Развитие ребенка в 3 года. Какие занятия полезны для развития детей 3 – 4 лет?

Развивающие игры для детей от 2,5 до 3 лет дома

Содержание

Особенности возраста

  • Моторное развитие ребенка совершенствуется. Малыш в возрасте 3 лет хорошо управляет собственным телом. Он шагает равномерно, без лишних движений, может менять темп ходьбы и способен научиться ездить на велосипеде.
  • Работоспособность нервной системы трехлетнего ребенка становится больше. Ребенок более длительное время бодрствует и готов усваивать новую информацию. Он уже более терпеливый и может заниматься каким-либо одним делом дольше, чем в 2 года (до 20-25 минут).
  • Тонкая моторика также улучшается, позволяя крохе освоить застегивание пуговиц, рисование карандашами, применение столовых приборов и другие бытовые навыки.
  • Словарный запас 3-летнего малыша уже включает более 1000 слов. Ребенок применяет в разговоре почти все части речи, хоть иногда и неправильно. Улучшается произношение звуков, хотя дети в 3 года могут еще не выговаривать многие звуки. Трехлетки постоянно проговаривают свои действия, создавая впечатление, что они вообще не молчат. Также характерной особенностью речи детей этого возраста является наличие многочисленных вопросов.
  • Основной деятельностью ребенка трех лет остается игра. Сейчас малыш больше всего любит ролевые игры. В разыгрываемых ребенком сценках имеется сюжет, поскольку у крохи развивается абстрактное мышление и воображение.

Игры с ребенком

Многие малыши в этом возрасте при первой же возможности хотят поиграть в чужие игрушки, при этом не обращая внимания на свои.

Что такое «кризис трехлетки»?

Поведение большинства детей в 3-летнем возрасте поразительно изменяется, вызывая у родителей непонимание и панику. Мама начинает переживать, что упустила что-то в воспитании, но на самом деле это абсолютно нормальные перемены для деток этого возраста.

Развитие ребенка проходит через несколько кризисов, среди которых трехлетний является наиболее бурным и сложным для родителей. Он постепенно нарастает, начиная с 2-летнего возраста. На своем пике такой кризис проявляется бурными истериками и конфликтным поведением ребенка, но вскоре проходит, став настоящей школой жизни для карапуза.

Основными признаками «кризиса 3 лет» являются:

  1. Негативизм ребенка. Малыш на все предложения со стороны взрослых отвечает «нет».
  2. Упрямство. Ребенок настаивает на собственном мнении и предложении.
  3. Отказ от действий, которые раньше делал без каких-либо проблем, например, ребенок не хочет есть, умываться или чистить зубки.
  4. Желание все делать самостоятельно, даже если не умеет. Ребенок не спешит обратиться за помощью.
  5. Конфликтное поведение. Ребенок бунтует и протестует практически против всего, что говорят родители.
  6. Обесценивание. Прежде спокойный тихий малыш может начать демонстративно бросать и ломать игрушки, портить вещи, ругаться.
  7. Ревность. Она особенно ярко проявляется при наличии в семье других детей, но также может быть направлена и на отца.

Появление таких изменений в поведении малыша трех лет связано с осознанием крохи, что он уже довольно взрослый для влияния на обстоятельства и других людей, а также способен принимать решения. Ребенок считает себя большим и хочет, чтобы его уважали. Он бунтует против командования родителей, поэтому становится упрямым, кричит, истерит. Однако противоречивое поведение переносится ребенком не менее тяжело, чем его родителями. Малыш не может понять, что с ним происходит, а также не может управлять собственными эмоциями.

Кризис трехлетки

Самым сильным проявлением кризиса трехлетки являются истерики. В более раннем возрасте они могли изредка возникать из-за переутомления, и основным действием родителей было успокоить малыша. В 3-летнем возрасте истерики становятся способом манипуляции. Именно поэтому они появляются в местах, где имеются зрители, например, на улице или в магазине.

Чтобы пережить такой кризисный период без особых трудностей, родителям можно посоветовать следующее:

  • Поменяйте стратегию общения с малышом. Признайте, что ребенок вырос и может проявлять самостоятельность. Перестаньте делать за малыша то, с чем он может справиться своими силами.
  • Всегда предлагайте выбор либо его иллюзию. Например, если предстоит прогулка, спросите кроху, как вы будете спускаться – на лифте или по ступенькам, а если скоро обед, спросите, из какой тарелки ребенок будет есть – из красной или из зеленой.
  • Не заставляйте ребенка что-либо делать, а предлагайте вам помочь. К примеру, вы собираетесь перейти улицу. Не говорите ребенку, что это опасно и обязательно нужно держать взрослого за руку, а предложите перевести вас через дорогу, так как вы боитесь машин.
  • Давайте ребенку для любого действия больше времени, чтобы не спешить.
  • Если ребенок ставит ультиматум, отвечайте «нет» и постарайтесь сохранить спокойствие. Не обращайте внимания на крики, падения на пол, взгляды прохожих. Если пойти на поводу, такое поведение еще не раз повторится.
  • Упавшего на проезжей части или в лужу ребенка поднимите, отнесите в безопасное место и оставьте покричать там.
  • Не критикуйте и не ругайте ребенка после истерики. Лучше научите кроху выражать свои эмоции словами.

Рост и вес

Если сравнить с показателями в 2,5 года, ребенок к своему трехлетию прибавляет примерно 1000-1200 г и вырастает на 4-5 см. Показатели физического развития девочек обычно бывают несколько ниже, чем мальчиков. Для ориентации, нормален ли темп физического развития вашего трехлетнего ребенка, мы собрали в таблице средние значения основных параметров, а также граничные показатели нормы для каждого пола:

Показатель

Среднее значение в 3 года

Границы нормы для мальчиков 3 года

Границы нормы для девочек 3 года

Вес

13900-14300 г

11300-18300 г

10800-18100 г

Рост

95,1-96,1 см

88,7-103,5 см

87,4-102,7 см

Окружность головы

48,5-49,5 см

46,6-52,3 см

45,7-51,3 см

Окружность грудной клетки

51,8-52,5 см

50-55 см

49,1-56 см

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Что умеем в этом возрасте?

Строить развивающие занятия для детей 3–4 лет необходимо с учетом тех навыков и умений, которые у конкретного ребенка уже есть. К этому возрасту малыш накопил довольно внушительный запас физических, речевых, интеллектуальных и социальных умений.

Трехлетний ребенок уже может:

  • уверенно ходить по нужной траектории, не спотыкаясь;
  • быстро бегать во всех направлениях, огибая преграды;
  • прыгать;
  • управлять трехколесным велосипедом, качаться на качелях;
  • выполнять одновременно пару действий (прыгать и хлопать);
  • одеваться, обуваться;
  • раздеваться, складывать одежду;
  • застегивать кнопки, пуговицы, зашнуровывать обувь;
  • пользоваться расческой, зубной щеткой, мылом, полотенцем, салфетками, носовым платком;
  • аккуратно кушать, пользуясь ложкой и вилкой;
  • задавать множество разнообразных вопросов;
  • произносить до 1200 слов, использовать в речи сложные предложения с разными частями речи;
  • рассказывать знакомую сказку, опираясь на иллюстрации;
  • составлять простейший рассказ по картинкам;
  • запоминать небольшие стихотворения и песенки;
  • называть свои фамилию, имя, пол, возраст (сколько ему лет, может показать с помощью пальцев);
  • показывать все части тела, называть, знать их предназначение;
  • говорить о себе в первом лице («я»);
  • использовать вежливые слова (здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста);
  • играя с детьми, меняться с ними игрушками;
  • соблюдать правила в ролевых и подвижных играх;
  • сосредотачиваться на выполнении задания как минимум 5 минут;
  • считать до 10 (минимум – до 3);
  • знать основные 7 цветов, а также черный и белый;
  • знать основные геометрические фигуры;
  • понимать различия предметов по цвету, форме, размеру, весу;
  • собирать игрушки или пазлы из 3–6 частей или деталей;
  • рисовать по образцу и своему замыслу;
  • находить несоответствия;
  • находить «лишний» предмет исходя из определенных характеристик.

Если в этом возрасте малыш чего-то из вышеперечисленного делать еще не умеет, задача родителей – устранить этот пробел, иначе он «потянет» за собой планомерное отставание в какой-то сфере.

В кризисный период старайтесь проявлять понимание, любовь и терпение к своему малышу. Не подавляйте его волю, иначе он вырастет инфантильным и пассивным. Ребенок упрямится не для того, чтобы вас обидеть или вывести из себя, а чтобы вы начали с ним считаться. Ему в этот период несладко. Поэтому поддерживайте своего малыша в начинаниях и чаще хвалите за любой успех. 3–4 года – непростой возраст как для ребенка, так и для родителей.
Трехлетний мальчик

Что должен уметь ребенок?

Большинство детей в трехлетнем возрасте уже умеют:

  • Быстро бегать, прыгать, перешагивать препятствия.
  • Произносить до 1500 слов и составлять из них сложные предложения.
  • Длительно слушать сказки.
  • Задавать много вопросов.
  • Выполнять задание, не отвлекаясь, минимум 5 минут.
  • Рассказывать знакомую сказку по картинке.
  • Разучивать стихи и песни.
  • Произносить свое имя и фамилию, знать свой возраст (показывает на пальцах) и пол.
  • Показывать части тела и знать их назначение.
  • Называть себя «я».
  • Здороваться, прощаться и говорить «спасибо».
  • Выполнять одновременно 2 действия, например, хлопать и топать.
  • Играть с другими детьми, обмениваясь игрушками.
  • Кататься на 3-колесном велосипеде, на санках, а также на качелях.
  • Считать до трех.
  • Ориентироваться в 7 цветах (включая белый и черный) и в геометрических фигурах.
  • Собирать игрушки из 4-6 деталей.
  • Понимать разницу в размерах предметов, их форме и весе.
  • Рисовать по своему замыслу.
  • Фантазировать в ролевых играх и соблюдать правила в подвижных.
  • Самостоятельно одеваться, а также раздеваться и складывать собственную одежду.
  • Застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
  • Использовать носовой платок.
  • Аккуратно есть (не только ложкой, но и вилкой) и пользоваться салфеткой.

Мама играет с ребенком в пазлы

Подборка развивающих игр для детей

Приветствую вас, мои читатели и подписчики. Сегодня я хочу затронуть и поговорить с вами на тему игры для малышей. Сейчас моей дочке 2,6 года и среди множества разных развивающих игрушек, которые есть у нас дома, она выбирает игры с участием одного из родителей, ну и как вы понимаете, чаще всего играет со мной. Моя малышка не любит играть одна, и в силу своего возраста ей быстро надоедает один вид деятельности, поэтому приходится придумывать множество игр, чтобы занять свое чадо. Своими наработками я хочу поделиться с вами, надеюсь, буду полезной.

Зачем ребенку играть?

Дорогие мамочки и папочки, не забывайте, что игра — это потребность растущего детского организма. В игре развиваются познавательные психические процессы: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь; развиваются любознательность и умственные способности; первичные интеллектуальные умения и навыки. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю».

У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов. Именно играя с ребенком, можно развить в нем все необходимые умения, навыки и знания.

Развивающие игры для детей 2-3 лет этап 1

На что обратить внимание?

Прежде всего – на то, что развития в этом возрасте требуют все основные сферы ребенка:

  • физическая;
  • интеллектуальная;
  • познавательная;
  • речевая;
  • социальная.

То есть ему сейчас необходимо улучшать физическую выносливость и ловкость, познавать окружающий мир, свойства предметов, законы природы, развивать логическое мышление, внимание, память, совершенствовать речь, навыки самообслуживания, усваивать законы общения в социуме (ведь, скорее всего, именно в этом возрасте малыш начнет ходить в детский сад).

К тому же, сейчас это сделать намного проще – ребенок вступил в самый благоприятный для обучения возраст, или сенситивный период. (Подробнее о сенситивных периодах развития ребенка можно прочитать здесь). Именно в период 3–4 лет способности детей получать, запоминать и использовать информацию, осваивать навыки резко возрастают. Также в этом возрасте наступают (или продолжаются) сенситивные периоды для приучения малыша к порядку и этикету, развития речи и восприятия, физических навыков и интеллектуальных способностей. С ребенком в 4 года можно выучить все буквы, научить его писать их в печатном виде, изучить все цифры, научить малыша считать, делить предметы пополам и т. д.

Обобщив сказанное, можно сделать вывод о том, что занятия с детьми в 3–4 года должны быть комплексными и затрагивать следующие аспекты:

  • двигательные навыки;
  • восприятие (развитие органов чувств);
  • речь (артикуляционный аппарат, мелкая моторика, словарный запас);
  • внимание;
  • логику;
  • память;
  • творческие навыки;
  • социальные навыки.

Развивающее занятие с ребенком 4 лет

Помогаем ребенку развиваться

Для разностороннего развития малышей этого возраста существует множество игровых упражнений и игр.
Ребенок играет в прятки

Подвижные игры

Активное физическое развитие ребенку обеспечивают такие игры:

  • догонялки;
  • жмурки;
  • игры с мячом (ребенок бросает мяч об стенку, ловит, бросает родителям);
  • прыжки на двух ногах;
  • бег на носочках;
  • имитация движений животных и птиц (заяц, медведь, лягушка, цапля, воробей, слон, гусеница, коршун);
  • ходьба по скамейке или бревну («переправа»);
  • бег с огибанием препятствий (в доме – стулья, подушки, на улице – скамейки, столбы, деревья);
  • ходьба с преодолением препятствий (ям, возвышений, ступенек, луж);
  • ходьба по размеченной траектории (кривая, ломаная линия);
  • прыжки на фитболе;
  • ходьба на руках («тачка»).

Дома можно предложить ребенку игру в «меткого стрелка». Поставьте два пластиковых ведра и бросайте в них «снаряды», скрученные из мягкой бумаги: мама – в свое ведерко, малыш – в свое. Выберите для бросков расстояние, с которого кроха сможет попасть в цель. По окончании игры наградите юного «снайпера» игрушкой или сладким сюрпризом. Развивая меткость, ребенок учится координировать движения рук.

Старайтесь менять вид деятельности малыша каждые 10–15 минут: чередуйте двигательные развивающие занятия с занятиями за столом, чтением. В этом возрасте ребенок не сможет концентрировать внимание на чем-то дольше.
Дети играют в детском саду

Физическое развитие

 Учите ребенка бегать, прыгать, ловить и бросать мяч, играть с воздушным шариком.

Вводите игры на удержание равновесия: пройти по бордюру, постоять на одной ножке, как цапелька, прыгать в классики, пройти по тонкой дорожке.

В летний период особенно интересно будет играть в подвижные развивающие игры на улице. Мы уверены, что в нашей подборке активных игр для улицы вы найдете огромное количество идей, которые увлекут вашего малыша.

Творческие навыки

Дети в этом возрасте делятся на тех, кому нравится творить и на тех, кому нравится просто бегать.

Творчество, основанное на построение игрового сюжета привлекает практически любого ребенка.
 В этом возрасте ребенок может нарисовать рисунки из простых геометрических фигур. Предложите нарисовать семью треугольников, квадратиков, наполнить аквариум рыбками и т.п.
 Для тренировки моторики рук очень хорошо подходит раскрашивание по контуру, рисование на манке или муке.

 Лепка.

 Научите ребенка катать колбаски и шарики, а так же размазывать пальчиком пластилин по бумаге. Из этих простых элементов помогите ребенку создавать шедевры. В интернете есть огромное количество раскрасок для малышей – просто распечатайте раскраску, которая соответствует интересам ребенка и предложите дополнить картинку пластилиновыми элементами.

Познавательные игры

Это игры, направленные на изучение ребенком окружающего мира, предметов и их свойств, явлений, а также на развитие логики, внимания, памяти.

Можно предложить 2–3-летнему малышу:

  • найти названный мамой предмет на картинке, в комнате или во дворе;
  • найти пару из нескольких похожих предметов;
  • найти вокруг предметы заданной формы (квадратные, круглые, прямоугольные);
  • отыскать одинаковые рисунки на одежде, посуде;
  • сортировать предметы по размеру или цвету (например, белье для стирки);
  • разложить предметы по местам, используя понятия «право-лево», «позади-впереди», «выше-ниже»;
  • собрать рисунок, разрезанный на 3–4 детали;
  • складывать матрешки друг в друга;
  • отгадывать рифмованные загадки;
  • отыскать высокие и низкие предметы (шкафы, стулья, дома), узкие и широкие (дороги, коврики, коридоры), короткие и длинные (карандаши, шарфы, линейки);
  • подобрать к нарисованной тени соответствующий предмет;
  • найти, какой детали на картинке не хватает;
  • найти предмет по двум указанным признакам (круглый и синий, квадратный и красный);
  • поиграть во «что пропало» или «что появилось»;
  • поиграть в прятки;
  • поиграть на улице с тенью, солнечным зайчиком, снегом, ветками, шишками, песком;
  • рассортировать предметы или картинки по обобщающим признакам (одежда, птицы, пища, мебель).

В этом возрасте малышей можно ненавязчиво знакомить с основами арифметики и счета. Подробнее об этом читайте в блоге.

Не передавайте малыша в «ведение» телевизора. Какой бы познавательной и развивающей вам ни казалась передача, длительное пребывание перед телеэкраном для растущего организма ребенка совсем не полезно.

Ребенок играет с крупой

Развитие сенсорных ощущений

Для развития сенсорики в 2–3 года можно позаниматься с ребенком:

  • изучением запахов, вкусов (найти предмет по запаху, назвать вкус с закрытыми глазами, найти предмет такого же запаха или вкуса, как предложенный);
  • изучением холодных, теплых, горячих поверхностей (например, регулируя температуру воды в кране);
  • описанием тактильных ощущений от прикосновения разных предметов (твердый, мягкий, гладкий, шершавый, пушистый, колючий);
  • поиском материала, который соответствует предложенному образцу (кусочку картона, шелка, ваты, шерсти).
    Ребенок с детским ксилофоном

Первые математические навыки

Счет в пределах 10-20.

Считать можно что угодно: ступеньки на лестнице, машины на улице или машинки дома, количество яблок в холодильнике, печеньки в вазочке, шаги от ванны до комнаты, кубики лего, количество съеденных ложек каши, этажи в домах.
 Тренируйте понятия больше и меньше, выше и ниже.

Сравнить две машины, стоящие рядом. Два дерева во дворе. Пути из ванны до комнаты и до кухни. Расставить игрушки или формочки для песка по росту от самого маленького до самого большого.

Изучайте формы и фигуры предметов.

Наверняка ваш малыш уже знает что такое круг, квадрат, треугольник. Предложите ему найти в доме предметы определенной формы – похожие на круг, треугольник или другую геометрическую фигуру.

Логика, память, внимание и усидчивость

Предлагайте ребенку различные вариации сортировок

Самое простое – отсортировать предметы по одному простому признаку. Все мячики или все кубики, все предметы определенного цвета.

Более сложное задание собрать целую коллекцию сокровищ – предложите ребенку найти в доме определенное количество предметов одной формы, определенное количество предметов одного цвета. Например 5 круглых предметов и 3 желтых предмета. В такой игре вы тренируете и внимательность, и навыки счета, и учите цвета, и учите ребенка выполнять задания сопоставляя текст с реальными окружающими предметами.
Тренируйте память.

Разложите перед ребенком 3-4 картинки или 3-4 игрушки, попросите запомнить. Уберите одну и спросите что пропало.

Учите малыша собирать пазлы.

Начните с более простых, состоящих из 2-3 частей, а по мере того, как у ребенка получается собирать добавляйте пазлы из большего количества элементов. В магазинах продаются различные пазлы для самых маленьких. Так же вы можете сделать пазлы самостоятельно. Достаточно напечатать на домашнем принтере или в салоне серию карточек, можно тематических (звери, фрукты, овощи, цветы и т.п.) и разрежьте их ножницами на 2-3-4 части.

Развитие творческих способностей

Занятие «Лепка»
Для лепки лучше использовать не пластилин, а тесто. Оно более пластичное и безопасное.
Научите малыша отщипывать небольшие кусочки, катать шарики, колбаски. Можно использовать формочки, с помощью которых кроха сможет сделать фигурки. Ближе к трем годам ребенка можно учить лепить простые фигурки, например, снеговика, змею. Так же с помощью теста можно делать простые аппликации. На заранее подготовленный рисунок раскладывать небольшие кусочки теста, которые сын или дочь будет разглаживать, прикрепляя к картинке в соответствии с цветом.

пластилин шаблон

Занятие «Рисование»
Для рисования подходят карандаши, мелки, краски. Рисуя, малютка заодно учит цвета. Дети 2-3 лет, как правило, уже умеют рисовать линии, круги. Хорошо научить дитей изображать картинки, состоящие из этих элементов. Например, для того, чтобы малыш научился рисовать солнышко, желательно сначала показать самому, как это делается, затем нарисовать круг и несколько лучиков, а потом предложить ребенку дорисовать солнце. Скоро он научится самостоятельно рисовать. В этом возрасте нужно учить раскрашивать, не выходя за контур.
Дайте малышу большой лист бумаги и пусть ребенок рисует то, что хочется именно ему в данный момент.

раскраска для малышей

Занятие «Создание аппликаций»
Аппликации можно делать из бумаги, природных материалов, крупы.

аппликации для детей 2-3 лет

Видео «Развивающие занятия с детьми 2-3 года»

Развитие двигательной активности

Зарядка, гимнастика, танцы помогают ребенку поддерживать физическую форму. Малыша надо научить ходить по прямой линии, через преграды, лазить по лабиринтам, прыгать.

Давайте ребенку слушать различную музыку, чтобы он понимал понятие быстро и медленно, весело и грустно.

причеши машу

Продолжаем знакомство с окружающим миром

Помимо определенных упражнений, способствующих интеллектуальному развитию ребенка, следует расширять его познания окружающего мира. Естественно, получаемая информация должна быть доступна развивающемуся сознанию и соотноситься с возрастными возможностями. Больше рассказываем об уже знакомых вещах, смотрим видео, начинаем с животных:

  1. Изучаем подробности жизни животных. Где они живут, что едят, как называются части тела (рога, хвост, копыта). Рассказываем, что получает человек от коровы или овечки (молоко, шерсть). Узнаем, как называются их детеныши.
  2. Знакомимся с жизнью птиц. Узнаем, где они живут, что кушают, как зовутся их птенцы. Знания передаем через беседу с ребенком, рассказывая ему о том, что есть домашние и дикие птицы. Какую пользу приносят птички человеку, как они живут в лесу.
  3. Расширяем познания о насекомых. Муравей строит муравейник, пчела летает по цветкам и собирает пыльцу, чтобы сделать мед, гусеница питается листьями. Рассказ о насекомых должен строиться в позитивном ключе. Родители объясняют крохе, что все букашки живые, что у них есть детки, что они, как и мы, дышат, у них есть свое предназначение в окружающем мире.
  4. Наблюдаем за природными явлениями (снег, дождь, радуга) и объясняем их появление. Почему идет дождик, откуда берутся снежинки.
  5. Изучаем характерные для местности проживания семьи деревья и цветы. Гуляя в парке, называйте деревья, которые видите. Увидев клумбу с цветами, покажите сыну или дочке некоторые цветы и скажите, как они называются.
  6. Запоминаем названия фруктов, грибов, овощей, ягод, которые встречаются нам в повседневной жизни. Проверяем, запомнил ли кроха названия, предлагая выбрать грушу или яблоко.
  7. Разбираемся в понятиях материала, объясняем, из чего сделаны окружающие нас предметы (дерево, металл, бумага, стекло, камень).

Нужно поощрять любознательность крохи, по мере возможности давая ответы на его вопросы. Если родители не могут объяснить какое-то явление, имеет смысл пообещать ребенку позже вернуться к вопросу, но только не забыть об этом.Изучение названий цветов

Развитие мелкой моторики

Все так же актуальны для ребенка игры на развитие мелкой моторики. Если вы хотите подобрать для себя вариант такой игры, то в нашей статье: Игры для развития мелкой моторики для детей раннего возраста 1-3 мы уже предлагали 25 идей разнообразных игр с подручными материалами, которые очень нравятся детям.

Развиваем интеллект

Полезные уроки и задания, которые помогают развивать у малышей этого возраста логическое мышление, память и внимание, могут быть следующими.

  • Занятия с полезными развивашками. Это конструкторы, пирамидки, пазлы, матрешки, мозаика, лото, вкладыши, которые собираются последовательно, по мере увеличения или уменьшения размера предметов, что способствует изучению понятий «больше – меньше».
  • Нахождение цвета по названию.
  • Подбор геометрических фигур по образцу, в том числе – подбор соответствующих фигур к отверстиям.
  • Поиск лишнего предмета из предложенных по какому-то признаку.
  • Поиск предмета, который исчез из группы предложенных, определение места, где он находился. Для начала достаточно 3–4 предметов, постепенно их число увеличивают, а убирать со временем можно будет уже по 2.
  • Поиск целой картинки по предложенной детали.
  • Обобщение предметов в группы по определенному признаку (домашние животные, одежда, мебель, дикие птицы).
  • Выстраивание геометрических фигур в заданной последовательности, например в виде паровозика.
  • Подбор парных предметов или картинок.
  • Разгадывание загадок в стихотворной форме (отгадку подобрать легче из-за рифмы).

Также развивать логику можно, используя простые математические задания. Например, пусть ребенок раскрашивает картинку, подбирая цвета в соответствии с их цифровым обозначением. При этом важно проговаривать цвета и цифры вслух.

Дома или на прогулке ребенку младшего дошкольного возраста полезно считать выборочно: только яблоки в вазе с фруктами или только красные машины.

Можно предложить ребенку несколько предметов или картинок с их изображением, чтобы он выстроил их от большего к меньшему, а затем наоборот.
Ребенок лепит из пластилина

Развиваем слух малыша

Для развития слуха – общего и музыкального – ребенку полезно:

  • узнавать и называть различные звуки или шумы на прогулке и дома (ветер, машина, птица, животное, вода, чайник, фен и т. д.);
  • находить источник звуков (саму птицу, чайник, ворох листьев, кота);
  • играть на детских музыкальных инструментах;
  • слушать пение мамы и подпевать;
  • пританцовывать или отстукивать в такт музыке.
    Девочка рисует

Первый социум

Ребенок стремится разделить с мамой все бытовые хлопоты – это примета возраста. Пусть поможет, например, разложить салфетки, ложки, хлеб на столе, расставить тарелки, почистить вареные овощи, выбросить фантики или бумажки в урну, полить цветок, рассортировать белье для стирки по цветам – неважно, что потом мама все переделает заново! Пусть малыш развивает бытовые навыки, чтобы чувствовать себя полноценным, взрослым членом общества.

Подержите его устремления игрой в «сортировщика». Соберите в одну кучу чистую обувь и смешайте. Пусть ребенок разберет ее попарно, а затем расставит на места (либо разложит в несколько разных корзин по группам: тапочки, сапоги, туфли).

Игр для детишек этого возраста можно найти или придумать множество. Главное, чтобы они соответствовали уровню развития и интересам малыша, не утомляли длительностью процесса и не вызывали скуки.

Расширяем круг понятий

Подошло время расширения тем, которые в простой форме понятны детям. Даем простейшие их понятия, не перегружая внимание ребенка деталями. Составьте для себя конспект будущих занятий по дням, чтобы точно соблюдать задуманный план. Какие темы брать для занятий:

  • магазин;
  • врач, больница;
  • семья;
  • транспорт;
  • морской мир (моря, океаны, корабли);
  • железная дорога (поезда, рельсы, машинист, вагон);
  • аквариум (рыбки, жизнь подводного мира, наблюдение за обитателями аквариума);
  • город.

Дополняем знание мира сведениями о человеке и его деятельности, исследуем мир бытовой техники, знакомимся с профессиями. Возьмите такие темы для обсуждения:

  • Трудовая деятельность человека. Учим понимать, что делает человек: мама подметает пол, моет посуду, папа ремонтирует кран. Воспитываем уважительное отношение к чужому труду.
  • Изучаем человека. Учим части тела, беседуем о здоровье и личной гигиене, объясняем ее значение.
  • Знакомим с домашней бытовой техникой, объясняя ее предназначение. Рассказываем о правильном обращении с ней, со столовыми приборами, указываем на опасности.
  • Знакомимся с профессиями. Совмещаем тему с изучением других тематик. Например, транспорт – шофер, больница – доктор.
  • Родителям, планирующим водить малыша в детский сад, стоит подготовить его к новым обстоятельствам, в игровой форме воспроизводя ситуацию расставания с мамой, сон в другом доме, знакомство с воспитателем.

Знакомство с профессиями

Изучение окружающего мира

Расскажите про свойства предметов

На примерах конкретных игрушек и вещей которые есть у вас в доме показывайте разницу между твердым и мягким, сухим и мокрым, съедобным и несъедобным.

Классифицируйте предметы – мебель, животные домашние, животные дикие, игрушки, растения, еда.

Если у вас есть карточки с изображениями этих предметов – предложите ребенку сортировать их.

Продолжайте изучать животных.

Скорее всего ребенок уже знает основных животных, может показать их пальчиком на картинке. Расширяйте знания – рассказывайте какие животные дикие, какие домашние. Классифицируйте. Рассказывайте кто чем питается и где живет.

Изучайте природу и природные явления

Рассказывайте ребенку про погодные явления, времена года. Наблюдайте за текущей погодой.

Дома можно сделать простую карту наблюдения за погодой и после прогулки предлагать малышу составить карту сегодняшней погоды. Светило ли солнышко или было пасмурно, шел ли дождик или снег, был ли ветер?

Развивающие игры и занятия для детей

Что развивает речь?

Как уже было сказано, речевые навыки у ребенка с двухлетнего возраста развиваются стремительно. Какие игры в этом могут помочь? Все, которые развивают внимание, логику, мышление, память, мелкую моторику, координацию рук, дыхание, подвижность губ, щек и языка (артикуляцию), побуждают ребенка к высказываниям. Чем больше таких игр проводится с ребенком, тем более совершенной будет его речь.

Мышление, координацию, воображение, мелкую моторику развивают:

  • рисование, раскрашивание (подойдут готовые альбомы для самых маленьких);
  • рисование пальцами и ладонями по муке, манке, крупам;
  • лепка из теста или пластилина;
  • игры с песком – простым и кинетическом (о нем мы рассказали здесь);
  • аппликация;
  • игры с мозаиками, пазлами, наклейками;
  • занятия с сортерами, пирамидками, кубиками, вкладышами, конструкторами;
  • шнуровки;
  • пальчиковая гимнастика (о ней тоже есть статья).

Артикуляцию задействуют такие занятия:

  • проговаривание чистоговорок, скороговорок, считалок;
  • рожицы перед зеркалом с показыванием зубов, языка, надуванием щек;
  • игры-подражания (голосам птиц, животных, бытовых приборов или устройств);
  • произнесение фраз громко, тихо, шепотом.

Дыхание развивается, когда ребенок задувает свечу, дует на одуванчик, сдувает мыльную пену с рук, пускает мыльные пузыри, «баламутит» воду в стакане через соломинку.

Можно предложить малышу игру в «снежки». Положите на столе несколько ватных комочков для каждого игрока (хорошо, если это будут все домашние). Пусть они сдувают эти «снежки» на пол. Конечно же, побеждает кроха!
Ребенок помогает маме

Основы правил дорожного движения

Если вы еще не обсуждали с ребенком тему правил дорожного движения, то возраст 2-3 лет самое время, чтобы начать.

Покажите дорогу, понаблюдайте как по ней ездят машины. Объясните чем опасна дорога. Покажите пешеходные дорожки.

Понаблюдайте как работает светофор, пешеходный переход. Регулируемый и нерегулируемый. Несколько раз пройдитесь по пешеходному переходу, объясняя правила перехода улицы.

Не ограничивайтесь одним разговором, проговаривайте базовые правила каждый раз, когда идете куда-то вместе. Спрашивайте у ребенка – как он считает как себя нужно вести, что нужно делать, когда можно переходить улицу, а когда нужно подождать.

Восприятие, мелкая моторика, речь

Эти три фактора тесно взаимосвязаны между собой, поскольку тактильное восприятие развивает не только органы чувств малыша, но и мелкую моторику, а она, в свою очередь, помогает развивать речь.

Развивая восприятие, ребенок в этом возрасте учится распознавать предметы по цвету, размеру, фактуре, запаху, вкусу, звукам. Для этого полезны следующие упражнения.

  • Определение фактуры предметов на ощупь (предлагаются предметы самой разной фактуры: гладкие, шершавые, пушистые, рыхлые, резиновые, металлические). Это можно делать с закрытыми глазами либо сложив предметы в мешок, чтобы ребенок вытаскивал их на ощупь и угадывал, не глядя.
  • То же самое можно проделывать с геометрическими фигурами.
  • Отгадывание животного или птицы по аудиозаписи его голоса (или когда малыш слышит их в жизни, но не видит – к примеру, птицу на ветке).
  • То же самое можно проделывать с бытовыми приборами, транспортом. Главное, чтобы ребенок не видел объект, который ему необходимо узнать.
  • Игры с такими полезными развивалками, как сенсорные мешочки (или кубики). Их наполняют различным материалом (ватой, полиэтиленом, травами, крупами).
  • Угадывание продуктов, специй, других веществ по запаху с завязанными глазами.
  • То же самое полезно и для определения вкуса (продукт нужно угадать, не глядя, а лишь попробовав).

Мелкую моторику у детей дошкольного возраста прекрасно развивают игры, в которых ребенку нужно действовать пальцами: рисование, лепка, аппликация, шнуровка, сортировка (к примеру, фасоли и макарон), работа с мозаикой, нанизывание на нить бусин или пуговиц, застегивание кнопок, пуговиц, закручивание крышек.
Девочка играет с сенсорной коробочкой

Можно создать картину из разных круп. Пусть ребенок посыпает на бумаге, смазанной клеем, различные крупы по нужным контурам.

Весьма занимательно бывает просто порисовать пальчиками по манной крупе, песку, муке.

Развитию мелкой моторики способствует также пальчиковая гимнастика. Подробнее о ней рассказано здесь.

Непосредственно речь в этом возрасте развивать следует, прежде всего, используя артикуляционную гимнастику (о ней говорилось в данной статье). Развитию речи также способствует подражание голосам животных или птиц, повторение скороговорок и чистоговорок, разучивание стихов и песен. Прекрасно развивает речь умение описывать картинку, составлять по ней рассказ, пересказывать услышанную сказку.

Можно показать ребенку картинки с изображением разных времен года или времени суток. Пусть расскажет, что он видит, почему он сделал именно такой вывод.

Для развития речи весьма полезно расспрашивать ребенка, стимулируя диалоговую речь. Спросите, как прошел его день, что нового он узнал, что ему понравилось делать, где побывал, что кушал, какая сегодня погода…
Ребенок в наушниках

Сенсорное

Такое развитие задействует органы чувств ребенка – осязание, вкус, обоняние, зрение, слух. Во время занятий сенсорикой кроха улучшает тактильную чувствительность, учится распознавать предметы по запаху и вкусу. Такие занятия в трехлетнем возрасте могут включать:

  • Определение фактуры предметов.
  • Определение геометрических фигур на ощупь.
  • Угадывание животных по звукам, которые они произносят.
  • Игры с сенсорными мешочками и коробками.
  • Угадывание предметов по запаху.
  • Угадывание продуктов питания по вкусу.

Ребенок с тестом для лепки

Развитие речи у детей с помощью дидактических игр

Кошки — мошки.

Придумывайте про стихи четверостишия, где рифмуется знакомые ребёнку слова, например, кошка – картошка, мышка — малышка, кусать — бросать, кружить — дружить, и так далее.

Беленькая кошка
К вышла на дорожку

Прилетела мошка
Укусила кошку.

Прилетела муха,
Я села мне на ухо.

И щекочет ушко
Озорная мушка.

Как у нашей свинки
Жесткая щетинка.

Мы погладим свинку
По колючей спинке.

Ча-ча-ча.

Придумываете простые рифмованные строчки, проговаривая их или напевайте во время игры, на прогулке, во время купания. Вскоре ребенок запомнит и научиться заканчивать фразу словами в скобках.

Ча-ча-ча- (мы увидели грача);

Чу-чу-чу- (на приём идем к врачу);

Жа- жа -Жа- (мы увидели ежа);

Цу-цу-цу — (мы поесть несём птенцу);

Ла-ла-ла- (у гусей по Два крыла);

Ко-ко-ко – (не ходите далеко);

Ом-ом-ом – (мы найдём красивый дом);

Ух-ух-ух- (загоняй коров пастух);

Ра-ра-ра- (дождик капает с утра);

Бы-бы-бы- (выросли в лесу грибы);

Ай-ай-ай – (жук скорее залетай);

Ой-ой-ой – ( нам пора идти домой).

Курица.

Для игры вам потребуется:

  • Картинки с изображением курицы, петуха, цыплят.

Покажите малышу картинку. Объясните, что это куриная семья. Курица-мама, петух — папа, цыплята-дети. Вспомните, как кудахчет курица, кукарекает петух и пищат цыплята.

Обратите внимание ребенка, что курица и петух покрыты перьями, а цыплята жёлтые нежным пушком. «Посмотри, маленькие цыплята похожие на желтые пушистые комочки».

Покажите малышу, как ходит петух в-пройдитесь по комнате, заложив руки за спину, подняв голову, высоко поднимая ноги в коленях. Попросите ребенка походить также, похлопайте крылья-руками, прокукарекайте. Поиграйте в курочку. Затем бегайте и пишите, как цыплята, поклюйте пальчиками зёрнышки.

Почитать ребенку русские народные потешки:

Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки-желтые цыплятки,
Ко — ко – ко, ко – ко-ко не ходите далеко!
Лапками гребите зернышки ищите.

Кто в домике живёт?

Для игры потребуется:

  • Картинка с изображением собаки.
  • Картинка с изображением щенка.
  • Картинка с изображением кошки.
  • Цветные кубики.

Покажите ребёнку картинку с собачкой и спросите: «Кто это? «Прокомментируйте, как разговаривает собака: «гав-гав.» Ребёнок должен сказать, что это лает собака. Попросите детей или ребенка продемонстрировать, как лает щенок.

Щенок — это маленькая собака поэтому лаять будет тише. Дети должны повторить звукосочетания гав-гав 3-4 раза. Покажите ребёнку изображение кошки. Просите детей: «Кто это, кто говорит мяу — мяу.» Ребёнок должен ответить, что это за животное.

«Пошли зверушки домой» картинки убираются за цветные кубики. Отгадайте кто в этом домике живет. Вы произносите звуки, которые поминают лай собак: «гав-гав. » Дети должны ответить — это собака она гавкает. Тоже самое продемонстрируйте с карточкой кошки.

Игра помогает познать животный мир, а также тренирует речевой аппарат ребенка к произношению разных звуков.

Необычная песенка.

Суть игры в том, чтобы ребёнок распевал гласные звуки на мотив любой знакомой ему песенки. Вы говорите: «Однажды жуки бабочки и кузнечики поспорили кто лучше всех поёт песенку. первыми выступили большие толстые жуки они важно пели О-О-О. » Ребёнок пропевает любую мелодию со звуком О.

Затем вы говорите: «Затем выпрыгнули бабочки, они звонкой весело запели песенку А-А-А.» Ребёнок исполняет туже мелодию, но со звуком А. За тем вы говорите: «Последними вышли музыканты кузнечики, они заиграли на скрипочках И-И-И.» Ребёнок напевает ту же самую мелодию на звук И. И тут на полянку вышли все и начали распевку со словами, и сразу же все жучки бабочки кузнечики чтобы поняли что лучше всех поёшь только ты.

Громко тихо.

Цель этой игры научить ребёнка менять силу голоса: говорить, как громко, так и тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Для игры нам потребуется:

  • Парные игрушки разных размеров, 2 машинки, большой и маленький барабан, большой и маленький самолёт.

Показывайте ребенку 2 машинки и говорите: «Когда едет большая машина, она подаёт сигнал громко: «би-би». Как подаёт сигнал большая машина? «Ребёнок громко произносит: «би-би». Вы продолжаете: » А маленькая машина сигналит тихо: «би-би-би». Как сигналит маленькая машина? «Ребёнок тихо произносит: «би-би».

Убираете обе машины и говорите: «Сейчас будь внимателен, как только поедет машина, ты должен подать сигнал, не ошибись, большая машина сигналит громко, а маленькая тихо». Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Что помогает интеллектуальному развитию?

Наш мир многогранен, в нем есть музыка и живопись, театр и балет. Искусство – это важный развивающий инструмент для формирования интеллектуальных способностей детей. Ребенку надо знать и чувствовать:

  • Музыку. Слушайте со своим сокровищем классические произведения, которые просветляют душу и сознание. Сопровождайте прослушивание интересными историями, сказками. Дети любят веселые детские песенки, они с удовольствием запоминают слова и начинают подпевать. Используйте программу Железновых, обучая кроху логоритмике, поощряйте его попытки танцевать.
  • Рисование. Художества 2-х летнего мастера далеки от совершенства, но это уже не каляки-баляки. Дети в этом возрасте умеют осознанно рисовать кружочки и линии, они делают попытки изобразить близких, себя. Стараются закрашивать картинки, не выходя за края изображения. Примите участие в творчестве маленького человека, нарисуйте круг и предложите ему продолжить рисунок, чтобы получилось солнышко. Можно нарисовать девочку и шарики над ней, пусть кроха дорисует веревочки к шарикам. Используйте для рисования пальчиковые краски.
  • Ролевые игры. Прекрасный вариант для интеллектуальных занятий с детьми. Малыши сами с удовольствием придумывают сюжеты таких игр: играют в магазин, лечат кукол. Ваше участие в действие должно быть минимальным, вы можете изобразить больного или купить что-то в магазине, но главная роль у ребенка. Если в вашей семье есть старшие дети, пусть они помогут вам в обучении брата или сестры.

Устраивайте для детей тематические недели, посвященные изучению отдельной темы. Наполняйте их духовный мир музыкой и живописью. Постоянно вовлекайте в обсуждение событий и ситуаций, происходящих вокруг него. Учитывайте предпочтения вашего чада, действуйте мягко, без понукания и приказаний, заинтересовывайте малыша занятиями, превращая их в игру.

Оцените

Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала

  • Маленькие дети очень неусидчивые. Внимание ребенка может быть сфокусировано на одном деле очень короткое время. Игра должна длиться 10-15 минут, иначе малыш потеряет к ней интерес и игра не логически не завершиться.
  • Не начинайте играть за несколько часов до сна или перед едой. Ребенок разыграется, и не сможет заснуть.
  • Игры надо планировать заранее. Приготовить все необходимые предметы. Купите всё что нужно: клей, цветную бумагу, картон, блестки и прочее.
  • Если применяете готовые наборы для игр не отдавайте эти игрушки детям в постоянное пользование. После игры складывайте и убирайте игрушки.
  • Не подстраивайте своего ребенка под инструкции в игре. Учитывайте особенности своего малыша. Не спешите и не заставляйте ребенка усвоить больше чем он сможет.
  • Воспитывайте аккуратность и любовь к чистоте. Только единственное замечание не кричите на ребенка, не обвиняйте его в неряшливости. Самое лучшее что вы можете сделать для воспитания тех или иных качеств в своем ребенке – это быть примером.
  • С детьми можно играть один на один. Но более эффективно будет проходить обучение в игровом стиле, если будут участвовать детки разных возрастов. Ребенок двух лет и ребенок 4 лет. Младшие повторяют за старшими более охотно. Даже если детки одного возраста будут делать что-то вместе, им уже не будет скучно.
  • Следите за размером предметов, которые вы применяете в игре. Мелкие предметы ребенок может проглотить или вдохнуть. Детям в возрасте 2-3 года очень нравиться все попробовать на вкус.

МЯЧ В КРУГУ

Задачи: Совершенствовать навык отталкивания мяча, учить ориентироваться в пространстве, развивать фиксацию взора, активизировать прослеживающую функцию глаза.

Содержание игры: Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Педагог (взрослый) дает одному из участников игры мяч-Колобок (на нем нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает стихотворение.

«Колобок, Колобок,

У тебя румяный бок.

Ты по полу покатись

И Катюше (ребятам) улыбнись!»

По просьбе педагога (взрослого) («Катенька, покати мячик Диме») девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени, и т. д.

Указания.

Мяч нужно отталкивать посильнее, чтобы он докатился до другого участника игры, а также подавать выкатившийся из круга мяч.

Дозировка: каждый ребенок прокатывает мяч 2-3 раза.

ПРОКАТИ МЯЧ

Задачи: Учить детей катать мяч двумя руками друг другу.

Содержание игры: Дети подходят к стульям (скамейке, на которых заранее разложены мячи большого диаметра, берут их и становятся на исходную линию, обозначенную шнуром. По команде воспитателя: «Покатили!», оттолкнув мяч двумя руками, прокатывают его в прямом направлении и догоняют. На исходную линию малыши возвращаются шагом. Упражнение повторяется.

Правила: Выполнять задание по команде воспитателя «Покатили!»

Варианты: Катание мяча под дугу одной рукой.

ЛОВИ МЯЧ

Задачи: Учить бросать мяч вперёд двумя руками снизу (из-за головы, от груди); развивать элементарные навыки попадания в цель, развивать глазомер, ловкость, координацию движений.

Содержание игры: Дети становятся в круг. Инструктор с большим ярким мячом (диаметр 18-20 см) стоит в центре круга и поочередно бросает мяч, называя имя ребенка: «Вова, лови мяч!». Тот, кого назвали, ловит мяч и бросает его инструктору.

ПОПАДИ В ВОРОТЦА

Задачи: Учить ребенка прокатывать мячи (шары, обручи) в нужном направлении, совершенствовать навык отталкивания мяча при катании.

Содержание игры: Малыш сидит на стульчике, по Вашей просьбе встает и подходит к обозначенному воспитателем месту, впереди которого на расстоянии 2-3 шагов стоят воротца — дуги. Ребенок наклоняется, берет один из лежащих на полу мячей и прокатывает его, стараясь попасть в воротца. Прокатив 3-4 мяча, ребенок идет и собирает их.

Варианты: сбивание кеглей.

МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ

Задачи: Развивать у детей умение прыгать ритмично, в соответствии с текстом стихотворения, выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, в подпрыгивании на 2 ногах.

Содержание игры: Дети сидят на стульях, поставленных в разных местах комнаты. Воспитатель находится в центре. Берет большой мяч и начинает отбивать его рукой о землю, говоря: «Мой веселый, звонкий мяч…». Воспитатель подзывает к себе детей и предлагает им попрыгать как мячики. Дети прыгают в том же темпе.

Воспитатель кладет мяч и повторяет стихотворение, делая движение рукой, так, как будто отбивает мяч, а дети прыгают. Закончив стихотворение, воспитатель говорит: «Догоню!». Дети убегают.

Правила: Убегать можно только после слов: «Догоню!»

Варианты: Воспитатель имитирует отбивание движение мяча, показывая на детях (они мячики, затем они катятся, бегут в разных направлениях). Можно поставить рядом с собой несколько детей, которые будут вместе с ним отбивать свои мячи, затем ловить убегающих.

ЗАЙКА БЕЛЕНЬКИЙ СИДИТ

Задачи: Развивать у детей умение согласовывать движение со словами. Упражнять в беге. В подпрыгивании на двух ногах, нахождении своего места. Способствовать развитию речи.

Содержание игры: На одной стороне площадки отмечаются места зайцев. Каждый становится на свое место. По сигналу воспитателя «Бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого назначает воспитатель, становится в середину. Дети с воспитателем произносят стихи и выполняют движения под текст:

Зайка беленький сидит и ушами шевелит,

— дети стоят в кругу,

Вот так, вот так он ушами шевелит!

– шевелят кистями рук, подняв их к голове.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть – хлопают в ладоши.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать

Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать – прыгают на 2 ногах на месте.

Кто-то зайку испугал, зайка прыг и ускакал! – воспитатель хлопает в ладоши, дети разбегаются по своим домам.

Правила: Дети убегают только после слов «И ускакал!», а собираются в круг после слов «Бегите в круг!»

Варианты: На полу выложить шнур со связанными концами. По сигналу перепрыгивают шнур. В середину можно поставить нескольких зайцев.

ПТИЧКИ В ГНЁЗДЫШКАХ

Задачи: Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Содержание игры: С одной стороны площадки свободно раскладывают обручи («гнёздышки») по количеству детей. Каждый ребёнок («птичка») стоит в своём «гнёздышке». По сигналу воспитателя дети – «птички» выбегают из обручей – «гнёзд» — и разбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует кормление «птиц» то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – «клюют» корм.

«Полетели птички в гнёзда!» — говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч. Игра повторяется.

Правила: Не толкаться, помогать друг другу вставать в обруч, использовать всю площадь, выделенную для игры.

Варианты: Разложить 3-4 больших обруча – «в гнезде живёт несколько птиц». На сигнал: «Полетели птицы в гнёзда» — дети бегут, в каждый обруч встают 2-3 детей.

ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК

Задачи: Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.

Содержание игры: Все играющее сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек. Дети должны по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову «Пошли!» 5 детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь». Все дети должны перейти через ручей.

Правила: Проигравшим считается тот, кто вступил ногой в ручеек.

Перебираться можно только по сигналу.

Варианты: Увеличить расстояние между шнурами, обходить предметы, перебираясь на другой берег. Прыгать на одной ноге.

Три медведя

Вместе с малышом расставьте на столе три комплекта посуды так, чтобы большая ложка лежала около большой тарелки, средняя — около средней, а маленькая — около маленькой. Точно так же расставьте стулья.
Инсценируйте сказку «Три медведя». Папа исполнит роль медведя Михаила Потаповича, мама — медведицы Настасьи Петровны, а малыш — маленького медвежонка.

Игра развивает воображение, дает возможность сравнить понятия «большое — маленькое» и поднимает настроение.

Стойкий оловянный солдатик

Как стоит на одной ноге стойкий оловянный солдатик? Покажите малышу!Пусть малыш попробует постоять на одной ножке, а вы в это время читайте ему стишок:

На одной ноге постой-ка.
Будто ты солдатик стойкий.
Ну, смелее подними.
Да гляди, не упади.
А сейчас постой на левой.
Если ты солдатик смелый.
А сейчас постой на правой.
Если ты солдатик бравый.

Игра развивает координацию, помогает научиться различать понятия «правый» и «левый».

Потанцуем!

Спойте песенку на стихи Ануфриевой, а малыш повторяет за вами движения:

Мы ногами топ-топ-топ,

(ходите по комнате, высоко поднимая ноги)

А в ладошки хлоп, хлоп, хлоп!

(хлопайте в ладоши)

Ай да малыши, ай да крепыши!

По дорожке мы шагаем

(ходите по комнате)

И в ладошки ударяем. 

(хлопайте в ладоши)

Toп-топ, ножки, топ! 

(топайте, стоя на месте)

Хлоп, хлоп, ручки, хлоп! 

(хлопайте)

Ай да малыши! 

(кружитесь, положив руки на поясе)

Ай да крепыши!

Танцы развивают чувство ритма, творческие способности.

Кто как ходит?

Поиграйте с малышом в разных животных. Как они ходят?
Пройдитесь, изображая верблюда, то есть медленно
и важно, выбрасывая вперед ноги. А малыш пусть повторит.
Изобразите лошадку. Отлично, а теперь пусть он покажет.
Покажите лисичку — пройдитесь на носочках.
Потом мишку косолапого — потопайте вразвалочку.
Поскачите зайчиком — то прямо, то в сторону.

Игра развивает творческие и физические способности.

Кто не любит одеваться?

Если малыш не любит одеваться, нужно сделать этом занятие веселым и увлекательным.
Правила игры довольно просты: одевая малыша, скажите ему, что его ручки, ножки, животик, спинка играют с ним в прятки.
Надевая носочки, приговаривайте: «Маленькие пальчики хотят поиграть с малышом в прятки. Сейчас мы наденем носочек и посмотрим. Точно, нет пальчиков — они спрятались!»
Когда вам нужно будет раздеть кроху, измените правила: находите спрятанные ручки, ножки, пальчики.

Игра развивает воображение и поднимает настроение.

Настольные игры для маленьких детей

Настольные игры развивают в детях усидчивость, логическое мышление. Для детей 2-3 лет не нужно покупать сложные настольные игры. Игра должна быть понятна и интересна малышу.

Какие настольные игры подходят для такого возраста? Это могут быть:

  1. Карточки с временами года, животными, цветами
  2. Магнитная доска с животными, цифрами, буквами
  3. Элементарные пазлы из 3-4 элементов
  4. Деревянные конструкторы с различными элементами

В этом возрасте дети будут заинтересованно лепить из пластилина, рисовать карандашами или красками.


Настольная игра для детей 2-3 лет

Также можно соорудить интересную игру своими руками. Для этого вам понадобится:

  1. Пустой лоток
  2. Крупа (гречка, горох, рис)
  3. Крупные камушки или бусинки

В лотке с крупой спрячьте бусинки. Пусть ребенок попробует их все найти. Эта игра рассчитана на улучшение мелкой моторики пальцев.

Важно: Если в игре используются мелкие элементы или детали, родители обязательно должны присматривать за ребенком.

Видео: Настольные игры для детей 2-3 лет

Сюжетно-ролевая игра для 2-3 летних детей

С раннего возраста дети пытаются подражать взрослым. Они повторяют бытовые ситуации, интонацию, поведение взрослых. Роль родителя в сюжетно-ролевой игре велика. В 2-3 года ребенок еще не может самостоятельно смоделировать ситуацию. Родитель должен помочь, натолкнуть, подсказать.

Предложите ребенку поиграть в такие игры:

  • Дочки-матери
  • Прием у врача
  • В магазине

Пусть ребенок исполняет роли продавца, больного или врача, заботливой мамочки или папочки. Союзником в сюжетно-ролевых играх могут быть родители или игрушки.


Игра в доктора

Режиссерская игра для малышей

Режиссерская игра очень похожа на сюжетно-ролевую. Отличие состоит в том, что ребенок не принимает на себя роль, а наделяет ролями другие неодушевленные предметы (игрушки).

  1. Режиссерскую игру ребенок начинает понимать к трем годам. Суть в том, что малыш выступает в роли режиссера, он сам придумывает сценарий на ходу, определяет действия героев игры.
  2. Для того чтобы познакомить малыша с режиссерской игрой, поиграйте перед ним сначала сами. Ребенок увидит вашу игру, он быстро поймет, что нужно делать.
  3. Первые режиссерские игры ребенка будут очень простыми. Они состоят из 2-3 предложений.
  4. Особенно любят играть дети в режиссерские игры с маленькими игрушками, такими как игрушки из «Киндер-сюрпризов»

Игра — основной способ познания мира ребенком. Уделяйте побольше внимания игре со своими детьми, но помните, что в возрасте 2-3 лет дети не могут еще сосредоточиться надолго. С помощью игры можно помочь ребенку расти счастливой, гармоничной и развитой личностью.

ЦЕЛЬСЯ ТОЧНЕЕ

Задачи: Учить бросать мяч вперёд двумя руками снизу (из-за головы, от груди); развивать элементарные навыки попадания в цель, развивать глазомер, ловкость, координацию движений.

Содержание игры: Ребенок держит в руке маленький мяч или мешочек с песком. Поставьте ящик или большую корзину (расстояние от цели до детей не более 1,5-2 м). Предложите ребенку бросать мяч, который находится у него в руках, в ящик (корзина, сетка).

Источники

  • https://o-krohe.ru/razvitie-rebenka/3-goda/
  • https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/zanyatiya-dlya-detey-3-4-let
  • https://karamellka.ru/razvivayushhie-igry-dlya-detej-2-3-let.html
  • https://Razvivashka.online/games/igry-dlya-detey-2-3-let
  • https://happykids.world/razvivayushhie-igryi-dlya-detey-2-3-let/
  • https://bebiklad.ru/loqicheskie-zadachi/zanyatiya-dlya-detey-2-3-goda
  • https://VseProRebenka.ru/razvitie/igry/zanyatiya-s-detmi-s-2-let.html
  • https://DetskijVopros.ru/moya-semya/interesnye-razvivayushchie-igry-dlya-detej-2-3-goda-s-roditelyami-doma.html
  • https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-podvizhnyh-igr-dlja-detei-2-3-let-1246646.html
  • https://www.smart-kiddy.ru/igry-s-detmi/podvizhnye-igry/125-podvizhnye-igry-dlya-detej-doma/803-ot2do3let.html
  • https://heaclub.ru/vo-chto-poigrat-s-rebenkom-2-i-3-goda-syuzhetno-rolevye-rezhisserskie-didakticheskie-nastolnye-i-podvizhnye-igry-dlya-detej-2-i-3-let
[свернуть]
Поделиться:
Нет комментариев
Adblock
detector