Свойства внимания
Итак, какие же важные стороны внимания должны быть развиты, чтобы можно было назвать ребенка внимательным?
- Произвольность – умение осознанно направлять внимание на нужный объект. Это один из важнейших навыков, позволяющих усваивать материал на уроках.
- Концентрация – способность преднамеренного сосредоточения на чем-либо. Здесь важную роль играет мотивация. Концентрировать внимание ребенок учится посредством своего сознания. Считается, что в среднем человек может концентрироваться около 40 минут – это как раз время школьного урока.
- Объем внимания – то есть количество одновременно удерживаемых сознанием предметов в поле зрения. Другими словами, способность длительно сосредотачиваться на нескольких объектах. Чем их больше и время дольше, тем выше объем внимания.
- Устойчивость – умение длительно сосредотачиваться на одном предмете, не переключаясь на другой. Устойчивость дает возможность открывать в привычных вещах все новые свойства и качества. Если ребенок не концентрирует внимание на объекте, постоянно отвлекается от него, внимание считается лабильным.
- Переключаемость – способность целенаправленно изменять фокус внимания. Переключаемость обусловлена внешними обстоятельствами, влиянием более значимого объекта и характеризуется преднамеренностью. В противном случае мы получаем не переключаемость, а обычную отвлекаемость. Переключаемость важна для смены деятельности.
- Распределение – умение сконцентрировать внимание одновременно на нескольких примерно одинаковых по значимости объектах. Добиться этого бывает нелегко, человек быстро устает от необходимости постоянно удерживать в фокусе все предметы.
- Избирательность – способность сознания выделять более значимую часть или свойство объекта, явления, поставленного вопроса. Избирательность особенно важна при решении математических задач.
Зачем нужна концентрация
Прежде чем нам научиться, как сосредоточиться на одной цели, давайте чуть подробнее обратимся к теме мотивации.
По своему и чужому опыту мы знаем: проще всего удерживать внимание на том, что нам интересно. Согласитесь, заниматься любимым делом, например, писать статьи или вести блог, приятно. Для этого не приходится прикладывать героических усилий и заставлять себя.
Мы готовы отдаваться такому занятию, не жалея сил и времени. Даже если постороннему наблюдателю оно кажется слишком сложным, мы этой многотрудности не замечаем, погружаемся в него, почти медитируя. Как-то само собой отсекается все «лишнее», что в данный момент не входит в сферу наших приоритетов.
Но в жизни нередко приходится заниматься и не слишком увлекательными делами. И тогда часто возникает вопрос: «Не могу сосредоточиться, что делать?» Вопрос грамотный, ведь, действительно, проблему надо решать.
Если научиться концентрации на главных задачах, энергия не будет рассеиваться, растрачиваться по мелочам, как это часто бывает в жизни. Природа нас наделяет недюжинными силами, но мы нередко их используем нерационально, и в итоге получаем много суеты, массу потраченных нервов, времени, здоровья, а результат сомнительный.
Умение концентрироваться экономит нам массу энергии. Порой кажется, что научиться этому слишком сложно. Но это возможно, а главное — нужно!
Овладев этим умением, мы получаем уникальный инструмент самосовершенствования, а дальше работает принцип домино: начинаем собирать урожай достижений.
Немного теории
Что такое внимание? В общем смысле – способность сосредотачиваться на объекте, действии, событии, внутренних переживаниях. При этом усиленно работают память, мышление, сенсорика. А концентрация внимания – способность длительно удерживать его на этом объекте, действии, событии, переживании, выделяя «объект» в сознании из всех остальных вокруг.
Соответственно, развитие концентрации у детей подразумевает развитие у них навыка удерживать на чем-то внимание, не отвлекаясь. Способность эта совершенствуется с возрастом.
До 3 лет у малышей в основном внимание непроизвольное, то есть не зависящее от их желания, а вызываемое внешними стимулами (показали яркую игрушку, сильно хлопнули дверью, включили музыку или любимый мультик, чирикнула пестрая птичка…). Малыш реагирует на эти раздражители, пока они ему интересны.
Произвольное внимание требует воли и целенаправленности, умения управлять умственной деятельностью. Навык сосредоточения на чем-либо по осознанному желанию вырабатывается у детей к 5–6 годам.
От того, насколько глубоко и всесторонне развито внимание дошкольника, во многом будет зависеть его успеваемость уже как школьника.
Что значит – всесторонне? Это значит, должны быть развиты все важные свойства внимания: объем, концентрация, переключаемость, устойчивость.
Что такое концентрация внимания
Концентрация внимания — это своеобразное погружение в процесс или ситуацию. Например, когда читаешь интересную книгу, то погружаешься в неё полностью, не замечаешь времени и происходящего вокруг.
Для качественной концентрации внимания нужен интерес. В жизни бывают ситуации, когда не хочется что-то делать, но нужно. Например, в учёбе или в работе. Просто необходимо выучить весь курс лекций за семестр в ночь перед экзаменом, доделать месячные отчёты на работе точно в срок. Но внимание распыляется на фильм, идущий по телевизору, на телефонные разговоры, срочно хочется выбрать отель для отпуска или новую кофточку в интернет-магазине. Чтобы не отвлекаться на посторонние вещи, нужно учиться контролировать своё внимание.
Для чего нужна концентрация внимания?
В первую очередь, способность сосредоточиться на чем-то одном и не отвлекаться, необходима на работе. Представьте: вы получили новую срочную задачу от руководства, тогда как в вашей голове еще много нерешенных вопросов. Если вы умеете быстро переключиться, отложить на второй план всё, что есть на данный момент, и приступить к новому делу, вы быстро справитесь с поставленной задачей, предоставите результат и еще раз докажете, что являетесь хорошим работником. Но если вы не умеете концентрироваться, вряд ли у вас это получится.
Знания о том, как научиться концентрироваться, пригодятся не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. В голове у каждого человека всегда очень много мыслей. И часто надо сконцентрироваться на одной мысли, чтобы, например, спланировать поездку, поход в магазин, мероприятие или что-то другое. Если вы от начала до конца продумаете одну мысль, то в процессе реализации запланированного у вас не возникнет негативных эмоций, и вы успешно достигнете поставленной цели.
Так как стать сконцентрированным тогда, когда это нужно? Предлагаем вам несколько способов.
Почему не получается сосредоточиться
У большинства людей нет проблем с концентрацией внимания. У них трудности с принятием решения.
Мы можем убедить себя сосредоточиться на деле, если убрать с пути всё, что отвлекает. У вас когда-нибудь была задача, которую нужно было закончить во что бы то ни стало? Вы выполняли её, потому что дедлайн принимал решение вместо вас. Может, вы и прокрастинируете, но, как только дело вынуждает вас принять решение, вы действуете.
Часто вместо того, чтобы принять трудное решение и выбрать одно дело, мы убеждаем себя, что лучше работать в многозадачном режиме. Но это неэффективный подход, и вот почему.
Почему многозадачность не работает
Технически мы можем делать два дела одновременно. К примеру, смотреть телевизор и готовить ужин или отвечать на входящие во время телефонного разговора.
Но сосредоточиться на двух делах одновременно невозможно. Вы либо смотрите телевизор, помешивая макароны в кастрюле в фоновом режиме, либо готовите макароны, а телевизор становится фоновым шумом. В каждый отдельный момент времени вы концентрируетесь или на одном, или на другом.
Многозадачность заставляет ваш мозг быстро переключать внимание с одного дела на другое. И если бы человеческий мозг умел переходить от одной работы к другой без дополнительных усилий, никакой проблемы бы не было. Но наша голова так не работает.
Вспомните ситуацию, когда вас кто-то прерывал, когда вы писали письмо. Когда разговор заканчивается, обычно вам требуется несколько минут, чтобы сориентироваться, вспомнить, о чём вы писали, и продолжить. Нечто подобное происходит, когда вы делаете несколько дел одновременно.
Каждый раз, когда вы переключаетесь с одной задачи на другую и обратно, вам приходится прилагать умственные усилия.
В психологии это называется эффектом затрат на переключение.
Затраты на переключение — это перебои в продуктивности, которые мы испытываем, когда переключаем наше внимание от одного дела к другому. ИсследованиеReducing the effect of email interuption on employees. 2003 года, опубликованное в International Journal of Information Management, показало, что, отвлекаясь на обычную проверку электронной почты раз в пять минут, человек тратит в среднем 64 секунды, чтобы возобновить выполнение текущей задачи.
Другими словами, из-за одной только электронной почты мы тратим впустую одну минуту из каждых шести.
Миф о многозадачности гласит, что она делает вас эффективнее. В действительности значение имеет только концентрация внимания.
Как сосредоточиться и увеличить продолжительность концентрации внимания
Давайте поговорим о том, как преодолеть нашу склонность к многозадачности и концентрироваться на одном деле за раз. Как понять, на какой из многих возможных вариантов нужно обратить внимание?
Стратегия Уоррена Баффетта — «Два списка»
Один из моих любимых методов, позволяющих сосредоточить внимание на важном и исключить всё остальное, придумал известный инвестор Уоррен Баффетт.
Баффетт использовал трёхступенчатую стратегию для повышения личной продуктивности, чтобы помочь своим сотрудникам определить приоритеты и спланировать действия.
Однажды Баффетт предложил своему личному пилоту выполнить простое упражнение, состоящее из трёх шагов.
- Шаг 1. Для начала Баффетт попросил пилота Майка Флинта записать 25 главных карьерных целей. На то, чтобы разобраться и написать, Флинту потребовалось какое-то время. Совет: можно выполнить это упражнение с целями на небольшой промежуток времени. Например, составить список из 25 дел, которые вы хотите закончить на этой неделе.
- Шаг 2. Затем Баффетт попросил Флинта пересмотреть свой список и выбрать 5 самых важных целей. На это Флинту снова потребовалось время, но в итоге он выбрал 5 наиболее приоритетных целей.
- Шаг 3. К этому моменту у Флинта появилось два списка. Пять наиболее важных пунктов были объединены в список A, а остальные двадцать — в список Б. Флинт решил, что сразу же начнёт работать над пятью наиболее важными целями.
И в этот момент Баффетт поинтересовался, что тот собирается делать со вторым списком.
Флинт ответил: «Пять важнейших целей занимают моё основное внимание, но и двадцать других тоже важны, поэтому я буду работать над ними время от времени, когда представится возможность. Они, конечно, не настолько срочные, но я по-прежнему планирую уделять им внимание».
На что Баффетт сказал: «Нет, Майк, ты понял всё неправильно. Всё, кроме пяти главных целей, — это список дел, которых нужно избегать любой ценой. Что бы ни случилось, ты не должен уделять внимание списку Б, пока не достигнешь пяти важных целей».
Я люблю метод Баффетта, потому что он подталкивает принять сложное решение и исключить дела, которые можно считать хорошей тратой времени, но не самой лучшей. Таким образом, из задач, которые отвлекают на себя внимание, вы выбираете те, на которые действительно стоит тратить время.
Это только один из способов направить своё внимание и абстрагироваться от всего отвлекающего. Существуют и другие, например матрица Эйзенхауэра или метод Айви Ли.
Но какой бы метод вы ни использовали и как бы серьёзно ни были настроены, в какой-то момент концентрация пропадает. Как дольше оставаться сосредоточенным? Для этого нужно выполнить два простых действия.
Измеряйте свои результаты
Внимательность часто пропадает из-за отсутствия обратной связи. Естественно, ваш мозг хочет знать, получается ли у вас достигать поставленных целей.
У всех нас есть сферы жизни, которые, как мы утверждаем, очень для нас важны, но которые мы не отслеживаем. Это в корне неверный подход. Только с помощью цифр и полного отслеживания мы можем что-то предпринять, когда становимся лучше или хуже.
- Когда я начал считать, сколько сделал отжиманий, я стал сильнее.
- Когда я начал следить за выполнением привычки читать по 20 страниц в день, я прочитал больше книг.
- Когда я записал свои ценности, я стал более принципиальным.
Задачи, которые я отслеживал, оставались в центре моего внимания.
К сожалению, часто мы избегаем измерения результатов, потому что боимся, что цифры будут невпечатляющими. Поймите, измерение нужно не для того, чтобы осуждать себя. Это просто обратная связь, которая необходима для понимания, на каком этапе вы сейчас находитесь.
Измеряйте, чтобы открывать, узнавать, понимать. Измеряйте, чтобы лучше узнать себя. Измеряйте, потому что это поможет вам сосредоточиться на вещах, которые для вас важны.
Цените прогресс, а не показатели результата
Вторая вещь, которую вы можете сделать, чтобы дольше сохранять внимание, — сосредоточиться на процессе, а не событиях. Слишком часто мы представляем себе успех как некое событие, которое может быть достигнуто и завершено.
Вот несколько примеров.
- Многие люди представляют здоровье как событие («Если я смогу сбросить 10 килограммов, то буду в отличной форме»).
- Многие люди представляют предпринимательство как событие («Если бы о нашем бизнесе написали в New York Times, мы бы пришли к успеху»).
- Многие люди представляют искусство как событие («Если бы мои картины выставили в большой галерее, я бы стал известным»).
Это лишь несколько примеров из многих, когда мы определяем успех как единичное событие. Но если вы посмотрите на людей, которые сосредоточены на своих целях, то поймёте, что значение имеют не события или результаты, а концентрация на самом процессе. Эти люди любят то, чем занимаются.
И что самое забавное, концентрация на процессе в любом случае позволит вам наслаждаться результатами.
- Если вы хотите быть хорошим писателем и выпустить бестселлер, это прекрасно. Но единственный способ достичь этого результата — любить писать.
- Если вы хотите, чтобы весь мир узнал о вашем бизнесе, было бы неплохо, чтобы о вас написали в журнале Forbes. Но единственный способ этого достичь — любить процесс продвижения.
- Если вы хотите быть в хорошей форме, возможно вам действительно необходимо потерять 10 лишних килограммов. Но единственный способ достичь этого результата — любить здоровое питание и делать упражнения.
- Если вы хотите стать намного лучше в любом деле, вы должны полюбить сам процесс. Вы должны влюбиться в построение образа человека, который занимается делом, а не просто мечтать о желаемых результатах.
Концентрация внимания на целях и результатах — это наша естественная склонность, но концентрация на прогрессе приводит к большим результатам в долгосрочной перспективе.
Причины ухудшения концентрации
Снижение внимания и рассеянность вызывает недостаток кислорода, который поступает к головному мозгу. Также причиной может быть обычная усталость или перегрузка новой информацией. Это достаточно распространенные причины, от которых легко избавиться. Достаточно просто хорошо отдохнуть.
Но есть и другая ситуация, которая выражается потерей сосредоточенности. Астенический синдром, или нарушение функции головного мозга — это результат небрежного отношения к собственному здоровью. Причин появления этого неприятного процесса обусловлено несколькими причинами.
- Частые стрессы и волнения вызывают истощение нервной системы.
- Недостаточно поступление в организм витамина В12.
- Проблемы с эндокринной системой негативно влияют на работу мозга.
- Снижение и ослабление иммунитета.
- Отмирание клеток мозга после травмы или в результате болезни Альцгеймера.
Недостаток сна
Промышленные и технические катастрофы, ДТП, нервные срывы и ряд других неприятностей могут быть связаны с хронической усталостью и недостатком сна. Согласно статистике, 50-70 миллионов взрослых американцев имеют диагноз – расстройство сна, частым следствием которого является сложность концентрации. Исследователи пришли к выводу, что регулярный дефицит сна способствует нарушению сосредоточения внимания.
Вам также будет интересна статья: Тестирование и развитие когнитивных навыков
Стресс
Гансом Селье однажды высказана реплика о том, как справляться со стрессом: «Приняв правильное отношение к стрессу можно превратить его в позитивный процесс». Стресс рассинхронизирует активацию корковых участков головного мозга, что существенно снижает способность к переключению внимания от одной задачи к другой. Стресс пагубно влияет на всю интеллектуальную деятельность, на способность к самоконтролю, умение распоряжаться своими эмоциями. Человек может принимать подчас неадекватные решения, ему тяжело понять другого человека, вести нормальный диалог.
Многозадачность
Быстрый городской темп жизни, стремление больше зарабатывать подталкивает людей к тому, чтобы браться сразу за несколько вещей, работ, заданий одновременно. Это называется – многозадачность. Выделяют 2 этапа:
- Принимается решение сделать одно, а не другое.
- Переходят от предыдущей задачи к новой.
По результатам исследований было доказано, что люди затрачивают огромное количество времени на переключение между несколькими задачами и теряют еще больше времени по мере того, как они усложняются. Кроме того, загруженность снижает эффективность концентрации внимания.
Многозадачность усложняет нам жизнь и неэффективна. И вот почему.
Чисто технически человек способен совершать 2 дела одновременно. Например, разговаривать по телефону и заниматься уборкой помещения или приготовлением пищи. Но невозможно физически сконцентрироваться на 2-х задачах в одно и то же время. Мозг может фиксироваться на чем-то одном, а остальное уходит на второй план.
Явление многозадачности заставляет ум быстро переключать внимание между делами. Но без дополнительных усилий это было бы невозможно сделать.
Возможно каждый сталкивался с ситуацией, когда занимался написанием письма, а потом вас резко прервали. Закончив разговор, требуется пару минут волевых действий, чтобы вернуться к предыдущей работе. Такое явление в психологии звучит как «эффект затрат на переключение».
Если говорить простыми словами, то затратами на переключение называются перебои в продуктивности, которые испытывает человек, когда переключает внимание от одной задачи к другой.
Из исследования за 2003 год, опубликованного в издании International Journal of Information Management, показано, что, отвлекаясь на проверку электронных писем 1 раз в 5 минут, человек затрачивает приблизительно 64 секунды, чтобы вновь вернуться к выполнению текущей задачи. Таким образом, тратится впустую 1 минута из 6 каждых.
Вне сомнений многозадачность делает человека эффективным, но страдает концентрация внимания.
Однообразные действия
Выполнение одной и той же задачи в течении длительного времени вызывает скуку и утрату интереса. Однообразные действия, рутина заставляют мозг работать в экономичном режиме, снижая уровень внимания. Проще говоря, когда человеку скучно, ему сложно сосредоточиться.
Типы нарушения концентрации внимания
Врачи выделяют несколько разновидностей патологии, которые классифицируются в зависимости от проявлений, механизмов возникновения и возрастной группы, для которой они характерны.
Истинная рассеянность
При таком типе расстройства пациент полностью отвлекается от всего важного в окружающей среде, от своих дел и планов. Его внимание не сконцентрировано ни на одном объекте и долгое время блуждает. Состояние часто возникает после бессонницы, головной боли, длительной однообразной и скучной работы. В эту группу расстройств входит феномен дорожного гипноза, когда после долгого управления машиной в спокойном трафике человек впадает в полудрёму и не ощущает времени в дороге.
Мнимое снижение внимания
- Развивается как следствие затруднений в распределении внимания: когда человек не может сконцентрироваться на определённом предмете и отвлекается на разные объекты. Специалисты называют проблему следствием глубокой внутренней концентрации: человек думает о какой-либо проблеме и не может полностью сосредоточиться ни на чем другом. К этой группе нарушений относятся:
- профессорская рассеянность, при которой размышления упорядочены, но направлены на решение только сложных задач;
- поэтическая рассеянность, когда человек постоянно мечтает и не обращает внимания на окружающую реальность.
Ученическая рассеянность внимания
Как следует из названия, проблема возникает у детей школьного возраста, иногда сохраняется у студентов. При расстройстве внимание ребёнка становится чрезвычайно подвижным, он постоянно отвлекается и переключается с одного предмета на другой. Перемещение внимания происходит самопроизвольно, и в итоге ребёнок не может полноценно сконцентрироваться на одной задаче. Проблема чаще всего наблюдается при синдроме дефицита внимания, реже сопровождает различные виды психопатий.
Старческая невнимательность
При расстройстве пожилому человеку сложно сконцентрироваться на каком-либо деле и переключать внимание с одной задачи на другую. Это нарушение развивается вследствие естественных процессов старения и требует активной врачебной помощи только при выраженной степени, когда проблема с концентрацией мешает вести привычный образ жизни.
Как улучшить память и внимание
Правильная фокусировка на определенной мысли, цели или предмете зависит от трех важных факторов:
- Комфортное окружение. Отсутствие внешних и внутренних раздражителей, удобство, необходимые предметы обстановки.
- Питание и здоровый образ жизни. Обязательные прогулки на свежем воздухе, достаточное количество воды и еда, насыщенная витаминами.
- Образ мышления. Умение фокусироваться на одном деле, выделение приоритетных задач.
Эти три пункта обеспечивают надежную работу мозговых центров. Но даже при наличии всех необходимых условий, иногда бывает рассеянность внимания и забывчивость.Тогда следует задуматься, как улучшить память и заставить мозг концентрироваться на нужном нам объекте беспрекословно.
Дефицит внимания у взрослых
Синдром СДВГ начинает проявляться в детском возрасте и может перейти во взрослую жизнь. Такой ребенок часто может вести себя неадекватно, не в силах выполнить поставленные задачи. Дефицит внимания связан с недостаточным развитием психики, для которой оказывается сложным выполнять привычные для многих людей нагрузки.
Причины
- Наследственная предрасположенность;
- Присутствие факторов риска выкидыша во время беременности;
- Болезни у матери, имеющие хронический характер на момент вынашивания;
- Влияние негативного внешнего воздействия на развитие плода (инфекции, употребление алкоголя, лекарств, курение);
- Кесарево сечение и осложнения во время родов;
- Заболевания у младенца;
- Несовместимость мамы и ребенка по резус-фактору;
- Употребление сильнодействующих лекарственных средств в первые годы жизни;
- Проживание в неблагоприятной экологической обстановке.
Подобную болезнь у взрослого может спровоцировать хронические стрессовые ситуации, связанные с огромной нагрузкой на психику.
Проявления синдрома
- Нарушена концентрация внимания, которая проявляется во всех жизненных сферах. Зачастую больной теряет интерес к тому, что привлекало раньше.
- Человек не доводит дело до конца;
- Невнимательность во время разговора и неспособность пересказать диалог;
- Повышенная отвлекаемость;
- Нехватка внимания к малозначимым деталям;
- Невозможность сконцентрироваться на чем-то одном;
- Резко «отключается» мозг от занятия работой или разговором.
Иногда происходит обратный эффект и человек проявляет повышенную концентрацию к чему-либо. Проявляется в глубокой погруженности в предмет настолько, что больной не замечает происходящее вокруг.
Читайте также: Нейрогенез: как генерировать новые клетки мозга
Сопутствующие заболевания
- травмы головы и эпилепсии;
- депрессии;
- парапрозексии;
- гипопрозексии;
- гиперпрозексии.
Люди, страдающие депрессивными расстройствами и эпилептики имеют тугоподвижное или застревающее внимание. Проявляется в неспособности переключиться в связи инертностью нервных процессов.
Снижение концентрации обусловлено гипопрозексией. А ее разновидность апрозексия, проявляется в тотальной невнимательности, когда отсутствует умение сосредотачиваться.
Для явления гиперпрозексии наоборот характерен чрезмерный фокус на чем-то одном.
Отклонения в концентрации возникают при парапрозексии, проявляются в виде бреда и галлюцинаций. Причина – постоянная нагрузка на мозг человека.
Этим страдают даже здоровые люди, например, спортсмены, испытывающие значительные психоэмоциональные нагрузки во время соревнований.
Симптоматика нарушения концентрации внимания
- Отсутствие возможности сосредоточиться на выполнении одного задания.
- Гиперконцентрация, проявляющаяся в полном погружении в предмет и игнорировании происходящего вокруг.
- Недостаточная самоорганизованность и регулярное забывание.
- Импульсивность в поступках.
- Проблемы, связанные с эмоциональными расстройствами: гиперактивность, частое нервное перевозбуждение, хроническая перемена настроения и другое.
Если имеются подобные симптомы, стоит обратиться к специалисту, который после проведения консультаций сможет определить проблему и назначить лечение.
Профилактика
Рекомендуется полноценно отдыхать во время физических и психоэмоциональных нагрузок, вести здоровый образ жизни. Полезными окажутся различные интеллектуальные тренировки. Например легкие игровые онлайн упражнения, которые можно выполнять ежедневно, по 10-15 минут. Полезное и приятное развлечения для мозга и души.
Как правильно распоряжаться вниманием
Представьте внимание как физическое пространство, которое одновременно вмещает только определённое количество задач. Оно зависит от того, сколько наших «вычислительных мощностей» нужно на каждую из них. Например, вы можете одновременно гладить бельё, слушать радио и подпевать. Подобные дела занимают довольно мало места, мы совершаем их почти на автомате.
Со сложными задачами по‑другому. Они требуют сознательной вовлечённости и больше пространства. Это, например, серьёзный разговор, написание отчёта, чтение книги по философии. Чем сложнее дело, тем меньше места остаётся на синхронное выполнение других. Например, когда вы внимательно слушаете рассказ друга о его проблемах, вам может быть сложно заварить чай, хотя при обычных обстоятельствах вы делаете это без запинки.
Способность концентрироваться сильно зависит от того, как вы распоряжаетесь своим пространством внимания. Для оптимальных результатов придерживайтесь следующих правил.
Оставляйте «свободное» место
Во время выполнения сложной задачи это позволяет делать две вещи. Во‑первых, обдумывать наилучшую стратегию. У вас могут появиться идеи, которые не пришли бы в голову, если бы внимание было забито до отказа. Например, убрать пространное введение из презентации и перейти сразу к основной теме. Во‑вторых, замечать, на что вы направляете внимание, а когда неизбежно отвлечётесь — возвращаться к задаче.
Любопытно, что такой же подход тренируется в медитации осознанности. Медитирующему говорят сосредоточиться на дыхании, но не направлять на это всё внимание. Остальная его часть нужна для наблюдения за тем, что происходит в сознании.
Старайтесь избегать «хвостов»
Они возникают, когда мы переключаемся с одного дела на другое, особенно если первое не довели до конца. Допустим, вы пишете важное сообщение и вдруг звонит телефон. Пока вы разговариваете, ваш мозг продолжает думать о сообщении, и вам трудно сосредоточиться. Такие мысли и есть «хвост» предыдущего дела. Чтобы его не возникало, старайтесь по возможности не перепрыгивать с одной задачи на другую.
Упражнения
Улучшить концентрацию внимания можно с помощью нескольких упражнений.
Медитация
Один из наиболее эффективных способов, как сконцентрироваться. По сути, это улучшение способности фокусировать внимание на каком-то предмете или действии, игнорируя при этом остальные.
Классический метод медитации предполагает концентрацию внимания человека на себе, например, вдохах и выдохах. Также можно задействовать внешнюю обстановку. Хороший вариант — сфокусировать внимание на том, как часы отсчитывают секунды. Нужно считать вместе с ними, закрыв при этом глаза. Время от времени рекомендуется сверять собственные подсчеты с тем, что показывает циферблат.
Чтобы медитация максимально улучшила способность концентрировать внимание, нужно придерживаться нескольких правил:
- Нельзя выполнять упражнения после плотного обеда (ужина и т.д.).
- Заниматься следует в тихом месте.
- Перед тем, как начать медитировать, нужно закрыть глаза и сделать несколько глубоких вдохов. Это поможет очистить мысли и сознание.
Согласно исследованиям, всего 20 минут медитации в день на протяжении 5 дней в неделю улучшают память, внимание и настроение, а также защищают от стрессов, депрессии и апатии.
Чтение
Хороший способ не только развить концентрацию внимания, но и научиться грамотно излагать мысли. Однако нужно не только читать. Следует изучить материал и пересказать его. Это самое простое задание.
Со временем упражнения нужно усложнять. Например, можно читать на протяжении трети часа, а после записать то, что запомнилось. Поначалу незначительные детали в памяти оставаться не будут. Но по мере развития концентрации пересказы станут подробными. Внимание будет фокусироваться даже на мелочах.
Еще один способ, как сосредоточиться, — слово в слово записать небольшое по размеру прочитанное предложение. Первый раз пусть оно будет одно. С каждым днем количество фраз нужно увеличивать. Так развивается и внимание, и память.
Йога
Невнимательность и неспособность концентрироваться сильно влияют на работоспособность. Восстановить силы и желание работать помогут занятия йогой. Это своеобразный метод лечения, улучшающий состояние физического и умственного здоровья. Уже через несколько занятий ощущается легкость, уменьшается стресс, улучшается способность фокусировать внимание и появляется бодрость.
Контроль над желаниями и эмоциями
Сиюминутными чувствами управлять сложно. Но если научиться это делать, можно существенно усилить свою способность сосредотачиваться на важных аспектах. Делать это нужно не только на работе, но и в других сферах жизни. Наглядный пример — человек, который придерживается принципов правильного питания. Время от времени у него возникает желание съесть что-нибудь вредное. Нельзя позволять этому желанию взять над собой верх. Его нужно контролировать, запрещая себе поддаваться минутной слабости и фокусируя внимание на будущих результатах.
Сосредоточенность на сне
Особенно полезным этот совет будет тем, кто испытывает трудности с вниманием из-за бессонницы. Избавиться от нее поможет простое упражнение. Нужно сесть, поставив перед собой стакан с чистой водой. Далее следует подумать о том, как он спокоен, и, как это спокойствие передается телу. В результате этих простых действий организм расслабится, а также появится желание уснуть.
Психологи рекомендуют и другой вариант справиться с бессонницей и улучшить концентрацию внимания. Нужно всего лишь представить себя каким-то неодушевленным предметом. Наглядный пример — ветка, лежащая под деревом в тихом лесу.
Сосредоточенность на процессах внутри организма
Интересный и в то же время необычный способ улучшить концентрацию внимания. Нужно задуматься, как работает тело, в частности, процесс циркуляции крови. Необходимо в мельчайших подробностях представить ее движение от сердца до кончиков пальцев на ногах.
Сосредоточенность на запахах
Концентрировать внимание на ароматах лучше всего на прогулке. Это могут быть, например, цветы. Нужно выбрать один определенный запах и сфокусироваться именно на нем. При этом все другие мысли и ощущения стоит отбросить.
Упражнения для тренировки внимания детей 7–10 лет
Постоянная тренировка внимания и памяти — залог формирования у младшего школьника навыков, необходимых для эффективного и успешного обучения. Включение следующих игр в процесс начального образования позитивно сказывается на успеваемости детей и их способности к концентрации.
Игра «Помню всё»
Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков — запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.
Процесс игры выглядит так: «Морковь», — говорит первый игрок. «Морковь, редис», — произносит другой. «Морковь, редис, томат…»
Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель — игрок, не допустивший ни одной ошибки.
Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.
Упражнение «Найди слова»
Игра уместна на уроках русского языка и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.
Например:
1 РНАКОТНВПРАКОРОВАЕВРАСОБАКИЦРВМ
Правильный ответ: собаки — лишнее слово, так как это существительное множественного числа.
2 НРАЛЫПАЛЬТОЫЕАРБРАЫЕАШАМПУНЬ
Правильный ответ: шампунь — лишнее слово, так как это существительное мужского рода.
Упражнение «Назови цвет»
Интересное упражнение, которое можно превратить в соревнование с выбором победителя. Суть задания — безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.
Упражнение «Найди отличия»
Классическое упражнение на внимательность. Задача ребёнка — найти все отличия между двумя схожими изображениями, которые можно найти в интернете. Упражнение подходит и первоклассникам, и ученикам 2–4 классов.
Маленьким детям в возрасте 7–8 лет лучше показывать изображения с небольшим количеством крупных элементов в неброских тонах. Детям старшего возраста подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но также улучшает устойчивость и объём внимания — способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.
Примеры картинок
Как распознать нарушение концентрации внимания?
Ответьте себе на несколько вопросов:
1) Нужно ли постоянно повторять свои просьбы, потому что малыш их забывает?
2) Есть ли у вас впечатление, что ваш ребенок часто не помнит того, что должен? Например, на вопрос о прочитанной книге, не может вспомнить ее тему?
3) Ваш ребенок быстро устает при различных действиях, жалуется?
4) Часто ли бросает свои незавершенные задачи (рисунки, поделки, упражнения)?
5) Если ребенок работает быстро, неопрятно – у вас создается впечатление, что делает это только для того, чтобы «отстали»?
6) Видите ли вы, что его внимание слишком маленькое? Например, несколько раз нужно говорить: «Надень эти штаны, они лежат рядом, уже три раза тебе говорила»?
Если на большинство вопросов вы отвечаете согласием, то у ребенка есть проблемы с концентрацией внимания и чтобы избежать школьных проблем, нужно начинать действовать.
От чего зависит развитие внимания
Полностью процесс развития внимания и умения концентрироваться у детей не изучен до сих пор. Это сложные процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга с параллельным созданием устойчивых и неустойчивых нейронных связей. Но главное, детский мозг не развивается сам по себе. На него оказывает влияние окружающая среда, а в частности – ближайшее окружение, т.е. семья и внутрисемейная атмосфера. Время, проведённое детьми возле телевизора, ноутбука или за планшетом и мобильным телефоном, в 90% случаев следует считать проведённым во вред здоровью. Характерная черта большинства современных видеоигр, фильмов, клипов и прочего медиаконтента – очень высокая скорость смены сюжетной линии, что совсем не способствует развитию концентрации внимания у детей.
Окружающая реальность не конкурент виртуальному миру с его яркими красками и бесконечными возможностями, поэтому не до конца сформированная психика быстро к ним привыкает. Правда, от этого патология нормой не становится. Дети очень легко и быстро привыкают к прекрасному несуществующему миру, но в итоге имеют расконцентрацию внимания, а в отдельных случаях может даже развиться агрессия и зависимость, похожая на наркотическую. Так что тут необходимо работать на профилактику, а если чувствуете, что не справляетесь, то обращайтесь к специалисту.
К какому врачу обратиться?
Если у подростка или молодых людей начались проблемы с памятью, снижается внимание, то решить, что делать и какой врач назначит лечение, необходимо как можно скорее.
Как правило, проблемами с нарушением когнитивных функций занимается невролог. Однако каждый случай уникален, поэтому может потребоваться дополнительная консультация психиатра, нейропсихолога или других докторов при наличии хронических заболеваний.
Нарушение когнитивных функций – сложная проблема, проявляющаяся как на соматическом, так и на психологическом уровнях. Для таких пациентов крайне важно провести тщательную диагностику.
При обращении с жалобами на ухудшившуюся память, применяются такие методы исследования состояния пациента:
- изучение анамнеза, когда возникли неприятности, были ли у родственников подобные явления;
- подробная беседа с пациентом, выяснение проявившихся симптомов;
- осмотр человека неврологом, психиатром и нейропсихологом;
- беседа с родственниками, так как, возможно, были проявления болезни, которых сам пациент не замечал;
- лабораторные анализы: общий, биохимический анализ крови, анализ уровня гормонов (нужно женщинам после родов, в возрасте климакса);
- МРТ-сканирование головного мозга, функциональная МРТ;
- компьютерная томография при необходимости;
- нейропсихологическое тестирование, выясняется скорость когнитивных процессов, уровень внимания, скорость принятия решений и выбора из нескольких вариантов;
- электроэнцефалография (ЭЭГ), в том числе и ЭЭГ-мониторинг, запись ритмов мозга на протяжении часов, ночи.
Краткосрочное нарушение памяти и внимания, зачастую не требует сложного лечения. Как правило, хватает откорректировать образ жизни, пропить витаминный комплекс и пройти курс процедур, активирующих деятельность нейронов.
Однако, если вы чувствуете, что тупеете, ухудшается память и внимание, стали значительно медленнее соображать, часто забываете, что делать, нужно пройти полное обследование. По итогам диагностики составляется полноценный курс терапии в соответствии с выявленным заболеванием.