Оформление
Сложностей особых нет, но деталей масса. Попросите друзей разобрать антресоли и дачные запасы – наверняка там хранится что-то подходящее для оформления в русском народном стиле.
Если нет – вооружитесь картоном и красками, распечатывайте и клейте изображения. Купите обои, бумагу, салфетки и ткани с национальными узорами. Для декораций подойдут:
- полевые цветы, подсолнухи, маки, солома, букеты колосьев;
- связки баранок, лука и чеснока, рябиновые бусы, ароматные травы в букетах или мешочках;
- плетеная, глиняная и деревянная посуда, бочонки и кадки, горшки и, конечно, расписной самовар;
- чтобы спрятать неподходящие обои, идеально подойдут Павлово-Посадские платки и Жостовские подносы;
- лапти можно развесить по стенам или вместе с валенками использовать как вазы для композиций;матрешки, резьба по дереву (игрушки, посуда, картины), настоящая хохлома и гжель не только добавят помещению русский народный колорит. Но и наверняка привлекут внимание гостей вечеринки, так что можно устроить мини-выставку;
- картонные «когти», глаза от старой мягкой игрушки, несколько дешевых ковриков с длинным ворсом. Раскроить, сшить с изнанки – медвежьи шкуры готовы;
- из веточек сплетите декоративную ограду. Миниатюрную, как часть композиций;
- поспрашивайте у знакомых «бабушкины» полосатые коврики. Впишутся идеально, да и от современного паркета внимание отвлекут;
- балалайки, гусли, ложки, бубенцы, баян и т.д. Конечно, найти настоящие инструменты сложно, а вот сделать из картона и раскрасить легко. Пригодятся для фото и артистичного сценария – добавят антуража.
Печка – шикарная фотозона для тематической вечеринки в русском народном стиле! Например, картонная, нарисованная или фотообои. Но мы рекомендуем частично функциональный вариант:
- Прямоугольный стол, самый обычный. По периметру до пола закройте плотным картоном или фанерой со всех сторон
- Вырежьте с «фасада», у пола, полукруг-топку. Приладьте бумажный «огонь», положите несколько поленьев, поставьте чугунок;
- Сделайте из коробки трубу, приклейте скотчем к крышке стола;
- Оклейте все белыми обоями под камень, штукатурку;
- Украсьте «печь» растительным орнаментом, например, обойным кантом.
На такой печке можно будет позировать для фото (прямо лежа или сидя, как Емеля!) или поставить на нее угощения. Получится ну очень атмосферно!
Приглашение
Конечно, в русском народном стиле – имитация древнеславянского шрифта и обращения князь-княжна или боярин-боярыня, синонимы вечеринка – гуляния, конкурсы – забавы, танцы – пляски под частушки.
А можно и так:
В гости к нам душевно просим,
Приходи, честной народ!
Петь-плясать до ночи будем
Аль до утрА, как пойдет! (время, место и дресс-код на обороте).
Вариантов оформления пригласительных масса. Например, можно распечатать основу для открытки под гжель, хохлому или другой вид русской народной росписи. Сделать картонную балалайку, печь, лапоть. Или баян: два прямоугольника с гармошкой бумаги внутри. Только сначала напишите текст приглашения, а потом складывайте листик.
Забавна открытка-матрешка, состоящая из нескольких страничек (открывается как книжка, обычно). Текст разбит на части: чтобы его прочесть, нужно пролистать «матрешку» до конца.
Костюмы
Пожалуй, это самая трудоемкая часть, если вы хотите не просто стилизации, а русского народного «историзма» в одежде. К вечеринке придется готовиться загодя, что-то шить, что-то выискивать по магазинам. Можно воспользоваться прокатом костюмов – обратиться в агентство или местный ДК.
Не забудьте подобрать обувь – закрытые туфельки, короткие сапожки. Парни пусть обувают простые туфли. Лапти и достать сложно, и ходить в них не всем удобно. Еще «кирзачи» подойдут, но в них ногам будет жарко, особенно если вечеринка пройдет в помещении (можно сделать несколько фото и переобуться).
Предлагаем наименее трудоемкие варианты:
- Современная одежда с узорами или орнаментом в русском народном стиле. Платья, туники, сарафаны и даже комбинезоны с узнаваемым рисунком;
- Длинные однотонные сарафаны свободного кроя. Цвет на выбор – синий, красный, зеленый, желтый;
- Тот же сарафан, но на широких лямках, этнический орнамент (можно пришить поверх купленной одежды кант). Под низ туника с собранными резинкой на запястьях широкими рукавами.
Подчеркнут русский народный стиль крупные серьги и бусы, длинная коса (своя или искусственная), лента-ободок. Из картона-основы и яркой ткани легко сделать кокошники (украсьте вышивкой, орнаментом, бисером).
Одежда для парней – светлые летние или обычные темные/полосатые брюки, рубашка на выпуск, пояс или кушак, картуз. Подойдут льняные или хлопковые мужские туники. В конце статьи мы расскажем, как без труда сшить настоящую косоворотку для русской народной вечеринки.
Шьем мужскую рубаху-косоворотку
- лен или хлопок, достаточно плотный;
- пуговицы или шнурок на воротник;
- тесьма с этническим узором. Если шьете несколько рубах, на всех мужчин, то купите разную тесьму, можно в цвет платьев их спутниц. Пояс – полоска ткани (той же, что идет на рубаху) или тесьма.
Рубаха свободная, но примерно размер представлять нужно. Главное – не прогадать с длиной рукавов. Шить можно и без машинки, обратным швом (если машинки нет).
Выкройка элементарная:
Деталь 1 – прямоугольник, «тело». Длина рубахи помноженная на два. Ширина по габаритам (талия в самом «пузатом» месте и припуск, чтобы рубаха сидела свободно). Сложите деталь пополам, отметьте горловину, вырежьте.
Детали 2 – рукава, прямоугольники. Желаемая ширина рукава, помноженная на два.
Линия 3 – разрез, чтобы можно было надеть рубаху через голову. Он должен быть обязательно сбоку (рубаха потому так и называется – косоворотка).
- Пришейте рукава к детали 1;
- Сложите рубаху по строчке, как на рисунке;
- Сшейте по бокам «тело», потом рукава;
- Украсьте все срезы (низ, манжеты, горловина) цветной тесьмой;
- По разрезу на горловине (линия 3) пустите шнуровку или пришейте пуговицы.Но сначала украсьте все срезы (горло, рукава и низ) цветной тесьмой. Все! Ваши мужчины наверняка будут рады, что вы избавили их от необходимости поисков костюма для русской народной вечеринки!
Сценарий фольклорного праздника: «На завалинке»»
Фольклорная игровая программа «Катерина-Санница»
Взрослая ведущая: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Вот и пришла зима! Начался её первый месяц. А кажется, совсем недавно мы с вами встречали осень, устраивали «Праздник урожая». А вот уже и зима – декабрь.
2 Ведущая: Декабрь год кончает, зиму начинает. 7 декабря – Екатерина, Катерина-Санница. С этого дня считалось, что пришла зима. В этот день на Руси открывался санный путь и устраивались катания с горки и гонки на санках – санницы. И в этом году зима нас не балует снежком. Но раньше в это время были уже снежные заносы.
1 Ведущая: И в этот день, 7 декабря объезжали и прокладывали санные пути. Из маленьких деревень на лошадях везли сельские жители свой товар на продажу. В больших городах торги собирали огромное количество народу; здесь были продавцы и покупатели, балаганщики и зеваки.
2 Ведущая: На ярмарки приходили не только за тем, чтобы купить-продать, но и повеселиться. На Катерину-Санницу устраивались народные гулянья. Заглянем и мы с вами на ярмарку, посмотрим на веселье.
(звучитмузыка, выбегают скоморохи)
Скоморох 1: Эге-ге, народ честной! Заходи смелей, не стой! На улице мороз – Береги свой нос!
Скоморох 2: Эге-ге, ребята, Вы послушайте меня! Я скажу вам по секрету, А вы дальше всему свету, Что сегодня здесь, у нас Для веселия – раздолье:
Скоморох 1: Будут музыка и пенье, Танцы, игры, развлеченья очень интересные, Просто расчудесные!
Скоморох 2: Сегодня здесь закон простой: «Пой и танцуй, танцуй и пой!» Простим сегодня все ошибки, Но не отсутствие улыбки.
(Инсценировка песни «Где был Иванушка».)
1 Ведущая: Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила,
И на санках прокатила.
Недаром у русского народа родились такие стихи.
2 Ведущая: А еще зиму в народе называли: Зимка, Зимочка, Зимушка, Зимонька. Если зима была хилая, то – Зимушка, если строгая и долгая – Зимица, Седая Чародейка.
1 Ведущая: Зима включает 3 календарных месяца. Вы, ребята, их, конечно, знаете.
Скоморох 1: Какие это месяцы? (Ответы детей)
Скоморох 2: А какие приметы зимы вы можете назвать? По каким явлениям природы мы можем определить, что на дворе зима? (Ответы детей)
2 Ведущая: «Зимой день тёмен, да ночь светла». А самая главная примета зимы – снег. С давних пор крестьяне ждут зимой снега, радуются ему. А знаете почему? Издавна приметили: зима снежная – быть урожаю. Недаром в народе говорят: «Много снега — много хлеба». «Как снег пойдет, да как ляжет, так и лето мужику про жниво скажет».
1 Ведущая: И действительно, чем больше снега выпадет, согреет зимою, потом увлажнит, тем богаче будет урожай. И ребятам снег в радость. Выбегали ребята со дворов попрыгать, поиграть, снежки покатать.
Взрослая ведущая: Давайте и мы с вами поиграем.
1. Игра «Снежки» ( участвуют 2 команды по 6 человек; задача: чья команда больше набросает снежков в обруч, лежащий на полу)
2.Игра «Сугробы».( Все участники встают в хоровод и двигаются по кругу под музыку. Как водящий скажет: «Сугроб 3», например, то все участники должны собраться в кучки по з человека (в сугроб) и т.д. кто сделал ошибки, тот выбывает из игры.)
3. Игра «Снежинки» ( играют все желающие. Из ваты делают снежинки. По команде участники начинают снизу дуть на снежинку, не давая этим самым упасть ей на пол. Побеждает тот, чья снежинка дольше всех осталась в воздухе)
( дети за победу в играх получают снежинки, вырезанные из бумаги)
Взрослая ведущая: Много песен посвятил русский народ матушке-зиме. Одну из них мы с вами сейчас споем.
(исполняется песня «Русская зима» )
Взрослая ведущая: Летела сова – веселая голова. Вот она летала – летала и села. Да хвостиком повертела, Да по сторонам поглядела и опять полетела, да перышки обронила, А перышки не простые на каждом загадка написана. Раз нашли мы эти пёрышки, должны и загадки отгадать.
(Отгадывание загадок)
Взрослая ведущая: Продолжается праздник, и мы продолжаем веселиться. Сейчас поиграем в народную музыкальную игру «Шёл козёл по лесу». Приглашаем с нами поиграть и родителей.
(игра)
Взрослая ведущая: А сколько о зиме придумано народомпословиц ипоговорок. Давайте их вспомним. (Ответы детей)
Пословицы о зиме :
1. Зима лето пугает, да всё равно тает.
2. Снега надует, хлеба прибудет.
3. Зима без снега — лето без хлеба.
4. Хороший снежок урожай сбережёт.
5. Спасибо мороз, что снегу нанёс.
6. Солнце на лето, зима на мороз.
7. Два друга: мороз да вьюга.
8. Первая пороша на санный путь.
9. Декабрь глаз снегами тешет, да ухо морозом рвёт.
10. Декабрь снежный и холодный, будет год плодородный.
11. В декабре год кончается, а зима начинается.
1 Ведущая: На праздниках и гуляниях всегда плясали, водили хороводы. Сейчас мы споём песню «А у нас гармошка» и посмотрим хоровод в исполнении наших девочек.
Скоморох 1: Эх, частушка, мелодии кружево, Ты давно на Руси рождена! В зимний день ты в деревне завьюженной молодёжь на гулянку звала.
(исполняются зимние частушки)
2 Ведущая: Вот так встречали в народе, весело встретили и мы приход зимы. Вы услышали много пословиц, загадок, песен, созданных русским народом. Над одними из них вы весело посмеялись, над другими — задумаетесь.
1 Ведущая: Некоторые песни, пословицы и загадки вы запомните, а потом споёте, загадаете своим родителям, бабушкам и дедушкам. Таким образом, дошли до нас из глубины веков эти русские традиции.
2 Ведущая: Ну что же, теперь самое время подсчитать ваши снежиночки и узнать, кто заработал сладкие призы.
( подсчёт, награждение – карамель на палочке «Снеговики»)
1 Ведущая: Дорогие ребята! Зимний праздник «Катерина –Санница» подходит к концу. Но не стоит огорчаться, ведь зима только начинается!
2 Ведущая: Пусть с наступлением зимы исполнятся все ваши мечты.
Вместе: Хорошего вам настроения!
Взрослая ведущая: А чтобы еще лучше стало ваше настроение,
Для вас — сладкое угощение!
( звучит музыка, девочки-ведущие угощают ребят карамелью «Снежок»)
Фольклорная программа Русско-Народного праздника.
Звучит песня «В горнице моей…
Ведущий
Добрый день, народ славный! Рады приветствовать вас в нашей горнице. Деревенский народ веселый, песни петь любит да в игры играть, хороводы водить.
1 ведущий
Хозяйка
-Поудобнее садитесь,
Не спешите, соберитесь.
В теплу избу приглашаем,
Видеть всех мы вас желаем.
Как в старинку, наши предки
Собирали посиделки,
Так бывало на Руси
С шуткой ели калачи.
Народ посмотреть и себя показать
Хороводы водить, нескладушки петь,
Веселые потешки -прибаутки сказывать,
2 ведущий
На завалинках, в светёлке,
Иль на бревнышках, каких.
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.
Добрым чаем угощались
С мёдом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались, —
Без общенья жизни нет.
А играли как? В горелки!
Ах, горелки хороши,
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком.
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач, своих квартир.
Наш досуг порою мелок
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
Если вы в “своей тарелке”
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь сейчас.
(Слышится смех,звон бубенцовю. Хозяйка открывает дверь)
Реб. -Здравствуйте,пустите к себе в избу на посиделки?
Хоз. -А чем платить будете?
Реб. -А чего надобно?
Хоз. -Да совсем немножко:дровец возок,керосину жбанок,
Да пшеницы полпуда,да гороха три ведра,
Да медку туесок,да масла горшок,да денег пятачок.
-Вот так немножко!
-Да пошутила я. Зачем пожаловали?
-Чайку попить,хозяйку повеселить.
—Рассказать,послушать,пирогов покушать.
—Посмеяться,поплясать,себя показать.
Хоз. -Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час
Песней русской да народной я встречаю нынче вас.
(Под песню «У нас нынче субботея» гости рассаживаются на лавках.)
Входят девочки. В руках каждой какое-то угощение, ставят на стол и поют куплет песни «А я чайничала» (минус)
(стук в двери)
Ведущий а к нам ещё гости пришли,заходите с чем вы к нам пожаловали.
(младшая группа)
1. Вы послушайте, ребята,
Нескладуху будем петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь!
Дети: Чепуха, чепуха,
Чистая чепуха!
Чипа- чипа, а — ха – ха-
В самом деле, чепуха!
2: На заборе чепуха
Варила варенье.
Увидала паука-
Потеряла зренье!
Дети: Чепуха, чепуха…
3: На столе лежит арбуз,
На арбузе — муха!
Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!
Дети: Чепуха, чепуха…
4: На горе верблюд пасется
В белых вышитых штанах.
А за ним блоха несется
На высоких каблуках!
Дети: Чепуха, чепуха…
5: Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Что бы нам похлопали.
Хозяйка: Спасибо, ребятки, за частушки потешные!
Ведущая: Есть у нас для вас загадки:
Не горьки, не кислы, не сладки.
Кто сейчас все отгадает,
Тот весь год забот не узнает.
Ведущий
Загадки присутствовали на всех вечеринках, празднествах, посиделках нашего города. Люди любили складывать и отгадывать их. Попробуйте и вы отгадать некоторые из них. За правильно угаданную загадку получаете конфетку.
1Загадка первая!
И колковато и ноздревато, и мягко,
И ломко и всех милей! (Хлеб).
2 загадка вторая, самая смешная.
«Овца в корове» (Носок в сапоге).
3. В брюхе — баня,
В носу решето, на голове пуговица.
Всего одна рука, да и та на спине! (Чайник)
4. В печь несут – жидко,
Из печи несут – твёрдо! (Каша).
5 Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь. (Клубок).
6 Пять чуланов – одна дверь. (Перчатка)
7Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)
8 Всё пря сам на виду. (Сундук)
9 Маленький, горбатенький, всё поле перерыл. (Плуг)
Загадки для взрослых и детей.
Кто из нас не любит блинов – пышных, румяных, круглых. А кто скажет, почему блины круглые?
Ответ: Они пеклись на масленицу по подобию солнца.
Для чего в старину на подушках вышивали цветы?
Ответ: Чтобы снились хорошие сны.
Почему на полотенцах вышивали петухов?
Ответ: Это символ утра. Чтобы утром вставать с пеньем петухов.
Далеко за пределами России были известны наши умельцы. Тульские мастера даже блоху подковали. Кто помнит, в каком произведении об этом написано?
Ответ: «Левша» Лескова.
Многие из нас может быть имеют дома палехские шкатулки. Почему они так называются?
Ответ: Её делали мастера из Палеха.
Известны мастера стеклянной посуды. Есть такой город в России, где издавна занимались дутьём стеклянных изделий. Как называется этот город?
Ответ: Гусь-Хрустальный.
Деревенские ладьи, ложки, миски, радуют глаз яркой окраской, нежным рисунком. Из какого города эта посуда?
Ответ: Это хохломская роспись из г. Семёнов Нижегородской области. Д
(выходят девочки —)
две девочки читают частушки перед исполнением пляски:
Наташа
– Эх топни, нога
Топни правенькая
Я плясать пойду
Хоть и маленькая.
Юля
– Пойду плясать
По соломушке
Раздайся народ
По сторонушке!
Выходят еще четыре девочки и исполняют частушки:
1
– Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать,
Нас идет четыре.
2
– Не хотела я плясать
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.
3
– А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала подружки.
4
– По деревне я шла
И Ванюшку видела,
Под кустом сидел и плакал,
Курица обидела.
Ведущий
А сейчас вам загадаем загадку.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко …
Это русская …. (Матрёшка)
В 19 веке жил — был один русский художник. Путешествуя по Японии, он видел много забавных игрушек. А когда вернулся в Россию, то пошёл к народным умельцам: «Можно ли выточить вот такую забавную куклу?». Выточили, расписали и назвали русским именем Матрёшка. И начали на Руси с тех пор выделывать эти удивительные игрушки, да в каждой местности по-своему. Особенно увлеклись игрушкой в Нижегородском крае.
СОСТЯЗАНИЕ «НАРЯДИ МАТРЁШКУ»
Ведушая
А мы снова обращаемся к русской матрёшке. В состязании принимают участие по 5 человек от команды.
Получите, вырезанный из картона силуэт матрёшки. Ваша задача – нарядить матрёшку. 1- й человек держит матрёшку, просунув лицо в вырез, 2-й — прикрепляет платочек, 3-4 – рукава, 5-й – фартук.
Внимание! Приготовились! Начали!
(Звучит музыка. Начинается состязание)
Ведущий
Русские пословицы, как и русские изделия, славятся на весь мир.
Пословица – душа и ум народа.
В ней к Родине любовь.
В ней мудрый опыт многих поколений.
Хвала к труду в ней и презренье к лени.
Пословица – к слову молвится.
Добрая пословица не в бровь, а в глаз.
Это русские картинки
Нашей жизни на Руси.
Жизнь такая – не иная,
Не заморская, чужая,
Это наша сторона.
Всё, что было, вспоминая,
Пусть живёт страна родная.
Очень русская, земная,
В мире лучшая страна!
Сценарий детского фольклорного праздника «Народные забавы»»
Фольклорный праздник в начальной школе. Сценарий
Описание. Материал представляет собой методическую разработку сценария фольклорного праздника в начальной школе. Публикация будет интересна педагогам дополнительного образования, учителям начальной школы, организаторам школьных мероприятий, воспитателям дошкольных учреждений.
Автор. Фуфаева Оксана Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ «Аннинский Лицей», п.г.т. Анна, Аннинский район, Воронежская область.
Цель мероприятия: приобщить детей к высокой моральной культуре своего народа.
Задачи:
Познакомить детей с детским фольклором через систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора в игровой форме (потешки, приговорки, считалки, песенки, частушки, прибаутки, игры); обогащать знания о природе.
Развивать память, речь, мышление, воображение с помощью незатейливых по содержанию и простых по форме малых форм народного поэтического творчества (речевые, смысловые и звуковые богатства речи), а также интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям.
Воспитывать художественный вкус; обучать навыкам поведения через установление с детьми эмоционального контакта, эмоционального общения с помощью интересного содержания, богатства фантазии, ярких художественных образов; формировать нравственные привычки.
Состав участников мероприятия: возраст детей: 7-10 лет, количество учащихся не ограничено.
Продолжительность мероприятия: 1 академический час (45 минут).
Специфика мероприятия: познавательно — развлекательное.
Форма организации: праздник.
Материально-техническое обеспечение мероприятия: музыкальная аппаратура.
Предварительная подготовка учащихся к мероприятию: русские народные костюмы у каждого участника, 6 костюмов для скоморохов.
Все дети одеты в русские народные костюмы. Зал убран в деревенском стиле: на заднем плане по центру – ворота, слева изгородь-плетень, справа – русская печка (метла, кочерга). На переднем плане слева — стол с вышитой скатертью, деревянная и керамическая посуда, самовар с сушками, вышитые полотенца.
Звучит «Ярмарочный звон». Входят в зал все участники праздника. Инсценируют ярмарочную суету под музыку «Ярмарка»
Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Хозяин: Веселья вам да радости!
Хозяйка: Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.
Хозяин: У нас для каждого найдется теплое местечко и приветливое словечко.
Хозяйка: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому — сказку, кому — правду, кому — песенку.
Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Гость (из зала): Места-то хватило, а вот вам, хозяйка с хозяином, не тесновато ли?
Хозяин: В тесноте, да не в обиде! (Усаживаются возле печки)
Хозяйка: Небылицы в лицах сидят в теремах,
Щёлкают орешки да говорят потешки.
Хозяин: Эй, собирайся, народ,
Становись в хоровод,
Без толчеи, без спешки,
Вас сегодня ожидают русские потешки.
Выходят два ученика танцевальными шагами под музыку «Потешки» (с разных сторон сцены) и разыгрывают диалог, сопровождая его игровыми движениями.
— Чи-чи-чи, сорока,
Где была?
— Далеко.
— Что делала?
— Кашку варила, хвостик опалила.
Приехали гости, поглодали кости.
— А кто же им рад? Еще что ж дать?
— Этому — пряник, этому — калачик,
Этому — сальца, этому — яйца.
— А где же их посадить? А куда их проводить?
— Тут — пень, тут — колода,
Тут — болото, тут — холодная вода.
Уходят танцевальными шагами под музыку «Потешки» (в разные стороны).
Выходит еще один ученик танцевальными шагами под музыку «Потешки», инсценирует потешку.
— А ту-ту, ту-ту,
Я на елочке расту.
Ветер елочку укачал,
Я с елочки упал,
Я упал на пенек,
Стал пригожий паренек.
Уходит танцевальными шагами под музыку «Потешки».
Выходят танцевальными шагами под музыку «Потешки» (с разных сторон) девочка с половником в руке и мальчик с деревянной миской, инсценируют потешку.
— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что пили-ели?
— Кашку варили.
Кашка сладенька, бабушка добренька,
Дедушка недобр.
Поварешкой в лоб.(При этих словах делает легкий шуточный удар половником в лоб)
Уходят танцевальными шагами под музыку «Потешки» (в разные стороны).
Выходят два скомороха, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи» (с разных сторон).
Скоморох 1: Дальше бой скороговорок разрешите нам начать.
Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
Скоморох 2: Ну что ж, говори свою скороговорку.
Нам ее повторить, что комара словить!
Вместе (скоморохи 1 и 2): Слушайте, запоминайте да складно, быстро повторяйте.
(Произносят скороговорки, а зрители в зале повторяют за ними)
У осы не усы, не усищи, а усики.
Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
Щетина у чушки, чешуя у щучки.
Уходят, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи» (в разные стороны).
Хозяин – хозяйка (вместе): Языки мы наломали, да немного приустали.
Русь богата пирогами — поиграйте вместе с нами.
Игра «пирог» (проводит учитель)
Учитель: А сейчас мы поиграем в игру «Пирог». Выходите по 2 человека от каждого класса (всего в зале 6 классов). Выстраиваемся в две колонны по 6 человек. Считалкой выберем водящего – он будет пирогом.
(Скоморох выбирает водящего считалкой)
Скоморох 3: Конь ретивый, долгогривый,
Скачет полем, скачет нивой,
Кто коня того поймает,
Игру первым начинает!
Учитель: Пирог садится между шеренгами. Мы говорим такие слова:
Да какой он высоконький,
Да какой он широконький,
Да какой он мяконький,
Режь его, да ешь!
(Во время пения, при словах «высоконький» — поднимают руки вверх, «широконький»- разводят в стороны, «мяконький» — гладят по животу).
Учитель: Сразу после слов «Режь его, да ешь» к пирогу бегут по одному участнику от каждой шеренги по порядку. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду (встают последними), а проигравший остается изображать «пирог». Выигрывает команда, забравшая больше «пирогов».
Выходит скоморох, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи».
Скоморох 4: А сейчас мы предлагаем вам игру –
Мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаем мы ребят,
Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд!
Уходит, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи».
Игра «петушиный бой»
Учитель: Предлагаем поиграть в «Петушиный бой». Выходите по 2 человека от каждого класса (всего в зале 6 классов). Выстраиваемся в две шеренги. По очереди из каждой шеренги выходят по 1 человеку в круг. Руки ставим за спину, поднимаем одну ногу. Побеждает тот, кто вытолкнет соперника из круга или вынудит его встать на две ноги. Начинаем по моей команде.
Хозяйка: На Руси всегда ведётся,
И обычай есть такой,
Хозяин: Что без песни без казачьей,
Не проходит праздник никакой.
Исполнение казачьей песни.
Выходят два скомороха, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи» (с разных сторон).
Скоморох 5: Ото всех дверей, ото всех ворот.
Выходи скорей, торопись народ!
Скоморох 6: Как у наших у ворот, собрался честной народ,
Петь, плясать, да в игры играть!
Уходят, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи» (в разные стороны).
Инсценировка песни «Как у наших, у ворот»
1.Как у наших, у ворот, как у наших, у ворот,
Ай, люли у ворот, ай люли у ворот.
2. Комар музыку ведёт, комар музыку ведёт,
Ай, люли вот ведёт, ай люли вот ведёт.
3. Муха песенки поёт, муха песенки поёт,
Ай, люли вот поёт, ай люли вот поёт.
4. Стрекоза плясать пошла, муравья с собой звала.
Ай, люли позвала, ай люли позвала.
5. Муравейка милый мой, попляши-ка ты со мной,
Ай, люли ты со мной, ай люли ты со мной.
6. Уж я рад бы поплясать, да устал я мне не встать,
Ай, люли мне не встать, ай люли мне не встать. Вот!
Выходит скоморох, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи»
Скоморох 5: На Руси уж так ведётся, что талантливый народ
Сам себе и швец и жнец, и на дудочке игрец!
Уходит, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи».
Исполнение музыкального произведения на дудочке.
Выходит скоморох, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи».
Скоморох 6: Это кто в углу сидит невесел?
Кто угрюмо нос повесил?
Встаньте с нами танцевать,
Будем «Вареньку» плясать!
Уходит, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи».
Исполнение танца «Варенька».
Выходят два скомороха, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи» (с разных сторон).
Скоморох 3: Эх, частушка — веселушка!
Сколько в ней задора и юмора,
Но есть и правда.
Скоморох 4: Эй, девчонки – хохотушки!
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Уходят, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи» (в разные стороны). А в это время на сцену выходят участники для исполнения частушек.
Частушки
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка — три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялась.
А гармошка заиграла
Я не удержалась.
Если б не было воды,
Не было б и кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки.
Я чай пила,
Самоварничала,
Всю посуду перебила —
Накухарничала!
Я сидела на печи,
Сторожила калачи.
А за печкой мышки
Сторожили пышки.
Песни петь боюсь немножко,
Хоть и громко я пою.
Друг мой пляшет под гармошку –
Я как вкопанный стою.
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
Кабы, кабы да кабы,
На носу росли б грибы,
Сами бы варились,
Да и в рот катились.
Ох, довольно мы напелись,
Дайте смену новую!
Ой, спасибо гармонисту
За игру веселую.
Мы пропели вам частушки,
До чего же хороши!
Вы похлопайте в ладошки
В благодарность от души!
Выходит скоморох, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи».
Скоморох 1: Рады вашему веселью,
Делу – время, играм – час.
Кто здесь ловкий и умелый?
Посмотреть хочу на вас!
Уходит, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи».
«Перетягивание каната»
Учитель: А сейчас игра «Перетягивание каната». Ну-ка, померьтесь своей силушкой! Приглашаем по 2 человека от класса. Делимся на 2 команды по 6 человек. Построимся в шеренгу. Побеждает команда, перетянувшая канат на свою сторону.
Хозяин: Ах ты, русская душа,
До чего ж ты хороша!
Хозяйка: В хороводе закружимся,
И весельем зарядимся.
Учитель: Приглашаем в хоровод по 2 человека от каждого класса!
Водят хоровод под музыку «Во поле берёза стояла» повторяя движения за специально подготовленными детьми (5 человек).
Хозяйка: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать да сказочку послушать?
Инсценировка сказки «Золотое яичко» из серии «Старая сказка на новый лад».
Скоморох 6: Жили-были дед да баба,
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко,
Не простое — золотое.
Баба: Эй, старик, проснись скорей!
Дед: Волки что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Баба: Да смотри, что я нашла:
Наша курочка Пеструха
Под кустом яйцо снесла.
Дед: Ну, снесла, какое дело!
Что ты, баба, обалдела!
Баба: Да яйцо-то не простое,
А, гляди-ка, золотое.
Дед: Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.
Баба: Погляди, горит, как жар!
Дед: Не случился бы пожар.
Баба: Ой, горит, слепит глаза.
Дед: Чудеса!
Баба: Чудеса!
Дед: Ты в сундук запри его.
(Раздается стук в дверь)
Баба: Нету дома никого!
Ишь, соседей, как назло,
Ненароком принесло.
Дед: Ты поди, запри засов.
Да спустить бы надо псов.
Баба: (возвращаясь): В среду в город я поеду.
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там.
Им яичко я продам.
Накидают мне рублей.
На пальто себе добуду
Я сибирских соболей.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук.
Шаль в цветочках голубую.
До краев набью сундук.
Дед: Что ты мелешь небылицы?
Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.
Баба: Наказанье с глупым мужем!
Что ты, старый, не блажи!
Мы живем других не хуже,
Ни к чему нам этажи.
А за эти за беседки
Засмеют тебя соседки.
Дед: Пусть смеются, мне не жалко.
Баба: Да уймись ты, не кричи.
Вот упала на пол скалка,
Чугуны гремят в печи.
Ой, не мил мне белый свет!
Дед: Я хозяин или нет?
Баба: Ой, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось,
И скорлупки не осталось.
Все куда-то подевалось.
Дед: Ну, что мы затужили?
От чудес одна беда.
Будем жить, как прежде жили,
И работать, как всегда.
Баба: И Шубенку справить можно,
И подправить можно дом.
Дед: Только то, видать, надежно,
Что дается нам трудом.
Открывай, старуха, дверь.
Что нам прятаться теперь?
Эй, соседки!
Баба: Эй, сосед!
Забывать друзей не след.
Заходите на часок,
У меня хорош квасок,
И соленья, и варенья.
Вместе: Заходите без стесненья!
Выходят два скомороха, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи» (с разных сторон).
Скоморох 1: Эй, друзья, скорее в круг,
Смело, без опаски.
Скоморох 2: Нам сегодня лучший друг,
Тот, кто любит пляски.
Уходят, имитируя движения скоморохов под весёлую музыку «Скоморохи» (в разные стороны).
Исполнение танца «Порушка-Параня».
Хозяйка: Вот и повеселились мы от души, а теперь, как говорится, делу время — потехе час, пора расходиться по домам. Заглядывайте к нам еще на завалинку — гостям мы всегда рады! До свидания!
Сценарий фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста «Веселись, честной народ!»
Сценарий фольклорного праздника «Русские посиделки»
Сценарий фольклорного праздника «Осенние посиделки»
Возраст детей: 7-17 лет.
Ход мероприятия
В горнице сидят хозяйки – Матвеевна и Еремеевна.
Матвеевна (смотрит в окно):
— Отошла пора работ —
Поле больше не зовет.
Еремеевна:
— Обмолочены снопы,
Хватит хлеба до весны!
А потом еще до лета —
Хвала Господу за это!
Матвеевна.
— Сколько красок за окном –
Осень радует листом!
Презентация «Осень в родном краю».
Еремеевна:
— Хорошо в родном краю!
Хочешь? Песню вам спою!
Матвеевна:
— Разухабилась, девица!
Знаю, петь ты мастерица!
Еремеевна:
— Может, самовар поставить?
Гостю радость предоставить!
Матвеевна и Еремеевна:
— Внучка! Настенька! Сюды!
Принеси скорей воды!
Танец с коромыслами.
Музыкальное сопровождение «Пошла млада за водой» .
Еремеевна:
— Все же скучно нам сидеть
И в окошечко глядеть.
Еремеевна:
— Нас позвали веретена,
Труд домашний и знакомый.
Матвеевна:
— Может, в гости кто придет?
Пляску спляшет иль споет?
Матвеевна и Еремеевна:
— Очень рады мы гостям!
Приходите в гости к нам!
Еремеевна:
— Никак гомон за окном?
Песни звук доносится.
Матвеевна:
— Знать, и в наш сегодня дом
Осенины просятся!
Зал исполняет русскую народную песню «Ой, цветет калина».
Еремеевна:
— Вон молодцы удалые идут, девиц красных за руки ведут! Песни распевают, осень величают.
1-й молодец:
— Осень, осень,
Тебя в гости просим!
2-й молодец:
— С обильными хлебами,
С высокими снопами.
3-й молодец:
— С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.
1-я девица:
— Осень, осень,
Погости недель восемь!
2-я девица:
— С громами сильными,
С дождями, с ливнями.
3-я девица:
— С обмолоченным снопом
И румяным пирогом!
4-я девица:
— Осень не браните,
Осень не журите!
5-я девица:
— Осень славную,
Листопадную!
Хозяйки:
— Осень, осень, на порог!
Осенинщикам – пирог!
Матвеевна:
— Здравствуйте, гости дорогие!
Еремеевна:
— Здравствуйте, работнички удалые!
Вместе:
— Милости просим!
Матвеевна:
— Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час.
Еремеевна:
— Встречу теплую такую
Мы готовили для вас.
Матвеевна:
— Хлебосольством да радушием
Знаменит родной наш край.
Еремеевна:
— Здесь для вас обряды русские
Да медовый каравай.
Матвеевна:
— Вы, девицы-красавицы, присаживайтесь в девичий уголок, ближе к печке и прялке.
Еремеевна:
— А вы, молодцы-удальцы, — на мужские лавки.
Хозяйки угощают гостей караваем. Гости отламывают кусочки хлеба, макают по традиции в соль и съедают.
Ведущий (Голос за кадром):
— На завалинке, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
Хоровод «Во поле береза стояла».
Матвеевна:
— Осень в этом году знатная – урожаем богата!
Еремеевна:
— А у вас, гости дорогие, какие нынче урожаи?
Гости (хором):
— Хорошие!
1-й гость:
— Колос от колоса не слышно голоса.
2-й гость:
— Сноп от снопа – целая верста.
3-й гость:
— Копна от копны – целый день езды.
4-й гость:
— А как поедешь, так три дня проедешь.
5-й гость:
— Так вы это не жали! У межи лежали!
6-й гость:
— А вот мы-то жали, пожали! Три пуда нажали!
7-й гость:
— Первый пуд – на еду,
Второй – на семена,
Третий – про запас.
1-й гость:
— Что посеешь, то и пожнешь.
2-й гость:
— Что пожнешь, то и смолотишь.
3-й гость:
— Что смолотишь, то и смелешь.
4-й гость:
— Что смелешь, то и съешь!
Матвеевна и Еремеевна.
— Давайте посмотрим, какой вы урожай собрали.
Литературная композиция «Урожай».
Капуста:
— А я сочная капуста,
Витаминами горжусь!
В голубцы, борщи, салаты
Я, конечно, пригожусь.
А какие вкусные щи мои капустные!
Чеснок:
— Я на грядке уродился,
Весь на дольки развалился.
Не беда, что горький,
Съешьте все по дольке.
Кто здоровым хочет быть,
Должен с чесноком дружить!
Яблоко:
— Я крепкое, хрустящее,
Чудо настоящее.
Желтое и красное,
Кожица атласная.
Яблочко румяное
Детям всем желанное!
Баклажан:
— Мое имя – баклажан.
Фиолетовый кафтан.
Ты сырым меня не жуй,
Для икры я пригожусь!
Свекла:
— Свекла для борща годится,
Покраснела, как девица.
Без нее и винегрет
Не получишь на обед.
Тыква:
— Я тыква большая
И желтая вроде.
Я тыква смешная,
Расту в огороде.
Меня солнышко греет,
И дождь поливает,
А птички с утра
Песни мне напевают.
Огурец:
— Я длинный и зеленый,
То свежий, то соленый.
Расту я в огороде,
Любим во всем народе.
Вот какой я молодец,
Называюсь огурец!
Груша:
— Называют меня грушей.
Я скажу, а ты послушай.
Полюбите меня, дети,
Я полезней всех на свете!
Морковь:
— У моркови красный носик,
Сочный, вкусный, сладкий плод.
А зеленый пышный хвостик
Украшает огород.
Помидор:
— Я толстый красный помидор,
Люблю детишек с давних пор.
Я витаминов сундучок,
А ну-ка, откуси бочок!
Картофель:
— Я на любом столе – любимый самый,
И в честь меня пора давать салют.
Ведь из картофеля на кухне мама
Вам приготовит сотню разных блюд.
Фасоль:
— Фасоль в стручке запряталась,
Сидит там до поры.
Когда же сбросит платьице,
То станет раскрасавицей,
Румяной от жары.
Репа:
— Репа — овощ не простой,
Хоть немножко горьковат.
И, как врач, он золотой —
Лечит горло у ребят.
Помогает он и взрослым
И под осень плодоносит.
Неприметный корнеплод
Что как врач у нас растет.
Колос:
— Главный все же
Мой здесь голос!
Это я – пшеничный колос!
Налит солнцем и теплом,
Хлеб принес я в каждый дом.
Все:
— Будут щи, и будет каша.
Сытно будет в доме нашем.
Но главнее в доме, знай –
Ароматный каравай!
Хозяйки:
— А первый наш поклон земле-матушке за дары богатые!
А второй наш поклон люду доброму — труженику!
А наш третий поклон – Богу милосердному!
Хозяйки:
— Славно вы все поработали, богатый урожай собрали.
Гости:
— Наши руки никогда не знают скуки!
Еремеевна:
— Вечерочки хороши,
Посиделки для души!
Матвеевна:
— Много мы обрядов знаем.
Еремеевна:
— А давайте Кузьминки обыграем!
Гости:
— А что такое Кузьминки?
Матвеевна:
— Кузьминки – один из осенних праздников, который отмечают 14 ноября. Праздник святых Кузьмы и Демьяна. В этот день не только работают, но и веселятся.
Гости:
— А кто же такие Кузьма и Демьян?
Матвеевна:
— В народе сказывают, что Кузьма и Демьян были замечательными мастерами – кузнецами и плотниками. Они ходили по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. За это их и прозвали «бессребрениками». Сельские мужики твердо почитали Кузьму и Демьяна кузнецами или просто «рукоремесленниками». И за удачей в кузнечных делах уповали на содействие этих святых.
Еремееевна:
— А ещё говорят, что Кузьминки – по осени поминки. В этот день на селе устраивали проводы осени и встречу зимы. После службы в храме затевали общие «ссыпины» – ссыпали ячмень, другое зерно в общий амбар, начинали варить «мирское пиво» к ближайшему престольному празднику. Вечером варили ссыпную кашу, веселились и устраивали гуляния.
Матвеевна:
— А кто знает, какие блюда в этот день подавали?
Гости:
— Не знаем! А какие?
Матвеевна:
— Кузьминки – куриные именины. На Кузьму и Демьяна – курицу на стол! Кузьма и Демьян – большие работники – кузнецы и плотники. Парням помогают хлеб молотить, а девушкам – пряжу вить.
Ребята-кузнецы:
— Настала пора и нам себя показать! А что, хозяюшки, кузнецы вам не нужны?
Матвеевна и Еремеевна:
— А что вы умеете делать?
Ребята-кузнецы:
— А вот что! Посмотрите да вместе с нами отдохните!
Выступление ансамбля ложкарей.
Музыкальное сопровождение «Во кузнице».
После выступления кузнецы-молодцы показывают хозяйкам свою работу – подкову.
Матвеевна:
— Славная работа!
Один из кузнецов кладёт подкову на дежу.
Матвеевна:
— Ах, ты, молодо-зелено! Разве ты не знаешь, что мужчинам не то чтобы прикасаться к дежке нельзя, даже заглядывать в неё строго возбраняется!
Еремеевна:
— Дежка в доме – предмет особый! В ней хлебушко настаивается, силу набирает!
Матвеевна:
— В ней малых деток купали да от болезней излечивали.
Еремеевна:
— И невесту встарь на свадьбе на дежу сажали, долю добрую ей прочили.
Матвеевна:
— У нас сегодня на посиделках столько рукодельниц собралось!
Еремеевна:
— Девицы-красавицы! Прям невестушки!
Матвеевна:
— Пусть покажут своё мастерство!
Еремеевна:
— А мы посмотрим да подумаем, которую первой на дежу в скором времен сажать будем!
Выступление ансамбля «Прялица».
Матвеевна:
— Вот порадовали, красавицы!
Еремеевна:
— Спасибо, рукодельницы! А за это мы расскажем вам о женской покровительницу – Параскеве Пятнице.
Ведущий:
— 27 октября празднуется день Параскевы Пятницы. Одну из девочек, родившуюся в 3 веке в городе Икония, нарекли Параскева. В ее Житии сказано, что родители особо почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь Параскевой, что в переводе означает «пятница». Повзрослев, Параскева дала обет безбрачия и посвятила себя служению Христовой веры.
На Руси Параскева особо почиталась женской частью населения. Ее считали суровой, твердой, волевой женщиной. Существует поверье, что Параскева ходит по земле в виде молодой девушки-крестьянки или монашки и примечает, кто как живет, как соблюдает христианские правила и обычаи. Богоотступников наказывает, благочестивых – награждает.
В народе ее считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских заботах. В это день не работали. Нельзя было мыть голову, купать детей. Пословица предостерегала: «Кто в пятницу много смеется — тот в старости много плачет».
Параскева – грязниха, порошиха, льняниха. На Параскеву начинали мять и трепать лен.А сейчас наши хозяюшки поделятся опытом возделывания льна и покажут обрядовый танец «Ох, и сеяла Ульяница ленок».
Исполнение танца.
Матвеевна:
— Хорошо мы поработали!
Еремеевна:
— Хороший урожай собрали!
Вместе:
— Значит, год будет добрым и сытным!
Матвеевна:
— Испекли мы, принесли
С пылу, с жару пироги!
К ним – баранки русские –
Румяные да вкусные!
Еремеевна:
— Пригласим гостей в кружок –
Съешьте свежий пирожок!
Помогите, гости, съесть
Пирогов хоть пять иль шесть!
Калачи бегут в карман –
Это вам гостинец дан!
Матвеевна и Еремеевна:
— Хочешь есть пироги –
Поскорей сюда беги!
Матвеевна:
— Самовар наш запыхтел, закипел,
Чай горячий и бодрящий подоспел!
И беседа хорошо ведется,
Коль седьмая чашка чаю пьется!
Чай не пил — откуда сила!
Чай попил – совсем пропал!
Еремеевна:
— Чай наш крепкий, русский, сладкий,
Он дает здоровье вам!
Матвеевна:
— Просим вас, гости дорогие, отведать наше угощение.
Еремеевна:
— Не зря говорят: «Не красна изба углами, а красна – пирогами!»
Гости:
— За пирогами и чаем и мы не заскучаем!
Участники посиделок уходят со сцены под русскую народную пляску, вовлекая в нее зрителей.
[spoiler title=»Источники»]
- https://fiestino.ru/publ/prazdniki/tematicheskie_vecherinki/vecherinka_v_russkom_narodnom_stile_ehkh_razguljajsja_russkaja_dusha/4-1-0-390
- https://kopilkaurokov.ru/muzika/meropriyatia/stsienarii-fol-klornogho-prazdnika-na-zavalinkie
- https://www.art-talant.org/publikacii/35954-folyklornaya-igrovaya-programma-katerina-sannica
- https://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-meroprijatija-kak-byvalo-v-starinu-posidelki-po-obychajam-i-tradicijam-ruskogo-naroda.html
- https://multiurok.ru/files/stsienarii-dietskogho-fol-klornogho-prazdnika-naro.html
- https://kladraz.ru/blogs/blog22925/folklornyi-prazdnik-v-nachalnoi-shkole-yeh-guljai-narod-jarmarka-idyot.html
- https://infourok.ru/scenariy-folklornogo-prazdnika-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-veselis-chestnoy-narod-1948841.html
- https://infourok.ru/scenarij-folklornogo-prazdnika-russkie-posidelki-4605281.html
- https://urok.1sept.ru/articles/669281
[/spoiler]