Что это такое?

Венчание – это церковный обряд, который проводят в день свадьбы или после нее, через несколько лет. Венчание означает, что Бог благословляет мужчину и женщину на мирную жизнь в любви и понимании. Смысл названия ритуала заключается в том, что на головы брачующихся возлагают венцы, которые выполнены из металла, нередко из драгоценных камней.

Нужно сказать, что обряд венчания не может быть совершен, если у молодых нет свидетельства о браке, который был официально зарегистрирован в отделении ЗАГСа.

Смысл венчания для православных – получить благословение Господа, а также его защиту для своей семьи. Не нужно считать венчание формальностью. Также это и не должно быть каким-то пафосным мероприятием, цель у которого лишь одна – привлечь больше глаз к своему торжественному событию.

Каждая пара обязана знать, что они женятся не напоказ и не для других. Из этого следует, что и венчаются они только для себя. Поэтому перед тем как идти в церковь, нужно хорошо подумать и все взвесить: нужен ли обряд венчания этим двум людям, и готовы ли они пройти через всю жизнь рука об руку.

Такие вопросы иногда ставят молодых в ступор, а это может значить только одно – никогда не стоит торопиться. Именно поэтому многие священники говорят, что в людях среднего возраста, которые пришли в церковь за благословением на брак, нет пафоса и торжественности. В них есть только благодать и принятие того факта, что церковный брак сделает их еще ближе и честнее по отношению друг к другу.

Венчание проводится лишь для православных, крещеных мужчин и женщин. Если же они не крещены, с венчанием нужно повременить. Для начала священник советует прийти к Богу через обряд крещения и только потом задуматься, на всю ли жизнь человек выбирает себе именно эту женщину или этого мужчину. Нужно помнить, что обряд венчания – это соединение людей навсегда, и обратную процедуру, в отличие от развода в ЗАГСе, провести уже не так легко. Не каждый священник пойдет на это.

Считается, что чем позже проведен обряд венчания, тем этот шаг осознанней. Поэтому не стоит торопиться с таким серьезным решением, и венчаться сразу же в день свадьбы с человеком, который не всегда так хорошо знаком, как хотелось бы. Ведь настоящие недостатки в большинстве случаев открываются уже после брака.

Но если молодые точно решили венчаться, то возможность проведения обряда определяет не только пара, но и церковь, а у нее есть ряд запретов. Венчание запрещено в следующих случаях:

  • молодые или один из супругов не крещены;
  • в предыдущем браке супруг был венчан, и процедуры развенчания проведено не было;
  • кто-то из молодых уже имел три официальных брака;
  • один из супругов исповедует другую религию;
  • при возможности наличия родства в третьем колене.

История таинства

Согласно библейским писаниям, первыми, кто сочетался браком перед Богом, были Адам и Ева. Четкого описания в Ветхом Завете не найти, но все указывает на то, что было два обряда: обряд обручения и свадьба или венчание. Такой сценарий был практически у всех верующих: иудеев, греков, римлян, а потом, когда христианство пришло на русскую землю, этот обряд проводился на Руси.

В Новом Завете весьма четко описывается церковный брак, когда сочетание двух людей должно быть благословлено епископом. С XV века на свадьбу стали приглашать священника, который читал молитву с целью освятить брак. Но позже эти два события: венчание и застольное торжество, стали разграничивать, и проводить таинство венчания исключительно в церкви.

Царская Россия наделяла церковный брак юридической силой. Обряд венчания всегда происходил при свидетелях или поручителях. Но так было не всегда. До XVII века Россия знала только о народном венчании. В те времена заботу о семье поручали добрым духам, которые водились в лесах. Поэтому во время бракосочетания молодых водили вокруг какого-нибудь куста и дерева. Также славянский обряд включал в себя перевязывание рук, подношение кольца и других украшений, вкушение одной еды или напитка.

Сценарий венчания до Петра I отдаленно напоминает современный обряд. Молодые шагали через порог церкви, держась за платок, задували одновременно свечи. Так же, как и сейчас, они вставали на рушник посреди комнаты, священник накидывал на связанные руки молодых платок, а они в это время выполняли обход.

Ну а после того как Петр I повелел считать только тот брак законным, что заключен церковью, о церковном бракосочетании узнали все православные. Сам обряд не сильно отличается от современного обряда венчания. Правда, сейчас разрешено присутствие родителей молодых, в то время как Петр I под страхом ужасного наказания запрещал родителям входить в церковь в момент венчания пары.

При описании обрядов венчания в России XVIII-XIX веков стоит уделить внимание царским свадьбам. Украшение церкви во время венчания высоких персон совершалось невероятным образом. Богатое убранство храмов, блеск роскоши и одежд священников навевало на мысль, что цари соревнуются с Богом. Дорога от дома до храма была устлана ковром из всевозможных цветов, а в момент венчания прислуга уже украшала кортежи блестящими лентами, колокольчиками и полевыми цветами.

Во время прихода советской власти регистрацию официального бракосочетания взяли на себя органы ЗАГСа. Церковный обряд стал забываться, а государством он не признавался и был гоним. Людей, которые заключали церковные браки, увольняли из организаций, исключали из комсомола. Верующих, как и желающих обвенчаться, было очень мало, и даже если обряд венчания проводили, то семья держала эту информацию в секрете, дабы исключить негатив в свою сторону и в сторону своих детей, воспитываемых советскими учителями.

После развала СССР государство опять обратилось к церкви лицом. Начали возрождаться воскресные службы, походы на причастие и крещение ребенка. Обряд венчания опять стал для русских чем-то высоким и святым. Венчания в современной России заняли свое место в русских семьях. Молодожены все чаще хотят не только зарегистрировать свой брак в официальных органах, но и попросить Господа сочетать их святым церковным браком, который не может быть разрушен никем и ничем.

Смысл сакрального обряда

Православные христиане считают, что именно венчальный брак является единственным настоящим. Ведь именно благословение Бога способно помочь влюбленным прожить долгую и счастливую супружескую жизнь в любви и верности.

Люди верят в то, что их союз будет заключен не только на земле, но и на небесах, поэтому после смерти в Царствие Небесном они тоже останутся вместе. Во время такого сакрального ритуала семья соединяется священными узами, дав друг другу клятвы вечной любви. После обряда супруги оберегаются Всевышним.

Издавна на Руси признавали лишь венчанные пары. Теперь же все немного иначе, Таинство проходит после официальной росписи в органах ЗАГСа. Так что без соответствующего свидетельства, Вас навряд ли обвенчают.

Но бывают и исключения из этого правила, все зависит от Вашего желания, искренности чувств и от священника, так как именно он принимает окончательное решение в данном вопросе.

Для православных христиан есть смысл только в венчальном браке

Зачем нужно венчаться

Согласно учению Церкви, брак есть установленное Богом Таинство, которое освящает супружеские отношения, делает супружеский союз неразрывным, возлагает на бракосочетающихся обязанность заботиться друг о друге, как о самом себе, и воспитывать своих детей в духе веры и христианской нравственности.

В Таинстве Брака Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Участие в Таинстве Брака, как и во всех других Таинствах, должно быть осознанным и добровольным. Важнейшим побудительным мотивом к венчанию должно быть стремление мужа и жены жить по-христиански, по-евангельски; на это и дается помощь Божия в Таинстве. Если такого стремления нет, а решили венчаться «по традиции», или потому что «красиво», или для того, чтобы «семья была крепче» и «как бы чего не вышло», чтобы муж не загулял, жена не разлюбила, или по подобным причинам — то это неправильно. Прежде чем венчаться желательно подойти к священнику за разъяснением смысла брака, необходимости и важности венчания.

Кому нельзя проходить венчание

Таинство брака (Венчание)

По правилам православной церкви нельзя венчаться:

  • тем, кто уже состоит в браке, гражданском или церковном;
  • кровным родственникам по прямой или косвенной линии;
  • крестника с крестными родителями;
  • лицам, не достигшим восемнадцати лет;
  • не проходившим Таинство крещения;
  • священнослужителям, начиная с иподиаконского чина;
  • тем, кто уже был в гражданских браках более трех раз;
  • принявшим иноческий чин;
  • лицам, сменившим пол;
  • психически недееспособным лицам;
  • приемных родителей со своими приемными детьми.

Также не разрешается венчать без согласия жениха или невесты.

Особенности обряда

Фото 1
Для истинно верующих обряд не дань моде. Это освящение союза людей, решивших соединить свою судьбу перед Богом.

В браке благодать Святого Духа объединяет супругов в единое целое. Любовь, нравственная связь, уважение и взаимопонимание четы становятся настолько крепкими, что их не смогут ослабить никакие жизненные трудности. Церковь дает благословение на счастливую семейную жизнь.

Важно! Без совершения таинства никто из православных христиан не признается Церковью супругами, поэтому повенчаться не поздно в любом возрасте. Если чета и без того живет в любви и согласии, благодать еще больше укрепит их семью.

Духовный смысл обряда

Церковь благословляет обрядом венчания молодых продолжать род человеческий, на рождение детей, направляет их на путь к Царствию Божьему. Христианский брак символизирует любовь Христа к Церкви, смиренную и самоотверженную. Так муж готов жертвовать собой во имя жены своей, а супруга — со смирением и любовью повиноваться и следовать за мужем. Но не как покорная рабыня, убоявшаяся господина. Ибо супруги равны в повиновении Господу.

Единственный страх, который приемлет церковный брак, — вызвать печаль в любимом человеке, осквернить грехопадением чистоту тела, вверенного жене или мужу, и единой на двоих души.

Венчание — это таинство слияния двух душ в одно целое и переход под покровительство Господа. Это серьезные изменения в жизни пары. По старой традиции, между обрядом обручения и венчанием выдерживали период, за который молодые люди принимали окончательное решение — идти ли вместе по жизни мирской и продолжить путь в Вечности или расстаться.

Венчание – это таинство или обряд?

Венчание – это Таинство создания христианской семьи.

Как подготовиться к таинству венчания правильно?

Венчание – не свадьба, где 3 дня гуляют, падают лицами в салат и бьют их друг другу по традиции. Венчание – это таинство, через которое пара получает благословение от Господа, чтобы в горе и радости прожить вместе всю жизнь, быть верными друг другу «до гробовой доски», рожать и воспитывать детишек.

Без венчания брак считается Церковью «неполноценным». И подготовка к такому важному событию, конечно, должна быть соответствующей. И речь не об организационных вопросах, которые решаются за 1 день, а о духовной подготовке.

Пара, которая подходит к венчанию серьезно, обязательно учтет те требования, о которых забывают некоторые молодожены в погоне за модными фотографиями с венчания. А ведь духовная подготовка – эта важная часть венчания, как начала новой жизни пары – с чистого (во всех смыслах) листа.

Подготовка включает в себя 3-дневный пост, в течение которого нужно готовиться к обряду молитвенно, а также воздерживаться от интимных отношений, животной пищи, скверных мыслей и пр. Утром же перед венчанием муж и жена исповедуются и вместе причащаются.

Как выбрать день для венчания?

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

    Для совершения таинства Венчания нужно иметь:

  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

В какие дни можно венчаться

Для церковного венчания жениху и невесте необходимо выбрать день для совершения Таинства Венчания и предварительно договориться со священником.

Надо знать, что браковенчание совершается в особые, установленные церковью, дни – в понедельник, среду, пятницу и воскресенье.

Венчание не совершается:

  • в течение всех четырех многодневных постов;
  • во время Сырной седмицы (масленицы);
  • на Светлой (Пасхальной) Седмице;
  • от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);
  • накануне двунадесятых праздников
  • по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года;
  • 10, 11, 26 и 27 сентябрями связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня;
  • накануне престольных храмовых дней (в каждом храме – свои).
    При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть сделано по благословению правящего архиерея.

Выбор церкви, общение со священником

Чтобы определиться, где венчаться, можно пройтись по разным храмам и выбрать ту церковь, где вы чувствуете себя наиболее уютно. Для пышной, торжественной церемонии подойдет большой собор, для тихого, уединенного обряда — маленькая церквушка. Поскольку священник является важным действующим лицом обряда, стоит ответственно подходить и к его выбору.

На церемонию венчания нужно записаться заранее (за несколько недель). Также заранее стоит обсудить с батюшкой все вопросы: длительность венчания, что нужно с собой принести, можно ли проводить фотосъемку, др. Стоит учесть, что это платный обряд, но в одних храмах установлена его точная стоимость, в других предусмотрены добровольные пожертвования. Этот вопрос также стоит обговорить со священником. Тем более, что часто предусмотрены «дополнительные услуги», к примеру, колокольный звон, церковный хор.

Выбор фотографа

Важно учесть, что делать видео либо фотосъемку обряда венчания разрешается не во всех церквях. Поэтому стоит заранее обсудить с батюшкой этот вопрос. Учитывая, что освещение в храмах специфическое, желательно выбирать профессионального фотографа, который учтет нюансы съемки, сможет выбрать правильные ракурсы, сделать качественные снимки, передающие атмосферу храма и величие обряда венчания.

Список необходимых вещей на обряд

  1. Документ о регистрации брака. Если же ранее были женаты или замужем, то и свидетельство о разводе.
  2. Освещенные кольца. В древности существовала традиция, согласно которой мужчина приносил в храм золотое украшение, что символизировало солнце и Бога, а девушка – серебряное, оно обозначало луну и церковь. После троекратного обмена у невесты оставалось изделие из золота, а у жениха – из серебра. В современном мире священники разрешают не следовать таким канонам и выбирать аксессуары на свой вкус, главное, чтобы это была не бижутерия. Рекомендуется подбирать более скромные модели, без огромных камней яркого цвета и другого бросающегося в глаза декора. Ведь венчальные кольца супруги должны воспринимать не как красивые побрякушки, а как символ своей любви. Идеальным решением станут: парные, гладкие, с гравировкой в виде имен, даты свадьбы или молитв, с небольшим бриллиантом или перстни. Разрешается использовать и свои обручальные колечки, если, конечно, они соответствуют перечисленным правилам.
  3. Православные иконы – Христа и Божьей Матери, которые нужны для благословения Вас. После Таинства их обязательно храните, ведь они предназначены оберегать Вашу семейную жизнь. Совет. Хорошая идея – взять иконы родителей.
  4. Большие свечи и два маленьких белых платочка – для новобрачных и два таких же платка для свидетелей под венцы.
  5. Два полотенца или рушника. Лучше, чтобы они были большими, ведь по традиции, на один из них молодоженам придется вставать. Вторым же перевязывают руки.
  6. Бутылка красного вина, желательно, Кагора. Его влюбленные будут пить из одной чаши во время церемонии.

Для церемонии необходимо приобрести некоторые вещи

Обручальные кольца

Обручальные кольца – символ того, что брачный союз нельзя расторгнуть. Обменивающиеся кольцам молодожены подтверждают готовность к полному доверию и единению друг с другом.
Фото 2
Раньше кольцо жениха делалось из золота. Это значило, что муж, как солнце, будет освещать жену благочестием. Колечко новобрачной – из серебра. Подобно луне, жена будет отражать свет солнца и покоряться ему.

Сейчас материал для колец выбирают не так строго, поэтому они могут быть изготовлены из любых металлов, но предпочтение все же отдают золотым или серебряным колечкам.

Кольца

По древней традиции на венчание покупалось два кольца – золотое и серебряное. Золотое олицетворяло солнечный свет и мужскую силу. А серебряное воплощало образ лунного света и, стало быть, женского начала. В наше время эта традиция практически отошла в прошлое. Зачастую покупаются одинаковые золотые или же серебряные кольца. Можно выбрать модели, инкрустированные драгоценными камнями. Но всё же лучше отдать предпочтение не очень вычурному, кричащему варианту.

Кольца необходимо отдать священнику до церемонии. Он помещает их на престол для освящения.

Свечи и вино

Свечи лучше всего купить в церковной лавке, там они обычно наилучшего качества. Впрочем, подойдут и декоративные венчальные восковые свечи, предварительно освященные батюшкой.

Не забудьте приобрести платочки – чисто-белые, простые или украшенные вышивкой и кружевом. Они понадобятся вам, чтобы обернуть основание свечи, иначе воск будет капать на руки.
Фото 11
Кагор является традиционным вариантом вина, но подойдёт любое красное креплёное. Вино в процессе церемонии предстоит пить молодым из одной чаши – символа постоянного общения и радости брачной жизни.

Рушники, кагор, каравай

В ритуале обязательно используют два белых полотенца или два отреза белой ткани. Одно из них обрамляет иконы. На другое – встают молодые во время таинства. Рушники символизируют такую же чистоту мыслей четы, как и белоснежный плат на голове новобрачной.

Кагор олицетворяет кровь Христа. Сладкое крепленое вино молодожены троекратно испивают из чаши в конце церемонии.

Каравай олицетворяет тело Христа. Батюшка в конце церемонии благословляет его. Обычно каравай оставляют в храме в знак благодарности.

Прочие

Фото 4
В набор для венчания входят и другие обязательные атрибуты:

  • Брачующиеся и свидетели непременно надевают нательные крестики
  • Нужна также освященная икона Спасителя (для жениха) и Божьей Матери (для невесты)
  • Могут понадобиться белые платочки, чтобы держать венцы и свечи.

Совет! Каждая церковь может вводить небольшие корректировки в традиционный набор обязательных для венчания принадлежностей, поэтому лучше обсудить с батюшкой список необходимых предметов заранее.

Необходимые документы

Перед обрядом молодые муж и жена должны предоставить в церкви:

  • свидетельство о браке;
  • свидетельство о рождении;
  • документ, подтверждающий крещение.

Венчание обычно устраивают после свадьбы. Отсутствие регистрации отношений в ЗАГСе не приветствуется церковью и считается греховным сожительством. Если муж и жена давно живут в официальном браке, их обвенчают даже через 20 лет. Но если отношения длятся столько же, но до сих пор не зарегистрированы, то батюшка пошлет пару в ЗАГС.

венчание в церкви

Что нужно сделать до Таинства

Для духовного очищения за три дня до сакрального обряда необходимо воздержаться от молочных, мясных и рыбных продуктов, а также яиц, алкогольных напитков и сигарет. Иными словами – соблюсти пост.

По правилам, накануне венчания мужу и жене нужно будет и исповедаться. Происходит это очень просто: приходите в собор и рассказываете обо всех своих грехах священнику. Он же, в свою очередь, выступает как посредник между Вами и Всевышним. Постарайтесь не стесняться данной процедуры и ничего не утаивать. Ведь только если Вы будете по-настоящему честны и искренни, то Бог услышит Вас и простит все деяния. Таким образом, в духовный брак Вы вступите безгрешными и обновленными.

В ночь перед церемонией, после 12-ти, придется отказать себе в еде. Так как утром, до Таинства, предстоит посетить литургию и там причаститься. Батюшка даст Вам ложечку вина и кусочек церковного хлеба.

Пост

Перед венчанием необходимо духовно очиститься и настроиться на сакральность момента. Для этого новобрачным следует три дня поститься – не есть животной пищи (молочных продуктов, мяса, рыбы, яиц). Стоит отказаться от алкоголя и по возможности от курения.

Если у вас медицинские противопоказания к такой диете или вы занимаетесь тяжёлым физическим трудом, то посоветуйтесь с батюшкой. Возможно, он сделает послабления. Смысл поста не столько в пищевых ограничениях, сколько в том, чтобы перенести фокус с плотского на духовное.

Важно! За три дня до венчания откажитесь от интимных отношений и шумных увеселительных мероприятий. Лучше посвятите это время друг другу в духовном плане, например, при совместном чтении молитв.

Исповедь

Подготовка к честной семейной жизни начинается с исповеди. Накануне венчания молодые жених и невеста каются в грехах, совершенных в течение собственной жизни и после знакомства друг с другом. Исповедуют крещенных. На таинство приходят вечером, отстояв вечернюю службу.

Как проходит исповедь перед обрядом:

  • батюшка встречает возле аналоя с крестом и Евангелием;
  • нужно подойти и чистосердечно рассказать о прегрешениях, но не оправдывать их;
  • выслушав покаяние, святой отец накрывает исповедующегося епитрахилью, возносит молитву о разрешении грехов и осеняет крестным знамением;
  • потом служитель дает поцеловать крест и Евангелие и благословляет.

Священнику нужно поведать о личных проступках, которые осознаются, как грехи, и за вызывающие чувство вины и раскаяния.

батюшка в церкве

Невоцерковленные молодые люди часто робеют перед священником. Им тяжело полностью открыться. Но нужно отбросить смущение и воспринимать служителя церкви, как посредника. Открывать тайны души ему — значит открывать их Богу. Если трудно сразу начать рассказ, святой отец задаст наводящие вопросы, и говорить станет легче. Нужно помнить, что его цель — не осуждать, а помочь очиститься от тяготящих чувств и мыслей.

Еще одна цель исповеди перед венчанием — убедиться в серьезном отношении молодых жениха и невесты к обряду.

Что нужно говорить на исповеди

К исповеди нужно тщательно подготовиться. Несколько дней перед покаянием рекомендуется утром и вечером читать молитвы. Накануне исповеди читают покаянный канон. Таинство исповеди обычно проходит во время литургии либо отдельно, по договоренности с батюшкой.

После прочтения священником особого чинопоследования молодожены по очереди подходят к аналою для исповеди. Чтобы не растеряться, можно дома заранее записать на листочек свои прегрешения.

Перечисляют только собственные грехи, а не близких, начиная с самых серьезных. Смертными грехами считаются:

  • гордыня;
  • чревоугодие;
  • зависть;
  • воровство;
  • прелюбодеяние;
  • уныние;
  • убийство;
  • неконтролируемый гнев.

исповедь перед венчанием что говорить

Как для жениха, так и для невесты, грехом считается поддержание добрачных половых связей, супружеская измена. Если женщина когда-либо делала аборт, она должна покаяться в этом. «Женскими» грехами считаются нескромное поведение, посещение храма во время менструального цикла, прием противозачаточных препаратов.

Во время исповеди указывают конкретные грехи, без подробного пересказа истории совершения проступка. Нельзя пытаться оправдать себя, ибо это станет еще одним грехом. Главное – каяться искренне, с твердым намерением исправить свою жизнь, не допустив повторения прежних грехов.

По окончании исповеди батюшка набрасывает на голову кающегося епитрахилью, читает разрешительную молитву.

Исповедь и причастие – не просто обязательные ритуалы, предшествующие венчанию. Это также подведение итогов прежней жизни, избавление от всех грехов, ошибок. Покаявшись и причастившись, молодожены смогут вступить в брак обновленными и безгрешными.

Как правильно причащаться

К совершению таинства Причащения приходят после минимум 3-дневного говения, во время которого держат пост, читают специальные молитвы. Накануне причастия молодые исповедуются. Обычно священнослужители назначают причастие на день венчания. Процедура причащения проходит натощак, поэтому, начиная с 12 ночи, нельзя принимать пищу, питье.

Утром молодожены приходят на богослужение. Причащение начинается после чтения молитвы «Отче наш». Нужно дождаться закрытия Царских врат, затем, вместе со всеми прихожанами, желающими причаститься, подойти к алтарю.

исповедь перед венчанием что говорить

После выноса священником Святых Даров, прочтения двух молитв, перекреститься, направиться к Чаше. Чтобы случайно не задеть Чашу, руки держат скрещенными на груди, положив правую на левую. Приблизившись к Чаше, причащаемый произносит свое имя, данное при Крещении, широко открывает рот, давая возможность батюшке вложить в него Тело и Кровь Христове. Желательно сразу проглотить их. Затем целуют край Чаши, подходят к столику для принятия просфоры и «теплоты».

В храме остаются до окончания Божественной литургии. Причащение заканчивается чтением благодарственных молитв в церкви или дома.

Внешний вид

Невесте и присутствующим в православном храме девушкам нужно обязательно быть с покрытой головой. В случае новобрачной – это может быть фата, капюшон от накидки или болеро, палантин и многое другое. Гостьям же уместно надеть платки.

Всем женщинам стоит прикрыть: плечи, спину, зону декольте и колени. Брачующейся необходимо подобрать максимально целомудренный наряд. Подвенечное платье не должно быть слишком откровенным, обтягивающим, мини длины, пафосным, с большим количеством декора.

Также откажитесь от черных, коричневых и остальных темных расцветок. Ведь в стенах собора это обычно расценивается, как траур. Подойдет любой спокойный светлый оттенок:

  • айвори;
  • нежно-розовый;
  • небесный;
  • персиковый;
  • чайной розы;
  • бежевый;
  • кремовый;
  • медовый;
  • бледно-желтый и так далее.

Броские и кислотные тона, например, красный, зеленый и лимонный тоже оставьте для другого случая.

Яркий макияж невесте также не рекомендуется делать. Идеальным решением станет скромный нюд и блеск для губ. Украшений должно быть по минимуму, а на руки лучше, вообще, ничего не надевать. В этот день главным пусть станет Ваше венчальное кольцо.

Обувь следует выбрать удобную как молодым, так и их гостям. Ведь Таинство длится примерно час и все это время необходимо будет стоять.

Для жениха и приглашенных мужчин правила намного проще, нежели для девушек. Главное, заходить в собор без головных уборов. Для брачующегося вполне подойдет классический костюм или рубашка и брюки. Главное, чтобы цвет ткани не был кричащим, а фасон – нестандартным.

У всех присутствующих на церемонии должны быть надеты нательные кресты.

Все женщины в храме должны быть с покрытой головой

Требования к наряду невесты

Подвенечное платье молодой невесты отличается целомудренностью. Оно должно закрывать колени, плечи, грудь. Можно накинуть сверху белый палантин. Неприемлемый наряд для венчания — брюки. Туфли тоже должны быть закрытыми, без тонких шпилек, на низком или среднем каблучке.

венчание в церкве

Голову нужно покрыть фатой или белой косынкой. Но не следует надевать длинную фату, чтобы случайно не поджечь ее свечой. Недопустимая деталь подвенечного наряда — шляпка, массивный головной убор, высокая прическа со сложным украшением, которые будут мешать надеть венец.

Не приветствуется яркий макияж. Нельзя целовать крест и иконы накрашенными губами. Лучше вообще отказаться от макияжа во время пребывания в церкви, а особенно во время венчания. Ибо пред Господом должно предстать в естественном облике, которым Он наделил, без вводящей в заблуждение и искушение краски на лице.

Как вести себя в храме

  • нельзя опаздывать на обряд, лучше придите немного раньше;
  • православные христиане крестятся обязательно правой рукой, не забывайте об этом правиле;
  • по левую сторону становятся женщины, по правую – мужчины. Стоит предупредить об этом своих гостей, чтобы они до начала Таинства заняли верные места, ведь в течение процедуры ходить будет нельзя;
  • сотовые телефоны на венчании в обязательном порядке нужно отключить и не отвлекаться на них;
  • к иконостасу вставайте лицом;
  • насчет фото и видеосъемки заранее договоритесь со священником.

Стоимость

Что касается цены, то ее как таковой нет, ведь расценок не существует. Но хорошей традицией является добровольное пожертвование храму, в знак благодарности за обряд. Сумма варьируется от места проведения, обычно, в больших соборах Москвы и Санкт-Петербурга принято оставлять от 5000 тысяч рублей, в маленьких же городах чаще всего от 500.

О поведении в храме во время Таинства Венчания

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах — женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Как проходит церемония венчания в церкви?

Молодоженам следует с утра неплотно позавтракать, если утром они собираются исповедаться и причащаться перед обрядом, то в церковь стоит идти натощак.

Девушке следует одеться благочестиво, голова и плечи должны быть покрыты платком, юбка платья должна быть ниже колена. Поскольку придется долго стоять, то лучше выбрать удобную обувь без каблука. Жениху при входе в церковь полагается снять головной убор.

Как происходит само таинство? Где, когда и с кем проходит венчание? Процедура во всех православных храмах происходит примерно одинаково. На таинстве необходимо присутствовать только венчающимся и священнику, который будет проводить обряд. Свидетели, гости, церковный хор – по желанию венчающейся пары.

Сначала священнослужитель обручает венчающихся, они официально становятся обрученными. Пара три раза обменивается кольцами. Затем их вводят в храм, освящая путь кадилом. После батюшка, благословляя супругов, вручает им зажженные венчальные свечки. Молодожены со свечами становятся на расстеленное на полу полотенце перед подставкой для богословских книг, на котором лежат венчальные короны. Священнослужитель возлагает их на головы венчающихся, короны держат свидетели, или они одеваются на головы молодоженов. Затем читаются молитвы о благословении семьи, даровании им семейного благополучия. Священник освящает вино, трижды дает испить из чаши с вином каждому из венчающихся, потом соединяет руки супругов вместе и накрывает их епитрахилью, что символизирует неразрывность их союза.

Как происходит обручение

Обру­че­ние совер­ша­ется в озна­ме­но­ва­ние того, что брак совер­ша­ется перед лицом Божиим, в Его при­сут­ствии, по Его все­бла­гому Про­мыслу и усмот­ре­нию, когда пред Ним скреп­ля­ются вза­им­ные обе­ща­ния всту­па­ю­щих в брак.

Обру­че­ние совер­ша­ется после Боже­ствен­ной Литур­гии. Этим жениху и неве­сте вну­ша­ется важ­ность Таин­ства брака, под­чер­ки­ва­ется, с каким бла­го­го­ве­нием и тре­пе­том, с какой душев­ной чисто­той они должны при­сту­пить к его заклю­че­нию.

То, что обру­че­ние совер­ша­ется в храме, озна­чает, что муж при­ни­мает жену от Самого Гос­пода. Чтобы яснее вну­шить, что обру­че­ние совер­ша­ется перед лицом Божиим, Цер­ковь пове­ле­вает обру­ча­ю­щимся пред­стать перед свя­тыми две­рями храма, тогда как свя­щен­ник, изоб­ра­жа­ю­щий в это время Самого Гос­пода Иисуса Христа, нахо­дится в свя­ти­лище, или в алтаре.

Свя­щен­ник вводит жениха и неве­сту в храм в озна­ме­но­ва­ние того, что вен­ча­ю­щи­еся подобно пер­во­здан­ным пра­ро­ди­те­лям Адаму и Еве начи­нают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супру­же­стве.

Обряд начи­на­ется каж­де­нием в под­ра­жа­ние бла­го­че­сти­вому Товии, кото­рый возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молит­вою ото­гнать демона, враж­деб­ного чест­ным бракам (см.: Тов. 8, 2 ). Свя­щен­ник трижды бла­го­слов­ляет сна­чала жениха, потом неве­сту, про­из­нося: “Во Имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа” и дает им зажжен­ные свечи. На каждое бла­го­сло­ве­ние сна­чала жених, потом неве­ста трижды осе­няют себя крест­ным зна­ме­нием и при­ни­мают от свя­щен­ника свечи.

Трое­крат­ное осе­не­ние крест­ным зна­ме­нием и вру­че­ние жениху и неве­сте зажжен­ных свеч есть начало духов­ного тор­же­ства. Зажжен­ные свечи, кото­рые держат в руках жених и неве­ста, зна­ме­нуют ту любовь, кото­рую они отныне должны питать друг к другу и кото­рая должна быть пла­менна и чиста. Зажжен­ные свечи зна­ме­нуют также цело­муд­рие жениха и неве­сты и пре­бы­ва­ю­щую бла­го­дать Божию.

Кре­сто­вид­ное каж­де­ние озна­чает неви­ди­мое, таин­ствен­ное при­сут­ствие с нами бла­го­дати Духа Свя­того, освя­ща­ю­щего нас и совер­ша­ю­щего святые таин­ства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое свя­щен­но­дей­ствие начи­на­ется сла­во­сло­вием Богу, а при совер­ше­нии брака оно имеет и особое зна­че­ние: бра­чу­ю­щимся брак их пред­став­ля­ется делом вели­ким и святым, таким, через кото­рое сла­во­сло­вится и бла­го­слов­ля­ется имя Божие. (Воз­глас: “Бла­го­сло­вен Бог наш”.).

Мир от Бога необ­хо­дим бра­чу­ю­щимся, и соче­та­ются они в мире, для мира и еди­но­мыс­лия. (Диакон воз­гла­шает: “Миром Гос­поду помо­лимся. О свыш­нем мире и спа­се­нии душ наших Гос­поду помо­лимся”.).

Затем диакон про­из­но­сит, между дру­гими обыч­ными моле­ни­ями, моле­ния о бра­чу­ю­щихся от лица всех при­сут­ству­ю­щих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и неве­сте — это молитва о ныне обру­ча­ю­щихся и о спа­се­нии их. Святая Цер­ковь молит Гос­пода за жениха и неве­сту, всту­па­ю­щих в брак. Цель супру­же­ства — бла­го­сло­вен­ное рож­де­ние детей для про­дол­же­ния рода чело­ве­че­ского. Вместе с тем Святая Цер­ковь про­из­но­сит моле­ние, чтобы Гос­подь испол­нил любое про­ше­ние жениха и неве­сты, отно­ся­ще­еся к их спа­се­нию.

Свя­щен­ник, как совер­ши­тель Таин­ства брака, про­из­но­сит вслух молитву к Гос­поду о том, чтобы Он Сам бла­го­сло­вил жениха и неве­сту на всякое благое дело. Затем свя­щен­ник, пре­по­дав мир всем, пове­ле­вает жениху и неве­сте и всем при­сут­ству­ю­щим в храме пре­кло­нить головы свои пред Гос­по­дом, в ожи­да­нии от него духов­ного бла­го­сло­ве­ния, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва воз­но­сится к Гос­поду Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, кото­рую Он обру­чил Себе.

После этого свя­щен­ник берет кольца со свя­того пре­стола и наде­вает сна­чала кольцо жениху, трижды осеняя его кре­сто­об­разно, говоря: “Обру­ча­ется раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя неве­сты) во имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа”.

Потом наде­вает кольцо неве­сте, также с трое­крат­ным осе­не­нием ее, и про­из­но­сит слова: “Обру­ча­ется раба Божия (имя неве­сты) рабу Божи­ему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа”.

Кольца имеют при обру­че­нии очень важное зна­че­ние: это не просто дар жениха неве­сте, а знак нераз­рыв­ного, веч­ного союза между ними. Кольца кла­дутся на правую сто­рону свя­того пре­стола, как бы перед лицом Самого Гос­пода Иисуса Христа. Этим под­чер­ки­ва­ется, что через при­кос­но­ве­ние к свя­тому пре­столу и воз­ле­жа­ние на нем они могут при­нять силу освя­ще­ния и низ­ве­сти на бра­чу­ю­щихся бла­го­сло­ве­ние Божие. Кольца на святом пре­столе лежат рядом, выра­жая тем самым вза­им­ную любовь и еди­не­ние в вере жениха и неве­сты.

После бла­го­сло­ве­ния свя­щен­ника жених и неве­ста меня­ются коль­цами. Жених наде­вает свое кольцо на руку неве­сте в знак любви и готов­но­сти жерт­во­вать всем жене своей и помо­гать ей всю жизнь; неве­ста наде­вает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и пре­дан­но­сти, в знак готов­но­сти при­ни­мать от него помощь всю жизнь. Такой обмен про­из­во­дится трижды в честь и славу Пре­свя­той Троицы, Кото­рая все совер­шает и утвер­ждает (иногда кольца меняет сам свя­щен­ник).

Затем свя­щен­ник снова молит Гос­пода о том, чтобы Он Сам бла­го­сло­вил и утвер­дил Обру­че­ние, Сам осенил поло­же­ние колец бла­го­сло­ве­нием небес­ным и послал им Ангела хра­ни­теля и руко­во­ди­теля в новой их жизни. На этом обру­че­ние закан­чи­ва­ется.

Брачные обеты

Молодожены с горящими свечами выходят на середину храма, встают на белое полотенце возле аналоя.

Священник задает вопросы, добровольно ли молодые заключают брак, не держат ли они друг друга в заблуждении относительно своих намерений.

Венчание

Звучат три молитвы, где испрашивается благословение для брачующихся.

Затем наступает самый торжественный момент – батюшка, взяв венец, благословляет жениха, далее невесту со словами «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их».

Чтение Священного Писания и Общая чаша

Зачитывается отрывок послания апостола Павла, где говорится об обязанностях супругов в семье. Затем читают Евангелие, и снова возносится молитва о новобрачных.

Потом все читают молитву «Отче наш». Ее лучше выучить заранее. Молодожены в ней свидетельствуют о готовности служить Господу и выполнять Его волю в семье.
Фото 10
Батюшка подает чашу с вином. Новобрачные поочередно тремя глотками должны из нее испить.

Обхождение аналоя

Священнослужитель скрепляет правые руки четы и накрывает их концом епитрахили (длинной ленты) в олицетворение того, что жена вручается мужу.

Затем он, держа крест, троекратно обводит пару вокруг аналоя. Круг является символом нерасторжимости заключенного союза. В это время поются церковные тропари, которые воссылают благодарение за заключение брака.

Затем с супругов снимаются венцы. Они преклоняют головы и скрепляют союз целомудренным поцелуем.

Как совершается венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
( “Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» («“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)— “Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно—главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью — чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью — о благословении Божием, — теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

“Господи наш, славою и честью венчай их” — запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи — малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20—33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене—это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу—подобие отношения Церкви ко Христу Это—взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа — призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому — Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4—5).

Муж и жена — члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1—11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,— явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их — нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши — сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених — к иконе Божией Матери, а невеста — к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы.

Какие слова говорит священник?

Батюшка торжественно приветствует вновь созданную семью. Жениху предписывается «умножаться и ходить в мире», а невесте – заботиться о «веселии мужа».
Фото 11
Затем молодоженов ведут к царским вратам. Там они целуют крест и им вручаются венчальные иконы. Батюшка обращается с напутствием. Суть его в том, что для сохранения любви надо вести праведную жизнь, уважать и почитать супруга.

Задача свидетелей на обряде венчания в церкви – что делают поручители?

Свидетели должны быть верующими и крещеными – друг жениха и подруга невесты, которые после венчания станут духовными наставниками данной пары и ее молитвенными хранителями.

Сколько длится?

В древние времена венцы снимали только на восьмой день. Сейчас обычно длительность обряда составляет от 40 минут до часа.

Если венчает священник, хорошо знающий пару, его напутственное слово может быть более развернутым. Тогда церемония продлится несколько дольше.

Что может препятствовать христианскому браку?

Зачастую готовящиеся к венчанию сначала регистрируют гражданский брак в загсе. Православная Церковь считает гражданский брак лишенным благодати, но как факт признает и не считает его незаконным блудным сожительством. Тем не менее условия заключения брака по гражданскому законодательству и по церковным канонам имеют различия. Однако не всякий гражданский брак может быть освящен в церкви.

Церковь не допускает вступление в брак более трех раз. По гражданскому законодательству разрешен четвертый и пятый брак, которые Церковь не благословляет.

Не благословляется брак, если один из брачующихся (и тем более оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей.

Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять крещения перед венчанием.

Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословление на вступление в новый брак.

Еще одно препятствие к совершению браковенчания — кровное родство жениха и невесты и родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении.

Когда не совершается венчание?

Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях. Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней — среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем.

Сколько раз можно венчаться в церкви

В храме одного человека могут проводить через таинство заключения церковного союза только три раза. При этом проведение второго и третьего обряда рассматривается больше как снисхождение, помощь прихожанину наладить свою семейную жизнь. На венчание же в четвертый раз церковью наложен запрет.

Требования к свадебной трапезе

Трапеза после обряда венчания в церкви отличается от обычного свадебного застолья скромностью, домашней атмосферой. За общим столом собираются родственники, друзья и проводят время за беседой. Праздник проходит в духе христианского благочестия, без злоупотребления алкоголем и танцев. Запретов на определенные блюда нет. Обряд венчания не проводят в пост. Из напитков подают кагор. Главное требование к застолью — умеренность.

Приметы и суеверия

Многие пары, решив обвенчаться, начинают искать информацию о приметах, связанных с этим таинством. И они действительно есть, так как венчание – это очень старый обычай, и за свою продолжительную многовековую историю собрал около себя много поверий. Священники же стараются объяснять молодым, что в приметах нет никакой смысловой нагрузки. Приметы беспочвенны, в большинстве своем надуманы, и являются продуктом фантазии людей. Тем не менее современные девушки в приметы все еще верят, стараются соблюдать их, и замечать каждую мелочь, которая может указывать на исход венчания.

Считается, что наилучшим временем для венчания является последний день первой недели после окончания Великого поста, или так называемая Красная горка. И этот факт довольно противоречив, так как Красная горка – это на самом деле языческий праздник, и к церкви никакого отношения он не имеет. Его отмечали славяне как окончание весны и зарождение новой жизни.

В это время молодежь встречалась на горке, пела песни и заводила знакомства. В связи с этим Красную горку также символизируют с зарождением новой семьи. После этого и пошло поверье, что венчание в данный день знаменует счастливый брак и долгую счастливую жизнь пары.

Другие приметы о венчании начинаются уже с порога дома невесты.

  • После того как молодые уехали в храм, в доме невесты мыли пол, чтобы она более не вернулась к своим родителям.
  • Жаркая душная погода – не самая благоприятная примета, именно поэтому пара считает наилучшим периодом для венчания осень или весну.
  • Нельзя переходить дорогу паре, которая идет венчаться.
  • Чтобы пара жила в браке счастливо, нужно под порог положить открытый замок, а после того как пара его перешагнет, закрыть, ключ выкинуть, и оставить замок молодым.
  • На торжественную церемонию церковного брака паре нужно идти здоровыми, иначе можно повенчаться со своими болезнями и не вылечиться от них.
  • Если перед обрядом венчания дать клятву друг другу в вечной любви и верности, стоя у колодца, то брак молодых будет нерушимым.
  • Нельзя по пути в церковь называть друг друга по имени, иначе пара будет много конфликтовать.
  • Плохими приметами являются погодные факторы. Если разразился пурга и буря, это будет плохой приметой, а венчание пройдет не совсем гладко.

    С кольцами тоже связано много легенд, примет и суеверий.

    • На Руси издревле считалось, что кольца и вовсе носить не нужно. Золотое кольцо мужа отдавалось на хранение жене, а серебряное кольцо жены – мужу.
    • Если есть резьба на кольце, то это к ухабам на дороге жизни, а камни на кольце – это слезы.
    • Покупку колец нужно осуществлять только вдвоем.
    • Нельзя покупать кольца впопыхах. Рекомендуют позаботиться о покупке хотя бы за неделю до события.
    • Кольца должны быть размер в размер, не малы и не велики. Переделывать их под свой размер крайне не рекомендуется, как и использовать для изготовления колец украшения своих родителей или родственников.
    • Для венчания не используют кольца от прошлых браков.
    • Венчальные кольца нельзя надевать на перчатки, поэтому перед церемонией их нужно снять.
    • Нельзя разделять бюджет на покупку колец и необходимо, чтобы оба кольца купил муж, дабы в семье не было разногласий.
    • Кольца нельзя показывать и давать мерить другому человеку. В противном случае один из супругов окажется изменником.

      Суеверия коснулись не только колец, но и одежды молодых.

      • Если накануне венчания на платье оторвалась пуговица или какой-то элемент одежды, то это к беде.
      • На одежду молодым нужно приколоть булавки против сглаза.
      • Нельзя надевать венчальное платье до самого венчания – свадьбы не будет.
      • Венчальное платье невесты должно быть цельным, а не разделенным на корсет и пачку или юбку. Соблюдая эту примету, невеста ограждает себя от развода с мужем.
      • На венчальных одеждах количество пуговиц должно быть четным, иначе супруга ждет измена.
      • Цветы в волосах без фаты и иного покрытия сулят о скором разрыве отношений.
      • Нельзя приходить на обряд венчания в туфлях с открытым носком.
      • Венок на волосах невесты на церемонии венчания смотрится очень мило, но счастья он ей не принесет, она быстро станет одинокой и несчастной.

        Проводы молодых в церковь и сам обряд тоже обросли паутиной легенд и примет.

        • Детей благословляют родители с иконами Божьей Матери и Спасителя. Если в благодарность молодые поклонились синхронно, то брак будет долгим.
        • Войти в храм молодым следует с правой ноги.
        • При входе в храм свидетельница обряда должна постелить рушник под ноги молодым, кто ступит на него первым, будет считаться главой семьи.
        • Паре выдают венчальные свечи, которые после обряда, как и рушник, нужно забрать. Свечи можно зажигать во время болезней.
        • Во время церемонии, когда на молодых надевают венцы, они не смотрят в глаза друг другу. Взгляд должен быть направлен на священника, проводящего обряд венчания.
        • Если после венчания с неба польется дождь, выйдет радуга, это будет означать долгую совместную жизнь в радости и согласии.
        • После обряда необходимо возвращаться другой дорогой, а не той, по которой молодые ехали в церковь.
        • Венцы, вопреки расхожему мнению, должны быть надеты на головы брачующихся. В противном случае такой церковный брак недействителен.
        • Если свечи трещат, то брак будет нестабильным.
        • Чья свеча прогорит дольше во время обряда, тот супруг будет дольше жить.
        • Дождь, который пошел во время процессии, сулит о скором богатстве молодых.
        • На Руси было такое поверье, что перед тем как лечь в кровать, в брачные кубки опускались венчальные кольца вместе с вином. Только после испития кубка была возможна близость.
        • После обряда венчания надо посмотреться с супругом в одно зеркало. После этого брак будет счастливым.

        Сейчас в связи с тем, что венчания нередко празднуют вместе со свадебным торжеством, молодые после свадьбы и обряда венчания едут кататься, фотографироваться в парках и скверах. Но это по поверьям неправильно. После венчания нужно ехать домой, чтобы не растерять той благодати и счастья, которые они обрели в церкви. На прогулке же невеста может поймать недобрый взор от прохожих, которые несчастны, нередко молодую или обоих супругов могут сглазить, а потому при невозможности поехать сразу к родителям, стоит позаботиться о защите от сглаза и нехороших мыслей.

        Молодые после венчания часто делают денежные пожертвования. Также существует примета делать ритуальный подарок церкви в благодарность за совершение таинства. Традиционным подарком служит свежий хлеб в белоснежной ткани или полотенце.

        И напоследок — пара слов о свадебной трапезе

        Венчание, как сказано выше – не свадьба. И Церковь предостерегает от возможного непристойного и неблагоговейного поведения всех присутствующих на венчании после таинства.

        Приличные христиане после венчания скромно обедают, а не пляшут в ресторанах. Причем, на брачном скромном пиру не должно быть каких-либо неприличий и невоздержаний.

        Выводы

        Подведем итоги: главное приготовление к таинству соединения двух любящих сердец в Боге – это говение. Святая Православная Церковь говорит о том, что молодоженам рекомендовано подготовить себя к венчанию подвигом поста, покаяния, молитвы и причащения.

        День и время обговаривается в храме со священником. Для обрядовой стороны таинства необходимо иметь:

        • Иконы Христа Спасителя и Богородицы;
        • обручальные кольца (на выбор будущих супругов, можно без символического выражения, но можно и с учетом традиций);
        • венчальные свечи;
        • полотно.

        [spoiler title=»Источники»]

        • https://vplate.ru/venchanie/pravila-i-istoriya/
        • http://VseoSvadibe.ru/pravila-venchaniya.html
        • https://media.elitsy.ru/novosti/tainstvo-venchanija-v-pravoslavnoj-cerkvi-pravila-i-podgotovka/
        • https://pravlife.ru/venchaniye/
        • https://wedus.online/tradisii/venchanie/kak-prohodit.html
        • https://pravoslavy.ru/liturgiya/venchanie-v-tserkvi
        • https://www.colady.ru/kak-proxodit-pravoslavnyj-obryad-venchaniya-v-cerkvi.html
        • https://www.pravmir.ru/tainstvo-venchaniya/
        • https://wedly.ru/svadba/registraciya-braka/venchanie
        • https://weddingdate.ru/tradicii/venchanie/v-pravoslavnoy-cerkvi-pravila.html
        • https://wedus.online/tradisii/venchanie/chto-nuzhno.html
        • https://pravoslavy.ru/liturgiya/ispoved-pered-venchaniem-chto-govorit
        • https://sunmag.me/venchanie/kak-prohodit-obryad-venchaniya.html
        • https://azbyka.ru/venchanie-podgotovka-usloviya-sovershenie
        • https://zags.ru/protsedura-venchaniya/
        • https://FB.ru/article/403139/kak-podgotovitsya-k-venchaniyu-sovetyi-i-rekomendatsii-svyaschennikov

        [/spoiler]

        От mother