Идея, что читать по складам для ребенка легче и естественней, возникла еще во времена Льва Толстого, а основоположником современной методики стал петербургский педагог Н.А. Зайцев, который придумал свои знаменитые кубики. Это его пособие по обучению чтению, равно как и грамоте, счету, письму, кардинально отличается от всех прочих. Хотя изначально методика была рассчитана на 5-6-летних детей, сегодня появились развивающие центры, которые предлагают учить читать «по Зайцеву» буквально с рождения.
В чем же суть метода? Складом считается слияние звуков: согласного с гласным, согласного с мягким или твердым знаком, отдельный гласный или согласный звук. Например, «ма-ма», «мы-ш-ка» и т. д. Склады расположены на гранях картонных кубиков. Кубики отличаются по цвету, размеру и звуку, который они издают благодаря соответствующему наполнению. В комплект пособий входят и таблицы, на которых расположены все склады русского языка (их надо пропевать), книга для взрослых с примерами заданий и диск с песнями-попевками.
Преимущества
Методика учит читать по складам, а не по буквам и слогам; она очень физиологична и наиболее «игровая». Физиологична потому, что кубики рассчитаны на все органы чувств малыша. Метод помогает сохранить карапузу нормальное зрение — ведь кубики, в отличие от текста книги, объемные, а не плоские, и крохе не нужно лишний раз напрягать глаза. Они интересно и по-разному звучат железные — гремят, деревянные -стучат, некоторые еще и шуршат. Они отличаются по весу и цвету — вот сколько помощников для определения и нахождения нужных частей слова! А если еще кубики и таблицы поместить в разных концах комнаты, можно будет тренировать мышцы глазного яблока. С помощью кубиков можно еще и тренировать мелкую моторику, что влияет на развитие интеллекта.
Так как эта система обучения предполагает постоянное движение, она идеальна для активных и гиперактивных детей. И в самом деле, в кубики можно просто весело играть, чем создатель методики и предлагает заниматься на самых первых «уроках»: строить из них башни и мосты, поезда и туннели, использовать их как метательные снаряды и кроватки для кукол. С ними можно петь, танцевать и кувыркаться. При этом запоминание складов происходит как бы само собой, внимание ребенка на этом не фиксируют. В результате малыш начинает читать быстро и легко. Благодаря тому что на кубиках нет неправильных сочетаний (например, «жы-шы»)( кроха изначально запоминает правильное написание слов.
Методика подходит для любого возраста, даже для месячных младенцев. Ее можно использовать в качестве скоростного средства обучения, если до школы осталась буквально пара-тройка месяцев. Уже через несколько занятий малыш сможет играть в кубики и петь таблицы без помощи взрослого, что сэкономит время родителей и приучит чадо к самостоятельности.
Недостатки
В школе ребенка придется переучивать со складов на слоги и части слов; будут трудности с членением слова на слоги; многие родители не готовы совмещать занятия с громкими, подвижными играми; магазин, где про- даются кубики и таблицы, придется поискать, а самому изготовить кубики не так просто. Кроме того, таблицы занимают много места, что составляет большую проблему для современных малогабаритных квартир.