Введение

Органы зрения ребёнка развиваются очень интенсивно от рождения до десяти лет. Множество неблагоприятных факторов воздействуют на глаза в первые годы жизни, такие как травмы, инфекции, неблагоприятная экология, чтение, а также негативное влияние компьютеров, планшетов и телефонов.

Цели проведения гимнастики для глаз в дошкольном учреждении

Упражнения — эффективное средство профилактики глазных болезней и корректирование недугов. Гимнастика для глаз для детей, как и самомассаж, динамические паузы дыхательные упражнения — это современные здоровьесберегающие технологии. А ведь самые первые элементы подобных гимнастик, направленных на сохранение остроты зрения, придумали еще индийские йоги.


Самое легкое и доступное для малышей упражнение — закрывание глаз руками

В ДОУ зрительная гимнастика выполняется в следующих целях:

  • Общего оздоровления зрительного аппарата, предупреждения нарушений зрения: укрепления глазных мышц, снятия общего напряжения, утомления, улучшения кровообращения.
  • Лечения уже приобретенных патологий: близорукости, дальнозоркости, астигматизма.
  • Формирования у воспитанников в детском саду понятия о заботе о своём здоровье, в т. ч. о зрении.
  • Формирования у детей навыков ориентации в пространстве (закрепление таких понятий, как «право-лево», «верх-низ», «поворот».

Важно! Зрительная гимнастика для детей влияет на развитие связной речи, обогащение словарного запаса, помогает закрепить знакомые представления об окружающей действительности.

Упражнения, связанные с фиксацией взгляда на двигающемся предмете, развивают навык зрительно-пространственного ориентирования

Профилактика нарушения зрения у детей

Обязательно играйте с ребёнком в подвижные игры, пусть он больше бегает и прыгает. Ведь двигательная активность способствует лучшей работе глаз у детей всех возрастов. Занятия спортом вносят большой вклад в здоровье малыша. Ещё одной важной мерой профилактики проблем со зрением является правильная осанка.

мальчик в очках

Важно следить, чтобы ребёнок не сидел с сутулившейся спиной, так как это неблагоприятно влияет на кровоснабжение мозга, что ведёт к ухудшению зрения. Не стоит забывать о таком факторе, как нехватка витаминов. Обязательно включайте в рацион ребёнка продукты богатые витаминами А, В, D, а также железом и цинком.

Усиленные занятия с книгами в дошкольном возрасте могут навредить зрению ребёнка, поэтому, занимаясь с ним, не переусердствуйте. Обязательно давайте ребёнку отдохнуть от занятий и делайте перерыв на отдых или игру.

Основные этапы создания зрительной гимнастики

  1. В основе развития и становления метода лежат работы Уильяма Бейтса, который отметил положительное влияние комплексов упражнений для глаз на зрение. Он считал, что важно снять психологическое напряжение. Его методики основывались на пальминге, воспоминаниях и мысленном представлении объектов, необходимых для повторения.
  2. Для тренировок по методу Норбекова основным является комплекс, направленный на укрепление глазодвигательных и косых мышц, стимулирование аккомодации, разведение осей глаза с последующим расслаблением.
  3. Гимнастика, предложенная Ждановым, имеет два направления заданий. Так, упражнения для близоруких сочетают в себе стимулирование зрительного анализатора как вдали, так и вблизи. У дальнозорких все процессы тренировки происходят на рабочем расстоянии и вблизи.
  4. Комплексы профилактических и лечебных занятий, разработанных Аветисовым, направлены на улучшение кровообращения и циркуляции внутриглазной жидкости наряду с укреплением глазных мышц и работой над аккомодационным резервом.
  5. Достижение расслабления мышц при работе с помощью специальных непрозрачных экранов, с использованием более слабых очковых линз (для пациентов с очень низким зрением) или оправ без стекол и с чередованием работы глаз – уникальная методика Утехина, сочетающая основы плеоптики с новейшими технологическими приёмами.
  6. Розенблюм, Мац и Лохтина создали аккомодотренер для расслабления аккомодационных мышц.
  7. Маргарет Корбет предложила самостоятельно изменять фокусное расстояние посредством перемещения книги во время чтения либо частого изменения положения тела. Была сторонницей активной мимической зарядки (особенно для век и бровей).

Методика проведения зрительной гимнастики

Проводится зрительная гимнастика с самого раннего дошкольного возраста. Делать с детьми полезные упражнения следует два-три раза в день. Продолжительность занятий в младшей и средней группе — две-три минуты, в старшем же звене — четыре-пять минут.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённые правила:

  1. Ребята должны стоять или сидеть. При этом не следует напрягать тело.
  2. Голова занимает фиксированное положение (если, конечно, гимнастика не активная — не сочетается с поворотами головы для укрепления мышц шеи).
  3. Если некоторые дети носят очки, то их следует обязательно снять.
  4. Детское дыхание должно быть равномерным и глубоким.
  5. Последним упражнением лучше всего сделать моргание, а после окончания гимнастики малышам желательно хорошенько потянуться.

 

Во время проведения гимнастики для глаз очки нужно снимать

Чтобы вызвать максимальный интерес дошкольников к зарядке для глаз, её следует проводить в игровой форме, использовать образность. Например, можно не просто предложить детям крепко зажмуриться, а превратиться в филинов или кошечек, которые только что проснулись. Кроме того, ребятам всегда нравится выполнять упражнения под весёлые стихотворения.

Проводить зрительную гимнастику можно в любое время: на прогулке, в свободное время, органично включать её в любые занятия (познание, развитие речи, продуктивная деятельность). При этом тема зарядки связывается с темой непосредственно образовательной деятельности. Например, если ребята изучают насекомых, то ребята могут проследить глазами полёт игрушечной пчёлки. Если во время непосредственно образовательной деятельности речь идёт о транспорте, то можно предложить упражнение под коротенькое стихотворение:

  • По городу мчатся с утра и до ночи
  • Машины всех марок, красивые очень.
  • Поедут налево, направо, кругом –
  • Свободны машины и ночью и днём.

При этом дети выполняют движения глазами согласно тексту (влево, вправо, круговые), а в конце моргают.

Если занятие связано со зрительным напряжением (продуктивная деятельность), то гимнастика для глаз проводится в середине занятия. Если же непосредственно образовательная деятельность не предполагает нагрузки на зрение (развитие речи, чтение художественной литературы), то отдельное упражнение для глаз можно сделать во второй половине занятия: ребята получат своего рода разрядку, смогут немного отвлечься.

Массу идей для проведения зрительной гимнастики можно найти во время прогулки. Например, воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть вниз на траву, потом вверх — на небо, поискать там птичек, потом вновь на травку. В тёплое время года можно понаблюдать за бабочкой, которая машет крылышками, и предложить так помахать ресничками.

Бабочка на руке у девочки

Массу идей для проведения зрительной гимнастики можно найти во время прогулки

Тренировать детские глазки можно и в свободное время, утром или вечером. Педагог предлагает ребятам офтальмологические тренажёры или специально чередует определённые игры: сортировка мелких предметов по форме или цвету (работают мышцы глаза, отвечающие за ближнее зрение) и бросание мячиков в корзину или кегли (при этом ребёнок смотрит вдаль). В солнечную погоду можно воспользоваться обычным зеркальцем и погонять по комнате солнечных зайчиков: малыши будут следить за ними взглядом.

Девочки держат в руках зеркальца и направляют их в потолок и на стену

Тренировать зрительные мышцы можно даже с помощью обычных солнечных зайчиков

Особенности проведения гимнастики

Гимнастику для зрения можно проводить в любое время суток, все зависит от предпочтений ребенка. Кому-то удобнее выполнять упражнения утром, кто-то предпочитает делать их после школы, а кто-то перед сном или на перемене между уроками. Если есть время, то лучше не ограничиваться одним подходом и повторять весь цикл несколько раз в день. Малышам от трех лет хватит 5-10 минут 3 раза в день. Количество повторов для школьников зависит от их нагрузки: оптимально уделять гимнастике время после каждого часа напряженной работы. Это не отнимет много времени, зато принесет ощутимую пользу. Первые результаты будут заметны уже через месяц.

Некоторые родители считают, что детям дошкольного возраста гимнастика не нужна, так как они не испытывают такого зрительного напряжения, как дети старше. Но это заблуждение. Укреплять мышцы глаз нужно с самых ранних лет.

Есть несколько рекомендаций, которые нужно соблюдать:

  1. Важно работать только глазами: голова и шея обычно остаются неподвижными.
  2. Следите за нагрузкой: первые дни достаточно заниматься всего несколько секунд. Количество самих упражнений и повторов лучше увеличивать постепенно, иначе и сама гимнастика окажется слишком большой нагрузкой на глаза ребенка.
  3. Школьники могут заниматься самостоятельно, а за малышами обычно присматривают родители. Важно контролировать правильность выполнения всех заданий, иначе можно получить проблемы со зрением. Иногда занятия проводятся в детских садах. Воспитатель использует популярные методики, выбирает соответствующие возрасту детей упражнения и проводит гимнастику 2-3 раза в день. Чтобы малышам было интереснее заниматься, такая тренировка проходит под музыку, сопровождается песнями, стихами или играми, которые воспитатель подбирает для каждой конкретной группы.
  4. Упражнения для зрения необходимо выполнять каждый день, чтобы закрепить эффект. Если малыш занимается в детском саду, уточните у воспитателя, какие методики он использует, чтобы тренироваться с ним на выходных.
  5. Не нужно проводить слишком много упражнений, большая нагрузка не даст необходимый результат, а только утомит малыша. Для зрения полезнее заниматься регулярно и несколько раз в день по 5-10 минут.

Показания

Проведение упражнений для глаз показано:

  • детям с аномалиями рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Проводят не реже 4 раз в день, а в случае работы за компьютером или планшетом — через каждые 45-50 минут. В этой ситуации основной целью является не профилактика ухудшения зрения, а снижение зрительного напряжения, что активно используется в комплексном лечении таких пациентов, позволяя остановить прогрессирование заболевания;
  • при наследственной предрасположенности (когда один или оба родителя страдают проблемами со зрением) постоянное применение методик гимнастики позволяет уменьшить частоту возникновения спазма аккомодации, что, в свою очередь, обеспечивает отсутствие физиологической причины нарушения функции зрения;
  • при возникновении жалоб на усталость глаз или появление двоения после длительной нагрузки. Перед началом проведения упражнений для зрения в этом случае необходимо обратиться к врачу-офтальмологу для проведения обследований с целью раннего выявления глазной патологии;
  • детям с высокой зрительной нагрузкой, а также использующих для учёбы или игр компьютерную технику или мобильные телефоны, в сочетании с ограничением времени использования гаджетов и повышения двигательной активности посредством подвижных игр.

Противопоказания

Зарядка для глаз имеет и противопоказания к проведению:

  1. Упражнения запрещено проводить после операций на мышечном аппарате глаза вследствие нарушения функции оперированной мышцы и повышения тонуса мышцы — антагониста.
  2. В послеоперационном периоде у пациентов с отслойкой сетчатки гимнастика не проводится.
  3. При высоких степенях близорукости необходимо проконсультироваться с врачом-офтальмологом для подбора правильного комплекса заданий, не подвергающих угрозе осложнений.
  4. При угрозе перфорации роговицы упражнения проводить не следует.
  5. Пальминг (особый вид массажа глазных яблок, применяемый у взрослых) не рекомендуется проводить детям из-за высокого риска нанесения травматических повреждений.

Зачем нужны упражнения для зрения

Основной и самой эффективной мерой профилактики является зрительная зарядка. Она способствует снятию усталости и помогает улучшить зрительную работу детских глаз. Это происходит благодаря улучшению кровоснабжения во время зарядки. Однако важно соблюдать все правила выполнения упражнений.

Цели зрительной зарядки

Качество зрения ребёнка напрямую зависит от мышц глаза. Главной целью зрительной гимнастики является тренировка этих мышц. Именно они влияют на то, как будет видеть ребёнок, и будут ли у него проблемы со зрением в школе.

Есть и другие, не менее важные цели такой зарядки для глаз, а именно:

  • помощь для головного мозга в переработке информации, полученной при помощи глаз,
  • снижение нагрузки на глаза,
  • снятие усталости,
  • расслабление нервной системы ребёнка,
  • возможность отдохнуть,
  • замедление снижения зрения и развития астигматизма.

Регулярные занятия принесут заметную пользу детям, особенно если учесть, что формирование зрения происходит до 12 лет.

Комплексы упражнений

Зрительная гимнастика насчитывает большое множество различных комплексов упражнений. Среди них есть авторские методики, комплексы для разных групп населения и возрастов, а также направленные на профилактику либо лечение имеющихся заболеваний.

Существуют различные вариации методик зрительной гимнастики. Можно выделить несколько основных критериев для разделения упражнений.

1. По применению дополнительных предметов:

  • с использованием разных карточек с рисунками и без, на карточки могут быть нанесены изображения, линии, буквы или цифры;
  • без предметов и плакатов, наиболее простая форма зарядки, упражнения выполняются по заданию взрослого, на слух или в виде повторения действий;
  • с применением силуэтов и узоров, которые могут прицепляться к стенам, полу, окну или потолку, а также иметь различный цвет и размер;
  • задания на поиск предметов глазами в комнате;
  • практика с мультимедийными технологиями.

2. По использованию литературного сопровождения:

  • Зарядка в стихотворной форме, в основном применяется для малышей дошкольного возраста;
  • Выполнение обычных заданий, данная методика более приемлема для школьников и взрослых людей.

Виды зрительной гимнастики

Существует великое множество упражнений для глаз, которые условно подразделяют на следующие виды:

  • выполнение тренировок под стихотворные формы (стишки, прибаутки, потешки) или без оных;
  • по наличию дополнительных материалов: с дополнительными предметами (яркие игрушки, ручки, шарики), с наличием демонстрационных плакатов и рисунков, без каких-либо дополнительных объектов.

Виды зрительной гимнастики в ДОУ

В детских учреждениях применяют несколько комплексов упражнений для глаз:

  • Без наглядности (ребята выполняют действия по словесному указанию педагога) и участием атрибутов (воспитанники зрительно отслеживают перемещения игрушки или предмета).
  • Профилактические, корригирующие (замедляет развитие астигматизма, близорукости, дальнозоркости и т. д.).
  • Пассивные (гимнастика затрагивает только глазодвигательный эффект) и активные (сочетаются с общеукрепляющими упражнениями для рук, ног, спины).

Обратите внимание! Среди профилактических комплексов самой эффективной считается зарядка для глаз по Аветисову для детей. Всего автор создал 3 комплексакаждый из которых способствует улучшению определенных зрительных процессов.

Комплекс № 2 направлен на укрепление глазных мышц:

  1. Дети, не двигая головой, 15 раз глазами чертят линию до пола.
  2. Воспитанники сначала чертят глазами траекторию «в сторону — вверх», а затем «в сторону — вниз». Повторить 20 раз.
  3. Посмотреть по направлению «налево-вверх», «вправо-вниз». Выполнить 15 раз.
  4. Круговые движения глазами: сначала по часовой стрелке, затем — против. Делать 12 раз.

Нормализует циркуляцию крови комплекс № 1, а № 3 ­— аккомодацию.

Дети активные упражнения выполняют с большим интересом

Особенности работы с дошкольниками разного возраста

Чтобы заинтересовать ребенка в выполнении зрительной гимнастики, нужно учитывать его возраст.

Обратите внимание! Так при занятиях с 2-3-летним ребенком не стоит надеяться, что его увлечет команда «вращаем глазками». В этом случае стоит применить педагогическую хитрость. Малыши с удовольствием будут следить за полетом птички, закрепленной на указке или простом карандаше, либо за перемещениями пальчиковой куклы.

Дети 3-4 лет готовы повторять за воспитателем многое и его стимулирующая фраза: — «Я вот что умею. А ты?» — обязательно привлечет их внимание.

Зрительную гимнастику с воспитанниками лучше сочетать с какими-либо движениями руками

Обратите внимание! Более старшие ребята 5-6 лет проявляют любознательность и могут быть мотивированы рассказом о строении человека, например, как устроен глаз, позволяющий каждому видеть окружающий мир.

Методика проведения зрительной гимнастики

Зарядка для глаз применима для детей уже в младшем дошкольном возрасте. Выполняют их с детьми не 1, а 2-3 раза в день. В младших и средних группах для этого отводится 3 мин., а в старшей — продолжительность занятий уже может занимать 4-5 мин.

При выполнении упражнений нужно следовать правилам:

  • Воспитанники должны находиться в расслабленном состоянии.
  • Положение головы фиксированное (если гимнастика не выполняется в сочетании с упражнениями, предполагающими движения шеи).
  • Перед началом гимнастики следует снять очки (если дети их носят).
  • Дыхание во время занятий глубокое и равномерное.

Для возбуждения к гимнастике интереса воспитанников ее проводят в игровой форме. Например, при зажмуривании можно предложить изобразить сову или кота. Кроме того, детям нравится выполнять действия под веселые рифмы и музыку.

Занятие по рисованию на тему «Весна» в подготовительных группах

Внимание! Конкретного определенного времени для проведения зарядки нет. Она органично сочетается с прогулкой и любым запланированным занятием (продуктивной деятельностью, развитием речи). Например, при изучении насекомых, в младшей и средней группах можно «проследить полет стрекозы».

Если урок предполагает нагрузку на зрение, то гимнастику рациональней провести в середине занятия, чтобы снять часть напряжения. Если нагрузки нет, то упражнения переносят на вторую половину занятия, чтобы снять усталость от самого занятия.

Завершить комплекс лучше морганием, затем малыши должны потянуться.

Картотека гимнастики для глаз с целями по ФГОС

Зарядка для глаз имеет множество комплексов, но все их можно сгруппировать для дошкольников по возрастной принадлежности.

Первая и вторая младшие группы

Картотека для малышей особенно богата.

Обратите внимание! Сюжетные офтальмологические упражнения для 1 группы направлены на сохранение и улучшение зрения, профилактику дальнозоркости и близорукости.

  • «Пилот»

Пролетает самолет. (Дети поднимают глаза вверх).

Отправляюсь с ним в полет.

Вправо отвожу крыло и смотрю. (Ребята отводят правую руку, смотрят вправо).

Влево отвожу крыло и гляжу. (Малыши отводят левую руку, смотрят влево).

Я мотор завожу,

И внимательно слежу. (Следят глазами за вращательными движениями руками).

Поднимаюсь ввысь, лечу. ( Встают на носочки, взглядом рисуют волны).

Возвращаться не хочу. (Поморгать, закрыть глаза).

  • «По ягоды»

Справа — сладкая черника. (Дети смотрят вправо).

Слева зреет земляника. (Ребята глядят влево).

Спеет на горе брусника. (Малыши поднимают взгляд вверх).

Под ногами — ежевика. (Воспитанники опускают взгляд вниз).

Ягоды мы соберем,

А потом все отдохнем и толпой домой пойдем. (Смыкают веки на 3-5 сек, повторять до 8 раз).

С целью сохранения остроты зрения во 2-й младшей группе проводят гимнастику для глаз:

  • «Осенью»

Осень краски ярко разводила,

Кистью по листочкам тихо проводила. (Дети рисуют глазами круг: влево — вверх — вправо — вниз).

Желтым стал орешник, клены покраснели. (Круговые движения: направо-вверх-налево-вниз).

Лишь в бору сосенки также зеленели. (Малыши зажмуриваются, моргают 10 раз. Повторить 2 раза).

  • «Дождик»

Дождик, дождик, пуще. (Дети глядят вверх).

Лейся в лужи гуще. (Ребята опускают глаза вниз).

Только нас не промочи. (Воспитанники делают взглядом круговые движения).

Каплями в окно стучи.

Важно! В младших группах гимнастику для глаз необходимо проводить 2-3 раза/нед., используя мелкие предметы для облегчения понимания команд воспитателя образовательного учреждения.

Средняя группа

Методика проведения гимнастических упражнений для дошкольников 3 лет почти не отличается от предыдущей. Гимнастические упражнения для них проводятся в целях профилактики нарушений зрения, предупреждения утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения во время занятий.

  • «Ветер»

Дует ветер всем в лицо. (Дети часто моргают).

Покачалось деревце. (Ребята смотрят налево, потом направо).

Ветер станет тише. (Воспитанники приседают, взгляд — вниз).

Деревца все выше. ( Встают, взгляд — вверх).

  • «Носик»

Носик смотрит влево-вправо. (Дети перемещают взгляд справа налево).

Смотрит нос то вверх, то вниз. (Ребята поднимают глаза вверх и опускают вниз).

Что подметил хитрый носик? (Проводят подушечками пальцев по векам).

Мы куда-то забрались.

Обратите внимание! Время выполнения зрительной гимнастики в средней группе увеличивается до 5 мин.

Старшая и подготовительная группы

Кроме оздоровительно-профилактической цели при выполнении зарядки для глаз с детьми 5-6 лет можно работать над понятиями пространственно-временного устройства мира.

  • «Упражнение для глаз»

Упражнения для глаз

Повторяем каждый раз.

Право, лево, верх и вниз,

Повторяй и не ленись.

Мышцы глаза укрепляем.

Напряжение снимаем.

Наглядное пособие способствует более продуктивному выполнению упражнения.

  • «Часы»

Целый год слышно «тик-так»

Все часы идут вот так,

Раз — налево, два — направо. (Дети глаза отводят влево-вправо).

И мы тоже можем так,

Тик-так, тик-так. (Повторяют упражнение).

Обратите внимание! В завершении воспитанники 6-7 лет сами массируют себе веки подушечками указательных пальцев.

Примеры упражнений

При проведении гимнастики с младшими дошкольниками упражнения должны быть предельно простыми, но при этом занимательными. Можно использовать такие варианты:

  1. «Кискины глазки». Воспитатель просит малышей представить себя котятами. Дети широко открывают глаза, а затем зажмуривают. После этого смотрят вверх, вниз, в сторону.
  2. «Качели». Педагог предлагает ребятам поиграть глазками в качели: взлететь высоко, а затем опуститься (движения глазами вверх-вниз).
  3. «Карусель». Круговые движения глазками.
  4. «День и ночь». Ребёнок на расстоянии вытянутой руки держит перед собой палец. Вначале он смотрит на него двумя глазами, потом только правым при закрытом левом и наоборот.
  5. «Прятки». Ребятам нужно крепко зажмурить глазки на пару секунд, а затем на такое же время открыть их (мотивация «вы спрятались, и вас никто не видит»).
  6. «Прищепочка». Большими и указательными пальчиками обеих рук необходимо сдавливать кожу между бровями (как будто скреплять её прищепкой).
  7. «Бабочка». Воспитатель предлагает дошкольникам поморгать ресничками, как бабочка машет крыльями.

Начиная со среднего возраста, упражнения следует усложнять:

  1. «Что изменилось?» На прогулке предложить ребятам посмотреть вдаль на детей с соседней площадки или на прохожих из окна группы и запомнить их расположение. Затем малыши закрывают глазки примерно на 10 секунд, а после говорят, как изменилось местоположение людей.
  2. «Геометрические фигуры». Педагог просит дошкольников представить круг большого размера, а затем обвести его глазками по часовой стрелке и против. Аналогично можно «нарисовать» квадрат, а потом перевести взгляд из правого верхнего угла в левый верхний и т. д.
  3. «Корчим рожицы». Воспитатель предлагает ребятам изобразить какое-либо животное, например, ёжика. При этом оговаривается, что он вытягивает губки вперёд, а глазки «бегают» вправо-влево, затем вверх-вниз.
  4. «Расширение полей зрения». Ребёнок размещает прямо перед собой указательные пальцы обеих рук. За каждым пальцем следит свой глаз. Затем пальцы медленно разводятся в стороны, а глаза продолжают за ними следить.
  5. «Буратино». Ребята смотрят на кончик своего носа. Затем воспитатель считает до 5 (в старшей группе — до 10, в подготовительной — до 20) и просит детей представить, что их нос растёт. Они должны следить глазами за его кончиком — он как будто удаляется от них. После этого дошкольники также наблюдают за его уменьшением.
  6. «Стрельба глазами». Ребёнок резко переводит взгляд в любую сторону и произносит «пиф-паф».

Кроме того, ещё с младшего возраста можно проводить зрительную гимнастику под стихотворный текст. Вначале это короткие произведения, затем более длинные. Можно воспользоваться следующими вариантами:

Таблица: «Шишка»

Как-то осенью в лесу
Висела шишка у всех на виду.
Шишка на всех глядела
И тихонечко висела.
Смотреть на указательный палец вытянутой руки
Лось сказал, что низко, Движения глазами вниз
А зайчонок — высоко, Движения глазами вверх
Белочка, сказала — близко, Движения глазами на кончик носа.
А ежонок — далеко. Движения глазами вдаль.

Таблица: «Овощи»

Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Обвести глазами круг
Наверху созрела слива, Посмотреть вверх
А внизу растёт крапива, Посмотреть вниз
Слева — свёкла, справа — брюква, Посмотреть влево- вправо
Слева — тыква, справа — клюква, Влево — вправо
Снизу — свежая трава, Посмотреть вниз
Сверху — сочная ботва. Посмотреть вверх
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
Закрыть глаза

Таблица: «Ёлка»

Вот стоит большая ёлка,
Вот такой высоты.
Посмотреть снизу вверх
У неё большие ветки
Вот такой ширины.
Посмотреть слева направо
Есть на ёлке даже шишки, Посмотреть вверх
А внизу — берлога мишки. Посмотреть вниз
Зиму спит там косолапый
И сосёт в берлоге лапу.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз

Следующие примеры относятся уже к активной зрительной гимнастике (она сопровождается движениями тела) под стихотворный текст.

Таблица: «Дождик»

Капля первая упала: кап-кап
И вторая побежала: кап-кап
Постучать пальцем по ладони
Мы на небо посмотрели Посмотреть вверх
Капельки кап-кап запели Постучать по голове
Намочились лица,
Мы их вытираем
Тереть аккуратно лицо и глаза
Туфли — посмотрите Посмотреть вниз на ноги
Мокрыми стали Показать на ноги руками
Плечами дружно поведём
И все капельки стряхнём
Потрясти плечами
От дождя убежим Бег на месте
Под кусточком посидим Присесть на корточки

Таблица: «Весна»

Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна. Потягивание
Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей! Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным разведением рук в стороны
Справа — первые цветочки появились на лужочке. Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взглядом
Слева — быстрый ручеёк с бугорка к потёк. Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взглядом
Мы кораблик смастерили, Соединить ладони перед грудью
В ручеёк пустить решили. Удаление сложенных ладоней вперёд от себя
Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой! Машем ладонями, прощаясь с корабликом
Вот как весело играть и в весенний день гулять!
Дышит свежестью земля, подышу «весной» и я!
Лёгкие подпрыгивания на месте

Таблица: «Кошка»

Вот окошко распахнулось, Разводят руки в стороны
Кошка вышла на карниз. Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.
Посмотрела кошка вверх. Смотрят вверх
Посмотрела кошка вниз. Смотрят вниз
Вот налево повернулась. Смотрят влево
Проводила взглядом мух. Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз.
Дети приседают.
Глаза вправо отвела,
Посмотрела на кота.
Смотрят прямо
И закрыла их руками. Закрывают глаза руками

Регулярно проводите с ребенком гимнастику для глаз

Зрительная гимнастика – одна из эффективных профилактических мер. Как и любая другая профилактика, она требует регулярных занятий, и соблюдения всех предписанных правил. Упражнения для детских глазок следует выполнять в течение 7-8 минут до и после занятий или работы за компьютером. Упражнения для расслабления глаз будут даны ниже.

Упражнение №1

Глубоко и медленно вдыхая (желательно, животом), посмотрите в межбровье, задержите глаза в этом положении на несколько секунд. Медленно выдыхая, верните глаза в исходное положение и закройте на несколько секунд. Со временем, постепенно (не раньше, чем через 2–3 недели), задержку в верхнем положении можно увеличить (через полгода до нескольких минут).

Упражнение №2

Глубоко вдыхая, посмотрите на кончик носа. Сделайте задержку на несколько секунд и, выдыхая, верните глаза в исходное положение. Закройте глаза на небольшое время.

Упражнение №3

На вдохе медленно поверните глаза вправо («до упора», но без сильного напряжения). Не задерживаясь, на выдохе, верните глаза в исходное положение. Таким же образом поверните глаза влево.
Для начала выполняйте один цикл, затем два (через две-три недели), и, в конце концов, выполняйте три цикла. После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд.

Упражнение №4

На вдохе посмотрите в правый верхний угол (приблизительно 45° от вертикали) и, не задерживаясь, верните глаза в исходное положение. На следующем вдохе посмотрите в нижний левый угол и на выходе верните глаза в исходное положение.
Для начала выполняйте один цикл, затем два (через две-три недели), и, в конце концов, выполняйте три цикла. После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд. Повторить упражнения, начав с левого верхнего угла.

Упражнение №5

Вдыхая, опустить глаза вниз и затем медленно поворачивать их по часовой стрелке, остановившись в самой верхней точке (на 12-ти часах). Не задерживаясь, начать выдох и продолжить поворот глаз по часовой стрелке вниз (до 6 часов). Для начала достаточно одного круга, постепенно можно довести их количество до трех кругов (через две-три недели) При этом нужно, не задерживаясь после первого круга, сразу начать второй. Закрыть после выполнения упражнения, глаза на несколько секунд.
Затем сделать это упражнение, поворачивая глаза против часовой стрелки. В завершение комплекса нужно сделать пальминг (3-5 минут)

Лабиринт

Ребенок смотрит на таблицу, на которой нарисованы волнистые линии и круги разного цвета. В течение минуты он должен медленно водить глазами по этим линиям.

Пальминг

Сядьте прямо, расслабьтесь. Прикройте глаза таким образом: середина ладони правой руки должна находиться напротив правого глаза, то же самое с левой рукой. Ладони должны лежать мягко, не нужно с силой прижимать их к лицу. Пальцы рук могут перекрещиваться на лбу, могут располагаться рядом — как вам удобнее. Главное, чтобы не было «щелочек», пропускающих свет. Когда вы в этом удостоверились, опустите веки. В результате получается, что ваши глаза закрыты и, кроме того, прикрыты ладонями рук.

Теперь опустите локти на стол. Главное, чтобы шея и позвоночник находились почти на одной прямой линии. Проверьте, чтобы ваше тело не было напряжено, и руки, и спина, и шея должны быть расслаблены. Дыхание должно быть спокойным. Упражнение можно во время учебы, например, на переменах между уроками. Даже за 10–15 секунд глаза вашего ребенка успеют немного отдохнуть. Но, конечно, будет лучше, если он сделает упражнение дольше. После выполнения упражнения (особенно если вы выполняли его довольно долго) постепенно приоткройте ладони, дайте закрытым глазам немного привыкнуть к свету, и лишь затем их открывайте.

«Письмо носом»

Это упражнение направлено как на то, чтобы расслабить мышцы ваших глаз, так и на то, чтобы расслабить вашу шею. Напряжение в этой области нарушает правильное питание глаз (иначе говоря, замедляется процесс кровоснабжения).
Упражнение можно выполнять и лежа, и стоя, но лучше всего сидя. Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте, что кончик носа — это ручка, которой можно писать (или вообразите, что линию носа продолжает длинная указка-ручка, — все зависит от того, как вам удобнее, главное, чтобы вы и ваши глаза не напрягались). Теперь пишите (или рисуйте) в воздухе своей ручкой. Что именно, не важно. Напишите разные буквы, названия городов и стран, небольшое письмо любимому человеку. Нарисуйте домик с дымом из трубы (такой, как рисовали в детстве), просто кружочек или квадратик.

Туда-сюда

Ребенок смотрит в центр большого предмета, расположенного напротив. Сначала ему нужно поднять взгляд от центра вверх, затем опустить его вниз, потом снова поднять в центр, посмотреть влево, а затем вправо и снова вернуться в центр, после чего повторить упражнение еще 4 раза.

Часики

Ребенок встает напротив часов с крупным циферблатом, на расстоянии около 40 см, и смотрит на время: его взгляд движется, копируя движение секундной стрелки и останавливаясь на каждой цифре на 1-2 секунды. После 5-6 повторений упражнение проводится в обратном направлении, то есть взгляд движется против часовой стрелки.

Задание можно усложнить: после 5-6 подходов можно выполнить его снова, но уже отодвинувшись от циферблата на метр, а затем на полтора, если это позволяет размер цифр и зрение малыша.

Маятник

На расстоянии 35-40 см от глаз нужно повесить маятник: большую пуговицу на нитке или что-то похожее. В течение 30 секунд этот маятник должен раскачиваться, а ребенку необходимо следить за его движениями. Затем нужно сделать перерыв и в течение следующих 30 секунд смотреть в окно.

Жмурки

Необходимо зажмурить глаза, досчитать до пяти и плавно открыть их, затем повторить упражнение еще 7-8 раз. За выполнением упражнения должен следить взрослый: важно, чтобы ребенок не торопился, спешка приведет к еще большему напряжению глазных мышц.

Можно выполнить и схожее упражнение: быстро-быстро моргать в течение 5 секунд, потом 1-2 секунды отдохнуть и повторить задание еще 5 раз.

Далеко-близко

Ребенок встает у окна и в течение 10 секунд рассматривает самый дальний предмет на улице. Затем он переводит взгляд на картинку, которую родитель предварительно наклеил на стекло, и рассматривает ее также в течение 10 секунд, после чего снова возвращается к дальнему объекту. Выполнять упражнение нужно 7-8 раз.

Восьмерка

Малышу необходимо представить себе цифру восемь и нарисовать ее глазами. Если ребенок еще маленький и ему сложно справиться с этим заданием, родители могут написать восьмерку на листе бумаги, чтобы малыш «обвел» ее взглядом. Сначала восьмерка должна стоять вертикально, а затем горизонтально, как знак бесконечности. Обе цифры нужно «обвести» по 7-8 раз.

Крестики-нолики

Упражнение выполняется в комнате: сначала нужно медленно начертить глазами «крестик», от верхнего левого угла комнаты в правый нижний и от правого верхнего в левый нижний, а затем «нолик», который будет касаться потолка, пола и стен. 5-6 повторений будет достаточно. Дети постарше могут делать упражнение с закрытыми глазами. Важно, чтобы голова оставалась неподвижной.

Приближение

В максимально вытянутой руке ребенок держит яркий фломастер или другой небольшой предмет и внимательно смотрит на него, не отвлекаясь на другие вещи. Затем он медленно подносит фломастер к носу. Как только предмет превратится в одно яркое пятно, нужно сделать 5-секундный перерыв, после чего повторить упражнение еще 5-6 раз.

Отдых

В конце гимнастики глаза должны хорошо отдохнуть. Пусть ребенок закроет их, досчитает до 15 и снова откроет на пару секунд. Достаточно 5-6 повторов.

Игры на улице

Необязательно заниматься только дома. Упражнения для зрения можно выполнять и во время прогулки, по дороге в садик или школу. Например, искать глазами какие-то предметы, которые называет родитель, считать прохожих и машины вблизи и вдалеке, встать перед домом и пробежаться глазами по всем окнам.

Упражнения для снятия зрительного напряжения:

  1. Встаньте свободно, руки вдоль тела. Поднимите плечи как можно выше. Держа их в этом положении, отведите назад, по возможности как можно дальше и верните в исходное положение. Делайте круговые движения и плечами достаточно быстро. Повторите упражнения 10 раз.
  2. То же, что и в упр.1, но в обратном направлении. Поднимите плечи как можно выше и отведите назад, затем переведите вперед, опустите, вернувшись в исходное положение. Повторите упражнение 10 раз.
  3. Опустите подбородок на грудь, шею расслабьте, затем поднимите голову и откиньте ее как можно дальше назад. Повторите упражнение 5-6 раз.
  4. В положении сидя. Опустите подбородок на грудь, затем плавно поверните голову налево, откиньте назад, вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение 5-6 раз в одном направлении и 5-6 раз в другом.
  5. В положении сидя. Поверните голову как можно больше налево, вернитесь в исходное положение. Поверните голову как можно больше направо, вернитесь в исходное положение. Повторите повороты 5-6- раз в медленном темпе.

Повторяйте все упражнения регулярно, лучше по утрам!

Использование наглядности во время зрительной гимнастики

При выполнении гимнастики для глаз, рекомендованной для дошкольников, большое значение имеет наглядность, ведь в этот период у них доминирует наглядно-образное мышление. Выполнять команды «влево», «направо» им гораздо проще, имея перед собой зрительный ориентир. С этой целью используют разные версии наглядности:

Ориентиры-предметы. Их воспитатель раздает каждому ребенку либо оставляет один только у себя. Это должна быть вещь, которую удобно надевать на палец, например, резинка для волос с птичкой. Также она должна соответствовать теме занятия, например, бабочка при изучении насекомых.

Обратите внимание! Наглядность не должна быть одного цвета с одеждой воспитателя, но при этом яркой, заметной, привлекающей внимание. Это может быть пальчиковая кукла или указка с прикрепленной на конце картинкой.

  • Схемы. Такое пособие подходит для занятий в старшей или подготовительной группе. В этом возрасте у детей уже развивается абстрактное мышление, и схемы помогут им понять принцип выполнения упражнения.
  • Сигнальные метки. Они помогают быстро переключить взгляд с дальнего объекта на ближний. Например, квадрат 0,5 см х 0,5 см воспитатель крепит на оконное стекло. Воспитанник детского сада 1-3 сек. смотрит на метку, а затем переводит взгляд на предмет за окном. При этом педагог просит его пояснить, что происходит с предметом. Например, с машиной: из нее вышли люди или она поехала и т. д.

Сигнальная метка должна находится на уровне глаз ребенка

  • Офтальмологические тренажеры. Они бывают настенные либо потолочные и представляют собой цветные траектории-дорожки, по которым, например, персонажи из сказки должны «добраться» до «своего» домика. Каждый герой имеет свой цвет. Такое задание можно выполнять коллективно.
  • Индивидуальные тренажеры для глаз. Это либо контурные картинки, состоящие из нескольких элементов (например, белка, орех, лист), либо для старших дошкольников (это могут быть буквы и цифры). Ребенок держит картинку на вытянутой руке и зрительно проводит линию по контурам. Дети 3-4 лет могут помогать себе пальчиком.

Обратите внимание! В зимний период во время прогулки в качестве наглядности можно использовать снежки.

Регулярное проведение зарядки для глаз обязательно даже при здоровом зрении, так как в современном мире нагрузка на глаза не просто огромна, но и постоянно увеличивается.

Видео: дошкольники выполняют гимнастику для глаз (упражнение со зрительным ориентиром — самодельным цветком)

Watch this video on YouTube

Почти все атрибуты для зрительной гимнастики воспитатель легко может сделать своими руками. Так, несложное, но оригинальное пособие — Чебурашка с движущимися глазками (это может быть и любой другой персонаж). Он вырезается из цветного картона. С помощью такой игрушки можно не только укреплять зрение, но и повторять математические понятия («в какую сторону смотрит персонаж?»).

Чебурашка из картона с движущимися глазками

За счёт прорезей у Чебурашки двигаются глаза

Даже воспитанники младшей группы могут повторять движения глазами за таким Чебурашкой — он заменяет показ воспитателя.

Чебурашка смотрит глазками влево

При работе с малышами действия Чебурашки заменяют показ воспитателя

Ещё один пример самодельного пособия — вырезанные также из цветного картона геометрические фигуры (все они разных цветов). Они крепятся на стену на достаточном удалении друг от друга. Воспитатель хаотично называет фигуры либо их цвет, а дети должны переводить взгляд от одного объекта к другому, не поворачивая при этом голову.

Интересно пособие – «Фруктовый сад». На плакате нарисованы различные фрукты: они образуют круги (маленькие внутри более больших). Педагог называет определённый фрукт, а дошкольники должны обвести глазами соответствующий круг.

Пособие «Фруктовый сад»

Фрукты расположены в виде кругов разного размера

Использовать наглядность следует и для работы с родителями. Специальные плакаты, показывающие, как правильно выполнять зрительную гимнастику, следует периодически помещать в уголке здоровья в раздевалке. Там их могут рассмотреть мамы и папы, также они обязательно привлекут и детское внимание.

Плакат с картинками для выполнения упражнений для глаз

С помощью плаката родители смогут ознакомиться с правилами выполнения зрительной гимнастики

 Как приучить ребенка регулярно делать гимнастику для глаз

Выполнять однообразные упражнения детям может быть скучно. Увлечь их гимнастикой, просто рассказав, какую пользу она несет, не получится, особенно если у вас ребенок дошкольного возраста.

Лучше обернуть все в игру: представить, что ребенок — герой какой-нибудь сказки, и движения глазами он делает, чтобы лучше рассмотреть драконов, с которыми ему предстоит сражаться, или при помощи глаз он вводит код на двери секретной лаборатории. Расскажите ему, что супергероев с плохим зрением не бывает, поэтому все они делают гимнастику несколько раз в день. Вариантов может быть много, и зависят они только от фантазии родителя и увлечений ребенка.

Хорошо помогают стихи и песни, написанные так, чтобы на каждую строчку ребенок выполнял то или иное движение глазами. Можно воспользоваться картинками и плакатами с различными схемами: пусть малыш представит, что это лабиринт, и глазами передвигается от одного предмета на плакате к другому. Выбор варианта здесь также зависит от возраста маленького пациента и его предпочтений.

И, конечно, нельзя увлечь ребенка без личного примера. Маленькие дети, особенно дошкольного возраста, хотят быть похожими на родителей и подражают им. Если малыш увидит, что его мама или папа делает зарядку для глаз, то охотнее присоединится и переймет эту привычку.

[spoiler title=»Источники»]

  • https://proglaza.net/lechenie/gimnastika-dlya-glaz-dlya-detej
  • https://vospitanie.guru/doshkolniki/zanyatiya-po-zritelnoj-gimnastike-detyam-v-dou
  • https://kroha.info/health/lifestyle/uprazhneniya-dlya-zreniya-detyam
  • https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/gimnastika-dlya-glaz-v-detskom-sadu.html
  • https://ochkarik.ru/gimnastika-dlia-glaz/
  • https://excimerclinic.ru/babyvision/gimnastik_deti/

[/spoiler]

От mother