Сценарий фольклорного осеннего праздника «Капустные посиделки».
«Капустные посиделки».
Действующие лица: Хозяйка, дед, козёл.
Под музыку, входит в зал Хозяйка и обращается к зрителям.
ХОЗЯЙКА
Здравствуйте люди добрые! Гости дорогие!
Рада вас видеть у себя в гостях.
В своей горнице дома русского!
Будут игры, будут пляски, будут песни хороши,
Ведь когда – то посиделки были праздником души.
Ко мне гости идут погулять немножко.
Будем петь и шутить да капустку рубить!!!
Под песню «Осенью» (запевает хозяйка) выходят дети из музыкального кабинета заводят хоровод-подпевают хозяйке )
ХОЗЯЙКА Здравствуйте, гости дорогие! Прошу в избу!
Красному гостю – красное место ( предлагает сесть на лавки). Рассаживайтесь. Где потеснее, там веселее!
В старые времена на Руси был обычай у русских людей, как заканчивались полевые работы и был собран урожай, устраивали посиделки. Вот и я сегодня решила пригласить вас на капустные посиделки. Да и капуста удалась в этом году на славу.
Ребёнок
На капустник, на капустник,
Приглашаю весь народ!
Пусть танцует и кружиться
Наш веселый хоровод!
Выходите веселей, попляшите для гостей!
Танец «Барыня»
ХОЗЯЙКА Сяду рядышком на лавке, вместе с вами посижу, загадаю вам загадки, кто смышлёней погляжу.(В руках у хозяйки корзинка с овощами)
Загадки
Сидит бабушка на грядках,
Вся она в заплатках,
А заплатку оторвешь-
Заплачешь и уйдешь. (Лук)
Её копали из земли,
Пекли, жарили, варили
А потом всю и съели
И всегда хвалили. (Картофель)
В огороде есть жёлтый мяч.
Не пойдет он просто вскачь,
Словно полная луна…
В нем вкусные есть семена. (Тыква)
Зелёные поросятки выросли на моей грядке,
К солнцу- бочком, хвостики у них крючком.
Мои поросятки со мной играют в прядки. (Огурцы)
За кучерявый хохолок
Из норки лиску поволок.
Трогаешь- гладкая,
Кушаешь- сладкая. (Морковь)
Барыня- сударыня
В белых кружевах,
Квашена да варена,
Скоро будет в щах! (Капуста)
ХОЗЯЙКАКакие вы смышлёные все загадки знаете!
Впереди у нас веселье, вам друзья и их подружки пропоём сейчас частушки.
Частушки
Дети поют частушки и каждый аккомпонируетсебе сам!
1.Выходит девочка(Играет на трещотке)
Выходи скорей, подружка
Мы на публике блеснем,
И задорные частушки
Про капусту пропоем.
2. Выходит девочка(Играет на веере из ложек)
Хороша моя капуста,
Ну,а я то чем плоха?
Вот сижу теперь на грядке,
Поджидаю жениха
3. Выходит мальчик(Играет на колокольчиках)
В огород козла пустил,
Чтоб капусту сторожил.
Несознательный козел
Съел капусту и ушел.
7(Выходит Хозяйка с корзинкой на локте,а в рукахрубель)
Положу-ка я в кадушку
Всю капусту поскорей.
Исполняли мы частушки,
Чтоб хрустела веселей!
ХОЗЯЙКА: А теперь пора и капустку рубить!
Крепче за руки беритесь в хоровод все становитесь.
Хоровод Мы капусту рубим.
(Под музыку выходит дед)
ДЕД: Вы чего тут расшумелись, a? Только я пригрелся на печи, а вы тут со своими песнями, плясками да играми меня разбудили, мешаете мне отдыхать, Вот я вас, озорников! Ну-ка сейчас же прекратите шум и гам, разбегайтесь по углам!
ХОЗЯЙКА Дед, ты лучше не серчай!
А с детьми ты поиграй!
ДЕД: Ну ладно, ладно! вспомню ка я свою молодость!!! Помню, любил я одну игру,где русские молодцы силой мерились. Садились парни друг против друга, ногами упирались друг в друга, руками палку держали, и каждый ее на себя тянул. Кто перетянет палку на свою сторону — тот и сильнее. Давайте же и мы померяемся силой молодецкой.
Игра с мальчиками «Перетягивание палки»
ХОЗЯЮШКА: А я тоже дед, знаю игру-забаву, в которую очень любили на Руси играть!
Вставайте, красны девицы в хоровод в капусту играть будем!
Игра для девочек «Капусту»
(Девочки передают шапочку-капусты по кругу под музыку, с окончанием музыки, у кого в руках осталась капуста, та выходит в серединку и танцует под другую музыку)
ХОЗЯЙКА: Спасибо вам, красавицы и добры молодцы!
ДЕД: Эх старой, голова с дырой! Вспомнил я ещё про одну потеху, в которую мы все вместе поиграем.
Вставайте в большой хоровод, кочан капусты будем крутить!
ХОЗЯЙКА: Мы по кругу все пойдем,
да капусточку завьем!
Да такую, чтобы на весь детский сад хватило! Держитесь крепче за руки!
Под р. н. п. «ВЕЙСЯ КАПУСТКА»
дети идут по кругу завивая «капусту»
Появляется Козел под музыку (взрослый)
КОЗЕЛ: Вот так капуста!
Вот так кочан!
Стоит наливается,
Меня дожидается!
Сейчас я тебя съем!
ДЕД Ты посмотрика чё делается честной народ, это ж мой козёл!
Разбегайся детвора,
Козёл вышел со двора.
Дети разбегаются, козел их догоняет.
КОЗЕЛ: Эх ты дед, всё от меня капусту спасаешь, а её уже давно едят!!!
ХОЗЯЙКА: Кто?
КОЗЕЛ: Гусеница!
Дед: Ой, и правда, гусеница — первый враг капусты. Сейчас мы её поймаем.
КОЗЕЛ: Да где уж вам без меня! Так и быть, помогу.
Проводится игра «Гусеница»
Дети встают друг за другом «паровозиком» И берут друг друга за пояс, первым встаёт Козёл. Козёл должен поймать хвост гусеницы, который всё время уворачивается. В конце игры Козёл ловит хвост.
ХОЗЯЙКА: Вот и хорошо, гусеницу мы поймали, а что теперь то делать?
ДЕТИ: Бабушка, бабушка, испеки оладушки!
Танец «Бабушка, испеки оладушки»
ХОЗЯЙКА А испеку ка я вам лучше пирогов с мясом да с капустою! Пойду тесто поставлю! А ты дед праздник продолжай!(Садится на скамейку к столику, берёт кастрюлю и большой ложкой мешает)
ДЕД
Иди, иди хозяюшка, у меня тоже дела ещё остались.
Урожай надо собрать,
По корзинкам раскидать!
Помогите мне ребята
Встаньте в дружный хоровод!
Урожай мы соберём
В помощь песню запоём!
Песня «Урожайная»
ХОЗЯЮШКА
Вот так песни запевают!
Настроенье поднимают!!!
Раз подняли настроенье,
Будут танцы без сомненья!
ДЕД
Обойди весь белый свет,
Лучше русской пляски нет!
КОЗЁЛ
Балалайка и гармонь
Разжигай во мне огонь!
Танец деда и козла
(у Козла в руках балалайка у Деда-свистулька)
(В это время хозяйка раздаёт ложки детямиувидя как «бодаются» дед с козлом, подбегает и говорит)
ХОЗЯЙКА. Батеньки мои, люди добрые чтож делается то!!! Разнимать уж их надо!
(Дед с козлом пожимают руки и расходятся по сторонам)
ХОЗЯЙКА: Вот и ладненько!!!
Покапесни пели да плясали, у меня и тесто на пирогиподнялось.
Пироги с капустой с мясом очень любит детвора.
Вот и нам об этом песню всем исполнить уж пора!
Выходят дети на ложки
Ребенок:
1Перед вами выступают ох, лихие ложкари
Наши ложечки играют от зари и до зари.
2Деревянные, резные, расписные на показ!
Обойдите всю Россию, а такие лишь у нас.
3Ложкари играют ловко, звонко ложками стуча,
ВсеОх капуста годовая, как же любим мы тебя!
Игра на ложках «Пироги с капустою»
(хозяйке собрать ложки)
ХОЗЯЙКА
Посиделки удались на славу!
Нам с гостями на забаву.
Вы меня не забывайте,
Мою хату посещайте!
Очень рада я гостям!
Приходите снова к нам!
ДЕД:
Вот и нам с Козлом пора!
До свидания друзья!
ХОХЯЙКА А ещё ребята нужно
Сфотаться на память дружно!
Капустные посиделки
Сценарий осеннего праздника «Капустные посиделки»
Под музыку мальчики заходят в зал и садятся на свои места.
Девочки исполняют хоровод с венками.
Входит Ведущая. Девочки садятся на свои места.
Ведущий она же Хозяйка (обращается к родителям) :
Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь поудобнее. (обращается к детям)
Ой, вы, гости дорогие,
Девки красные да парни удалые,
Приходите пособить,
Да капусту порубить.
Не теплитесь на крылечке,
Проходите ближе к печке,
Будет весело у нас-
Где работа, там и пляс!
Хозяйка : В старые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивались полевые работы и был собран урожай, коротали осенние и зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Вот и у нас все огородные хлопоты позади и решила я пригласить вас на капустные посиделки. Да и капуста, правду сказать, удалась на славу!
Презентация про капусту.
Хозяйка: Сегодня у нас капустные посиделки. Капусту солить будем и про Осень песни петь.
Песня «Осень в лесу»
Хозяйка: На дворе октябрь — осень!
Именно в октябре на Руси рубили капусту, убирали урожай.
Что весной посеешь — осенью пожнёшь.
Красна весна цветами, а осень пирогами.
А что нужно сделать, чтобы вырастить капусту?
Дети отвечают.
Правильно! Сначала нужно посеять капустное семя, затем вырастить рассаду.
Раньше на Руси был обычай, прежде чем высаживать рассаду на грядку, брали большой глиняный горшок (хозяйка выносит горшок). Надевали белый платок, а затем цветок.
Ставили на грядку и приговаривали:
Будь кругла — как горшок,
Будь бела — как платок,
Будь сладка — как цветок.
Дети проговаривают заговор вместе с ведущими.
После такого заговора ни один червячок не будет, есть капусту, а вырастет капустка бела, да крепка. А давайте-ка завьём капустку.
Песня «Вейся, вейся, капустка»
1. Вейся, вейся, капустка,
Вейся, вейся, белАя.
Как мне, капустке, не виться,
Белою-белОю не родиться.
2. Дома мы гостей встречаем,
И за стол всех приглашаем
Ароматный чай наливаем,
Пирогом с капустой угощаем.
Исполнив хоровод, дети садятся на места.
Хозяйка: Да, большой урожай собрали, а капуста-то уродилась! Не зря придумано много пословиц и поговорок про капусту.
-Без капусты, щи не густы.
-Щи да каша-пища наша.
-Для чего огород городить коли капусты не солить.
Слышен хруст капусты.
Хозяйка: Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я… .(дети:капуста)
Под музыку заходит капуста-девочка, становится в круг на середину.
Капуста:
Я капуста настоящая,
Спелая, хрустящая.
Я вкусная, хорошая,
На барыню похожая.
Круглолицая, пузатая,
Крепкая да пышная.
И, как барыня, в народе
Я всегда была в почете.
Меня любят, уважают,
Про полезность мою знают.
Хозяйка: Ну, проходи, заждались мы тебя! (становится в середину)
Игра «Ты катись, катись, капустка»
Текст:
Ты катись, катись, капустка,
Веселее по рукам.
У кого сейчас капустка,
Потанцуй скорее нам.
(Кочан капусты передается под музыку по кругу, дети поют (текст песни см. выше). После слов «скорее нам» ребенок, у кого оказался кочан, выходит в круг, пляшет под музыкальный проигрыш, остальные дети хлопают в ладоши.
Хозяйка: Для чего огород городить, коль капусты не солить. А давайте-ка, мы нашу капусту посолим.
Выходит 3детей:
1реб: Чищу, режу я капусту,
А потом морковку тру,
Посолю её немножко
И в бочонок положу.
2реб: Мама палочки положит.
Папа будет прессовать,
А когда она забродит,
Станем палкой протыкать.
3реб: Пару дней она бродила,
Надо в погреб выносить,
А не то её придётся
Козам всю её скормить.
Хозяйка: А ну-ка, вставайте-ка, ребята огород городить!
Исполняют песню «Веселый огород».
Хозяйка:А вы, знаете, кто самый большой враг капусты?
Дети: Гусеница!
Хозяйка: Ой, и, правда, гусеница- первый враг капусты, давайте её спасать.
Игра: «Гусеница» (Становятся за змейкой держась за пояс соседа, бегут куда капуста повернёт. Потом дети садятся, а капуста говорит, что и родителям пора размяться, бегут родители)
Хозяйка : Пришла пора, детвора, для ваших мам будет игра.
Игра: «Угадай вес кочана» (заранее взвесить кочан, вызвать родителей на середину зала, дать в руки каждому по очереди, родитель говорит сколько он весит, ведущий корректирует, кто угадал, тому кочан почётно дарится)
Хозяйка: Чтобы сильно не грустил тот,
Кто приз не получил, вам
Друзья и их подружки
Пропоют свои частушки!
Частушки:
1дев: Выходи скорей подружка,
Мы на публике блеснём,
И задорные частушки,
Про капусту пропоём.
2дев: Хороша моя капуста,
Ну а я-то чем плоха,
Вот сижу теперь на грядке
Поджидаю жениха.
3мал: В огород козла пустил,
Чтоб капусту сторожил,
Несознательный козёл,
Съел капусту и ушёл.
4мал: За капусту мы боролись,
Каждый день и каждый час,
Только гусеницы всё же
Победить сумели нас.
5дев: Я капусточку полола.
Всё боялась не успеть.
Ни травы и ни капусты,
Любо-дорого смотреть!
6дев: Я соседского мальчишку
К себе быстро присушу.
Каждый день по кочерыжке
На свидание ношу.
7мал: я могу капусту квасить.
От безделья не грущу,
Приходите ко мне в гости
Всех капустой угощу!
Хозяйка: (выносит 1/2 кочана) Хороша уродилась капуста!
Игра «Нашинкуй капусту» (2 родителей выходят на середину к столам, на которых лежит кочана капусты, досточка разделочная, поднос, нож, фартук)
Хозяйка: Чтобы гости не скучали от зари и до зари,
Танцевать для вас готовы наши чудо — ложкари!
Звучит русская народная музыка, танцуют мальчики с ложками.
Хозяйка: Ой, уже совсем стемнело.
Что ж «спасибо» скажем, смело:
Тебе, капуста, белая. (обращается к девочке- капустке)
Сочная, да спелая,
Ты дождями умывалася,
В 300 платьев одевалася,
Будем кушать, да хвалить,
Да спасибо говорить!
Под музыку все выходят из зала.
Сценарий праздника «Капустные посиделки»
Праздник осени «Капустные посиделки»
Зал празднично украшен осенними атрибутами. Девочки могут на голову надеть яркие косынки. Мальчики могут надеть пояски и картузы.
Звучит весёлая рус-нар. музыка или весёлая осен. песенка. Дети входят в зал.
Вед. Мы собрались сегодня в зале,
Что бы шуметь, смеяться и плясать
Мы дорогих гостей позвали
Осенний праздник отмечать!
(Звучит музыка, входит Хозяюшка в народном костюме)
Хоз. Здравствуй, народ, честной! (кланяется в пояс)
Заходи ко мне домой!
Будем петь, шутить,
Да капусту рубить!
(Дети становятся в круг вокруг Хоз., берутся за руки)
Хоз. На капустник, на капустник
Приглашаю весь народ!
Пусть танцует и кружится
Наш весёлый хоровод!
Танец парный «Кадриль»
После танца дети парами расходятся на стулья.
Хоз. (в центре зала) Сегодня в нашем хороводе
Всё, что растёт на огороде,
Морковка, репка и картошка
Два зелёненьких горошка.
Четыре молодца – зелёных огурца
Силач пузатый – кабачок
Его дружок – сосед лучок.
Свекла с редискою – подружкой
Укроп с красавицей – петрушкой.
Важные сеньоры – зазнайки – помидоры.
Вед. Вроде всё…(разводит реками)
А где ж капуста?
Без неё в тарелке пусто!
Раз капусты не видать,
Нам Капустник не начать!
Ну-ка песню запоём-
Капусту в гости позовём!
Песня «Вот такие кочаны» (Дети стоят)
Хоз. А вот и сама Капуста! (кланяется)
Что ж, Кума, ты опоздала?
Кап. Я наряды примеряла
У меня ведь сто одёжек
И они все без застёжек
В гости к вам теперь пришла
Игры, шутки принесла!
Игра с муз. рук. «Завивайся вилок»
«Завивайся вилок,кочанок!
Развивайся вилок,кочанок! (раскручивает, звучит рус – нар. песня)
Играем 2 раза.
2-я часть игры: Дети стоят в круге, взявшись за руки и передают кочан капусты (муляж) или два в разных направлениях по кругу. Когда музыка остановится , ребёнок, у которого оказался качан, заходит в центр круга и кружится или танцует под музыку.
Кап. Хочу вас спросить: знаете ли вы, чем же я полезна? ( Дети отвечают).
Кап. А когда капуста созревает, её убирают с огорода? В какое время это происходит?
Дети: Осенью!
Хоз. (с грустью в голосе) Да… Осень – грустная пора!
Дети читают стихи (встают с места и идут в середину зала)
Кто сказал, что осень – грустная пора?
Радостно по лужам скачет детвора.
Жёлтые листочки в воздухе кружат
По стеклу дождинки весело стучат.
И запели песни в небе журавли
Косяками к югу тянутся они
Кто сказал, что осень – грустная пора?
Сколько ярких красок дарит нам она
Бродит в роще листопад
По кустам и клёнам
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.
Соберём из листьев веер
Яркий и красивый
Побежит по листьям ветер
Лёгкий и игривый.
Осень, как и лето,
Тоже время года.
Жёлтый лист с рассвета,
И с дождём погода.
И с утра ненастье,
И с утра прохлада.
Клёна лист на счастье –
Осени награда.
Вед. Дети, листики возьмите, в танце закружите!
4.Танец с листьями. Дети стоят, один листочек Хоз., обегая детей, забирает, дети остаются с одним листком.
Вед. Листья яркие летят
С нами поиграть хотят!
Муз. игра «Найди листочек»
Ход игры: Дети ищут пару своему листику.
Раздаётся стук в дверь
Вед: К нам кажется гости..
Гос. Много ли вас? Не надо ли нас?
Хоз. (с поклоном) Заходите, заходите, милости просим!
Гос. Услыхала, что у вас капустные посиделки и решила заглянуть в гости. А пришла я не с пустыми руками.
Шла по лесу, под кусточком собрала для вас грибочки ( показ. картинки)
Грибочки можно подсушить, а зимой из них суп варить.
Игра «Развесь грибочки»
Гос. А почему ваши посиделки Капустными называются?
Вед. А потому что…
Дети читают стихи.
Белгородский край щами славится.
Щами у нас восхищаются!
А что бы щи сварить
Нужно капусту всё лето растить!
Вед. В этом году капуста у нас выросла хорошая: большая, сочная, ароматная.
Игра «Нашинкуй капусту» (2 родителей выходят на середину к столам, на которых лежит кочана капусты, доска разделочная, поднос, нож, фартук)
Хозяйка: Ай, капустка, хороша, ароматна, сочна! А теперь хочу узнать, сможете ли вы мои загадки отгадать?
Загадки о фруктах и овощах.
Вед. Ну а теперь давайте капусту солить
Хоз. А ножи хорошо наточили?
Вед. Давай вместе с нами работать и увидишь.
Логоритмическая игра «Капуста»
Мы капусту рубим ,рубим…
Хоз. Ну капуста готова, пора и щи варить!
Звучит песня про щи.
Гос. Спасибо вам за капусту, ребята! Пойду щи варить!
Хоз. Посиделки завершаем-
Пирогом всех угощаем!
Он душистый, очень вкусный,
Ешьте мой пирог капустный!
1.Кто сказал, что осень – грустная пора?
Радостно по лужам скачет детвора.
2.Жёлтые листочки в воздухе кружат
По стеклу дождинки весело стучат.
3.И запели песни в небе журавли
Косяками к югу тянутся они
4.Кто сказал, что осень – грустная пора?
Сколько ярких красок дарит нам она.
Сценарий праздника «Сергей-Капустник пришел, Капустницу с собой привёл!»
Сценарий праздника «Сергей-Капустник пришел, Капустницу с собой привёл!»
(Дети наряжаются в русские костюмы, заходят под веселую музыку в зал, танцуют в хороводе)
МАНЯ: Добро пожаловать, гости званные и желанные!
Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем!
Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь!
Пригласила я вас сегодня, красны девицы да добры молодцы,
На Капустницу! На Капустную вечерку!
В давние времена на Руси 8 октября отмечали праздник Сергей – Капустник. Начиная с этого дня, хозяйки приглашали к себе соседок, помочь нарубить на зиму капусты.
— Эй! Проходи, соседка, и детишек с собой веди! Здравствуй, Таня!
ТАНЯ: Здравствуй, Маня!
К нам наехали капустны вечера, уж капусточку солить давно пора!
Пособим мы тебе, Маня, капусту порубить! Пособим тебе её мы посолить!
ДЕТИ: Эй, хозяйка, выходи встречать! Работнички пришли!
МАНЯ: Для дорогих гостей и ворота настежь!
Проходите девицы, проходите, добры молодцы!
Давно вас поджидаем, работу не начинаем!
А Капустницу с песни начинаем!
ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ «ОСЕНЬ, ОСЕНЬ, РАЗ-ДВА-ТРИ!»
МАНЯ: Проходите в избу, гости дорогие! Садитесь на лавки!
(Дети проходят в «избу», рассаживаются на места, «Овощи» проходят за забор)
ТАНЯ: Маня, а где же тетка твоя, Федора Егоровна?
МАНЯ: А вот послушай, Таня, что с нею приключилось!
Федора весною огород посадила, да все лето за ним не следила!
Надоело овощам жизнь такая, слышишь, как Федору они ругают!
ЛУК: (плаксиво) У Федоры посуда немыта! В огороде лучок не политый,
Как же только Федоре не стыдно? Ох, как нам, овощам обидно!
КАПУСТА: (лениво) Ты, Лучок, поплачь сильней, и слезой меня полей,
Очень мне – капусте жарко! Плохо зелени моей.
МОРКОВКА: (расстроенно) Посмотрите, как худа! Не морковка – а беда!
Витаминов во мне нет! Не гожусь я на обед.
ПОМИДОР: Мы Федоре не нужны! Мы Федоре не важны.
От Федоры мы уйдем! Огород другой найдем.
(Звучит музыка, Овощи уходят за ширму)
ТАНЯ: Смотрите, к огороду Федора идет! Лейку и грабли с собою несет.
ФЕДОРА: Что такое? Почему? Ничего я не пойму!
Ни картошки, ни капусты в огороде не найду.
Ой, горе, Федоре, горе! Овощи мои, вы, где (качает головой, ищет овощи)
МАНЯ и ТАНЯ: Что случилось, тетушка Федора?
ФЕДОРА: Ох, скорее, помогите! Огород вы мой спасите!
Ведь вез вкусных овощей не сварю я даже щей!
Убежали с огорода и редиска, и лучок,
И картошка, и капуста, помидор и чесночок.
МАНЯ и ТАНЯ: Обиделись на тебя овощи Федора, ушли из огорода.
(Звучит музыка, выходят овощи)
ЛУК: У Федоры было худо! Не любила нас она.
КАПУСТА: Не полола, не рыхлила! Загубила нас она!
МОРКОВКА: Я на Федору так сердита! Все лето на грядке сижу, не полита.
ПОМИДОР: Мы все заросли сорняками! Поедены корни жуками.
ФЕДОРА: Ох, простите вы меня! Пощадите вы меня!
Не буду больше я лениться! Буду добросовестно трудиться:
Поливать, рыхлить, копать! Вас не буду обижать, (обращается к овощам)
Сорняки все уберу! А жуков я прогоню!
Овощи вместе: Ну, Федора, так и быть! Рады мы тебя простить!
МАНЯ и ТАНЯ: Чтобы было много овощей на грядке,
Нужно огород держать в порядке!
ФЕДОРА: Все теперь я поняла! Буду я хозяйкой!
А теперь в оркестре детки все сыграйте!
Слушайте внимательно, когда ваш инструмент заиграет,
Тогда и будете играть!
ИСПОЛНЯЕТСЯ ОРКЕСТР «ВЕЙСЯ, ВЕЙСЯ, КАПУСТКА!»
ТАНЯ: А теперь мы поиграем! Из овощей и фруктов угощенье сварим!
Ребята, из овощей, что будем варить? А из фруктов?
ПРОВОДИТСЯ ИГРА «ЧЬЯ КОМАНДА БЫСТРЕЕ ПЕРЕНЕСЕТ ОВОЩИ И ФРУКТЫ ПОВАРЕЖКОЙ»
МАНЯ: А теперь пришла пора солить капусту, детвора!
МАНЯ, ТАНЯ, ДЕТИ СОЛЯТ КАПУСТУ
МАНЯ и ТАНЯ: А теперь выходи плясать, честной народ!
СВОБОДНАЯ ПЛЯСКА В ХОРОВОДЕ
МАНЯ: Ой, спасибо тебе, Таня и твоим детишкам за помощь!
Вон сколько капусты насолили!
ТАНЯ: А теперь фото на память!
МАНЯ и ТАНЯ: Вот и закончился праздник капустный!
Дети, вам было весело? Вам было вкусно?
А теперь прощайте, а про нас не забывайте!
(Под музыку дети выходят из зала)
Внеклассное мероприятие праздник «Капустник». 1-й класс
Ведущий:
Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается весёлое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя “Капустница” зовёт…
Мы 5 раз в ладоши хлопнем
И 5 раз ногами топнем.
Капусту в гости позовём
И “Капустник” наш начнём.Осень я, и сыплю злато через край,
Собрала в полях богатый урожай.
Принесла в корзине лучшие плоды,
Один из них сейчас увидишь ты.
Достаёт капусту из корзины.
Ведущий: – Слово капуста произошло от древнеримского ка’путум, что в переводе на русский означает голова.
Не суди капусту строго,
Что на ней одёжек много.
Сегодня капуста героиня нашего праздника, давайте скажем ей хвалебные слова.
Какая? зеленая, большая, а сахаристая, ароматная, вкусная, и т.д.
Капуста.
Всем известно: без капусты
У тебя в кастрюле пусто.
Коль капусту позабудешь,
Есть борщи и щи не будешь.
Ведущий: Более четырёх тысяч лет назад человек стал выращивать капусту. Родина нашей сортов капусты является дикая капуста, которая росла и до сих пор растёт по берегам Средиземного моря. Много веков возделывал человек дикую капусту, ухаживал за ней и отбирал на семена растения с крупными листьями; так была получена ценная овощная культура.
Капуста. “Капустником” в старые времена на Руси называли огород, где меня выращивали. Это был самый любимый овощ на Руси, недаром меня.
Ведущий: Давайте-ка вспомним, какие пословицы народ сложил о капусте.
Гости:
- Хлеб да капуста лихого не допустят (здоровая пища).
- Без картошки, хлеба да капусты – какая еда.
- Не суйся к капусте, пока не припустят.
- Капусту садить – спине досадить.
- Для чего и огород городить, коль капусту не садить.
- Ни один рот без капусты не живёт.
- Капуста не пуста’ – сама летит в уста’.
- Сентябрь яблоками пропах, а октябрь – капустой.
- Ешь щи – будет шея бела, голова кудревата.
- Щи капустою пригожи, а солью вкусны.
- Капуста любит воду, да хорошую погоду.
- Капуста кочаны копит.
- Хорошая капуста в кочан завьётся, а плохая – в листьях сгниёт.
Капуста: Подошла моя очередь дать вам первое испытания:
- Какой бабочки я боюсь больше всего?
- Какое домашнее животное залезает в огород, чтобы полакомиться мною?
- А дикое животное?
- Какие блюда можно приготовить из капусты?
Второе испытание: какие слова говорили в старину, когда сажали капусту. (Не будь голенаста, будь пузаста, не будь пустая, будь тугая, не будь красна, будь вкусна, не будь стара, будь молода, не будь мала, будь велика!)
Третье испытание: конкурс чтецов стихотворений об осени.
А сейчас мы покажем известную сказку про овощ. Угадайте, как называется эта сказка? Правильно «Репка». На сначала мы проведем конкурсы. Победитель конкурса получает роль из этой сказки. Давайте все начнем эту сказку рассказывать. «Посадил дед ….Капусту». (Учащиеся хором повторяют известные слова вместе с ведущим.) Выросла капуста большая пребольшая.
1 конкурс. «Пугало» (Приготовить маски для героев.)
Первыми в игру вступают дедушки. Девочки тоже могут быть «дедушками», такое у нас правило. А сейчас – внимание. Надо сказать, что наш дед- настоящий огородник, недаром у него капуста выросла величиной с бочку. Он, наверное, все успевает: и землю копать, и рассаду выращивать, и урожай охранять. Поэтому наш первый конкурс тоже огородный и называется «Пугало». Представьте себе, что вам надо сторожить овощи, чтобы воробьи да вороны их не поклевали. Встаньте рядышком, руки в стороны. Каждый изображает пугало. Вот вам шляпы на головы. А теперь слушайте. Я буду называть птиц: «воробей» — вы машите руками, «ворона» хлопаете в ладоши, как будто прогоняете воришек. Если я скажу: «Синица», «скворец» — снимите шляпу, чтобы поприветствовать гостей, потому что эти птицы первые помощники огороднику. Они вредных козявок поедают.
Воробей, скворец, ворона, синица, воробей, синица, ворона, скворец.
2 конкурс. «Перемотай клубочек»
В нашем втором конкурсе принимают участие «бабушки». Что не говори, бабушка все умеет. И дома убрать, и борщ сварить, и вкусный пирог испечь. А долгими зимними вечерами вяжет своим внучатам рукавички да носочки. Давайте поможем бабушкам перемотать клубочки с пряжей. Да смотрите, не перепутайте. Победит тот, кто окажется самым внимательным. Он и будет в нашей игре «бабушкой» итак, начали!
Участники, на скорость перематывают небольшие клубочки с пряжей, победитель присоединяется к компании «дедушки».
3 конкурс. «До 15 считаем, большой шарик надуваем»
К участию в следующем конкурсе приглашаются «внучки». Этот конкурс совсем простой. Дед с бабкой любят чай из самовара попить. А самовар не электрочайник, чтобы вода закипела, сначала надо угольки в него положить, а потом раздуть их докрасна. Тут-то внучка и выручает. Чтобы проверить, как вы умеете дуть, мы проведем конкурс. Каждый получает по воздушному шарику. Мы хором считаем до 15, у кого шарик окажется большим, тот и роль внучки получит.
Участники надувают шарики, а зрители считают до 15.
4. Конкурс. «Контрабандист»
В борьбу вступают следующие участники. Они будут бороться за право стать «Жучка». Наш следующий конкурс называется «Контрабандист» Самое главное у собаки – нюх. На границе собаки часто помогают пограничникам найти запрещенный товар. Вам предстоит сделать тоже самое, использовать сой нюх.
Ведущий раздаёт игрокам капсулы (яйцо киндер-сюрприза) в одну капсулу закладывается начинка кусочек чеснока. Задача игроков найти капсулу с начинкой. Предварительно все участники знакомятся с этим запахом.
5 конкурс «Спрячь быстрее»
В новом конкурсе принимают участие «Мурки». Нечасто кошке перепадает что-нибудь вкусненькое. Но иногда случается. То дедушка даст рыбий хвост, то внучка – кусочек пирога. Усатая не зевает — хвать свою добычу в зубы – и бегом в укромное местечко, чтобы полакомиться. Такие уж у нее привычки. А теперь конкурс «Спрячь быстрее»
Участники конкурса должны перенести с одного места в другое бельевые прищепки, используя только зубы. За один заход можно брать только одну прищепку.
6 конкурс. «Поймай мышь за хвост»
В игре принимают участие мышки. Очень уж ловок у мышки хвост. И мы приглашаем нашим мышек поучаствовать в соревновании, которое называется «Поймай мышь за хвост».
Таким образом, определяются участники всех конкурсов. Победители каждого из этих конкурсов участвуют в финале – это и будет первая команда по уборке капусты.
Данный аттракцион аналогичен игре «Мерзни, мерзни, волчий хвост»: участники должны опустить в бутылку привязанный сзади на ниточке карандаш. Кто сделает это быстрее без помощи рук, тот выигрывает.
Наконец-то все в сборе: дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. Только капусты пока нет. А «капустой» будет у нас целая команда. Чтобы попасть в неё, надо знать родственников нашей белокочанной капусты.
Проводится аукцион, и победители его составляют вторую команду, тоже из 6 игроков. Называем виды капусты. (Брюссельская, пекинская, цветная, красная, кольраби, савойская, брокколи, листовая, японская, декоративная.)
Назвавшие выходят в сторону и составляют команду «Капусты».
7 конкурс. Состязание «Тащут-потащут»
Финал — старинная народная забава: перетягивание каната.
Ведущий. Победит команда по уборке «капусты», значит наши «огородники» не справились с корнеплодом – уж такой рекордный урожай выдался. Итак, приступаем к самой игре.
Ведущий. Посадил дед …капусту.
Примечания:
а) ведущему необходимо иметь одного-двух ассистентов для четкой работы с реквизитом;
б) каждый конкурс преставления начинается с хорового декламирования сказки; оно прерывается на том герое, который будет принимать участие в конкурсе.
Награждение. Грамоты за участие.
Сценарий внеклассного мероприятия «Капустник»
Сценарий мастер-класса «На Сергия-капустника»
Мастер-класс народного праздника «Сергей Капустник»
Действующие лица: Хозяйка (педагог), девушки, юноши (учащиеся творческого объединения «Самоцветы», «Ладушки»).
Гости мастер-класса: учащиеся творческих объединений центра, педагоги, родители.
Оборудование: музыкальная аппаратура, микрофоны.
Реквизит: Зал украшен под русскую избу: печь, половики, прялка, большой стол, лавки, на столах капуста, морковь, необходимые бытовые инструменты для рубления капусты, кадка.
Мероприятие проходит в зале. За 15 минут до начала скоморохи развлекают пришедших заранее гостей, устраивают импровизационные «переплясы», запевки.
В основную идею мероприятия положена русская традиция коллективного квашения капусты.
Скоморох: « 8 октября православной церковью почитается святой Сергий, игумен Радонежский. На Сергея Капустника русские люди по обыкновению рубили капусту, заготавливая ее на зиму. Все хозяюшки знали, что солить капусту нужно после первых заморозков, а не иначе, а то недолго и закиснет.
Всей семьей собирались на засолку. Дети чистили яблоки и морковь, взрослые резали капусту да складывали их в кадки, засыпая солью. Вместе с морковью в капусту добавляли ягоды: бруснику или клюкву. А какие вкусные лепешки получались на капустном листе! Бабушки клали тесто на лист и молились, чтобы зима была доброй и благополучной. А назывались такие вечера – «капустки». На капустки приходили гости, чтобы и помочь, и повеселиться. Зачастую сюда приглашали семьи с дочерьми на выданьи. Так на этом празднике собиралось 10-15 девушек. А парни приходили незваными.
В этот день 8 октября судили о приходе зимы, если ночью выпадал снег, тогда зиму ждали на Михайлов день (21 ноября), а если погода стояла ясной, то и три последующие недели должны были быть такими же. Родившиеся 8 октября выносливы и горды нравом. Они хорошие хозяева. Носить им следует яшму».
Начало действия
Звучит задорная русская песня. На лавках сидят девушки, а в центре сцены стоит хозяйка горницы.
Девушки разговаривают между собой. Из-за кулис выходят танцоры.
Танец «Капустка» основанный на фольклоре Саратовской области, исполняется с маленькими бутафорскими топориками. Основой танца служит хореографический рисунок «Капустка» – то закручивается, то раскручивается, то разделяется на маленькие круги. В этот танец приглашаются гости мастер-класса.
Во время танца на сцену выходят юноши, одетые в костюмы разных областей России. Хозяйка недовольна и не пускает парней. Но юноши одаривают ее подарками–изделиями народных промыслов, при этом исполняют различные «коленца», которые отражают танцевальную культуру их области.
Хозяйка: «Ну что ж гости дорогие, проходите не стесняйтесь, к нашему общему делу присоединяйтесь!», она вручает юношам кочаны капусты. Парни опешили, но проходят в избу и начинают резать капусту. Девушки посмеиваются.
Танец хозяйки с платком. Героиня исполняет русский танец со сменой веселого задорного характера на лирический, грустный. В движениях она ярко передает самобытность и неповторимость русского народного танца.Музыкальное сопровождение попурри из народных мелодий. Исполнив танец, хозяйка еще раз строго взглянула на парней и уходит со сцены. Сразу после ухода хозяйки, один из парней встает и выкрикивает:
«Развернись, гармошка, шире,
Заиграй на все лады,
Мы, ребята молодые,
Покадрилиться пришли!»
Звучит веселая народная музыка. Парни приглашают девушек на танец. Солист объявляет: « Кадриль! Любимая!»
Исполняется Похвистневская кадриль Самарской области. Танцуют 4 пары. А остальные наблюдают, все еще продолжая рубить капусту. Танец заканчивается, юноши провожают девушек на свои места.
Со скамейки поднимается бойкая девушка со словами:
Хорошо вы пляшете
И руками машете
А сумеете ль как мы?
Шенкурские заковырки?
Звучит музыкальное вступление. Первыми в танец вступают юноши. Они выстраиваются в одну горизонтальную линию внизу сцены, начинают кадриль. На втором квадрате к ним подходят девушки. Манера исполнения сдержанная, верх корпуса закреплен, почти не двигается, ноги выполняют усложненные «комбинации». В конце кадрили парни чинно провожают девочек на свои места.
А на сцену, отделившись от другой группы людей, выходит гармонист с веселым наигрышем Нижегородской области. С ним рядом идет солистка-частушечница:
Девушки-красавицы,
Молодцы-работнички,
Что сидеть да горевать,
В «Воробья» давай играть!
Гармонист берет со стола «топорик», держит ее вертикально, а юноши и девушки поочередно хватаются за нее. Кто взялся за самую макушку, тот и становится Воробьем.
Девушка выкрикивает: «Эй, воробей, позабавь-ка людей!»
Под музыкальное сопровождение гармони «воробей» танцует (исполняет движения, имитирующие повадки воробьев).
Гармонист:«Покажи, воробышек, как девицы ходят!» Все расходятся в полукруг. Приглашаются гости мастер- класса. Игра продолжается сучастием гостей.Юноши отвечают: «Они ходят прыг да скок под собой, не чуя ног».
В движениях воробья должны быть заложены элементы женского танца. На музыкальный проигрыш все повторяют его движения. Так происходит после каждого куплета. Во втором куплете солистка спрашивает: «Покажи, воробышек, как молодцы ходят».
Девушки отвечают: «Они ходят по пятам, голова по сторонам». Воробей исполняет шуточные движения— шарж на парней.
Гармонист: «Покажи, воробышек, как женушки ходят». (Воробей показывает).
Юноши: «Они ходят там и тут, с левой ноженьки встают».
Девушка : «Покажи, воробышек, как мужья-то ходят».
Девушки: «Они ходят вкривь и вкось, со гуляньица небось?»(Воробей изображает мужей.)
Гармонист спрашивает: «Покажи, воробышек, как бабушки ходят?»
Воробей: «Они ходят так и сяк, ноги слушать не хотят». (Изображает бабушек).
Девушка: «Покажи, воробышек, как дедушки ходят?»
Воробей отвечает, показывая:« Они ходят не спешат, все в присядку норовят.
Заключительный куплет о том, как парочки пляшут».
Все хором отвечают:« Они пляшут стук да стук, со носочка на каблук».
Заканчивается игра общим танцем, в центре которого воробей и солистка с гармонистом.
На сцене снова появляется хозяйка.
Хозяйка:«Ну что мои хорошие! Сделали ли вы работу? И где моя капуста, и почему кадки еще пустые?!Ох, небось шутки шутили, играли и плясали?»
Гармонист:«Не ругайся, хозяюшка, эх знала бы ты как душевно мы посидели, да повеселились. А капуста твоя никуда не денется, сейчас навалимся и все засолим. Только уж очень хочется нам с тобой сплясать. Или откажешь?!!»
Хозяйка:«Почему откажу? Не откажу! Да еще так спляшу, что всех вас молодых перепляшу! Хозяйка исполняет танцевальную вариацию на дробях. Остальные присоединяются и исполняют веселый кадрильный танец.
По окончанию кадрили девушки и юноши берутся за работу. Гости приглашаются поучаствовать в солении капусты. Хозяйка руководит.
Праздник «Капустная вечёрка»
Фольклорный праздник для старшей группы «Капустные посиделки»
«Капустные посиделки»
(осенний сценарий для детей старшей группы)
Хозяюшка: Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается весёлое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя «Капустница» зовёт!
Дети входят в зал под весёлую русскую народную мелодию. Встают полукругом.
Дети: 1. Мы пока в избу к вам шли
Много листиков нашли
С тополей, берёз и клёнов
Красных, жёлтых и зелёных.
2. Лес осенний нас встречает
Красным пламенем осин.
Золотом берёз и клёнов,
Ягод гроздьями рябин.
3. В тёмный лес дремучий
Заглянула осень.
Сколько свежих шишек
У зелёных сосен.
4. Сколько алых ягод
И лесной рябинки,
Выросли волнушки
Прямо на тропинке.
5. И среди брусники,
На зелёной кочке,
Вылез гриб-грибочек
В красненьком платочке.
6. Но где же она, хозяйка бала?
Где королева осень?
Давайте мы её сюда
Придти сюда попросим
Её мы песней позовём
Про осень песенку споём.
Песня про осень
(Дети садятся на места заходит осень)
Осень: Я –осень золотая!
Поклон вам мой друзья.
Давно уже мечтаю
О встрече с вами я.
В корзиночке красивые
Листочки принесла.
Вы по листику возьмите с ними дружно вы спляшите.
(Звучит музыка осень и воспитатели раздают листочки)
Танец с листочками
(В конце танца дети делают листопад и садятся на места)
Хозяюшка: Вот какой красивый листопад.
Игра «Собери листочки»
(Осени предлагают остаться с ребятами)
Хозяюшка: В старинные времена был такой обычай у русских людей. Как заканчивали работы и был собран урожай, коротали осенние вечера все вместе, устраивали посиделки.
1 ребёнок: Что такое посиделки?
Это вовсе не безделки:
Это творчество и труд,
Это дружба и уют,
Это песня, это смех,
Это радость для нас всех!
2 ребёнок: На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!
Хозяюшка: Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью. Один из таких праздников назывался в народе — капустник. Он проходил осенью на день Воздвиженья, когда появлялись первые заморозки и начинался массовый сруб и засол капусты. Хозяйки приглашали к себе соседок и подружек помочь нарубить капусты на зиму. Отказаться от приглашения считалось знаком неуважения к хозяевам. Так и ходили нарядные девушки из дома в дом с песнями, шутками, прибаутками, помогая друг другу в заготовке капусты. После работы парни и девушки водили хороводы, вот и мы сейчас песню споём, хоровод заведём!
Песня ««К нам гости пришли»
(Дети садятся после пения на стулья, остаётся одна девочка)
1 Девочка: К нам приехали капустные вечера
На конях, на соболях, на лисицах, горностаях.
Уж вы, кумушки, подруженьки мои,
Вы придите поработать у меня.
Пособите мне капусту порубить,
Пособите-ка её мне усолить!
Выбегают ещё девочки.
Песня «Про капусту» на р.н. мелодию «Ах вы сени!»
1 Девочка: Про капусту в огороде я хочу вам рассказать,
Как известно всем в народе, ее просто собирать.
2 Девочка: Но растить её труднее, много надо поливать,
Сорняки надо смелее без пощады выдирать.
3 Девочка: Это ж наш продукт любимый! Её варят и солят.
Компонент незаменимый для девчонок и ребят.
4 Девочка: Пирожки, скажу, с капустой очень даже хороши!
Из капусты щи густые всем приятны для души.
5 Девочка: Есть в капусте витамины А, В, С и даже Е!
Они умные картины пробуждают в голове.
Хозяюшка: Парни капусту рубить не помогали, а приходили для веселья. Да и невесту за работой лучше выбирать. Сейчас мы посмотрим кто из наших красных девиц смогут сварить борщ и выбрать нужные для этого овощи.
ИГРА «СВАРИ БОРЩ»
В игре участвуют две команды. Перед каждой командой стоит стол с овощами и фруктами. На противоположной стороне стоит стол и кастрюля. Задача игроков по команде, ведущей под музыку, по очереди правильно положить все компоненты для борща в кастрюлю.
3 Ребёнок: Кто сказал – частушки вроде в наши дни уже не в моде?
Да и разве дело в моде, если любят их в народе! А теперь капустные частушки!
Частушки про капусту исполняют мальчики.
- 1. Ставьте ушки на макушке, слушайте внимательно,
Мы капустные частушки споём замечательно.
Припев: Эх, капустка моя, вся ты беленькая!
- 2. Ходит Катя между гряд, выдирает всё подряд:
Где капуста, где сорняк – не поймёт она никак.
Припев: Эх, капустка моя, вся ты беленькая!
- 3. Лето целое старалась, одевалась, одевалась,
А как осень подошла, все наряды отдала.
Припев: Эх, капустка моя, вся ты беленькая!
- 4. Я могу капусту квасить, от безделья не грущу.
Приходите ко мне в гости – всех капустой угощу.
Припев: Эх, капустка моя, вся ты беленькая!
- 5. В огород козла пустил, чтоб капусту сторожил.
Несознательный козёл съел капусту и ушёл.
Припев: Эх, капустка моя, вся ты беленькая!
- 6. За капусту мы боролись каждый день и каждый час.
Только гусеницы всё же победить сумели нас.
Припев: Эх, капустка моя, вся ты беленькая!
- 7. Положу — ка я в кадушку всю капусту поскорей.
Буду петь я ей частушки, чтоб хрустела веселей.
Припев: Эх, капустка моя, вся ты беленькая!
- 8. Барыня сидит на грядке, одета в шумные шелка,
Для нее готовим кадки, крупной соли полмешка.
Припев: Эх, капустка моя, вся ты беленькая!
Хозяюшка: Солили капусту на Руси и с морковкой, и с клюквой, и с брусникой. Капуста и вкусной, и красивой получалась, приятно на стол подать! Часто выручала она людей во время голода, поэтому и сложил русский народ про неё поговорку: «Хлеб да капуста лихого не допустят».
Покажем нашим гостям как мы научились солить капусту!
Вы нам тоже помогайте и за нами повторяйте!
Свободная пляска «Капустка»
Текст:
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.
Хозяюшка: Задерживается капуста. Праздник начался, а её всё нет. Давайте мы её пригласим аплодисментами.
(дети хлопают, выходит капуста)
Хозяюшка: А вот и сама Капуста-кума!
Что ж кума, ты опоздала?
Капуста: Я наряды примеряла!
Ведь у меня сто одёжек и все без застёжек.
Не могу я удержаться, люблю я наряжаться!
Не зря я огородница, зовусь большою модницей!
(хвастается нарядом)
Хозяюшка: Ох, и горазда ты собой любоваться! Мы бы тоже не прочь поплясать, покрасоваться.
Пляска «Парная»
Капуста: Всё равно я всех милее, и круглее и белее!
Хозяюшка: Тебе, кума почёт и честь, но и других немало есть, овощей разных- зелёных, жёлтых, красных.
Сценка «Спор овощей»
Овощи: Кто из нас, из овощей, и нужнее, и вкусней?
Морковка: Я-красавица морковка.
Вы меня грызите ловко.
Картофель: Я-рассыпчатый картофель.
Вы меня узнали в профиль.
Помидор: А я –сочный помидор- вкусненький и красный.
Я с утра надел костюм на себя атласный.
Лук: Говорят, я горький, говорят, я сладкий.
Стрелочкой зелёной я расту на грядке.
Я полезный саамы в том даю я слово.
Лук зелёный ешьте, будите здоровы!
Свекла: Я круглая, я крепкая,
Тёмно – красные бока,
Свёкла молодая, сладкая такая!
Я гожусь на обед и в борщи и винегрет!
Хозяюшка: Полно, овощи, шуметь,
Не пора ли песню спеть!
Хоровод «Вейся, вейся капустка»
(после того как капуста завьётся, выходит козёл)
Козёл: Вот так капуста, вот так кочан! Стоит, наливается, меня дожидается.
Сейчас я тебя съем!
(Дети разбегаются на свои места, козёл их догоняет)
Хозяюшка: Скорее, стройте плетень, чтобы не пустить Козла в огород.
Игра «Плетень»
Козёл: Вы капусту от меня спасаете, а её уже давно едят.
Хозяюшка: Кто?
Козёл: Гусеница!
Хозяюшка: Ой, и правда, гусеница первый враг капусты. Сейчас мы её поймаем.
Козёл: Да где уж вам без меня. Так и быть помогу.
Игра «Гусеница»
(Дети встают друг за другом паровозиком, первым встаёт козёл, который должен поймать хвост гусеницы)
Хозяюшка: Какой ты молодец, поймал всё –таки гусеницу, оставайся с нами.
(Капуста выходит с подносом накрытым салфеткой)
Капуста: Капусту любят все на свете: зайцы, взрослые и дети!
Всем могу я пригодиться!
Этим буду я гордиться!
Витаминов во мне-море!
Гожусь и в щи, и на второе!
(Снимает салфетку, на котором лежит капуста с сюрпризом)
Хозяюшка: За обе щёки уплетайте
Да капусту вспоминайте!
Сценарий русского народного праздника «Капустные вечерки»
Праздник «Барыня-капуста».
Ведущий №1:
Одевался, потеплей одноногий Пантелей.
Сто одежек натянул, ни одной не застегнул.
Он на ярмарку спешил, а в кармане пусто.
Пантелея малыши все зовут …..(капуста)
Ведущий № 2:
Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст?
Как же быть без хруста, если я …….(капуста).
В огороде пусто, если нет ………….(капусты).
Угадать совсем нетрудно, всякий догадается!
Лист упругий, изумрудный в кочан завивается.
Ученик №1:
Есть у нас огород, и капуста там растет!
Вот такой ширины, вот такой вышины!
Ты, капуста, к нам спеши, ты немного попляши,
А потом не зевай и в корзину полезай!
Учитель: более четырех тысяч лет назад человек стал выращивать капусту. Родоначальником культурных сортов капусты является дикая капуста. Много веков возделывал человек дикую капусту, ухаживал за ней и отбирал на семена растения с крупными листьями; так была получена ценная овощная культура. Капуста:
Я капуста русская, твердая и вкусная,
Белый сочный мой кочан никогда не подкачал.
От капусты кочерыжки, очень любят грызть детишки.
Познакомьтесь, вот не сельская, а капуста брюссельская.
Вот капуста брокколи, до сих пор не пробовали.
Вот кольраби – сорт капусты, сорт капусты не простой.
Состоит из кочерыжки – вкусной, сочной и большой.
Из цветочков я, капуста, потому зовусь «цветная».
Очень нежная на вкус – дети уплетают.
Наконец, капуста красная, и на вкус она прекрасная.
Да, на ваших грядках – я аристократка.
Учитель: Ребята, как вы думаете, на что похожа капуста (на мяч, на бочонок, на кастрюлю и т.д.) Кочан капусты похож на голову, а по-латыни голова называется – “Капут”, отсюда и произошло слово капуста.
Ведущая №1:
Согласитесь, без капусты в огороде грядки пусты.
И давно зовут в народе – лучший овощ в огороде.
Учитель: «Капустником» в старые времена на Руси называли огород, где выращивали капусту. «Капусту садить, не разиня рот ходить» — говорили на Руси. Это был самый любимый овощ, недаром его величали «первой барыней» на деревне.
Ведущий №2:
Хозяйка, сажая капусту приговаривала:
Хозяйка:
Не будь голенаста, будь пузаста!
Не будь пустая, будь тугая!
Не будь красна, а будь вкусна!
Не будь стара, будь молода!
Не будь мала, будь велика!
Ученик №1:
Посмотрите, как капуста,
Разрослась на грядках густо.
Воду пьет, себя торопит,
И растет, и листья копит.
Набирает вес кубышка,
В середине кочерыжка.
Ученик № 2:
Что б росла быстрей капуста,
И была капуста вкусной,
Что б большой величины,
Завивались кочаны.
Поливай ее все лето,
Не жалей воды.
И она оплатит щедро,
Все твои труды.
Учитель: Родина капусты — берега Средиземного моря. Корни подают из земли воду растению, листья ее тратят. В кочане их множество, тесно прижатых друг к другу: “сорок одежек и все без застежек”. За сутки из них улетучивается полведра воды. Недаром русская народная пословица гласит: — «Капуста любит воду, да хорошую погоду».
Капуста:
Я капуста, я капуста!
Разрослась на грядках густо.
Лето целое старалось,
Одевалась, одевалась,
Выросла огромная,
Пышная, дородная.
Ведущий №1:
В жаркий день и в день прохладный,
Стоит она на крупной ножке,
В охапке держит все одежки.
Ведущий №2:
Выходи скорей, подружка, мы на публике блеснем,
И задорные частушки про капусту пропоем (исполняются частушки о капусте).
Частушки:
Хороша моя капуста, ну, а я – то чем плоха?
Вот сижу теперь на грядке, дожидаюсь жениха.
В огород козла пустили, чтоб капусту сторожил.
Несознательный козел, съел капусту и ушел.
Я капустницу полола, все боялась не успеть.
Ни травы и ни капусты любо дорого глядеть.
За капусту мы боролись, каждый день и каждый час,
Только гусеницы все же победить сумели нас.
Положу-ка я в кадушку всю капусту поскорей.
Буду петь я ей частушки, чтоб хрустела веселей.
Капуста: Давным-давно меня привезли сюда, в Россию, с берегов теплого Средиземного моря. Здесь я смогла прижиться и адаптироваться. Тогда меня все выращивали. И даже сам Петр I на обедах ел щи из капусты.
Ученик№3:
Былинкой была, все воду пила,
Побелела, растолстела,
Словно сахар захрустела.
Лето красно прожила,
Много листьев нажила.
К осени салон открыла,
Все услуги оплатила,
Предлагаю безвозмездно,
В офис, в дом и повсеместно:
Чай капустный от тоски и настойку от цинги;
Лист на палец приложи, рану быстро заживи;
Голову излечит в раз, капустный чудо-квас;
Если маску наложить, в миг красивой сможешь быть;
Боль в ногах пройдет сейчас, если лист обнимет вас.
Много предлагаю я, от болезней снадобья.
Приходите, полечитесь и с друзьями поделитесь.
Учитель: Косметические свойства капусты широко применяются в виде масок для лица. Маски из белокочанной капусты обладают отбеливающим эффектом. Кроме этого маски прекрасно увлажняют кожу. Еще древние греки и римляне приписывали капусте способность успокаивать головную боль, вылечивать глухоту, избавляться от бессонницы и различных внутренних заболеваний.
Ученик №4:
Как на грядке сто одежек появились без застежек.
Вот такие кочаны, вот такой величины!
Было пусто, стало густо, поднялась моя капуста,
Что ж вы, дети, что ж вы, тёти, есть капусту не идете?
Конкурс “Вся капуста хороша”: На трех тарелках лежит капуста – свежая, квашенная, варенная. Ребенку предлагается с закрытыми глазами на вкус определить, какую капусту он попробовал.
Учитель: «Хлеб да капуста, лихого не подпустят». Еще одно удивительное свойство — это способность капусты сохранять витамины в течение всего года почти без потерь. А витаминов у нее предостаточно. Например, витамина С в ней столько же, сколько в киви, апельсине, лимоне и грейпфруте. Трудно поверить, ведь капуста не кислит, но это так. Кроме того, витамин С в ней не разрушается при варке.
Ведущий №1:
А у нас угощенье вкусное,
Пироги да салаты капустные.
Будем есть и хозяек нахваливать,
Да добавки друг другу подкладывать.
Капуста:
Я, капуста всех толщей! Без меня не будет щей.
Борщ, салат и винегрет любят кушать на обед.
И при этом учтите, дети, главный овощ я в диете.
Учитель: «Ни один рот без капусты не живет». Капуста входит в большую часть диет из-за ее уникальных очищающих способностей. Клетчатка капусты не усваивается нашим организмом, а проходя через желудочно — кишечный тракт очищает стенки кишечника от шлаков. К тому же в капусте содержится очень мало жиров — 0,18 %. Так что даже если вы и не сидите на диете, ешьте жирные продукты с салатиком из белокочанной капусты.
Ученик №5:
Расселась барыня на грядке, одета в пышные шелка.
Мы для нее готовим кадки и крупной соли, пол мешка.
Ученик №6:
Чищу, режу я капусту, а потом морковку тру,
Посолю ее немножко и в бочонок уложу.
Мама палочки положит. Папа будет прессовать,
А когда она забродит, станем палкой протыкать.
Пару дней она бродила – надо в погреб выносить,
А не то ее придется козам всю потом скормить.
Ведущий №2: Ну-ка встанем все ребята на заготовку капусты (все показывают жестами).
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту мнем, мнем.
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.
Учитель: Квашеная капуста — кладезь витаминов. Она расщепляет и выводит холестерин, очень полезна для иммунитета, к тому же является хорошим средством от простуды и стрессов. Наши предки славяне первыми изобрели способ заквашивания капусты. Капусту квасили целыми кочанами, шинковали, рубили. Различали белую и серую квашеную капусту. Первую готовили из белокочанной по рецептам практически не изменившимся и до нашего времени.
Вторую же – серую получали из того же сырья, но слой капусты пересыпали вместе с солью ржаной мукой. В этом случае, если сока под гнетом было мало, в бочку для улучшения брожения доливали ржаной квас. Зимние запасы считали не фунтами и килограммами, а ведрами и бочками. Такие большие припасы трудно сделать в одиночку. А потому рубили и солили капусту женщины сообща для всей деревни, переходя из одного дома в другой.
Недаром говорится: дело мастера боится. Полна кадка квашенины – значит, пришло время для веселья.
Игра «Колышки».
– Кума, кума, продай колышек.
– Купи.
– А что стоит?
– Кочан капусты да веник, да рубль денег.
– Ну, по рукам, да в баню.
Ударяют по рукам и бегут вокруг колышка в разные стороны. Кто первым прибежит, тот встает у «колышка». Проигравший, становится водящим.
Игра «Капуста» (ребята складывают свои ленты, заколки и т. д. в кучу посредине хороводного круга и запевают песню).
Я на камушке сижу, мелки колышки тешу,
Мелки колышки тешу, огород свой горожу.
Огород свой горожу, горожу и сторожу,
Чтоб сюда не забегали и капусту не украли.
Волк, лисица, бобер и куница,
Заинька усатый, медведь толстопятый.
Хоровод поет, похаживая по кругу, а выбранный заранее «хозяин капусты» садится рядом ее стеречь. По окончании песни хоровод рассыпается, и каждый старается ухватить «кочан капусты». «Хозяин» не дремлет, и тот, кого он успевает коснуться рукой, садится с ним рядом и тоже сторожит огород.
Учитель: Вместе с рубленой капустой заквашивали цельные белые кочаны, а также огурцы последнего сбора и яблоки. Имелись общие правила, обычаи и приметы. Например: капуста, собранная в октябре, сахаристее той, что убрана в сентябре, а рубить капусту лучше на «молодой месяц», она тогда будет крепче и вкуснее.
Песня «Матушка – капуста» (русская народная мелодия).
Я на лавочке сижу, я топор в руках держу.
Ай ли, ай люли, я топор в руках держу.
Я топор в руках держу, и капустку все чешу.
Ай ли, ай люли, и капустку все чешу.
И капустку все чешу, засолить ее хочу.
Ай ли, ай люли, засолить ее хочу.
Засолить ее хочу, да все беленькую.
Ай ли, ай люли, да все беленькую.
Да все беленькую, да кочаненькую.
Ай ли, ай люли, да кочаненькую.
У кого нету капусты, прошу к нам огород.
Ай ли, ай люли, прошу к нам в огород.
Прошу к нам в огород, во девичий хоровод.
Ай ли, ай люли, во девичий хоровод.
Ученик №7:
Поле убирают, в огороде пусто,
Только за сараем ежится капуста.
От мороза жилки посинели.
Смотрит за ограду хрупкая капуста,
Никого нет рядом, потому и грустно.
Игра “Кто быстрее соберет урожай” Ребята делятся на две команды. По сигналу ребята (по одному участнику) начинают собирать “кочаны капусты по огороду” — мячи по физкультурной площадке. Нужно взять только один кочан, вернуться к команде, положить его корзину, после этого бежит второй участник и т.д. Побеждает та команда, которая больше соберет кочанов.
Ведущий №1:
«Спасибо» скажем, смело мы
Тебе, капуста белая.
Ты дождями умывалася,
В триста платьев одевалася.
Будем кушать, да хвалить,
Да «спасибо» говорить.
Ведущий №2:
Ешьте капусту! Мой вам совет:
Ешьте! В капусте чего только нет.
В море, в ущелье, над бездною,
Ешьте капусту полезную.
В конце праздника всех детей угощают пирожками и пирогами с капустой.
[spoiler title=»Источники»]
- https://horeografiya.com/index.php?route=information/article&id=13_160_337
- https://www.art-talant.org/publikacii/22801-kapustnye-posidelki
- https://www.art-talant.org/publikacii/19236-scenariy-prazdnika-kapustnye-posidelki
- https://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-prazdnika-sergei-kapustnik-prishel-kapustnicu-s-soboi-privyol.html
- https://urok.1sept.ru/articles/684301
- https://infourok.ru/scenariy-vneklassnogo-meropriyatiya-sergey-kapustnik-707680.html
- https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/367121-scenarij-master-klassa-na-sergija-kapustnika
- https://multiurok.ru/files/prazdnik-kapustnaia-viechiorka.html
- https://multiurok.ru/blog/folklornyi-prazdnik-dlia-starshei-gruppy-kapustnye-posidelki.html
- https://infourok.ru/scenariy-russkogo-narodnogo-prazdnika-kapustnie-vecherki-803024.html
- https://centrideia.ru/metodicheskaya-kopilka/prazdnik-barynya-kapusta
[/spoiler]