Исторический экскурс
Да, сегодня уже невозможно найти того, кто первым заметил, что люди читают с неодинаковой скоростью. Зато доподлинно известно, кто первым понял, почему люди читают по-разному и почти всегда гораздо медленнее, чем могли бы.
«Пальма первенства» принадлежит французскому офтальмологу Эмилю Жавалю (1839-1907). Именно он заметил, что при чтении глаза человека совершают короткие скачкообразные движения по тексту. Чем меньшее количество слов и строчек может «захватить» взглядом человек, тем больше скачкообразных движений совершают его глаза. Чем больше таких скачков, тем медленнее читает человек.
Данное открытие Эмиль Жаваль совершил в 1878 году. Свои наблюдения он описал в работе Die Physiologie des Lesens und Schreibens («Физиология чтения и письма») [É. Javal, 1907]. Правда, практическое применение это открытие нашло гораздо позже. Статьи о скорочтении появились в 90-е годы 19 столетия, а возникший общественный интерес к теме побудил исследователей к разработке комплекса практических мер по увеличению скорости чтения.
Первый курс по скорочтению официально стартовал в 1925 году в Сиракузском университете в США. В 40-е годы предпринимались попытки внедрения аппаратных методов обучения скорочтению. Например, задействовался тахистоскоп – устройство, позволявшее демонстрировать изображение в течение заданного промежутка времени.
Сейчас это назвали бы слайд-шоу, но в 40-е годы прошлого века персональных компьютеров еще не было. Тем не менее роль скорости обработки изображений в развитии скорости чтения исследуется и в наступившем 21 столетии, о чем можно прочитать в статье The role of visual processing speed in reading speed development [M. Lobier et al., 2013].
Большой вклад в разработку методики обучения скорочтению, пригодной для детей, внесла школьная учительница и психолог из пригорода Солт-Лейк-Сити Эвелин Вуд. Разработанную ею систему динамического чтения она изложила в своей книге Reading Dynamics Course Guide, впервые вышедшей в 1958 году [Е. Wood, 2007]. Невзирая на то, что за прошедшие более чем полвека появилось превеликое множество методичек по скорочтению, эта книга переиздается до сих пор.
В чем секрет успеха и востребованности разработок по скорочтению? Как минимум, в том, что научиться читать быстро и даже очень быстро, при этом понимая и запоминая написанное, действительно, можно. И это сегодня для скорочтения упражнения скачать бесплатно не проблема, а когда-то книги были практически единственным заслуживающим доверия источником знаний.
И тогда, и сейчас желающих научиться читать быстро немало, потому что это облегчает работу с потоком информации, документации, освоение учебного материала в школе и вузе. Да и просто позволяет быть в курсе всех интересующих книжных новинок, не тратя на это слишком много времени.
А еще можно попробовать «бросить вызов» рекордсменам по скорости чтения. Почему бы и нет?! Ведь время от времени появляется очередной претендент на звание самого быстрого «чтеца» мира, и, возможно, ваши тренировки по скорочтению дадут тот самый непревзойденный результат.
Виды чтения
Американский философ и педагог Мортимер Адлер в своей работе «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений» выделил и описал четыре вида чтения:
- элементарный;
- инспекционный;
- аналитический;
- исследовательский.
Элементарный
Наиболее простой метод, которому нас научили в школе. Он включает в себя простое чтение текста, правильное и легкое восприятие смысла и отслеживание сюжета.
Инспекционный
Вертикальное чтение. Читатель смотрит в начало страницы и переходит к концу, стараясь понять смысл и ключевые моменты текста. Способ полезен и популярен при нехватке времени для работы с рабочими или учебными материалами, быстром ознакомлении с новостями или при оценке книги в магазине.
Вот несколько лайфхаков, которые помогут освоить инспекционный вид чтения:
- Чтение названия и знакомство с обложкой книги. Название и оформление значимы для авторов, и они вкладывают в них главный посыл своих произведений. Расшифровав его, можно многое понять о тексте до его прочтения.
- Первые страницы. Обратите внимание на оглавление, предисловие и пролог, чтобы получить представление о тексте.
- Названия глав и заключение. Прочитав их, можно понять главные тезисы книги и ознакомиться с выводами, прежде чем изучать доказательства. Это особенно актуально для научно-популярной и деловой литературы.
- Отзывы. Лучше всего читать отзывы реальных людей, которые можно найти на книжных сайтах.
Благодаря этим советам всего за 5–10 минут можно выбрать подходящую книгу.
Аналитический
Этот способ подразумевает погружение в текст, которое гарантирует действительно эффективную работу с книгой. Цель аналитического метода — стопроцентное понимание материала с полным усвоением мыслей автора. Способ состоит из таких шагов, как внимательное медленное чтение каждой страницы, отдельные заметки, использование ссылок автора, поиск объяснения неизвестных терминов и других слов.
А вот как можно получить максимум пользы от текста, анализируя его:
- Нужно узнать об авторе и других его работах как можно больше. Так можно понять особенности книги и мотивы ее написания. Вряд ли кто-то будет доверять тексту об обогащении, написанному бедным, разорившимся неудачником. А вот практикующий успешный предприниматель идеально подходит для такой работы.
- Нужно уделить несколько минут инспекционному чтению: названию, обложке, первым страницам, оглавлению и заключению.
- Нужно возвращаться к сложным моментам. Делайте пометки во время чтения и возвращайтесь к ним после финального предложения. Вы должны понять все, что не поняли в первый раз, перечитывая тяжелые абзацы и применяя дополнительные источники информации.
- Нужно подготовить короткое резюме. В нем проговорите или опишите (что еще лучше) новые знания и впечатления. Нужно раскрыть следующие пункты: о чем эта книга; что произошло и почему; интересные и точные ли мнения, события и факты; какие сделаны выводы после прочтения.
Да, этот подход отнимет много времени. Вы устанете, но будете вознаграждены максимумом, полученным от каждого потраченного часа.
Исследовательский
Согласно ему, нужно полностью погрузиться в тему, используя больше двух источников, чтобы подтвердить или опровергнуть факты, теорию, а также дополнить их. Способ хорошо знаком научным специалистам, творческим работникам и писателям.
Важно понимать, что разным книгам подходят разные методы чтения. Попробуйте закрепить полученные знания во время знакомства с книгой, которую собирались читать в ближайшее время, — определите оптимальный способ для этой книги.
Футболки для любителей чтения
Польза и плюсы скорочтения
Быстрое чтение – это полезный навык для всех, кто развиваться как личность. Подумайте о книге, которая оказала наибольшее влияние на вас. Теперь представьте, как изменилась бы ваша жизнь, если бы вы ее не читали…
Способы быстрее читать и больше запоминать
“Но самое главное, что я хочу сказать, – у вас всегда должна быть конструктивная цель чтения, которая помогает понять, зачем читать и как применять полученную информацию”.
Павел Палагин
Если требуется всего одна книга, чтобы изменить жизнь, то что могут сделать тридцать книг?
Когда вы научитесь быстро читать, вы увеличите вероятность вашей встречи с какой-нибудь замечательной книгой, которая может все изменить. Представьте себе возможность читать десять, двадцать или тридцать книг в год без необходимости тратить уйму времени на чтение!
Как определить вашу скорость чтения
Традиционная проверка подразумевает прочтение текста за минуту с последующим подсчетом слов.
Для определения скорость чтения есть стандартная формула:
V = Q * K / T
- V — скорость чтения (зн./мин);
- Q — число знаков в тексте (объем);
- Т— время, затраченное на чтение текста, мин;
- К— коэффициент понимания.
Предположим, вы прочитали текст, длиной в 529 слов, это заняло у вас 2 мин. 34 секунды. Из предложенных 10 вопросов вы правильно ответили на 6. Нам нужно время перевести в минуты — 34/60 = 2,56. Коэффициент понимания 6/10 — 0,6. Все данные подставим в формулу: (529/2,56)*0,6 = 123,9 (124). Вывод: в среднем вы читаете 124 слова в минуту.
Не обязательно самому засекать время или просить об этого другого человека. Вы можете проверить скорость чтения
- Онлайн-тест на проверку скорости чтения
Теперь, когда вы знаете свою среднюю скорость чтения, и у вас появилась потребность ее повысить, можете приступать к изучению вопроса, как научиться читать быстро за минуту.
Преимущества быстрого чтения
Исследования мозга дали нам ценную информацию: он может “додумывать” без осознания, “дорисовывать” без целой картинки. Но многие об этом и понятия не имеют. Мы пытаемся улучшить память и работу мозга, хотя изначально не знаем, на что действительно он способен.
А знаете ли вы, что без гласных букв в строке вы поймете, о чем идет речь? А догадывались ли вы, что при закрытии третьей части текста вертикально вы тоже полностью поймете его смысл? Обучение технике скорочтения основывается на этих, казалось бы, мелочах. Но при “поглощении” больших объемов информации скорочтение очень экономит время.
Скорее всего, среди ваших знакомых есть человек, которому для прочтения книги требуется максимум 1 день, тогда как вам потребуется около 5 дней. Да и заставить себя прочитать книгу иногда ой как трудно! Быстро читающих людей не много, но они используют этот навык себе на пользу для развития мышления и успехов на работе. Кто откажется от успешности и экономии времени?!
Наблюдая за быстро читающими людьми, вы, возможно, заметили, как они буквально через несколько секунд перелистывают страницы. Неужели они ничего не запоминают и не видят? Все они видят, но при таком чтении их мозг усиленно работает по заранее отработанной схеме, человек знает:
- какую информацию он ищет;
- как она ему пригодится в жизни;
- какими другими способами он может получить подобную информацию.
Все эти хитрости помогают справиться с задачей получения информации как можно быстрее и эффективнее.
С чего начать учиться скорочтению – пошаговая инструкция
Что такое скорочтение? Это навык, с помощью которого можно быстро структурировать текст и усвоить информацию. Скорочтению нас обучают в начальной школе. Помните, как учитель берет часы в руки, засекает время, а потом считает, какое количество слов вы прочли.
Ученик первого класса к концу учебного года должен прочитывать от 25 до 40 слов в минуту. К концу начальной школы, то есть в конце четвертого класса – от 90 до 120.
А вот ученики средних и старших классов должны читать около 180 слов в минуту (хотя в этих классах технику чтения уже не проверяют). Т
акие же показатели считаются средними и для взрослого человека. Высокий показатель для взрослого от 400 слов в минуту.
Обучение технике скорочтения поможет увеличить ваши результаты в несколько раз.
Если вы читали в среднем 200 слов в минуту, то используя техники скорочтения и запоминания, вы будете читать уже по 400-800 слов за это же время.
Научиться скорочтению можно абсолютно в любом возрасте.
С чего следует начать? Для начала необходимо устранить те причины, по которым вы читаете медленно, и только потом начинать выполнять упражнения методик для повышения скорости чтения.
Какие факторы замедляют процесс чтения и почему? В процессе чтения наши глаза совершают множество движений. Чтобы текст воспринимался полностью, глаза должны быть сфокусированы только на нем. Но так получается не у всех.
Мы постоянно отвлекаемся, наше боковое зрение улавливает массу мелких деталей и движений. Но это не главные причины. Основными причинами медленного чтения, по мнению специалистов являются:
- Проговаривание текста при чтении. Некоторым людям кажется, что проговаривание текста про себя помогает запоминать текст лучше, но это ошибочное суждение. Когда мы проговариваем текст, мы автоматически снижаем скорость чтения, потому как скорость чтения в данном случае будет равно скорости, с которой мы говорим (приблизительно 150 слов в минуту). Запомните, человек, который не проговаривает слова при чтении, воспринимает смысл прочитанного мгновенно!
- Повторное чтение фрагментов текста. Если вы постоянно возвращаетесь к уже прочитанному, скорость чтения снижается. Многие люди делают это автоматически, даже не задумываясь. Чаще всего, так делают те, кто недостаточно сосредоточен или боится, что без повторного прочитывания не сможет запомнить информацию.
- Невнимательность и/или рассеяность. Если вы «витаете в облаках», то вам вряд ли удастся быстро прочесть текст и полноценно его воспринять и запомнить. Техника скорочтения с высоким уровнем запоминания позволит вам читать быстро, и вы автоматически будет сосредотачиваться только на информации в тексте.
- Сложность материала и отсутствие базовых знаний. Это касается в первую очередь чтения специализированной литературы, поскольку оно занимает больше времени и требует обдумывания прочитанного. Также это относится к чтению книг на иностранных языках. В них вы можете встретить незнакомые слова, и вам потребуется время, чтобы разобраться и понять текст. Вышеперечисленная литература точно не подходит для скорочтения.
Устранив данные причины можно двигаться дальше. Предлагаю вам ознакомиться с пошаговыми действиями подготовки к обучению.
Шаг первый
Вам понадобится:
- 4-6 непрочитанных книг, разных жанров (желательно не очень сложных для восприятия);
- секундомер;
- чистый лист бумаги или блокнот;
- карандаш или ручка.
Шаг второй
Проверьте себя и оцените скорость чтения, степень восприятия и запоминания прочитанного материала.
Возьмите любую из выбранных книг и секундомер со звонком (можно воспользоваться таймером на телефоне). Чтобы оценить себя выполните следующие действия по инструкции:
- Выясните количество слов, которое помещается в пяти строках выбранного текста, и разделите на пять, округлите. Например, если у вас в пяти строках 45 слов, то в одной в среднем 9 слов (45:5=9).
- Теперь посчитайте количество строк на пяти страницах той же книги и снова разделите на пять. Например, на пяти страницах 186 строчек, значит, на странице около 37 (186:5=37,2).
- Теперь посчитайте количество слов, помещающееся на одной странице. Для этого просто умножьте среднее число слов на число строк в строке. Получится 333 слова (37х9=333).
- И последнее: выясните, с какой скоростью вы читаете текст. Засеките одну минуту на таймере телефона и начните читать в обычном режиме.
Вы должны не просто прочесть текст, но и максимально запомнить прочитанную информацию. Только этот показатель является вашей настоящей скоростью чтения.
Подводим итог, чтобы определить ваш уровень скорочтения:
- менее 120 – ниже среднего;
- 120-180 – ниже среднего, если только вы не моложе 15 лет;
- 180-240 – среднестатистическая скорость;
- 240-350 – уровень среднего студента вуза;
- 350-500 – выше среднего;
- более 500 – превосходная скорость.
Или пройдите онлайн готовый тест скорости чтения.
Шаг третий
Проверяем степень запоминания и восприятия текста. На подготовленном листе (или в блокноте) запишите все, что запомнили из прочитанного текста (имена, даты, какие-то действия или события). Важно воспроизводить все в том же порядке, как в книге.
Старайтесь записывать кратко, не использовать пустые слова (кажется, вроде бы, может быть и т.п.).
- Подсматривать и открывать книгу нельзя!
Теперь посчитайте количество слов, которое вы смогли запомнить и написать на бумаге. Запишите это количество отдельно на листике.
Проверяйте себя таким способом после каждого нового способа развития скорочтения или при каждых пятидесяти словах увеличения скорости.
Комментарий психолога: я рекомендую завести блокнот и записывать результаты своих достижений в него. Так вам будет легче проводить сравнение, и вы будете видеть явные изменения в обучении скорочтению. Это очень мотивирует и вдохновляет.
Записывая результаты каждый раз на новом листе (даже если вы их будете где-то складывать – велика вероятность, что какой-то лист или несколько просто потеряются), вы рискуете не увидеть своих достижений. А значит, мотивация может снизиться либо пропасть вовсе.
Уроки скорочтения
Программа данного курса состоит из нескольких уроков по развитию ключевых навыков для развития способности быстрого чтения, которые вы сможете усвоить самостоятельно за несколько недель. Методика наших занятий подходит как для детей, так и для взрослых, и содержит многочисленные техники и упражнения для того, чтобы научиться читать быстрее.
Урок 1. Тренировка внимания при чтении
Невнимательность при чтении может быть выражена в том, что когда вы читаете, вам приходится возвращаться к предыдущему предложению, т.к. вы его механически прочитали, но не вникли в смысл. Чем чаще вы возвращаетесь, тем ниже ваша скорость. Потому первым шагом к увеличению скорости чтения является работа с вниманием и концентрацией при чтении. В этом уроке мы расскажем, что нужно делать, чтобы лучше сосредотачиваться на тексте.
Урок 2. Подавление артикуляции
Артикуляция – проговаривание текста – является значительным элементом чтения. Артикуляция помогает придать прочитанным словам звуковое оформление, позволяет совершенствовать речь, понимать, как звучат слова. Но она сильно замедляет чтение и в меньшей степени помогает быстро понять смысл прочитанного. Для чтения информационного материала она является помехой, и в уроке мы расскажем, как эту помеху устранить.
Урок 3. Тренировка зрительных навыков при чтении
После подавления артикуляции можно начинать работать над зрительными навыками, помогающими лучше воспринимать информацию. Основной акцент в скорочтении делается именно на них. Если вы хотите читать быстрее, вы должны уметь видеть больший объем текста, читать его не построчно слева направо, а весь целиком, по диагонали сверху вниз. Из данного урока вы узнаете, как этому научиться.
Урок 4. Скорочтение и управление информацией
Даже если вы имеете определенные успехи с подавлением артикуляции и чтением «сверху вниз», мы можете столкнуться с серьезной проблемой плохого усвоения прочитанной информации. В этом уроке представлены способы, а также специальные техники и упражнения для управления информацией при скорочтении. Они позволят вам читать быстрее и при этом не терять эффективность.
Урок 5. Скорочтение и развитие памяти
Работа с памятью является последним и очень значимым элементом для освоения навыка скорочтения. Какой смысл быстро читать, если при этом вы не помните ничего из того, что узнали? Скорочтение только тогда будет действительно полезным, когда вы научитесь запоминать то, что вам интересно и/или важно. В заключительном уроке вы познакомитесь с методами, позволяющими лучше усваивать прочитанное.
Кроме того, в курсе представлены вспомогательные инструменты по быстрому чтению, которые позволят вам лучше вникнуть в тему, уточнить непонятные моменты, восполнить пробелы в знаниях и продолжить заниматься, если тема скорочтения заинтересует вас не на шутку:
Какие упражнения для повышения скорости чтения будут полезны в любом возрасте?
Наибольшую пользу несут те упражнения, которые устраняют причину низкой скорости восприятия и обработки визуальной информации.
Основным ошибками, создающими барьер в скорости чтения и у детей, и у взрослых, считают непроизвольные возвратные движения глаз (регрессию) и ненужную артикуляцию, которой обучились мы как раз в детстве.
Главные недостатки, препятствующие эффективному и быстрому восприятию информации:
- проблемы с концентрацией внимания;
- небольшой угол (поле) зрительного охвата текстовой информации.
Так, упражнения для скорочтения в 1 классе должны быть направлены в первую очередь на развитие способности концентрировать внимание и на расширение поля охвата информации. «Малое поле зрения» является, пожалуй, важнейшей причиной, по которой детей учат читать сначала по буквам, по слогам, затем по целым словам, фразами и предложениями с выражением, подтверждающим понимание читающим смысла написанного.
Умением воспринимать длинные фразы и целые предложение «одним взглядом» может похвастаться и далеко не каждый взрослый. На этом развитие зрительных навыков чтения у большинства людей и останавливается.
Расширяем поле зрения
Детям любого возраста рекомендуем развитие ряда перечисленных навыков с помощью увлекательной онлайн игры-упражнения на основе таблиц Шульте.
«Развитие периферического зрения по таблицам Шульте»
Регулярные тренировки с помощью таблиц Шульте позволят Вашему ребенку не только интересно провести время, но и поспособствуют повышению концентрации внимания, расширению периферического зрения и развитию памяти.
«Расфокусированный взгляд». Основная задача тренировки — использование рассредоточенного взгляда для восприятия большей площади страницы или экрана. Упражнение можно выполнять в различных вариантах, например, для поиска с помощью рассеянного зрения одинаковых элементов или для запоминания большего количества элементов, которые удалось охватить не перемещая взгляд с центрального объекта внимания.
Улучшаем концентрацию внимания
«Активизация обоих полушарий». Возьмите текст знакомой для вас тематики и читайте по абзацу попеременно то правым, то левым глазом. Благодаря такому нехитрому приему вы по очереди активизируете оба полушария мозга.
«Выделение главного». Многие выдающие личности пользовались этим приемом. Просто взять маркер или карандаш и выделить 2-3 самые важные мысли со страницы. Еще лучше это упражнение усовершенствовать и не просто выделить главное, а знаками проставить свои критические замечания: очень важная информация — «!» или «NB», согласны — ставим «+», не согласны — «-» и т.п.
«Называем цвет». Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано.
Красный. Зеленый.Синий.Желтый.Фиолетовый.Оранжевый.Коричневый.Синий.
Красный. Синий. Зеленый. Фиолетовый.Желтый.Коричневый.Синий. Зеленый.Синий.
Не спешите сделать это с невероятной скоростью. Хорошо, если после тренировки вам в принципе удалось выполнить упражнение без ошибок.
«Найди слово». Варианты выполнения упражнения:
- Искать на странице все слова, начинающиеся на определенную букву.
- Искать на странице все случаи упоминания определенного слова или фразы.
Отгадывание загадок – простой и очень эффективный способ тренировки навыков концентрации внимания в любом возрасте. Для этой цели хорошо подходят загадки обманки или вопросы на логику с подвохом.
Избавляемся от регрессии
«Режем пол строки». Читая текст, закрывайте листом бумаги половину строчки (верхнюю часть). Таким образом, вы заставите мозг догадываться о написанном и в то же время в такой ситуации закономерно захочется увидеть следущую строку еще до того, как Вы «срежете» ее часть. Это упражнение приучит вас при чтении забегать вперед и одновременно не возвращаться к прочитанному.
«Указка». Чтобы отучиться от привычки возвращать взгляд назад к уже прочитанному, пусть ваш взгляд постоянно следует за ручкой, карандашом или пальцем, который будет все время вести вас вперед.
«Чтение на скорость». Вспомним тест на скорость чтения в начальной школе. Берем таймер и замеряем свой нынешний результат по прочтению одной страницы, главы или статьи.
Подавляем артикуляцию
«Альтернативный текст». Параллельно с чтением проговариваем что-либо, не имеющее отношения к предмету внимания. Например, напеваем мотив песни («ля-ля-ля, тру-лал-ла») или произносим в уме другой текст, например, пословицы, скороговорки, или ведем счет по порядку независимо от количества прочитанных слов или строк. Главное при этом не терять концентрацию.
«С закрытым ртом!» Если во время чтения у вас еще и шевелятся губы или двигается язык, нужно их чем-то занять. Эта ошибка нередко присутствует у детей после постоянного чтения вслух в младших классах. Попробуйте параллельно грызть карандаш или сухари или жевать жевательную резинку.
«Барабанная дробь». Выстукиваем пальцами по столу какой-нибудь ритм, чем сложнее он будет, тем лучше. Если заняты пальцы рук, автоматически будет хотя бы частично блокироваться речевой центр мозга.
«Чтение под отвлекающую музыку». Отличный способ для подавления желания проговаривать читаемый текст — прослушивание музыки, не имеющей постоянного ритма. Лучше всего для этой цели подойдет джаз.
Развиваем память
«Нестандартное чтение». Чтение текста, повернутого от вас на 90 градусов, на 180, 45 и т.д. Пример выполнения упражнения: переворачиваем страницу вверх ногами и ставим задачу прочтения текста задом наперед (т.е. справа налево). Такая тренировка особенно полезна для детей с целью сформировать в памяти эталоны целостных букв независимо от того, как они расположены.
«Восстанови пропущенные буквы». Отличное упражнение на развитие словесно-логической памяти. Во время прочтения текста с пропущенными буквами остановки для «отгадывания» очередного слова вынуждают держать в памяти слова и смысл прочитанного ранее. Хорошая тренировка не только для памяти, но и для устранения таких помех быстрого чтения, как возвратные движения глаз и артикуляция.
Развитие скорости мышления
Одна из основных причин, по которой возможно существенно развить скорость чтение у любого человека — избыточность информации на всех уровнях текстов (особенно, размещаемых в интернете), начиная от предназначенных для привлечения внимания заголовков и вводных конструкций, до отдельных слов со слабой или вовсе отсутствующей смысловой нагрузкой.
Регулярное решение логических задач развивает умение отделять главное от второстепенного, вырабатывает навык «включения слепоты» в отношении избыточной информации и «мгновенного» восприятия важных мыслей. Достигается это, в первую очередь, благодаря регулярным упражнениям в скорости восприятии условий задачи и понимания сути задаваемого вопроса. Осознанный анализ структуры задач развивает навык дробления заданий на условия и группы условий, выделение одного или нескольких вопросов, осознание оптимального порядка решения подзадач, поиск вариантов решения.
Методики обучения чтению
Есть много способов научить ребенка читать. Не всем детям подходит одна и та же методика.
Звуковой метод
Этот способ обучения был разработан в XIX веке. Первым этапом было протяжное произношение согласных, после чего переходили к слиянию согласной и гласной. При этом ребенку не предлагали учить названия букв.Звуковой метод широко используется для обучения чтению англоязычных детей. В английском одна и та же буква может читаться по-разному в зависимости от того, какие буквы рядом с ней. Например, в слове ‘cat’ ‘c’ читается как [k], а в ‘cinema’ – как [s].В России звуковой метод был существенно доработан и лёг в основу современного классического способа обучения грамоте.
19 января, 08:00Вперед в прошлое: как российских детей учат по «сталинским» учебникам
Традиционная методика с азбукой и букварем
Самый известный из создателей этой методики – Константин Ушинский, основоположник научной педагогики в России. Ушинский предложил принципиально новый подход – не просто заучивание и соединение элементов языка, а анализ живой речи. Например, в учебнике педагога «Родное слово» были упражнения на сопоставление звуков и их сочетаний друг с другом, деление слов на слоги, выбор из них гласных. По этой методике дети учатся читать буквы и их сочетания, затем – простые тексты по слогам.
Букварь Надежды Жуковой
Надежда Жукова, логопед и кандидат педагогических наук, разработала пособие на основе традиционной методики, однако оно не просто обучает ребенка читать, но и предупреждает распространённые ошибки в письме. Отличительная особенность её букваря – использование слога в качестве минимальной единицы чтения. © РИА Новости / Рамиль Ситдиков / Перейти в фотобанк Букварь
Кубики Зайцева
Создатель кубиков российский педагог Николай Зайцев взял за основу метод Льва Толстого. Главная идея – обучение не по буквам или слогам, а по складам. Склады состоят из:
- —пары «согласная и гласная» (СО-БА-КА),
- —сочетания согласной и мягкого или твёрдого знака (ЛО-СЬ),
- —одной буквы (А-И-С-Т).
Такой метод значительно упрощает освоение чтения: в русском языке слог может состоять из 5-10 букв – например, «горсть», «вдруг», а склад – максимум из двух.В наборе Зайцева 61 кубик. Они различаются:
- —по объёму: на больших – твёрдые согласные, на маленьких – мягкие, на двойных – шипящие;
- —по цвету и звуку при встряхивании: на серых с железным наполнителем – звонкие согласные, на оранжевых с деревянным наполнителем – глухие, а на жёлтых с бубенцами внутри – гласные.
В комплект помимо кубиков входят:
- —таблица со складами,
- —пособие для родителей и учителей,
- —аудиодиск, где на мотив популярных мелодий распеваются склады из таблицы и алфавит.
Дети на кубиках учатся читать склады, затем показывают их на таблице и пропевают вместе со взрослым. В ходе обучения используется много игр. На занятиях малышу разрешают ходить по комнате, прыгать, бегать.
14 ноября 2013, 17:40Эксперты выступили против сверхраннего обучения детей чтению и письмуСверхраннее обучение приводит к неврозам и уничтожает у ребенка мотивацию к учебе, считают эксперты в области образования.
Методика Воскобовича
Наиболее известные пособия автора – «Складушки» и «Теремки».Складушки»Складушки» – это альбом с картинками и песенками. На первых страницах – инструкция для родителей. К изданию прилагается CD-диск с аудиозаписями. Пособие рассчитано на детей с двух лет. За основу Воскобович взял складовой метод Зайцева.Вначале ребенок учит буквы и их сочетания, а затем пропевает стишки. Согласные изучаются не по алфавиту, а вместе с гласными по парам звонкие – глухие.ТеремкиВ пособии два вида кубиков, сделанных из толстого картона:
- 1полые без верхней грани – “теремки”, на плоскостях которых изображена согласная буква, а рядом с ней вырезано окошко;
- 2обычные картонные кубики; на их гранях – гласные, твёрдый и мягкий знаки, картинки.
Когда кубик-вкладыш вставляется в «теремок», одна буква оказывается в окошке рядом с другой – получается склад. Всего в наборе 12 “теремков”, 12 кубиков-вкладышей и руководство для родителей с инструкцией, заданиями и играми. Пособие рассчитано на детей от двух до восьми лет.
3 июня 2019, 08:14Роскачество оценило приложения для обучения детей чтению
Методика Чаплыгина
Евгений Чаплыгин – детский спортивный тренер по образованию. Он обучал своих детей читать по азбуке Льва Толстого, а позже узнал о методике Зайцева. Ознакомившись с ней, автор пришел к выводу, что взрослому придется потратить немало времени и сил, чтобы научиться применять метод. Тогда Чаплыгин создал свою систему обучения, упростив методику Зайцева.На гранях кубиков Чаплыгина – не склады, а буквы или знаки препинания. Для пробелов есть два кубика без изображений. Кубики соединяются друг с другом с помощью магнитов. При этом поставить символ вверх ногами не получится: магниты не сработают.В пособии Чаплыгина «Я читаю сам»:
- —16 деревянных кубиков,
- —методички для родителей,
- —игровые материалы.
Методика рассчитана на детей от четырех до восьми лет. Из кубиков составляются слова и фразы, а для запоминания и подсказок используются карточки с картинками. После прохождения всех заданий и экзамена ребенку выдаётся диплом. © Fotolia / serenko Алфавит русского языка
Карточки Домана
Гленн Доман – американский врач-физиотерапевт. Изначально его методика предназначалась для детей с тяжёлыми заболеваниями нервной системы – такими, как церебральный паралич, эпилепсия, аутизм, синдром Дауна и синдром дефицита внимания и гиперактивности. Однако со временем этот способ стали использовать для обучения здоровых детей.Систему Домана называют методом целых слов. Эта концепция появилась в XVIII веке в Германии, а в XIX-м стала широко известна в США. Суть подхода в том, что сначала дети запоминают слова, а потом буквы и звуки. К изучению алфавита приступают только после того, как ребенок научился читать.Взрослому предлагается несколько раз в день показывать ребенку карточки со словами, одновременно произнося их. На обратной стороне могут быть картинки. Каждой карточке посвящена одна секунда.Длительность сеансов – от 15 до 30 минут. Важно, чтобы ребенку было весело и интересно. Доман также подчеркивал, что для успешного обучения необходимо положительное подкрепление. В конце каждого урока нужно обязательно похвалить маленького ученика.Автор методики утверждал, что обучать можно с шести месяцев, и чем раньше начать, тем быстрее будет результат. Если тянуть до шести лет, дети вряд ли смогут полностью раскрыть свой потенциал.
В России метод целых слов применялся в 1918—1931 годах. Опыт показал, что для русского языка этот способ обучения менее эффективен, чем другие. Он работает с английским языком, потому что в нём около 80% лексики – односложные слова и нет склонений и спряжений. Однако даже при изучении английского возникают проблемы. У ребенка не получается произнести новое для него слово, так как он не знает, как читать более мелкие единицы языка.
Методика Монтессори
Мария Монтессори – итальянский доктор и автор методики, используемой педагогами во всём мире. Разрабатывая её, Мария пришла к выводу, что в среде, где занятия направлены на поддержку естественного развития детей, они приобретают способность к самообразованию. Особый акцент делается на уважении к ребенку и отсутствию принуждения.Для обучения используется множество материалов:
- —книги;
- —карточки со словами или шероховатыми буквами;
- —подвижный алфавит – набор вырезанных букв из пластика, дерева или мягкого полиэтилена;
- —наборы игрушек с предметами обихода – для кухни, ванной, уборки, инструменты для сада и т. д.;
- —материалы для творчества и развития сенсорики.
- Основное внимание уделяется развитию двигательных навыков и восприятия. Тренировка мышц рук позволяет быстрее научиться писать буквы и цифры.
- 2Вначале осваивают письмо, затем – чтение. Малышу предлагают обводить пальчиком буквы из шероховатой бумаги на карточках. После ребенок учится собирать из букв слова. Взрослые не исправляют ошибки. Считается, что со временем они уйдут без какого-либо вмешательства. Основная цель на начальном этапе — чтобы ребенок научился выражать свои мысли в письменной форме, а не изучать правила грамматики.
- 3Запоминание происходит через реальный опыт. Одна из игр выглядит следующим образом: ребенок берет из коробки карточку со словом. Если это глагол, ему предлагают выполнить соответствующее действие, а другие угадывают, какое слово он увидел. Если попадается существительное, надо найти нужный предмет и наклеить на него карточку.
Учить ребенка читать по Монтессори дома непросто: придется купить много дорогостоящих материалов, организовать особое пространство для занятий. Эта методика больше подходит для детских садов, однако можно включить некоторые её элементы в домашнюю программу обучения.
20 ноября 2008, 15:28Как воспитать одаренного ребенка – советы психологов и педагоговПсихологи считают, что потенциально одаренным может быть каждый здоровый ребенок. При благоприятных условиях, которые создаются для него в школе и дома, потенциальные таланты развиваются в реальные.
Методика Полякова
Сергей Поляков изначально занимался с детьми по методике Зайцева, однако позже разработал собственную систему обучения детей от двух лет. Автор заимствовал у Зайцева чтение по складам и изучение звуков без названий букв, а у Домана – принцип многократного показа группы символов с их одновременным озвучиванием. В процессе отдельные элементы заменяются на новые. Полученные знания закрепляются специальными играми. Дети не сидят за партами. Они могут свободно ходить и бегать по классу.Обучение происходит с помощью настенных пособий – «домиков для букв». В каждом окошке – склад. Малыши изучают последовательно буквы, склады, слоги, слова и предложения, затем читают книжки, написанные или адаптированные автором, и пересказывают их содержание, после чего переходят к самостоятельному чтению детской литературы. © РИА Новости / Виталий Аньков / Перейти в фотобанк Азбука и букет цветов на парте
Методика Ольги Соболевой
Ольга Соболева – российский педагог и методист. В основе её метода лежит «двуполушарный подход» – одновременное развитие образного и логического мышления. В букваре автора есть задания разных уровней – сюжетные и ассоциативные игры, а также простые упражнения с игровыми элементами. К каждому прилагается комментарий для взрослого. Книга рассчитана на детей от четырех до восьми лет.Принципы методики:
- 1Движущей силой обучения должен быть интерес, удовольствие от чтения. При малейших признаках скуки внимание ребенка сразу переключают на другое задание или заканчивают урок.
- 2Не должно быть принуждения, проверок и закрепления навыков. Обучение ориентировано на процесс, а не на результат.
- 3Необходимо, чтобы инициатива исходила от ребенка. Можно положить книгу на видное место и дождаться, пока он сам её откроет.
- 4Активное участие взрослого не менее важно. Он должен поощрять интерес ребенка, помогать, вовлекать его эмоционально.
По словам Соболевой, методика развивает образное и абстрактное мышление, интуицию, фантазию и воображение, языковое чутье и память – зрительную, слуховую, тактильную и даже обонятельную. Буквы воплощаются в разных образах, танцуют и выполняют другие действия. В букваре можно рисовать, есть много заданий по письму.Соболева настаивает, что для формирования навыка осознанного чтения необязательно учить фонетику, анализировать слово и т. д. Единственный элемент теории, о котором может ненавязчиво сказать взрослый – звонкость и глухость согласных: «В этом слове буква читается твердо, а в этом — мягко». Затем приводит пример: «Выберем букву “М” и возьмём два слова – “мама” и “мишка”».
2 мая 2019, 10:18 Культура Норвежский ученый рассказала, почему электронные книги не вытеснят бумажные
Что тормозит чтение?
Типы чтения сильно влияют на скорость чтения. Большинство людей, научившись читать слово за словом ещё в детстве, никогда не задумывались о совершенствовании этого метода. Но для некоторых из нас чтение является неизбежной частью жизни, и научиться скорочтению означает помощь во многом, главное легко справляться с заданиями. Конечно, важно делать это правильно.
Во время чтения большинство людей смотрят на слово или группу слов и проговаривают прочитанное в уме, перед тем, как перейти к следующему слову, пока не приходят к концу предложения или абзаца.
Важно сказать о фиксации, которая сама по себе не является привычкой, а тем, что наши глаза делают естественно. Но когда это сделано неправильно, фиксация приводит к неэффективному прочитыванию. Звучит несколько странно, но прежде надо понять, что такое фиксация.
Прежде чем какие-то образы появляются в уме, глаза перестают двигаться. Фиксация – в основном означает эту способность глаз. Размер того, на что мы смотрим, не имеет значения, как неважно и то, насколько близко или далеко оно находится. Если бы не было этой возможности, все, на что мы смотрели бы, казалось одним большим пятном.
Тот же принцип применим к словам, которые мы читаем. Чтобы глаза видели слова, которые мы стараемся прочитать, они должны часто останавливаться на словах в каждом предложении. Фиксации, которые также называются остановками для глаз, происходят бесчисленное количество раз в день. И большую часть времени мы даже не понимаем, что это происходит. Вместе с фиксациями работают и другие вещи, которые известны как саккады. Это быстрые прерывистые движения глаз, когда они останавливаются, а затем меняют фокус при «прыжке» с одной точки на другую. Когда глаза останавливаются или фиксируются на слове, короткая пауза дает мозгу возможность понять слова.
При фонетическом прочитывании наши глаза останавливаются или сосредоточиваются почти на каждом прочитанном слове, после чего требуется время, чтобы расшифровать каждое, прежде чем перейти к следующему.
Мысленное проговаривание
Ментальное чтение или тихая речь (субвокализация) – проговаривание в уме каждого слова. Самая медленная форма чтения. Но субвокализация – естественный процесс при чтении, который помогает уму получать доступ к значениям, чтобы понимать и запоминать прочитанное, что потенциально снижает когнитивную нагрузку. Мысленное проговаривание характеризуется незначительными движениями гортани и других мышц, участвующих в артикуляции речи.
Те, кто двигает губами во время чтения, делают то, что называется «озвучиванием» слов, когда они их прочитывают. Есть и более утонченные читатели с субвокализацией, они «слышат» слова в уме во время чтения. То, что они слышат, похоже на шепот, который продолжается, пока глаза продолжают читать.
Причина, по которой люди мысленно проговаривают прочитанное, возвращает в детский возраст, в те дни, когда они только учились читать в начальной школе, фонетически, разделяя слово на слог.
Процесс произнесения или прослушивания слов во время прочтения – хороший способ убедить себя в том, что мы озвучиваем правильно. Но субвокализация работает хорошо для малыша, который учится читать, не для взрослого человека, ему нет необходимости задействовать мозг, глаза, уши и рот для чтения. Глаза и мозг вполне способны читать и понимать все сами по себе.
Регрессивное чтение
Регрессия, перечитывание, возвращение к тому, что уже прочитано – все это означает одно и то же. Регрессия – процесс движения назад, хотя иногда его сложно избежать, когда чтение носит академический или технический характер. Но чаще всего люди, когда читают, регрессируют по привычке. Такой тип регрессивного чтения называется неосознанной регрессией и обычно происходит потому, что наш мозг неправильно воспринял информацию с первого раза по какой-то причине.
Регрессия на сознательном уровне означает, мы знаем, что не поняли, что читаем или упустили что-то действительное важное в прочитанном. Поэтому мы вынуждены возвращаться к прочитанному в поисках пропущенного смысла.
Иногда регрессия вызвана субвокализацией. Когда мы мысленно проговариваем слова, наши глаза и органы артикуляции не всегда прогрессируют с одинаковой скоростью, то есть глаза «бегут» впереди гортани.
Для некоторых людей необходимость перечитывать ничем не отличается от необходимости по несколько раз проверять, выключили ли они духовку. В этой ситуации регресс представляет форму компульсивного поведения.
Ограниченное периферическое зрение
Периферическое зрение – способность, которая включает восприятие того, что происходит по обе стороны от нас, выше или ниже, за пределами вашего макулярного зрения. Чтобы улучшить этот аспект нашего зрения можно смотреть на оживленную сцену (возможно, на экране телевизора или компьютера) с головой, повернутой в одну сторону (практикуя поворот слева и справа).
В контексте скорочтения – принятие более одного слова за раз, прочитывание при одном взгляде группы из 4-16 смежных слов. Периферийное зрение позволяет читать с меньшим количеством глазных фиксаций, потому что кругозор расширяется, мы можем видеть, читать и обрабатывать больше слов одновременно. Вместо того чтобы читать слово в слово, мы может перепрыгнуть вперед на несколько слов и читать группами. На примере это выглядит так: мы должны сосредоточиться на слове или словах в центре предложения и полагаться на периферийное зрение для восприятия слов, расположенных с обеих сторон страницы.