В игре дети познают мир и постоянно развиваются
Игра для ребёнка — естественная непринужденная активность, основная форма развития мышления и личности. Что дети всегда делают с особым удовольствием? Играют! Самостоятельно, с родителями или сверстниками, игрушками или любыми приглянувшимися предметами.
Через игровую деятельность ребёнок познает мир: узнает свойства и характеристики окружающих его предметов, осваивает социальные роли и учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, приобретает навыки и подтверждает свою состоятельность.
Пытливый детский ум постоянно ищет новую пищу для исследований. И этот факт нельзя игнорировать, а наоборот, надо максимально использовать для развития и обучения малышей, дошкольников и школьников.
Подвижные игры для детей 3-4 лет
Подвижные игры для детей 3-4 лет помогут детям этого возраста провести время с пользой. Детям очень интересно играть в подвижные игры.
Игра 1. Лошадки
Дети идут небольшой группой или колонной, высоко поднимая колени.
После 4—5 м такой ходьбы вновь идут свободно в разных направлениях. Затем по сигналу идут высоким шагом.
ВНИМАНИЕ! ЗАПИСЬ НА КУРСЫ! ИДЕТ НАБОР!
Подробнее на странице: https://academy.multi-mama.ru/product/multi-predlozhenie/
Правила: при ходьбе высоко поднимая колени ногу ставить на опору с носка; не топать.
***
Игра 2. У ребят порядок строгий.
Играющие стоят в колонне по росту. По сигналу расходятся по площадке в любом направлении, повторяя за воспитателем следующие слова:
«У ребят порядок строгий,
Знают все свои места.
Ну, трубите веселей:
Тра-та-та, тра-та-та!»
По сигналу воспитателя «становись» дети снова встают в колонну по росту.
Правила: идти ритмично; слова произносить четко, дружно; строиться в колонну быстро, не толкаясь.
***
Игра 3. Мыши и кот
Дети-мыши сидят в норках — на стульях или на скамейках, поставленных вдоль стен комнаты или по сторонам площадки.
В одном из углов площадки сидит кошка, роль которой исполняет воспитатель.
Кошка засыпает, и только тогда мыши разбегаются по комнате. Но вот кошка просыпается, мяукает и начинает ловить мышей. Они бегут в норки и занимают свои места на стульях. (Воспитатель только делает вид, что хочет поймать кого-либо.)
После того как все мыши вернутся в норки, кошка еще раз проходит по комнате, а затем возвращается на свое место и засыпает. Игра повторяется.
Воспитатель может использовать в игре игрушечную кошку, надеваемую на руку.
Подробнее про подвижную игру Кот и мыши.
***
Игра 4. Найди свой домик
Каждый ребенок выбирает себе домик. Это может быть плоский обруч, пенек, фанерка, начерченный на земле кружок. По сигналу дети выбегают на площадку и бегают в разных направлениях. На сигнал «найди свой домик» занимают домики.
Правила: бегать легко, в разных направлениях, не наталкиваясь; не подбегать к домику до сигнала.
***
Игра 5. Лягушки
Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга. Группка детей располагается по краю круга, остальные садятся на стулья, расставленные по одной стороне площадки. Вместе с детьми, сидящими на стульях, воспитатель говорит следующие стихи:
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки,
Ква-ква, ква-ква-ква,
Скачут, вытянувши ножки.
Дети, стоящие по кругу, подпрыгивают, изображая лягушек. По окончании стихотворения дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши (пугают лягушек); лягушки прыгают в болотце — перепрыгивают через черту — и присаживаются на корточки.
При повторении игры дети меняются ролями.
Для детей 4-5 лет
Подвижные игры для детей 4-5 лет нравятся всем детям.
Игра 1. Прыгай к флажку!
На одной стороне площадки 5—6 детей. На противоположной на расстоянии 2,5—3 м лежат 5—6 флажков. Воспитатель и остальные дети говорят слова, вызванные дети прыгают
«Прыг-скок, прыг-скок,
Вот он, твой флажок».
С окончанием слов малыши поднимают флажки вверх, машут ими, кладут и идут обратно. Выходят следующие 5—б детей.
Правила: продвигаться к флажку прыжками на двух ногах, бежать нельзя; в прыжках соблюдать направление, брать свой флажок; выигрывает поднявший флажок первым.
***
Игра 2. Мяч в кругу
Дети сидят на полу в кругу. Воспитатель дает мяч и предлагает катать его от одного к другому, отталкивая двумя руками.
Правила: мяч останавливать руками, не допуская касания ног; долго не задерживать, стараться тут же откатить другому.
***
Игра 3. Птички в гнездышках
Есть различные варианты этой игры. Подробнее про подвижную игру Птички в гнездышках.
В разных концах площадки или комнаты устраиваются 3—4 гнезда (с помощью реек или строительного материала). Дети-птицы размещаются в гнездах. По сигналу воспитателя они вылетают из гнезд (перешагивают через препятствие) и разлетаются по всей площадке. Воспитатель кормит птиц то на одной, то на другой стороне площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям (клюют корм).
После этого они еще немного бегают, а потом воспитатель говорит: «Птички, в гнезда». Дети бегут и, снова перешагивая через препятствия, занимают свои гнезда.
Игра повторяется 4—5 раз. При повторении можно ввести дополнительное движение, например, предложить сначала выпрыгнуть из круга на двух ногах, а затем уже лететь.
Примечание. Зимой, когда игра проходит на участке, воспитатель рисует гнезда на снегу; чтобы они были более четкими и нарядными, рекомендуется обвести их водой, подкрашенной яркой краской.
***
Игра 4. По ровненькой дорожке.
Дети сидят на стульях, на скамейках или на траве. Воспитатель предлагает им пойти гулять. Они встают с места, свободно группируются или строятся в колонну.
Воспитатель говорит ритмично, в определенном темпе следующий текст:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки:
Раз, два, раз, два.
По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам…
В яму — бух!
При словах «По ровненькой дорожке» дети идут шагом. Когда воспитатель говорит: «По камешкам, по камешкам»,— прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На слова «В яму — бух!» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы», — говорит воспитатель, и дети поднимаются. Воспитатель повторяет стихотворение. После двух-трех повторений воспитатель произносит такой текст:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом — Там мы живем.
По окончании текста дети бегут к стульям и занимают каждый свое место. После небольшого перерыва игра возобновляется с самого начала.
***
Игра 5. Мы топаем ногами
Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая детям возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:
Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
С этими словами дети дают руки друг другу, образуя круг, Далее они продолжают:
И бегаем кругом,
И бегаем кругом.
Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются. Затем игра повторяется.
Для детей 5-6 лет
Подвижные игры для детей 5-6 лет укрепят здоровье и иммунитет.
Игра 1. Пройди в ворота
Делают воротики (из палок, флажков на подставках, стульев). Дети распределяются на четыре подгруппы. Каждая стоит перед одними воротиками, в правой руке у детей флажки. В середине площадки воспитатель с барабаном (бубном). Дети шагают на месте и размахивают флажками в ритм ударов барабана или под следующие слова:
«На зарядку утром рано
Мы выходим с барабаном.
Он гремит, гремит, гремит,
В ногу всем шагать велит».
С окончанием слов или ударов в барабан дети проходят в воротики и, сделав небольшой круг, возвращаются в первоначальное построение.
Правила: в ходьбе на месте шагать энергично, поднимая колени.
***
Игра 2. Ножки
Дети стоят шеренгой, воспитатель — напротив на расстоянии 15—20 шагов. Педагог произносит текст потешки, дети, приближаясь, выполняют соответствующие движения.
«Ножки, ножки бежали по дорожке.
Дети бегут.
Бежали лесочком (Бегут).
Прыгали по кочкам. Прыгают на двух ногах на месте.
Прибежали на лужок, Останавливаются.
Потеряли сапожок. Все бегут назад к исходной линии.
Нашли сапожок».
Правила: ритмично, легко прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, и на месте.
***
Игра 3. Птички в гнездышках
На площадке раскладываются плоские обручи (из фанеры, картона или сделанные из гибкого прута, веревки), в каждый встает ребенок. «Поднялось солнышко, вылетели птички из гнезд»,— говорит воспитатель. Дети выпрыгивают из обручей и разбегаются по площадке. «Вечер наступил. Птички, домой!» — Каждый быстро занимает обруч.
Правила: по сигналу выпрыгивать на двух ногах; задевший обруч остается в нем до следующего повторения игры; после бега можно занимать любой обруч.
Усложнение: прибежав к обручу, надо остановиться и впрыгнуть в него толчком двух ног; сделать обручи побольше, в каждом —два птенчика.
***
Игра 4. Лягушки
Играющие — лягушки. Они выполняют движения в соответствии с текстом.
«Вот лягушки по дорожке Прыгают вперед на двух ногах
Скачут, вытянувши ножки,
Ква-ква-ква, ква-ква-ква, .
Скачут, вытянувши ножки,
Вот из лужицы на кочку, Влезают на бревна,пеньки,
Да за мушкою вприскочку скамейки.
Ква-ква-ква, ква-ква-ква,
Да за мушкою вприскочку.
Есть им больше неохота,
Прыг опять в свое болото». Спрыгивают вниз.
Правила: выполнять прыжки, отталкиваясь одновременно двумя ногами; спрыгивать мягко; уметь занять свободное место на бревне или пеньке.
***
Игра 5. «Горелки с платочком»
Цель: Развивать выразительность движений и быстроту реакций на согласованность действий.
Содержание: Все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек. Играющие говорят хором:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо — птички летят.
После слов «Птички летят!» игроки последней пары стремительно бегут вперед, и кто из них первый возьмет платочек, тот стает водящим впереди колонны, а опоздавший «горит», т.е. становится первой парой с бывшим водящим.
Для детей 8 лет
Школьникам без развития эрудиции просто никак! Почему бы не сделать это в игровой форме? Например, воспользовавшись следующими играми:
- «Семь оригинальных слов». Для этой групповой игры понадобятся только листочки и ручки, количество которых должно совпадать с количеством участников. Ведущий называет любую букву алфавита. Задача детей – написать слова, начинающиеся на эту букву. Слова должны соответствовать следующему перечню: страна, город, река либо озеро, растение, животное, птица, профессия. Далее все зачитывают свои варианты и те, которые совпали, нужно вычеркнуть. Победит тот участник, который написал больше всего оригинальных слов, не совпавших со списком друзей.
ВАЖНО: Нужно предупредить детей о том, что они не должны подглядывать друг другу в листики.
- «Называем профессии». Цель этой игры – угадать профессию по каким-либо предметам, связанным с нею. К примеру, в случае с аптекарем это будет микстура, в случае с учителем – указка. Предметы можно выложить на стол либо нарисовать их. Форма подачи материала не столь важна, ведь важно, чтобы ребенок просто угадал нужную профессию. Если игра групповая, можно предложить детям угадать на скорость – первый ответивший верно получит шанс стать ведущим.
- «Снежки на сообразительность». Для игры понадобится установить ведро на расстоянии примерно полтора-два метра от участников. В него и нужно кидать снежок. Если получилось попасть, кидающий имеет право спросить у ведущего любую букву загаданного ведущим слова. Если попасть не получилось, то букву узнать нельзя. Игра может быть как для двоих, так и массовой. Она развивает не только эрудицию, но и внимательность, глазомер.
ВАЖНО: Если на улице не зима либо зима бесснежная, вполне можно заменить снежки чем-нибудь. К примеру, мячиками.
Головоломки для детей 10 лет
Развивается память и мышление, ведь сложные головоломки заставляют задумываться и находить решение. Они являются не только развлечением, а познавательной игрой для того, чтобы усвоить что-то новое. Например, из трубочек для сока можно сделать куб-трансформер. Для этого потребуется соединять грани нитками или клеем. Далее предложить из куба сделать пирамиду.
Также распространенной игрой в этом возрасте считается логическая игра-головоломка «Твист», «IQ-блок». Такие игры способствуют концентрации внимания, развивают фантазию и пространственное мышление.
«Кодовое письмо». Следует расшифровать письмо, которое закодировано секретными цифрами. Задание догадаться, по какому принципу цифрам соответствуют буквы, затем разгадать послание.
Логические задачи
Разгадывание логических задач формирует у ребенка интерес к обучению и предлагает ему нестандартно мыслить.
- Какое слово всегда пишется неправильно? (Ответ: «НЕПРАВИЛЬНО»)
- Почему в реальной природной среде белые медведи не питаются пингвинами? (Ответ: пингвины обитают на Южном полюсе, а белые медведи – на Северном).
- Найди правильный ответ 2+2*2. (Ответ: 6).
- Какие животные всегда спят с открытыми глазами? (Ответ: рыбы).
“Цепочка слов”
Существует 2 варианта проведения этой игры:
- Игроки разбиваются на 2 команды с одинаковым количеством участников. Каждому человеку дают лист бумаги и ручку. Первый участник пишет на листе любое слово, второй – пишет слово на последнюю букву предыдущего, и так по кругу. Конкурс проводится на время, поэтому участникам надо придумывать слова быстро. Побеждает та команда, которая успеет написать больше всех слов.
- Ребята садятся в круг. Первый участник называет 2 любых слова, например: кошка и апельсин. Следующий игрок должен придумать предложение с использованием этих слов. Например, кошка вышла из-за угла и увидела на земле апельсин. После этого этот же участник называет еще одно слово, например, автомобиль. Третий игрок должен составить предложение, которое будет включать в себя 2 последних слова. Например, апельсин закатился под автомобиль.
Таким образом у ребят получится небольшой рассказ. Ведущий в любой момент может прервать повествование и попросить участников назвать слова с самого начала. Кто не сможет восстановить цепочку слов по памяти, выбывает из игры.
“Фантастическое животное”
Участники разбиваются на 3 команды, по 3 человека в каждой. Каждому игроку дают по 1 листу бумаги. За 3-4 минуты дети должны нарисовать необычное животное. Один ребенок рисует голову, второй – туловище, третий – ноги.
По истечении времени каждая команда соединяет листы вместе и демонстрирует гостям. Выигрывает та группа, у которой получится самое фантастическое животное.
Сценарий дня рождения 10 лет
Сценарий праздника начинается со сбора гостей, после чего можно приступать к развлекательной части. Активные игры не должны длиться более 2 часов, иначе дети устанут, и веселье закончится.
Как только все гости уселись на места, мама произносит слова:
“Здравствуйте, ребята, – мальчишки и девчата. Здравствуйте, взрослые. Сегодня исполняется 10 лет (имя ребенка). Это первая круглая дата в ее (его) жизни. Уже прошло младенчество, начинается более взрослая жизнь. Я хочу пожелать тебе оставаться всегда такой (-им) же красивой (-ым), любознательной (-ым) и жизнерадостной (-ым) девочкой (мальчиком). Я хочу, чтобы ты вырос (-ла) умным и добрым человеком”.
После вступительных слов можно прочитать небольшое стихотворение.
После этого все гости начинают поздравлять именинницу (-ка), знакомиться между собой и приступают к еде.
Через 10-15 минут, когда гости перекусили, ведущая берет слово:
“Дорогие гости, обращаю внимание, что в конце праздника я буду разыгрывать для вас подарки. Участвуйте активно в конкурсах, получайте жетоны и заберете домой приз”.
Во время проведения конкурсной программы следует раздавать гостям жетоны или карточки, а в конце вечера посчитать их количество у всех участников. У кого окажется больше всего карточек, тот и забирает главный приз.
Выбирать игры и конкурсы на день рождение 10-11 лет следует не слишком детские. Они должны быть такие, чтобы понравились и взрослым тоже.
Примеры подарков, которые можно вручить детям гостей:
- Пряники с датой или с надписями.
- Бумажные медальки.
- Именные шоколадки.
- Футболки с надписями.
- Шарики в виде животных.
Празднование дня рождения можно закончить танцами, дискотекой, запуском салюта (для частных домов). Чтобы гости ушли довольными, в конце вечера рекомендуется провести лотерею, где не будет проигравших.
Каждый гость подходит к корзинке и вытаскивает записку, на которой будет указан его приз.
В качестве призов можно использовать:
- Календарик.
- Крем (мыло, шампунь).
- Фломастеры.
- Декоративную свечу.
- Расческу.
- Кружку.
- Набор конфет.
После всех конкурсов и игр выносят праздничный торт со свечами.
Советы
Подбирайте разные игры
- Чередуйте малоподвижные и активные игры
Дети быстро утомляются и теряют внимание. Старайтесь не перегружать их интеллектуальными и настольными играми, чередуя активные и малоподвижные игры.
- Придумайте призы
Понятно, что все почести будут имениннику, но небольшие призы будут стимулировать детей активнее участвовать в развлекательной программе. Это могут быть мелочи: свистки, шоколадки, конфеты, маленькие игрушки и т.д.
- Не заставляйте
Какой бы продуманной и интересной с вашей точки зрения не была программа, не заставляйте детей участвовать, если что-то им не понравилось. Старайтесь следить за их реакцией, имея несколько игр в запасе.
- Старайтесь уговорить детей больше двигаться
Детям важно больше движения и интерактива. Выбор в пользу просмотра фильма удобный, но скучный. Лучше немного поднапрячься и устроить незабываемый праздник с большой развлекательной программой.
- Составьте программу заранее
Будет лучше и спокойнее, когда игры будут выбираться не хаотично, а по плану. Сразу же выберите роль ведущего. Им можете быть вы или кто-то из членов семьи, кто сможет следить за порядком и интересно проводить игры.
[spoiler title=»Источники»]
- https://logiclike.com/podgotovka-k-shkole/razvivayushchie-igry
- https://multi-mama.ru/podvizhnye-igry-dlya-detej/
- https://heaclub.ru/razvivayushhie-aktivnye-igry-dlya-detej-ot-8-let-razvivayushhie-igry-dlya-detej-ot-8-let-na-erudiciyu-logiku-igry-dlya-detej-8-let-na-razvitie-muzykalnyh-matematicheskih-navykov-voobrazheniya-ra
- https://bebiklad.ru/loqicheskie-zadachi/razvivayushhie-igryi-dlya-detey-10-let
- https://medru.su/deti/s-dnem-rozhdeniya-10-let.html
- https://slovami.net/igry-dlya-detej-10-let/
[/spoiler]