О влиянии современных мультфильмов на детскую психику

Содержание
Оказывается, не все так страшно
Все дети любят мультики. И, хотим мы того или нет, через мультфильмы дети усваивают те или иные стереотипы поведения, в том числе гендерные. Девочки мечтают быть красивыми, как фея Винкс, а мальчики — храбрыми и ловкими, как Человек-паук. Чему же учат наших малышей забавные персонажи? Насколько это безопасно* для детей в плане формирования идеальной модели?
Феи, супермены и почтальон Печкин — какие мультфильмы смотрят наши дети
Сначала исследователи выяснили, какие мультфильмы чаще всего смотрят российские первоклассники. Получился такой рейтинг: на первом месте «Винкс» — суперпопулярный «девочковый» сериал о феях, модницах и кокетках. На втором месте два влиятельных отечественных мультсериала: «Смешарики» и «Маша и медведь». Далее: «Человек-паук», «Лунтик», «Мадагаскар», «Том и Джерри», «Спанч-боб», «Смурфики». Из старых отечественных мультфильмов в десятку самых популярных вошли только «Трое из Простоквашино».
Итак, современные дети смотрят современные мультфильмы, как отечественные, так и зарубежные; предпочитают мультсериалы и сиквелы завершенным полнометражным историям; некоторые мультфильмы имеют ярко выраженную гендерную окраску: «Винкс» — это «женский клуб», «Человек-паук» — мужской.
Какие образы формируют современные мультфильмы
Контент-анализ самых популярных мультиков показал, что подавляющее большинство женских и мужских мульт-образов находятся вне поля семейных отношений. Это либо независимые, самостоятельные женщины, либо женщины и мужчины-друзья. Значительная часть героинь — кокетки, то есть легкомысленные создания, стремящиеся понравиться персонажам противоположного пола и не играющие никакой иной роли в сюжете мультфильма (примерно 18% от общего числа рассматриваемых образов).
Реже всего встречался в мультфильмах образ главы семьи. Из женщин, кроме строгой мамы из «Простоквашино», и вспомнить некого. Вместо «отцов семейства» на экране немало старых мудрых дядюшек и дедушек. Это, скорее, старшие товарищи, но не члены семьи.
Социолог пришла к печальному выводу: «Мультфильмы нашего рейтинга не формируют в сознании детей в полной мере представления о правильной социальной роли мужчин».
Что касается транслируемой мультиками роли женщины, то это совсем не патриархальный, но вполне адекватный современный образ: независимая, самостоятельная героиня, отлично существующая вне семьи.
С чем сравнивать?
Допустим, транслируемые в мультфильмах мужские и женские образы вызывают неоднозначную реакцию — далеко не все хочется одобрить. Но чтобы назвать их правильными и неправильными, нужно выбрать сколько-нибудь объективную контрольную точку для сравнения. Для этого на заключительном этапе исследования социолог обращается к другим гендерным исследованиям.
Стереотипное представление об идеальной женщине выражается такими эпитетами: «Добрая, мягкая, мечтательная, слабая, женственная, кроткая, эмоциональная, нежная, сентиментальная, очаровательная, чувственная, покорная, спокойная, застенчивая, привлекательная, зависимая». Идеальный мужчина, согласно мнению масс: «активный, амбициозный, бесстрастный, властный, доминирующий, изобретательный, смелый, мужественный, инициативный, мудрый, логичный, трезвомыслящий, предприимчивый,убедительный, уверенный».
Очевидно,что этим социально психологическим портретам мультяшные герои мало соответствуют. Следовательно, наши дети любят персонажей, которые далеки от идеалов предыдущих поколений. Автор исследования беспокоится, что гендерные модели поведения, которые формируются у детей при просмотре современных мультсериалов, неприемлемы и оказывают негативное влияние на психику юных зрителей.
У страха глаза велики
Да, в современных мультфильмах встречаются не только традиционные, классические образы мужчин и женщин, но и новые, непривычные, такие как независимая и одинокая девушка. Угрожает ли это психике ребенка или его дальнейшей жизни? Вряд ли. Ведь эти же новые образы появляются в реальной жизни, постепенно становятся привычными. Для художников, мультипликаторов, писателей вполне естественно отражать в своих произведениях новые черты реальности.
Далее. Сам факт несовпадения мультипликационных образов с образами традиционной семьи еще ни о чем не говорит. Не стоит забывать, что мультфильм — это культурный артефакт, который не может и, наверное, не должен быть отражением схематического стереотипичного образа. Напротив, в книгах, мультфильмах дети ищут новое и непривычное, но это не значит, что они непременно будут воспроизводить оригинальные схемы в будущем.
Итак, получив данные о гендерных типах, встречающихся в современных мультиках, не обязательно паниковать и готовиться к худшему. Однако кое-что можно принять к сведению.
Прежде всего: согласно результатам исследования, гендерные роли современных мульт-героев достаточно разнообразны. Здесь есть и родители, и компании друзей, и волки-одиночки, и девушки-кокетки, и маменькины сынки. Следовательно, у детей есть все шансы, чтобы усвоить полную, красочную, богатую палитру гендерных отношений. Затем, обратим внимание на то, что в десятке самых популярных произведений есть и зарубежные, и отечественные мультсериалы. Значит, наши соотечественники наряду с гигантами мировой киноиндустрии участвуют в воспитании нового поколения.
Получается, родители могут быть спокойны? Почти. Но давайте все-таки сформулируем некоторые правила отношений между детьми, родителями и мультфильмами.
Три золотых правила
- Ликбез. Старайтесь объяснять ребенку, что такое мультфильм. Это не абсолютная реальность, не идеальная картинка, не руководство к действиям, а всего лишь произведение, с которым можно спорить, не соглашаться, что-то принимать — или не принимать.
- Разнообразие. Лучше всего, если ребенок смотрит разные мультфильмы, с разными образами, нормами и ценностями. «Зацикливание» на одном и том же мультике можно остановить совместным просмотром чего-то нового и увлекательного.
- Контакт. Старайтесь находить время, чтобы смотреть хотя бы некоторые мультфильмы вместе с ребенком. Не упускайте случая спросить ребенка, чем ему так нравится данный герой, какие черты персонажа хотелось бы перенять. Не мультфильмы, а именно родители остаются настоящими воспитателями своих детей.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Дети берут пример распределения ролей в семье из примера собственной семьи. Они не из мультиков учатся, а из жизни.
К тому же, если вспомнить народные сказки, то на ум всегда приходит:»Жили-были дедушка и бабушка, и была у них внучка Машенька». Про мать с отцом нечасто.