Зачем учить стихи?

Поэзия гораздо легче воспринимается мозгом (конечно, если стихи хорошие) и потому процесс запоминания проходит быстрее и проще. Именно поэтому в школе детям задают для заучивания стихи очень часто, а вот прозу — достаточно редко.

Ежедневное запоминание хотя бы нескольких стихотворных строчек формирует между нейронами новые связи, поэтому способности памяти расширяются, стимулируя развитие и других когнитивных способностей.

Кроме того, учить стихи полезно и по другим причинам:

  • Происходит развитие речи. Заучивание новых слов, оборотов, фраз расширяет словарный запас и обогащает речь художественными выражениями;
  • Улучшается дикция. Постоянное чтение вслух (еще лучше — перед публикой) развивает ораторские способности, помогает свободно общаться на любом уровне без стеснения, делает речь разборчивой, разрабатывает интонацию.

Простые народные способы для улучшения памяти Какие книги нужно читать для развития интеллекта и словарного запаса Как развить свой интеллект: эффективные способы и рекомендации

Человек, который знает наизусть множество стихов, имеет богатый культурный багаж и воспринимает его адекватно, то есть понимает то, что хотел сказать автор. А это — уже шаг к личностному росту. В пожилом возрасте именно интенсивная умственная деятельность и заучивание стихов помогли многим известным людям сохранить ясность ума и твердую память.

Учить стихи, считал Бродский, необходимо еще и по той причине, что они заставляют пропускать через себя все эмоциональное и информационное наполнение, обогащая мозг.

Мнемостих – профессиональный приём

Стих, упомянутый в предисловии, представляет собой образец мнемонической техники, которая называется «Мнемостих». Ею пользуются все профессиональные «запоминальщики», эксперты по развитию памяти и специалисты по эффективному обучению. Мнемоника – это совокупность способов и приёмов для запоминания, а техника «Мнемостих», наряду с техниками «Акроним», «Мнемофраза», «История» и др. – один из таких приёмов. Стихотворная ритмика из приведённого выше примера позволяет запомнить 7 цифр после запятой в числе Пи.

Популярен мнемостих и в лингвистике при запоминании сложных правил. Например, при спряжении глаголов, которые не спрягаются на «е», все исключения сведены в одну рифмованную строфу:

«Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть

И обидеть, и терпеть,

И зависеть и вертеть».

Помимо знания методик заучивания, профессионалы дополнительно развивают возможности своего мозга с помощью средств, стимулирующих его работу.

По-настоящему действующим «допингом» для мозга могут быть только те препараты, которые:

  • улучшают жизнеспособность нервных клеток, запуская антиоксидантные процессы,
  • способствуют улучшению кровоснабжению мозга на постоянной основе (путём улучшения качества стенок сосудов, снижения риска тромбообразования),
  • усиливают проходимость сигнала между нейронами (благодаря включению посредников-нейромедиаторов).

Разовая и резкая активизация здесь не подходит, поэтому применяются «медленные», но надёжные природно-растительные комплексы, которые за один курс помогают мозгу «окрепнуть» – улучшить физиологическую базу для лучшего запоминания: HeadBooster («ХедБустер»), BrainRush (БрейнРаш»), Optimentis («Оптиментис») и др.

Почему стихи выучить проще?

Для заучивания материала очень важно понимать его смысл. Банальное зазубривание приведет лишь к механическому запоминанию, которое не несет практической пользы. Стихи же являются полноценным литературным произведением с сюжетом, развитием событий, яркими образами. Визуализация материала способствует его запоминанию — при прочтении мы рисуем в голове определенную картину, которая потом помогает нам воспроизвести стихотворение. Соответственно, происходит тренировка визуальной памяти.

Кроме того, нам проще запомнить что-то ритмичное. Помните такие хитрые словечки, как ямб, хорей, амфибрахий? Это размеры стиха, которые демонстрируют закономерности ударения в них. Чем ритмичнее, звучнее преподносится материал, тем проще мозгу его запомнить. Здесь играет роль слуховая память — воспроизводя ритм, мы вспоминаем слова, рифмы. Это объясняет, почему некоторые песенки из телерекламы так въедаются в память. Ритмичный стих, да еще наложенный на мелодию — просто радость для памяти. Поэтому для заучивания алфавита или, например, числа Пи, тоже используется своеобразный мотив.

Что происходит в мозгу

В процессе изучения нового материала в головном мозге формируются новые нейронные связи. Если мы повторяем уже известный материал, то эти связи укрепляются. От их количества и качества зависит то, как работает наш мозг — как быстро мы соображаем, насколько мы внимательны, сколько мы можем вспомнить информации при необходимости. При заучивании стихов происходит своеобразная тренировка мозга: словно мышца, мозг укрепляется, становится сильнее. Для взрослых крайне полезно делать такие тренировки, несмотря на то, что заучивать стихи с возрастом может быть все сложнее. Это как раз обусловлено ослаблением функции памяти.

Почему бы тогда не заучивать песни, тем более любимые — раз мы и так их слушаем с удовольствием? С песнями дело обстоит немного иначе. Именно за счет того, что мозг не активизируется при запоминании песен, делает это на автомате — он не тренируется. Для роста всегда необходим выход из зоны комфорта. При регулярной практике заучивания стихов тоже может возникнуть некоторый «потолок». Мы научимся делать это быстро и легко, тренировка не будет приносить уже столько пользы, сколько поначалу.

Причины ухудшения памяти

Процессы памяти могут ухудшаться по очень многим причинам.

Во-первых, это непосредственное воздействие на мозг различных факторов. Например, черепно-мозговая травма, инсульт, опухолевые процессы. Это могут быть инфекционные заболевания мозга и его оболочек (менингит, энцефалит), воздействие лекарственных препаратов. Сюда же отнесем курение, алкоголь и наркоманию.

Во-вторых, к ухудшению памяти приводят нарушения в обмене веществ и заболевания сердечно-сосудистой системы. В этом случае нарушается кровоснабжение мозга и его обменные процессы. Это, конечно, сказывается на его функционировании.

В-третьих, на функцию памяти влияют внешние факторы. Это недостаток витаминов, стрессовые ситуации, недосыпание. Информационные перегрузки тоже ухудшают память. Неправильное питание обедняет организм необходимыми нутриентами. Из-за этого мозг не получает достаточного питания и реагирует снижением памяти.

В-четвертых, это возрастные изменения. В основном это склеротические изменения сосудов головного мозга. С возрастом сосуды становятся менее эластичными, сужается их просвет. За счет этого ухудшается кровоснабжение и доставка питательных веществ к мозгу.

Чтобы развивать память, нужно поддерживать хорошую работу мозга. Для этого хорошо соблюдать три простых правила:

1. Обеспечить достаточный уровень кислорода в крови, чтобы обеспечить активность и работоспособность мозга. Для этого нужно проводить достаточно времени на воздухе.

2. Заниматься спортом и вести здоровый образ жизни.

3. Достаточно спать. Это обеспечивает нормальную работу мозга.

Есть ли смысл в заучивании стихов?

Человек любого возраста может наизусть продекламировать хотя бы пару стихотворных строк. Но не все с удовольствием их учили. Для кого -то это было мучением. Но разве прекрасное, а в данном случае, поэзия, может быть мучением?

Ответ на этот вопрос человек может получить через много лет. Осознав, что благодаря закрепившимся в памяти произведениям поэтов, он обладает богатством, которым может пользоваться безраздельно и в любое время. И главное, никто никогда не предъявит прав на наследование этой собственности!

Прежде чем человек придет сам к таким выводам, его принуждают заучивать сначала короткие стишки под началом взрослых:

Мишка косолапый

Затем более объемные и серьезные стихотворения:

С добрым утром

Научитесь плохое не звать, Предвещая заранее беды… Вы ведите другие беседы… Научитесь душой расцветать…

далее

Привыкайте добро замечать И ценить то, что жизнью даётся… И за счастьем бежать не придётся… Будет счастье за вами бежать!

Научитесь подвоха не ждать От людей незнакомых и близких… Ведь у всех, у высоких, и низких Есть желание – счастье познать…

Привыкайте не злиться на зло, А рискните помочь, разобраться… Если кто-то вдруг начал кусаться, Значит, в чём-то ему не везло…

Научитесь прощенья просить И прощать… Вам судьба улыбнётся. И весна в вашу душу вернётся! Привыкайте счастливыми быть

Объясняется все благими намерениями по развитию его памяти и мозга. При заучивании,строки сначала откладываются в кратковременной (так сказать оперативной) памяти, а затем, при повторении, переходят в долговременную.

Умные люди говорят, что заученные поэтические строки помогают человеку приблизить свой мозг к образу мыслей гениев. Бесспорно, что стихи обогащают речь, помогают усвоению иностранных языков, придают особый шарм окружающему миру.

Заучивание стихотворений – это один из эффективнейших методов улучшения памяти не только у детей, но и у взрослых, поскольку в рифмованной строфе объединены сразу несколько факторов, позволяющий мозгу выстраивать новые нейронные связи, демонстрируя нейропластичность:

  • ри рифмы естественным образом «связывают» строчки,
  • эмоциональное содержание даёт возможность мозгу легче включаться и старательней фиксировать информацию,
  • образность создаёт ассоциативные переклички между смысловыми элементами.

От выпускниц Института благородных девиц в прошлом требовалось знания наизусть более полусотен стихотворений. Но для развития памяти количество выученных стихотворений не главная цель. Как видим, одно важное предназначение стихов: они развивают и укрепляют память и взрослых и детей.

Как заучивать стихи

Есть разница в том, как их запоминать взрослому человеку, школьнику и ребенку дошкольного возраста.

Взрослому человеку

Первичному восприятию стихотворения способствует неоднократное прочтение его вслух. Звуковое восприятие совместно с визуальным повысит скорость запоминания. Не лишним будет мысленное воспроизведение образов и событий стихотворения, выделение действующих лиц и осознание чувств, передаваемых автором.

Записанное стихотворение поможет его зрительному восприятию. Заучивание стихотворения можно сравнить с возведением снеговика, где строфа – это накатанный «ком» из нанизанных друг к другу строчек. Шпаргалка из первых букв строчки или подсматривание забытого слова также помогут в запоминании произведения.

Эти же правила заучивания можно использовать школьникам, прибавив к ним рисунки по содержанию стиха. Впрочем, и взрослые могут проверить свои художественные навыки.

Посмотрите видео и оцените предложенный способ запоминания стихотворений. Он называется «метод шторки» (на 2 мин 40 сек):

Ребенку

Вышесказанное в видео так-же может подойти и для ребенка. Но еще можно добавить хороший сервис для запоминания:

Сервис запоминания стихов

В картинке выше видно, как просто им пользоваться.

Чем раньше ребенку начинают читать книги, тем быстрее в скором будущем он с интересом будет их заучивать. Конечно, лежа в коляске, он будет воспринимать лишь голос читающего. При этом в памяти ребенка остаются его голос, интонации. По достижении примерно трехлетнего возраста взрослые должны знакомить его с короткими стишками, раскрывать лексическое значение новых слов. Привыканию к стихотворной речи способствует повторение выученного в любой удобный для этого момент. Не менее увлекательным для малышей бывает задание по воспроизведению содержания запомненного в рисунке. Также можно мотивировать ребенка возможностью прочитать выученное стихотворение близким или друзьям.

С какого возраста начать

Стихотворения для развития памяти можно учить в любом возрасте. Многие родители стремятся развивать мышление, память своих малышей, но не знают, когда лучше начать, какие стихи учить для тренировки памяти, сколько строк нужно выучивать ежедневно. По мнению возрастных психологов, начинать такие тренировки следует с того момента, как вы заметили, что ребенок уже осознанно общается, разговаривает. Уже в два – два с половиной года можно начинать регулярные занятия. Они ускорят развитие малыша, помогут ему лучше усваивать потоки информации.

Очень важно начать именно в раннем возрасте. Это уникальный период, когда мозг развивается особенно быстро, происходит бурное формирование памяти ребенка. В этом возрасте он запоминает особенно успешно, схватывает все буквально на лету. Если заниматься ежедневно всего по 15-20 минут, можно сформировать хорошую память и развить мышление.

Какое стихотворение лучше выбрать

Итак, вы решили вплотную заняться развитием своего крохи. С чего же лучше начать? Есть ли список рекомендованных поэзий? Какой стишок стоит выбрать в первую очередь, чтобы добиться достойного результата?

Тренировка должна быть дозированной. Нельзя перегружать ребенка! Важно, чтобы малыш не переутомлялся, иначе есть риск получить обратный эффект. Можно разучивать всего по 2-3 строчки в день. Это займет минимальное количество времени. Помните, что малыши 2-3 лет не могут подолгу заниматься одним и тем же видом деятельности.

Чтобы выбрать удачное стихотворение, стоит учитывать такие рекомендации:

  1. Ребенок должен понимать смысл стихотворения, которое подобрал родитель. Содержание должно быть максимально простым и понятным для малыша. Обязательно учитывайте возрастные особенности крохи, его психическое развитие. Малыши в 2-3 года еще не способны понять абстракции, они мыслят конкретными образами. Им будет интересно разучить стихотворение о животном, насекомом, игрушке и т.д.
  2. Постарайтесь найти стихотворение, которое звучит красиво, характеризуется мелодичностью. Его содержание должно быть максимально интересным для малыша.
  3. Избегайте разных сложных конструкций. Подбирайте те поэзии, в которых слова просты и понятны, их легко выговорить.
  4. Многолетняя практика позволила психологам и педагогам выделить поэтов-фаворитов, стихи которых максимально доступны для самых маленьких. Среди них такие известные авторы, как К. Чуковский, Агния Барто. В младшем школьном возрасте можно разучивать стихотворения А. Пушкина, Н. Некрасова, М. Лермонтова, С. Есенина.

Возрастные особенности

Запоминание стиха взрослым и ребенком будет отличаться. Ребенку должны быть знакомы и понятны большая часть слов. Тогда обучение для него станет увлекательным занятием. Сначала он запоминает, а потом цитирует.

Теперь выясним, как подбирать стихотворения для малышей дошкольного возраста, школьников, а также взрослых.

3-4 года

Детям этого возраста нужно предлагать активные стишки, в которых много глаголов, существительных, конкретных величин (предметы, игрушки, люди, животные и т.д.). Их будет легче и интереснее заучивать, мышление, речь станут развитыми, тренированными.

Отдельное место занимают считалки. Их очень легко разучивать, они имеют практическую направленность – могут потом использоваться в ходе игр. Дети очень любят их заучивать. Это хороший способ тренировать память, речь, мышление.

Мальчик

4-5 лет

В этом возрасте продолжается совершенствование мыслительных процессов, речи. Текст может усложняться, в него вводятся уже не только конкретные величины, но и абстрактные. Важно включить мотивацию. Малыш должен знать, для чего ему нужно изучать произведение. Объясните ребенку, что стишок он учит, чтобы порадовать бабушку, дедушку, друзей, воспитательницу и деток в детском саду. Ребенку будет интереснее, если преподнести чтение наизусть, как роль в определенной сценке.

6 лет

Изучение может углубляться. Произведения можно выбирать более объемные, с усложненным смыслом. Перед заучиванием стоит обсудить с ребенком содержание произведения, задать ему наводящие вопросы.

6-7 лет

Стихи для развития памяти у детей 7 лет уже могут затрагивать абстрактные образы, понятия. В этом возрасте развивается логическое мышление, а заучивание становится аналитическим. Можно предложить ребенку додумать, что будет дальше в стихе с таким предложенным началом.

Чадо

Короткие и легкие стихи для заучивания наизусть детям 2-3 лет

Типичная ошибка многих родителей — убежденность в том, что, пока ребенок не умеет читать, знакомить его с миром литературы еще рановато. Но чем больше сказок и стишков вы читаете ребенку с самого раннего возраста, тем быстрее развивается его интеллект. Стихи для детей 2-3 лет короткие и легкие для заучивания наизусть. Секрет прост: ребенок, услышав новое для себя слово, непременно заинтересуется им. Таким образом, вы постепенно и ненавязчиво расширяете кругозор крохи, помогаете ему активно познавать мир.

Короткие стишки для детей 2 лет

Что же ты, мишка-шалунишка,
Перепачкал все штанишки?
За обедом баловался
И кефиром обливался.

***
Мой веселый мячик
Прыгает и скачет:
Прыг-скок — в уголок,

А потом обратно.
Вот как мы денек
Провели приятно!

***
Очень любят обезьяны
Кушать сладкие бананы.
Мы на обезьян похожи,
И бананы любим тоже.

***
Наша кошка полосата,
Словно зебра, как матрос.
Долго думал я, ребята,
Разгадал секрет полос.

Видно, даром не теряла
Время бабушка ее —
Внучке-кошечке пошила
Полосатое белье.

***
Разноцветный грузовик
По дороге напрямик
Целый день все едет-едет
И везет игрушки детям:
Куклу, красивого мишку,
Мячик, кубики и книжку.

***
За шнурок через ковер
Грузовик ведет шофер,
Не боится он работы,
Хоть ему всего два года!

Веселые и смешные стишки для трехлеток:

***
Бегемоту в грязной луже
Никакой курорт не нужен.
Он в грязи купаться может.

Грязь ему смягчает кожу,
Заменяет крем и мазь.
Замечательная грязь!

***
На комод забрался ежик.
У него не видно ножек.
У него, такого злючки,
Не причесаны колючки,
И никак не разберешь –
Щетка это или настоящий еж?

***
Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Правой ножкой топ, топ!
Левой ножкой топ, топ!
Ручки вниз, ручки вверх!
Кто поднимет выше всех?

***
Колечки деревянные —
Цветные и блестящие.
Давай построим башенку,
Совсем как настоящую!

Наденем мы на палочку
Колечки друг за дружкой
И шляпку желто-красную
На самую верхушку.

И получилась башенка-
Нарядная, красивая:
Зеленая, и красная,
И желтая, и синяя.

Давай колечки вместе
С тобой пересчитаем
И башенку на место
На полочку поставим!

***
Бедный зонтик мой промок
С головы до самых ног,
Потому что он полдня
От дождя спасал меня.

Чтобы он не заболел,
Я воды ему нагрел,
А потом попарил в ванне,
В полотенце завернул.

Тихо! Посмотрите, на диване
Он пригрелся и уснул!

Стихи для заучивания для тренировки памяти

Рифмованные строки не только замечательно воспринимаются. Ежедневное заучивание наизусть тренирует память, формирует новые нейронные связи и когнитивные способности.
• Развитие речи. Словарный запас ребенка постоянно пополняется, речь обогащается новыми «книжными» выражениями. Постепенно малыш учится свободно и красиво выражать свои мысли.
• Улучшение дикции. Проговаривание выученного вслух развивает речь, помогает общению как со сверстниками, так и со взрослыми.
• Приобщение к миру книг. Как правило, родителям, чьи малыши знают много стихов, незнакомы проблемы, связанные с тем, что ребенок не любит читать.
Заучивание стихов — это первый шаг к формированию культурного багажа и личностному росту.

Стихи для детей до 4 лет

***
Ливень, ливень льет везде.
Рады птенчики в гнезде.
Мама дома посидит.
Никуда не улетит.

***
Ох, и модница овечка,
Вся в кудряшках,
Вся в колечках.
Даже рожки впереди
Завила на бигуди!

***
Здравствуй, маленькая тучка!
Наверху одной не скучно?
Хочешь, вместе поиграем?
Хочешь, сказки почитаем?
Хочешь, попинаем мяч?
Только, будь добра, не плачь!

Стихи для детей от 4 до 6 лет

Мелькают крылья ласточки
Мелькают крылья ласточки
На солнце серебром;
Луга цветами убраны,

Леса шумят кругом.
Как солнцу рады ласточки,
Как высоко взвились!
Звенит их криком радостным

Вся голубая высь.
Поля кругом раскинулись, —
Конца им не видать.
Рожь поднялась, волнуется, —
Простор и благодать!
Иван Белоусов «Летом»

Стихи для детей от 6 лет

***
Кукушкин крик последний
Как осени звонок.
Увянет скоро летний
Ромашковый венок.

Но в сердце, как в ромашке,
Мы увезем домой
Июльские ромашки —
Пусть светят нам зимой.
Татьяна Литвинова «Июль»

***
Бежит тропинка через луг
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.

Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты.
Иван Суриков «На лугу»

***
Солнце золотое
Колесом скатилось,
Ласковое солнце
В маму превратилось,

Миленькая мамочка,
Мама, улыбнись!
Своим сердцем ласковым
Ты ко мне прижмись!

Мама – как волшебница,
Если улыбается,
Каждое желание
У меня сбывается!

Поцелует мама –
Плохое забывается.
Новый день, веселый день
Сразу начинается!

Как учить стихи ребенку?

Как учить стихи ребенку

Если взрослый может заставить себя учить стихи простым усилием воли, то ребенок часто капризничает и не хочет заниматься заучиванием. Поэтому для осуществления процесса запоминания стоит придерживаться нескольких рекомендаций:

  • Начинать знакомство со стихами следует в самом раннем возрасте — когда малыш еще лежит в коляске;
  • Стихотворение должно соответствовать возрасту ребенка;
  • Заучивание должно быть обязательно эмоциональным и с выражением;
  • Следует объяснять ребенку непонятные слова;
  • Часто повторять стихотворения (любые) малышу во время прогулок и игр — это поможет ему привыкнуть к стихотворной речи.

Стихотворения для развития памяти можно проиллюстрировать рисунком — это облегчит процесс запоминания и превратит его в увлекательную игру. Не стоит сбрасывать со счетов и мотивацию — возможность порадовать близких или удивить друзей может стать мощным рычагом для осуществления заучивания стихотворения.
Детские стишки — развиваем речь и память

1.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идет дым столбом!

Кошка выскочила!

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом,

А лошадка — с фонарем,

А собачка — с помелом,

Серый заюшка — с листом.

Раз! Раз!

Раз! Раз!

И огонь погас!

2.

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар,

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, он какой?

Аты-баты, золотой.

3.

— Гуси, гуси!

— Га-га-га!

— Есть хотите?

— Да-да-да!

— Нет, нет, нет!

— А чего?

— Конфет, конфет.

4.

Наши уточки с утра —

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда —

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора —

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху —

Грру-грру-угрру-у-грру-у!

Наши курочки в окно —

Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!

5.

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть

Или Васе снесть?

Я и сам укушу,

Да и Васе снесу.

6.

Шел пес

Через мост,

Четыре лапы,

Пятый — хвост.

7.

Саша в зеркало гляделся,

Сам собою любовался:

Рубашечка красная,

Шубейка атласная,

Шапочка с ушами,

Головка с кудрями.

Ладен телом,

А хорош ли делом?

8.

Раным-рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»

А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му!»

Ты, Буренушка, ступай,

В чисто поле погуляй,

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочком.

9.

Киса, кисанька, коток,

Киса — серенький хвосток,

Приди, киса, ночевать,

Приди Васеньку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу —

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Ешь ты, котя, не кроши,

Котя, больше не проси.

10.

В маленьком скверике

Возле Волхонки

Играли мальчишки,

Играли девчонки.

Вместе играли

В салки и в прятки

И вдруг увидали

Девчонку с лопаткой,

С лопаткой и мишкой,

Зажатым под мышкой,

Тихую слишком,

Скучную слишком.

— Чего ты скучаешь? —

Спросили ребята. —

Чего не играешь

Своею лопатой?

Побегаем вместе!

Пошли поиграем!

Ведь так интересней!

Мы знаем! Мы знаем!

Довольна девчонка

Светловолосая,

С носом курносым,

С лентами в косах,

С мишкой под мышкой,

С лопатой в руке:

— Пошли поиграем!

Хотя бы в песке!

Довольна девчонка,

Довольна и рада.

Но мама сказала:

— Аленка! Не надо!

Тебе мы купили

Лопатку и мишку.

При чем здесь девчонки?

При чем здесь мальчишки?

И, кроме того,

Мы их вовсе не знаем!

Играй, дорогая,

Пока мы гуляем!

Удрали ребята,

А девочке стыдно.

Ей очень,

Ей очень,

Ей очень

Обидно!

Удрали девчонки,

Мальчишки удрали.

— Прощай, задавака! —

Они ей сказали.

И плачет девчонка

От мамы в сторонке

В маленьком скверике

Возле Волхонки.

А мама читает

На лавке газету,

Читает-вздыхает

О том и об этом.

В сквере вовсю

Зеленеет трава.

Плачет девчонка,

Девчонка права!

11.

Шапка

Да шубка,

Вот и весь

Мишутка.

12.

Катя, Катя маленька,

Катенька

Удаленька,

Пройди, Катя, горенкой,

Топни, Катя, ноженькой.

13.

Наша Маша

Маленька,

На ней шубка

Аленька,

Опушка бобровая.

Маша чернобровая.

14.

Расти, коса,

До пояса,

Не вырони

Ни волоса.

Расти, коса,

Не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

15.

Ты умница-разумница,

Про то знает вся улица,

Петух да кошка,

Да я немножко.

16.

Большие ноги

Шли по дороге:

ТОП, ТОП,

ТОП, ТОП,

ТОП, ТОП,

ТОП, ТОП.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

топ, топ, топ, топ, топ,

топ, топ, топ, топ, топ.

17.

Конь бежит,

Вся земля дрожит,

В поле травушка-муравушка

Ничком лежит.

Для какого молодца?

Это конь-богатырь

Для Алеши-удальца!

18.

Та-ра-ра!

Та-ра-ра!

На лугу стоит гора,

На горе растет дубок,

А на дубе воронок

Сидит в красных сапогах,

В позолоченных серьгах,

Сидит ворон на дубу

Да играет во трубу.

Труба тОченая,

Позолоченная.

Труба ладная,

Песня складная.

Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду…

Потерял мужик дугу,

Дугу тОченую,

Позолоченную.

Шарил, шарил,

Не нашел,

Сам заплакал и пошел.

19.

Кошка на окошке

Рубашку шьет,

Курочка в сапожках

Избенку метет.

20.

Ах ты совушка-сова,

Ты большая голова!

Ты на дереве сидела,

Головою ты вертела —

Во траву свалилася,

В яму покатилася!

21.

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьет,

Забодает,

забодает,

забодает!

22.

Барашеньки — крутороженьки

По лесам ходили,

По дворам бродили,

В скрипочку играли,

Настю потешали.

А совища из лесища

Глазищами хлоп-хлоп!

А козлище из хлевища

Ножищами топ-топ!

23.

Ваня, Ваня-простота

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперед

И поехал в огород.

24.

На улице

Две курицы

С петухом дерутся.

Две девицы-красавицы

Смотрят и смеются:

— Ха-ха-ха, ха-ха-ха!

Как нам жалко петуха!

25.

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор:

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

26.

Мамонт и папонт гуляли на речке,

Бабант и дедант лежали на печке.

А внучок сидел на крылечке

И сворачивал хобот в колечки.

27.

Электрическую бритву на столе забыл отец,

Электрическую бритву на столе увидел сын.

Он увидел и подумал: «Вот, побреюсь, наконец,

И никто не помешает, потому что я один».

Сунул бритву он в розетку, бритва начала гудеть,

На себя он, словно папа, начал в зеркало глядеть.

Ну а так как не имел он ни усов, ни бороды,

То проделал на макушке две широких борозды.

Быстро кончив это дело, лишних слов не говоря,

Подозвал щенка Ерошку, на спине пробрил дорожку,

А потом зубные щетки в ванной комнате побрил.

Если не пришел с работы ни отец, ни старший брат,

Значит, он и до сих пор там бреет, бреет все подряд.

28.

Вы послушайте, ребята,

Моей сказки небогатой

От конька-горбунка

И медведя-плясунка:

Уж как пестрая свинья

На дубу гнездо свила.

Гнездо свила, детей вывела.

Шестьдесят поросят

По сучочкам сидят.

Поросята визжат,

Полететь хотят.

Полетели, полетели.

Уж как по небу медведь летит.

Медведь летит,

Головой вертИт.

А несет-то он коровушку,

Черно-пеструю, белохвостую.

А коровушка мычит

Да хвостищем-то вертИт!

Знай медведю кричит:

— Давай вправо,

Давай влево,

А теперь вот напрямик!

29.

— Петь, здорово!

— Здравствуй, Вова!

— Как уроки?

— Не готовы…

Понимаешь, вредный кот

Заниматься не дает!

Только было сел за стол,

Слышу: » Мяу… » —

«Что пришел?

Уходи! — кричу коту. —

Мне и так… невмоготу!

Видишь, занят я наукой,

Так что брысь и не мяукай!»

Он тогда залез на стул,

Притворился, что уснул.

Ну и ловко сделал вид —

Ведь совсем как будто спит!

Но меня ты не обманешь…

«А, ты спишь?

Сейчас ты встанешь!

Ты умен, и я умен!»

Раз его за хвост!

— А он?

— Он мне руки исцарапал,

Скатерть со стола стянул,

Все чернила пролил на пол,

Все тетрадки мне заляпал

И в окошко улизнул!

Я кота простить готов,

Я жалею их, котов.

Но зачем же говорят,

Будто сам я виноват?

Я сказал открыто маме:

«Это просто клевета!

Вы попробовали б сами

Удержать за хвост кота!»

Б. Заходер.

30.

— Я Гусеница! — представилась Гусеница.

— А я Крокодил!

— Ты не Крокодил, а Крокодильчик, — уточнила Гусеница.

— Неужели это так важно? — удивился Крокодильчик.

— Очень важно! — ответила Гусеница — например, я пока не Бабочка.

— А ты что, когда вырастешь, станешь Бабочкой?! — еще больше удивился

Крокодильчик.

— Непременно стану, — ответила Гусеница. И, оглядевшись, шепотом

добавила: — Если меня, конечно, никто не съест.

— А если я тебя съем? — поинтересовался Крокодильчик, — когда вырасту, я

стану Бабочкой?

— Как тебе не стыдно?! — возмутилась Гусеница.

Крокодильчику стало стыдно.

Прошло время… Крокодильчик вырос и стал большим взрослым Крокодилом. Он

любит смотреть, как порхают Бабочки, надеясь, наверное, встретить давнюю

знакомую. Крокодилу есть чем похвастаться перед ней — ведь гусениц он так и

не ест! «А были бы родители, — думает иногда Крокодил, — воспитывали бы

меня — я бы еще кого-нибудь не ел…»

31.

Маршак, «Сказка о глупом мышонке»

Пела ночью мышка в норке:

— Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Отвечает ей мышонок:

— Голосок твой слишком тонок.

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

Побежала мышка мать,

Стала утку в няньки звать:

— Приходи к нам, тетя утка,

Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку утка:

— Га-га-га, усни, малютка!

После дождика в саду

Червяка тебе найду.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

— Нет, твой голос нехорош —

Слишком громко ты поешь!

Побежала мышка мать,

Стала жабу в няньки звать:

— Приходи к нам, тетя жаба,

Нашу детку покачать.

Стала жаба важно квакать:

— Ква-ква-ква, не надо плакать!

Спи, мышонок, до утра,

Дам тебе я комара.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

— Нет, твой голос нехорош —

Очень скучно ты поешь!

Побежала мышка мать,

Стала свинку в няньки звать:

— Приходи к нам, тетя свинка,

Нашу детку покачать.

Стала свинка хрипло хрюкать,

Непослушного баюкать:

— Спи, мой серенький, — хрю-хрю,

Я морковку подарю!

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

— Нет, твой голос нехорош —

Очень грубо ты поешь!

Побежала мышка мать,

Тетю лошадь в няньки звать:

— Приходи к нам, тетя лошадь,

Нашу детку покачать.

— И-го-го, — поет лошадка. —

Спи, мышонок, сладко-сладко.

Повернись на правый бок,

Дам овса тебе мешок!

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

— Нет, твой голос нехорош —

Очень страшно ты поешь!

Побежала мышка мать,

Стала щуку в няньки звать:

— Приходи к нам, тетя щука,

Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку щука —

Не услышал он ни звука:

Разевает щука рот,

А не слышно, что поет…

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

— Нет, твой голос нехорош —

Слишком тихо ты поешь!

Побежала мышка мать,

Стала кошку в няньки звать:

— Приходи к нам, тетя кошка,

Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку кошка:

— Мяу-мяу, спи, мой крошка!

Мяу-мяу, ляжем спать,

Мяу-мяу, на кровать.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

— Голосок твой так хорош —

Очень сладко ты поешь!

Прибежала мышка-мать,

Поглядела на кровать,

Ищет глупого мышонка,

А мышонка не видать.

роизведения для детей 6–7 лет

У первоклашек развивается логическое мышление, поэтому разучивание стихов производится посредством логической памяти. Рекомендуется прочесть ребёнку часть произведения и задать вопрос: «А что было дальше?»

Мы – бежать во все Бежалки,

А водитель Проезжалки

Как в Оралку заорёт,

Что открутит нам Бежалки,

Оторвёт Соображалки

И Сиделки надерёт!

Укатила Проезжалка,

Улетела вдаль Леталка.

Грелка по небу плывёт…

Мы сидели на Сиделке

И свистели в две свистелки:

Может Гавкалка пройдёт?!

Выбирать стихи следует объёмом 3–4 четверостишия. Следует анализировать героев, нарисовать их.

Стихотворение Пушкина

Как разучить стихотворение с ребёнком

Каждый малыш – уникален. Присмотревшись к ребёнку, нужно выбрать способ заучивания в зависимости от преобладающего у него вида памяти (зрительная, моторная, слуховая).

При развитой зрительной памяти нужно делать упор на изображения: картинки и иллюстрации, отображающие содержание стихотворения. Развитая слуховая память у ребёнка предполагает чтение родителем произведения разными голосами, меняя темп и интонации. Если у малыша развита моторная память – чтение стихов следует сопровождать различными жестами, это приведёт ребёнка в восторг.

Важно обратить внимание на проговаривание слов ребёнком во время чтения стиха. Искажение предупреждает о том, что малыш не понимает их значение.

Стихи для взрослых

В зрелом возрасте учить стихи – означает омолаживать и оздоравливать свой головной мозг. Стихи в качестве тренировки помогут восстановить функции мозга при склерозе.

Выучив наизусть любую понравившуюся поэму можно значительно улучшить собственную память. Основной критерий выбора – произведение нравится лично вам, слова проговариваются без запинок. Учёными доказано, что заучивание поэмы «Граф Нулин» А.С. Пушкина позволяет добиться скорейшего результата при тренировке памяти.

Методика запоминания

Помогут учить новые стихи быстро, следующие рекомендации:

Прочесть стихотворение дважды, уяснив его суть. Пересказать содержание своими словами.

Во время третьего прочтения разделить произведение на смысловые отрывки. Так станет понятным логическое развитие сюжета.

Нужно учить стих по смысловым кусочкам. Употреблять при чтении интонации, делать паузы.

Создавайте образы прочитанного, пропускайте произведение через себя, воображая одним из героев сюжета.

Написать стихотворение от руки по памяти.

Повторить стих на следующий день.

Взрослым учить стихи следует не только ради тренировки памяти. Это нехитрое занятие расширит кругозор, увеличит словарный запас, позволит при случае блеснуть эрудицией. Всего 15 минут ежедневных занятий обеспечат ясность мыслей, отличное запоминание информации, позволят соображать быстрее.

Как правильно учить стихотворения взрослому?

Как учить стихи взрослому

Методик заучивания существует несколько, однако большей популярностью пользуется классическая схема:

  1. Начинать заучивание за несколько (2-3) дней до срока;
  2. Прочитывать текст несколько раз подряд, лучше вслух — так к визуализации добавится звуковое восприятие;
  3. Представить образы и события, описываемые в произведении. При возможности — даже зарисовать;
  4. Выделить главных действующих лиц стихотворения и проникнуться чувствами, которые стремится передать автор;
  5. Переписать текст на бумагу, так усилится визуальное восприятие;
  6. Еще раз медленно прочитать стихотворение вслух, запоминая формы слов и их время;
  7. Начать заучивание по принципу «снежный ком»: запомнить первую строчку, затем первые 2 строчки, затем — первые 3 и т. д.;
  8. Составить шпаргалку из первых букв строчек.

При заучивании не бойтесь подсмотреть отдельное слово, однако не старайтесь выучить сразу все стихотворение. Учите вслух — мозг воспринимает звуковую информацию так же хорошо, как и зрительную, а иногда — даже лучше.

Позаботьтесь о своей памяти

Прочтение этой статьи занимает пять минут. Это так мало в плане времени и так много с точки зрения саморазвития. Прочитав её, я думаю, многим захочется попробовать разучивать стихотворения для памяти, и узнать, а действительно ли появится результат. Это ведь так просто.

Сколько стихотворений выучено в школе? С ними справится даже ребёнок. А если так просто, то справитесь и Вы. И стоит начать, уже не будет дороги назад – настолько этот процесс интересный. Чтение стихов классиков, само по себе, успокаивает, уравновешивает, помогает справляться со стрессами. Ведь почему появляется стресс, депрессия? Это результат неудовлетворённости личности.

Нам часто не хватает новых эмоций, философских мыслей, творчества, очищения сознания от мыслей бытового уровня. Стихи для развития памяти отлично восполняют этот дефицит. Учить их полезно не только для мозга, но и для психики.

Хитрости

Один из самых эффективных методов для укрепления памяти – обычное заучивание стихов.

При заучивании стихов можно использовать такие хитрости:

  1. Рифмы позволяют выстраивать нейронные связи.
  2. Эмоциональная направленность произведения поможет легче включить в мозге процессы запоминания.
  3. Благодаря образности можно создать ассоциативные параллели.
  4. Не стоит зазубривать произведение, важно запомнить его осознанно.
  5. Можно скачать на телефон сразу много стихов разной тематической направленности. Составьте своего рода сборник, в который включите хорошие и интересные именно для вас, вашего ребенка, произведения.
  6. Если сложно учить обычные стихи, можно заменить их частушкой или считалкой. Их легче запомнить.

Хитрости