Как сыграть свадьбу по-кубански? Сценарии кабанской и казачьей свадьбы

Свадьба в кубанском стиле

«Кубанский свадебный обряд» традиция и современность

Кубанская свадьба – это одна из самых красочных казачьих традиций, известная далеко за пределами Краснодарского края. И мне удалось поработать с фото и видео документами современной свадьбы моего научного руководителя М.Н. Горбачева и сравнить ее с традиционной казачьей.

Прежде всего, следует сказать о том, из каких основных компонентов состоит структура традиционной свадьбы, проведенной в соответствии со старинными обрядами и ритуальными деяниями. Итак, со стародавних времен свадьба представляла собой целую совокупность обрядов, осуществляемых строго по определенному сценарию.

Среди основных моментов, сопровождающихся выполнением обрядовых ритуалов и обычаев следует, в первую очередь, отметить такие, как:

· сватовство или сватание;

· погляды (иначе – смотрины) и сговор;

· девичник и молодечник;

· венчание;

· свадебное пиршество;

· брачная ночь.

Наряду со всеми вышеперечисленными ритуалами, интересным и очень красивым является обряд снятия фаты на свадьбе. К сожалению, это трогательное действо получило широкое распространение только на Кубани, но в России оно является не столь известным и поэтому – не слишком популярным.

Ритуальная процедура снятия фаты с новобрачной своими корнями уходит в стародавние времена, когда с невесты снимали не фату, а нарядный украшенный венок, и одновременно с этим расплетали девичью косу. После произведенных манипуляций голову невесты покрывали платком, как того требовали этика и статус замужней женщины. Этот обряд символизирует переход молодой жены из беззаботного девичества в серьезную семейную жизнь.

Согласно традиционному сценарию фату с невесты должна снимать мама жениха. Она же после произведенного ритуала и повязывает на голову избраннице своего сына женский платок, что с ее стороны олицетворяет принятие новобрачной в свою семью. Однако эту ответственную процедуру может выполнить и мать невесты, и даже непосредственно ее возлюбленный. Любопытно, что после снятия фату допускается надеть на голову незамужней и одинокой подруге, которой невеста хотела бы помочь выйти замуж.

Особенным, неповторимым колоритом обладают региональные свадебные традиции, среди которых отдельного внимания заслуживает древнейший свадебный обряд на Кубани. В этом целостном обряде особое значение придавалось культу предков, которых было принято вспоминать накануне торжественной церемонии.

Так, непосредственно в день проведения свадебного торжества кубанская невеста должна была обойти родительский дом, прощаясь с ним перед тем, как стать полноправным членом семьи своего будущего мужа. После этого она с подругами должна была отправиться на кладбище – к могилам своих предков, чтобы почтить их память и попросить их благословения.

В обязательном порядке свадебный обряд у казаков на Кубани предусматривал такой ритуал, как «обрезание косы», которую, согласно традиции, позже продавали жениху. Такая радикальная смена дамской прически производилась в связи с переменой статуса молодой девушки, и сопутствующим ему требованиям. Во многих регионах эта процедура осуществлялась в более упрощенном виде, когда невесте только лишь расплетали волосы, после чего заплетали их в две косы и надевали женский (не девичий!) головной убор. Как утверждают некоторые источники, две косы и платок, покрывающий голову, исстари являлись непременными атрибутами истинной казачки, состоящей в счастливом замужестве.

Разумеется, в наши дни столь строгое и обязательное проведение обрядов и старинных свадебных ритуалов носит в большей степени формальный характер. И, к счастью, обряд с отрезанием косы и ее последующей продажей жениху сейчас компенсирует не менее старинный ритуал обрядового расчесывания волос невесты с последующим заплетанием кос или созданием современной праздничной прически.

Ответственность за то, чтобы свадьба протекала согласно требованиям традиционного сценария, во все времена возлагалась на «дружку». Дружка (или дружко) фактически являлся тем лицом, которое мы сейчас называем «распорядитель» или «тамада». Участие дружко старинные свадебные обряды и обычаи предусматривали во все времена, и по сегодняшний день эта важная роль продолжает, как и прежде, отводиться наиболее расторопному, остроумному и смекалистому другу или родственнику жениха. Непременным атрибутом дружко являлась разукрашенная палка-посох высотой 1,5-2 метра.

Помимо дружко другим важным участником, несущим ответственность за надлежащее проведение свадебных обрядов, являлась свашка, на роль которой приглашали только замужних женщин, имеющих потомство и обладающих красноречием вкупе с блестящим чувством юмора. Свашку из толпы было легко отличить от остальных людей – благодаря наличию на ее голове огромного цветка из бумаги. Равно как и дружко, туловище свашки перевязывали узкими полотенцами или платками крест-накрест.

Проведение традиционной свадьбы на Кубани в обязательном порядке предусматривало свадебные обряды для родителей, на долю которых выпадало немало ответственности за осуществление важных ритуальных действий.

Так, одним из самых важных обычаев, сохранившихся и по настоящее время, являлся и является обряд родительского благословения. В разных регионах, на севере и на юге, этот обряд нередко разворачивался по различным сценариям. Однако в своей структуре все они обладают объективным сходством – множеством общих черт и аспектов. К примеру, практически неотъемлемыми атрибутами, использовавшимися в данном обряде, являлись домашний каравай, рушник и икона (чаще всего, одна из самых старых, семейных икон, которая передавалась из поколения в поколение).

Ко времени прибытия молодоженов родители молодого супруга уже спешили к порогу: отец – с иконой, мать – с хлебом и солью. Порог же исстари являлся особой чертой, перейдя которую невеста начинала свою новую, уже замужнюю жизнь. В ряде региональных традиций жених должен был перенести свою возлюбленную в дом на руках, чтобы обхитрить домового и не навлечь его гнева на незнакомую доныне девушку. Внося свою возлюбленную в дом на руках, жених, согласно обряду, демонстрировал домовому то, что в доме, таким образом, появляется новый (а точнее — новорожденный) член семьи, которого незримый обитатель жилища также должен был оберегать и защищать.

Как использовать вековые традиции, организуя свадьбу на Кубани в наши дни.

  1. Прежде всего Кубанская свадьба проходит по спланированному сценарию (это не просто дань традициям, но и своеобразный ритуал). Наверняка свадьба, сыгранная в духе старых традиций, останется в вашей памяти навсегда. Чтобы точно соблюсти все элементы кубанских традиций, можно привлечь к организации свадьбы человека, не только умеющего проводить торжество, но и хорошо знакомого с кубанскими свадебными ритуалами.
  2. Наряд современной невесты очень далек от традиционного свадебного облачения казачки. Однако, некоторые элементы можно использовать и сейчас. Например, отличным украшением свадебного платья станет белый цветок (возможно, не бумажный, а выполненный из шелка, бархата или парчи).
  3. Выбирая прическу, не забудьте о традиционных кудрях. Конечно, их не обязательно (да и не стоит!) делать при помощи гвоздя, как делалось это раньше. А вот сама форма прически — кудри вокруг лица и плотно заплетенная коса — будут смотреться и оригинально, и очень изящно.
  4. Еще один традиционный атрибут кубанской невесты – венок – следует использовать с большой осторожностью. Не стоит забывать, что это прежде всего символ чистоты и невинности! Если свадьбу играет пара, прожившая вместе несколько лет или невеста не первый раз выходит замуж, или всем окружающим хорошо известно, что девушка не так уж невинна и чиста, венок будет смотреться довольно нелепо и абсурдно.
  5. Решив сыграть традиционную кубанскую свадьбу, не забудьте выбрать «дружко» и «свашку», а так же продумайте соответствующие наряды для них.
  6. При желании жених может облачиться в казачью форму, тем самым поддержав общий настрой и характер торжества.

Даже, несмотря на то, что большинство из этих древнейших традиций и ритуалов за всю историю своего существования успели утратить первозданные черты и приобрели более формальный характер – они по-прежнему обладают той же эффективностью и действенностью, что и раньше. Более того, привнеся в церемонию своего бракосочетания эти обряды, можно не только оградить себя и свою вторую половину от дурного глаза, но и придать торжеству неповторимую красоту и особый смысл.

Казачьи свадебные традиции. Своды.

Перед главным днем бракосочетания должны состояться своды. Невеста накрывает стол и приглашает в гости жениха, его и своих друзей. В доме под иконами рассаживаются родственники невесты, во главе которых сидят ее крестные родители. Перед приходом жениха все девушки с невестой, прячутся в отдельной комнате. Затем приглашают жениха и просят найти суженную. Когда молодые, взявшись за руки, выходят к родным, им подносят бокалы с вином. Свидетели у казаков называются дружок и дружка. Они во время песнопений угощают гостей водкой и вином. Потом родители спрашивают детей о согласии на брак. Если дети дают положительный ответ, отцы молодоженов бьют по рукам, «принимают брак». С этого дня девушка становится «пропитой невестой».

«Ночевки».

После сводов в доме невесты начинаются «ночевки», на современный манер вечеринки. Все молодые люди собираются для игр. Песен, всевозможных развлечений. Главное условие, спать на вечеринке нельзя. Провинившимся придумывали разные наказания, например, пришивали на спину старую тряпку, а утром человек уходил, ничего не подозревая.

День бракосочетания у казаков.

В день свадьбы невеста утром обходит весь дом и прощается с ним. Затем вместе с подругами отправляется на кладбище, где просит благословение у умерших близких.

Когда жених появляется в доме, начинается застолье для гостей, молодым есть не разрешается. Родители благословляют влюбленных, мать передает икону дочери и молодожены едут в ЗАГС.

По возвращении домой (в ресторан) молодых поздравляют. Теперь их встречают родители жениха с иконой и хлебом-солью. Молодую пару осыпают монетами, орехами, рисом, хмелем и конфетами. По существующей примете, на порог наступать нельзя, дабы не потерять супруга. Для невесты проводят обязательный обычай — «обрезание косы». Сваха вместо одной косы заплетает две. За разрешение на это действие брат невесты требует у жениха откуп. После части дарения, гостям преподносятся «шишки». Они могут быть из хлеба или из сахара. Отец невесты дарит зятю плетку, которую молодые потом вешают над кроватью. Гости могут веселиться до утра, а вот влюбленные к полуночи отправляются на брачное ложе, в сопровождении дружки и свахи.

Как сыграть казачью свадьбу – сценарий

Казачья свадьба – один из интересных зрелищных способов организации праздника, удивительного по красоте и задору. Торжество с громкими песнопениями и залихватскими танцами никого не оставит равнодушными. Чтобы провести казачью свадьбу, необходимо ознакомиться с национальными обычаями, культурой казачьей среды.

Существует много вариантов проведения такого торжества. Предлагаем один из них.

  • Подготовка и сборы жениха в своем доме. На «мальчишнике» жених в стиле казачества распрощался со своими холостяцкими привычками. Мама старославянского новобрачного в последний раз готовит ему своими руками плотный завтрак – ведь теперь эта обязанность перейдет к молодой супруге. Жених в присутствии близких друзей и родственников просит благословения у своих родителей на благочестивый брак. В сборах жениху помогают его близкие друзья. И после них кортеж жениха отправляется к дому невесты.
  • Подготовка и сборы невесты. Подготовка невесты начинается слезами прощания в связи с предстоящей разлукой с уже взрослой дочкой-невестой, которой сегодня предстоит, как птице из древнерусского эпоса, вылететь из своего родового гнезда в большой мир. После завтрака со своими близкими старшие замужние женщины начинают собирать невесту на предстоящую свадьбу. Согласно древней традиции славян, незамужние девушки не должны до венчания или официальной регистрации прикасаться к невесте, дабы не забрать ее удачу. Невесту перед выходом благословляют ее родители. После приезда жениха начинается следующий этап казачьей свадьбы.
  • Выкуп невесты – это настоящий интересный веселый «спектакль по торгу» за право получить невесту.
  • Казачий собор. После обряда выкупа невесты участники свадьбы отправляются на официальную церемонию регистрации брака. Жениха и невесту по казачьему обычаю благословляют родители. На разных автомобилях кортежа жених и невеста направляются к месту официальной росписи. По приезду новобрачных встречают «громкими звуками пушек». Конечно, вместо пушек используют звуки петард, фейерверка или просто хлопушек. Таким «громыханием» участников извещают о начале действия – сборе Казачьего круга. Будущий молодой супруг выходит из автомашины и со следующими словами обращается к участникам свадьбы: «Нашел я невесту-красавицу и собираюсь взять ее в жены. Люди добрые, правильно ли это?». Если гости одобряют выбор жениха, раздается одобрительный крик «Любо!», и после этих слов невеста может выходить из автомашины.
  • Свадебный поезд. После окончания официальной регистрации в ЗАГСе молодые супруги садятся вместе в одну машину, свидетели в другую, и поезд отправляется на прогулку по любимым местам жениха и невесты. Свадебный кортеж обязательно сопровождается веселыми песнопениями.
  • Свадебный пир. После прогулки кортеж прибывает к месту пира. Жениха и невесты при выходе из автомобиля гости по традиции осыпают шишками хмеля и спелым зерном. Родители с церковными иконами в руках благословляют молодых супругов, и после этого начинается свадебный пир с обильным угощением и крепкими напитками. Во время банкета делаются перерывы для проведения веселых и забавных конкурсов для новобрачных, родителей и гостей.

Молодые супруги недолго задерживаются на банкете и через час-два-три покидают застолье, а гости пируют до утра.

Сценарий в стиле казачьей свадьбы

  • Для тематической казачьей свадьбы нужно следовать народным традициям и обязателен соответствующий дресс-код. Также уместны на свадьбе фольклорные музыкальные и танцевальные коллективы.

    Узнаваемые элементы одежды казаков:

    У мужчин: широкие шаровары, бешмет до колен или короче с закрытой грудью, рукава широкие схваченные манжетами, часто откидные с задним локтевым прорезом; цилиндрические меховые шапки различной высоты.

    У женщин: оригинальная кофточка с длинным рукавом, юбка с вышитым орнаментом. В костюме преобладает контрастный цветовой подбор, в котором участвует белый, чёрный, красный и золотой. На голове шапка или венок.
    Подготовка в доме жениха

    Особая роль в подобной свадьбе отводиться подготовительному этапу, только по завершении которого будущие супруги могут вместе подняться по ступенькам ЗАГСа.

    Этот этап проводиться одновременно в доме жениха и невесты.

    Жениха рано утром, вне зависимости от того, когда назначена свадьба, будят его друзья. Все отговорки от этого сомнительного с их точки зрения действия уже были произнесены на мальчишнике. А, значит, «казак сказал, казак сделал» — и жениху следует особо тщательно подготовиться к сегодняшнему мероприятию.

    Для этого нужна хорошая… зарядка.

    Раньше это был «последний хлопецкий бой», когда отважные воины «разминались» на тупом оружии (а иногда и на боевом). Сейчас же можно устроить жениху хорошую утреннюю пробежку, разминку на спортивных снарядах или какую-либо подвижную игру, например, футбол. Цель этого «оздоровительного мероприятия» заключалась не только в приведении жениха в тонус, но и последние игрища неженатой мужской компании.

    После этого следовал плотный завтрак — последний раз мама готовит сыну своими руками.

    Теперь начинаются сборы. По традиции, процессом одевания руководят родители жениха, а вот друзья начинают «безобразничать»: стараются спрятать носки или галстук, а родственники должны пресекать все эти попытки.

    Когда жених готов, он подходит к родителям и просит их благословления, встав на колени. Родители благословляют его, желают счастья и при свидетелях объявляют о том, что согласны с его выбором. Это важный момент — ведь в будущем в любой семейной ссоре с участием свекрови жена сможет припомнить эти слова и призвать в поддержку присутствовавших при благословлении людей. Но без этого обряда, совершенного обоими родителями, свадьба не может состояться.

    После этого жених с гостями отравляются за невестой.
    Подготовка в доме невесты

    В это время в доме невесты — слезы. Сама невеста и ее подруги уже выплакались на девичнике, и только теперь, в день свадьбы, мама и все родственницы начинают горевать по предстоящей разлуке.

    Разумеется, это не обязательный обряд. Просто считается, что дать волю слезам стоит именно сейчас, а не на самой свадьбе. Поэтому, если у мамы или сестры защипало в глазах от того, что их «голубка» вот-вот выпорхнет из родового гнезда, сейчас самое время. А на самой свадьбе нужно только радоваться.

    Невеста в этот день спит «до упора». Только когда все приготовления в доме, не требующие ее участия, завершены, ей «разрешается» встать.

    «Мамин завтрак» проходит в полном сборе родственников и прибывших заранее гостей. Причем все участники завтрака стараются обслужить и как-либо угодить девушке, ведь больше так «баловаться» она не будет. Иногда, если гости и родственники не подошли еще к завтраку, еду приносят в постель к невесте.

    Во время сборов подруги и родственницы наряжают невесту, но только замужние. Все девушки теперь до момента ее выхода из ЗАГСа (или церкви) не должны к ней прикасаться, чтобы не забрать удачу.

    Перед выходом невесту благословляют родители. Но, в отличие от благословления жениха, делают это наедине. К слову, кроме слов напутствия, мама с папой рассказывают невесте о брачной ночи и, скажем так, способах сделать мужа счастливым (причем делают это оба родителя).

    К этому времени подъезжает жених и начинается выкуп невесты.
    «Казачий собор»

    Когда выкуп невесты завершен, гости направляются к месту свадьбы. А молодых еще раз, уже обоих, благословляют родители. К слову, они должны будут это сделать еще раз, уже после бракосочетания.

    Когда жених и невеста (на разных машинах, это важно), подъезжают к ЗАГСу или другому месту росписи, их встречают «выстрелами пушек». Это могут быть петарды, или просто хлопушки. Это сигнал гостям о начале самого действия.

    Жених выходит из машины и обращается к гостям: «Нашел я красавицу, хочу на ней жениться. Скажите мне, люди добрые, правильно ли это?».

    Гости начинают наперебой спорить о достоинствах невесты. Причем, разрешается и критика девушки (в меру, разумеется). На каждое возражение сторона невесты просто обязана найти контр-аргумент, однако «на личности» переходить не стоит. То есть фразы «У нее ноги кривые» не должны произноситься, как и ответное «А у вашей Зины нос как коромысло!». Если родственникам есть что сказать, они должны заявить об этом до свадьбы, а родственницы невесты — возразить.

    Если возражений больше нет, все гости кричат «Любо!», и невеста выходит из машины.
    Свадебный поезд

    После регистрации отношений супруги садятся в одну машину (кроме них там никто не должен ехать, даже свидетели), а гости — во все остальные.

    Начинаются катания свадебного поезда. Поездка на полчаса-час заключалась в посещении всех памятных для молодоженов мест. Это не столько памятники и «исторические места», на которые часто заезжают современные молодожены, сколько родные и любимые для жениха или невесты. Иногда, если кто-то из родителей супругов к этому моменту уже умер, заезжали и на кладбище. И молодожены, и только они одни, ходили к могиле. В этом не было ничего страшного, странного и «несвоевременного» — напротив, кому, как не родителям, стоит первым узнать об этом светлом дне?

    А сам свадебный поезд был шумным и веселым. Пение песен, а так же начало свадебного пира было обязательным фактом. Поэтому к официальному началу застолья все гости были уже веселы, во всех смыслах этой фразы.
    Свадебный пир

    При выходе из автомобиля молодоженов осыпали хмелем и зерном. Родители в последний раз по очереди благословляли молодоженов. Проводились освятительные обряды над новой семьей: это могло быть благословление семейной иконой, и тут же вполне языческое зажжение семейного огня и обязательное «преступление за порог» — жених переносил невесты от порога дома до комнаты.

    Свадебный пир — обильное застолье с массой еды и крепких горячительных напитков. Примерно каждые четверть часа проводились конкурсы: сначала для молодоженов, потом — для родителей, потом разыгрывали свидетелей. А последними в конкурсах участвовали сами гости. Проводился обязательный свадебный аукцион по сбору средств для молодоженов. Также продавался танец с невестой и с женихом — еще один красивый способ расщедрись гостей.

    Молодожены покидали гостей довольно рано — примерно через 2-3 часа после начала застолья. А вот гости могли праздновать и до утра.

Сценарий казачьей свадьбы

«ТУМАН ЯРОМ ПРИ ДОЛИНЕ»

1.Туман яром при долине,

Да широкий лист на калине

2. Еще шире на дубочку,

да понял голубь голубочку.

3.Да свою, голубь, не чужую,

Да, паняночку молодую.

4.Да паняночка, муку сея,

Да внапылочку набиваить,

5.Да калачики натираить,

Да за реченьку отсылаить,

6.Как за реченькой, за рекою

Там живеть Ванька — ковалёчек

7.Да ты сделай мне топорочек,

Да сходи, Ваня, во лесочек,

8.Да сруби ты мне тополечек,

Да ты сделай мне холодочек.

9. Чтобы Настя не болела,

Животом сердцем не горела,

10.Туман яром при долине,

Да широкий лист на калине,

11.Да еще шире на дубочку,

Да понял голубь голубочку.

Дев. выкрикивают: «Невеста-то у нас красавица!»

Ателье Стрекоза- индивидуальный пошив одежды, компьютерный раскрой, пошив платья, пошив свадебных платьев.

Мужчины выходят со страданиями:

«Ой, зазвенели колокольчики»

1.Ой зазвенели колокольчики, затопал вороной

Ты готова ли, сударушка, приехал за тобой.

2.Ой, ты готова ли, сударушка, приехал за тобой

Уточки, гагарочки, да все плывуть по парочке.

3.Уточки, гагарочки,да все плывуть по парочке

Ох, а я белый лебядин, до сядых волос один.

Все играют «Не знали, не ведали»

Женщины запевают:

  1. Не знали, не ведали,

как сваты приехали.

Мужчины отвечают:

  1. Младые спясивые,

городские, богатые

Женщины запевают:

  1. Бояре, бояре,

отчего опоздали?

Мужчины отвечают:

  1. А мы потому опоздали,

мы бояр собирали, жениха наряжали!

Сваха: Встречай гостей, со всех волостей!

Сват: Ох, кумушки, ваш товар, а наш купец!

У нас тут ярка пропала, к вам случайно не приблудилася?

Сваха: Опомнись, какая ярка?

Сват: Как это какая? Наша. У нас баран стосковалси, все ворота переломал.

Сваха: Ух ты! Да мы вашего барана знать не знаем, ведать не ведаем,бояре!

Наша ярка давно в загоне.

Сват: А ну, вот, нябось наша и есть? Дай трохе глянуть, каво вы нам хотитя подсунуть?

Казак: А ну бяри её, да уходим!

Казачка: (отталкивая казака) Куды лезишь-то без денег?

Сват: Вот так бы сразу и сказали, а то растолкалися тут!

А как отдадитя? За так, али за пятак?

Казаки все: Да за так!

Казачка: Ох, и ушлые какие, мы поболе попросили!

Сваха: Каждой казачке пятачок, ну, а мне сват, четвертачок!

Сват: А пошли на другую свадьбу! Там подешевле найдём!

Казачка: Ух ты! Вот-эт так, да! Да мы нашей __________________

Получше, да побогаче найдём!

Сват: Чаво ишо?

Казачка: Иди сват, не ершись! А чаво буду сказывать, подивись!

Сват: Смотря чаво!

Казачка: Да ведь наша невеста , она же не простая.

Знамо дело из белого теста и румяна и бела, ох, и красива и стройна!

Сват: Во, заливает!

Казачка: Ручки-то, у нашей невесты, словно пирожные, а плечики, сват, творожные! Сама-то величава, выступает, словно пава! Походка-то у нашей невесты павлиная, а стать лебединая! Вот такая наша невеста.

Казак: Слухай сват!

Казак: Во, видал, сват?

Казак: Какая невеста, за такую невесту и поторговаться не жалко!

Сват: Да, чавой — то я погорячился!

Казак: Давай запевай!

Сват: Ой, подай сваха, пива! А то пройдём мимо. Подай сваха водки, (поперхнулся, кашляет)

Сваха: Чё такое сват?

Сват: Сватья, чёй-то запяршило в глотке!

Сваха: А мы-то думали,сваты ехали, а они пяшком шли!

Старшого свата нясли в корзине, чтоб не съели свиньи!

А старший дружко горбатый в сенях примятый,

Гвоздями прибитый, что ж мне не быть сердитой!

Сват: А стршая — то дружка коса, другая совсем

начисто без носа, третья без уха…

Сваха: Ох, ты сватушка и разошёлся! А товар-то у нас красный!

Сват: Да ты Чё!

А купец пришёл богатый, погоди, сейчас спрошу (обращается к жениху) Богатый? Богатый! Не ел, не пил, вот видал, какую свадьбу закатил!

1.КАЗАЧКА: Коли будет ваша честь положите рублей шесть.

2.КАЗАЧКА: Девка ваша, коса наша положите за косоньку рублей восемь.

3. КАЗАЧКА: Когда будет ваша воля- положите рублей боля

СВАХА: Ох и богатый, щедрый жених!

Казаки поют:

«Как во нашем во садику»

1.Как во нашем, во садику, спородилися два яблочка,

ой-ли, ой ля-ли, спородилися два яблочка

2. Они по блюдцу катаются, словно сахар рассыпаются

о-ли, ой-ли, ой ля-ли, словно сахар рассыпаются

3. Ой первый-то яблочек, Александр наш молодец,

ой-ли, ой-ли, ой ля-ли, Александр наш молодец

4. А вторая — наливычитыя, да Еленушка -девица

ой-ли, ой-ли, ой ля-ли, да Еленушка –девица.

5.Все им люди дивовалися, что хороши пожанилися,

ой-ли, ой-ли, ой ля-ли, что хороши пожанилися,

Сват: Ну раз такое дело, ударим сватушки по рукам!

Жаниться, как говорится оно ить не воды напиться!

Жана-то она не руковица, эка красная девица!

Наш-то новобрачный князь, не ударит лицом в грязь!

(обращается к казакам)

Сват: -Дородный?

Казаки: А то как же!

Сват: -Благородный?

Казаки: Верно дело!

Сват: -Добре! Ну сваха, не зевай!, Где ты есть?

Сваха: Тута я, тута!

Сват: Молодым чары золоты, серебряны подавай!

«ЧАРОЧКА»

КОМУ ЧАРУ ПИТЬ ,

ТОМУ ЗДРАВУ БЫТЬ!

ПИТЬ ЧАРУ, МОЛОДЫМ!

НА ЗДОРОВЬЕ, НА ЗДОРОВЬЕ, МОЛОДЫМ!!!

УРА! УРА! УРА!

«СТОИТЬ РЮМКА НА СТОЛЕ»

1.Стоить рюмка на столе -2 раза

на столе на стол- 2 -раза

2.На шелковом на ковре — 2 раза

на ковре, на ковре -2 раза

3. Никто рюмку не берёть-2 раза

Не берёть, не берёть-2 раза

4.Александр рюмку взял -2 раза

Рюмку взял, рюмку взял-2 раза

5.Он Елене подавал,-2 раза

Подавал, подавал-2 раза

6.Выпей рюмку от мяне -2 раза

От мяне, от мяне-2 раза

7.Роди сына во мяне -2 раза

Во мяне ,во мяне – 2

8.А дочерю во сябе- 2 раза

Во сябе, во сябе-2 раза

9.Учи сына грамоте- 2 раза

грамоте, грамоте 2-раза

10.А дочерю шёлком щить 2-раза

шёлком шить , шёлком шить-2 раза

Сценарий » Казачьей Свадьбы «

Ведущая: Здравствуйте, Уважаемые гости ! Мы предлагаем вашему вниманию некоторые традиции кубанской свадьбы в исполнении нашего класса.

Большая часть свадеб на Кубани игралась в осенние месяцы или зимою после святок. Невесту присматривали родственники чуть ли не с самого рождения, наводили о ней справки: проворна ли в работе, аккуратна, не груба ли, не грешит ли дурными поступками. Девушку испытывали на разумение, сообразительность, на «чистоту», например, улучив момент, незаметно подбрасывали ей денежку или серьгу (возьмет ли, если не жадная — отдаст). Родители заставляли дочь почаще управляться во дворе, вывешивать — проветривать рукодельные вещицы, требовали держать в порядке все хозяйство на подворье, в идеальной чистоте горницу — светлицу, куда могла наведаться будущая свекровь или сваха и «обозрить» все. Заручившись согласием девушки на брак парень объявлял своим родителям о намерении засылать сватов. Сватать невесту ходили в субботу или в воскресенье за неделю — две до свадьбы. Церемония сватовства это игра — диалог торгующихся сторон. А мы дети очень любим играть в игры и сейчас в игровой форме покажем вам эту церемонию. Мать жениха обращается к его друзьям.

Мать жениха: Пидить, хлопци, похлопочить за нашего сына.

(Звучит музыка «Ой при лужку при лужке», жених со свитой, перевязанные рушниками через правое плечо) едут к дому невесты на лошадях).

Ведущая: Прибыв к дому невесты, жених (кланяется) и его родственники (кланяется), стучатся в ворота под видом странников, охотников или купцов, прослышавших о красном товаре. (Стучат в ворота дома невесты, слышен лай собак, свист).

Отец невесты : Кто там?

Отец жениха :Здорово днивалы, братья казакы!

Люди со стороны невесты :Слава богу!

Дружко (сват): Прыймыть, добри люды, дальних купцив у дом. Долго идэм, уморылысь, прыморозылысь, дозвольтэ погриться, та отдыхнуть.

Отец невесты: Мылости просым!

Ведущая: Гостей встречает родня со стороны невесты: ее мать, отец, дед, бабушка, дед, сваха, подружки невесты.

Мать невесты говорит : Хорошим людям завсигда ради, прохотьтэ. (Жених остается в стороне, не входит).

Подружки невесты поют : Давно мы вас ждалы, давно мы вас ждалы.

Сваха со стороны невесты, (старшая дружка) : А шо вы за люды будытэ и чим вы торгуетэ?

(Дружко)Сват: Мы ны торгуем, а товар шукаем. Чулы мы, шо у вас есть красный товар, а у нас купэц; у вас дивчина, а у нас парубок.

Бабушка невесты спросонья : Сынок Хто там?

Мать невесты : Та цэ купци , мамо, красный товар шукають, дивчину.

Бабушка невесты: А чим я ны дивчина? У мэнэ ище тры зуба осталось. Правда трошкы шатаются. А так я ищэ нычого, и сплясать сможу (пытается плясать, хватается за спину подмузыку «Ты ж мэнэ пидманула»).

Дед невесты в ужасе : сдурила моя баба!

Сваха со стороны жениха:

Не! Вона в нас нэ така.

У нашей пирья золоти, головка курчава.

Да румянэць усим на дыво.

Есь у вас така?

Старшая дружка со стороны невесты :

Есть. Тико спэрва трэба подывыться на вашого парубка. Чи вин у вас ны хворый, ны косый?

Старший дружко (сват): За цим дило нэ станэ. (Сват вводит жениха, тот под музыку «Ой ся ты ой ся «себя показывает).

Жених: Здорово дневалы. (Кланяется родителям на три стороны)

Люди со стороны невесты :Слава богу!

Дружко (Сват): Наш жыных гарный, трубку нэ курэ, водку нэ пье, на улыцю мало ходэ, викна нэ бье, ни дэрэться, ну и кулакив нэ боиться. На то вин и казак. Ну так шо, може будым з вамы сватамы?

Мать невесты : Може и будэмо, щас дочку спросым. Доця а ну выхоть.

Под музыку «Полюбыла Пэтруся» выходит невеста, кланяется на три стороны.

Отец невесты:

Ну шо, Пытрусь, люба тоби наша Варьюшка?

Жених:

Люба!

Отец невесты:

А дэ жить собыраишься?

Жених:

У нас, батя каже, миста усим хватэ.

Отец невесты:

А может, до нас пэрэйдэшь? Варька в нас послидня, сынов нэма.

Жених:

Я в прымаки нэ пиду, чего людэй смишить. В одном кутки жывэм. Будым и за вамы прыглядать.

Отец невесты:

Ну шо ж, вольному – воля.

Помощник старшего Дружко: Кажы тэпэр ты, Варьюшка, глянувся тоби наш парубок, пидыш за его замиж?

Невеста: Вин мини по нраву, ну биз воли батька и матэри не пиду.

Помощник старшего Дружко : Ну як, дороги, батько и маты, глянувся вам наш хлопыць.

Отец невесты : Нам то глянувся, но послидне слово за дочкой, йий жить.

Дед невесты : Куды там? А мэнэ спросылы? Ны отдам унучку, у бабы зубив нэма, хто будэ мини орихы грызты? А ну ,баба покажи , одын зуп.

Баба: не, тры.(показывает).

Невеста: Дидо, хочу замиж!

Дед, махая рукой, говорит : шо тут зробыш?

Мать невесты: Бэры, доця хлиб, хочишь свий отдавай, хочишь ихний выртай.

Ведущая: Раньше в случае отказа невеста вместо хлеба выносила сватам «кабак» (тыкву). А в народе говорили: «Пошел бы ее сватать, так кабаком пахнет». В знак согласия невеста брала принесенный хлеб и ставила его на почетное место, а взамен вручала свой, испеченный для этого случая каравай. Как вы видите наша невеста согласна пойти замуж за жениха.

Сваха со стороны жениха: Да вы ж мои голубочкы. Пидийдить поблыще друг до дружкы.Тэпэр вы жыных и нэвиста.

Отец невесты : По рукам! Дочка ось тоби жыных, а тоби сынок нэвиста.

Ведущая: Мать невесты выносила поднос, со сложенными на нем рушниками, собственноручно приготовленными невестой, маленькими подарками, которые невеста преподносила будущему свекру и свекрови, а также другим родственникам со стороны жениха.(Невеста вручает подарки). Невеста перевязывала шарфом жениха, а также рушниками и платками через правое плечо перевязывались все гости.

Отец жениха: Спасибо батькови и матэри, шо дочку рано будылы, всякому добру училы, спасибо и тоби доця, шо рано вставала, шыла, вязала, рушнычкы вышывала и нам давала.

Ведущая: Со своей стороны жених вручает подарки родителям родственникам невесты. Мать жениха покрывает невесту. Проводится рукобитие: первой на стол кладёт руку мать невесты, на её руку отец невесты, потом мать жениха, последний отец жениха. И все вместе они говорят.

Все четверо:

Буть дивки за парубком!

Ведущая: Мать жениха связывает молодым руки платком (невесте — левую, жениху правую) и ведет их к выходу.

Свободная пляска.

Танец под музыку «Казачья плясовая»

Ведущая: После сватовства наступал вечер первый , который еще называют вечером шуток и розыгрышей. Накануне приглашения гостей на свадьбу в доме жениха и невесты собираются девчата лепить и печь шишки(своеобразные пригласительные билеты на свадьбу). Гостей приглашали молодые каждый со своей компанией, вручая старшему в доме шишку.

Вечер второй проводится в доме невесты для того, чтобы помочь ей в подготовке нарядов, приданого. Несколько часов подряд идет дружная и бойкая работа, зачастую сопровождаемая песнями.

1-я подружка:

Дивчата, чого мовчитэ? Давайтэ заспиваемо

(Девочки поют):

А нам маты нэ давала спаты,

Заставляла пирьячко дрыты.

А мы ниченьку нэ спалы,

Вси пирьячкы пэрэбралы,

Вси пирьячкы пэрэбралы,

Тай Вариньки подушечки дбалы.

2 – подружка: Ось тоби Варенька, рушныкы вышыти.

3 – подружка:

Та ленточкы узорчати в приданэ.

Варя:

Ну, ось и рубашка готова.

(Все любуются работой).

1 – подружка:

Ой, Варюшка, наша умилыця,

Рукодильныця, наша подружынька.

Яка гарна рубашка получилась.

2 – подружка:

Богато хлиба напэклы, каравай здоровый!

Девять пачок пырогив, а десята с караваями!

3 – подружка:

Усэ для твоих гостечкив!

Ведущая : А к десяти часам вечера прибывает жених с приятелями, прихватив с собой музыканта (гармонь), а главное побольше гостинцев — конфет, орехов, пряников, калачей (испеченных специально бабушкиной рукой, ребята передают девчатам подарки) . В этот вечер друзья жениха должны выкупить у девушек свадебную рубаху, сшитую невестой в качестве свадебного подарка. Эту рубаху жених должен обязательно надеть в день свадьбы, если выкуп покажется слишком мал, девушки используют дразнилки.

подружка :

Говорылы сваты богаты,

А оны пишком ишлы,

Женыха в мешку нэслы,

А свашку в корзыни,

Шоб нэ зйылы свыни

подружка:

Тоби, дружко, нэ дружковаты,

Тоби, дружко, свынэй пасты

С доброю лошадкою,

С черною собакою.

подружка

А в нашего свата

Соломенна хата

Боится пустыты,

Шоб нэ розвалыты

Ведущая: Во время вечеринки происходит своеобразная репетиция предстоящей свадьбы: проигрываются песни, роли свадебных персонажей, устраиваются молодежные игры. Давайте посмотрим игру «Подушечка» .

(Парень или девушка с подушечкой в руках ходит по кругу и при последних словах песни выбирает себе пару, они становятся на подушечку на колени и бьют в ладоши , затем парень встает на место, а девушка выбирает другого партнера. )

Игра сопровождается словами:

Стэлю, стэлю подушечку

Стэлю пуховую,

Кого люблю выбыраю,

С тим и поиграю,

На колиночкы поставлю,

И в ладоши быть заставлю,

Раз, два, раз, два

Закружилась голова ..

Ведущая: Вечер третий проводился в доме жениха и невесты за день — два до свадьбы и посвящался полностью выпечке каравая, свадебного деревца и разного другого обрядового печенья. Как вы видите наши родители тоже приняли активное участие в выпечке.

К вечеру невеста, собрав в узелок шишки, маленькие пирожки отправлялась с несколькими подружками, испросить благословения от близких ушедших родственников, по возвращении невесту готовили ко дню свадьбы, которая длилась в течении 3-х дней.

Одним словом можно сказать, что свадьбы на Кубани проводились громко, звонко, весело, задорно. Это было очень важное событие для всей станицы.

Звучит музыка «Белый лебедь летал», под нее идут дети по кругу, пританцовывая, машут и уходят.

Внеклассное мероприятие Кубанская свадьба

Учитель : (слайд1) Тот, кто не уважает обычаи своего народа,

не хранит их в своём сердце, тот позорит

не только свой народ, но прежде всего

не уважает самого себя, свой род,

своих древних предков.

На Кубани по сегодняшний день принято считать, что старинные свадебные обряды позволяют защитить молодую семью, обеспечить паре защиту от недоброжелателей и привлечь к ней безбедную жизнь в процветании и благополучии. Даже, несмотря на то, что большинство из этих древнейших традиций и ритуалов за всю историю своего существования успели утратить первозданные черты и приобрели более формальный характер – они по-прежнему обладают той же эффективностью и действенностью, что и раньше. Более того, привнеся в церемонию своего бракосочетания эти обряды, можно не только оградить себя и свою вторую половину от дурного глаза, но и придать торжеству неповторимую красоту и особый смысл. Какие же древние свадебные обряды остаются актуальными в наши дни? А какие уже забыты? И что нужно сделать чтобы возобновить традиции. Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы.

Учитель:(слайд 2) Привыкшие к современным обычаям, мы не всегда понимаем, почему наши предки, так тщательно соблюдали последовательность свадебного обряда. Тем более что и сам он менялся с течение времени. Какими были свадьбы и как они трансформировались до сегодняшнего времени?

Ученик: Мы – наследники этой яркой самобытной культуры.

Чтобы не потерять свою духовную основу, чтобы сохранить народную мудрость мы должны знать и любить обряды, традиции и историю родного края. Ведь недаром говорят, что народ, непомнящий своего прошлого, не имеет своего будущего.

С давних времен считалось, что «Семья – святыня брака. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без её просьбы. Семья – основа казачьего общества».

Учитель : Готовясь к сегодняшнему классному часы вы искали ответы на эти вопросы. Что же вы у знали о свадебных традициях наших прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек?

Ученик: (слайд 3) Обычно в году выделялось три свадебных периода:

Осенний (от Успения до Филипповки)

Зимний (от Крещения до Масленицы)

Весенний (от Красной горки до Троицы)

Празднование свадеб на Кубани было связано с земледельческим календарём, обычно свадьбы гуляли осенью после сбора урожая. Выражение гуля’ть (отбува’ть) сва’йбу означало не только празднование по поводу заключения брака молодой парой, но также строгое следование устоявшемуся обрядовому сценарию, что, по народному поверью, способствовало благополучию новой семьи, плодовитости молодых, плодородию земли. Запрещалось проводить свадебные мероприятия во время постов и в канун больших религиозных праздников. В народе говорили: «Прыйшла Покрова, зарэвла дивка як корова. Ужэ сватать нэ будуть, ужэ аж до Рожэства. На Рожэства тожэ нэ гуляиця свайба, аж послэ Крэщения.Вода освятылася, туди вжэ свайбы гуляйтэ»

Учитель : А сейчас придерживаются этой традиции?

Что еще интересного вы узнали ?

Ученик: (слайд 4) Мне рассказала бабушка , что брачный возраст у невесты колебался от 16 до 21 года, у жениха с 18 до 22 лет.

Казаки редко роднились с другими группами населения. Если казак женился на иногородней, то после свадьбы его жена юридически становилась казачкой. Девушки – казачки гораздо реже выходили замуж за иногородних, так как казаки старались не допустить, чтобы кто – либо из их семьи терял привилегированное положение.

Младшая сестра не могла выйти замуж раньше старшей. Родители боялись, что старшая дочь «засидится в девках». Известны случаи, когда казак , пришедший сватать младшую дочь, женился в итоге на старшей.

Ученик: Главной заботой не только родителей, но и всей казачьей общины было хозяйственное благополучие молодых. Поэтому родня жениха и невесты, собираясь на «договор», обсуждала не только свадьбу, приданное невесты, но и как будет выглядеть хозяйство молодых.

Родители также договаривались, какую неустойку должна будет заплатить виновная сторона в случае расстройства свадьбы.

Учитель: Свадебный обряд на Кубани имеет традиционную трёхчастную структуру. Каждый фрагмент обряда отличается функциональным значением и временем прохождения. Из каких элементов состоит свадебный обряд?

Ученик: (слайд5)

Предсвадебные действия (сватовство, договор, девичник и т.д.).

День свадьбы (одевание невесты, выкуп, венчание и т.д.).

Послесвадебные действия (завтрак молодых, повивание невесты и т.д.).

Ученик :

Предсвадебные обряды.

Предсвадебье проходило в основном четырьмя этапами: сватовство, договор, приглашение гостей и вечер накануне свадьбы. Зачином свадебного обряда на Кубани традиционно считалось сватовство, целью которого было получение согласия девушки и её родителей на брак. Как правило, сватать ходили в субботу. Ограничения касались также временных отрезков суток. Сватовство совершалось после захода солнца, с целью скрыть события от чужих глаз,.

Намериваясь засватать девушку, родители жениха отправляли в дом потенциальной невесты старост с завёрнутым в рушник круглым хлебом.Сватать ходили в основном мужчины. Для исхода сватовства большую роль играло мнение самой невесты. У неё спрашивали согласия: «Согласна ты йты за его или ны согласна?» В момент раздумья девушка по традиции должна была ковырять пальцем печь. Надо полагать, таким образом, девушки надеялись получить поддержку от домашних духов, ведь в народном представлении славян очаг – это сакральный центр дома, в нём обитали духи и предки, а место под каменной плитой, где горел огонь, было убежищем домового .

Кульминационным действием на сватовстве было разрезание хлеба невестой в знак согласия на брак. Разрезав хлеб, девушка не могла уже отказаться от бракосочетания. Считалось, что этим жестом она отделила себя от родителей . Говорили отрезанный ломоть хлеба. Существовала примета, что хлеб нужно разрезать одним движением, не вынимая ножа. Это предвещало счастливую супружескую жизнь .

После ритуального разрезания хлеба следовало перевязывание сватов рушниками, это обрядовое действие входило в обязанности матери невесты. Обязательным условием было использование одинаковых рушников, «шоб одинакова жизня булла у диток» .

Давайте перенесёмся в прошлое и посмотрим как проходило сватовство(инсценировка ребят в костюмах со всеми атрибутами)

Учитель : А могла невеста отказаться? Ответы учащихся.

Ученик :В знак отказа девушка возвращала хлеб со словами: «Берить свий хлип и со своим хлибом идить!»

Молодой казак дивчину
Замуж звал, дарил цветы,
А дивчина та, на диво,
Была яркой красоты.
-Мне колечко, да с брильянтом,
Гордо молвила она.
-Алу ленту с красным бантом,
А, иначе, не твоя.
И смеется, и лукавит,
И глядит ему в глаза.
Эка, стерва, ведь обманет!
Ей бы только жемчуга.
А казак стегает круто

Белогривого коня.
И красавице наутро
Дарит кольца и шелка.

На подарки не взглянула,
Их она не приняла.
И лица не повернула,
Гордо в горницу ушла.
Не подумав, погубила
Молодого казака,
А вот если б полюбила

Может, счастлива была.

После сватовства в кубанских обрядах следовал договор, этап предсвадебья, на котором родители жениха и невесты решали организации свадьбы. На договоре решали, когда будут гулять свадьбу, сколько будет приглашенных. Если у одного из родителей не хватало средств, то другой обязался помочь. Весь этот процесс назывался сочиня’ть сва’дьбу.

Завершающими этапами предсвадебного цикла на Кубани было зазывание гостей и вечер в доме невесты. Первый раз гостей приглашали в среду перед свадьбой. Обязательным атрибутом, выполняющим функцию пригласительной открытки, была шишка, изделие из теста. Гостей приглашали обычно родители молодых.

Повторно гостей приглашала невеста с подружками накануне свадьбы.

Такой чести удостаивались лишь близкие родственники, крёстный отец и крёстная мать невесты. Утром подружки убирали невесту в тот же наряд, что был предназначен для дня свадьбы, и они ходили по станице приглашать родственников. Невеста шла впереди всех и низко кланялась каждому встречному. В доме родственников девушка также каждому кланялась, целовала, отдавала шишку и говорила: «Просым на хлиб, на силь, на свайбу» Вечером этого же дня в доме невесты устраивали девичник.

Учитель: Итак свадьба. Сколько дней ее праздновали на Кубани? И какие обряды были в день свадьбы?

Ученик : (слайд6) Обычно свадьбу праздновали три дня.

Обряды первого свадебного дня

Основными моментами свадьбы были одевание невесты, венчание, выкуп невесты, пришивание цветка на шапку жениха, прощание невесты с подругами, дары, прощание невесты с родными, встреча молодых в доме жениха, брачная ночь. Каждый элемент представлял собой единство игровых сцен, диалогов и обрядовых песен и обладал определённой смысловой нагрузкой. Именно в действиях первого свадебного дня наиболее ярко выражены основные мотивы общеславянской свадьбы, такие, как переход из одного социального статуса в другой, плодородие, разделение и соединение.

Первый свадебный день на Кубани начинался с того, что рано утром к невесте приходили подруги и одевали её. Ритуал убирания невесты к венцу сопровождался грустными обрядовыми песнями. На данном этапе прослеживается связь с идеей смерти невесты в прежнем статусе, которая проявляется в пассивности новобрачной. Пели плачевные песни. В то время, когда невесту одевали к венцу, в доме жениха обычно готовили свадебный поезд: украшали подводы и лошадей лентами и бумажными цветами.

Жених с поездом отправлялся к невесте и забирал её, после чего они ехали в церковь венчаться. Обрядовые песни в этот момент не исполнялись, ехали молча. Скорее всего, это связано с защитой от порч и колдовства.

После венчания свадебная процессия направлялась в дом жениха. Родители угощали участников поезда. После обеда поезд отправлялся выкупать невесту. По прибытию процессия жениха к дому молодой начиналась целая серия выкупов: выкупали ворота, вход в дом, место около невесты , приданное и т.д.

Учитель: Ребята , а вы знаете что такое выкуп? Я вам расскажу.

Первым препятствием были ворота. По прибытию свадебного поезда к дому молодой у этой преграды инсценировалось сражение между родом жениха и родом невесты. Родственники девушки вешали на ворота колесо. В отверстие, где проходила ось, вставляли короткие палочки. Ударяя бревном по отверстию, «обстреливали» поезд жениха. Бояре, сопровождавшие жениха, платили за вход выкуп деньгами или водкой.

Как только ворота открывались, сваты со стороны жениха и со стороны невесты обменивались хлебом, что символизировало соединение двух родов.

Следующий выкуп жених платил матери наречённой.

У порога дома выкуп требовал брат невесты. Последний выкуп жених платил сидящему рядом с невестой ребёнку, чтобы получить место рядом с женой. Откупившегося жениха староста трижды обводил вокруг стола и усаживал рядом с невестой. Традиционно в этот период начиналось свадебное застолье. Молодые сидели на почётном месте в святом углу.

Ученик: В доме невесты мать осыпала молодых зерном, хмелем, орехами, конфетами и деньгами. Немаловажным значением при обсыпании обладало использование такого атрибута, как сито, поскольку через него просеивают муку, также отражающую мотив плодородия.

Свадьба сопровождалась (всё ещё в доме молодой) дарами. Церемония одаривания проходила и в доме невесты, и в доме жениха. Новобрачных старались обеспечивать всем необходимым. Обычно подарки состояли из сельскохозяйственных продуктов, скота, птицы, посуды, тканей. Однако в этом свадебном эпизоде чествовались не только новобрачные, но также их родители и гости.

Первыми молодых одаривали отец и мать, дедушки и бабушки, крестный и крестная, затем остальные приглашенные. Ведущими этой церемонии были старший сват (староста) и старшая свашка. Сват выкрикивал имена дарящих и обращался с фразой: «Кланяюця молодый и молода хлебом-солью и подарком». Тестю обычно дарили рубаху и хлебное изделие в форме бочонка, теще – отрез ткани и гребень из теста. Гостей потчевали шишкой и рюмкой водки.

Дарение обычно сопровождалось шуточными присказками: «Дарую сэрэбро, шоб було добро; дарую вам мидни, шоб нэ булы вы бидни», «Дарую мешок голубцив, шоб ты нэ любыла чужих молодцив, а тоби дарую мешок пэрэпэлыц, шоб ты нэ любыв чужих молодыць», «Дарую вам сыто блох, спалы шоб тико вдвох» и др.

Давайте перенесёмся опять в прошлое и посмотрим как проходил обряд дарения(инсценировка ребят в костюмах со всеми атрибутами)

Как только церемония дарения завершалась, сообщали, что молодым пора собираться к родителям жениха. Невеста прощалась с родственниками, и мать выводила детей с помощью платка, за края которого они держались, за ворота.

Перед тем как выпроводить молодых в дом жениха происходил ритуал передачи приданого. Передача приданого в дом молодого сопровождалась обрядовыми песнями. Требуя выкуп, свашки со стороны невесты пели: Нам матэ нэ давала спаты, / Заставляла пирьячко драты. / А мы тэ пирьячко дралы, / Подушечкы набывалы. / А хто будэ на йих спаты, / Будэ йих выкупляты

Родители жениха встречали молодых у ворот с иконой и хлебом. В свадебном обряде славянских народов ворота являлись тем важным местом, которое нужно защищать и оберегать .

По народному поверью, очищающей и защитной силой обладал огонь. По прибытию свадебного поезда к дому жениха у двора молодого разжигали костер. Костер тушили, прежде чем подвода с новобрачными успевала подъехать ко двору.

В доме жениха, как и в доме невесты, проходили обряды посада и дарения. Около полуночи молодых провожали спать. Брачную постель обычно устраивали у соседей или родственников. Подготовкой руководили свашки.

Учитель : Закончился первый день. Но закончилась ли свадьба?

Ученик:(слайд7) Второй и третий день свадьбы назывался послесвадебным периодом.

Обрядовые действия послесвадебного периода

В свадебном обряде Кубани мать невесты угощала гостей сладостями и медом. Сладкое – символ любви и счастья

Цикл послесвадебных мероприятий растягивался порой на неделю. Основные ритуальные действия проводились во второй и третий дни после свадьбы. В целом весь этап отличался насыщенностью игровыми актами с ряженьем, выдвижением на первый план родителей молодой пары, использованием военных элементов. Следует отметить, что большая часть обрядовых действий послесвадебного периода, а также атрибуты, используемые при их проведении, символизировали обрядовый “переход”, “честность” невесты, плодородие и благополучие.

В следующий день после свадьбы проводилось одно из кульминационных действий свадебного торжества – смена головного убора невесты на чепчик замужней женщины. Основными моментами второго дня были завтрак молодых, встреча гостей, посещение невестой матери, танцы на рядне, катание и купание родителей молодых, а также продолжение свадебного пира. Утро второго дня начиналось с того что, мать невесты отправляла свашек с завтраком для молодых.

Дальнейшие эпизоды послесвадебья имели игровой строй и представляли собой театрализованное действо с переодеваниями и розыгрышами. Несмотря на импровизированный характер, события второго дня развивались обычно по одному сценарию.

Новообразованием кубанской свадьбы было возведение деревянного сооружения, называемого вышкой, которое выполняло функцию наблюдательного пункта. Вышка является, вероятно, элементом, заимствованным из военной культуры казачества. Специальные участники свадебного торжества (часови, сторожа) охраняли водруженный на самую вершину вышки красный флаг, символ непорочности невесты, наказывали пытавшихся его украсть, то есть посягавших на честь молодой, а также сообщали о приходивших гостях. Гостей встречали сваты и ряженые с горилкой. Опоздавших заставляли откупаться и качали в домотканом полотне, рядне.

Большое значение имело ритуальное украшение гостей красными лентами, являющимися знаком сохраненного целомудрия молодой .

Одним из самых главных мероприятий второго дня было посещение молодой парой родителей невесты. Надо полагать, данное ритуальное действие является одной из особенностей собственно кубанского свадебного обряда.

После пира проводилась еще одна обязательная и значимая церемония – проводы новобрачных в дом жениха, для этой цели до самых ворот простилали рядно (От столу до порога простлана дорога). Проводы за ворота сопровождались веселыми песнями и плясками, молодым под ноги бросали деньги и цветы. На собранные деньги гости покупали подарки родителям.(«шоб молоди булы ны бэдни»).

Заключительным аккордом второго дня было катание и купание родителей с уличными игрищами и ряженьем. Действие пародировало свадьбу. Жениха и невесту изображали родители молодых. Для “молодых” готовили “подводу”: украшали повозку цветами, лентами, ветками. В подводу впрягали “лошадей”, которых изображали ряженые. Лошади время от времени останавливались, требовали напоить их. “Молодые” давали им горилку и погоняли батогами. Родителей с шутками и песнями провозили по всей улице, старались выкачать в грязи и выкупать в водоеме, затем привозили домой, сушили и переодевали в новую одежду.

Третий день свадьбы

Ученик:(слайд 8) Третий день свадебного гулянья номинировался терминами трэ’тий дэнь свайбы, цыга’ны, куры, на куря’х гулять. Этот день также был насыщен игровыми сценами с переодеванием, розыгрышами и шутками. В течение дня ряженые ходили по дворам гулявших на свадьбе гостей и “воровали” кур, делая складчину. Действие называлось ходыть с цыга’намы. Вечером гости вновь собирались поесть куриного супа с лапшой и продолжить веселье. Самые близкие собираются в доме молодых на «куриную лапку». Все приглашенные приносят с собой курицу или гуся.

Заключительными этапами кубанской свадьбы являются обряды выметания двора, забивания кола, расчесывания матери невесты.

Учитель: Сегодня у нас в гостях старожила нашего хутора Костенко Руслана Петровна. Она вам расскажет о том, как проходил свадебный обряд в их время.

Выступление :

Дорогие ребята , мне очень приятно быть на вашем мероприятии в духе кубанской культуры. Я вспомнила свою свадьбу. Я выходила замуж в 1953 году. Уже тогда многие традиции немного изменились, потому что это было послевоенное, трудное время . Но я помню и те свадьбы , которые были до войны по всем казацким правилам. Конечно, наши кубанские традиции очень красивы, ярки, хочется, чтобы мы не забывали их. Одно время в 90-е годы, стали отходить от этих самобытных традиций, то комсомольские свадьбы, то какие-то чужеземные, заморские нововеяния. А сейчас снова возвращается старина: и девичники, и одевание невесты, и выкуп невесты, и преграды жениху. Это радостно , все эти моменты родные. Я вспоминаю наши свадьбы хуторские, такие грандиозные, почти весь хутор гулял, веселился. Когда стали появляться машины, стало модным приданное невесты к жениху в субботу везти на грузовой машине. Подушки, перины несли сваты позади машины . В первый день свадьбы все собирались к дому невесты, потому что когда мама осыпала невесту , собирали конфеты , деньги. До сих пор помню, как при дарении обязательно говорили, как и вы сегодня показали : «Вот вам мидни, шоб булы не бидни, вот вам серебро, шоб було добро ».В кубанских традициях всегда прослеживалось уважение к родителям . Вы еще девятиклассники, вроде бы не совсем взрослые, но через несколько лет будете женихами и невестами, очень хочется, чтобы ваши свадьбы были в кубанских традициях, вы уже знаете их . Я сама когда-то была невесткою, теперь свекровь женам моих сыновей, хочется , чтобы традицию уважения к теще и свекрови вы пронесли через всю жизнь, поэтому прочту вам стихотворение «Свекрови».

«Кушай, дочка, кушай на здоровье,
Отдохни, с работы ведь поди», —
Скажет и с такой любовью
На меня, как мама, поглядит
И рукой натруженной, шершавой
По плечу меня погладит вдруг.
И откуда у невесток право
Вечно недолюбливать свекрух?
И за что их не любить, скажите?
Всем невесткам я сказать хочу:
Вы перед свекрухами своими
В самом неоплаченном долгу.
Если ты горда своей любовью,
Если муж твой лучший семьянин,
В пояс поклонись своей свекрови —
Это ею выращенный сын.
А детей растить не так-то просто
Сын болел — ночами не спала.
Ты пришла, и она без спора
Самое родное отдала.
И живет она, любовью сына
По твоей вине обделена.
Ты не обижай ее седины,
Присмотрись — хорошая она.
Много ль нужно ей? Любви хоть малой
Только б сердцу жить в тепле.
Не стыдись, зови свекруху мамой,
Самым нежным словом на земле!

Учитель :(слайд 9) Спасибо вам большое Руслана Петровна. А помогите нам еще разобраться с пословицами . Что означают эти русские свадебные пословицы?
День плакать, а век радоваться (желание подруг невесты).
Не за отца отдать, а за молодца.(по любви надобно выходить, а не за богатство рода).
Не нам с ним жить, а ей (говорят родители невесты).
Я иду, и вы идете за мною (говорит невеста, дергая скатерть за угол, отчего прочие девки скоро выходят замуж)

Подведение итога: Сегодня мы с вами вспомнили свои традиции, свою культуру. Я считаю, что пришло время по крупицам восстанавливать нашу казачью культуру. И первым делом необходимо восстановить культуру воспитания, вбирая опыт предыдущих поколений.

Ведь все это мы можем потерять, забыть. Уже сейчас свадьбы часто проходят в кафе, ресторанах, по-западному, редко услышишь: «Кланяюця молодый и молода хлебом-солью и подарком». Все чаще мы слышим , что свадьба проходит в разных стилях. А как вы думаете кубанская свадьба со своими традициями это интересно? (ответы ребят)

Мы надеемся, что ваши свадьбы будут проходить в кубанских традициях, тем более вам они понравились.

Свадьба! Свадьба на Кубани!
Нет роскошней и звончей!
И от Садок до Тамани,
Собрала родню, друзей.
Понаехали машины,
Нарядилась молодёжь
«Тучей» дамы и мужчины
Не проедешь, не пройдёшь.

«Осенняя казачья свадьба». Сценарий фольклорного праздника

Под русскую народную мелодию выходят ведущие.

1 ведущая: Здравствуйте, дорогие гости! За окном – золотая осень! Собран урожай, убран последний сноп. Все работы на земле закончились к Покрову (14 октября, после этого на Кубани начинаются свадьбы.

2 ведущая: Свадьба была настоящим событием для всей станицы. Обряд бракосочетания включал в себя несколько циклов: сватовство, порой посиделки, вечеринки, венчание, повивание невесты и хождение с «журавлём». В субботу казаки свадеб не играли. Считалось, что это сулит тяжёлую жизнь.

1 ведущая: И сегодня мы хотим вспомнить некоторые традиции кубанской осенней свадьбы и предлагаем это вашему вниманию.

Зал оформлен в виде казачьей хаты. На скамье сидит бабушка, убаюкивает внучку, рядом сидит старшая внучка, вышивает. Бабушка поет:

На улице дождик

Вёдра поливает,

Вёдра поливает,

Мать дитя качает,

Мать дитя качает,

Песню напевает:

Вырастишь красивой-

Отдадут тя замуж,

Отдадут тя замуж

Во чужу деревню.

Ой, люшеньки – люли….

Внучка: Бабушка, если замуж – значит, свадьба была? А расскажи, как это раньше было?

Бабушка: Ох, внученька, расскажу я тебе вот что… (задумалась). Молодые мы были, влюблялись, гадали, а потом и сбывалось. Начиналось все с гадания.

Занавес открывается.

Дев. исполняют: «Колечко моё, посеребрённое…»

Рефрен: Колечко моё…

Воспитатель: Глянь! Аннушка!

Твоё колечко плашмя лежит,

Оком судьбы на тебя глядит.

Этим годом тебе замужем не быть,

Этим годом еще в девках жить.

Возьми своё колечко!

Рефрен: Колечко моё…

Воспитатель: Глянь! Катеринушка!

Твоё колечко по дну не бежит,

Спокойно в воде лежит.

В этом году тебе замужем быть,

Недалече от дома жить.

Возьми своё колечко!

По окончании песни звучит музыка: «Скакал казак через долину».

Девочки визжат, выстраиваются в линию и перешёптываются. «Выезжают» казаки. Встают напротив казачек.

Казак: Вы, подруженьки любимые,

Вы, красавицы – забавницы,

Сходитесь на лужок да встанем все в кружок.

Вы сцепитесь все за рученьки

И примите молодчиков с собой.

Дети встают в полукруг и исполняют: «Ты ж мэнэ пидманула».

На середину выходит Иван.

Иван: Люди женятся, гляжу!

Не женат лишь я хожу!

Ведущая: Сидя на печи, никогда не найдешь ни хорошей невесты, ни приветливой тёщи.

Иван: Пойду искать!

Иван идёт. Дети поют: «Ой, Иванушке — горе!»

Ой, Иванушке горе,

Ивану, большое:

У Ивана нет невесты,

Приветливой тёщи!

Иван останавливается около первой соседки, стучит.

Иван: Здорова ль соседка?

1 соседка: Здорова, здорова!

Иван: Слышь, будь мне тёщей, а дочерь твоя мне невестой!

Соседка: (разочарованно) Тёщей? Да какая я тебе тёща! Ты ж, на меня глянь! (Поворачивается) Я сама ещё как невеста! Иди с Богом!

Иван идет. Дети поют: «Ой, Иванушке – горе!». Останавливается около соседа.

Иван: Здорово, сосед!

Сосед: Здорово, здорово!

Иван: Слышь? Будь мне тестем, а дочерь твоя мне невестой.

Сосед: Э-э-э! (Чешет в затылке) Самого бы кто женил! Сколько дворов обошёл, никто не берёт! Иди с Богом!

Иван идет. Дети поют. Останавливается возле соседки.

Иван: Здорова ль, соседка!

2 соседка: Здорова, здорова!

Иван: Слышь! Будь мне тёщей, а дочерь твоя мне невестой!

2 соседка: Да моя Наташка тебе не пара.

Иван: А кто ж мне пара?

2 соседка: А вон в огороде свинья полосатая. Вот с такими поросятами!

Иван идет. Дети поют.

Иван: Лю-ди-и! Кому зять-то нужен?

3 соседка: Нам нужен! Буду я тебе приветливой тёщей, а дочка моя – Катерина, тебе невестой. Помогай вам Бог!

Все поют:

Ой, Иванушке – радость,

Ивану, большая.

У Ивана есть невеста,

Приветливая тёща!

Дети встают в круг, исполняют песню «По полю, полю…». Дети садятся.

СВАТОВСТВО.

Сват и сваха выходят на встречу друг другу. В руках у свата длинная разукрашенная палка.

Сват: Мы слышали, у вас есть товар, а у нас — купец, у вас – невеста, у нас – жених, вот мы и пришли посвататься!

Сваха: Красному гостю – красное место. Милости просим!

Инсценировка песни «А у нас ноня белый день,»

Жених: Ты, Катерина, будь мне женой.

Невеста: Ты, Иванушка, будь мне мужем.

Родители жениха: Согласны ль вы, дети, быть мужем и женой?

Жених и невеста: Из воли родительской, не выходим. Согласны!

Родители невесты: Теперь, сваточки родимые, давайте ударим по рукам, детки наши согласны брак принять.

Звучит песня: «По рукам сваты вдарили…».

Ведущая: После этого начинались вечеринки, на которых устраивались различные игры. А ну, казаки, поиграем в игру «Царевич – королевич».

Дети поют:

По городу гуляет,

По городу гуляет,

Царевич – королевич,

Царевич – королевич,

Невесту выбирает,

Невесту выбирает

Царевич – королевич,

Царевич – королевич!

Дети садятся.

Ведущая: В день бракосочетания невеста вставала рано, до восхода солнца, обходила свой двор, мысленно прощаясь со всеми, что было ей дорого. Начинала причитать или голосить.

Невеста: Вставайте, мои любимые подруженьки,

Что ни свет белая зорюшка занимается,

Из-под гор крутых красное солнышко выкатывается,

Все пташки, соловушки слетаются.

Все мои разлучники съезжаются.

Я думала мои разлучники среди дороженьки,

А они среди батюшкина двора,

Хотят меня с батюшкой, с матушкой разлучить.

Со моей любимой семьёю

И с ближними соседушками.

Звучит: «Ой, кумушки – голубушки». Выходят подружки, выносят фату. Невеста уходит переодеваться. Девочки исполняют песню: «Ой, кумушки…». В записи звучит конский топот.

Все мальчики: Можно ли войти в хату?

Все девочки: Милости просим!

(Без жениха и невесты) исполняют: «Ой, заграйте, музыки!». В конце танца жених и невеста проходят через «Воротца», перед ними ведущая стелет овчинную шубу. Жених и невеста встают на неё.

Ведущая: Встань-ка, казаче, рядом с милой жёнушкой.

Чтобы всю жизнь вам не расставаться,

Друг на друга глядеть, да не налюбоваться.

И чтоб жить вам – не маяться,

А век прожить – не раскаяться.

Мы пожелаем вам всем миром вновь:

Совет вам, счастье, да любовь!

Выходит 1 гость: Дарю вам серебро, чтобы в доме было добро!

Выходит 2 гость: Дарим вам ложки, чтобы рождались Сережки,

А еще – чашки, чтобы рождались Наташки!

Выходит 3 гость: Дарю вам рупь, чтоб купили тулуп.

Мать (с иконой): Благословляю вас, дети мои, совет вам да любовь,

Чтобы Бог вам хлеба родил и детей послал!

Звучит колокольный звон. Жених и невеста идут по кругу, их обсыпают хмелем, конфетами. В заключении звучит песня: «В золочёной церкви нас с тобой венчали…». Дети дарят «шишки» гостям.

Ведущая: В наши дни тоже существует традиция играть осенние свадьбы. И сегодня мы хотим поздравить с определёнными датами родителей.

(Поздравление родителей).

Источники

  • https://multiurok.ru/blog/kubanskii-svadiebnyi-obriad-traditsiia-i-sovriemiennost.html
  • http://podgotovka-k-svadbe.ru/stscenariyi-i-stil-svad-by/svadba-kazakov.html
  • https://svadba.expert/podgotovka/provedenie/stsenariy/kazaca
  • https://tvoypraznik.ru/scenarii/wedding/scenarij-v-stile-kazachej-svadby
  • http://kultrabotnik.ru/archives/931
  • https://infourok.ru/scenariy-kazachey-svadbi-2581767.html
  • https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2014/11/08/kubanskaya-svadba-traditsionno-bytovaya-kultura
  • https://www.maam.ru/detskijsad/-osenja-kazachja-svadba-scenarii-folklornogo-prazdnika.html
[свернуть]
 
 
Поделиться:
Нет комментариев
Adblock
detector