Зачем это нужно

Каждый человек должен понимать, почему необходимо развивать память. Во-первых, чтобы быстро запоминать и воспроизводить нужную информацию. Это позволит избавиться от многочисленных списков и записей и держать всё в голове. Во-вторых, чтобы предупредить раннее старение и такие возрастные заболевания, как Альцгеймера или Паркинсона. В-третьих, чтобы попутно улучшить другие когнитивные способности.

Развить внимание

Оно позволяет быстро и легко сосредотачиваться на самых важных проблемах, замечать мелочи. Это упорядочивает и организует жизнь.

Развить мышление

Большинство методик позволяет одновременно улучшить работу мозга и развить память, тем самым повышая интеллект. Развивается сразу несколько видов мышления: ассоциативное, наглядно-образное, логическое. Это позволяет оперативно решать задачи, отсеивая всё ненужное и быстро отбирая только важную информацию.

Развить воображение

Появляется возможность решать проблемы нестандартными, но весьма эффективными способами.

Замедлить процессы старения

При активном использовании мозга и постоянных нагрузках на него с возрастом его состояние не ухудшается.

Что такое память

В целом это способность человека усваивать полученную информацию с целью использования ее в дальнейшем. Некоторые люди способны обрабатывать большой поток информации, легко запоминая все, что может им пригодиться. Другие же наоборот, быстро забывают даже то, что очень важно запомнить. Эта особенность индивидуальна для каждого человека, но ее можно развить и значительно улучшить.

Классификация видов памяти

Память классифицируют по разным признакам. Рассмотрим основные из них.

По продолжительности

Это критерий, определяющий, как надолго информация задерживается в мозге. Выделяют следующие виды памяти:

  1. Оперативная. Это поверхностная и непродолжительная память. Ее еще называют рабочей. На этом уровне запоминания срок хранения информации ограничивается периодом ее использования. Например, чтобы понять, о чем это предложение, вы запоминаете значения слов, написанных в нем. Дочитав предложение до конца, вы уже не сможете воспроизвести его дословно, а передадите своими словами. Так, как поняли сами. Самое интересное, что мозг даже не стремится запоминать эту информацию. Однако объем оперативной памяти можно увеличить с помощью тренировок.
  2. Сенсорная. Первая ступень в процессе запоминания информации. Она относится к физиологическому уровню, поскольку запоминает сигналы, поступающие от органов чувств. Информация хранится не дольше 4 секунд. Самыми известными видами сенсорной памяти являются слуховая и зрительная. Лишь незначительная часть информации, принимаемой с помощью слуха или зрения, привлекает наше внимание. Но когда это происходит, то она уже переходит со стадии сенсорной памяти на уровень кратковременной.
  3. Кратковременная. Этап запоминания, на котором начинается сознательный процесс обработки информации. На этом уровне информация, которая нас заинтересовала, хранится не дольше 30 секунд. За это время мозг обрабатывает полученные данные и определяет степень их важности. Важная информация дублируется, а ненужная – удаляется. В кратковременной памяти вмещается не более семи не связанных между собой элементов. Чтобы запомнить такую информацию на длительный срок, необходимо сосредоточиться на ней и несколько раз повторить. Иначе она будет замещена другими данными.
  4. Долговременная. Этот вид памяти характеризуется огромным объемом и практически неограниченным сроком хранения. Чтобы информация дошла до этого этапа, ее необходимо осмыслить, детально проанализировать и провести ассоциации с уже имеющимися сведениями. Простое заучивание здесь не поможет. Но даже если вы запомнили информацию правильно, ее может быть непросто извлечь из долговременной памяти, потому что она редко используется.

Разные виды памяти

По психическим процессам

В мозг информация поступает через различные каналы. В зависимости от этого выделяют следующие виды памяти:

  1. Образная. Наибольший объем информации хранится у нас в виде образов, полученных посредством органов чувств. Здесь различают зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную и вкусовую память. Этот вид памяти первый, который начинает работать еще у новорожденных. А еще встречаются случаи запоминания информации с феноменальной точностью, вплоть до малейших деталей. Такую особенность запоминания называют фотографической памятью.
  2. Двигательная. Она относится к одним из самых древних способов запоминания информации, возникших в процессе эволюции. Моторная память играет очень важную роль, причем не только в спорте. Без нее ребенок не сможет научиться ходить, бегать, прыгать, рисовать, а взрослый человек даже чаю себе не нальет.
  3. Эмоциональная. Этот вид памяти активизируется, когда мы испытываем сильные чувства, яркие эмоции. Первая любовь, рождение ребенка, горечь обиды, радость от встречи после долгой разлуки с близкими и т.д. Такая информация всегда носит ассоциативный характер. Поэтому достаточно появиться какой-то маленькой детали, чтобы мы снова окунулись в этот водопад давно пережитых эмоций. Правда, они уже никогда не достигнут той первоначальной силы.
  4. Словесно-логическая. Это самый молодой вид памяти. Он присущ исключительно человеку, поскольку носит осознанный характер. Мы запоминаем информацию не как набор звуков или символов, а как осмысленный фрагмент. Именно этот вид памяти требует для своего улучшения целенаправленной тренировки.

Память о прошлом

Страшная правда или что происходит с памятью при взрослении

Взрослея и развиваясь, человек достигает своего пика когнитивных способностей, к которым так же относится и память, это происходит к 35 годам.

Так, между 30-33 годами память, мышление и внимание получают максимальное развитие, однако к 40 годам начинается снижение их функций.

Пик творческой активности зависит от видов деятельности, которым занимается человек. Так математик, химик и физик ее достигают в 30-34, а медик и геолог — в 35-39 лет.

Самыми долго и далеко идущими являются политики, психологи и философы, пик их творческой активности приходится на возраст от 40-55 лет.

Но мы же знаем людей (в том числе и выдающихся), которые и в 80 лет сохраняют юношеское мышление, отличную память и создают потрясающие вещи.

Если профессия человека связана с  творчеством, то взрослея, он не только ничего не забывает, но и наоборот, улучшает свою профессиональную память.

Самое интересное, что на сохранность и развитие нашей памяти влияет то, чем мы занимаемся, к чему стремимся, ищем ли новую информацию, хотим ли запомнить что-то новое.

Это поддерживает и развивает новые связи в головном мозге. Да, количество нейронов в головном мозге, за счет чего мы мыслим и запоминаем, к 80 годам уменьшается на 30 %, но процесс их образования и отмирания постоянен.

Самое важное — как мы используем «птицу феникс».

Наращиваем ли мы новые связи между нейронами, пути, по которым можно обойти поврежденные нейроны, или нет. В мозге Эйнштейна их было обнаружено большое множество.

kak-razvyt-pamyat-u-vzroslogo-cheloveka-uprazhneniya-soveti

Вот эти полосочки между нейронами и есть нужные нам новые синаптические соединения. Поэтому в любом возрасте нужно заниматься памятью. Более того, эффективно заниматься развитием памяти и внимания всегда.

Взрослея человек приобретает огромный опыт, хранит его в памяти, это огромные объемы информаци. Поэтому он может и рассказать гораздо больше, чем это в состоянии сделать молодой человек.

Факторы, влияющие на ухудшение памяти

Проблемы с памятью не всегда указывают на присутствие какого-либо расстройства памяти (о них мы поговорим ниже). Существуют определённые обстоятельства, негативно влияющие на нашу способность к запоминанию.

Недостаток сна

Дефицит сна вызывает усталость и истощение, что не способствует развитию наших когнитивных способностей. В частности, сон влияет на восстановление организма в целом и нервной системы в частности, а также на консолидацию памяти. Поэтому нехватка сна влияет не только на память, но и на другие высшие когнитивные процессы, такие как внимание и концентрация.

Проблемы с вниманием

То, что мы иногда принимаем за проблемы с памятью, на самом деле является проблемой с вниманием. Если мы не сконцентрируемся на стимуле, то вряд ли сможем его запомнить. То же самое происходит, когда мы одновременно уделяем внимание сразу нескольким стимулам.

Общий когнитивный онлайн тест  CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.

Интерференции при запоминании

Интерференции появляются при обучении. Если мы запомнили что-то до или сразу после того, что нам нужно выучить, то скорее всего, возникнут помехи. Что имеется ввиду? Например, если вы запомнили список А с перечнем животных, а затем прочитали список Б, в котором часть животных совпадает с указанными в списке А, а часть — нет, то велика вероятность того, что когда вас попросят назвать животных из списка А, вы назовете в том числе каких-то из списка Б. Это называется интерференция. Другими словами, интерференция — это взаимодействие между новой информацией и уже имеющимися воспоминаниями, что отрицательно влияет на усвоение нового материала.

Старение

Одна из первых и неизбежных причин, которые приходят в голову, когда возникают проблемы с памятью, это старение. По мере старения организма люди осознают, что им становится труднее вспомнить определённую информацию или запомнить что-то новое. К тому же с возрастом люди чаще становятся рассеянными (“Куда я положил ключи?”). Как правило, с трудностями, связанными с памятью или обучением пожилых людей, можно справиться, предоставим им больше времени на решение той или иной задачи. Также, возможно, вам будет интересно прочитать, что такое здоровое старение.

Негативные эмоции

Депрессия, тревожность или стресс сопровождаются чувством одиночества, беспокойства, грусти и тоски. Это Это способствует развитию проблем со вниманием и ухудшению памяти. Как правило, эта забывчивость носит временный характер и исчезает вместе с отрицательными эмоциями. Кроме того, есть некая субъективность по отношению к негативным воспоминаниям, т.е. мы больше склонны помнить о плохих сторонах нашей жизни и недооценивать всё остальное.

Употребление алкоголя

Алкоголизм является причиной серьёзных проблем с долговременной памятью. В частности, он может привести к развитию синдрома Корсакова, который сопровождается как ретроградной, так и антероградной амнезией, в результате чего, можно сказать, заболевший фактически становится человеком без прошлого и будущего. Поэтому страдающий синдромом Корсакова может компенсировать эти пробелы в памяти вымышленными историями и придуманными событиями. Кроме того, возникают проблемы с координацией движений, появляется сонливость, спутанность сознания, нервозность, потеря слуха, а в некоторых случаях даже галлюцинации.

Физические и физиологические проблемы

Тромбы мозга, инфекции, опухоли, недостаток витамина B12, анемия или заболевания щитовидной железы также могут влиять на дефицит памяти. Если у вас есть подозрения либо уже диагностированы эти заболевания, необходимо обратиться к врачу.

Ещё одна причина потери памяти — удары и травмы головы, а также кровоизлияние в мозг. Они вызывают амнезию и могут привести к сосудистой деменции.

Некоторые медикаменты также могут влиять на память. В качестве примера можно привести анксиолитики, противоэпилептические средства и средства против гипертонии.

Какой же все таки мозг, у взрослого или у ребенка, учится быстрее?

На самом деле, учится мозг, как у ребенка, так и у взрослого, совершенно одинаково. Как так происходит? Учеными доказано, что на обучение как у взрослого, так и у ребенка мозг тратит одинаковое количество времени.

Так почему же дети учат быстрее? Потому что они не имеют других забот, как у взрослых, у них больше свободного времени и мотивации. Но мы, взрослые, тоже можем, если захотим)

И есть один секрет. Чтобы изменяться, мозг должен быть готовым к изменению. Что значит быть готовым к изменению?

Например, вы из лучших побуждений заставляете ребенка учится чему-то, вроде бы он учится, а пользы никакой. Почему?

Потому что мозг не может измениться, когда ему не интересно, скучно. Всегда должна присутствовать хоть какая-то эмоция.

Мария Аммон, президент немецкой академии психоанализа, сообщает, что мозг во взрослом возрасте может развиваться, изменяться, восстанавливаться и в основном под влиянием эмоций.

По детям мы точно знаем, что яркая эмоциональная окраска способствует запоминанию.

Итак, мозг готов к изменению, когда мы сильно возбуждены или получаем вознаграждение, любое: денежное, эмоциональное, эротическое, печеньку.

kak-razvyt-pamyat-u-vzroslomu-cheloveku-uprazhneniya

В мозге в этом случае вырабатывается дофамин, который снижает сопротивление мозга к изменению, к запоминанию.

Поэтому секрет к развитию памяти и внимания в любом возрасте — это поощрить себя вознаграждением или испытать глубокую эмоцию.

Мозг должен знать, что после запоминания ему будет хорошо) Когда мы довольны, вырабатывается гормон радости — дофамин. Его еще называют гормоном памяти.

Он связан с рабочей памятью и нужен для того, чтобы подключить ее к действию и отключить те зоны, мозга, которые активы у человека, когда он ничем не занимается.

А чем можно повысить уровень дофамина?

  • Правильными продуктами: яйца, капуста, зеленый чай, морепродукты, яблоки, бананы, клубника и кусочек шоколада)
  • Правильными действиями: интенсивная прогулка на свежем воздухе, танцы, игра на музыкальных инструментах. Но все в меру, а то избыток этого гормона может привести к опустошению и истощению.

Надо знать, что понимание не равно запоминанию

Давайте честно, почему мы не помним? Потому что мы взрослеем? Потому что ухудшилась память? А вот и нет! Мы не помним, потому что мы разучились запоминать, мы забыли как это учить наизусть!

Видя новую инофрмацию, мы ее понимаем, осознаем и … забываем. Если конечно какая-то информация не из ряда вон выходящая) Понимание не равно запоминанию.

Запомнить — это как протоптать дорожку в лесу, сформировать нейронный след, но при понимании этого не происходит.

Поэтому учить понятый материал наизусть — это не только полезно, но и необходимо для дальнейшего использования информации.

Мы считаем, что есть волшебная таблетка, какие-то упражнения, самые эффективные, которые надо делать в течение 15-20 минут в день и наша память улучшится.

Конечно, она улучшится, но вот эти поиски идеальной таблетки отодвигают развитие или хотя бы поддержание нашей памяти в хорошем состоянии.

А нужно то всего взять замечательное произведение, стихотворение самого любимого вами автора и … учить наизусть.

Начинайте с малого. 1 строчка в день, не надо много. Но эту строчку повторять целый день, чтобы каждое слово перед глазами стояло, чтобы могли повторить и вперед, и задом наперед.

Дальше, мы каждый день прибавляем по строчке.

kak-razvyt-pamyat-vzroslomu-cheloveku-uprazhneniya-soveti

Простые и интересные упражнения на развитие памяти у взрослых и детей

Если не выполнять задания на тренировку памяти, вы рано или поздно заметите, что вспоминать информацию и запоминать новое становится все сложнее и сложнее. Это происходит потому, что нейронные структуры слабеют.

Когнитивная тренировка определенно полезна для укрепления памяти. Ежедневно выполняя упражнения по развитию памяти, требующие умственных усилий, вы достигнете хороших результатов и усилите нейронные связи.

Эти несложные упражнения помогут не только улучшить память, но и развить гибкость ума:

Игра в слова

В поездке или на посиделках с компанией поиграйте в слова. Первый участник говорит любое слово, а следующий — придумывает свое слово с буквы или слога, на который заканчивается предыдущее. И интересно, и просто!

Скрытые предметы

Положите на стол несколько предметов (желательно не менее 10), запомните их, закройте непрозрачной тканью. Проговорите названия предметов, и как они расположены. Постепенно можно увеличивать количество предметов.

Запомните рисунок

Это упражнение для запоминания с помощью зрительной памяти. Возьмите рисунок, в течение минуты рассматривайте его, а потом попробуйте детально воспроизвести его на бумаге.

Хождение в темноте

Дома в темноте или с завязанными глазами пройдите на кухню или в коридор. Это поможет улучшить не только память, но и способность ориентироваться в пространстве.

Найди различия

Для этого упражнения можно найти много материалов в интернете и в печатных изданиях. Суть проста — вам нужно найти различия на двух картинках, которые на первый взгляд кажутся одинаковыми.

Задавайте вопросы

Спросите самого себя, что вы ели вчера на ужин, в каком году закончили школу или институт. Вспоминайте время от времени детали из жизни.

Слушайте музыку

Запоминайте слова, воспроизводите их в памяти спустя время. А еще попробуйте вспоминать, где вы слышали песню в последний раз, какие воспоминания с ней связаны.

Устный счет

Сегодня у всех под рукой есть калькулятор, он есть в любом смартфоне. Но если вам нужно сложить пару несложных чисел, сделайте это в уме. А затем можете проверить на калькуляторе.

Лично я сейчас практикую такой счет: иду на работу и считаю сколько шагов я прошла. Плюс к тренировке мозга, памяти — это дает еще и тренировку терпения. Часто хочется бросить считать шаги, но ты идешь и упорно считаешь.

Больше читайте

Чтение — это самый естественный способ расширить кругозор и увеличить багаж знаний. И, конечно, развить память.

Используйте другую руку

Если вы правша, выполняйте простые задания левой рукой, а если левша — правой. Это способствует развитию мозга в целом.

Теперь вы знаете, как развивать память просто и интересно. И самое главное — эти упражнения для формирования и улучшения памяти подходят для людей всех возрастов.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить следующие разборы популярных вопросов охраны труда и трудового законодательства.

Подпишитесь на канал,чтобы не пропустить новые публикацииНе пропустите новыепубликацииПодписаться

Как ещё улучшить память

Кроме перечисленных упражнений, есть факторы, которые благотворно скажутся на работе мозга в целом, а, значит, на внимательности, памяти и ясности мысли.

Режим сна и бодрствования

Для активности мозга важно спать 7–8 часов. За это время он успевает укрепить нужные связи между нейронами и разрушить те, которые уже не понадобятся. Постройте режим таким образом, чтобы мозг получил достаточно времени для «наведения порядка».

Прогулки

Старайтесь ежедневно гулять, чтобы обеспечить мозг кислородом. Это очень важно для его работы. С другой стороны, на прогулках вы сможете тренировать внимание, наблюдая за окружающими и прокладывая новые маршруты.

Физические упражнения

Ненавидели физкультуру в школе? Зря! Физическая активность усиливает кровообращение: мозг быстрее получает питание и насыщается кислородом, а, значит, может работать дольше и продуктивнее.

Правильное питание

Правильное питание влияет не только на здоровье в целом, но и на мозг в частности. Жиры и витамины, которые содержатся, например, в орехах, овощах и красной рыбе, помогают мозгу справляться с нагрузками.

Когнитивная нагрузка

Развитию мышления и памяти способствует также разгадывание кроссвордов и головоломок. Попробуйте заняться этим в транспорте или во время обеденного перерыва.

Регулярные тренировки

Вы уже не раз слышали о том, что любые упражнения необходимо выполнять регулярно. Заставляя свою память работать каждый день, вы помогаете мозгу перестроиться и привыкнуть к нагрузке. Без этого изменения не наступят.

Уделяйте внимание своему здоровью, работайте над развитием памяти и мышления и регулярно увеличивайте нагрузку. Если вы уже привыкли к когнитивным тренировкам, то обязательно изучите специальные инструменты развития памяти. Об одном из них вы узнаете из этого видео.

Диета для поддержания памяти

Лучшие материалы месяца

  • Коронавирусы: SARS-CoV-2 (COVID-19)
  • Антибиотики для профилактики и лечения COVID-19: на сколько эффективны
  • Самые распространенные «офисные» болезни
  • Убивает ли водка коронавирус
  • Как остаться живым на наших дорогах?

Для того, чтобы мозг правильно функционировал, он нуждается в правильной пище. Самая полезная еда для укрепления памяти – это та, в которой содержатся витамины А, Е, В6, В9, В12, D, Омега-3 и другие питательные компоненты. Чтобы память подводила как можно реже, специалисты советуют есть много фруктов, овощей и продуктов из цельнозерновой муки. Очень полезна для мозга белковая еда, а также “хорошие” жиры в достаточном количестве. Это может быть рыба, птица без кожи, орехи, бобовые. Полезно добавлять в блюда куркуму. Эта специя также полезна для поддержания хорошей памяти и профилактики болезни Альцгеймера у пожилых людей. В детском возрасте советуют пить какао, который способствует укреплению памяти. А вот от алкоголя лучше отказаться.

Если говорить от ТОП-10 самых полезных для памяти продуктов, то он выглядит примерно так:

1. Морская рыба.

Это один из лучших источников Омега-3 жирных кислот, которые необходимы для формирования и функционирования головного мозга. Лосось, тунец или другая жирная морская рыба должна регулярно появляться в рационе детей и взрослых, желающих до глубокой старости сохранить ясность ума и памяти.

2. Яйца.

Этот продукт содержит много легкоусвояемого белка, который незаменим для головного мозга. Кроме того, в желтке содержится холин, который способствует развитию памяти.

3. Орехи.

Любые орехи – превосходный источник витамина Е – мощного антиоксиданта, который защищает клетки головного мозга от разрушения. Также эта группа продуктов богата тиамином (витамин B1), который помогает мозгу поглощать глюкозу и повышать свою работоспособность.

4. Цельные зерна.

Наш мозг постоянно нуждается в углеводах, а цельное зерно – их превосходный источник. При этом цельнозерновая пища (цельнозерновой хлеб, каши из цельных зерен) богата витаминами группы В, которые питают центральную нервную систему и способствуют укреплению памяти.

5. Овсяная каша.

Этот продукт полезен как детям, так и взрослым. Полезный состав овсянки способствует не только правильной работе головного мозга, но и благотворно влияет на весь организм, предотвращая болезни, которые могут вызывать осложнения в виде нарушения памяти.

6. Ягоды.

Клубника, ежевика, черника, смородина – все ягоды хороши и очень полезны для работы головного мозга. Хотя все же исследования показывают, что чем интенсивнее и темнее цвет ягоды, тем больше в ней питательных веществ. А в чернике и клубнике ученые нашли компоненты, которые способствуют более интенсивному улучшению памяти.

7. Бобовая пища.

Во всех продуктах из группы бобовых содержится много белка, сложных углеводов, клетчатки, витаминов и минералов, которые необходимы для поддержания когнитивных способностей на протяжении всего дня.

8. Овощи яркого цвета.

Овощи с яркой окраской (например, помидоры, тыква, морковь, шпинат) – превосходные источники антиоксидантов, благодаря которым клетки головного мозга остаются крепкими и здоровыми.

9. Молочная продукция.

Молочная пища содержит большое количество белков, витаминов группы В и D. Эти вещества необходимы для формирования мозговых клеток (что особенно важно для детей), продуцирования нейротрансмиттеров и ферментов, контролирующих работу головного мозга. Кстати, витамин D очень важен для поддержания когнитивных способностей у людей любого возраста. По наблюдениям ученых, лица, в организме которых уровень витамина D опускается ниже 20 нанограмм на 1 мл крови, быстрее сверстников теряют память, у них чаще развивается деменция.

10. Мясо.

Продукты из этой категории незаменимы для детей и взрослых, чья повседневная работа связана с умственным трудом. Красное мясо – отличный источник железа и цинка, которые поддерживают память в тонусе.

11. Правильные жиры.

Мозг и вся нервная система на 80% состоит из жира. Поэтому, если нет жира – есть заболевания нервной системы. Жир входит в состав клеточных мембран. Холестерин является предшественником витамина D и половых гормонов. Жир участвует в синтезе желчи. Такие продукты, как авокадо, оливки, молодые сыры, орехи, топленое масло ГХИ, яичный желток и др. – отличный источник “правильных” жиров.

Провалы в памяти или забывчивость – это не всегда сигнал о серьезных нарушениях в работе головного мозга. Часто такое состояние может быть временным – вызванным гормональными изменениями в организме, переутомлением или банальной невнимательностью. В то же время необходимо признать: с возрастом наш мозг начинает работать не так быстро и четко, как в юности. Тем не менее вполне реально попытаться поддержать его в тонусе до глубокой старости.

Заключение

Развивайте и тренируйте свою память, занимайтесь упражнениями каждый день по 30-40 минут и вы сразу заметите прогресс. Даже если у вас нет времени, ищите простые примеры из жизни по пути домой или по пути на работу, запоминайте номера домов, номера машин, цены в магазинах и так далее. Желаем вам удачи.