Сколько информации может запомнить человек
Ученые нейрофизиологи работают над тем, чтобы научиться измерять объемы человеческой памяти. Но, все попытки разузнать, как именно работает наша память, сводятся к началу глубоких раздумий об изучении работы мозга. Многим очень сложно запомнить номер, чтобы это сделать им требуется его записать.
Человек, который обладает одним из уникальнейших мозгов, является житель Китая – Лу Чао. Он запомнил номер из 68000 цифр, когда ему было всего 24 года. Лу выговаривал номер на протяжении более 24 часов, ни разу не отвлекаясь.
Мозг человека – одна из самых малоизученных сфер в области науки. Его исследуют множество биологов, психологов и людей, занимающихся нейрофизиологией.
Типы памяти и особенности их тренировки
Память – человеческий инструмент номер один, который используют в каждую секунду. Каждый человек обладает своим типом памяти, он дается при рождении, и остается на протяжении всей жизни. Человеческая личность может добиться высоких результатов в разных сферах, в зависимости от типа памяти, которую, также, можно определить.
Как запомнить большой объем информации
Есть четыре типа памяти:
- слуховая память, при которой мозг человека лучше всего запоминает информацию на слух;
- зрительная память, запоминание производится в лучшей степени с помощью зрения;
- тактильная, при этом типе памяти, человек производит сбор информации с помощью движений;
- эмоциональная – память, при которой лучше всего запоминаются моменты, которые были подвержены высокому эмоциональному всплеску.
Помимо этих четырех, существуют и другие виды памяти, которые включают в себя 3 типа и их называют сложными. Процесс, при котором один тип памяти производит активацию второго, владеющего основной информацией, называется комбинированным подразделением памяти. Если информация поступила в мозг неправильным способом, то он ее не запомнит.
Быстро запомнить информацию помогут шпаргалки
Шпаргалка, которую делает ребенок как помощницу в будущем на экзамене или зачете, очень помогает запоминать информацию. Во-первых, она предусматривает сокращение нужного материала до сути вопроса, включая в себя только самое главное, структурированное и сжатое. Это позволяет очень хорошо и эффективно усваивать информацию и хорошо откладывать ее в памяти. Это проверенный метод запоминания данных. Если делать мини-шпаргалки, и затем их повторять, то этот прием позволяет проработать в голове усвоенную информацию.
Человек воспринимает информацию на слух лучше в том случае, когда параллельно записывать ее на бумагу. Этот прием позволяет запомнить больший объем информации, а так же можно утверждать, что качество запоминания значительно повышается.
Во-вторых, при написании шпаргалки включаются те отделы головного мозга, которые отвечают за зрительную память, особенно если шпаргалка пишется сознательно, а пишущий ее – очень внимателен и сосредоточен. Но если, шпаргалку нужно носить в реальной жизни, то лучше писать вручную, а не печатать на клавиатуре, так как информация, которая была напечатана на машине, одинаково воздействует вместе с рукописью. Профессор одного из университета США подтвердил это, проведя эксперимент.
Как тренировать память
Подключение аудиальной, слуховой памяти
Данные входа, работающие со слуховой памятью – это реакция внутренней речи, которая поддерживает быстрые мгновения пребывания памяти оперативного слуха. Вследствие этого, в работу подключается результат ответа от реакции речи, который переносит звуки речи в память. Собственно, это соединение выполняет одну из самых важных ролей при запоминании кратковременной информации.
Словестно-логическая память тренировка
Люди, которые отлично справляются с обрабатыванием устной информации – это аудилы. Таких людей насчитывается порядка 4-6 % от всех других, все остальные обладают визуальным, дискретным или кинестетическим восприятием. Аудилы, как правило, хорошо учились или учатся в школе, они легко могут дать ответ без подсматриваний в шпаргалки или тетради. Слуховую память можно развивать, она может быть на хорошем уровне у всех, если приложить усилия к ее улучшению.
Чтобы развить слуховую память у ребенка, нужно:
- учить простые, а позже и сложные стихотворения;
- разучивать песни;
- учить значения новых слов, желательно сложных по морфологии;
- запоминать информацию из документальных фильмов (например, про животных, планеты, географию и прочее);
- проводить с ребенком устные изложения;
- просить ребенка повторять определенные строки из стихотворений (можно их пронумеровать).
Чтобы слуховая память развивалась, нужно уделять этому достаточное количество времени, то есть упражняться каждый день.
Приемы развития зрительной памяти
Чтобы вложить в ребенка или в любого другого человека основы развития зрительной памяти, нужно постоянно тренироваться и выполнять особые упражнения. Например, упражнение «Ромб», которое очень популярно, и его технику можно найти на просторах интернета.
Нужно нарисовать пару слов на песке или на асфальте, или же можете использовать бумагу. Во время выполнения этого упражнения развивается зрительная память и повышается степень внимания. Выполнению упражнения нужно уделять достаточное время, иначе результатов оно не даст. На выполнение упражнения должно отводиться 15-20 минут для первоклассников с регулярным повторением не менее 2 раз в неделю.
Образная память тренировка
Существуют и другие упражнения для тренировки памяти, не только зрительной, но и всех других ее типов.
Умение запоминать с помощью моторной памяти
Развитие моторики очень важно для качественного и быстрого усвоения и запоминания информации. Моторная память относится к ретикулярной активирующей системе, которая отвечает за выработку моторных элементов для запоминания информации. Если человек умеет быстро набирать текст на клавиатуре, то у него развита двигательная память, то есть моторика.
Ученые предполагают, что во время записи информации под диктовку (как это бывает у студентов в ВУЗах на лекциях), человек пытается всячески перефразировать услышанное и перенести свои мысли на бумагу, быстро выделив при этом главное. Мозг вовлекается в этот процесс все больше и больше, и моторная память начинает работать отдельно от него, на автомате. Поэтому можно утверждать, что чем больше человек пишет текстов под диктовку, тем лучше развивается его способность запоминать большие объемы информации в сжатые сроки.
Развитие мелкой моторики ребенка происходит тогда, когда он играет с различными мелкими предметами и пластичными массами. Это может быть перебирание пуговиц или каких-либо мелких вещиц, пересыпание круп, лепка из пластилина, соленого теста и прочего, рисование и другое. Чем больше времени будет уделено развитию этому виду памяти в раннем возрасте, тем лучше ребенок сможет запоминать различного рода информацию в дальнейшем.
Двигательная память тренировка
Как выучить за короткий срок иностранный язык: секреты способностей
Чтобы понимать любой иностранный язык, нужно постараться обеспечить себе или ребенку хотя бы минимальную языковую практику, чтобы привыкнуть к диалектам. Это может быть общение на иностранном языке в домашних условиях с родными, с учителем и одноклассниками в школе, с репетитором на дополнительном занятии и прочее. В настоящее время среди «продвинутых родителей» наблюдается языковой бум: детей учат английскому, немецкому, польскому чуть ли не с пеленок. Насколько же оправданы такие попытки ответить сложно.
Педагоги отметили, что изучать иностранный язык с ребенком можно начинать только после того, как он сможет говорить на своем родном языке, желательно без ошибок и с понятной речью. Так как у каждого ребенка развитие отличается, то, следовательно, точное время начала изучения иностранного языка назвать сложно. Но это точно не возраст до 3 лет. Вернее, начинать обучение можно, и кроха даже будет повторять какие-то слова, стишки, но делать он это будет как дрессированное животное, на автомате, не осознавая того, что он говорит. Поэтому о быстром изучении языка в дошкольном возрасте или в возрасте начальной школы говорить не рационально.
Чтобы выучить язык за короткий срок, нужно знать следующие особенности обучения:
- понимание структуры построения предложения с точки зрения грамматики;
- изучение грамматических аспектов;
- пополнение словарного запаса.
При соблюдении этих требований, любой иностранный язык можно выучить в короткие сроки. Начало изучения иностранного языка в раннем возрасте дает, разве что пополнение словарного запаса, так как дети в малом возрасте очень легко впитывают информацию.
Как мозг запоминает информацию
Наш главный компьютер в организме обладает уникальной памятью, и уникален сам процесс запоминания. Сейчас немножко погрузимся в терминологию физиологов и психологов, потерпите чуть-чуть.
Итак, ученым известно, что процесс запоминания требует большого количества энергии организма. Это метаболизм мозга простыми словами. Энергия затрачивается, так как множество нервных клеток (нейронов и глий) постоянно создают новые связи (цепочки). Запоминание на биологической основе – это способность нервной системы сохранить активность ранее возбужденных нейронов.
Возбуждаются они при каком-то ярком событии или намеренном желании сохранить информацию. При каждом последующем повторении эти связи будут все активнее, что позволяет на дольше запомнить информацию. Поэтому повторение всегда эффективно при желании что-то воспроизвести через время. Этот принцип лежит в основе улучшения памяти и работы мозга.
Но есть специальные методы, которые помогают за короткое время запомнить большое количество информации. Именно их мы и рассмотрим ниже.
Основные способы запоминания информации
Запоминала информацию
Основными известными мне подходами при запоминании информации являются:
- зубрежка (многократное повторении информации вслух или мысленно). Этим занимается 99.9% людей, которые что-либо учат и запоминают сознательно.
- использование техник запоминания на основе «Магического Треугольника Запоминания». Таким навыком мало кто владеет (разве что – мои ученики J) но он даёт результативность по скорости запоминания большого количества информации в десятки, иногда и в сотни раз (!!!)
Про первый способ я ничего здесь не буду рассказывать, вы итак с ним довольно хорошо знакомы. Скорее всего, это единственно возможный способ запоминания, о котором вы знали.
Речь пойдет о запоминании больших объемов информации с помощью техник запоминания.
Но прежде чем это сделать, нужно уточнить следующие моменты:
- насколько много информации (страница книги, 2 листа A4, полкниги и т.д.)
- сколько содержится точной информации (имена, названия, цифры, даты и т.д.)
С помощью особых приемов запоминания успешно разрешаются оба момента, но 2-ой сложнее выполнить, если вы заранее не отточили приемы. Это, пожалуй, единственный минус. Но с другой стороны наработав данный навык, вы сможете пользоваться им при запоминании информации любых объемов независимо от того, сколько там точной информации.
Как запомнить большой объем информации
А теперь по шагам, что нам нужно делать, чтобы реализовать данную задачу.
Много информации
- Подобрать локации. На основе уточнения 2-ух предыдущих моментов мы подбираем нужное количество локаций. Чем больше точной информации, тем больше локаций.
- Создаем структуру из локаций. Конкретно под запоминаемую информацию мы создаем определенную структуру из локаций. Например, для запоминания комплектации автомобилей и запоминания таблицы Менделеева мы можем использовать разные структуры.
- Запоминание информации. Сам процесс запоминания цифр, слов, символов и т.д. на основе техник запоминания.
- Повторение информации. Запомнить много информации можно – это одна задача, а вот удерживать еёдолгое время в памяти – совсем другая задача. Для этого, конечно, её нужно ПОВТОРЯТЬ, ПОВТОРЯТЬ и ПОВТОРЯТЬ. Но повторять с умом, используя интервальное повторение.
Используя данные шаги, вопрос – «как запомнить большой объем информации» станет вполне разрешаемым.
Да, есть различные нюансы по созданию локаций, по повторению информации, по запоминанию определенных видов точной информации, но все эти моменты описаны и будут описаны в соответствующих статьях.
Техники эффективного запоминания
Теперь давайте рассмотрим несколько эффективных мнемотехник.
Ключевые слова
Вам будет проще запомнить большой объем информации, если делать краткие пометки для себя. Разделите информацию на равные блоки, в каждом из них выделите ключевые слова и запишите их. Они будут триггерами, которые запускают ассоциативный ряд и помогают воссоздать данные из памяти.
По такому же принципу удобно конспектировать лекции. Не пытайтесь ухватить все сразу и записать слово в слово – у вас все равно не получится. Слушайте, вдумывайтесь, а самое важное записывайте.
Логические цепочки
Знаменитый американский психолог Джон Миллер изучал закономерности работы кратковременной памяти. Он выяснил, что в конкретный момент времени мы можем удерживать в уме 7 объектов (+/- 2). Но как выяснилось, это правило можно легко обойти.
Для этого нужно объединить все объекты какой-то общей концепцией. Мозгу гораздо проще запоминать осмысленную связанную информацию, чем набор разрозненных элементов. Проще всего придумать логичный осмысленный рассказ с ключевыми словами и запомнить его.
Рифмы
Вы, наверное, замечали, что стихи запоминать намного проще, чем прозу. В самой структуре стихотворения есть подсказки (ритм и рифма), которые помогают нам подбирать нужные слова в процессе воспроизведения.
Я до сих пор помню наизусть все глаголы-исключения второго спряжения в русском языке, которые мы учили в третьем классе. А все потому, что наша учительница догадалась их зарифмовать. Получился забавный стишок.
Смотреть, обидеть, видеть.
Держать и ненавидеть.
Зависеть, слышать, гнать.
Вертеть, терпеть, дышать.
Так что если есть такая возможность, рифмуйте то, что вам нужно запомнить. Например, новые иностранные слова, список покупок в магазине.
Аббревиатуры
Этим методом активно пользуется мой папа. Каждый раз перед походом в магазин он пишет список покупок, но не берет его с собой, а составляет из первых букв аббревиатуру. Например, было: масло, сыр, яблоки, конфеты, апельсины, рыба, орехи, молоко. А получилось: МСЯКАРОМ. Благодаря этой системе он всегда знает точное количество продуктов, которые нужно купить, и легко воссоздает их по первым буквам. Метод подойдет для запоминания любых видов списков, а также имен людей в больших компаниях.
Мнемонические фразы
Мнемонические фразы придумывают для запоминания сложно запоминающейся информации. И они отлично работают! Все мы учили цвета радуги по фразе “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Вот еще несколько довольно популярных мнемонических предложений:
- “Решил Коля кафтан сшить, будет авось без изъян” – для запоминания самых крупных государств (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия).
- “Морозным вечером залез на мачту юнга, стремясь увидеть незнакомый порт” – для запоминания порядка планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
- “Каждому старшекласснику, владеющему фантазией, география и так ясна” – для запоминания стран большой семерки (Канада, США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония).
Кстати, ничто не мешает вам самим придумывать такие фразы. Давайте вместе сочиним фразу для запоминания российских городов, в которых есть метро. Это Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Казань, Нижний Новгород, Новосибирск. У меня получилось вот что: “Мальчик Саша ел суп и кормил несчастного носорога”. Теперь и вы попробуйте. Можете менять слова местами – порядок не важен. Жду ваши варианты в комментариях!
Эффект края
Этот эффект был открыт немецким психологом Германом Эббингаузом. Проводя эксперименты по изучению памяти, он вывел интересную закономерность. Человек лучше всего запоминает начало и конец любой информации.
Хотите проверим? Прочитайте один раз последовательность слов.
Табуретка, крапива, потолок, рыба, дерево, куртка, пчела, зеркало, командировка, шоколад, вдохновение, королева.
А теперь попытайтесь воспроизвести этот список. Держу пари, вы хорошо запомнили слова “табуретка” и “королева”, а что насчет остальных? Наверняка многие слова из середины списка ускользнули от вашей памяти.
Как пользоваться этим эффектом при осознанном запоминании? Разделите информацию на блоки, самые важные и сложные учите в начале и в конце. Остальные распределите в середине. При запоминании больших объемов информации можно чередовать – сегодня учим блоки в одном порядке, завтра меняем их местами.
Ошибайтесь
Очень интересную особенность памяти открыли исследователи из Университетского колледжа в Лондоне. Мы лучше запоминаем то, в чем успели совершить ошибки. Констатация собственного невежества стимулирует память и дает дополнительный заряд мотивации.
В следующий раз, прежде чем начать учить новый материал, устройте себе небольшой тест. Например, выпишите незнакомые иностранные слова и попытайтесь их перевести интуитивно. Естественно, у вас ничего не получится. Зато “негативный” опыт поможет вам впоследствии выучить эти слова в два раза быстрей.
Почему забывать на самом деле полезно
Человеческий мозг способен на многое, но его возможности хранить и вспоминать конкретную информацию ограничены. Забывание — на самом деле очень полезное качество человеческого разума. В качестве аналогии можно привести принцип работы компьютера: если его память занята слишком большим объёмом данных, он начинает медленнее работать, пока вы не освободите диск. Мозг делает такую «самочистку» автоматически, убирая из памяти «ненужную» информацию. Так что забывание можно считать своеобразной гигиеной.
Но есть одна неприятная проблема. Иногда мы не можем вспомнить действительно важную информацию, которую полезно держать в голове, — например, изученные темы.
Здесь нужно упомянуть о том, что у человека есть оперативная (рабочая) и долговременная память. Первая довольно сильно ограничена в объёме, и сознание оперирует ею для выполнения конкретных задач. Это как раз та ситуация, когда студент зубрил билеты к экзамену, а после сдачи забыл почти всё выученное. Чтобы информация действительно сохранилась, она должна попасть в долговременную память. Именно благодаря ей некоторые взрослые всё ещё с лёгкостью наизусть декламируют «Бородино» Лермонтова.
Способны ли эти знания о памяти и теория кривой забывания помочь лучше запоминать информацию? Давайте разберёмся.
Почему мы забываем?
Каждый день наш мозг потребляет тонну информации, и не всегда она важна для нас. Когда начинается перегрузка, мозгу тяжело определить, какая информация важная, а какая — нет. Поэтому бывают моменты, когда ты помнишь самую тупую шутку, а вот важные графики по работе испаряются из головы.
Надоело деградировать и сидеть на месте?
Хочешь каждый день становиться на 1% лучше?
Нужна инструкция по саморазвитию?
Забирай 2 видео и практическое руководство: 01 Как мотивировать себя действовать и получать результаты.02 Как справиться со страхами и ограничивающими убеждениями.03 Где взять силы и энергию, когда сложно и ничего не хочется.E-mailОтправить
Причины плохой памяти:
- Отсутствует понимание значимости информации;
- Ты не освоил прошлый материал по данной теме;
- Не можешь выделить главное среди большого пласта информации;
- Тебе тупо впадлу запоминать;
- Апатия и скука захватили тебя, поэтому запоминание происходит сложнее;
- Методы запоминания превратились для тебя в скучную учебу;
- Ты не умеешь планировать время;
- Полученные знания не применяются.
Виды запоминания
На самом деле запоминание можно разделить по видам памяти. Но я хотел бы акцентировать твое внимание на трех основных направлениях:
-
Механическое. Проще говоря зубрежка.
Например, запоминание слов без особого вникания в смысл. Это поможет тебе выучить язык, но говорить ты вряд ли на нем будешь. Ведь для осмысленного диалога важно не просто знание отдельных слов и правил, а умение применять их на практике.
Конечно, если ты после зубрежки разработаешь свои приемы запоминания и будешь постоянно практиковать язык, знания закрепятся в твоей голове. Но механический способ без дополнительных усилий вписывается в правило: Заучил, Сдал, Забыл.
-
Ассоциативное.
Если ты думаешь, как выучить стих за 5 секунд, это лучший способ. Ты придумываешь ассоциации к каждому слову или строчке и когда тебе нужно выдать стих, в голове всплывают картинки и текст, который ассоциируется с ними.
Нельзя сказать, что это эффективный метод, но он точно лучше механического. Такая методика подходит для творческих личностей, которые умеют быстро создавать цепочки ассоциаций.
-
Аналитический.
Как запоминать информацию качественно? Вникни в ее суть.
То есть ты сначала анализируешь текст, который нужно запомнить, разбираешь его по буквам, а только потом приступаешь к запоминанию. Получается, что твой мозг еще в процессе анализа разработал собственный метод для качественного запоминания. Твоя задача — закрепить материал периодическим повторением.
Топ-5 методов запоминания для профессионалов
Методы запоминания помогают лучше усваивать необходимую информацию и тренируют наш мозг. Их немало, но к наиболее распространенным относятся метод локусов, сторителлинг, чанкинг, мнемоника и интервальные повторения.
Мозг лучше усваивает информацию живую, яркую, образную и вовлекающую. Это значит, что нам нужно сделать информацию, которую мы хотим запомнить, интересной для мозга. Чтобы успешно использовать любую технику запоминания, следует найти то, что работает именно для вас, и правильно определить цели.
Остановимся на некоторых наиболее известных методах запоминания, которые помогут вам, например, быстрее запоминать имена людей, с которыми вы знакомитесь по работе.
Метод локусов
Название этого метода происходит от латинского слова locus — «место». Он также имеет ряд других названий: пространственная мнемоника, дворец памяти, чертоги разума, умственная прогулка.
Принято считать, что метод локусов зародился еще в Древнем Риме благодаря ораторам, которым всю информацию для многочасовых выступлений приходилось держать в памяти. Суть метода заключается в визуализации, в привязывании фактов, которые нужно запомнить, к хорошо известным локациям. К фактам может относиться что угодно: иностранные слова, список покупок, имена людей и др.
Как работает метод локусов? Представьте, что вы стоите в своем доме (дворце памяти). Мысленно пройдитесь по этому дому, запоминая его отличительные особенности — их можно использовать для хранения информации, которую вы хотите запомнить. Каждая остановка на вашем пути будет тем самым «локусом», к которому вы можете привязать идею или объект. Например, входная дверь может быть одним локусом, тумбочка в коридоре — вторым локусом, лампа в гостиной — третьим. Если вам нужно запомнить какое-то слово, создайте ассоциацию между этим словом и одним из объектов в доме. Зафиксируйте это в голове. Когда вы будете думать о своем дворце памяти, вы вспомните не только маршрут, но и объекты, привязанные к локациям.
Мнемоника
Этот метод представляет собой совокупность приемов и способов, которые упрощают запоминание различной информации. Обычно он требует больше усилий для эффективного использования, но зато лучше применяется в таких ситуациях, когда нужно запомнить, например, списки или структуры. Например, если вам нужно запомнить список лекарственных препаратов определенного типа, мнемоника поможет вам сделать это лучше остальных методов.
Мнемоника основывается на образовании ассоциативных рядов и последовательностей, когда человек заменяет абстрактные объекты реальными понятиями. Главное — использовать яркие, интересные ассоциации.
В мнемонике можно выделить несколько наиболее известных техник:
- Акроним: вы составляете комбинацию букв, которая «шифрует» полную информацию для запоминания.
- Акростих: вы придумываете стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют какое-либо слово.
- Ключевые слова: вы выделяете во фразах ключевые слова. Вспоминая их, вы восстанавливаете в памяти всю фразу.
- Рифмизация: вы придумываете рифмы, чтобы запомнить слова или цифры.
- Техника образ-имя (подходит для запоминания имен): вы придумываете любую яркую связь между именем человека и его физическими характеристиками.
- Формирование цепочки: вы сочиняете историю, в которой слово или мысль, которую нужно запомнить, вызывает цепную реакцию и тянет за собой следующие слова.
Чанкинг-метод (дробление, фрагментирование)
Это метод подразумевает объединение нескольких элементов, которые нужно запомнить, в одну небольшую группу. Многие люди пользуются им, когда пытаются запомнить номера телефонов, номера банковских счетов, но этот метод может быть использован и для других типов информации. Чанкинг-подход часто отражается в том, как мы записываем номера телефонов — через черточку. Мы делаем это именно так, чтобы лучше воспринимать набор цифр и быстрее их запомнить. Есть разница между восприятием набора цифр: 89265660000 и 8-926-566-0000? Конечно, есть.
Ключевым принципом, заставляющим эту технику работать, является комбинация предметов на основе семантического кодирования, то есть предметы помещаются в небольшие группы в соответствии с контекстом или каким-то шаблоном.
Например, одни могут группировать свой список продуктов по алфавиту, другие — по типу пищи. В любом случае этот метод успешно реализуется только тогда, когда вы определяете наиболее естественные для себя шаблоны и следуете им.
Интервальные повторения
Суть метода заключается в том, что человек повторяет выученную информацию согласно определенным, постоянно возрастающим интервалам. У этого метода даже есть конкретная формула: Y=2X+1, где Y означает день, когда информация начнет забываться, а X — день последнего повторения. Таким образом, если вы выучили информацию, например, неделю назад, то повторить ее вам нужно будет через 8 дней. При этом потенциал интервала равен бесконечности.
Методика интервальных повторений часто используется вместе с карточками. Наиболее распространенный пример: изучая иностранный язык, вы делаете карточки с незнакомыми словами и затем с определенной периодичностью их повторяете.
Метод сторителлинга
Если верить исследованиям, то наш мозг настолько любит истории, что хорошее повествование может вызвать высвобождение окситоцина — гормона, который усиливает эмпатию у людей.
Истории охватывают все качества информации, которые заставляют наш мозг любить и запоминать ее: яркие и красочные образы, привлекательные сюжетные линии. Рекламная индустрия постоянно эксплуатирует эти возможности, но вы тоже можете использовать метод сторителлинга для запоминания важной информации. Тем более что он довольно прост.
Смысл метода заключается в том, что вы создаете различные сюжетные линии, которые включают в себя элементы, необходимые для запоминания. В результате эти элементы соединяются в последовательности, и создаются истории, которые мозг лучше усваивает и воспринимает.
Точность повествования имеет мало значения в этом случае. Как и в методе локусов, в случае со сторителлингом важно органично вписать информацию, которая вас интересует, в нить повествования.
Советы
- Запаситесь легким перекусом и водой. Помните, что регулярное питание способствует лучшему функционированию мозга и лучшему запоминанию информации.
- Выспитесь. Если на подготовку к экзамену у вас есть всего одни сутки, то вы, скорее всего, не выспитесь, но помните, что хороший сон — это залог эффективной работы мозга. Если вы не будете заниматься всю ночь, то сможете лучше сосредоточиться в день экзамена.
- Скорее всего, вы лучше сдадите экзамен, если будете готовиться к нему заранее (в течение нескольких дней). В следующий раз приступайте к изучению и повторению материала за неделю до экзамена.
- Не волнуйтесь. Помните, что стрессовое состояние негативно влияет на вашу работоспособность. XИсточник информации
- Распределите время в соответствии с той или иной темой. Например, на изучение легкой темы выделите двадцать минут.
- Изучите одну главу, а потом прервитесь на 10–15 минут.
- Поспите хотя бы 5 часов. Не рекомендуется заниматься после 12 часов ночи.
- Чтобы сосредоточиться, послушайте инструментальную музыку.
- Сделайте заметки, которые можно быстро просмотреть непосредственно перед экзаменом.
- Будьте расслаблены и сосредоточены.
Советы психологов по улучшению памяти
Кроме конкретных систем и способов быстрого запоминания информации по алгоритмам, в психологии есть общие советы, как улучшить работу мозга, а вместе с ней – и цепкость памяти.
Придерживайтесь 6 правил, и ваша память вскоре станет заметно лучше:
- Никаких перегрузок. Провалы в памяти часто связаны с чрезмерной усталостью, истощенностью организма. Вредны как физические, так и интеллектуальные перегрузки. Давайте себе время, чтобы передохнуть, переключайте себя, меняйте тип мышления.
- Правильное питание. Употребление витаминов и минеральных веществ, обеспечивающих работу мозга, дает для памяти органический ресурс. Положительно на способности запоминать сказывается преобладание овощей, фруктов и рыбы в рационе. В то же время, как избыток сладкого, фаст-фуд, жирная пища с твердыми жирами, наоборот – ухудшают способности.
- Бумажные книги – источник доступной для восприятия информации. Причем речь идет не столько о книгах, сколько о чтении с листа бумаги. Использование такого метода ускоряет восприятие информации на 30% и повышает внимательность. В книге структура текста воспринимается лучше, запоминается и место расположения заинтересовавшего места на странице.
- Здоровье – прежде всего. Своевременно лечите соматические и психологические болезни и отклонения. Они негативно влияют на способность человека запоминать. Спите вволю [5]: в период сна мозг дообрабатывает информацию, раскладывая ее на «долгое хранение».
- Откажитесь от вредных привычек. Злоупотребление алкоголем, курение, парение, даже чрезмерная любовь к сладкому крайне сильно вредят мозгу, а значит, и памяти. Употребление подобных веществ провоцирует нехватку кислорода для мозга. Попутно развиваются сердечно-сосудистые заболевания, что приводит к ухудшению когнитивных функций.
- Физические нагрузки обязательны. Регулярные тренировки улучшают память в любом возрасте [6]. Полезно размяться непосредственно перед началом интеллектуального труда. Пока вы занимаетесь физическими упражнениями, усиливается кровообращение и мозг напитывается кислородом.
Если вы ищите способ, как быстро выучить всю информацию, освоить материал, если что-либо не запоминается, а у вас плохая память, то в первую очередь стоит обратить внимание именно на эти советы.
Изменив свой образ жизни так, чтобы мозг находился в комфортных, физиологических условиях, вы повысите уровень своих когнитивных способностей.
Если достигнутый результат не впечатляет, обратитесь к специалистам. Разработаны комплексные методики терапевтического воздействия, которые помогают углубить ресурсы мозга. И учат человека использовать весь доступный резерв.
Предупреждения
- По окончании экзамена не говорите одноклассникам, как вы ответили на вопросы, чтобы не подрывать свой авторитет.
- Непосредственно перед экзаменом ни в коем случае не обсуждайте ту или иную тему с вашими одноклассниками. Так вы, скорее всего, только запутаетесь. Но вы можете спросить у них то, чего не знаете.
- Не стоит заниматься ночь напролет. Не выспавшись, вы будете чувствовать себя не очень хорошо.
- Занимаясь за день до экзамена, вам придется усвоить массу информации, которую необходимо будет вспомнить во время экзамена. Помните, что информация, которую пытаются запомнить в кратчайший промежуток времени, быстрее забывается, что может негативно сказаться на вашей дальнейшей учебе. Поэтому лучше изучать предмет понемногу и каждый день в течение всей четверти или семестра. Таким образом вы лучше усвоите и запомните изучаемый материал.