

Платки

Существует древняя традиция, покрывать руки новобрачных белым платком. Но сутью такой традиции является практическая составляющая, с помощью платков молодожены смогут держать зажженные свечи, с которых будет капать воск.

Так же платки могут пригодиться для того, чтобы свидетели держали ими венцы над головой пары, так как голыми руками этого делать нельзя. Следовательно, платков должно быть 4.

Как и в случае со свечами, цена будет зависеть от размера платка и его качества. Цена за один платок оставляет от 100 рублей, набор из 2 штук будет стоить вам около 400 рублей.

Существуют и специальные прихватки, они удобнее и, следовательно, немного дороже, цена такого набора составит примерно 900 рублей за 2 шт.

Венчальный рушник – «подножие»

Какой лучше выбрать

Рушник, на который взойдут молодожены у алтаря, должен быть белого или розового цвета.

В прошлом жених и невеста могли лишь стать на колени, в наши дни они обычно становятся на полотенце ногами, потому есть поверье, что не нужно выбирать в качестве венчального рушник с изображением колец или пары птиц: лучше остановить свой выбор на геометрическом узоре или растительном орнаменте по краям. А центр полотна – символическое Божье место – должен быть «чистым».

Не подходит для браковенчания рушник с мережкой или кружевом: они лишают семейную жизнь целостности. Полотно не должно прерываться так же, как не должна прерываться совместная жизнь супругов.

Для чего нужен

Этот атрибут венчального обряда – символ единства и чистоты супружеской жизни. Он расстилается у аналоя и служит подножием для жениха и невесты, на нем молодые, как на облаке, поднимаются в Царствие Небесное для благословения их брака.

После совершения обряда рушник чаще всего остается у молодоженов: он хранится в семье как память и украшает дом в дни годовщин и юбилеев.

Сколько стоит
Венчальный рушник с вышивкой стоит в среднем от 500 до 2000 рублей, простое полотенце – меньше.

Свечи

Свечки Вы можете приобрести в церковной лавке, ведь там наверняка найдутся подходящие и хорошего качества. Их возможно купить в день Таинства, что очень удобно.

Они могут быть и декоративными, с каким-то украшением, например, с цепочками, стеклярусом, лентами или кружевом.

По традиции рекомендуется забрать остатки свечей после обряда домой, для того чтобы они служили оберегом для Вашей семьи, а также напоминали о счастливом дне. Чаще всего их хранят около венчальных икон – в подсвечнике или ткани под стеклом.

Эти атрибуты довольно часто зажигают, когда в семье беда, к примеру, у супругов большая ссора или тяжело болеют дети. Ведь свечи наделены особенной силой и если обратиться при зажжении их к Богу, то он Вам обязательно поможет. Также их возможно зажечь и при радостных событиях, например, годовщина венчания или рождение ребенка.

Свечи ищите в церковной лавке

Полотенца венчальные

Их нужно обязательно два. На первое полотенце молодожены будут становиться. Второе же нужно для того, чтобы молодым связали вместе руки. Эта традиция обязательно включается в обряд. Именно из-за того, что полотенца имеют разное предназначение, они будут отличаться друг от друга. Второе должно быть более тонким и нежным, чтобы жениху и невесте было комфортно. Однако единый стиль оформления желательно все же соблюдать. Стоимость таких полотенец колеблется от 2–3 тысяч рублей за штуку. Однако ручная вышивка, кружева и мережки могут значительно увеличить эту сумму.

Головной убор невесты

Невеста может использовать фату или платок светлого цвета. На сегодняшний день в продаже существуют специальные капоры для венчания, которые очень удобны.

Покрытие головы женщины, обязательное условие в любом православном храме.

Средняя цена капора составляет 3000 рублей. Обычный платок можно приобрести за 500 рублей.

Красное вино

Какое лучше выбрать

Традиционно в качестве напитка для обряда «чаша общения» покупают красные крепленые вина «Кагор» или «Херес» .

Для чего нужно

Красное вино, подносимое священником молодым, – символ их подлинной любви: в крепкий напиток из года в год должна превращаться пресная вода их истинных чувств.

Сколько стоит
Бутылка хорошего кагора или испанского хереса может стоить от 700 до 7000 рублей.

Венцы

Украшенные короны, которые держат над головами молодых, а иногда и надевают, символизируют то, что в этот миг новобрачные – цари собственной жизни, дошедшие до светлого и важного момента создания освящённой семьи.

Кроме того, это и знак Царствия Небесного, ведь на мистериальном уровне жених представляет Христа, а невеста – церковь, сочетающуюся с ним браком. Вместе с тем венец – и знак мученичества, того, что брак – не только счастье, но и сложности, которые необходимо преодолеть достойно.

Венцы обычно выдают в самом храме, поэтому если вам не сказали иного, покупать их не следует.
Фото 10

Подушечка для колец

Подушечки для колец используются для придания церемонии пущей красоты. Выберите этот аксессуар в одном стиле с платочками и свечами. В среднем такая подушечка стоит приблизительно 350 рублей, а если она выполнена вручную, то цена возрастет до 1000.

Белое полотенце

Для обряда венчания требуется белый рушник. Невеста и жених стоят на нем с венцами над головами. По старой традиции, молодые девушки вышивали рушники перед свадьбой. В витиеватые узоры они закладывали надежды на счастливую семейную жизнь. Рушник после венчания служил оберегом от семейных неурядиц. Теперь полотенца для венчания продают при храмах, как и прочие атрибуты обряда.

Требования к наряду невесты

Подвенечное платье молодой невесты отличается целомудренностью. Оно должно закрывать колени, плечи, грудь. Можно накинуть сверху белый палантин. Неприемлемый наряд для венчания — брюки. Туфли тоже должны быть закрытыми, без тонких шпилек, на низком или среднем каблучке.

венчание в церкве

Голову нужно покрыть фатой или белой косынкой. Но не следует надевать длинную фату, чтобы случайно не поджечь ее свечой. Недопустимая деталь подвенечного наряда — шляпка, массивный головной убор, высокая прическа со сложным украшением, которые будут мешать надеть венец.

Не приветствуется яркий макияж. Нельзя целовать крест и иконы накрашенными губами. Лучше вообще отказаться от макияжа во время пребывания в церкви, а особенно во время венчания. Ибо пред Господом должно предстать в естественном облике, которым Он наделил, без вводящей в заблуждение и искушение краски на лице.

Необходимые документы

Перед обрядом молодые муж и жена должны предоставить в церкви:

  • свидетельство о браке;
  • свидетельство о рождении;
  • документ, подтверждающий крещение.

Венчание обычно устраивают после свадьбы. Отсутствие регистрации отношений в ЗАГСе не приветствуется церковью и считается греховным сожительством. Если муж и жена давно живут в официальном браке, их обвенчают даже через 20 лет. Но если отношения длятся столько же, но до сих пор не зарегистрированы, то батюшка пошлет пару в ЗАГС.

венчание в церкви

Что нужно сделать перед обрядом?

Согласно правилам подготовки перед обрядом венчания молодым необходимо причаститься и исповедаться. А также одним из главных ритуалов подготовки к предстоящему таинству является говение, которое длится до причащения и, следовательно, самого венчания, так как причащение вместе с исповедью проводится либо накануне, либо утром в день проведения.

Говение подразумевает под собой воздержание, пост и посещение всех богослужений в течение хотя бы одной недели, а также проведение домашних молитв по указанию молитвослова.

Исповедь

Подготовка к честной семейной жизни начинается с исповеди. Накануне венчания молодые жених и невеста каются в грехах, совершенных в течение собственной жизни и после знакомства друг с другом. Исповедуют крещенных. На таинство приходят вечером, отстояв вечернюю службу.

Как проходит исповедь перед обрядом:

  • батюшка встречает возле аналоя с крестом и Евангелием;
  • нужно подойти и чистосердечно рассказать о прегрешениях, но не оправдывать их;
  • выслушав покаяние, святой отец накрывает исповедующегося епитрахилью, возносит молитву о разрешении грехов и осеняет крестным знамением;
  • потом служитель дает поцеловать крест и Евангелие и благословляет.

Священнику нужно поведать о личных проступках, которые осознаются, как грехи, и за вызывающие чувство вины и раскаяния.

батюшка в церкве

Невоцерковленные молодые люди часто робеют перед священником. Им тяжело полностью открыться. Но нужно отбросить смущение и воспринимать служителя церкви, как посредника. Открывать тайны души ему — значит открывать их Богу. Если трудно сразу начать рассказ, святой отец задаст наводящие вопросы, и говорить станет легче. Нужно помнить, что его цель — не осуждать, а помочь очиститься от тяготящих чувств и мыслей.

Еще одна цель исповеди перед венчанием — убедиться в серьезном отношении молодых жениха и невесты к обряду.

Причащение

После исповеди нужно причаститься — вкусить хлеб, «тело» и вино, «кровь» Христа. Перед причастием выдерживают пост. Накануне вечером слушают вечернюю службу и исповедуются. После 12 часов ночи не едят и не пьют, и приходят на утреннюю литургию, на которой вкушают первую пищу — «тело и кровь Христа Спасителя».

Пост

Чтобы подготовиться к причащению, нужно поститься 3 дня. Нельзя есть мясные и молочные блюда, яйца. В пост читают Святое Писание и молятся Иисусу Христу, Богородице, ангелу-хранителю.

библия в церкве

Что делать с венчальными аксессуарами после свадьбы

Что делать со свечами, платками и полотенцами, которые использовали во время венчания?

Свечи — не просто огонек, а воплощение веры в исполнение прошений перед Создателем. По традиции, венчальные свечи следует завернуть в платочки, с помощью которых их держали, и спрятать за образами или в другое благочестивое место.

Венчальные свечи зажигают на непродолжительное время всякий раз, когда дом посещают трудности, будь то ссоры, болезнь, финансовые проблемы.

Полотенцами, как правило, украшают иконы, которыми молодых благословляли в храме.

В некоторых семьях существует традиция передавать платки и полотенца для венчания из поколения в поколение как оберег рода. Полотенца можно оставить в храме для пар, которые не могут себе позволить приобрести этот аксессуар.

Подвенечный наряд — как выбирать?

На заметку. Подвенечное платье может быть любого цвета. Традиционное белое – это европейские отголоски. Там белый цвет является символом чистоты и непорочности.

На православной русской свадьбы с древних времен традиционной одеждой был красный сарафан.

Какие же важные моменты стоит учесть невесте, выбирая подвенечный наряд?

  • Прикрытые плечи и руки (хотя бы до локтя)
  • Закрытое декольте
  • Прикрытая спина
  • Длина, доходящая до пят

Если дизайн платья открытый, стоит подумать о накидках. Стоимость подвенечного платья зависит только от ваших личных предпочтений.

Фото- и видеосъемка на венчании

Фотосъемка и видеозапись таинства венчания разрешена, но не во всех храмах, поэтому лучше заблаговременно спросить разрешения у священнослужителя. Важно помнить, что в церкви нужно вести себя тихо, поэтому фотограф должен перемещаться аккуратно, не мешая ни молодым, ни священнику, ни гостям во время совершения обряда.

Не стоит пользоваться вспышкой и слишком часто щелкать затвором, чтобы не мешать проведению таинства

Несмотря на ограничения, накладываемые на работу фотографа, есть много ракурсов и способов сделать отличные фотографии, которые останутся на долгую память.

Поскольку церковь – дом Божий, то фотосессию лучше провести на улице после совершения обряда. Венчальная фотосессия – важный момент для молодых, но отнюдь не ключевой в обряде. Из снимков венчания получится замечательная фотокнига, которую можно совместить с фото с росписи в ЗАГСе.

Как происходит обручение?

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте — это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества — благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
( “Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» («“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)— “Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно—главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью — чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью — о благословении Божием, — теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

“Господи наш, славою и честью венчай их” — запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи — малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20—33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене—это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу—подобие отношения Церкви ко Христу Это—взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа — призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому — Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4—5).

Муж и жена — члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1—11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,— явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их — нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши — сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених — к иконе Божией Матери, а невеста — к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы.

Освящение брака

Естественный брак освящают в следующей части обряда:

  • произносят ектению о здравии молодых;
  • читаются три молитвы о благословении, защите и даровании «плода чрева», одна Христу Спасителю, две Триединому Господу;
  • батюшка рисует венцами крестное знамение поочередно над головою жениха и невесты, дает коснуться губами икон;
  • пара стоит под венцами, а святой отец Божьей Волей троекратно их благословляет, тем самым накладывая печать на узы брака;
  • присутствующие должны повторять про себя «Господи, славою и честью венчай их!».

Читают тексты из Святого Писания и молитвы:

  • послание апостола Павла к Ефесянам (Еф. 5:20-33);
  • Евангелие от Иоанна (Ин.2:1-11);
  • кратко молятся о единомыслии в браке, чести и непорочности ложа, дабы супруги жили по Заповедям Господним.

венчание в церкви

Обручение

После благословения священник ведет молодоженов в центр храма.

Взяв кольцо жениха, он повторяет трижды: «Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», каждый раз совершая над головой жениха крестное знамение, а затем надевает ему обручальное кольцо на безымянный палец правой руки. Кстати, мы уже писали на какой руке носят кольца представители различных конфессий.

Те же действия священник совершает и с кольцом невесты, трижды повторяя: «Обручается раба Божия (имя) рабу Божиему (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Обмен кольцами

Молодожены три раза обмениваются своими кольцами, выражая этим согласие и единодушие и обещая отдать друг другу себя на всю жизнь. Менять кольца может и сам священник.
В ходе обряда он также несколько раз обращается ко Всевышнему с молитвой, прося Господа благословить молодых и утвердить обручение.

Заключение естественного брака, или свободного союза

Цель этого этапа – подтверждение женихом и невестой добровольного и нерушимого намерения вступить в супружество.

На аналое (так называется высокий прямоугольный столик с покатым верхом, который обычно стоит перед иконостасом посреди храма и применяется при богослужении) лежат Евангелие – символ присутствия Христа, крест – знак его любви, а также венцы. Перед аналоем заранее расстилается платок белого или розового цвета – символ чистоты и единства жизни в браке.

Жених и невеста с зажженными свечами в руках следуют за священником с кадильницей (подобно тому, как будут следовать всем заповедям Господним), становятся на этот плат и перед служителем церкви и всеми пришедшими на церемонию подтверждают, что их решение вступить в законный брак является добровольным и нерушимым и что ранее никто из них не давал обещания какому-то третьему лицу вступить в брак с ним.

Чин венчания

Самый важный и ответственный момент всей венчальной церемонии.

Прочитав три молитвы, обращенные к Иисусу Христу и Триединому Господу, и попросив в них всех возможных житейских и духовных благ для молодых, батюшка берет венец, крестит им жениха, после чего тот должен поцеловать образ Христа, находящийся на передней части венца.

При этом священник говорит: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Затем так же священник благословляет невесту, позволяя ей трижды приложиться к образу Пресвятой Богородицы на венце и произнося: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

После батюшка трижды читает тайную молитву, каждый раз благословляя молодоженов иерейским благословением: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их».

Венцы, предназначенные для молодых, символизируют венцы Царствия Божия – жизнь вечную, напоминают о терновом венке, надетом когда-то мучителями на голову Иисуса Христа, а также означают, что в браке муж и жена должны быть один для другого как царь и царица.

Прочтя фрагменты посланий Святых Апостолов и Евангелия, в которых союз новобрачных сравнивается с союзом Христа и церкви, священник призывает молодоженов и всех присутствующих вместе прочитать молитву «Отче наш».

В знак преданности Господу и покорности молодые должны преклонить головы под венцами.

Причастие с чашей общения

На следующем этапе венчания приносят чашу с красным вином, которая символизирует общение молодых супругов. Батюшка благословляет их отпить 3 раза: первым пьет глава семьи и «Солнце» – муж, а потом «спутник, Луна» – жена.

Как дальше проходит церемония:

  • святой отец соединяет правые руки молодых венчающихся, накидывает сверху епитрахиль — нагрудную длинную ленту, сверху тоже кладет руку;
  • ведомая батюшкой пара обходит аналой три раза;
  • каждый обход сопровождается пением тропарей;
  • святой отец убирает с голов повенчанных венцы, восхваляя и приветствуя их;
  • служитель возносит молитву Господу о признании непорочности венцов;
  • следующая молитва закрепляет прошение во имя Троицы;
  • молодые подтверждают союз и любовь целомудренным поцелуем и проходят к главным вратам иконостаса;
  • муж прикладывает уста к иконе Спасителя, жена целует образ Богородицы, потом наоборот.

В завершение повенчанные целуют крест, и батюшка вручает икону Иисуса Христа — мужу, Святой Девы Марии — жене. На этом церемония в церкви окончена. Продвижение молодых за священнослужителем символизирует следования Воле Господа и почитание Заповедей в жизни. Подтверждение добровольного вступления в брак — главное условие супружества по плоти. Вознесение венцов над головами венчающихся — символ благословления, скрепления и Божьей защиты союза.

причащение в церкви

Шествие вокруг аналоя

Священник соединяет правые руки молодых, покрывая их епитрахилью – длинной лентой, огибающей его шею и обоими концами спускающейся на грудь. Сверху он кладет свою руку, как бы от лица церкви передавая жену мужу.

Не разнимая рук, священник трижды обводит молодых вокруг аналоя.

Затем батюшка говорит: «Восприими венцы их в Царствии Твоем» и, читая торжественную молитву «Возвеличися, женише, якоже Авраам», снимает венцы с головы невесты и жениха, а те должны целомудренно поцеловаться, засвидетельствовав святость и чистоту взаимной любви.

Далее, взявшись за руки, молодожены за священником следуют к ведущим внутрь алтаря царским вратам. Этот путь – символичные первые шаги на новом для молодых совместном жизненном пути.

У царских ворот жених должен поцеловать икону Спасителя, а невеста – образ Божией Матери.

Новобрачные меняются местами и снова целуют икону и распятие, а священник вручает им две иконы, которые заранее передали ему родственники молодоженов: для жениха – образ Спасителя, для невесты – образ Пресвятой Богородицы.

Завершается венчание провозглашением многолетия новобрачным и поздравлениями гостей.

Колокольный звон после венчания

Хорошей приметой является колокольный звон после венчания. Хорошо, если вы сможете договориться со священнослужителем о колокольном звоне сразу после процедуры.

Если сначала вам по какой-то причине откажут в этом, уплатите за это, тогда все состоится по свадебному чину.

Говорят, что колокольный звон сообщает небесам, что создана новая семья на земле, и ангелы радуются и просят Бога о счастливом браке, долголетии новобрачных и благополучие их будущих детей.

Сколько длится венчание в церкви

Обыкновенно венчание длится около одного часа и сотворяется, как правило, после Божественной литургии – между 11:00 и 13:00.

Как вести себя в церкви

В храме существуют негласные каноны поведения, которые не подобает нарушать. Не надлежит вести себя вызывающе. Смех и разговоры во время церемонии неуместны.

Молодым необходимо заранее выучить брачные обеты и слова, которые должно говорить во время обряда. Так вы проявите уважение к священнослужителю и к Богу.

свечи на венчании

Невеста должна стереть помаду перед началом службы. Женщинам входить в церковь подобает с покрытой головой, юбки и платья должны быть ниже колена. Излишне яркий макияж также неуместен.

Что входит в стоимость венчания?

Говоря «стоимость венчания», мы представляем себе оплату госпошлины, как при росписи, однако правилами, установленными в православной церкви, плата за свершение этого таинства принимается подобно пожертвованию на нужды храма. Но на этом список трат для молодоженов не заканчивается. Вам понадобятся:

  • костюмы молодых,
  • кольца,
  • иконы,
  • крестики,
  • свечи,
  • ручники,
  • платочки.

Оплата венчания

Священник, конечно же, не берет денег за проведение таинства, однако цена все же установлена в большинстве церквей и храмов. Это обусловлено тем, что на содержание места богослужения уходят большие средства. Однако можно встретить места в глубинке, где стоимость венчание в церкви не установлена. В таком случае вы можете пожертвовать храму любую сумму. Средняя цена по России – 1000-3000 руб. В больших именитых церквях стоимость может доходить до 7 000 руб., особенно это касается столичных храмов. Заранее узнайте, сколько стоит венчание в выбранном вами храме.

Сколько стоит венчание в церкви

Костюмы молодых

Естественно стиль одежды должен быть официально-торжественный. Для мужчины подойдет свадебный костюм (брюки, рубашка, пиджак) классических оттенков. Если его нужно приобретать, то обойдется костюм примерно в 15 000 руб. Более изысканные модели могут стоить от 30 000 руб.

Для невесты обязательно платье, закрывающее ноги, плечи, декольте и руки до локтя. А также необходимо покрыть голову платком, шалью или специальным капором. Наряд обойдется девушкам от 20 000 до 50 000 руб., а иногда и больше. Платок или капор стоят от 500 до 2000 руб.

Стоимость венчания

Венчальные кольца

В отличие от обручальных, венчальные кольца наделены большим смыслом. Для мужчины кольцо покупается золотое, для женщины – серебряное. Они должны быть максимально лаконичными и простыми, допускается гравировка. Такие правила для колец для венчания установлены в православной церкви, а их стоимость в среднем разниться от 500 до 10 000 руб.

Иконы

Для проведения обряда понадобятся две иконы: Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа. Конечно же, в любом храме есть такая пара, но вы не сможете забрать их с собой после венчания. Лучше всего купить собственные изображения ликов святых и после венчания они будут храниться у вас дома, охраняя семейное спокойствие. Можно приобрести специальные складни, они стоят от 7 000 руб. Если покупать иконы по отдельности, то цена одной – от 3 000 руб.

Нательные кресты

Обязательным условием является наличие нательных крестиков на груди молодых. Чтобы обвенчаться в церкви необходимо приобрести золотой, серебряный или деревянный аксессуар, а стоимость их различна в зависимости от материала: золотые – 3000-7 000 руб., серебряные – 1000-3000 руб., деревянные – 300-2000 руб. Но помните, что одевать крест и проходить обряд венчания может только крещеный человек. Если вас не крестили, и вы не хотите проходить этот обряд, то стоит задуматься, нужно ли вам венчаться в церкви, ведь это таинство для истинно верующих.

Сколько стоит обвенчаться

Свечи

Свечи имеют большое значение: с древних пор и по сей день огарки венчальных свечек зажигают, когда в доме болеют детки. Согласно древней легенде, Иисус видит огоньки святых свечек, а значит, в этом доме нужна его помощь. Безусловно, подойдут и самые простые свечи, стоимостью 100 руб. Но можно приобрести резные, цветные, красивые свечки, стоимостью 500-1000 руб. Можно заказать свечи ручной работы, однако заранее оговорите с мастером, сколько стоят такие аксессуары для обряда венчания.

Венчальный текстиль

Кроме всего вышеперечисленного, потребуются еще несколько вещей: пара рушников или полотенец и четыре платочка. На одном рушнике молодые стоят, а вторым им связывают руки. Пара полотенец обойдется в 2000 руб. Если хотите вышивку ручной работы, то стоимость вырастет до 5 000-7 000 руб. Два платочка пригодятся для того, чтобы молодоженам было комфортно держать зажженные свечи, и воск не капал на руки. А еще два – чтобы держать венцы над их головами, ведь голыми руками делать это нельзя. Платочки обойдутся в 500 руб. Для большей эффектности церемонии можно приобрести подушечку для колец. Ее стоимость составит от 300 до 1500 руб. в зависимости от ткани и декора.

Как отметить событие

Стоит помнить, что венчание не свадьба, которую можно гулять три дня, а по желанию даже больше. Поэтому верующим христианам рекомендуется скромно отметить данное событие, например, спокойно посидеть в кафе. Пляски, песни, гулянья до утра и всякие непристойные вещи лучше оставить для другого случая.

Такое событие нужно отмечать скромно

Какой должна быть свадебная трапеза?

Торжественно и радостно совершается Таинство брака. От множества народа: близких, родных и знакомых, — от блеска свеч, от церковного пения как-то невольно становится празднично и весело на душе.

Но как же неприлично при этом ведут себя иногда некоторые приглашенные. Нередко здесь упиваются, произносят бесстыдные речи, поют нескромные песни, дико отплясывают. Такое поведение было бы позорным даже для язычника, “неведущаго Бога и Христа Его”, а не только для нас, христиан. Святая Церковь предостерегает от такого поведения. В 53-м правиле Лаодикийского Собора сказано: “Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам”. Брачный пир должен быть скромен и тих, должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия. Такое тихое и скромное пиршество благословит и Сам Господь, освятивший брак в Кане Галилейской Своим присутствием и совершением первого чуда.

Чего нельзя делать после обряда?

Зачастую люди, вступающие в брак, считают, что венчание в церкви способно наложить на них какие-либо излишне жесткие ограничения. Это совсем не так, ведь в ее требованиях нет ничего такого, чего бы мы не могли себе позволить, с точки зрения морали.

Таинство венчания – это не повинность или тяжкое бремя, а заключение брачного союза перед Богом и благословение, полученное свыше. Главное, что требуется после его проведения – никогда не терять желания прожить всю жизнь рядом с любимым супругом.

Народные приметы

Свадебный церковный обряд является древним ритуалом. По этой причине в народе успели сформироваться различные приметы.

Есть несколько суеверий, касающихся платья невесты:

  • До приезда в храм нельзя рассматривать себя в свадебном наряде. Допускается смотреть в зеркало, надев платье, но без перчаток, фаты и других атрибутов. В противном случае счастья в семье может не быть.
  • Никто не должен мерить платье невесты до начала обряда.
  • Если на свадебном наряде есть пуговицы, то их количество должно быть четным, иначе муж может уйти к другой.
  • На изнанку платья и рубашки жениха необходимо надеть булавку. Это позволит защитить молодоженов от сглаза.

Если во время обряда начал идти сильный дождь, то это к счастливой и долгой семейной жизни.

Перед ритуалом паре необходимо вместе посмотреть в одно зеркало. Это обеспечит крепкую семейную жизнь и удачу.

Чтобы невеста не вернулась к родителям после вступления в церковный союз, когда она уедет в храм, в ее доме моют полы, за исключением порога.

Когда венчанный брак считается недействительным

Вообще «чина развенчания» не существует. Но в некоторых случаях церковными властями венчанный брак считается недействительным.

Это случаи:

  1. Когда присутствует факт физической измены одного из супругов.
  2. При неспособности одного из супругов к интимной жизни, сокрытой до брака.
  3. Отпадение от православной веры мужа или жены.
  4. Сокрытое психическое заболевание одного из супругов, угрожающее членам семьи.
  5. Алкогольная или наркотическая зависимость без желания лечиться.
  6. Исчезновение одного из супругов.
  7. Намеренное оставление больше года одного супруга.
  8. Совершение аборта без желания супруга или принуждения мужа к аборту.
  9. Посягание на жизнь супруга.

В этих случаях церковное руководство может посчитать брак недействительным и выдать удостоверение для того, чтобы человек смог вступить в повторный брак.

Если один из супругов решил принять монашество, то нужно письменное согласие другого супруга и отсутствие несовершеннолетних чад. Вообще церковный брак считается строже гражданского в моральном плане. Он запрещает измены, что так распространенно в современном мире, и другие извращения. По словам апостола, муж должен любить свою жену, как свою плоть, а жена должна слушаться своего мужа.

Что может препятствовать христианскому браку?

Зачастую готовящиеся к венчанию сначала регистрируют гражданский брак в загсе. Православная Церковь считает гражданский брак лишенным благодати, но как факт признает и не считает его незаконным блудным сожительством. Тем не менее условия заключения брака по гражданскому законодательству и по церковным канонам имеют различия. Однако не всякий гражданский брак может быть освящен в церкви.

Церковь не допускает вступление в брак более трех раз. По гражданскому законодательству разрешен четвертый и пятый брак, которые Церковь не благословляет.

Не благословляется брак, если один из брачующихся (и тем более оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей.

Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять крещения перед венчанием.

Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословление на вступление в новый брак.

Еще одно препятствие к совершению браковенчания — кровное родство жениха и невесты и родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении.

Церковь не освящает союз между:

  • иноверцами – представителями нехристианских религий (например, мусульманами). Не христианин крещенным быть не может. Поэтому он не может участвовать в Православном Таинстве, каким является венчание;
  • некрещеными (не хотят принять крещение перед венчанием);
  • атеистами;
  • людьми, состоящими в кровном и духовном родстве;
  • людьми, не имеющими духовной способности к браку – т.е. с людьми, чья официально подтвержденная душевная болезнь, лишает их возможности свободно и осознанно проявлять свою волю.

В особых случаях может быть сделано исключение и в отношении конфессионально-смешанных браков. Благословение на это может дать только правящий архиерей.

Православные, при наличии разрешения, могут сочетаться браком с инославными (с католиками, протестантами, лютеранами, армяно-григорианами) при условии, что их дети будут крещены и воспитаны в Православии.

Со скольки лет можно венчаться

Венчаться можно с совершеннолетия – с 18 лет. С достижением совершеннолетия, согласно закону, наступает полная гражданская дееспособность.

Венчание людей в возрасте

Церковь никогда не отказывает в благодати Таинства, даже если супруги находятся на склоне лет. Как свидетельствуют многие священники, те пары, которые венчаются в зрелом возрасте, порой относятся к таинству брака серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.

В церковном брачном праве установлен высший предел для вступления в брак. Свт. Василий Великий указывает предел для вдов — 60 лет, для мужчин — 70 лет (правила 24-е и 88-е). Святейший Синод на основании указания, данного Патриархом Адрианом (+ 1700 г.), запретил лицам в возрасте старше 80 лет вступать в брак. Лицам в возрасте от 60 до 80 лет для вступления в брак необходимо испрашивать разрешение архиерея (протоиерей Владислав Цыпин).

свидетели на венчании

Можно ли обвенчаться после рождения ребенка?

Можно, но не ранее, чем через 40 дней после родов.

Можно ли венчаться некрещеным

Допустить некрещеных супругов к венчанию можно только после крещения.

Можно ли венчаться без регистрации в загсе

Венчание без регистрации в ЗАГСе не допускается.

Можно ли венчаться после развода

Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословление на вступление в новый брак.

В Православной Церкви венчание разрешается совершать и над вступающими во второй брак, однако чин второбрачного венчания менее торжественен, с чтением покаянных молитв.

Как расторгнуть венчание

Церковный брак нерасторжим, за исключением случаев смерти одного из супругов или вины прелюбодеяния. Об этом нам свидетельствует Священное Писание:

«Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе»

(1Кор. 7:39)

«Они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает»

(Мф. 19:6)

После подтверждения местным епископом канонических оснований для расторжения брака, таких как супружеская измена и иных, признаваемых Русской Православной Церковью в качестве законных, второй брак разрешается невиновному супругу.

Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.

Расторжение благословленного Богом Брака — большой грех, поэтому такого понятия как «развенчание» не существует. Благословить грех невозможно, Сам Спаситель заповедал: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф.19:6).

что нужно для венчания

Сколько раз можно венчаться?

Церковь не допускает вступление в брак более трех раз, тогда как по гражданскому законодательству разрешен четвертый и пятый брак, которые Церковь не благословляет.

В Православной Церкви венчание разрешается совершать и над вступающими во второй брак, однако чин второбрачного венчания менее торжественен, с чтением покаянных молитв.

[spoiler title=»Источники»]

  • https://alice-wedding.me/posle-svadbyi/venchanie/kak-prohodit-i-skolko-dlitsya-venchanie.html
  • http://VseoSvadibe.ru/pravila-venchaniya.html
  • https://pravlife.ru/venchaniye/
  • https://pravoslavy.ru/liturgiya/venchanie-v-tserkvi
  • https://wedus.online/tradisii/venchanie/smysl.html
  • http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/tainstvo-venchaniya-v-pravoslavii.html
  • https://wedly.ru/svadba/registraciya-braka/venchanie
  • https://www.pravmir.ru/tainstvo-venchaniya/
  • https://www.colady.ru/kak-proxodit-pravoslavnyj-obryad-venchaniya-v-cerkvi.html
  • https://vplate.ru/venchanie/skolko-dlitsya/
  • https://media.elitsy.ru/novosti/tainstvo-venchanija-v-pravoslavnoj-cerkvi-pravila-i-podgotovka/
  • https://alice-wedding.me/posle-svadbyi/venchanie/skolko-stoit-venchanie.html
  • https://nevestabest.com/sv-tradicii/sv-obychai/venchanie/kak-podgotovitsya/skolko-stoit-i-chto-nuzhno.html
  • http://VseoSvadibe.ru/kak-prohodit-venchalnyj-obryad.html
  • https://vostorg-wedding.ru/obryady-i-tradicii/skolko-stoit-venchanie.html
  • https://wedus.online/tradisii/venchanie/chto-nuzhno.html
  • https://svadbagolik.ru/article/venchanie-v-cerkvi/
  • https://isvadby.ru/tradicii/skolko-stoit-venchanie.html
  • https://sunmag.me/venchanie/kak-prohodit-obryad-venchaniya.html
  • https://nevestabest.com/sv-tradicii/sv-obychai/venchanie/pravila/kak-proisxodit.html
  • https://svadebka.ws/article/skolko-stoit-venchanie-v-cerkvi/
  • https://zags.ru/protsedura-venchaniya/

[/spoiler]

От mother